Актуальность пневмонии у детей до года
Альберт Антоновзаслуженный деятель науки РФ, профессор, д.м.н., руководитель отделения реанимации, интенсивной терапии новорожденных и выхаживания маловесных НЦ АГиП РАМН
Содержание:
- Какая бывает пневмония у детей до года
- Особенности пневмонии у детей раннего возраста
- Как распознать пневмонию у ребенка до года
- Лечение пневмонии у детей
- Профилактика пневмонии у маленьких детей
- Врожденная пневмония
Одно лишь упоминание о пневмонии обычно вызывает серьезную тревогу у родителей грудничков — и не без оснований. Дети первого года жизни страдают этим заболеванием в десятки раз чаще, чем школьники. «Пик» заболеваемости приходится на возраст от 3 до 9 месяцев. К сожалению, именно для ребенка до года пневмония представляет особую опасность: особенности их организма таковы, что при неправильном лечении воспалительный процесс быстро распространяется, может нарушиться работа других систем (мочевыделительной, нервной, пищеварительной), значительно уменьшаются и без того ограниченные дыхательные возможности легких.
Бронхиальное дерево потому так и называется, что похоже на настоящее дерево, только перевернутое. Его «ствол» — это трахея, которая разделяется на две мощные ветви — правый и левый главные бронхи, которые потом, уже в глубине легких, дробятся на все более тонкие веточки, только они окружены не листьями, а гроздями мельчайших пузырьков, называемыми альвеолами. Общее количество альвеол достигает сотен миллионов. В альвеолах и происходит газообмен: кислород из них поступает в кровь, а та, в свою очередь, отдает в альвеолы углекислый газ. У плода легкие находятся в нерасправленном состоянии. Когда малыш рождается и делает первый вдох, альвеолы наполняются воздухом, и легкие расправляются. К моменту рождения ребенка бронхиальное дерево уже сформировано: легкие, как и у взрослых, разделены на доли, а те, в свою очередь, — на сегменты. Правое легкое имеет 3 доли: верхнюю, среднюю и нижнюю, а левое — только две: верхнюю и нижнюю, однако объем легких примерно равный. Воздух лучше проходит в верхние сегменты легких, задненижние сегменты снабжаются воздухом хуже. Главные бронхи и крупные сосуды, входящие и выходящие из легких, образуют так называемые корни легких.
Альвеолы поддерживаются в расправленном, рабочем, состоянии с помощью специального поверхностно-активного вещества — сурфактанта, который в нужном количестве образуется в легких плода только в третьем триместре беременности. У детей, родившихся намного раньше срока, возникают трудности с дыханием; как правило, причина этого заключается в том, что из-за нехватки сурфактанта альвеолы легких еще не готовы к работе.
Какая бывает пневмония у детей до года
Пневмония (от греч. pneumon — легкие) — это острое инфекционно-воспалительное заболевание легочной ткани. Как правило, болезнь развивается постепенно. Сначала появляются общие симптомы недомогания: бледность, беспокойство, ухудшение сна, срыгивания, иногда — нарушение стула, снижение аппетита. Кроме того, отмечаются признаки инфекции дыхательных путей: затруднение носового дыхания, чихание, сухой, беспокоящий ребенка кашель. У больного может подняться температура. Однако «коварство» пневмонии — в том, что она протекает при невысокой (до 38°С) или даже при нормальной температуре тела. Через некоторое время появляется синева (цианоз) кожи в области носогубного треугольника, усиливающаяся при крике и сосании. Все эти симптомы должны насторожить родителей: при их появлении ребенка следует срочно показать врачу.
При дальнейшем развитии заболевания у ребенка учащается дыхание, может рушиться его ритм. Отмечается напряжение крыльев носа, которые становятся как бы неподвижными и бледными. Изо рта могут появиться пенистые выделения (чаще у детей первых трех месяцев жизни). Далее появляется «охающая» одышка, а крылья носа раздуваются. Появляются остановки дыхания (так называемые апноэ), которые у детей первых месяцев жизни особенно часты и продолжительны. Кожа больного ребенка приобретает сероватый оттенок. В патологический процесс вовлекается сердечно-сосудистая система, нарушается работа кишечного тракта. Появляются вялость, значительное снижение двигательной активности, может сохраняться беспокойство.
В зависимости от размера очага воспаления врачи выделяют следующие виды этого заболевания:
- Мелкоочаговая пневмония у грудничков встречается чаще всего. Очаг имеет относительно небольшой размер, воспаление в легочной ткани развивается как продолжение воспаления в соответствующем этому очагу бронхе.
- При сегментарной пневмонии воспаление поражает один или несколько сегментов легкого.
- При крупозной пневмонии воспалительный процесс захватывает значительные отделы легочной ткани — одну или несколько долей. Эта форма заболевания протекает более тяжело.
- Интерстициальная пневмония встречается довольно редко. В данном случае воспаление поражает не столько легочную ткань, сколько перегородки из соединительной ткани вокруг бронхов, альвеол.
Различают пневмонии острые (в этом случае заболевание длится до 6 недель) и затяжные, продолжительность которых более 6 недель.
С помощью фонендоскопа врач получает массу информации о биении сердца, дыхании ребенка. Выслушивание органов грудной клетки педиатр начинает с сердца. В этот момент осмотра врачу важно, чтобы ребенок не плакал, поскольку в этой ситуации тоны сердца значительно заглушаются. Сердце выслушивается главным образом по передней поверхности грудной клетки слева. Затем врач выслушивает дыхательную систему. У новорожденных детей дыхание часто очень тихое, его нюансы прослушиваются с трудом даже с помощью фонендоскопа. Поэтому педиатр может прибегнуть к хитрости — потереть малышу пяточку (надавливание на это место заведомо будет неприятно ребенку), после чего дыхание становится более глубоким и звучным. Плач ребенка, который всегда сопровождается глубоким дыханием, обычно помогает врачу.
Особенности пневмонии у детей раннего возраста
Воспаление легких обычно начинается на первой неделе острой респираторной инфекции. Хотя ОРЗ чаще имеют вирусную природу, на их фоне очень быстро «поднимает голову» бактериальная флора. Дело в том, что вирусная инфекция нарушает защитные барьеры дыхательных путей и легких, способствуя тем самым появлению очагов бактериальной инфекции; именно бактерии (например, пневмококки, стрептококки) и вызывают пневмонию. Бывает также вирусная пневмония, которую может вызвать вирус гриппа.
Развитию воспаления легких у детей первого года жизни способствует целый ряд факторов.
Прежде всего, это особенности органов дыхания грудничков. Короткие и узкие дыхательные пути, нежная и хорошо снабженная кровеносными сосудами слизистая оболочка облегчают распространение воспалительного процесса. Слабые движения грудной клетки, горизонтальное положение ребер предрасполагают к недостаточной вентиляции легких, особенно задних и нижних отделов. Застою крови в задненижних отделах легких способствуют также обильное кровоснабжение этого отдела легких и лежачее положение детей первых месяцев жизни. Недостаточная зрелость легочной ткани обусловливает развитие ателектазов (спадение и безвоздушность легочной ткани), в которых вольготно чувствуют себя микробы, что также приводит к воспалению.
Помимо анатомических особенностей, к факторам, способствующим развитию пневмонии у младенцев, можно отнести все, что так или иначе ослабляет защитные силы малыша: рахит, неправильное раннее смешанное и искусственное вскармливание, условия жизни, не учитывающие гигиенические потребности грудничка, острые респираторные инфекции, желудочно-кишечные заболевания и т.д.
Как распознать пневмонию у ребенка до года
Успех лечения пневмонии во многом зависит от правильной диагностики. Однако поставить диагноз грудному ребенку не всегда просто, особенно в начальной стадии, которая практически совпадает с началом острой респираторной инфекции. И на этой начальной стадии заболевания очень важна своевременная консультация врача. Между тем бывает, что родители списывают недомогание ребенка на какие-то банальные причины (например, на прорезывание зубов) и начинают доморощенное лечение несуществующей болезни, подчас «смазывая» картину реального заболевания и еще больше затрудняя постановку диагноза. Повторим еще раз прописные истины: не давайте грудному ребенку лекарств без консультации врача. Это касается и жаропонижающих препаратов, и откашливающих средств, и тем более антибиотиков.
Правильно поставить диагноз врачу помогает не только тщательный осмотр, прощупывание и выслушивание, но также дополнительные методы исследования — рентгенография грудной клетки, общий анализ крови. Дело в том, что, отдельно взятые, осмотр и дополнительные обследования не гарантируют правильность диагноза. Только комплексная оценка состояния заболевшего малыша на основании всех перечисленных методов позволяет точно определить причину его недомогания.
Лечение пневмонии у детей
Если заболевание протекает не в тяжелой форме, то лучше лечить ребенка в домашних условиях. При тяжелой форме болезни малыша придется положить в стационар, условия которого позволят проводить необходимые лечебные процедуры: инфузионную, дыхательную терапию (ингаляции кислородно-воздушной смеси, лекарств), в критических ситуациях — искусственную вентиляцию легких. К счастью, в большинстве случаев при своевременном распознавании болезни и вовремя проведенном лечении исход бывает благополучным.
Сегодня медицина располагает довольно мощным арсеналом лекарственных средств, позволяющих бороться с пневмонией. Основу лечения составляют антибактериальные препараты. Современная терапия также широко использует препараты интерферонов для повышения противовирусного иммунитета. Также применяются различные разжижающие мокроту, отхаркивающие и противоаллергические средства. Однако напомним, что назначить эти препараты, тем более маленьким детям, может только врач.
А что могут сделать родители для скорейшего выздоровления ребенка? Если лечение происходит в домашних условиях, необходимо регулярно проветривать помещение, менять положение тела ребенка, почаще брать малыша на руки, чтобы избежать застойных явлений в легких.
Следует помнить, что симптомы пневмонии исчезают быстрее, чем сам воспалительный процесс в легких. Поэтому незавершенное лечение может привести к рецидивам, обострениям болезни, а в некоторых случаях — к переходу острого воспалительного процесса в хронический, к формированию хронических бронхолегочных заболеваний.
Профилактика пневмонии у маленьких детей
Залогом здоровья ребенка являются грудное вскармливание, профилактика рахита, общеукрепляющие массаж и гимнастика, закаливание (воздушные ванны и обтирание). В период эпидемий респираторных инфекций особенно важно ограничить контакт грудничка с посторонними людьми, даже с родственниками. Взрослым, которые живут в одной квартире с малышом, целесообразно сделать прививку от гриппа. В случае заболевания матери респираторной вирусной инфекцией необходимо продолжать кормление грудью, ибо с молоком ребенок получит противовирусные антитела. Единственным условием при этом является использование защитной маски. Даже прием матерью антибиотиков не является противопоказанием для грудного вскармливания, просто выбираются препараты, наиболее безопасные для ребенка.
Врожденная пневмония
В силу ряда обстоятельств (острые и хронические инфекционные и неинфекционные заболевания, недостаточная запирательная функция шейки матки у матери, длительный безводный промежуток в родах и т.д.) некоторые дети рождаются с воспалительными изменениями в легких. Иногда пневмония развивается у них вскоре после рождения. Особенно часто врожденная инфекция наблюдается у недоношенных детей, поскольку одной из основных причин преждевременных родов является инфицирование околоплодных вод и плода.
Заболевание протекает, как правило, тяжело. Поэтому выхаживание больных малышей проводится исключительно в отделениях патологии новорожденных или отделениях интенсивной терапии. Несмотря на то, что пневмония новорожденных — тяжелое заболевание, современные медицинские технологии позволяют успешно противостоять этой болезни. Среди них — массивная антибактериальная терапия, иммунотерапия, облучение гелий-неоновым лазером области проекции очагов пневмонии и т.д. После выписки из больницы ребенок обязательно должен получать препараты, нормализующие кишечную флору (бифидумбактерин, примодофилус), поливитамины. В этой ситуации грудное вскармливание тоже является лечебным средством.
Если ребенок перенес врожденную пневмонию, это отнюдь не значит, что воспаления легких будут неизбежно преследовать его всю жизнь. Однако вероятность частых заболеваний дыхательной системы у таких детей выше.
Для профилактики врожденной пневмонии женщине до зачатия или уже во время беременности необходимо провести лечение всех хронических очагов инфекции. Важное значение имеют также рациональное питание и здоровый образ жизни будущей мамы.
Источник
Попкова Н.И., Скачкова М.А., Карпова Е.Г.
Актуальность. Болезни органов дыхания занимают одно из ведущих мест в структуре заболеваемости и смертности детей. Важную роль среди них играют пневмонии. Это связано как с высокой частотой поражений респираторного тракта у детей, так и с серьезностью прогноза многих поздно диагностированных и нелеченных пневмоний [1,2]. В Российской Федерации заболеваемость детей пневмонией находится в пределах 6,3-11,9% [1].Одной из основных причин увеличения числа пневмоний, является высокий уровень диагностических ошибок и поздняя диагностика. Значительно увеличился удельный вес пневмоний, при которых клиническая картина не соответствует рентгенологическим данным, увеличилось число малосимптомных форм заболевания [1,3]. Также имеются сложности в этиологической диагностике пневмоний, так как со временем происходит расширение и модификация перечня возбудителей. Еще относительно недавно внебольничная пневмония связывалась главным образом со Streptococcus pneumoniae. В настоящее время этиология заболевания значительно расширилась, и помимо бактерий может быть представлена еще и атипичными возбудителями (Mycoplasma pneumoniae, Chlamydophila pneumoniaе), грибами, а также вирусами (гриппа, парагриппа, метапневмовирусами и др.), роль последних особенно велика у детей до 5 лет [2-4]. Все это приводит к несвоевременной коррекции лечения, утяжелению состояния пациента, назначению дополнительных лекарственных препаратов, что в конечном итоге отражается на прогнозе заболевания. Таким образом, несмотря на достаточно подробное изучение проблемы пневмонии детского возраста, существует необходимость в уточнении современных клинических особенностей пневмонии, исследовании значения различных возбудителей, в том числе пневмотропных вирусов, при этом заболевании.
Цель исследования: выявление современных клинико-лабораторных и этиологических особенностей течения пневмоний у детей. Материалы и методы. Было проведено комплексное обследование 166 детей с внебольничной пневмонией в возрасте от 1 до 15 лет, находившихся на лечении в пульмонологическом отделении детского стационара ГАУЗ «Детская городская клиническая больница» г. Оренбурга. Среди обследованных детей было 85 мальчиков (51,2%) и 81 девочка (48,8%). Всех больных разделили на 2 группы по морфологическим формам пневмонии (пациенты с очаговой пневмонией и с сегментарной пневмонией) и на 4 группы по возрасту – дети раннего возраста (1 — 2 года), дошкольники (3 – 6 лет), младшие школьники (7 – 10 лет) и старшие школьники (11 – 15 лет). Всем пациентам проводилось следующее обследование: клинический анализ крови, общий анализ мочи, биохимический анализ крови с определением уровня С-реактивного белка (СРБ), рентгенография органов грудной клетки, микроскопическое и бактериологическое исследование мокроты на флору и чувствительность к антибиотикам. Для выявления респираторных вирусов и S. pneumoniae 40 больным проводилось исследование трахеобронхиальных аспиратов методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) в режиме реального времени с целью обнаружения рибонуклеиновой кислоты (РНК) респираторно-синцитиального вируса, риновируса, метапневмовируса, вируса парагриппа 1, 2, 3, 4 типов, дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) аденовируса и пневмококка. Полученные в процессе исследования данные обрабатывались c помощью программного продукта STATISTICA 6.1. В ходе анализа был выполнен расчет элементарных статистик, построение и визуальный анализ корреляционных полей связи между анализируемыми параметрами, сравнение частотных характеристик проводилось с помощью непараметрических методов хи-квадрат, хи-квадрат с поправкой Йетса, точного метода Фишера. Сравнение количественных показателей в исследуемых группах выполнялось с использованием t-критерия Стьюдента при нормальном распределении выборки и критерия U Вилкоксона-Манна-Уитни при не нормальном. Взаимосвязь между отдельными количественными признаками определяли методом ранговой корреляции Спирмена. Различия средних величин, коэффициенты корреляции признавались статистически достоверными при уровне значимости p<0,05.
Результаты исследования и их обсуждение. Среди обследованных преобладали больные с очаговой пневмонией – 113 детей (68,07%), детей с сегментарной пневмонией было в 2 раза меньше – 53 (31,93%), из них 15 (28,3%) – с полисегментарной пневмонией. Большую часть госпитализированных больных составили дети раннего возраста – 67 (40,36%), а также дошкольники – 54 (32,53%) (таб.1). Средний возраст пациентов – 5,05± 3,93 лет.
Таблица 1. Распределение детей по возрастным группам при очаговых и сегментарных пневмониях
Дети поступали в стационар в среднем на 8,0±4,7 день от начала заболевания при очаговых пневмониях и на 7,7±4,6 день при сегментарных. Наиболее часто отмечалось правостороннее поражение легких – в 95 случаях (57,23%), левостороннее поражение почти в 2 раза реже – 51 случай (30,72%), двустороннее — у 20 детей (12,05%). Аналогичная ситуация наблюдалась в обеих группах. При этом правостороннее воспаление развивалось чаще в 5-м (39,29%) и 4-м сегментах легких (16,67%), а левостороннее – в 5-м (26,23%), 10-м (22,95%) и 9-м (18,03%) (p=0,01). В основном преобладали пневмонии со среднетяжелым течением -155 случаев (93,37%). Тогда как тяжелая пневмония отмечена лишь у 11 детей (6,63%), причем большая часть из них пришлась на сегментарные – 81,8% (p<0,001). Среди госпитализированных больных чаще встречалась дыхательная недостаточность 2 степени – в 81,93% (136), 1 степени – в 17,47% (29). Отсутствовали её признаки в 1 случае (0,6%).
Смешанная одышка чаще наблюдалась у детей с сегментарными пневмониями: 86,79% (46) против 70,8% (80) (p<0,05). При очаговых пневмониях отсутствие одышки при поступлении отмечалось чаще в 3,5 раза – 20,35% (23) против 5,66% (3), p<0,05. Выраженный токсикоз был у 121 ребенка (72,89%), умеренный у 43 – 25,9%, отсутствовал у 2 детей – 1,2%. Субфебрильная температура тела до поступления была зарегистрирована у 19 человек (11,45%), фебрильная у 99 (59,64%). Подъем температуры тела до фебрильных цифр течение 3 дней и более был отмечен только у 74 детей (44,58%), причем достоверно чаще при сегментарной пневмонии – в 60,38% (32), тогда как при очаговой – в 37,17% (42) (p<0,01). Дети с сегментарной пневмонией лихорадили в стационаре чаще, чем с очаговой пневмонией: фебрильная температура в течение 1 суток отмечена у 30,19% (16) и 19,47% (22), в течение 2-3 суток у 11,32% (6) и 6,19% (7), 1,89%(1) и 1,77%(2) детей соответственно (p<0,05). При поступлении у половины больных регистрировались жалобы на малопродуктивный кашель — 84 (50,6%), на продуктивный у 65 (39,16%), на сухой у 17 (10,24%). Достоверных различий между группами обнаружено не было. Жалобы на боли в животе и на боли в грудной клетке чаще встречались при сегментарной пневмонии – 3,01% (5) и 1,8% (3) (p<0,05 и p<0,01, соответственно). Вялость, слабость и снижение аппетита отмечены были у большинства детей — 83,13% (138) и 80,72% (134), соответственно.
При объективном обследовании такой важный признак пневмонии, как наличие локальной симптоматики, отмечался не у всех. Так, притупление легочного звука над областью воспаления чаще было отмечено при сегментарных пневмониях, чем при очаговых (84,91% против 70,8%, соответственно), также как и наличие крепитации и мелкопузырчатых хрипов (79,25% против 62,83%, соответственно) (p<0,05). По локальному ослаблению дыхания достоверных различий между группами не было обнаружено. Достоверные различия по локальной симптоматике в различных возрастных группах наблюдались лишь при перкуссии легких. Локальное притупление чаще отмечалось в группе младших школьников (7-10 лет) – в 90,91% (20), чуть реже в группе дошкольников (3-7 лет) и старших школьников (11-15 лет) – 81,48% (44) и 73,91% (17) соответственно, и реже всего в группе детей раннего возраста (1-2 года) – 65,67% (44) (p<0,05). Клинически при поступлении в стационар полная локальная симптоматика (в виде притупления легочного звука при перкуссии над зоной воспаления, ослабления дыхания и влажных мелкопузырчатых хрипов и/или крепитации) зафиксирована только у половины больных — 51,8% (86). Полный комплекс локальных симптомов чаще выявлялся при сегментарных пневмониях — 66,04% (35) в сравнении с 45,13% (51) при очаговых (p<0,05). Полное отсутствие их, напротив, чаще отмечено при очаговых пневмониях – 5,31% (6) против 1,89% (1) (p<0,05). Купировалась локальная симптоматика при очаговой пневмонии быстрее, чем при сегментарной (на 7,2±1,8 и на 8,3±2,8 день соответственно, p<0,01). Бронхообструктивный синдром был зарегистрирован у 24 детей с пневмонией (14,46%), причем чаще у детей раннего возраста — 22,39% (15), у детей дошкольного возраста – в 16,67% (9), p<0,05. Ателектаз, как осложнение пневмонии, зафиксирован у 2 детей (1,2%), деструкция легочной ткани в зоне воспаления у 1 (0,6%), синпневмонический плеврит у 1 (0,6%). Достоверных различий по развитию осложнений между группами не отмечалось.
Таблица 2. Изменения в клиническом анализе крови при поступлении в стационар.
Примечание: * — различия достоверны (р<0,05)
Средний уровень лейкоцитов при поступлении в группе очаговых пневмоний – 9,04±3,9 х109/л, сегментарных – 10,4±8,2 х109/л.
В группе сегментарных пневмоний значение СОЭ было выше, чем при очаговых пневмониях – 19,11±17,36 мм/ч против 12,67±13,1 мм/ч, соответственно (p<0,001).
После проведенного комплексного лечения в контрольных анализах крови по сравнению с анализами крови при поступлении отмечено достоверное снижение уровня лейкоцитов с 9,49±5,7 х 109/л до 7,65±2,1х 109/л (p<0,001), и СОЭ с 15,05±14,9 мм/ч до 6,14±5,2 мм/ч(p<0,001).
При исследовании трахеобронхиального аспирата методом ПЦР у 30 (75%) детей из 40 была выделена ДНК пневмококка, у 24 (60%) из них – выделен только пневмококк, у 6 (15%) ДНК пневмококка в сочетании с вирусами – РНК метапневмовируса (2), РНК респираторно-синтициального вируса (2), ДНК аденовируса (2). У 4 (10%) возбудитель не был выделен, у 6 (15%) – только ДНК аденовируса (рис.1). РНК риновируса и вирусов парагриппа 1,2,3,4 типов в исследуемой группе обнаружены не были.
Рис. 1. Микроорганизмы, выделенные методом ПЦР в трахеобронхиальном аспирате больных пневмонией
Всем этим больным также проводилось бактериологическое исследование мокроты. Среди 30 пациентов с выделенной ДНК пневмококка, у половины – 16 (53,3%) бактериологическое исследование мокроты дало отрицательный результат, у 6 из них (20%) – выделена только Candida albicans, у 4 (13,3%) – Streptococcus viridans, у 2 (6,7%) – Pseudomonas aeruginosa, еще у 2 (6,7%) – Proteus mirabilis и Proteus vulgaris в не диагностическом титре. У 10 пациентов, у которых не был выделен пневмококк методом ПЦР, при посеве мокроты роста бактериальной флоры не обнаружено.
Несостоятельность бактериологического исследования мокроты можно объяснить тем, что большинство детей (63,3%) получали антибактериальную терапию амбулаторно.
РНК респираторно-синтициального вируса была обнаружена у 2 детей раннего возраста, которые поступили в стационар на 4 и 5 дни от начала заболевания с признаками острого ринофаригита. Один из них – с клиникой бронхообструктивного синдрома. РНК метапневмовируса человека была выделена у двоих дошкольников (3 и 3,5 лет), поступивших на 6 день от начала заболевания с остаточными явлениями острого фарингита. ДНК аденовируса выделили у 8 детей: у 2 из них в сочетании с пневмококком – дети раннего возраста, 4 — из группы дошкольников, 2 – старшего школьного возраста. Старшие школьники поступили спустя 6 и 7 дней от начала заболевания без явных признаков острой инфекции верхних дыхательных путей, а младшие дети – на 3-4 день с признаками ринофарингита.
Пневмококк методом ПЦР выделялся в основном у детей раннего возраста — 46,7% (14), чуть реже у дошкольников – 30% (9), а у младших и старших школьников значительно реже – 13,3% (4) и 10% (3) соответственно (табл. 3).
Таблица 3. Результаты обследования на S.pneumoniae методом ПЦР детей различных возрастных групп
Чаще пневмококк выделялся у детей с очаговой пневмонией – в 70% (21), а с сегментарной – в 30% (9).
Дыхательная недостаточность 2 степени у детей с пневмококковой этиологией пневмонии встречалась несколько чаще, чем в другой группе — 90% (27) и 80% (8) соответственно (табл. 4).
Таблица 4. Дыхательная недостаточность у детей в зависимости от результата обследования на S.pneumoniae методом ПЦР
Чаще всего при пневмококковой пневмонии присутствовали жалобы на малопродуктивный кашель – в 60% (18), в 1,8 раз реже – продуктивный – 33,3% (10), и почти в 9 раз меньше – сухой кашель – 6,7% (2).
Вялость, слабость, снижение аппетита у больных с пневмококковой пневмонией отмечались чаще, чем с не пневмококковой – 80% (24) и 70% (7) соответственно (р < 0,05).
При обследовании в анализе крови лейкоцитоз отмечен в 30% (9) случаев (в группе без пневмококка – в 20%), ускорение СОЭ – в 43,3% (13), изменения в лейкоформуле – у 36,7% (11) в виде сдвига влево у 10% (3), нейтрофилеза у 30% (9), лимфоцитоза у 6,7% (2). Повышение уровня С-реактивного белка чаще встречалось при пневмококковых пневмониях – 41,4% (12) против 33,3% (3).
Средняя продолжительность пребывания детей с пневмонией в стационаре составила – 11,3±3,3 дня. Достоверных различий по длительности госпитализации между группами обнаружено не было.
Большинство детей выписано с выздоровлением: при очаговых пневмониях в 97,35%, при сегментарных в 83,02% случаев; с улучшением в виде уменьшения инфильтрации легочной ткани на рентгенограмме выписано для дальнейшего амбулаторного долечивания 2,65% и 13,21%, соответственно (p< 0,01). Исходом сегментарной пневмонии у 1 ребенка стало образование участка пневмосклероза в месте инфильтрации, у другого – образование тонкостенной полости вследствие деструкции легочной ткани.
Выводы:
1. Наиболее частой клинико-морфологической формой пневмонии у детей на современном этапе является очаговая правосторонняя пневмония со среднетяжелым течением и локализацией в средней доле (4 и 5 сегменты легких).
2. Для сегментарной пневмонии более характерно тяжелое течение с длительно сохраняющейся фебрильной температурой тела, выраженной локальной симптоматикой и выраженными лабораторными изменениями.
3. У большинства больных (75%) пневмония – пневмококковой этиологии. При этом исследование мокроты методом ПЦР на пневмококк является более информативным, чем посев на флору.
4. Большую роль в развитии пневмонии играют респираторные вирусы, которые были выделены у 30% больных, причем у половины из них – в сочетании с пневмококком.
Источник