Актуальность проблемы при пневмонии у детей

Актуальность проблемы при пневмонии у детей thumbnail

Проблема диагностики и лечения пневмоний является одной из самых актуальных в современной терапевтической практике. Только за последние 5 лет в Беларуси рост заболеваемости составил 61%. Смертность от пневмонии, по данным разных авторов, колеблется от 1 до 50%. В нашей республике летальность за 5 лет увеличилась на 52%. Несмотря на впечатляющие успехи фармакотерапии, разработку новых генераций антибактериальных препаратов, доля пневмонии в структуре заболеваемости достаточно велика. Так, в России ежегодно более 1,5 млн человек наблюдаются врачами по поводу данного заболевания, из них 20% в связи с тяжестью состояния госпитализируется. Среди всех госпитализированных больных с бронхолегочным воспалением, не считая ОРВИ, число пациентов с пневмонией превышает 60%.

В современных условиях «экономного» подхода к финансированию здравоохранения первоочередным является наиболее целесообразное расходование выделенных бюджетных средств, что предопределяет выработку четких критериев и показаний для госпитализации больных пневмонией, оптимизацию терапии с целью получения хорошего конечного результата меньшими затратами. Опираясь на принципы доказательной медицины, нам представляется важным обсуждение данной проблемы в связи с настоятельной необходимостью внедрения в повседневную практику четких критериев госпитализации больных пневмонией, что позволило бы облегчить работу участкового терапевта, экономить бюджетные средства, своевременно прогнозировать возможные исходы заболевания.

Смертность от пневмонии сегодня является одним из основных показателей деятельности лечебно-профилактических учреждений. От организаторов здравоохранения и врачей требуется постоянное снижение данного показателя, к сожалению, без учета объективных факторов, приводящих к летальному исходу у различных категорий пациентов. Каждый случай смерти от пневмонии обсуждается на клинико-анатомических конференциях.

Между тем, мировая статистика свидетельствует об увеличении летальности от пневмонии, несмотря на успехи в ее диагностировании и лечении. В США данная патология занимает шестое место в структуре летальности и является самой частой причиной смерти от инфекционных заболеваний. Ежегодно регистрируется более 60 000 фатальных исходов от пневмонии и ее осложнений.

Следует исходить из того, что в большинстве случаев пневмония является серьезным и тяжелым недугом. Под её маской нередко скрываются туберкулез и рак легкого. Изучение протоколов вскрытия умерших от пневмонии за 5 лет в Москве и Санкт-Петербурге показало, что правильный диагноз в течение первых суток после поступления в стационар был установлен менее чем у трети пациентов, в течение первой недели — у 40%. В первые сутки пребывания в стационаре умерло 27% больных. Совпадение клинического и патологоанатомического диагнозов отмечалось в 63% случаев, причем гиподиагностика пневмонии составила 37%, а гипердиагностика — 55% (!). Можно предполагать, что выявляемость пневмонии в Беларуси сравнима с таковой в крупнейших российских городах.

Возможно, причиной столь удручающих цифр является изменение на современном этапе «золотого стандарта» диагностики пневмонии, включающего острое начало заболевания с лихорадкой, кашель с мокротой, боль в грудной клетке, лейкоцитоз, реже лейкопению с нейтрофильным сдвигом в крови, рентгенологически выявляемый инфильтрат в легочной ткани, который ранее не определялся. Многие исследователи отмечают также формальное, поверхностное отношение врачей к вопросам диагностики и лечения такого «давно известного и хорошо изученного» заболевания, как пневмония.

=================

Вы читаете тему:

К проблеме диагностики и лечения пневмоний

  1. Актуальность проблемы пневмоний
  2. О классификации пневмоний
  3. Определение степени тяжести пневмонии
  4. О выборе лечебной тактики при пневмонии
  5. Выбор эмпирической антибактериальной терапии пневмоний

Сорока Н. Ф., Савченко М. А., БГМУ
Опубликовано: «Медицинская панорама» № 9, ноябрь 2002.

Источник

Актуальность проблемы при пневмонии у детей

Êëàññèôèêàöèÿ ïíåâìîíèè â çàâèñèìîñòè îò óñëîâèé âîçíèêíîâåíèÿ çàáîëåâàíèÿ, åãî ëîêàëèçàöèè, òå÷åíèÿ, ýòèîëîãèè. Ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ ïíåâìîíèè ó äåòåé. Ñèìïòîìû, îñëîæíåíèÿ çàáîëåâàíèÿ, îñîáåííîñòè åãî äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ. Òåðàïèÿ è ïðîôèëàêòèêà ïíåâìîíèè.

ÐóáðèêàÌåäèöèíà
Âèäðåôåðàò
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ05.09.2014
Ðàçìåð ôàéëà26,5 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ïðîèçâîäñòâåííàÿ ïðàêòèêà ïî ïåäèàòðèè 4 êóðñ

Ðåôåðàò íà òåìó:

«Ïíåâìîíèÿ ó äåòåé»

Êëàññèôèêàöèÿ

 çàâèñèìîñòè îò óñëîâèé èõ âîçíèêíîâåíèÿ:

1. âíåáîëüíè÷íûå;

2. áîëüíè÷íûå (ãîñïèòàëüíûå, íîçîêîìèàëüíûå) — çàáîëåâàíèå, ðàçâèâøååñÿ ïîñëå òð¸õäíåâíîãî ïðåáûâàíèÿ ðåá¸íêà â ñòàöèîíàðå èëè â òå÷åíèå ïåðâûõ 3 äíåé ïîñëå åãî âûïèñêè.

3. âðîæä¸ííûå;

4. ïðèîáðåò¸ííûå (ïîñòíàòàëüíûå):

· âíåáîëüíè÷íûå;

· áîëüíè÷íûå;

5. âåíòèëÿòîð-àññîöèèðîâàííûå ãîñïèòàëüíûå ïíåâìîíèè (ÂÀÃÏ):

· ðàííèå (ðàçâèâàþùèåñÿ â ïåðâûå 3 ñóò èñêóññòâåííîé âåíòèëÿöèè ë¸ãêèõ);

· ïîçäíèå (ðàçâèâàþùèåñÿ íà÷èíàÿ ñ 4-õ ñóò ÈÂË);

6. âåíòèëÿòîð-íåàññîöèèðîâàííûå ãîñïèòàëüíûå ïíåâìîíèè (ÂíÀÃÏ).

Ïî ëîêàëèçàöèè:

1. äîëåâàÿ ïíåâìîíèÿ;

2. ñåãìåíòàðíàÿ èëè ïîëèñåãìåíòàðíàÿ ïíåâìîíèÿ;

3. î÷àãîâàÿ ïíåâìîíèÿ;

4. áðîíõîïíåâìîíèÿ;

5. èíòåðñòèöèàëüíàÿ ïíåâìîíèÿ.

Ïî òÿæåñòè òå÷åíèÿ:

1. íåòÿæ¸ëûå;

2. òÿæ¸ëûå;

3. íåîñëîæí¸ííûå;

4. îñëîæí¸ííûå.

Ïî ýòèîëîãèè:

1. áàêòåðèàëüíûå;

2. âèðóñíûå;

3. ìèêîïëàçìåííûå;

4. ðèêêåòñèîçíûå;

5. ãðèáêîâûå;

6. àëëåðãè÷åñêèå;

7. ïíåâìîíèè, âîçíèêàþùèå ïðè èíâàçèÿõ ãåëüìèíòàìè;

8. ïíåâìîíèè, âîçíèêàþùèå ïðè âîçäåéñòâèè ôèçè÷åñêèõ è õèìè÷åñêèõ ôàêòîðîâ.

Àíòèáàêòåðèàëüíîå ëå÷åíèå ïíåâìîíèè ó ðåáåíêà

Îñíîâíîé ìåòîä ëå÷åíèÿ ïíåâìîíèè ó äåòåé — àíòèáàêòåðèàëüíàÿ òåðàïèÿ, êîòîðóþ íàçíà÷àþò ýìïèðè÷åñêè äî ïîëó÷åíèÿ ðåçóëüòàòîâ áàêòåðèîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ. Ïîêàçàíèÿ ê çàìåíå àíòèáèîòèêà — îòñóòñòâèå êëèíè÷åñêîãî ýôôåêòà â òå÷åíèå 36-72 ÷, à òàêæå ðàçâèòèå ïîáî÷íûõ ÿâëåíèé.

Êðèòåðèè îòñóòñòâèÿ ýôôåêòà àíòèáàêòåðèàëüíîé òåðàïèè:

· ñîõðàíåíèå òåìïåðàòóðû òåëà áîëåå 38°Ñ;

· óõóäøåíèå îáùåãî ñîñòîÿíèÿ;

· íàðàñòàíèå èçìåíåíèé â ë¸ãêèõ èëè â ïëåâðàëüíîé ïîëîñòè;

· íàðàñòàíèå îäûøêè è ãèïîêñåìèè.

Ïðè íåáëàãîïðèÿòíîì ïðîãíîçå ëå÷åíèå ïðîâîäÿò ïî äåýñêàëàöèîííîìó ïðèíöèïó, ò.å. íà÷èíàþò ñ àíòèáàêòåðèàëüíûõ ïðåïàðàòîâ ñ ìàêñèìàëüíî øèðîêèì ñïåêòðîì äåéñòâèÿ ñ ïîñëåäóþùèì ïåðåõîäîì íà ïðåïàðàòû áîëåå óçêîãî ñïåêòðà.

Îñîáåííîñòè ýòèîëîãèè ïíåâìîíèè äåòåé ïåðâûõ 6 ìåñ æèçíè äåëàþò ïðåïàðàòàìè âûáîðà äàæå ïðè íåòÿæ¸ëîé ïíåâìîíèè çàùèù¸ííûé àìîêñèöèëëèí (àìîêñèêëàâ, àóãìåíòèí) èëè öåôàëîñïîðèí II ïîêîëåíèÿ (öåôóðîêñèì èëè öåôàçîëèí), ïðè òÿæ¸ëîé ïíåâìîíèè — öåôàëîñïîðèíû III ïîêîëåíèÿ (öåôòðèàêñîí, öåôîòàêñèì) â ìîíîòåðàïèè èëè â êîìáèíàöèè ñ àìèíîãëèêîçèäàìè, èëè â êîìáèíàöèè àìîêñèêëàâ + êëàâóëàíîâàÿ êèñëîòà ñ àìèíîãëèêîçèäàìè.

Ïðè ïíåâìîíèè, îòÿãîù¸ííîé íàëè÷èåì ìîäèôèöèðóþùèõ ôàêòîðîâ èëè ñ âûñîêèì ðèñêîì íåáëàãîïðèÿòíîãî èñõîäà, ïðåïàðàòû âûáîðà — èíãèáèòîð-çàùèù¸ííûé àìîêñèöèëëèí â êîìáèíàöèè ñ àìèíîãëèêîçèäàìè èëè öåôàëîñïîðèíû III èëè IV ïîêîëåíèÿ (öåôòðèàêñîí, öåôîòàêñèì, öåôåïèì) â ìîíîòåðàïèè èëè â ñî÷åòàíèè ñ àìèíîãëèêîçèäàìè â çàâèñèìîñòè îò òÿæåñòè çàáîëåâàíèÿ, êàðáàïåíåìû (èìèïåíåì + öèëàñòàòèí ñ ïåðâîãî ìåñÿöà æèçíè, ìåðîïåíåì ñî âòîðîãî ìåñÿöà æèçíè). Ïðè ñòàôèëîêîêêîâîé ýòèîëîãèè íàçíà÷àþò ëèíåçîëèä èëè âàíêîìèöèí îòäåëüíî èëè â êîìáèíàöèè ñ àìèíîãëèêîçèäàìè â çàâèñèìîñòè îò òÿæåñòè çàáîëåâàíèÿ.

Àëüòåðíàòèâíûå ïðåïàðàòû, îñîáåííî â ñëó÷àÿõ ðàçâèòèÿ äåñòðóêòèâíûõ ïðîöåññîâ â ë¸ãêèõ, — ëèíåçîëèä, âàíêîìèöèí, êàðáàïåíåìû.

Ïðîòèâîâèðóñíîå ëå÷åíèå ïíåâìîíèè ó ðåáåíêà

Ïðîòèâîâèðóñíûå ïðåïàðàòû íàçíà÷àþò â ñëåäóþùèõ ñëó÷àÿõ:

· óáåäèòåëüíî îáîñíîâàííàÿ ëàáîðàòîðíî èëè êëèíè÷åñêè âèðóñíàÿ ýòèîëîãèÿ ïíåâìîíèè;

· òÿæ¸ëàÿ âèðóñíî-áàêòåðèàëüíàÿ ïíåâìîíèÿ.

Ïðè óñòàíîâëåííîé èëè âûñîêîâåðîÿòíîé ãðèïïîçíîé ýòèîëîãèè äåòÿì ñòàðøå îäíîãî ãîäà íàçíà÷àþò ðèìàíòàäèí. Êðîìå òîãî, íà÷èíàÿ ñ ïåðâûõ äíåé æèçíè ìîæíî èñïîëüçîâàòü ðåêîìáèíàíòíûé à-èíòåðôåðîí — âèôåðîí. Âèôåðîí íàçíà÷àþò äåòÿì äî 3 ëåò ïî 150 ÎÎÎ ÌÅ 2 ðàçà â äåíü â ñâå÷àõ â òå÷åíèå 5 äíåé, äåòÿì ñòàðøå 3 ëåò ïî 500 ÎÎÎ ÌÅ 2 ðàçà â äåíü â ñâå÷àõ â òå÷åíèå 5 äíåé. Òàêèõ êóðñîâ äîëæíî áûòü 2-3 ñ èíòåðâàëîì â 5 äíåé.

Ñèìïòîìàòè÷åñêîå ëå÷åíèå ïíåâìîíèè ó ðåáåíêà

1. Ïðîòèâîêàøëåâàÿ òåðàïèÿ — îäíî èç îñíîâíûõ íàïðàâëåíèé ñèìïòîìàòè÷åñêîé òåðàïèè. Ïðåïàðàòû âûáîðà — ìóêîëèòèêè, êîòîðûå õîðîøî ðàçæèæàþò áðîíõèàëüíûé ñåêðåò çà ñ÷¸ò èçìåíåíèÿ ñòðóêòóðû ñëèçè (àìáðîêñîë, àöåòèëöèñòåèí, áðîìãåêñèí, êàðáîöèñòåèí). Èõ ïðèìåíÿþò âíóòðü è â èíãàëÿöèÿõ â òå÷åíèå 7-10 äíåé.

2. Æàðîïîíèæàþùàÿ òåðàïèÿ

 íàñòîÿùåå âðåìÿ ïåðå÷åíü æàðîïîíèæàþùèõ ïðåïàðàòîâ, ïðèìåíÿåìûõ ó äåòåé, îãðàíè÷åí ïàðàöåòàìîëîì è èáóïðîôåíîì. Ïîêàçàíèå ê èõ íàçíà÷åíèþ — ôåáðèëüíàÿ ëèõîðàäêà (ñâûøå 38,5°Ñ). Ïðè òåìïåðàòóðå òåëà ñâûøå 40°Ñ èñïîëüçóþò ëèòè÷åñêóþ ñìåñü (àìèíàçèí 0,5-1,0 ìë 2,5% ðàñòâîðà + 0,5-1,0 ìë ðàñòâîðà ïèïîëüôåíà âíóòðèìûøå÷íî èëè âíóòðèâåííî).  òÿæ¸ëûõ ñëó÷àÿõ â ñìåñü äîáàâëÿþò 0,2 ìë íà 10 êã 10% ðàñòâîðà àíàëüãèíà.

ïíåâìîíèÿ ðåáåíîê òåðàïèÿ ïðîôèëàêòèêà

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Ïîíÿòèå è êëàññèôèêàöèÿ ïíåâìîíèé. Ïàòîãåíåç ðàçâèòèÿ è ýòèîëîãèÿ çàáîëåâàíèÿ. Êëèíèêà, ñèìïòîìû, ôèçèêàëüíûå, èíñòðóìåíòàëüíûå ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ. Îñíîâíûå îñëîæíåíèÿ ïíåâìîíèè. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü àíòèáàêòåðèàëüíîé òåðàïèè ãîñïèòàëüíîé ïíåâìîíèè ó äåòåé.

    ïðåçåíòàöèÿ [320,1 K], äîáàâëåí 10.01.2017

  • Îïðåäåëåíèå ïíåâìîíèè êàê îñòðîãî èíôåêöèîííîãî çàáîëåâàíèÿ, ïðåèìóùåñòâåííî áàêòåðèàëüíîé ýòèîëîãèè, õàðàêòåðèçóþùååñÿ î÷àãîâûì ïîðàæåíèåì. Ðàñïðîñòðàíåííîñòü ïíåâìîíèè, åå êëàññèôèêàöèÿ. Ñåãìåíòàðíîå ñòðîåíèå ëåãêèõ, ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ ïíåâìîíèè.

    ïðåçåíòàöèÿ [4,0 M], äîáàâëåí 07.08.2013

  • Õàðàêòåðèñòèêà ïíåâìîíèè êàê îñòðîãî èíôåêöèîííîãî çàáîëåâàíèÿ, ïðåèìóùåñòâåííî áàêòåðèàëüíîé ýòèîëîãèè. Ýòèîëîãèÿ, ñèìïòîìû è ðàçíîâèäíîñòè ýòîãî çàáîëåâàíèÿ, îïèñàíèå åãî âåäóùèõ âîçáóäèòåëåé. Àíòèáàêòåðèàëüíàÿ òåðàïèÿ, ëåêàðñòâà è îñîáåííîñòè ëå÷åíèÿ.

    ïðåçåíòàöèÿ [500,8 K], äîáàâëåí 27.12.2014

  • Ïíåâìîíèÿ êàê îñòðîå èíôåêöèîííîå ïîðàæåíèå íèæíèõ îòäåëîâ äûõàòåëüíûõ ïóòåé. Ðàçâèòèå ïíåâìîíèè ó ëþäåé ñòàð÷åñêîãî âîçðàñòà, åå ïðîÿâëåíèÿ. Âîçáóäèòåëü çàáîëåâàíèÿ, ôàêòîðû ðèñêà. Êëàññè÷åñêèå êëèíè÷åñêèå ñèìïòîìû ïíåâìîíèè ó ãðóäíûõ äåòåé, ëå÷åíèå.

    ïðåçåíòàöèÿ [1,9 M], äîáàâëåí 17.09.2015

  • Ðàçëè÷èÿ â ïðîòåêàíèè ïíåâìîíèè ó äåòåé è âçðîñëûõ, èññëåäîâàíèå ïðè÷èí äàííûõ ðàçëè÷èé Ãåðãàðäòîì, Áàðòåçîì è Ðèéå. Âîçìîæíûå îñëîæíåíèÿ íà îðãàíû è ñèñòåìû îðãàíèçìà â ðåçóëüòàòå ïåðåíåñåíèÿ ïíåâìîíèè, ôàêòîðû ðèñêà è ãëàâíûå ñèìïòîìû çàáîëåâàíèÿ.

    ðåôåðàò [17,3 K], äîáàâëåí 27.04.2010

  • Ýïèäåìèîëîãèÿ è ýòèîëîãèÿ ìèêîïëàçìåííîé ïíåâìîíèè. Ñèìïòîìû ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ. Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ, ôèçèêàëüíûå ïðèçíàêè. Îñîáåííîñòè äèàãíîñòèêè, ëàáîðàòîðíûå ïîêàçàòåëè, äàííûå ðåíòãåíîñêîïèè. Ïðåïàðàòû äëÿ ëå÷åíèÿ ìèêîïëàçìåííîé ïíåâìîíèè.

    ïðåçåíòàöèÿ [286,1 K], äîáàâëåí 06.12.2016

  • Îáùèå ñâåäåíèÿ î ñèìïòîìàòèêå, ýòèîëîãèè è ïàòîãåíåçå ïíåâìîíèè âíåáîëüíè÷íîé. Îñîáåííîñòè äèàãíîñòèêè è ðàçíîâèäíîñòè íåäóãà. Ñðàâíèòåëüíûé àíàëèç ñîâðåìåííûõ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ, êîòîðûå ðåêîìåíäóþòñÿ äëÿ ëå÷åíèÿ ïíåâìîíèè ó äåòåé è ïîäðîñòêîâ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [47,7 K], äîáàâëåí 23.05.2014

  • Ïîíÿòèå ïíåâìîíèè êàê îñòðîãî èíôåêöèîííî-âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà áàêòåðèàëüíîé ýòèîëîãèè, ïîðàæàþùåãî ïðåèìóùåñòâåííî ðåñïèðàòîðíûé îòäåë ëåãî÷íîé òêàíè. Îïðåäåëåíèå òèïà ïíåâìîíèè, åå ñòåïåíè òÿæåñòè è òå÷åíèÿ. Êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè çàáîëåâàíèÿ.

    ïðåçåíòàöèÿ [137,5 K], äîáàâëåí 08.02.2015

  • Âîçáóäèòåëè è ïðîâîöèðóþùèå ôàêòîðû ïíåâìîíèè. Îñíîâíûå êëèíè÷åñêèå ñèìïòîìû, õàðàêòåðíûå äëÿ âîñïàëåíèÿ ëåãêèõ. Ñòàäèè ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ, âîçìîæíûå îñëîæíåíèÿ. Ïðèíöèïû è ìåòîäèêà ëå÷åíèÿ ïíåâìîíèè, ïðîãíîç äëÿ æèçíè è ìåðû ïðîôèëàêòèêè áîëåçíè.

    ïðåçåíòàöèÿ [614,7 K], äîáàâëåí 07.10.2012

  • Ïîíÿòèå, êëàññèôèêàöèÿ è êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ïíåâìîíèè. Ôàêòîðû ðèñêà ðàçâèòèÿ ïíåâìîíèè. Ìåòîäèêà äèàãíîñòèêè çàáîëåâàíèÿ. Ïðèíöèïû ëå÷åíèå, ðåàáèëèòàöèÿ è îñíîâíûå ìåòîäû ïðîôèëàêòèêè ïíåâìîíèè. Îïèñàíèå ïðèìåíÿåìûõ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ.

    ðåôåðàò [32,7 K], äîáàâëåí 08.06.2011

Актуальность проблемы при пневмонии у детей

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник

Библиографическое описание:


Умарова, М. С. Особенности состояния специфической мембранорецепции при осложненных пневмониях у детей раннего возраста / М. С. Умарова, А. А. Садирходжаева, О. А. Турсунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 106-109. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48767/ (дата обращения: 11.06.2020).



Ключевые слова: пневмония, вегетативная нервная система, адреналин, ацетилхолин.

Актуальность. Пневмония — это острый инфекционно-воспалительный процесс, поражающий преимущественно респираторный отдел легочной ткани, как правило, вызываемый бактериями, и проявляющийся разной степени выраженности симптомами: общей реакцией организма на инфекцию (признаки интоксикации — ухудшение общего состояния, аппетита, лихорадка и др.); локальными изменениями в легких при обследовании малыша (укорочение перкуторного тона, ослабление дыхания, хрипы); инфильтративными затемнениями на рентгенограммах, обусловленными заполнением альвеол экссудатом (воспалительной жидкостью); кашлем (у грудничков может и не быть); дыхательной недостаточностью — ДН (одышка, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания и др.).

Заболеваемость пневмониями составляет в год около 15–20 на 1000 детей первых трех лет жизни и примерно 5–6 случаев на 1000 детей старше 3 лет. Предрасполагающими факторами к развитию пневмонии у детей раннего возраста являются перинатальная патология, аспирационный синдром как следствие синдрома рвот и срыгиваний, врожденные пороки сердца, рахит, другие гиповитаминозы и дефицитные состояния, в том числе иммунодефициты. Фактором, непосредственно предрасполагающим к развитию пневмонии, является охлаждение ребенка [6, c. 113].

Возбудители этого заболевания отличаются у детей разных возрастных групп. Различны они и у детей с измененным иммунитетом, ослабленных пациентов и находящихся на стационарном лечении. Подавляющее большинство внебольничных пневмоний — результат активации эндогенной бактериальной флоры носоглотки, хотя возможно и экзогенное инфицирование. При острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ), охлаждении или действии других стрессорных факторов эта флора может «активироваться», приводя к развитию пневмонии. Наиболее частыми возбудителями пневмоний у детей в возрасте от 6 месяцев до 5 лет, которые заболели в домашней обстановке, являются пневмококк и гемофильная палочка. В эпидемические сезоны (август-ноябрь) возрастает значение микоплазмы, как возбудителя пневмонии у детей раннего дошкольного и школьного возраста. У подростков следует учитывать возможную роль хламидия пневмониа как причинного фактора заболевания. Вирусы имеют значение в развитии пневмоний преимущественно у детей первого года жизни. У ослабленных детей со срыгиваниями и аспирацией желудочного содержимого, с муковисцидозом чаще причиной пневмонии является кишечная палочка, золотистый стафилококк, реже — Moraxella (Branchamella) catharalis. Пневмонии, вызванные микроорганизмом легионеллой, у детей встречаются нечасто. Следует иметь в виду и формы, вызванные грибками или микобактериями туберкулеза. Отдельно выделяют большую группу внутрибольничных пневмоний, которые развиваются у детей при госпитализации по поводу других заболеваний. Такие пневмонии вызываются либо «больничными» штаммами возбудителей, обычно высоко резистентными к антибиотикам (стафилококки, клебсиеллы, псевдомонас — синегнойная палочка, протей), либо аутофлорой самого больного. Их развитию способствует антибактериальная терапия, проводимая больному, поскольку она подавляет обычную легочную микрофлору, к которой у ребенка есть та или иная степень иммунитета. В результате этого «открывается дорога» к заселению нижних отделов респираторного тракта чуждыми ему бактериями. Внутрибольничные пневмонии еще называют госпитальными, или «нозокомиальными», а развиваются они через 48 часов и позднее после госпитализации [7, c. 348].

Развитие детской пульмонологии за последнее десятилетие характеризуется интенсивным изучением особенностей состояния структурно-функциональной организации клеточных мембран при различных вариантах бронхолегочной патологии, в том числе и при осложненных пневмониях у детей раннего возраста. Это направление вполне обоснованно исходило из современных концепций патологии о признании ведущей роли структурно-функциональной дезорганизации клеточных мембран в генезе многих заболеваний, реализации их клинических проявлений и исходов [5, с. 36]. К настоящему времени уже накоплен достаточный объем информаций об особенностях структурных преобразований клеточных мембран при осложненных пневмониях у детей раннего возраста. Однако, менее изучены аспекты функциональных параметров клеточных мембран при данной патологии, отсутствие информации о которых не способствует полноценному анализу аспектов дезорганизации мембранных комплексов. Все это предопределяет необходимость дальнейшего расширения исследований, направленных на изучение функциональных характеристик клеточных мембран при различной патологии, в том числе и при осложненных пневмониях у детей раннего возраста. При этом необходимо констатировать, что функциональные характеристики клеточных мембран во многом определяют общий адаптационный резерв организма, который в свою очередь находится под контролем ведущих механизмов вегетативной нервной системы. То есть функциональные характеристики клеточных мембран и состояние ведущих механизмов систем вегетативного обеспечения могут находиться в тесной взаимосвязи.

Цель исследования

Исходя из данных предпосылок в настоящей работе поставлена цель: исследовать состояние специфической мембранорецепции к медиаторам симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы ацетилхолину при осложненных пневмониях у детей раннего возраста.

Материал иметоды исследования

В работе проведены клинические наблюдения и специальные исследования среди 42 детей раннего возраста, больных осложненными вариантами острой пневмонии. Характер осложнений пневмонического процесса у наблюдаемых больных был представлен токсическим синдромом, а также в сочетании с ДВС. Специальные исследования включали в себя:

  1. Исследование кинетики взаимодействия клеточных мембран (на модели мембран эритроцитов) с ацетилхолином и адреналином с применением метода флюоресцентных зондов [2, с. 124]. В качестве специфического мембранотропного зонда в работе использован препарат хлортетрациклин (ХТЦ). Анализировались следующие показатели: а) достижение пика встраивания зонда в присутствие указанных препаратов; б) показатель интенсивности флюоресценции в динамике встраивания зонда в структуру мембран эритроцитов.
  2. Состояние вегетативного обеспечения организма оценивалось методом кардиоинтервалографии [1, с. 32].

Результаты иобсуждение:

Результаты исследования кинетики взаимодействия мембранотропного зонда ХТЦ с мембранами эритроцитов в присутствие адреналина и ацетилхолина представлены в таблице. Как следует из данных таблицы № 1 в периоде разгара клинических проявлений пневмонии у детей имеет место более выраженная конкуренция адреналина перед ХТЦ в процессах встраивания в мембраны эритроцитов. Об этом свидетельствуют более высокие показатели времени встраивания зонда и интенсивности флюоресценции у больных детей относительно нормальных величин (p

Таблица 1

Показатели кинетики взаимодействия мембран эритроцитов сацетилхолином иадреналином при осложненных пневмониях удетей раннего возраста

Исследуемые

Величины показателей активности конкурентного взаимодействия ХТЦ

время встраивания (мин)

интенсивность флуоресценции

Медиаторы

дети здоровые

с пневмонией

разгар ремиссия

дети здоровые

с пневмонией

разгар ремиссия

Адреналин

2,77±0,25

5,58±0,41*

4,46±0,31*

27,2±0,74

40,8±2,01*

34,19±1,85*

Ацетилхолин

2,50±0,15

2,6±0,21

3,04±0,16*

31,8±0,85

34,1±1,58

36,2±1,1*

Примечание:* достоверность различия (р 0,05 и менее) между анализируемыми показателями у здоровых и больных детей

Таким образом, структурная организация клеточных мембран и соответственно, состояние специфической мембранорецепции у детей в периоде разгара клинических проявлений пневмоний более адекватно настроена на восприятие симпатоадреналовых влияний на висцеральные структуры. Данное положение подтверждается и результатами исследования функционального состояния ведущих механизмов вегетативного обеспечения организма у детей, а именно в периоде разгара патологии у детей значительно повышаются величины АМо (59,1±2,8, у здоровых 45,36±1,72 р

Достижение клинической ремиссии характеризуется большей активностью за специфическую мембранорецепцию ацетилхолина, медиатора парасимпатического отдела ВНС. Это проявляется повышением значений времени встраивание зонда в структуру мембран эритроцитов в присутствии ацетилхолина и различия с нормой становятся статистически достоверным (р

Выводы

Таким образом функциональное состояние клеточных мембран не является стационарным, оно четко ассоциируется с фазами инфекционно — воспалительного — пневмонического процесса, которые в свою очередь детерминированы функциональным состоянием ведущих механизмов ВНС. Полученные результаты на клеточном уровне убедительно подтверждают концепцию о тесной взаимосвязи структурно-функциональной организации клеточных мембран и функционального состояния ведущих механизмов ВНС в реализации адаптивных процессов в организме больных детей. Данное положение раскрывает перспективу расширения терапевтических воздействий на пневмонической процесс, через систему вегетативного управления висцеральными компонентами организма больных детей.

Литература:

  1. Баевский Р. М., Кириллов О. И., Клецкий С. З.. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. — М.: Наука, 2004. — С.32–36.
  2. Крылов В. И., Жмуров В. А., Петрушина А. Д. и др. Исследование кинетики взаимодействия клеточных мембран с флюоресцентными зондами при заболеваниях почек. Лабораторное дело, 2004. — № 2. — С.124–126.
  3. Владимиров Ю. А., Добрецов Г. Е. Флуоресцентные зонды в исследовании клеточных мембран. Москва, «Наука», 2006. -320 с.
  4. Иванова В. В. Говорова Л. В., Тихомирова О. В., Кветная А. С., и др. Особенности биохимических изменений в клетках и плазме крови у детей с ОРВИ и бактериальными пневмониями //ПЕДИАТРИЯ (им. Г. Н. Сперанского). 2004. — № 5. -С-38–43.
  5. Метаболические аспекты патологии эритроцитарных мембран у детей, больных муковисцидозом //ПЕДИАТРИЯ (им. Г. Н. Сперанского). 2010. — № 4. -С-36–39.
  6. Практическая пульмонология детского возраста / Под ред. В. К. Таточенко. М., 2000, с. 113–138.
  7. Шабалов Н. П. Детские болезни. СПб: Питер, 2002, с. 348–408.

Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, ребенок, вегетативная нервная система, развитие пневмонии, мембрана, пневмония, кинетика взаимодействия, мембрана эритроцитов, больной.

Источник