Анкета факторы риска при пневмонии

Анкета факторы риска при пневмонии thumbnail

Пневмония является одним из наиболее распространенных заболеваний. В Росси за год пневмонией заболевают около 1,5 млн. человек.

В Красноярском крае, в виду сложной экологической обстановки, пневмония остается по-прежнему одним из самых частых заболеваний. Ежегодно регистрируется 10-12 тысяч заболевших пневмонией. исход этого заболевания и трудоспособность больных в дальнейшем в большой мере зависят не только от ранней диагностики и адекватно проведенной терапии, но и от организации сестринского ухода за больными пневмонией в условиях стационара. Работая над темой дипломной работы «Организация сестринского ухода за больными пневмонией в условиях стационара» позволила мне сделать следующие выводы:

1. Пневмония — актуальная проблема современной медицины, в решении которой важную роль играет правильная организация сестринского ухода в условиях стационара.

2. Работа по организации сестринского ухода за больными пневмонией в условиях стационара имеет ряд особенностей, которые должна знать медицинская сестра. Правильно спланированная и проведенная работа медицинской сестры позволит наиболее эффективно провести лечение пневмонии и избежать осложнений.

3. Анализ анкетирования больных показал, что больные имеют дефицит знаний по многим вопросам профилактики пневмоний, часто занимаются самолечением. Беспокойство больных во многом обусловлено недостаточной информированностью пациентов.

4. Медицинская сестра должна активно заниматься обучающей работой среди пациентов по различным аспектам профилактики пневмонии. Больные активно идут на сотрудничество с медицинской сестрой, если обучающая работа проводится правильно! Создание памяток и рекомендаций повышает эффективность санитарно-просветительной работы.

Работа над дипломом позволила мне глубже разобраться в таком сложном заболевании, которым является пневмония, понять суть деятельности медицинской сестры в условиях стационара, убедило меня в правильном выборе профессии. Я поняла, что не может быть эффективного лечения без профессионально организованного сестринского ухода за больным пневмонией. Я научилась лучше общаться с больными и это поможет мне в будущей работе.

Приложение

1. Сколько Вам лет?

2. Знаете ли Вы что такое пневмония?

3. Знаете ли Вы причины пневмонии?

4. Знаете ли Вы факторы риска пневмонии?

5. Знаете ли Вы симптомы пневмонии?

6. Связанна ли ваша работа с вдыханием производственных пылей и веществ: органических (мука, шерсть и др.), неорганических (угольная, металлическая пыль, химикаты и др.)?

7. Курите ли Вы? И по сколько сигарет в день? Сколько лет Вы курите?

8. Ведете ли Вы здоровый образ жизни?

9. Есть ли у Вас хронические заболевания?

10. Часто ли Вы болеете ОРВИ (или другими респираторными заболеваниями)?

11. Занимаетесь ли Вы самолечением ОРВИ?

12. Принимаете ли Вы антибиотики без назначения врача?

13. Знаете ли Вы что такое антибиотикорезистентность?

14. Знаете ли Вы что на антибиотики могут быть тяжелые аллергические реакции?

15. Источники получения информации о пневмонии?

16. Какие вопросы Вас волнуют по данному заболеванию?

Источник

JMedic.ru

Под определением «участники групп риска пневмонии» подразумевается некоторое количество людей, вероятность заболеваемости пневмонией которых намного выше, чем у остальных. Это может быть обусловлено рядом внешних способствующих причин и предрасполагающих факторов. Есть и свои специфические патофизиологические механизмы развития процесса. О взаимосвязи этих двух явлений и пойдет речь в этой статье.

Сам по себе патоморфологический процесс, который принято отождествлять с понятием «воспаление легких» подразумевает изменения как в нижних отделах респираторного тракта, так и в интерстиции легочной ткани. Воспалительный процесс – это не что иное, как реакция организма на проникновение инфекции, которая, в свою очередь, возникает далеко не каждый раз при контакте микроорганизма с макроорганизмом (то есть болезнетворного агента – бактерии, вируса, атипичной микрофлоры и человека). Рассмотрим этот механизм на конкретном примере. За болезнетворный агент возьмем пневмококк – как бактерию, которая чаще всех остальных вызывает воспаление легких. Итак, предположим, пневмококк попадает в респираторный тракт у ста человек (сделаем такую гипотетическую чисто выборку респондентов). Лишь у десяти из ста человек попадание пневмококка в респираторный тракт закончится развитием патологического процесса, который принято называть воспалением легких или же пневмонией.

Проведем подобного рода эксперимент пять–шесть раз. Проанализировав всю сложившуюся ситуацию, можно будет констатировать следующий факт – каждый раз заболевать будут одни и те же два-три человека из десяти. Эти и будут относиться к группе риска (как те, кто наиболее подвержен). То есть становится понятно, что под определением «группа риска» подразумевается то количество людей, вероятность воспаления легких (подверженность, предрасположенность к болезни) среди которых наиболее велика.

Читайте также:  Анализ крови при пневмонии и туберкулезе

Почему так получается, что одни заболевают постоянно, при малейшей инфекции, вторые болеют намного реже или же в более стертой форме, третьи не болеют вообще никак и никогда? Вопрос этот очень сложный и для того, чтобы дать на него максимально правдоподобный ответ, необходимо рассмотреть одновременно несколько моментов.

Механизмы развития патологического процесса и затруднения реализации иммунного ответа на воспаление

Иммунный ответ у человека может быть двух видов – специфический и неспецифический. Под термином «специфический иммунитет» подразумевается воздействие на организм возбудителя антител, которые вырабатывают В-лимфоциты человека. То есть в клетках памяти зафиксировано, что есть определенный чужеродный белок–антиген, вот такие-то и такие-то антитела надо на него вырабатывать. Подобного рода иммунный механизм формируется после проведенной вакцинации либо же перенесенного заболевания (в некоторых случаях, таких как корь, краснуха, паротит и так далее). Неспецифическим иммунитетом называется тот механизм, в реализации которого нет разницы, какой именно возбудитель возник перед клетками иммунной системы. Он реализуется посредством фагоцитоза – механизма, который заключается во внутриклеточном переваривании нейтрофилами возбудителей заболевания.

Касательно иммунного ответа при пневмонии, к чему собственно было сказано все вышеперечисленное. Учитывая то, что пневмония – диагноз топологический, а не этиологический (то есть, он предусматривает и уточняет локализацию патологического процесса, а не возбудителя, который привел к данному варианту развития событий), то совершенно справедливо будет сказать о том, что в данном случае будет иметь место как специфический, так и неспецифический вариант иммунного ответа. То есть становится понятно – часто болеющие пневмонией люди, скорее всего, имеют какую-то патологию иммунной системы. Это и является основной причиной всех часто возникающих болезней, не только пневмонии.

Помимо того, нередко воспаление легких вызывается контролируемыми инфекциями (то есть такими инфекциями, против которых есть вакцина) – тот же пневмококк, гемофильная палочка. Можно сделать отсюда вывод о том, что непривитые люди имеют намного больший шанс заболеть пневмонией ввиду того, что у них отсутствует специфический иммунитет к возбудителям, зачастую вызывающим воспаление легких. Стоит отметить также и тот момент, что при нормальной сопротивляемости организма человека всевозможным инфекциям воспалительный процесс может и манифестировать, однако, он остановится в верхних отделах респираторного тракта, а не будет спускаться до бронхиол и альвеол.

Первопричины нарушений иммунитета на разных уровнях

Однако, это только одна из множества причин нарушения иммунного ответа. К наибольшему сожалению, часто возникающие пневмонии, особенно вызванные простейшими и другими оппортунистами, указывают на манифестацию синдрома приобретенного иммунодефицита с низким уровнем СД-4 клеток. Даже название специальное получили – оппортунистические инфекции. Они являются маркером наличия глубоких расстройств со стороны иммунной системы. Яркий пример – пневмоцистная пневмония – заболевание, которое во многих случаях является причиной смерти больных иммунодефицитов.

Вне всякого сомнения, большой процент группы риска составляют и люди с врожденной патологией иммунитета. Есть великое множество звеньев, патология которых заложена с генами. То есть, например, в лейкоцитах – клетках, ответственных за переваривание ферментативным путем возбудителей заболевания, недостаточное количество пероксисом (органелл, в которых содержится перекись водорода). Таким образом, внутриклеточное переваривание патогенных микроорганизмов становится невозможно, лейкоцит просто захватывает их, далее клетка лопается, все болезнетворные микроорганизмы выходят наружу абсолютно неповрежденными.

Патология иммунитета – основная характеристика группы риска при пневмонии. Каждая эпидемия гриппа может их не обойти стороной и привести к тяжелейшей интерстициальной пневмонии, а она зачастую является смертельной, особенно при таких сопутствующих делах.

Причины, способствующие попаданию в группу риска

Однако, не только несовершенный иммунитет является проблемой часто болеющих воспалением легких и другими заболеваниями дыхательной системы. Курение – также один из значимых факторов, который в значительной мере способствует распространению инфекционного процесса в более глубокие отделы. Это связано, главным образом с тем, что никотин разрушающе действует на стенки дыхательных путей, смолы и прочие вредные вещества массово оседают на стенках бронхов. Это все, в свою очередь, способствует росту множества колоний микроорганизмов. Малейшего переохлаждения или же другой причины снижения и без того ослабленного иммунитета вполне будет достаточно для того, чтобы развилось воспаление легких, которое, кстати сказать, будет очень плохо поддаваться лечению. Аналогичная ситуация и с больными хроническим обструктивным заболеванием легких, которое вызвано профессиональными вредностями (асбестозами, силикатозами, пневмокониозами).

Читайте также:  Список литературы по внебольничной пневмонии

Кроме того, в группу риска вхожи и те лица, вероятность заражения у которых значительно превышает все мало-мальски разумные пределы. В первую очередь — это относится к декретированным группам населения (то есть к тем, кто ежедневно постоянно проводит время с большим количеством людей). К таким профессиям относятся, в первую очередь, работники здравоохранения, образования, водители и кондукторы общественного транспорта, работники торговли и так далее. Так что эти категории людей должны стараться себя максимально обезопасить от возможного риска развития инфицирования в принципе.

Есть некоторые виды заболеваний (аутоиммунные, ревматические, онкологические), которые по определению лечатся с помощью иммуносупрессивной терапии глюкокортикостероидами. Так что в таком случае даже самый безобидный насморк или фарингит может закончиться тяжелейшей пневмонией, затрагивающей несколько долей легкого.

Выводы

Итак, из всего вышеперечисленного можно приблизительно нарисовать примерный портрет типичного представителя «группы риска» при пневмонии (человека, который максимально подвержен заболеванию с учетом всех предрасполагающих факторов):

  • Человек с нарушенной иммунной системой:
  1. Нарушения касаются расстройства иммунитета первичного характера (то есть врожденные).
  2. Лица, у которых манифестирует синдром приобретенного иммунодефицита.
  • Человек много курит, либо же работе его связана с пылевыми материалами;
  • Человек с сопутствующей патологией респираторного тракта (то есть имеет место быть хроническое обструктивное заболевание легких, бронхоэктатическая болезнь и так далее);
  • Пациент, получающий иммуносупрессивную терапию (не самый распространенный признак).

Использованные источники: jmedic.ru

Заключение

Пневмония является одним из наиболее распространенных заболеваний. В Росси за год пневмонией заболевают около 1,5 млн. человек.

В Красноярском крае, в виду сложной экологической обстановки, пневмония остается по-прежнему одним из самых частых заболеваний. Ежегодно регистрируется 10-12 тысяч заболевших пневмонией. исход этого заболевания и трудоспособность больных в дальнейшем в большой мере зависят не только от ранней диагностики и адекватно проведенной терапии, но и от организации сестринского ухода за больными пневмонией в условиях стационара. Работая над темой дипломной работы «Организация сестринского ухода за больными пневмонией в условиях стационара» позволила мне сделать следующие выводы:

1. Пневмония — актуальная проблема современной медицины, в решении которой важную роль играет правильная организация сестринского ухода в условиях стационара.

2. Работа по организации сестринского ухода за больными пневмонией в условиях стационара имеет ряд особенностей, которые должна знать медицинская сестра. Правильно спланированная и проведенная работа медицинской сестры позволит наиболее эффективно провести лечение пневмонии и избежать осложнений.

3. Анализ анкетирования больных показал, что больные имеют дефицит знаний по многим вопросам профилактики пневмоний, часто занимаются самолечением. Беспокойство больных во многом обусловлено недостаточной информированностью пациентов.

4. Медицинская сестра должна активно заниматься обучающей работой среди пациентов по различным аспектам профилактики пневмонии. Больные активно идут на сотрудничество с медицинской сестрой, если обучающая работа проводится правильно! Создание памяток и рекомендаций повышает эффективность санитарно-просветительной работы.

Работа над дипломом позволила мне глубже разобраться в таком сложном заболевании, которым является пневмония, понять суть деятельности медицинской сестры в условиях стационара, убедило меня в правильном выборе профессии. Я поняла, что не может быть эффективного лечения без профессионально организованного сестринского ухода за больным пневмонией. Я научилась лучше общаться с больными и это поможет мне в будущей работе.

Приложения 1. АНКЕТА ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С ПНЕВМОНИЕЙ

1. Сколько Вам лет?

2. Знаете ли Вы что такое пневмония?

3. Знаете ли Вы причины пневмонии?

4. Знаете ли Вы факторы риска пневмонии?

5. Знаете ли Вы симптомы пневмонии?

6. Связанна ли ваша работа с вдыханием производственных пылей и веществ: органических (мука, шерсть и др.), неорганических (угольная, металлическая пыль, химикаты и др.)?

7. Курите ли Вы? И по сколько сигарет в день? Сколько лет Вы курите?

8. Ведете ли Вы здоровый образ жизни?

9. Есть ли у Вас хронические заболевания?

10. Часто ли Вы болеете ОРВИ (или другими респираторными заболеваниями)?

11. Занимаетесь ли Вы самолечением ОРВИ?

12. Принимаете ли Вы антибиотики без назначения врача?

13. Знаете ли Вы что такое антибиотикорезистентность?

14. Знаете ли Вы что на антибиотики могут быть тяжелые аллергические реакции?

Читайте также:  Чем отличается бактериофаг поливалентный от пневмонии

15. Источники получения информации о пневмонии?

16. Какие вопросы Вас волнуют по данному заболеванию?

Использованные источники: studbooks.net

Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия» Росздрава

Кафедры внутренних болезней № 1 и № 2

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

ТЕМА: «ПНЕВМОНИЯ: ФАКТОРЫ РИСКА, ПАТОГЕНЕЗ, КЛАССИФИКАЦИЯ, КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗБУДИТЕЛЯ И ТЯЖЕСТИ ТЕЧЕНИЯ. РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКАЯ И ФИЗИКАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА»

Утверждены на кафедральном заседании

кафедры внутренних болезней№1,

протокол №9 «6» марта 2007г.

зав.кафедрой внутренних болезней №1

ГОУ ВПО Росздрава, д.м.н., профессор

В.А. Шульман (подпись)………….

Утверждены на кафедральном заседании

кафедры внутренних болезней№2,

протокол №9 «27» февраля 2007г.

заведующий кафедрой внутренних болезней №2

ГОУ ВПО Росздрава, д.м.н., профессор

Ю.А. Терещенко (подпись)………….

Утверждены на заседании методической комиссии

по терапии, протокол №4

«20» марта 2007 г.

Председатель методической комиссии по

терапии ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

к.м.н., доц. Т.Ю. Большакова

Составитель: к.м.н., доцент И.В. Демко

Тема занятия:пневмония: этиология, факторы риска, патогенез, клиническая картина в зависимости от возбудителя, тяжесть течения, рентгенологическая и физикальная диагностика.

Значение темы: пневмония остается одним из распространенных заболеваний; заболеваемость в России составляет 10-15%, отмечается устойчивый рост смертности. Ошибки в диагностике пневмоний достигают 20%, диагноз в первые 3 дня болезни ставится лишь у 35% заболевших.

На основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен

Знатьфакторы риска возникновения пневмоний, классификацию, современные основные вопросы этиопатогенеза, клиники инструментальной диагностики,

правильно собрать анамнез

выполнить пальпацию, перкуссию, аускультацию грудной клетки

дать интерпретацию основных физикальных данных при пневмонии, плеврите

написать представление по синдромам, выделяя основные ведущие для данной патологии, наметить план обследования,

оценить результаты бактериоскопии и бактериологического исследования мокроты при пневмонии

рентгенографическую картину при пневмонии и плеврите

— Иметь представление о группах антибактериальных лекарственных препаратов, оценке адекватности и достаточности этиотропной терапии.

Место проведения занятия:учебная комната; отделение пульмонологии, кабинет цитологического исследования мокроты; манипуляционная для проведения плевральной пункции.

План изучения темы

4.1. Самостоятельная работа:

— курация больных – 50 мин.

— работа в кабинете функциональной диагностики – 15 мин.

4.2. Исходный контроль знаний (тесты) – 10 мин.

Использованные источники: studfiles.net

Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия» Росздрава

Кафедры внутренних болезней № 1 и № 2

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

ТЕМА: «ПНЕВМОНИЯ: ФАКТОРЫ РИСКА, ПАТОГЕНЕЗ, КЛАССИФИКАЦИЯ, КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗБУДИТЕЛЯ И ТЯЖЕСТИ ТЕЧЕНИЯ. РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКАЯ И ФИЗИКАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА»

Утверждены на кафедральном заседании

кафедры внутренних болезней№1,

протокол №9 «6» марта 2007г.

зав.кафедрой внутренних болезней №1

ГОУ ВПО Росздрава, д.м.н., профессор

В.А. Шульман (подпись)………….

Утверждены на кафедральном заседании

кафедры внутренних болезней№2,

протокол №9 «27» февраля 2007г.

заведующий кафедрой внутренних болезней №2

ГОУ ВПО Росздрава, д.м.н., профессор

Ю.А. Терещенко (подпись)………….

Утверждены на заседании методической комиссии

по терапии, протокол №4

«20» марта 2007 г.

Председатель методической комиссии по

терапии ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

к.м.н., доц. Т.Ю. Большакова

Составитель: к.м.н., доцент И.В. Демко

Тема занятия:пневмония: этиология, факторы риска, патогенез, клиническая картина в зависимости от возбудителя, тяжесть течения, рентгенологическая и физикальная диагностика.

Значение темы: пневмония остается одним из распространенных заболеваний; заболеваемость в России составляет 10-15%, отмечается устойчивый рост смертности. Ошибки в диагностике пневмоний достигают 20%, диагноз в первые 3 дня болезни ставится лишь у 35% заболевших.

На основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен

Знатьфакторы риска возникновения пневмоний, классификацию, современные основные вопросы этиопатогенеза, клиники инструментальной диагностики,

правильно собрать анамнез

выполнить пальпацию, перкуссию, аускультацию грудной клетки

дать интерпретацию основных физикальных данных при пневмонии, плеврите

написать представление по синдромам, выделяя основные ведущие для данной патологии, наметить план обследования,

оценить результаты бактериоскопии и бактериологического исследования мокроты при пневмонии

рентгенографическую картину при пневмонии и плеврите

— Иметь представление о группах антибактериальных лекарственных препаратов, оценке адекватности и достаточности этиотропной терапии.

Место проведения занятия:учебная комната; отделение пульмонологии, кабинет цитологического исследования мокроты; манипуляционная для проведения плевральной пункции.

План изучения темы

4.1. Самостоятельная работа:

— курация больных – 50 мин.

— работа в кабинете функциональной диагностики – 15 мин.

4.2. Исходный контроль знаний (тесты) – 10 мин.

Использованные источники: studfiles.net

Источник