Цель лфк при пневмонии у

Цель лфк при пневмонии у thumbnail

ЛФК при пневмонии является эффективным методом в борьбе с недугом. Специально разработанные комплексы занятий позволяют значительно сократить срок выздоровления и уменьшить период реабилитации.

Цель лфк при пневмонии у

Польза ЛФК при пневмонии

Легкая гимнастика при пневмонии благотворно влияет на пораженные органы. Такие упражнения позволяют достичь следующего эффекта:

  • уменьшить риск развития осложнений после перенесенного заболевания;
  • улучшить работу дыхательных путей;
  • избежать легочной недостаточности;
  • помочь регенерации ткани легких;
  • вывести мокроту и токсины из воспаления;
  • улучшить циркуляцию крови;
  • нормализовать дыхание;
  • снять спазмы бронхов;
  • убрать воспалительный процесс;
  • восстановить вентиляцию легких.

Основные правила выполнения занятий

Чтобы ЛФК эффективно помогло при пневмонии, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • при острой форме воспаления выполнять упражнения только с разрешения лечащего врача;
  • начинать занятия следует с минимальной нагрузки;
  • не следует выполнять ЛФК при легочной недостаточности, повышенной температуре и признаках интоксикации организма;
  • нагрузку на легкие увеличивать нужно постепенно;
  • не стоит перенапрягаться при выполнении гимнастики.

Обратите внимание! Чрезмерные физические нагрузки при пневмонии могут привести к ухудшению состояния больного.

Комплекс упражнений

Рассмотрим примерные комплексы занятий ЛФК для взрослых и детей.

Цель лфк при пневмонии у

Для взрослых

Гимнастика в период болезни

  1. Садимся на стульчик. Восемь раз чередуем глубокие вдохи с неглубокими. Потом  руки разводим в стороны и в спокойном ритме выполняем шесть раз. Затем 12 раз ходьба на месте, дыхание при этом произвольное.
  2. Встаем, плечи при этом должны быть расслаблены. Спокойно ходим по комнате две минуты, дышим в произвольном ритме. После этого руки поднимаем и на каждом глубоком вдохе руки поворачиваем в стороны. Осуществляем шесть раз. Встаем на носки восемь раз, дышим в произвольном ритме.
  3. Положение то же. Семь раз наклоняемся вперед и достаем ладошками до кончиков пальцев. Дышим произвольно.
  4. Садимся на стул. Поочередно поднимаем и опускаем руки 6 раз, дышим при этом поверхностно. Затем 10 раз сжимаем одновременно пальцы рук и ног, дыхание с каждым сжатием замедляем.

Цель лфк при пневмонии у

Гимнастика после выздоровления

  1. Сидя на стуле, дышим глубоко с замедлением на каждом выдохе. Повторяем 5 раз.
  2. Положение то же. Десять раз выполняем ногами вращение, имитируя езду на велосипеде. Дышим глубоко.
  3. Ходьба на месте две минуты, ноги при этом должны быть на ширине плеч. Потом к ногам добавляем поднимание рук вверх и в стороны. Выполняем две минуты, дышим глубоко.
  4. Упражнение делается возле гимнастической лестницы. Поворачиваемся к ней боком, одна рука на перекладине. Наклоняемся шесть раз к лестнице, поднимая при этом свободную руку. Дышим в произвольном ритме.

Для детей

ЛФК при пневмонии у детей проводят по методу Стрельникова, такой лечебный комплекс упражнений особенно нравиться детям, поскольку каждое упражнение имеет свое название, также его можно иллюстрировать картинками для лучшего запоминания.

  1. Ладошки. Данное движение является разминочным, его выполняют для того, чтобы подготовить организм ребенка к ЛФК. Малыш делает 4 быстрых вдоха через нос, выдох осуществляется медленно для расслабления мышц живота и груди. При выполнении необходимо согнуть руки в локте и на каждом вдохе сжимать кулаки.
  2. Погончики. Руки сжаты в кулаки на животе. Ребенок делает восемь резких, коротких вдохов, на каждом из них руки резко опускают вниз. Затем пять секунд передышки, и снова повторяем занятие.
  3. Насос. Движение похоже на предыдущее. Тоже делается восемь вдохов, только вместо разгибания рук необходимо наклониться и достать ладошками до кончиков пальцев на ногах, такое движение осуществляется на каждом выдохе.

    Важно! Родителям при выполнении этого задания следует обратить внимание на противопоказания: частые приступы головокружения, патологии позвоночника, опущение внутренних органов, повышенное внутричерепное давление.

  4. Кошка. Делается стоя, ноги при этом вместе. При каждом вдохе ребенок приседает, поворачивая туловище вправо и влево попеременно. Выполняется восемь раз, передышка, снова восемь раз.
  5. Обними себя за плечи. Также делается 8 дыхательных движений, на каждом малыш обнимает себя за плечи. Руки при этом нужно держать параллельно.
  6. Маятник. Делается стоя, при этом верхние конечности обхватывают плечи. Выполняются дыхательные движения, тело ребенка при этом должно покачиваться попеременно влево, вправо, вперед, назад. Осуществляется шесть раз.
  7. Ушки. Движение аналогичное предыдущему, только вместе с покачиваниями в сторону выполняются наклоны головы. Повторить шесть раз.
  8. Перекат. Делается восемь дыхательных движений (вдох, выдох), при этом необходимо на выдохах переносить вес с одной ноги на другую.

ЛФК, применяемая при пневмонии, в первые сутки после выздоровления состоит из первых трех упражнений. Во избежание головокружения у малыша, их можно выполнять сидя.

Цель лфк при пневмонии у

Затем по мере восстановления и учитывая состояние ребенка, по одному добавляются остальные движения. Целью выполнения гимнастики в такой период является восстановление дыхания после недуга.

 Противопоказания

Рассмотрим противопоказания для осуществления ЛФК:

  • не прорвавшийся абсцесс в легких;
  • заболевания сердечнососудистой системы;
  • астма;
  • дыхательная недостаточность;
  • кровохарканье;
  • высокая температура;
  • патологии психического характера;
  • наличие жидкости в плевре;
  • ателектаз легкого.

ЛФК при пневмонии является одним из наиболее эффективных методов терапии. Гимнастику необходимо в таком случае применять в комплексе с медикаментозным лечением физиотерапией. Если следовать всем рекомендация врача, то при помощи лечебной физкультуры можно значительно ускорить выздоровление и уменьшить реабилитационный период.

Источник

Занятия лечебной физической культурой (ЛФК) активно применяются для восстановления и улучшения состояния пациентов в случае различных заболеваний, в том числе и пневмонии. Несмотря на наличие многочисленных медикаментозных препаратов и методов физиотерапии, ЛФК остается одним из самых востребованных и эффективных средств на пути к полному выздоровлению. В случае пневмонии ЛФК является важным элементом терапии и реабилитации больного.

Цель ЛФК

Классический комплекс упражнений лечебной физической культуры направлен на скорейшее выздоровление пациента и снижение риска появления осложнений.

Цели стандартного комплекса:

  1. Восстановления функциональной работы органов дыхания.
  2. Предупреждение образования недостаточности легких.
  3. Усиление микроциркуляции крови в тканях легких.
  4. Ускорение процесса регенерации поверхности легких.

Лечебные упражнения способствуют улучшению кровоснабжения тканей органа и препятствуют развитию застойных процессов.

Лечебные упражнения

В случае пневмонии наблюдается общее уплотнение тканей легких, нарушение кровообращения и повреждение основных функций воздухообмена в альвеолах. Именно поэтому ЛФК остается важным элементом терапии, препятствующей развитию патологических процессов.

Также существует специализированный курс ЛФК, направленный на обеспечение необходимого объема дыхания. К целям этого комплекса относятся мероприятия по:

  • восстановлению устойчивой вентиляции легочной ткани;
  • восстановлению полноценной работы диафрагмы;
  • стимуляции дренажных функций органа.

После прохождения терапии в комплексе с мерами физиотерапии при пневмонии и медикаментозного курса пациент способен полностью восстановиться после болезни. Результат терапии зависит от общего состояния больного, стадии пневмонии и применяемых методов лечения.

Положительное действие дыхательной гимнастики

При развитии воспалительных процессов наблюдается снижение функциональной способности легких, нарушение активности альвеол, бронхов и процессов газообмена. Недостаток кислорода способен спровоцировать необратимые процессы в организме, в том числе и обострение хронических заболеваний.

Положительное влияние ЛФК в период пневмонии объясняется способностью:

  1. стимулировать очищение легочной ткани от накопленной болезнетворной жидкости;
  2. восстанавливать естественное кислородное питание тканей и органов;
  3. улучшать механизм лимфатического дренажа;
  4. возобновлять мышечную поддержку органов дыхания;
  5. усиливать иммунную систему и сопротивляемость патогенной флоре;
  6. снижать риск возникновения тяжелых последствий пневмонии.

Стимулирование дыхательной системы в период проведения физкультурного комплекса способствует восстановлению естественных процессов в организме.

Дыхательная гимнастика

Противопоказания к проведению ЛФК при пневмонии

К противопоказаниям проведения лечебной физической культуры при пневмонии относятся:

  • абсцесс легкого;
  • абсцесс легкого до прорыва бронхов;
  • декомпенсированная недостаточность кровообращения (развивается после инфаркта миокарда или других серьезных патологий кровеносной системы);
  • наличие крови в выходящих мокротных массах, кровохаркание;
  • признаки лихорадки;
  • бронхиальная астма;
  • дыхательная недостаточность 3 степени;
  • нарушения психических процессов, приводящих к невозможности контакта пациента и инструктора ЛФК;
  • полный атеросклероз легкого;
  • одышка в состоянии покоя при использовании бета-адреномиметиков короткого действия;
  • накопление большого объема жидкости в плевральной полости;
  • слабое состояние организма, истощение;
  • высокая температура тела.

В случае наличия указанных противопоказаний терапия лечения изменяется для полного излечения человека от фактора, препятствующего проведению ЛФК, или замены физических упражнений другим методом воздействия.

Начальная нагрузка

К особенностям начального этапа ЛФК относятся:

  • постепенное увеличение нагрузок;
  • в случае назначения постельного режима упражнения осуществляются без углубленного дыхания и нагрузок на грудную клетку, комплекс выполняется медленно с редкими вдохами, общая продолжительность не превышает 10 минут;
  • после того как пациент сможет выполнять сидячий комплекс упражнений, можно начинать упражнения в положении «стоя», общая продолжительность комплексов не должна превышать 20 минут;
  • при соблюдении режима на момент выписки больной сможет выполнять весь комплекс дыхательных упражнений, общая продолжительность которых достигает 30 минут.

Тем не менее приступать к занятиям нужно осторожно, соблюдая рекомендации лечащего врача.

Рекомендации врача

На начальном этапе в комплекс упражнений для дыхания в случае пневмонии включают:

  1. Очищающая форма дыхательного упражнения, назначенная по индивидуальным показателям пациента. Для выполнения рассчитывается наиболее подходящая сила диафрагмального вдоха, больной задерживается дыхание на срок до 10 секунд, после чего выполняет постепенный максимальный по возможности выдох, состоящий из нескольких коротких порций.
  2. Голосовые упражнения осуществляются за счет глубокого диафрагмального вдоха и последовательного выхода через рот, сопровождающего звуковым восклицанием (звук «Ха!»). После восклицания губы рекомендуется сомкнуть. Выполняется в количестве 5 раз, после выполнения подхода пациента необходимо вернуть к выполнению упражнения по очищению дыхания.
  3. Пациенту следует осуществить глубокий вдох и задержать дыхание. Затем необходимо полностью расслабить руки и пояс верхних конечностей, вытянуть руки вдоль тела и сжать пальцы. Больной напрягает руки и притягивает сложенные в кулаки ладони к плечам, затем разводит верхние конечности в стороны. В завершении следует вернуть руки в прежнее положение, втянув вдоль тела.
  4. После принятия изначального положения тела следует полностью расслабиться и совершить выдох через рот. Выполнить очищающее упражнение.

Упражнения направлены на восстановление активности мышц, задействованных в процессе естественного дыхания человека. Таким образом, целью гимнастики является выполнение комплекса с учетом индивидуальных возможностей.

Комплекс динамических упражнений

После того как пациент сможет выполнять полный комплекс упражнений начального этапа, в курс лечебных занятий добавляют методики для улучшения питания кровеносными сосудами дыхательных органов.

К особенностям начального этапа ЛФК относятся:

  • упражнения затрагивают активность мышц плечевого пояса, туловища и нижних конечностей;
  • в случае применения ЛФК по отношению к детям для лечения пневмонии следует максимально внимательно относиться к состоянию ребенка и не торопиться в увеличении нагрузок и продолжительности комплекса упражнений;
  • если состояние взрослого человека оценивается врачом как хорошее, возможно добавление упражнений с гантелями, стенкой для гимнастики или скамейки (самостоятельное расширение комплекса не рекомендуется);
  • любой уровень динамического комплекса должен включать ходьбу, время которой назначает врач с учетом индивидуальных показателей пациента.

Динамические упражнения

Выполнение упражнений зависит от масштабов поражения легких. Если в период болезни было повреждено только левое легкое, комплекс упражнений для восстановления и стимуляции дыхания будет придерживаться курса необходимого при левосторонней, верхнедолевой пневмонии.

Такая система занятий включает:

  1. Пациенту следует лечь на здоровый бок и вытянуть руки вдоль тела.
  2. Затем необходимо совершить вдох, во время которого пациент поднимает руку, а проводящий комплекс инструктор надавливает в области грудной клетки. По рекомендации врача скорость выполнения упражнений может увеличиваться.
  3. Пациент ложится здоровой стороной на валик для занятий, делает вдох и подтягивает колено к груди, в то время как инструктор осуществляет надавливание в область грудной клетки.
  4. Каждое упражнение выполняется по 5 раз, общий комплекс повторяется 8 раз (в зависимости от состояния человека).
  5. Курс ЛФК продолжает от 4 дней и более.

Переход на следующий этап и увеличение нагрузок осуществляется только по назначению врача и инструктора.

Дренажные действия

Дренажные упражнения являются неотъемлемым этапом ЛФК в период лечения пневмонии.

К особенностям методики относятся факторы:

  • положение больного на кровати – на спине с приподнятым тазом (положение тела способствует выходу и перемещению мокротных масс в бронхах);
  • комплекс дренажных упражнений запрещен в случае травмы ребер, позвоночника или наличия переломов костей черепа;
  • для большей эффективности следует сочетать комплекс ЛФК с массажем, способствующим выведению мокротных масс;
  • осуществление массажа следует доверить опытному мастеру;
  • комплекс упражнений рекомендуется продолжить даже после полного выздоровления для стимуляции парной работы дыхательных органов.

Опытный мастер выполняет до 200 манипуляций в минуту, что способствует активному выходу мокротных масс.

Лечебный массаж

К упражнениям комплекса относятся:

  1. В положении лежа с приподнятыми на 15-20 см от кровати ногами (желательно что-то под них подложить).
  2. Выполнение вибрационных движений по грудной клетке во время вдоха.
  3. Резкое сжимание нижней области грудной клетки во время выдоха.
  4. Для восстановления дыхания после упражнений рекомендуется медленно сделать глубокий вдох, задержать дыхание, после чего также медленно выдохнуть.

Дренажный комплекс позволяет осуществить профилактику по скоплению жидкости в плевральной области и развитию дыхательной недостаточности.

Лечебная физкультура в период выздоровления от пневмонии

Занятия лечебной физической культурой необходимо применять не только в период лечения, но и активно придерживаться комплекса занятий во время реабилитации. Полное прохождение курса способствует снижению риска развития рецидивов пневмонии и других заболеваний, заражение которыми возможно на почве снижения иммунитета.

К основным упражнениям в период реабилитации после пневмонии относятся:

  1. Человеку необходимо встать прямо, поставить ноги на ширину плеч, руки на поясе. Осуществить наклоны вправо и влево. Медленно с вдохом поднять руки над головой. Опустить руки на выдохе.
  2. Для второго упражнения человеку можно сесть на стул. Затем пациент расслабляет руки и, подняв их вверх, сжимает ладони в кулак. Одновременно с пальцами на руках сжимаются пальцы ног. Дыхание во время упражнения медленное. После небольшой остановки руки возвращаются в первоначальное положение.
  3. Поднявшись со стула, человек выпрямляется, руки опускает вдоль туловища и осуществляет наклоны вперед. Для полноценного выполнения необходимо опустить руки и коснуться пальцами правой руки до левой ноги. Дыхание во время упражнения должно быть спокойным и ровным.

Продолжительность и количество упражнений в комплексе определяется состоянием пациента на момент выписки и общими характеристиками перенесенного заболевания.

Также возможно выполнение гимнастических дыхательных упражнений с использованием лестницы-тренажера.

Для осуществления комплекса необходимо:

  1. Повернуться боком к лестнице.
  2. Взяться рукой за лестницу.
  3. Осуществить наклон вперед и поднять вверх свободную руку.

Считается, что комплекс с использованием лестницы хорошо стимулирует дыхание в утреннее время. Наклоны лучше всего выполнять до первого приема пищи.

Правила усиления гимнастических нагрузок

К правилам усиления гимнастических нагрузок ЛФК относятся:

  1. Усиление нагрузки осуществляется только после консультации у специалиста, подтверждения успешности предыдущего этапа и хорошего состояния больного.
  2. Упражнения, составляющие комплекс, подбираются с учетом области поражения болезнью (в случае наличия инфильтрата с левой стороны, комплекс развивает работу левого из парных органов).
  3. Комплекс упражнений включает занятия для верхней и нижней половины тела человека.
  4. Общая продолжительность комплекса не должна превышать 10 минут, с разрешения инструктора комплекс продлевается до 20 минут (максимум).

Стоит помнить о том, что перечисленные занятия лечебной физической культуры направлены на восстановление функциональной способности органов дыхания. Превышение нормы, указанной лечащим врачом, способно не только нарушить методику, но и привести к нежелательному результату для всего лечения пневмонии.

Занятия лечебной физической культуры

Заключение

ЛФК при пневмонии – комплекс необходимых физических нагрузок, действие которых направлено на снижение риска появления осложнений и устранение патологичных нарушений в период реабилитации. Соблюдение инструкции лечащего врача и внимательное отношение к своему здоровью способны значительно ускорить выздоровление.

Лечебная физкультура относится к дополнительным методикам лечения, её действие эффективно только в комплексе с основными процедурами и курсом медикаментозных препаратов.

Источник

Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà (ËÔÊ) — ìåòîä ðåôëåêòîðíîãî âîçäåéñòâèÿ íà ðàçëè÷íûå îðãàíû è ñèñòåìû, à òàêæå îðãàíèçì â öåëîì, ïðè êîòîðîì èñïîëüçîâàíèå ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé äëÿ êîððåêöèè ìîðôîëîãè÷åñêèõ è ôóíêöèîíàëüíûõ íàðóøåíèé, âûçâàííûõ çàáîëåâàíèÿìè è (èëè) èõ ïîñëåäñòâèÿìè, îñíîâàíî íà ÷åòêîé öåëåíàïðàâëåííîñòè ýòèõ óïðàæíåíèé, èõ ïîâòîðÿåìîñòè è, êàê ïðàâèëî, ïîñòåïåííîì óâåëè÷åíèè íàãðóçêè.

Ïðè ðàçâèòèè ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà â îðãàíèçìå, êàê èçâåñòíî, ñàìîïðîèçâîëüíî ôîðìèðóþòñÿ íåêîòîðûå ïðèñïîñîáèòåëüíûå ìåõàíèçìû (âîâëå÷åíèå äîïîëíèòåëüíîé äûõàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû â àêò äûõàíèÿ, èçìåíåíèå áèîìåõàíèêè äûõàíèÿ, ðàáîòû ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, ìîðôîëîãè÷åñêîãî ñîñòàâà êðîâè è äð.), íàïðàâëåííûå íà óäîâëåòâîðåíèå êèñëîðîäíûõ çàïðîñîâ.

Îäíà èç çàäà÷ ËÔÊ — ñòèìóëèðîâàòü ðàçâèòèå òåõ êîìïåíñàòîðíûõ ìåõàíèçìîâ, êîòîðûå äëÿ äàííîãî áîëüíîãî ñ êîíêðåòíîé áîëåçíüþ è ñòàäèåé åå ðàçâèòèÿ áóäóò íàèáîëåå ýôôåêòèâíû.

Èçâåñòíî, ÷òî â ñîñòîÿíèè ïîêîÿ ÷åëîâåê èñïîëüçóåò ëèøü 20–25% äûõàòåëüíîé ïîâåðõíîñòè ëåãêèõ, îñòàëüíûå 75–80% âêëþ÷àþòñÿ òîëüêî â ñëó÷àå ïðåäúÿâëåíèÿ ê îðãàíèçìó ïîâûøåííûõ òðåáîâàíèé. Ýòî óêàçûâàåò íà íàëè÷èå áîëüøèõ ðåçåðâîâ àïïàðàòà âíåøíåãî äûõàíèÿ, êîòîðûå ìîãóò áûòü çàäåéñòâîâàíû â ïàòîëîãè÷åñêèõ óñëîâèÿõ.

Ïîñòîÿííàÿ òðåíèðîâêà ìûøå÷íîé òêàíè ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè ñïîñîáñòâóåò óâåëè÷åíèþ ñèëû ìûøö, íîðìàëèçàöèè èõ ýëàñòè÷åñêèõ ñâîéñòâ ïîñëå ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà. Âñå ýòî èìååò áîëüøîå çíà÷åíèå â ðåãóëÿöèè ôóíêöèè äûõàòåëüíîãî àïïàðàòà, òàê êàê ãëàäêàÿ ìóñêóëàòóðà äûõàòåëüíîé ñèñòåìû èãðàåò ñóùåñòâåííóþ ðîëü, êàê â àêòå âíåøíåãî äûõàíèÿ, òàê è â ñàìîî÷èùåíèè âîçäóõîíîñíûõ ïóòåé îò âðåäíûõ ýëåìåíòîâ ïðè îñóùåñòâëåíèè òàê íàçûâàåìîé ìîòîðíîé ôóíêöèè áðîíõîâ. Ñëåäîâàòåëüíî, äâèæåíèÿ áðîíõîâ íåîòäåëèìû îò àêòà äûõàíèÿ. Ñîêðàùåíèå ìóñêóëàòóðû, óêîðî÷åíèå è ñóæåíèå áðîíõîâ íà÷èíàþòñÿ ñ ìåëü÷àéøèõ áðîíõîâ è ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ ïî íàïðàâëåíèþ ê êðóïíûì áðîíõàì è òðàõåå, ýòî ñïîñîáñòâóåò âûòàëêèâàíèþ âîçäóõà (âûäîõó) è óäàëåíèþ âðåäíûõ ÷àñòèö èç ëåãêèõ è ãëóáîêî ðàñïîëîæåííûõ áðîíõîâ ïî íàïðàâëåíèþ ê òðàõåå. Ïðè ôîðñèðîâàííîì äûõàíèè óêàçàííûå äâèæåíèÿ áðîíõîâ áîëåå ýíåðãè÷íû. Ó÷èòûâàÿ ýòî, ïðè ñîñòàâëåíèè ìåòîäèêè äûõàòåëüíîé ãèìíàñòèêè íåîáõîäèìî ðóêîâîäñòâîâàòüñÿ ïðàâèëîì: äîáèâàòüñÿ ó áîëüíîãî ãëóáîêîãî ðèòìè÷íîãî äûõàíèÿ ñ àêöåíòîì íà ìàêñèìàëüíûé âûäîõ. Áåç äîñòàòî÷íîãî óâåëè÷åíèÿ ñèëû äûõàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû, êàê ïîêàçûâàþò äèíàìè÷åñêèå ñïèðîãðàôè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ ôóíêöèè âíåøíåãî äûõàíèÿ, íåâîçìîæíî äîáèòüñÿ çíà÷èòåëüíîãî óëó÷øåíèÿ ôóíêöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ äûõàòåëüíîãî àïïàðàòà.

Ðåãóëÿðíîå âûïîëíåíèå äûõàòåëüíîé ãèìíàñòèêè â êîìïëåêñå ñ óïðàæíåíèÿìè îáùåðàçâèâàþùåãî õàðàêòåðà ñïîñîáñòâóåò ïðîôèëàêòèêå îáðàçîâàíèÿ ñëèçèñòûõ, ãíîéíûõ ïðîáîê, àòåëåêòàçîâ è ãèïîâåíòèëÿöèè ëåãêèõ. Îáó÷åíèå â ïðîöåññå çàíÿòèé ËÔÊ ïðàâèëüíîìó ãëóáîêîìó ðèòìè÷íîìó äûõàíèþ è èñêóññòâó êàøëÿòü íà âûäîõå ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî ïðè ïîìîùè êàøëÿ ñîäåðæèìîå áðîíõîâ ìîùíûì ïîòîêîì âîçäóõà âûíîñèòñÿ ê òðàõåå. Êðîìå òîãî, ñîòðÿñåíèå ãðóäíîé êëåòêè, âûçâàííîå êàøëåì è ïîääåðæèâàåìîå ïóòåì íàäàâëèâàíèÿ íà ãðóäíóþ êëåòêó ñèíõðîííî ñ êàøëåâûìè òîë÷êàìè, ñïîñîáñòâóåò óñêîðåíèþ òîêà ìîêðîòû èç áðîíõîâ.  ýòèõ óñëîâèÿõ ëåãêî îòäåëÿþòñÿ ïðèëèïøèå ê ñòåíêàì áðîíõîâ ÷àñòèöû ãóñòîãî ïàòîëîãè÷åñêîãî ñîäåðæèìîãî, è ïðîõîäèìîñòü áðîíõîâ óëó÷øàåòñÿ. Ïîìèìî ñîêðàùåíèÿ ìóñêóëàòóðû áðîíõîëåãî÷íûõ ñåãìåíòîâ, ïðè êàøëå ðåôëåêòîðíî ñîêðàùàþòñÿ ìûøöû ãðóäíîé êëåòêè, ÷òî òàêæå ñïîñîáñòâóåò óñèëåíèþ è óãëóáëåíèþ äûõàíèÿ, à, ñëåäîâàòåëüíî, óëó÷øåíèþ âåíòèëÿöèè ëåãêèõ è ñàìîî÷èùåíèþ áðîíõîâ.

Òàêèì îáðàçîì, äåéñòâèå ËÔÊ íàïðàâëåíî íà ìàêñèìàëüíîå âîññòàíîâëåíèå ôóíêöèîíàëüíîé ñïîñîáíîñòè áðîíõîâ ïóòåì îñâîáîæäåíèÿ èõ îò ñëèçèñòî-ãíîéíîãî ñîäåðæèìîãî, à òàêæå íà àêòèâèçàöèþ êðîâî- è ëèìôîîáðàùåíèÿ è óâåëè÷åíèå ðåçåðâîâ àïïàðàòà âíåøíåãî äûõàíèÿ. Êðîìå ñïåöèàëüíîãî âëèÿíèÿ äûõàòåëüíûõ è ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé, çàíÿòèÿ ËÔÊ îêàçûâàþò ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîå âîçäåéñòâèå, ïîëîæèòåëüíî âëèÿþò íà íàñòðîåíèå è ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî; îíè ñïîñîáíû íå òîëüêî èçìåíÿòü îáùóþ ðåàêòèâíîñòü îðãàíèçìà, íî è ïîâûøàòü ñîïðîòèâëÿåìîñòü è ñòîéêîñòü ñèñòåìû îðãàíîâ äûõàíèÿ ê íåáëàãîïðèÿòíûì óñëîâèÿì âíåøíåé ñðåäû.

Çàäà÷è ËÔÊ ïðè ïíåâìîíèè:

1) óñèëèòü êðîâî-è ëèìôîîáðàùåíèå â ëåãêèõ, ÷òîáû áûñòðåå ðàññîñàëñÿ ýêññóäàò è âûäåëÿëàñü ìîêðîòà;

2) ïðåäóïðåæäàòü îñëîæíåíèå (àòåðîñêëåðîç ëåãêèõ, ñïàéêè â ïîëîñòè ïëåâðû);

3) íîðìàëèçîâàòü òêàíåâûé îáìåí äëÿ ëèêâèäàöèè èíòîêñèêàöèè îðãàíèçìà;

4) âîññòàíîâèòü íîðìàëüíîå äûõàíèå è ïðèñïîñîáèòü îðãàíèçì ê ôèçè÷åñêèì íàãðóçêàì;

5) óëó÷øèòü íåðâíî-ïñèõè÷åñêîå è îáùåå ñîñòîÿíèå.

Ïðåæäå ÷åì ïåðåéòè ê îïèñàíèþ ìåòîäèêè çàíÿòèé ËÔÊ, íåîáõîäèìî îòìåòèòü ñëåäóþùåå:

— ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ äîëæíà ïðîâîäèòüñÿ äëèòåëüíî, íåïðåðûâíî, öåëåíàïðàâëåííî âîçäåéñòâóÿ íà îñíîâíûå ïàòîãåíåòè÷åñêèå ìåõàíèçìû çàáîëåâàíèÿ;

— âûáîð ìåòîäèêè, ñðåäñòâ è ôîðì ËÔÊ çàâèñèò îò õàðàêòåðà çàáîëåâàíèÿ, íàëè÷èÿ õðîíè÷åñêîãî ëåãî÷íîãî ñåðäöà, ñòåïåíè è òèïà íàðóøåíèé ôóíêöèè âíåøíåãî äûõàíèÿ, òîëåðàíòíîñòè ê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå, èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé ïàöèåíòà;

— íåîáõîäèìî ñòðîãî äèôôåðåíöèðîâàòü íàçíà÷åíèå äâèãàòåëüíîãî ðåæèìà, ïåðåõîäÿ ê êàæäîìó ïîñëåäóþùåìó ëèøü ïðè õîðîøåé (àäåêâàòíîé) ïåðåíîñèìîñòè áîëüíûì ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè ïðåäûäóùåãî ðåæèìà;

— âîññòàíîâëåíèå íàðóøåííûõ ôóíêöèé äûõàíèÿ íå ÿâëÿåòñÿ óñòîé÷èâûì ïðîöåññîì è òðåáóåò ïîñòîÿííîé òðåíèðîâêè; ïîíèìàíèå ýòîãî ïàöèåíòîì (ïîñëå ðàçúÿñíåíèé ëå÷àùåãî âðà÷à) âî ìíîãîì ñòèìóëèðóåò åãî àêòèâíîå ó÷àñòèå â ëå÷åíèè è îáåñïå÷èâàåò óñïåõ ðåàáèëèòàöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé.

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿìè ê íàçíà÷åíèþ ËÔÊ ÿâëÿþòñÿ:

— òÿæåëîå îáùåå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî;

— òåìïåðàòóðà òåëà âûøå 37,5°Ñ;

— ÷àñòîòà ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé (×ÑÑ) áîëåå 100 óä./ìèí;

— îñòðàÿ äûõàòåëüíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü;

— íàðàñòàíèå äûõàòåëüíîé, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé íåäîñòàòî÷íîñòè;

— ëåãî÷íî-ñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü III ñòåïåíè;

— êðîâîòå÷åíèÿ è êðîâîõàðêàíüå;

— âûðàæåííûå ïðèçíàêè ïåðåãðóçêè ïðàâûõ îòäåëîâ ñåðäöà íà ýëåêòðîêàðäèîãðàììå (ÝÊÃ).

Ïðè êðóïîçíîé ïíåâìîíèè ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðîé ìîæíî çàíèìàòüñÿ, êîãäà òåìïåðàòóðà ñíèçèòñÿ äî 37,5ºÑ è åñëè ñåðäöåáèåíèå íå ó÷àùåííîå.

Ïðè î÷àãîâîé ïíåâìîíèè ïðè íîðìàëüíîé èëè ñóáôåáðèëüíîé òåìïåðàòóðå.

Ïðèìåíÿþòñÿ òðè äâèãàòåëüíûõ ðåæèìà: ùàäÿùèé, ùàäÿùå-òðåíèðóþùèé è òðåíèðóþùèé.

 I ïåðèîäå (ïîñòåëüíûé ðåæèì, ùàäÿùèé äâèãàòåëüíûé ðåæèì) çàíÿòèÿ ïðîâîäÿò â èñõîäíîì ïîëîæåíèè ëåæà íà ñïèíå, âêëþ÷àþò îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ, ñïîñîáñòâóþùèå äâèæåíèÿì ãðóäíîé êëåòêè â ðàçíûõ íàïðàâëåíèÿõ, äëÿ ìûøö áðþøíîãî ïðåññà è äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ.

Âíà÷àëå ðåêîìåíäóþòñÿ ýëåìåíòàðíûå ãèìíàñòè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ äëÿ êîíå÷íîñòåé, òóëîâèùà ñ íåáîëüøîé àìïëèòóäîé, äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ â ïîëîæåíèè ëåæà. Áîëüíîìó ðåêîìåíäóåòñÿ ëåæàòü íà çäîðîâîì áîêó 3—4 ðàçà â äåíü. Òàêîå ïîëîæåíèå óëó÷øàåò àýðàöèþ áîëüíîãî ëåãêîãî. Äëÿ óìåíüøåíèÿ îáðàçîâàíèÿ ñïàåê â äèàôðàãìàëüíî-ðåáåðíîì óãëó ðåêîìåíäóåòñÿ ëåæàòü íà çäîðîâîì áîêó ñ âàëèêîì ïîä ãðóäíîé êëåòêîé. Ïîëîæåíèå íà ñïèíå óìåíüøàåò îáðàçîâàíèå ñïàåê ìåæäó äèàôðàãìàëüíîé ïëåâðîé è çàäíåé ñòåíêîé ãðóäíîé êëåòêè, ïîëîæåíèå íà ñïèíå — ìåæäó äèàôðàãìàëüíîé ïëåâðîé è ïåðåäíåé ãðóäíîé ñòåíêîé.

Ùàäÿùèé äâèãàòåëüíûé ðåæèì

Õàðàêòåðèñòèêà äâèãàòåëüíîãî ðåæèìà

Ïîëíîå ñàìîîáñëóæèâàíèå. Âîçäóøíûå âàííû, çàêàëèâàþùèå ïðîöåäóðû. Îáÿçàòåëåí ïîñëåîáåäåííûé îòäûõ, à òàêæå îòäûõ ïîñëå ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè.

Çàäà÷è ËÔÊ

— Ñîõðàíåíèå ñòàáèëüíîñòè ôóíêöèîíàëüíûõ âîçìîæíîñòåé è íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî ñòàòóñà áîëüíîãî

— Ñîâåðøåíñòâîâàíèå ìåõàíèçìîâ äûõàòåëüíîãî àêòà, äðåíèðîâàíèå áðîíõîâ, óëó÷øåíèå ïîêàçàòåëåé âíåøíåãî äûõàíèÿ.

— Óâåëè÷åíèå ðåçåðâîâ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, ïîâûøåíèå ôèçè÷åñêîé ðàáîòîñïîñîáíîñòè áîëüíîãî.

— Óëó÷øåíèå òðîôèêè è ôóíêöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ íåéðîìîòîðíîãî àïïàðàòà.

— Âîññòàíîâëåíèå ñèë è ýìîöèîíàëüíîãî òîíóñà ïàöèåíòà.

Ôîðìû è ñðåäñòâà ËÔÊ

— Óòðåííÿÿ ãèãèåíè÷åñêàÿ ãèìíàñòèêà ñ ýëåìåíòàìè àóòîòðåíèíãà è ñàìîìàññàæà (20 ìèí).

— Ëà â çàëå (30 ìèí). Óïðàæíåíèÿ íà âñå ìûøå÷íûå ãðóïïû, ñòàòè÷åñêèå è äèíàìè÷åñêèå äûõàòåëüíûå.

— Ìàññàæ ïî ïîêàçàíèÿì.

È.ï. ëþáîå.

Òåìï ñðåäíèé è áûñòðûé. Ñîîòíîøåíèå ÄÓ è îáùåðàçâèâàþùèõ óïðàæíåíèé 1:2, ñîõðàíÿþòñÿ ýëåìåíòû àêòèâíîé ìûøå÷íîé ðåëàêñàöèè. Ïðè íàëè÷èè áðîíõîýêòàçîâ ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþò â ïîñòóðàëüíûõ ïîëîæåíèÿõ ñîîòâåòñòâåííî ëîêàëèçàöèè ïîðàæåíèÿ, âêëþ÷àþò ïàóçû äëÿ îòäûõà è âûäåëåíèÿ ìîêðîòû.

Íå áîëåå 20 ñåàíñîâ íåïðåðûâíî

Ìåòîäû ôóíêöèîíàëüíîãî êîíòðîëÿ

Îöåíêà ñàìî÷óâñòâèÿ áîëüíîãî, ôèçèêàëüíûõ äàííûõ, ÷àñòîòû äûõàíèÿ, ×ÑÑ, ÀÄ, äèíàìè÷åñêàÿ ñïèðîãðàôèÿ, ñïèðîìåòðèÿ, ïðîáû Øòàíãå è Ãåí÷å äî è ïîñëå ËÃ, ìàññàæà è õîäüáû. Ïðè îòñóòñòâèè ïðîòèâîïîêàçàíèé âåëîýðãîìåòðèÿ äëÿ îïðåäåëåíèÿ òîëåðàíòíîñòè ê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå.

ÝÊÃ-êîíòðîëü ïðè ñîïóòñòâóþùåé ÈÁÑ.

Âî II ïåðèîäå (ïîëóïîñòåëüíûé ðåæèì, ùàäÿùåå-òðåíèðóþùèé äâèãàòåëüíûé ðåæèì) óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþò â èñõîäíûõ ïîëîæåíèÿõ ñèäÿ è ñòîÿ.

Ïðè óëó÷øåíèè ñîñòîÿíèÿ óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþòñÿ â îñíîâíîì ñòîÿ, óâåëè÷èâàåòñÿ ÷èñëî óïðàæíåíèé äëÿ âåðõíèõ è íèæíèõ êîíå÷íîñòåé, òóëîâèùà, óñëîæíÿþòñÿ äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ. Äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ îáðàçîâàíèÿ ïëåâðàëüíûõ ñïàåê ââîäÿòñÿ óïðàæíåíèÿ, óâåëè÷èâàþùèå ïîäâèæíîñòü ãðóäíîé êëåòêè.

Ùàäÿùå-òðåíèðóþùèé äâèãàòåëüíûé ðåæèì

Õàðàêòåðèñòèêà äâèãàòåëüíîãî ðåæèìà

Ïîëíîå ñàìîîáñëóæèâàíèå. Ìàëîïîäâèæíûå èãðû. Ïðîãóëêè, âîçäóøíûå âàííû, øèðîêîå èñïîëüçîâàíèå çàêàëèâàþùèõ ïðîöåäóð.

Çàäà÷è ËÔÊ

— Äàëüíåéøàÿ àêòèâèçàöèÿ ðåçåðâíûõ âîçìîæíîñòåé àïïàðàòà âíåøíåãî äûõàíèÿ è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû.

— Ñîõðàíåíèå è óâåëè÷åíèå ôèçè÷åñêîé ðàáîòîñïîñîáíîñòè.

— Ñîâåðøåíñòâîâàíèå ïðîèçâîëüíîãî óïðàâëåíèÿ äûõàíèåì âî -ðåìÿ íàãðóçêè, çàêðåïëåíèå íàâûêîâ ïîëíîãî äûõàíèÿ.

— Óêðåïëåíèå äûõàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû, óâåëè÷åíèå ïîäâèæíîñòè ãðóäíîé êëåòêè, ïîçâîíî÷íèêà, óëó÷øåíèå îñàíêè.

— Äàëüíåéøåå ïîâûøåíèå òîëåðàíòíîñòè ê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå, óâåëè÷åíèå ýêîíîìè÷íîñòè ðàáîòû äûõàòåëüíîãî àïïàðàòà.

— Ïîâûøåíèå óñòîé÷èâîñòè îðãàíèçìà ê äåéñòâèþ íåáëàãîïðèÿòíûõ ôàêòîðîâ âíåøíåé ñðåäû, íèçêèõ òåìïåðàòóð, âëàæíîñòè è ò.ï.

— Ñòàáèëèçàöèÿ ïñèõîýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ áîëüíîãî.

Ôîðìû è ñðåäñòâà ËÔÊ

— Óòðåííÿÿ ãèãèåíè÷åñêàÿ ãèìíàñòèêà ñ ýëåìåíòàìè àóòîòðåíèíãà è ñàìîìàññàæà (20 ìèí).

— Ëà â çàëå (35-40 ìèí). Óïðàæíåíèÿ íà âñå ìûøå÷íûå ãðóïïû, ñòàòè÷åñêèå è äèíàìè÷åñêèå äûõàòåëüíûå, äðåíèðóþùèå. Ãèìíàñòèêà ñ èñïîëüçîâàíèåì ñíàðÿäîâ, òðåíàæåðîâ (ãðåáíîé ñòàíîê, âåëîýðãîìåòð, áåãóùàÿ äîðîæêà, ýñïàíäåð). Âîçìîæíû óïðàæíåíèÿ ñ óñèëèåì è íàïðÿæåíèåì ñ îáÿçàòåëüíîé ïîñëåäóþùåé ðåëàêñàöèåé ó÷àñòâóþùèõ ìûøö.

— ËÃ â áàññåéíå, äîçèðîâàííîå ïëàâàíèå (20 ìèí).

— Òåððåíêóð (óãîë ïîäúåìà 5-10°).

— Âåëîïðîãóëêè.

— Ìàññàæ ïî ïîêàçàíèÿì.

È.ï. ëþáîå. Òåìï ñðåäíèé è áûñòðûé, àìïëèòóäà äâèæåíèé ïîëíàÿ. ×èñëî ïîâòîðåíèé äî 10-12 ðàç. Ñîîòíîøåíèå äûõàòåëüíûõ è îáùåðàçâèâàþùèõ óïðàæíåíèé 1:3. Âñå íàèáîëåå íàãðóçî÷íûå óïðàæíåíèÿ ñëåäóåò âûïîëíÿòü íà âûäîõå, ñëåäèòü çà ñîõðàíåíèåì ïðàâèëüíîãî ñîîòíîøåíèÿ äûõàòåëüíûõ è äâèãàòåëüíûõ ôàç ïðè íàãðóçêå. Ïðè íàëè÷èè áðîíõîýêòàçîâ çàíÿòèÿ íà÷èíàþò è çàêàí÷èâàþò ïîñòóðàëüíûìè ïîëîæåíèÿìè, ñî÷åòàþùèìèñÿ ñî ñïåöèàëüíûìè äûõàòåëüíûìè óïðàæíåíèÿìè, îáëåã÷àþùèìè âûäåëåíèå ìîêðîòû.

Óïðàæíåíèÿ â âîäå äëÿ óêðåïëåíèÿ ìûøö ðóê, ïëå÷åâîãî ïîÿñà, ãðóäíîé êëåòêè, ñïèíû è æèâîòà, äëÿ óâåëè÷åíèÿ ïîäâèæíîñòè ãðóäíîé êëåòêè è ïîçâîíî÷íèêà. Òðåíèðîâêà äûõàíèÿ ñ ýëåìåíòàìè ñîïðîòèâëåíèÿ íà âûäîõå. Ðåëàêñàöèÿ ìûøö ðóê è ïëå÷åâîãî ïîÿñà, ýëåìåíòû àóòîòðåíèíãà — ðàññëàáëåíèå íà ïåíîïëàñòîâûõ êðóãàõ.

Ñêîðîñòü õîäüáû 4,5-5 êì/÷ ñ ïåðåìåííûì óñêîðåíèåì. Ïðè õîäüáå ïî ëåñòíèöå ñêîðîñòü ïðîèçâîëüíàÿ.

Òîëüêî â õîðîøóþ ïîãîäó ïðè îòñóòñòâèè âñòðå÷íîãî âåòðà (íå áîëåå 30 ìèí), ñ îñòàíîâêàìè äëÿ îòäûõà è ðåëàêñàöèè ìûøö ðóê, ïëå÷åâîãî ïîÿñà è íîã.

Ìåòîäû ôóíêöèîíàëüíîãî êîíòðîëÿ

Ñì. øàäÿùèé ðåæèì + ÝÊÃ â áàññåéíå ïðè ñîïóòñòâóþùåé ÈÁÑ, èññëåäîâàíèå ôóíêöèé âíåøíåãî äûõàíèÿ è öåíòðàëüíîé ãåìîäèíàìèêè äî è ïîñëå ËÃ â áàññåéíå.

 III ïåðèîäå (òðåíèðóþùèé äâèãàòåëüíûé ðåæèì) óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþò â ðàçëè÷íûõ èñõîäíûõ ïîëîæåíèÿõ, ñ ïðåäìåòàìè è áåç íèõ, íà ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêå, âî âðåìÿ õîäüáû.

Òðåíèðóþùèé äâèãàòåëüíûé ðåæèì

Õàðàêòåðèñòèêà äâèãàòåëüíîãî ðåæèì

Ïðîãóëêè ïî ðîâíîé è ïåðåñå÷åííîé ìåñòíîñòè â ëþáóþ ïîãîäó. Ãèìíàñòèêà íà ïðîèçâîäñòâå. Çàêàëèâàþùèå ïðîöåäóðû

Çàäà÷è ËÔÊ

— Äàëüíåéøàÿ òðåíèðîâêà è èíòåíñèôèêàöèÿ ôóíêöèè âíåøíåãî äûõàíèÿ, ãàçîîáìåíà, êðîâîîáðàùåíèÿ â ìàëîì êðóãå è îðãàíèçìå â öåëîì.

— Çàêàëèâàíèå.

— Óêðåïëåíèå àäàïòàöèîííûõ ìåõàíèçìîâ, ïîâûøåíèå ðåçèñòåíòíîñòè îðãàíèçìà, ñíèæåíèå ìåòåîëàáèëüíîñòè.

— Ïîëíàÿ ñòàáèëèçàöèÿ ñîñòîÿíèÿ è óâåëè÷åíèå ïðîäîëæèòåëüíîñòè ðåìèññèè.

Ôîðìû è ñðåäñòâà ËÔÊ

— Óòðåííÿÿ ãèãèåíè÷åñêàÿ ãèìíàñòèêà (25–30 ìèí).

— Ëà â çàëå. Êîìïëåêñ Ëà äîïîëíÿåòñÿ óïðàæíåíèÿìè ñ âêëþ÷åíèåì ñîïðîòèâëåíèé è îòÿãîùåíèé.

— ËÃ â áàññåéíå, äîçèðîâàííîå ïëàâàíèå (30 ìèí).

— Äîçèðîâàííàÿ õîäüáà ïî ðîâíîé è ïåðåñå÷åííîé (óãîë ïîäúåìà 10–15°) ìåñòíîñòè äî 3-4 êì â äåíü ïðè óñëîâèè ñîõðàíåíèÿ ïðàâèëüíîãî ðèòìà è ãëóáèíû äûõàíèÿ.

— Â çàâèñèìîñòè îò ñåçîíà âåëîïðîãóëêè èëè õîäüáà íà ëûæàõ, ýëåìåíòû ïîäâèæíûõ èãð, áàäìèíòîí, áîëüøîé è ìàëûé òåííèñ.

— Ìàññàæ ãðóäíîé êëåòêè è ïëå÷åâîãî ïîÿñà ïî ïîêàçàíèÿì.

È.ï. ëþáîå. Ïðè âûïîëíåíèè ÄÓ è óïðàæíåíèé íà ðàññëàáëåíèå òåìï ìåäëåííûé,

äëÿ îáùåðàçâèâàþùèõ — ñðåäíèé è áûñòðûé. Ñîîòíîøåíèå ìåæäó íèìè 1:4.

Øèðîêîå èñïîëüçîâàíèå ðàçëè÷íûõ ñíàðÿäîâ, òðåíàæåðîâ.

Ñêîðîñòü õîäüáû 5 êì/÷ ñ ïåðåìåííûì óñêîðåíèåì áåç ýëåìåíòîâ ñîðåâíîâàíèÿ. Äîïóñêàåòñÿ ïîñòðîåíèå íàãðóçêè ïî ñõåìå: õîäüáà — ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ — õîäüáà — áå㠗 õîäüáà ñ ïðîáåæêîé 2–3 îòðåçêîâ ïî 100–150 ì.

Çàíÿòèÿ íà ëûæàõ ñëåäóåò ïðîâîäèòü â äèàïàçîíå òåìïåðàòóð 3–20°Ñ.  óñëîâèÿõ ïëîõîé âèäèìîñòè (ñíåãîïàä, òóìàí, èçìîðîçü è ò.ä.), ïðè ñèëüíîì âåòðå çàíÿòèÿ çàïðåùåíû.

Ìåòîäû ôóíêöèîíàëüíîãî êîíòðîëÿ

Ñì. ùàäÿùå-òðåíèðóþùèé ðåæèì

ñîäåðæàíèå   .. 
729 
730 
731   ..

Источник