Что такое двухсторонняя пневмония у ребенка курс лечения
Пневмония у детей — острый инфекционно-воспалительный процесс различной этиологии. Механизмы развития заболевания связаны с преимущественным поражением респираторных отделов легких.
Респираторными отделами легких являются анатомические структуры, расположенные за терминальными бронхами, — респираторные, альвеолярные ходы и альвеолы. Заболеваемость пневмонией у детей на первом году жизни составляет 15-20 на 1 000 детей, от 1 года до 3 лет — 5-6 на 1000 детей.Предрасполагающими факторами у детей могут быть следующие заболевания: перинатальная патология аспирации, гипотрофия, врожденный порок сердца с недостаточностью кровообращения, иммунодефицитные состояния.
У более старших детей предрасполагающими факторами являются очаги хронической инфекции, пассивное и активное курение, переохлаждение организма.
По этиологии острые пневмонии подразделяют на:
- бактериальные;
- вирусные;
- микоплазменные;
- риккетсиозные;
- грибковые;
- аллергические;
- пневмонии, возникающие при инвазиях гельминтами;
- пневмонии, возникающие при воздействии физических и химических факторов.
Различают семь форм бактериальной пневмонии:
- пневмококковая;
- фридлендеровская;
- синегнойная;
- гемофильная;
- стрептококковая;
- стафилококковая;
- группа пневмоний, вызванных протеем и кишечной палочкой.
Из вирусных пневмоний чаще всего встречаются:
- гриппозная пневмония;
- аденовирусная пневмония;
- парагриппозная пневмония;
- респираторно-синтициальная пневмония.
В соответствии с причинами и механизмами возникновения различают первичные и вторичные пневмонии. Последние возникают на фоне обострений хронических заболеваний бронхо-легочной системы и других соматических заболеваний ребенка.
Для возникновения пневмонии у ребенка, кроме бактериальных или вирусных агентов, необходим определенный комплекс факторов:
- попадание слизи в легкие из верхних дыхательных путей — аэрогенный путь;
- попадание микроорганизма в бронхи;
- разрушение защитных механизмов дыхательных путей;
- гематогенный, лимфогенный пути распространения инфекции.
При возникновении пневмонии у детей нарушаются вентиляция легких и газообмен, снижается питание миокарда желудочков. По протяженности поражения пневмонии могут быть сегментарными, долевыми, тотальными, одно- и двусторонними. В механизме развития пневмонии большую роль играет гипоксия с гиперкапнией, развивающиеся в результате нарушения как внешнего, легочного, так и тканевого дыхания.
Клинические симптомы пневмонии зависят от вида пневмонии, величины и распространенности процесса. При очаговой пневмонии (бронхопневмонии) процесс идет остро или подостро и развивается на 5-7-й день острого респираторного заболевания в виде его второй волны.
Характерными являются следующие симптомы:
- повышение температуры;
- слабость;
- головная боль;
- боль в груди или под лопатками;
- кашель;
- усиление интоксикации.
Над зоной поражения отмечается укорочение перкуторного звука, при аускультации — бронхофония, ослабленное дыхание, иногда крепитация. Рентгенологически определяется усиление легочного рисунка между очагами воспаления и корнями легкого. В анализе крови определяется нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, повышение СОЭ.
Сегментарная пневмония
В случае гематогенного пути распространения поражаются один или несколько сегментов легкого. Обычно чаще поражаются правые сегменты. Сегментарная пневмония начинается остро с повышения температуры, обычно выражены симптомы интоксикации, появляются боли в области грудной клетки, иногда — в животе, кашель — редкий. Появляются симптомы дыхательной недостаточности, объективные данные выражены слабо. Вторичная сегментарная пневмония развивается на фоне протекающей респираторной инфекции, при этом симптомы интоксикации выражены слабо. Сегментарная пневмония рентгенологически проявляется в отдельных очагах, которые сливаются, а затем захватывают целый сегмент.
Крупозная пневмония
Воспалительный процесс захватывает долю легкого или его часть и плевру. Встречается редко. Часто вызывается пневмококком. Начало острое. Заболевание начинается с головокружения, ухудшения самочувствия, резкой головной боли. Отмечается температура до 40-41 °С, часто больные жалуются на озноб. Кашель в первые три дня редкий, сухой, затем — с выделением ржавой мокроты. Быстро появляются цианоз, одышка. Часто у детей появляется абдоминальный синдром, проявляющийся болями в области пупка, метеоризмом, рвотой. Различают четыре стадии в течении крупозной пневмонии.
При первой стадии — стадии прилива, — определяется укорочение перкуторного звука с тимпаническим оттенком, ослабленное дыхание, периодически прослушивается крепитация. Во второй стадии развивается гиперемия лица, часто — на стороне поражения, тяжелое состояние. На стороне поражения определяются укорочение перкуторного звука, бронхиальное дыхание, бронхофония. Хрипы не прослушиваются. Третья стадия развивается на 4-7-й день — усиливается кашель, температура падает, часто критически. Перкуторный звук принимает тимпанический оттенок, появляется крепитация.
В четвертой стадии — стадии разрешения, — снижается температура, появляется частый кашель, появляются обильные разнокалиберные хрипы. На рентгенограммах также определяется стадийность процесса: в первой стадии — усиление сосудистого рисунка, ограничение подвижности диафрагмы; во второй стадии появляются плотные тени, соответствующие долям с вовлечением корня и плевры; в третьей и четвертой стадиях инфильтрация исчезает постепенно.
При крупозной пневмонии отмечается резкий нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, ускорение СОЭ. Атипично протекает крупозная пневмония у детей раннего возраста. Обычно нечетко выражены основные симптомы заболевания. Под влиянием антибактериальной терапии укорачиваются стадии воспалительного процесса. В случае нерациональной терапии возникает затяжное течение заболевания.
Интерстициальная пневмония
Интерстициальная пневмония возникает при вирусной, микоплазменной, пневмоцистной, грибковой и стафилококковой инфекциях. Чаще эта пневмония регистрируется у недоношенных и новорожденных детей, а также на фоне дистрофии, иммунодефицитных состояний у детей. Заболевание может сопровождаться выраженной интоксикацией, возможно падение артериального давления, кроме этого, часто отмечаются изменения со стороны центральной нервной системы, а также желудочно-кишечного тракта. Отмечается изнурительный кашель со скудной пенистой мокротой. При интерстициальной пневмонии отмечается вздутие грудной клетки. Перкуторно — тимпанит. Прослушиваются единичные крепитирующие и сухие хрипы на фоне ослабленного дыхания. Рентгенологически выявляются эмфизема, перебронхиальная инфильтрация, ячеистость интерстициально-сосудистого рисунка. Со стороны крови выявляется лейкоцитоз, повышение СОЭ.
Диагностика пневмонии
Диагностика проводится на основании клинико-рентгенологических данных.
Клиническими симптомами являются:
- температурная реакция;
- признаки дыхательной недостаточности: одышка, цианоз, участие в дыхании вспомогательной мускулатуры;
- стойкие аускультативные и перкуторные отклонения со стороны легких;
- рентгенологически — очаговые, сегментарные, лобарные инфильтративные тени;
- со стороны крови: лейкоцитоз, нейтрофилез, повышение СОЭ;
- эффект от проводимой этиологической терапии.
Течение пневмоний у детей зависит от этиологии, возраста и наличия различных сопутствующих заболеваний. Особенно тяжело протекают пневмонии, вызванные госпитальными штаммами золотистого стафилококка или грамотрицательными бактериями. Течение пневмоний в этих случаях характеризуется ранним абсцедированием, быстрым прорывом воспалительного очага в плевру и возникновением пиопневмоторакса с бурным течением заболевания.
В периоде новорожденности пневмония имеет серьезный прогноз. Различают приобретенные и внутриутробные пневмонии новорожденных. Внутриутробные пневмонии возникают в результате инфицирования плода во время беременности или аспирации инфицированными околоплодными водами, при этом аспирация может быть как внутриутробной, так и интранатальной. У новорожденных пневмонии часто сопровождаются ателектазами, а также деструкцией легочной ткани.
Важную роль в развитии пневмонии могут играть предрасположенность к аллергическому воздействию внешних факторов и возникновение катарального воспаления слизистых оболочек. При данных пневмониях характерным является присоединение астматического синдрома. Течение пневмонии в этих случаях принимает рецидивирующий характер. У детей, страдающих рахитом, пневмония развивается чаще и имеет затяжное течение. У детей с гипотрофией возникает чаще в связи со значительным снижением иммунитета, отмечается слабая выраженность симптомов пневмонии.
Лечение пневмонии у детей
В случае среднетяжелых и тяжелых форм дети подлежат стационарному лечению. Дети первого года жизни — при любых формах.
Лечение пневмоний проводится комплексно и состоит в:
- применении этиотропных средств;
- оксигенотерапии при развитии дыхательной недостаточности;
- назначении средств, улучшающих бронхиальную проводимость;
- применении средств и методов, обеспечивающих транспорт кислорода крови;
- назначении препаратов, улучшающих процессы тканевого дыхания;
- использовании средств, улучшающих обменные процессы в организме.
Питание ребенка должно соответствовать возрасту и потребностям детского организма. Однако в период интоксикации пища должна быть механически и химически щадящей. В связи с кашлем из рациона исключаются продукты, содержащие частицы, которые могут аспирироваться. Назначается дополнительно жидкость в виде питья. Для этого используются отвары шиповника, черной смородины, соки.
Сразу после поступления в стационар производятся забор мокроты, смывы для бактериологического обследования, затем назначается этиотропное лечение, которое проводят под контролем клинической эффективности, в последующем — с учетом полученных результатов чувствительности мокроты к антибиотикам. В случае внебольничной пневмонии назначаются макролиды нового поколения. В случае внутрибольничных пневмоний назначают цефалоспорины второго, третьего поколений и антибиотики группы резерва.
При пневмониях у детей, возникших в результате внутриутробной инфекции, назначают новое поколение макролидов — спиромицин, рокситромицин, азитромицин. В случае пневмонии у детей с иммунодефицитами назначаются цефалоспорины третьего, четвертого поколений. При смешанной инфекции, взаимодействии возбудителя гриппа и стафилококка наряду с введением антибиотиков широкого спектра действия вводится противогриппозный у-глобулин по 3-6 мл.
Антибиотики применяют комплексно по следующей схеме:
- цефалоспорины;
- цефалоспорины плюс аминогликозиды.
Назначаются муколитическая терапия, бронхолитические средства, физиотерапия, иммунокоррегирующее лечение. При скоплении секрета в дыхательных путях необходимо удалять содержимое носоглотки, гортани, крупных бронхов. При выраженных симптомах дыхательной недостаточности применяется оксигенотерапия.
При признаках сердечной недостаточности назначают сердечные гликозиды — строфантин, а также сульфокамфокаин. Применяются и средства иммунотерапии. При лечении пневмонии проводят симптоматическую и посиндромную терапии. В периоде выздоровления большое значение имеют дыхательная гимнастика, физиотерапевтические методы лечения. Для улучшения дренажной функции бронхов применяются средства, способствующие повышению секреции мокроты или ее разжижению.
Отхаркивающие средства:
- Натрия бензоат
- Аммония хлорид
- Калия йодид
- Бромгексин
- Терпингидрат
- Термопсис
- N-ацетилцистин
- Мукалтин
- Пертусин
- Корень алтея
- Лакричный корень
- Эликсир грудной
- Плод аниса
- Листья мать-и-мачехи
Применяются средства, уменьшающие спазм бронхов. К ним относится эуфиллин.
Прогноз
Прогноз при своевременном применении антибактериальной терапии благоприятный. Выписанные из стационара в период клинического выздоровления берутся на диспансерный учет. После выписки из стационара 2-4 недели ребенок не должен посещать детские учреждения. Дети до шести месяцев первый месяц осматриваются раз в неделю, затем — два раза в месяц; с шести до двенадцати месяцев — раз в десять дней в течение первого месяца, затем — раз в месяц. После одного года до трех лет — раз в первый месяц, затем — раз в три месяца.
Дети осматриваются отоларингологом и пульмонологом после трехлетнего возраста — через месяц после выписки из стационара, затем — раз в квартал. Оптимальной является реабилитация в отделениях больниц или в санаториях. Режим назначается с максимальным использованием свежего воздуха. Назначаются ежедневно дыхательная гимнастика, ЛФК с постепенным повышением физических нагрузок. Питание должно быть рациональным для соответствующего возраста. Медикаментозная реабилитация осуществляется по индивидуальным показаниям. Стимулирующая терапия проводится повторными 2-3-недельными курсами: нуклеинат натрия, метилурацил, дибазол, женьшень, алоэ, настой элеутерококка, витамины B этих целях используется и фитотерапия. Она применяется для санации бронхов и успокаивающего влияния на центральную нервную систему: корень алтея, лист мяты перечной, трава шалфея, корень девясила, мать-и-мачеха, липовый цвет, сосновые почки, чабрец и др. У детей, склонных к аллергическим реакциям, применяется с большой осторожностью. Широко используется физиотерапия. Применяются горчичники, щелочные и фитоингаляции, компрессы, озокеритовые аппликации на грудную клетку. Широко применяется массаж грудной клетки. После пневмонии рекомендуется санаторное лечение в местных санаториях, а также на курортах Гагра, Нальчик, Геленджик, Новый Афон, Южного берега Крыма.
Противопоказаниями к санаторному лечению являются:
- активность воспалительного процесса в бронхо-легочной системе;
- признаки астматического состояния;
- наличие «легочного сердца».
К первичной профилактике относятся здоровый образ жизни родителей, исключающий воздействие вредностей на плод во время беременности, рациональное вскармливание детей, закаливающие процедуры.
Вторичная профилактика включает:
- профилактику и лечение ОРВИ;
- раннюю госпитализацию больных пневмонией детей с отягощенным преморбидным фоном;
- своевременное лечение гипотрофии, рахита, иммунодефицитных состояний;
- санацию хронических очагов инфекции.
Источник…
Источник
Пневмония – это заболевание бактериальной природы, которое относится к числу опасных. Недуг возникает вследствие попадания в организм патогенного микроорганизма, зачастую это пневмококк. Особенность пневмонии заключается в том, что в отличие от других респираторных инфекций она влияет на самые нижние отделы легких, блокируя газообменные процессы в них. Крайне опасны формы, при которых происходит двустороннее воспаление легочных тканей. Заболевание усложняется тем фактом, что оно заразно и передается воздушно-капельным путем, и даже если человек выздоровел, а вирус в пассивном состоянии продолжает жить в организме, то вполне вероятно, что носитель вируса запросто передаст возбудитель пневмонии кому-то еще. Очень важно вовремя распознать это заболевание у ребенка и оказать соответствующую помощь, так как дети подвержены данному недугу в большей степени, чем взрослые.
Как распознать пневмонию у ребенка
Маленькие дети в частности до шести лет часто болеют различными простудными заболеваниями, для которых характерны кашель, насморк, температура и т.д. В некоторых случаях обычное ОРЗ может дать осложнение на легкие, тем самым став предшественником пневмонии.
Если в результате болезни в легких малыша начинает накапливаться излишняя слизь, которая не выходит наружу из-за неправильного лечения, в этой слизи начинают размножаться бактерии, вызывающие воспаление легких.
В классической медицине существует характеристика, которая описывает возможные переходные состояния от обычного ОРЗ к воспалению легких:
● если температура тела малыша не пришла в норму спустя три дня – это повод обратиться за дополнительным обследованием к врачу, так как такая динамика может свидетельствовать о возникновении пневмонии;
● обычно после простудных и других респираторных заболеваний общее состояние организма приходит в норму спустя 7-8 дней. Если это не происходит, или даже спустя какое-то время состояние ухудшается, повышается температура – скорее всего у ребенка пневмония.
Данные характеристики не описывают симптоматический комплекс заболевания – это признаки, позволяющие вовремя обратить внимание на состояние здоровья ребенка и обратиться к врачу за квалифицированной помощью. К симптомам данного недуга можно отнести следующие проявления:
● значительное повышение температуры тела (около 38-ми градусов);
- мокрый кашель (в зависимости от срока болезни и типа ее протекания слизь может отходить);
- появляются хрипы в нижних частях легких;
- могут возникать боли в нижних долях легких, совпадающие с сильными, раскатистыми приступами кашля;
- дискомфорт при дыхании;
- дыхание учащается из-за того, что нижние доли легких не могут осуществлять газообмен, так как в них находится слизь. Среднее количество вдохов за минуту при двухсторонней пневмонии составляет около 40 вентиляций;
- процесс дыхания сопровождается свистами и кряхтением.
Самым распространенным диагностическим мероприятием по распознанию родителями воспаления легких у ребенка в домашних условиях – это попросить малыша набрать полные легкие воздуха. Если данная процедура не может быть выполнена ребенком, то есть начинается кашель, болезненные ощущения и т.д., то, скорее всего состояние перетекло в пневмонию.
В рамках медицинского обследования можно утверждать о точном присутствии или отсутствии заболевания лишь после прохождения рентгенографии. В некоторых случаях внешние симптомы полностью подходят под описание болезни, а рентгеновский снимок чист, бывает и наоборот, когда внешние симптомы фактически отсутствуют, снимок говорит об обратном.
Что делать, если у ребенка двусторонняя пневмония
В большинстве случаев лечение данного заболевания требует госпитализации ребенка и последующего прохождения терапии в рамках стационарного отделения. Это необходимо потому, что заболевание относится к классу опасных, особенно для неокрепшего детского организма, а амбулаторное лечение позволяет оказывать все необходимую помощь своевременно. В некоторых случаях терапия требует коррекции, что является ключевой особенностью лечения заболеваний данного типа.
Если при лечении пневмонии были назначены антибиотические средства, а лечение не изменило состояние больного за три дня, то курс препаратов корректируется и действующие антибиотики заменяют на другие. Антибиотики при пневмонии это фактически неизбежный элемент лечения и он назначается в виде уколов.
Специфика и особенности процесса лечения при пневмонии зависят от состояния пациента и причин возникновения заболевания. Например, при грибковой природе возникновения недуга антибиотические средства не включаются в терапию. Назначение лечения двухсторонней пневмонии учитывает такие факторы:
- состояние иммунной системы пациента;
- присутствуют ли вторичные заболевания;
- вид возбудителя заболевания;
- исследование на чувствительность бактерий к антибиотическим средствам;
- бактериальное исследование мокрот.
Классическое лечение двухстороннего воспаления легких состоит из принятия больным ряда препаратов для комплексного воздействия на заболевание. К таким медикаментозным средствам относят:
- антибиотики;
- средства для лечения респираторных заболеваний;
- отхаркивающие препараты, медикаменты для разжижения мокрот;
- бронхорасширяющие средства;
- препараты для симптоматического лечения.
Для скорейшего выздоровления и того, чтобы исключить возможные осложнения и негативные последствия, следует четко соблюдать все рекомендации специалиста, не прерывать лечебный процесс, не завершать лечебный курс самостоятельно в случае, если малыш начал себя лучше чувствовать. О полном выздоровлении можно говорить лишь в том случае, если лечащий врач осуществил выписку. Процесс лечения при двухсторонней форме воспаления обычно проходит от двух до четырех недель. Если ребенок не выздоровел за месячный период лечения, то такое заболевания считается затяжным и характеризуется осложнениями, а так же требует дополнительного лечения.
Лечение пневмонии народными средствами
Перед тем как начать применять всевозможные лекарства народной медицины следует проконсультироваться с врачом. Нетрадиционный подход может предложить всевозможные травяные настои и другие средства растительного происхождения. В данном случае необходимо убедиться, что у ребенка, для которого будет применена лекарственная батарея народной практики, нет аллергической реакции на природные препараты.
Ни одно альтернативное народное лечение не может быть самостоятельным и автономным от традиционных подходов к лечению. Народная медицина может дополнять, сопровождать классическую терапию, но ни в коем случае не должна ее заменять.
Народные средства от пневмонии
Для данного заболевания применимы следующие продукты и ингредиенты:
- лук и чеснок, как растения, обладающие высоким противовирусным эффектом;
- растения, которые имеют в своем составе множество биоактивных веществ и витаминных комплексов. В их числе: ягоды малины, листья мать-и-мачехи, липовые цветки;
- отвары и настойки из бузины и шиповника;
- противовоспалительные продукты: мед и прополис.
Последствия и осложнения
Когда речь идет о последствиях и осложнениях пневмонии, имеются в виду запущенные воспалительные процессы, лечение которых не было вовремя проведено, что послужило основой для развития других инфекционных, а так же паталогических процессов в организме. Самым опасным последствием перенесения осложненного воспаления легких является смерть. Летальный исход наступает вследствие быстрого размножения болезнетворных микробов в легких, которые разносятся кровью по всему организму, образуя повсеместные воспалительные очаги.
Смертность из-за пневмонии чаще всего наступает у лиц с нарушенным иммунитетом, или тех, чей иммунитет не был полноценно сформирован. Так в группу риска попадают дети до года и пожилые люди, возрастом старше 60-ти лет. В 60 % летальных случаев по причине пневмонии виновны микробы пневмококка.
Выделяют следующие функциональные и патологические формы заболеваний, которые могут наступить в результате пневмонии:
- инфекционно-токсический шок;
- сепсис (бактериальное заражение крови);
- абсцесс, а так же перикардит;
- различные гнойно-воспалительные процессы.
Видео о методах лечения двусторонней пневмонии у детей
- Автор: Инна
- Распечатать
Здравствуйте. Меня зовут Инна. Я врач акушер-гинеколог, руководитель центра женского здоровья. После окончания университета по специальности «Лечебное дело» была субординатура по профилю «Акушерство и гинекология» и после нее интернатура при клиническом родильном доме.
Оцените статью:
Источник