Детский сад первая помощь при ожогах

Детский сад первая помощь при ожогах thumbnail

Первая помощь при ожогах у детей – это перечень последовательных действий, который оказывается в случае повреждения тканей в организме в результате воздействия электрического тока, некоторых химикатов или высокой температуры. Согласно статистике, каждый третий пациент в ожоговом отделении – ребенок. По сравнению со всеми хирургическими пациентами доля больных детей составляет 8,5%. В результате подобных повреждений ребенок может остаться инвалидом или погибнуть. Важно вовремя начать лечение.

ребенок и газовая плита

Каким ожогам чаще всего подвержены дети

Согласно данным статистики, специалисты возводят данный вид повреждений в приоритет и заставляют пристально следить за факторами, провоцирующими ожог.

По механизму развития ожоговые травмы разделяют на:

  • солнечные – поражения в результате длительного нахождения на солнце;
  • электрические – от удара током;
  • химические – развиваются при контакте с кислотами или щелочами;
  • термический – вызван воздействием горячей жидкости, открытого огня и нагретого предмета.

В 70 случаях из 100 у детей наблюдается солнечный ожог. На втором месте находятся поражения термического характера – это 20-25 обращений. Электрические ожоги встречаются у 5-10 детей из сотни.

Чаще всего страдают дети в возрасте 1 – 3 года.

Что является причиной данной термической травмы? Это кипяток или другая горячая жидкость, пролитая на ручку, ножку или тело, горячий утюг, плита, духовой шкаф, газовая кухонная плита или другие раскаленные предметы.

бинтуют ожог на руке

Электрические повреждения возникают в результате неисправности электроприборов или розеток. Часто дети случайно касаются оголенных проводов, оставленных без присмотра в момент ремонта.  Нередко тяжелые повреждения с летальным возникают после игр на подстанциях и трансформаторных будках.

Малая доля приходится на химические поражения. Произойти они могут при неаккуратном обращении с агрессивной бытовой химией, кислотами, щелочами. Малыши могут перепутать уксус с водой и выпить его. Это опасно, так как возникает тяжелый ожог пищевода, кишечная непроходимость и другие опасные последствия.

Также часто дети могут обжигаться растениями, растущими на садовых участках: крапива, борщевик. Они не опасны, но, отправляясь в сад, обследуйте его территорию.

Оказание первой помощи при ожогах ребенку

Детский травматизм связан с тяжелыми последствиями. Он может испортить дальнейшую жизнь, оставив уродливые рубцы, а обожженные ткани теряют эластичность. Это заставляет ребенка испытывать физический и психический дискомфорт. Поэтому, с целью исключения тяжелых последствий, первая помощь при ожоге маленькому ребенку должна оказывать правильно и современно.

Термические ожоги

Утюг, плита и кипяток – самые частые причины ожоговых повреждений у малышей. Для глубокого поражения достаточно воздействия жидкости температурой 70 градусов на протяжении всего 1 секунды.

Что необходимо делать в первые минуты?

  1. Прекратить влияние термического агента.
  2. Снять мокрую одежду с тела.
  3. Охлаждать поврежденный участок холодной водой или льдом на протяжении 15 минут. При этом следует учитывать вероятность обморожения. При тяжелых ожогах – продолжать охлаждение до прибытия медиков.
  4. Дать болеутоляющий препарат.
  5. Наложить на рану салфетку из хлопчатобумажной ткани.
  6. В случае необходимости обратиться в больницу.

Данный алгоритм разрешен только при ожогах 1 или 2 степени.

Образовавшийся волдырь нельзя покалывать, закрывать пластырем или смазывать кремами. Лечение, в таких случаях, назначается только врачом.

Помощь при химических ожогах

В данном случае действуйте быстро, так как это один из самых опасных видов травм.

Что необходимо делать?

  1. Найти источник и ликвидировать его.
  2. Если химическое вещество попало на вещи – быстро снять их.
  3. Обожженная рана промывается под краном с холодной водой.
  4. Немедленно вызвать врачей.

Нельзя промывать ожоги, вызванные воздействием соединений алюминия, извести или серной кислоты.

При ожогах пищевода у детей первую помощь оказывают медицинские специалисты. Старайтесь уберечь ребенка от рвоты, желудок необходимо промывать только зондом.

ребенок обжегся кипятком

Если химикаты попали на слизистую глаза, их промывают, направляя струю от внутреннего края глаза к наружному. Запрещено прикасаться и протирать поврежденные ткани.

Доврачебная помощь при электрическом ожоге

Пока медицинский персонал не приехал, необходимо оказать первую помощь, которая позволит спасти человека:

  1. Первый и самый важный шаг – отключить источник электричества. Для спасения ребенка также можно использовать изделия из резины, пластмассы или дерева.
  2. При потере сознания проверьте пульс и дыхание. Если они отсутствуют, следует начать реанимационные мероприятия – искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
  3. Вызвать скорую помощь.
  4. Освободить пораженную зону от одежды и закройте ее чистой салфеткой.
  5. Налейте ребенку теплой воды с 10 каплями седативного средства, в том числе и валерианы.

Солнечный ожог

Обжечься прямыми солнечными лучами легко и часто это происходит из-за того, что малыш увлекается игрой в воде или песке на пляже.

Как помочь ребенку:

  • спрятать в помещении или тени;
  • обнаженные участки закрыть дышащей тканью;
  • дать теплой воды в небольшом количестве;
  • наложить прохладный компресс и смазывать пантенолом.

Эффективные средства для обработки

Оптимальное лечебное воздействие поврежденные участки оказывают антисептики и ранозаживляющие средства, которые можно купить в любой аптеке без рецепта врача. Фармакологическая продукция данных категорий представлена в широком ассортименте, вы можете выбрать любой эффективный спрей, мазь или гель.

Домашний уход за травмой осуществляется при помощи кремов и мазей. Самые популярные – Спасатель, Повидон-йод, Левомеколь, Апполо, Пантенол. Данные средства используются только при незначительных повреждениях. Гели быстрее очищают рану, помогают быстрее слезть некротическим тканям при серьезных повреждениях.

Что нельзя делать при ожогах и дальнейший уход

Важно правильно оказать первую помощь ребенку. Многие взрослые действуют ошибочно и усугубляют положение.

Что запрещено делать:

  1. При ударе током – не двигать ребенка, не удостоверившись в наличии дыхания, пульса и исключения переломов.
  2. Не очищать рану самостоятельно, при помощи нестерильных бинтов.
  3. Не смазывать ожоги сметаной и маслом.
  4. Не накладывать повязку, если не уверены в этом.
  5. Накладывать жгут при кровотечениях необходимо, но только на определенное время. В противном случае кожа отомрет, и рука или нога будут ампутированы.
  6. Не отдирать прилипшую одежду.
  7. Не прокалывать пузыри из-за риска инфекции.

Как действовать в дальнейшем:

  1. Правильно сушить.
  2. Защищать от инфекции.
  3. Снимать воспаление.
  4. Обрабатывать мазями для регенерации.

Ожоговая травма болезненна и опасна и с психологической точки зрения. Она может нанести непоправимый вред здоровью, поэтому важно, чтобы родители умели правильно и своевременно оказывать первую помощь. Приобретению соответствующих навыков способствуют памятки и профилактические беседы. Берегите детей, ограждайте их от опасности.

Статья проверена редакцией

Источник

Ирина Чернышова
Конспект занятия «Первая помощь при ожогах»

Пояснительная записка к НОД.

•Позиция педагога: дошкольное детство – важный период, когда дети осваивают правила поведения в социуме и, в том числе, правила безопасного поведения в бытовых ситуациях. Кроме того, у старшего дошкольника активно формируются предпосылки к логическому мышлению и знаково-символическая функция головного мозга. На мой взгляд, важно не просто сформулировать правило, но и помочь детям разобраться в свойствах объектов и явлений, лежащих в его основе. Воспроизводство правил в виде знаков помогает более осознанному их запоминанию и выполнению. Результат продуктивной деятельности данного занятия – памятка – способствует формированию единых требований к поведению ребенка в опасных бытовых ситуациях, как в дошкольном учреждении, так и в семье.

•Тема НОД: «Ожог. Правила поведения. Первая помощь»

•Образовательные области: познание, безопасность, здоровье.

•Цель: уточнение знаний направленных на обеспечение безопасной жизнедеятельности детей при ожогах.

•Задачи:

Образовательные

• продолжать учить детей выделять опасные для здоровья ситуации и находить способы их предотвращения;

• активизировать жизненный опыт детей в плане сохранения своего здоровья;

• уточнить правила оказания первой помощи при ожогах.

Развивающие

• развивать умения делать выводы и умозаключения;

• развивать произвольность поведения;

• закреплять умение действовать по заданному алгоритму.

Воспитательные

• формировать коммуникативную, информационную и здоровьесберегающую компетентности детей;

• воспитывать сочувствие и внимательное отношение к себе и к окружающим.

•Место мероприятия: групповое помещение.

•Тип: углубленно-познавательное

•Используемое оборудование: ноутбук, проектор, доска (экран, лист бумаги формат А-4 сложенный втрое, простые и красные карандаши по числу детей.

Содержательная часть:

Конспект НОД

Номер слайда Деятельность воспитателя Деятельность детей

Слайд 1 Воспитатель привлекает внимание детей к экрану, сообщает, что доктор Айболит пришел к ним в очередной раз и сегодня снова даст им свои советы, но сначала просит ребят отгадать его загадки. Рассаживаются полукругом перед экраном для просмотра презентации, настраиваются на отгадывание загадок.

Слайд 2

Загадывает загадку:

«Из горячего колодца

Через нос водица льется». Отгадывают загадку.

(чайник)

Выход объекта на слайд после ответа детей Обращает внимание на изображение Получают подтверждение правильности своего ответа.

Слайд 3

Загадывает загадку:

«Он красив и ярко-красен,

Но он жгуч, горяч, опасен». Отгадывают загадку.

(огонь)

Выход объекта на слайд после ответа детей Обращает внимание на изображение Получают подтверждение правильности своего ответа.

Слайд 4

Загадывает загадку:

«В полотняной стране

По реке простыне

Плывёт пароход

То назад, то вперёд,

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать». Отгадывают загадку.

(утюг)

Выход объекта на слайд после ответа детей Обращает внимание на изображение Получают подтверждение правильности своего ответа.

Слайд 5 Воспитатель предлагает детям посмотреть на все три отгадки и подумать, что их объединяет (почему они заключены в красные круги).

Подводит детей к выводу, что красный круг – предостережение об опасности.

Предлагает детям высказать свое предположение, чем опасны эти три предмета.

Просит детей вспомнить, какие предметы домашнего обихода могут так же привести к ожогам. Дети рассуждают и приходят к выводу, что красный цвет, предупреждает об опасности.

Излагают свои предположения.

(можно обжечься)

Возможные ответы детей:

(газовая плита, включенный утюг, розетка и т. д.)

Слайд 6-7

Правильный ответ по щелчку мыши Предлагает детям игру «Четвертый лишний». На экране 4 картинки иллюстрирующие опасные бытовые ситуации. Предлагает детям выбрать ситуацию, которая опасна, но не приводит к ожогу. Дети рассматривают картинки, называют ту, которая по их мнению лишняя и объясняют свой выбор.

Слайд 8 Правильный ответ по щелчку мыши Предлагает обратную игру: из 4 опасных ситуаций выбрать ту, которая приведет к ожогам. Дети рассматривают картинки, выбирают нужную ситуацию, объясняют свой выбор.

Слайд 9

Иллюстрации к рассказу воспитателя появляются последовательно по щелчку мыши -Доктор Айболит спрашивает, знаете ли вы, как оказать помощь, пострадавшему, который получил ожог.

Выслушивает ответы детей, рассказывает им о том какую помощь необходимо оказать человеку, получившему ожог (на основе презентации). Ответы детей.

Дети слушают и рассматривают картинки.

Слайд 10 Иллюстрации к рассказу воспитателя появляются последовательно по щелчку мыши — Доктор Айболит знает, что ожог дети могут получить не только дома, но и в детском саду, если не будут соблюдать правила. Предлагает детям подумать, в каких ситуациях они могут получить ожог в группе. Дети высказывают свои предположения.

(во время обеда и подготовки к нему)

Слайд 11-13

Переход к слайдам по щелчку мыши последовательно в процессе обсуждения знаков Предлагает детям разработать правила безопасного поведения в группе, которые помогут им избежать ожогов, и записать их с помощью знаков.

Организует беседу, активизирует детей, задает наводящие вопросы. В процессе обсуждения демонстрирует знаки, с помощью которых можно записать правила. Дети предлагают свои варианты правил безопасного поведения и предлагают варианты их записи с помощью знаков.

(Нельзя бегать вокруг накрытых столов, подходить близко к младшему воспитателю, который накрывает на стол или несет кастрюли с пищей и т. д.)

— — Доктор Айболит приготовил для вас памятки для правил, но они пока пустые. Предлагает детям перейти к столам, где приготовлены бумага и карандаши и зарисовать, по одному из трех правил, на каждой части сложенной втрое бумаги. Организует самостоятельную деятельность детей по зарисовке знаков в свои памятки по безопасности. Дети делают зарисовки знаков в свои памятки.

Слайд 14 Предлагает детям объединиться в пары и проверить друг у друга правильность выполнения задания.

Поручает дежурным собрать памятки для проверки Айболитом и объясняет, что Доктор на всех правильно заполненных памятках поставит свою печать.

Обмениваются памятками и проверяют правильность выполнения задания друг у друга.

Собирают памятки.

Переход к игровой деятельности

После проведения НОД оценивает работу детей, приклеивая печати в памятки. (Приложение)

Использованные ресурсы:

1. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений /под ред. О. М. Дьяченко. — М,: Гном-пресс, 1999.

2.Иллюстрации к презентации: https://images.yandex.ru/

Источник

По просьбам некоторых девочек напишу про ожоги.

Еще одно распространенное травмирование: ожоги.

Ожог-травматические повреждения покровов тела человека в результате воздействия на кожу (слизистые) различных факторов:

термических — 90-95% всех ожогов

химических

электрических

лучистой энергии (облучение)

Тяжесть состояния определяется площадью и глубиной поражения, локализацией, а также есть ли ожег дыхательных путей, отравление угарным газом и травма.

Выделяют 4 степени ожогов:

1 ст.-покраснение и отек кожи. Через 2—4 дня происходит выздоровление.

2 ст.-образование пузырей с жидкостью. Полностью заживают за 1—2 недели.

3 А ст.-некроз (омертвение) верхних слоев кожи. Болевая чувствительность снижена. Обширные волдыри, раны.

3 Б ст.-полный некроз всей толщи кожи. Возможно самостоятельное восстановление поверхности кожи, если ожог не осложнится инфекцией и не произойдёт вторичного углубления раны.

4 ст.-некроз кожи и более глубоких тканей (сухожилия, мышцы, кости)

Площадь поражения определяют в процентах при помощи правила «девяток», подробнее описывать не буду.

Первая помощь тоже зависит от типа ожога. При термическом ожоге — первая помощь состоит в прекращении действия поражающего фактора.

Если ожог охватывает большую площадь поверхности тела, развивается ожоговый шок, в начале которого ребенок резко возбужден, а затем заторможен. При этом отмечается бледность кожных покровов, поверхностное дыхание, учащенный пульс, снижение артериального давления. У детей раннего возраста шок может развиться при поражении ожогом даже 3—5 % поверхности тела.

1. При ожогах пламенем следует потушить горящую одежду, при ожогах горячими жидкостями– быстро удалить одежду с области ожогов, обмыть его прохладной водой, чтобы быстро охладить пораженный участок тела, в течение 15—20 мин, что вызывает сужение сосудов и препятствует образованию пузырей. Такое же действие оказывает повязка с раствором перманганата калия (марганцовки), которая «дубит» кожу. Необходимо помнить, что у маленьких детей длительное охлаждение может вызывать опасную для жизни гипотермию.

2. Обезболить

3. Обработать спиртом или водкой.

4. Наложить сухую стерильную (чистую) повязку.

При обширных ожогах завернуть в чистую ткань или простыню и немедленно доставляют в больницу.

5. НЕЛЬЗЯ на обожженную поверхность сразу после ожога накладывать различные мази, жир, Пантенол, т.к. они сильно загрязняют рану, затрудняют ее дальнейшую обработку и определение глубины поражения.

Нельзя обрабатывать пораженную поверхность каким- либо жиром, вазелином, другими мазями, которые только навредят заживлению. Здесь рассказывается только о первой помощи при незначительных ожогах, а большие требуют лечения в условиях стационара!!!

Маленького ребенка во всех случаях срочно доставляют в стационар!!! Перед транспортировкой необходимо дать обезболивающие средства, согреть ребенка.

Отдельно хочу обратить внимание насолнечные ожоги, они являются разновидностью термического. Он развивается при длительном пребывании ребенка под прямыми солнечными лучами. Малыш становится вялым, плохо спит, теряет аппетит. На коже появляются резкая краснота, болезненность, припухлость, в ряде случаев — пузыри. Повышается температура тела. Следует немедленно прекратить пребывание на солнце, дать пострадавшему обильное питье, создать покой. Пораженную поверхность кожи смазывают детским кремом, растительным маслом, защищают от солнца пока не исчезнут все симптомы. При образовании пузырей можно приложить повязку с раствором перманганата калия на 5—10 мин. Вскрывшиеся пузыри лечат асептическими мазями по назначению врача.

Химические ожоги поражают не только кожу, но также и полость рта, носа, гортани, а также трахею, бронхи, пищевод и другие органы. Они бывают легкие и очень тяжелые.

Оказание первой помощи на дому зависит от того, что именно выпил ребенок или что попало на его кожу.

Если это кислота-пораженную поверхность надо обливать большим количеством воды в течение 10—15 мин, а затем смыть слабым раствором щелочи (1 столовая ложка пищевой соды на стакан воды), мыльной водой.

А при ожогах щелочами — поверхность также промывают большим количеством воды (10—15 мин), затем смачивают слабым раствором (1—2%) уксусной или лимонной кислоты.

Хуже, если химическое вещество попаловнутрь организма. В таком случае вызывают скорую помощь немедленно. До ее прибытия дайте ребенку выпить 2-3 стакана холодного молока, два сырых яйца, положите больного в постель, под голову и верхнюю часть туловища- высокую подушку.

Электроожоги возникают при воздействии электротока (открытые розетки, оголенный провод), а также при поражении молнией. Дети наиболее чувствительны к электрическому току. Электроожог возникает не только на месте непосредственного воздействия тока, но и по пути его прохождения через организм. Наиболее уязвимы лицо, ладони, зона промежности.

При этом возникают: -знаки тока (в поверхностных слоях кожи)

-контактные ожоги и термические ожоги, которые повреждают все слои мягких тканей и кости.

Площадь и глубина поражения зависят от величины напряжения тока. Ожоги, вызванные электротоком, обладают одной особенностью — они безболезненны. Но при этом у ребенка развиваются более выраженные общие явления — может быть обморок, остановка дыхания, судороги и даже шоковое состояние. При тяжелом поражении может наступить мгновенная смерть.

Патологические эффекты электрического тока зависят от линии его прохождения через тело пострадавшего. Наиболее часто встречающиеся пути прохождения тока: рука – рука, рука – голова, рука – нога, нога – нога. Электротравмы, возникающие при поражении электрическим током, в 25% случаев заканчиваются смертью пострадавшего. При прохождении электрического тока через мозг наступает мгновенная смерть. При прохождении тока через сердце возникают различные нарушения ритма сердца вплоть до фибрилляции желудочков сердца. Для менее тяжелых поражений характерны расстройства сосудистого тонуса. Тонические сокращения мышц скелета и сосудов сопровождаются сильнейшим болевым синдромом, приводящим к шоку.

Электрический ток, соприкасаясь с телом ребенка, оказывает также и тепловое действие, причем в месте контакта возникают ожоги 3 степени.

Первая помощь заключается в немедленном изолировании ребенка от воздействия электротока (надо выключить рубильник, вывернуть пробку). Если ток не отключен, нельзя прикасаться к пострадавшему голыми руками. Надо надеть резиновые перчатки, обмотать руки шелковой или шерстяной материей или воспользоваться сухой деревянной палкой. Стоять надо на сухой доске, стекле или в резиновых сапогах. После освобождения от воздействия тока уложить ребенка на горизонтальную поверхность, освободить грудную клетку от стесняющей одежды. Затем пострадавшему при необходимости делают искусственное дыхание, дают вдыхать нашатырный спирт, растирают одеколоном, согревают. Когда ребенок после проведения искусственного дыхания придет в сознание, его следует напоить большим количеством жидкости (чай, минеральная вода). Его следует прикрыть одеялом и как можно скорее доставить в лечебное учреждение. Характерной особенностью электроожогов является их безболезненность вследствие деструкции чувствительных нервных окончаний. На место ожога накладывают стерильную повязку. Ребенка необходимосрочно, доставить в лечебное учреждение.

После электротравмы в течение длительного времени у детей наблюдается повышенная нервозность, раздражительность, пугливость, плохой сон, быстрая утомляемость. Эти дети требуют особого внимания и бережного отношения.

Источник