Дипломная работа на тему пневмония
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема:Организация сестринского ухода за больными пневмонией в условиях стационара
по специальности «Сестринское дело» 34.02.01
Выполнил:Торокова Евгения Владимировна
Руководитель:Брюханова Ирина Яковлевна
Рецензент:
Работа допущена к защите ЦМК «Сестринское дело №1»
Протокол № ______ от «___»_____________ 2015 г.
Красноярск 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПНЕВМОНИИ.. 5
1.1. ЭТИОЛОГИЯ, ПАТОГЕНЕЗ, ФАКТОРЫ РИСКА ПНЕВМОНИИ.. 7
1.2. КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА, ОСЛОЖНЕНИЯ ПНЕВМОНИИ.. 9
1.3. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ПНЕВМОНИИ, РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ИХ ПРОВЕДЕНИИ.. 13
1.4. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ ПНЕВМОНИЕЙ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА 17
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ ПНЕВМОНИЕЙ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 30
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена тем, что пневмония является одним из наиболее распространенных заболеваний. В Росси за год пневмонией заболевают около 1,5 млн человек . Наиболее часто болеют лица моложе 5 лет и старше 75 лет. Риск заболевания пневмонией увеличивается с возрастом (летальность 2- 3 %).
В Красноярском крае, в виду сложной экологической обстановки, пневмония остается по-прежнему одним из самых частых заболеваний. Ежегодно регистрируется 10-12 тысяч заболевших пневмонией.
Ошибки в диагностике пневмоний достигают 20%, диагноз пневмония впервые 3 дня болезни устанавливается у 35% заболевших. Необходимость изучения данного заболевания обусловлена тем, что исход этого заболевания и трудоспособность больных в дальнейшем в большой мере зависят не только от ранней диагностики и адекватно проведенной терапии, но и от организации сестринского ухода за больными пневмонией в условиях стационара. Эта работа во многом зависит от эффективной деятельности медицинской сестры, ее профессионализма, умения найти общий язык с пациентом. Именно поэтому тема моей дипломной работы «Организация сестринского ухода за больными пневмонией в условиях стационара».
Объект исследования:деятельность медицинскойсестры при уходе за больными с пневмонией в условиях стационара
Предмет исследования: роль медицинской сестры в организации ухода за больными пневмонией в условиях стационара
Цель исследования: изучить роль медицинской сестры в организации ухода за больными пневмонией в условиях стационара
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты пневмонии
2. Изучить особенности сестринского ухода за больными в условиях стационара
3. Проанализировать результаты анкетирования больных пневмонией и сделать выводы о степени информированности больных по различным аспектам
4. Разработать памятку для пациентов по профилактике респираторных заболеваний
Методы исследования: теоретический обзор литературы по проблеме исследования, эмпирическое исследование: наблюдение, опрос, анкетирование.
Источник
Êëàññèôèêàöèÿ ïíåâìîíèé ñîãëàñíî ìåæäóíàðîäíîìó ñîãëàøåíèþ. Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà êëèíè÷åñêîé êàðòèíû çàáîëåâàíèÿ: ñèìïòîìû è òå÷åíèå. Äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå, ýòèîëîãèÿ ãîñïèòàëüíûõ (íîçîêîìèàëüíûõ) ïíåâìîíèé. Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè îñòðûõ ïíåâìîíèÿõ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÏÍÅÂÌÎÍÈß
ÑÎÄÅÐÆÀÍÈÅ
Ââåäåíèå
1 Êëàññèôèêàöèÿ ïíåâìîíèé
2 Ýòèîëîãèÿ
3 Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà
4 Äèàãíîñòèêà
5 Ëå÷åíèå
6 Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè îñòðûõ ïíåâìîíèÿõ
Çàêëþ÷åíèå
Ëèòåðàòóðà
ÂÂÅÄÅÍÈÅ
Ïíåâìîíèÿ — îñòðîå èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå, ïðè êîòîðîì ïðîèñõîäèò îáðàçîâàíèå âîñïàëèòåëüíîãî èíôèëüòðàòà â ïàðåíõèìå ëåãêîãî, ïîäòâåðæäåííîå ðåíòãåíîëîãè÷åñêè.
Ñèñòåìà äûõàíèÿ âîîáùå è ëåãêèå â ÷àñòíîñòè — âåñüìà óÿçâèìû äëÿ èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé. Ïðè âñåì ðàçíîîáðàçèè ñïîñîáîâ çàðàæåíèÿ, âîçäóøíî-êàïåëüíûé ïóòü ïåðåäà÷è âñòðå÷àåòñÿ íàèáîëåå ÷àñòî. Íåóäèâèòåëüíî, ÷òî ïåðåäîâûì îòðÿäîì áîðüáû ñ ìíîæåñòâîì âèðóñîâ è áàêòåðèé ÿâëÿþòñÿ âåðõíèå äûõàòåëüíûå ïóòè.
Ìèêðîáèîëîãè÷åñêàÿ èäåíòèôèêàöèÿ âîçáóäèòåëÿ âîçìîæíà ëèøü â 40 — 60% ñëó÷àåâ âñåõ ïíåâìîíèé. Streptococcus pneumoniae ÿâëÿåòñÿ âåäóùåé ïðè÷èíîé âíåáîëüíè÷íûõ ïíåâìîíèé êàê ñðåäè áîëüíûõ ñ ëåãêîé, òàê è òÿæåëîé ïíåâìîíèåé (îêîëî 20%).
Ñðåäè áîëüíûõ ïíåâìîíèåé ñ áàêòåðèåìèåé, íà äîëþ S. pneumoniae ïðèõîäèòñÿ äî äâóõ òðåòåé âñåõ ïðè÷èí çàáîëåâàíèÿ. Âòîðîå ìåñòî ïî çíà÷åíèþ ñðåäè ïðè÷èí âíåáîëüíè÷íûõ ïíåâìîíèé çàíèìàþò àòèïè÷íûå ìèêðîîðãàíèçìû. Íàðÿäó ñ èçâåñòíûìè ïíåâìîòðîïíûìè èíôåêöèîííûìè àãåíòàìè ïîÿâèëèñü è íîâûå (Legionella spp Chlamydia pneurnoniae, îïïîðòóíèñòè÷åñêèå èíôåêöèè è äð.).
Ñðåäè ðàñïðîñòðàíåííûõ (âíåáîëüíè÷íûõ) ïíåâìîíèé öåëåñîîáðàçíî âûäåëèòü äâå ïîäðóáðèêè ðàñïðîñòðàíåííûå ïíåâìîíèè ó ëèö äî 65 ëåò è ðàñïðîñòðàíåííûå ïíåâìîíèè ó ëèö ñòàðøå 65 ëåò, íåðåäêî íà ôîíå òàêèõ ñîïóòñòâóþùèõ çàáîëåâàíèé êàê õðîíè÷åñêàÿ îáñòðóêòèâíàÿ áîëåçíü ëåãêèõ, ñàõàðíûé äèàáåò è äð. Ýòèîëîãè÷åñêàÿ ñòðóêòóðà ðàñïðîñòðàíåííûõ ïíåâìîíèé ó ëèö ìîëîæå 65 ëåò ïðåäñòàâëåíà ñëåäóþùåì ïåðå÷íåì âîçáóäèòåëåé: Streptococcus pneumoniae 8,5-36,0% Haemophilus influenzae 10,0-12,0% Mycoplasma pneumoniae 2,0-18,0% Chlamydia pneumoniae 6,0-11,0% Âîçáóäèòåëü íå îáíàðóæåí 30-50,0%.
1 ÊËÀÑÑÈÔÈÊÀÖÈß ÏÍÅÂÌÎÍÈÉ
Ñîãëàñíî ìåæäóíàðîäíîìó ñîãëàøåíèþ â êëàññèôèêàöèþ ââåäåíû äîïîëíèòåëüíûå õàðàêòåðèñòèêè ïíåâìîíèé:
1 — âíåáîëüíè÷íûå (ïåðâè÷íûå):
— ãîñïèòàëüíûå ïíåâìîíèè;
— ïíåâìîíèè ó ïàöèåíòîâ ñ èììóíîäåôèöèòîì.
2 — ïî ýòèîëîãèè: ïíåâìîêîêêîâûå, ñòàôèëîêîêêîâûå è ò.ä.
3 — ïî ëîêàëèçàöèè (äîëåâûå, ñåãìåíòàðíûå, î÷àãîâûå).
4 — ïî îñëîæíåíèÿì (ïëåâðèò, àáñöåññ, èíôåêöèîííî-òîêñè÷åñêèé øîê)
5 — ïî òÿæåñòè.
 çàâèñèìîñòè îò óñëîâèé âîçíèêíîâåíèÿ çàáîëåâàíèÿ, ïîäðàçäåëÿþò ïíåâìîíèè íà äâå áîëüøèå ãðóïïû: âíåáîëüíè÷íûå è íîçîêîìèàëüíûå (ãîñïèòàëüíûå) ïíåâìîíèè. Îòäåëüíî âûäåëÿþò ïíåâìîíèè ó áîëüíûõ ñ òÿæåëûìè äåôåêòàìè èììóíèòåòà è àñïèðàöèîííûå ïíåâìîíèè.
Òàêîé ïîäõîä îáîñíîâàí ðàçëè÷íûìè ïðè÷èííûìè ôàêòîðàìè ïíåâìîíèé è ðàçëè÷íûìè ïîäõîäàìè ê âûáîðó àíòèáàêòåðèàëüíîé òåðàïèè. Âíåáîëüíè÷íûå ïíåâìîíèè óñëîâíî ìîæíî ðàçäåëèòü íà 3 ãðóïïû:
1. Ïíåâìîíèè, íå òðåáóþùèå ãîñïèòàëèçàöèè. Äàííàÿ ãðóïïà áîëüíûõ ñàìàÿ ìíîãî÷èñëåííàÿ, íà åå äîëþ ïðèõîäèòñÿ äî 80% âñåõ áîëüíûõ ñ ïíåâìîíèåé; ýòè áîëüíûå èìåþò ëåãêóþ ïíåâìîíèþ è ìîãóò ïîëó÷àòü òåðàïèþ â àìáóëàòîðíûõ óñëîâèÿõ, ëåòàëüíîñòü íå ïðåâûøàåò 15%.
2. Ïíåâìîíèè, òðåáóþùèå ãîñïèòàëèçàöèè áîëüíûõ â ñòàöèîíàð. Ýòà ãðóïïà ñîñòàâëÿåò îêîëî 20% âñåõ ïíåâìîíèé, áîëüíûå ïíåâìîíèåé èìåþò ôîíîâûå õðîíè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ è âûðàæåííûå êëèíè÷åñêèå ñèìïòîìû, ðèñê ëåòàëüíîñòè ãîñïèòàëèçèðîâàííûõ áîëüíûõ äîñòèãàåò 12%.
3. Ïíåâìîíèè, òðåáóþùèå ãîñïèòàëèçàöèè áîëüíûõ â îòäåëåíèÿ èíòåíñèâíîé òåðàïèè. Òàêèå ïàöèåíòû îïðåäåëÿþòñÿ êàê áîëüíûå ñ òÿæåëîé âíåáîëüíè÷íîé ïíåâìîíèåé. Ëåòàëüíîñòü ïðè òÿæåëîé ïíåâìîíèè ñîñòàâëÿåò îêîëî 40%.
2 ÝÒÈÎËÎÃÈß
Ýòèîëîãèÿ ãîñïèòàëüíûõ (íîçîêîìèàëüíûõ) ïíåâìîíèé ñóùåñòâåííî îòëè÷àåòñÿ îò ýòèîëîãèè ðàñïðîñòðàíåííûõ ïíåâìîíèé. Áîëüíûå, îñëàáëåííûå îñíîâíûì çàáîëåâàíèåì, ÿâèâøèìñÿ ïðè÷èíîé ãîñïèòàëèçàöèè, îïåðàòèâíûìè âìåøàòåëüñòâàìè è ò.ä. èíôèöèðóþòñÿ òàê íàçûâàåìîé íîçîêîìèàëüíîé ìèêðîôëîðîé, ìàëîïàòîãåííîé äëÿ äûõàòåëüíîé ñèñòåìû çäîðîâûõ ëèö.
Äëÿ ýòèîëîãèè àñïèðàöèîííûõ ïíåâìîíèé õàðàêòåðíî ó÷àñòèå íåêëîñòðèäèàëüíûõ îáëèãàòíûõ àíàýðîáîâ (Bacteroides fragilis, Bacteroides metaninogenicus, Fusobacterium nucleatum, Peptococcus è äð.) â ÷èñòîì âèäå èëè â ñî÷åòàíèè ñ ïðåèìóùåñòâåííî ãðàìîòðèöàòåëüíîé ïàëî÷êîâîé ôëîðîé, óïîìèíàâøåéñÿ âûøå. Ýòè ìèêðîîðãàíèçìû âûçûâàþò, êàê ïðàâèëî, òÿæåëóþ è ðàíî âîçíèêàþùóþ äåñòðóêöèþ ïîðàæåííîé ëåãî÷íîé òêàíè (àáñöåññ, ãàíãðåíîçíûé àáñöåññ).
Äëÿ ïíåâìîíèé ó ëèö ñ òÿæåëûìè èììóíîëîãè÷åñêèìè íàðóøåíèÿìè õàðàêòåðíî ó÷àñòèå â ýòèîëîãèè ïíåâìîíè÷åñêîãî ïîðàæåíèÿ öèòîìåãàëîâèðóñíîé èíôåêöèè, Pneumocystis carinii, ïàòîãåííûõ ãðèáîâ, à òàêæå ìèêîáàêòåðèé òóáåðêóëåçà, íàðÿäó ñ ïðî÷èìè ìèêðîáíûìè àãåíòàìè, âñòðå÷àþùèìèñÿ ïðè ïíåâìîíèÿõ äðóãèõ ðóáðèê.
Ïðîíèêàÿ â ó÷àñòêè ëåãî÷íîé òêàíè, ìèêðîîðãàíèçìû âûäåëÿþò òîêñèíû, êîòîðûå íàðóøàþò ïðîíèöàåìîñòü ñîñóäîâ. Ïðîèñõîäèò ýêññóäàöèÿ ôèáðèíà è êëåòîê êðîâè â àëüâåîëû.
 âîçíèêíîâåíèè ãîñïèòàëüíûõ ïíåâìîíèé (íîçîêîìèàëüíûõ, âíóòðèáîëüíè÷íûõ; ðàçâèâàþòñÿ ÷åðåç 2 è áîëåå ñóòîê ïðåáûâàíèÿ ïàöèåíòà â ñòàöèîíàðå ïðè îòñóòñòâèè êëèíèêî-ðåíòãåíîëîãè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ ïîðàæåíèÿ ëåãêèõ ïðè ïîñòóïëåíèè) èãðàþò ðîëü ïîäàâëåíèå êàøëåâîãî ðåôëåêñà è ïîâðåæäåíèå òðàõåîáðîíõèàëûþãî äåðåâà âî âðåìÿ îïåðàöèè, èñêóññòâåííîé âåíòèëÿöèè ëåãêèõ, òðàõåîñòîìèè, áðîíõîñêîïèè; íàðóøåíèÿ ãóìîðàëüíîãî è òêàíåâîãî èììóíèòåòà âñëåäñòâèå òÿæåëîãî çàáîëåâàíèÿ âíóòðåííèõ îðãàíîâ, à òàêæå ñàì ôàêò ïðåáûâàíèÿ áîëüíûõ â ñòàöèîíàðå.  ýòîì ñëó÷àå â ðîëè âîçáóäèòåëÿ ÷àùå âñåãî âûñòóïàåò ãðàìîòðèöàòåëüíàÿ ôëîðà (êèøå÷íàÿ ïàëî÷êà, ïðîòåé, êëåáñèåëëà, ñèíåãíîéíàÿ ïàëî÷êà), ñòàôèëîêîêêè è äð. Ïî ñðàâíåíèþ ñ âíåáîëüíè÷íûìè, âíóòðèáîëüíè÷íûå ïíåâìîíèè íåðåäêî ïðîòåêàþò áîëåå òÿæåëî, îòëè÷àþòñÿ áîëüøåé âåðîÿòíîñòüþ ðàçâèòèÿ îñëîæíåíèé è áîëåå âûñîêîé ëåòàëüíîñòüþ. Ó ëèö ñ èììóíî-äåôèöèòíûìè ñîñòîÿíèÿìè (ïðè îíêîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ, âñëåäñòâèå õèìèîòåðàïèè, ïðè ÂÈ×-èíôåêöèè) âîçáóäèòåëÿìè ïíåâìîíèè ìîãóò áûòü ãðàìîòðèöàòåëüíûå ìèêðîîðãàíèçìû, ñòàôèëîêîêê, ãðèáû, ííåìîöèñòû, öèòîìåãàëîâèðóñû è äð.
Ïî ìåõàíèçìó ðàçâèòèÿ ïíåâìîíèè ìîãóò áûòü ïåðâè÷íûìè è âòîðè÷íûìè (ðàçâèâøèìèñÿ â ñâÿçè ñ äðóãèì ïàòîëîãè÷åñêèì ïðîöåññîì àñïèðàöèîííûå, çàñòîéíûå, ïîñòòðàâìàòè÷åñêèå, èììóíîäåôèöèòíûå, èíôàðêòíûå, àòåëåêòàòè÷åñêèå).
 çàâèñèìîñòè îò îáúåìà ïîðàæåíèÿ âûäåëÿþò ïíåâìîíèè êðóïîçíûå (ïëåâðîïíåâìîíèè, ñ ïîðàæåíèåì äîëè ëåãêîãî), î÷àãîâûå (áðîíõîïíåâìîíèè, ñ ïîðàæåíèåì ïðèëåæàùèõ ê áðîíõàì àëüâåîë) è èíòåðñòèöèàëüíûå. Ñëåäóåò, îäíàêî, ó÷èòûâàòü, ÷òî êðóïîçíîå âîñïàëåíèå ëåãêèõ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé òîëüêî îäíó èç ôîðì ïíåâìîêîêêîâîé ïíåâìîíèè è íå âñòðå÷àåòñÿ ïðè ïíåâìîíèÿõ èíîé ïðèðîäû, à èíòåðñòèöèàëüíîå âîñïàëåíèå ëåãî÷íîé òêàíè ïî ñîâðåìåííîé êëàññèôèêàöèè îòíåñåíî ê àëüâåîëèòàì.
3 ÊËÈÍÈ×ÅÑÊÀß ÊÀÐÒÈÍÀ
Ñèìïòîìû è òå÷åíèå çàâèñÿò îò ýòèîëîãèè, õàðàêòåðà è ôàçû òå÷åíèÿ, ìîðôîëîãè÷åñêîãî ñóáñòðàòà áîëåçíè è åãî ðàñïðîñòðàíåííîñòè â ëåãêèõ, à òàêæå îñëîæíåíèé (ëåãî÷íîå íàãíîåíèå, ïëåâðèò è äð.). Íà÷àëî çàáîëåâàíèÿ îáû÷íî îñòðîå. Ïîÿâëÿåòñÿ îáùåå íåäîìîãàíèå, ñèëüíàÿ ãîëîâíàÿ áîëü, íåðåäêî — îçíîá, ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû òåëà äî âûñîêèõ öèôð (ïîñòîÿííàÿ ëèõîðàäêà). Âîçíèêàþò áîëè â ãðóäíîé êëåòêå, êîòîðûå óñèëèâàþòñÿ ïðè êàøëå è ãëóáîêîì âäîõå. Ïîÿâëÿþòñÿ ñóõîé êàøåëü, ïîçæå — ñ îòäåëåíèåì íåáîëüøîãî êîëè÷åñòâà âÿçêîé, ñëèçèñòîé ìîêðîòû ðæàâîãî öâåòà, îäûøêà.
Óæå â ïåðâûé äåíü ìîæåò áûòü îòìå÷åíà ãèïåðåìèÿ ùåê è íà ñòîðîíå ïîðàæåíèÿ, íåðåäêî ïîÿâëÿþòñÿ âûñûïàíèÿ òèïà ïðîñòîãî ãåðïåñà. Ïåðêóññèÿ ëåãêèõ âûÿâëÿåò òóïîé èëè ïðèòóïë¸ííûé ïåðêóòîðíûé çâóê. Ïðè àóñêóëüòàöèè äûõàíèå âíà÷àëå íåñêîëüêî îñëàáëåíî, âûñëóøèâàåòñÿ êðåïèòàöèÿ, çàòåì ïðèîáðåòàåò õàðàêòåð áðîíõèàëüíîãî.  ñòàäèè ðàçðåøåíèÿ ìîãóò âûñëóøèâàòüñÿ ðàññåÿííûå ñóõèå è âëàæíûå õðèïû. Ïðè ðàñïðîñòðàíåíèè âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà íà ïëåâðó âûñëóøèâàåòñÿ øóì òðåíèÿ ïëåâðû. Îáùèå íàðóøåíèÿ ïðè ïíåâìîíèÿõ ïîñòîÿííû, Ñòîéêèé ôåáðèëèòåò õàðàêòåðåí äëÿ áîëüøèíñòâà ôîðì, îäíàêî ñóäîðîãè â íà÷àëå áîëåçíè íàáëþäàéòñÿ ðåæå, ÷åì ïðè ÎÐÂÈ. Ïîñòîÿííû âîçáóæäåíèå èëè àäèíàìèÿ, àíîðåêñèÿ, ðàññòðîéñòâà ñíà.
Îáû÷íû òàõèêàðäèÿ, öåíòðàëèçàöèÿ êðîâîîáðàùåíèÿ, â òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ — âûðàæåííûå íàðóøåíèÿ ìèêðîöèðêóëÿöèè, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ ìåòàáîëè÷åñêèì àöèäîçîì; ïðè ïíåâìîíèÿõ, âûçâàííûõ ãðàìîòðèöàòåëüíîé ôëîðîé, ðàçâèâàåòñÿ ÄÂÑ-ñèíäðîì, õîòÿ ïðèçíàêè ãèïåðêîàãóëÿöèè èìåþòñÿ ó áîëüøèíñòâà áîëüíûõ.
 ñâÿçè ñ òåì, ÷òî èç äûõàíèÿ âûêëþ÷åíà öåëàÿ äîëÿ ëåãêîãî è ðàçâèâàåòñÿ ãèïîêñèÿ, ñòðàäàþò âñå ñèñòåìû îðãàíèçìà. Ïîÿâëÿþòñÿ ñèìïòîìû; òàõèêàðäèÿ, ãëóõîñòü òîíîâ ñåðäöà, îáëîæåííîñòü ÿçûêà, ñóõîñòü ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà, ãóá, çàïîð, îëèãóðèÿ.
4 ÄÈÀÃÍÎÑÒÈÊÀ
Íàä çîíîé âîñïàëåíèÿ ïðè ïåðêóññèè ëåãêèõ îïðåäåëÿåòñÿ óêîðî÷åíèå ïåðêóòîðíîãî çâóêà, äûõàíèå ïðèîáðåòàåò áðîíõèàëüíûé îòòåíîê, ðàíî ïîÿâëÿþòñÿ ìåëêîïóçûð÷àòûå âëàæíûå êðåïèòèðóþùèå õðèïû.
Õàðàêòåðíû òàõèêàðäèÿ äî 100 óäàðîâ â ìèí è íåêîòîðîå ñíèæåíèå ÀÄ. Íåðåäêè ïðèãëóøåíèå I òîíà è àêöåíò II òîíà íà ëåãî÷íîé àðòåðèè. Âûðàæåííàÿ ïëåâðàëüíàÿ ðåàêöèÿ èíîãäà ñî÷åòàåòñÿ ñ ðåôëåêòîðíîé áîëüþ â ñîîòâåòñòâóþùåé ïîëîâèíå æèâîòà, áîëåçíåííîñòüþ ïðè ïàëüïàöèè â åãî âåðõíèõ îòäåëàõ. Èêòåðè÷íîñòü êîæíûõ ïîêðîâîâ è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê ìîæåò ïîÿâëÿòüñÿ âñëåäñòâèå ðàçðóøåíèÿ ýðèòðîöèòîâ â ïîðàæåííîé äîëå ëåãêîãî è, âîçìîæíî, îáðàçîâàíèÿ î÷àãîâûõ íåêðîçîâ â ïå÷åíè.
Õàðàêòåðåí íåéòðîôèëüíûé ëåéêîöèòîç; îòñóòñòâèå åãî (òåì áîëåå ëåéêîïåíèÿ) ìîæåò áûòü ïðîãíîñòè÷åñêè íåáëàãîïðèÿòíûì ïðèçíàêîì. Ïîâûøàåòñÿ ÑÎÝ.
Ïðè ðåíòãåíîëîãè÷åñêîì èññëåäîâàíèè îïðåäåëÿåòñÿ ãîìîãåííîå çàòåíåíèå âñåé ïîðàæåííîé äîëè èëè åå ÷àñòè, îñîáåííî íà áîêîâûõ ðåíòãåíîãðàììàõ. Ðåíòãåíîñêîïèÿ ìîæåò îêàçàòüñÿ íåèíôîðìàòèâíîé â ïåðâûå ÷àñû áîëåçíè. Ðàçðåøåíèå ðåíòãåíîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé ïðè ïíåâìîíèè îáû÷íî îòñòàåò îò óëó÷øåíèÿ êëèíè÷åñêîé êàðòèíû. Óëó÷øåíèå ðåíòãåíîëîãè÷åñêîé êàðòèíû ïðîèñõîäèò áîëåå ìåäëåííî ó ïîæèëûõ áîëüíûõ, ó êóðÿùèõ
Äèàãíîç óòî÷íÿåòñÿ ïðè ðåíòãåíîëîãè÷åñêîì èññëåäîâàíèè îðãàíîâ ãðóäíîé êëåòêè â äâóõ ïðîåêöèÿõ, âûÿâëÿþùåì èíôèëüòðàò â ëåãêèõ; äëÿ óñòàíîâëåíèÿ ýòèîëîãè÷åñêîãî äèàãíîçà ïåðåä íà÷àëîì ëå÷åíèÿ ïðîâîäÿò ìèêðîáèîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ìîêðîòû (èíîãäà ñìûâîâ èç áðîíõîâ, ïëåâðàëüíîãî âûïîòà) íà áàêòåðèè, âêëþ÷àÿ ìèêîáàêòåðèè òóáåðêóëåçà; èñïîëüçóþò òàêæå èììóíîëîãè÷åñêèå ìåòîäû.
Âîçìîæíûå îñëîæíåíèÿ ïíåâìîíèè: ëåãî÷íûå: ýêññóäàòèâíûé ïëåâðèò, àáñöåäèðîâàíèå, ïèîïíåâìîòîðàêñ, îòåê ëåãêèõ, è âíåëåãî÷íûå: èíôåêöèîííîòîêñè÷åñêèé øîê, ïñèõîç, ïåðèêàðäèò, ìèîêàðäèò, ñåïñèñ è äð.
5 ËÅ×ÅÍÈÅ
Ýòèîòðîïíàÿ òåðàïèÿ ïíåâìîíèè äîëæíà íà÷èíàòüñÿ íåìåäëåííî ïîñëå óñòàíîâëåíèÿ äèàãíîçà íà îñíîâàíèè ýìïèðè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé î íàèáîëåå âåðîÿòíîì âîçáóäèòåëå, ïîñêîëüêó áàêòåðèîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ìîêðîòû òðåáóåò çàòðàòû äðàãîöåííîãî âðåìåíè (íå ìåíåå äâóõ ñóòîê).
Ëå÷åíèå ïíåâìîíèé ïðè ëåãêîì òå÷åíèè è áëàãîïðèÿòíûõ áûòîâûõ óñëîâèÿõ ìîæåò îñóùåñòâëÿòüñÿ íà äîìó, íî áîëüøèíñòâî áîëüíûõ íóæäàþòñÿ â ñòàöèîíàðíîì ëå÷åíèè.
Ïðè âíåáîëüíè÷íûõ ïíåâìîíèÿõ ïðåïàðàòàìè âûáîðà ÿâëÿþòñÿ ïåíèöèëëèíû, ìàêðîëèäû è öåôàëîñïîðèí. Ñïîñîá ââåäåíèÿ è äîçû çàâèñèò îò òÿæåñòè òå÷åíèÿ ïíåâìîíèé.
Ïðè ãîñïèòàëüíîé ïíåâìîíèè — ïåíèöèëëèíû ñ êëàâóëàíîâîé êèñëîòîé, öåôàëîñïîðèíû 3 ïîêîëåíèÿ, ôòîðõèíîëîíû, àìèíîãëèêîçèäû è äð. Êîìáèíèðîâàííàÿ òåðàïèÿ (èç äâóõ-òðåõ àíòèáèîòèêîâ) íàçíà÷àåòñÿ ïðè íåèçâåñòíîé ýòèîëîãèè.
 ðàçãàð áîëåçíè ïîêàçàíû ïîñòåëüíûé ðåæèì, ìåõàíè÷åñêè è õèìè÷åñêè ùàäÿùàÿ äèåòà ñ îãðàíè÷åíèåì ïîâàðåííîé ñîëè è äîñòàòî÷íûì êîëè÷åñòâîì âèòàìèíîâ, îñîáåííî À è Ñ.
Ñ èñ÷åçíîâåíèåì èëè çíà÷èòåëüíûì óìåíüøåíèåì ÿâëåíèé èíòîêñèêàöèè ðàñøèðÿþò ðåæèì, íàçíà÷àþò ëå÷åáíóþ ôèçêóëüòóðó, ïðè îòñóòñòâèè ïðîòèâîïîêàçàíèé (áîëåçíè ñåðäöà, îðãàíîâ ïèùåâàðåíèÿ) áîëüíîãî ïåðåâîäÿò íà äèåòó ¹15.
Ñðàçó æå ïîñëå âçÿòèÿ ìîêðîòû, ìàçêîâ èëè ñìûâîâ äëÿ áàêòåðèîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ íà÷èíàþò ýòèîòðîïíóþ òåðàïèþ, êîòîðóþ ïðîâîäÿò ïîä êîíòðîëåì êëèíè÷åñêîé ýôôåêòèâíîñòè, â ïîñëåäóþùåì, ñ ó÷åòîì âûñåÿííîé ìèêðîôëîðû è åå ÷óâñòâèòåëüíîñòè ê àíòèáèîòèêàì.
6 ÑÅÑÒÐÈÍÑÊÈÉ ÏÐÎÖÅÑÑ ÏÐÈ ÎÑÒÐÎÉ ÏÍÅÂÌÎÍÈÈ
ïíåâìîíèÿ äèàãíîñòèêà ëå÷åíèå
Öåëè ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ | Ïëàí ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ |
 òå÷åíèå ñóòîê îäûøêà çíà÷èòåëüíî óìåíüøèòñÿ | 1. Ïðèäàòü ïàöèåíòó óäîáíîå âîçâûøåííîå ïîëîæåíèå â ñóõîé ïîñòåëè. 2. Îáåñïå÷èòü ïðèòîê ñâåæåãî âîçäóõà. 3. Ïîäàâàòü óâëàæíåííûé êèñëîðîä (÷åðåç 2% ðàñòâîð íàñòîÿ ãèäðîêàðáîíàòà) ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à êàæäûé ÷àñ ïî 5~ 10 ìèíóò. 4.Íàáëþäàòü çà îáùèì ñîñòîÿíèåì ïàöèåíòà, öâåòîì êîæíûõ ïîêðîâîâ, õàðàêòåðîì äûõàíèÿ |
×åðåç 2-3 ÷àñà ïàöèåíò íå áóäåò èñïûòûâàòü áîëü â ãðóäè ïðè äûõàíèè è êàøëå | . Óäîáíî óëîæèòü ïàöèåíòà íà áîëüíîé áîê â âîçâûøåííîì ïîëîæåíèè (óìåíüøèòñÿ îùóùåíèå áîëè). 2. Îáåñïå÷èòü ïàöèåíòó ïîëíûé ïîêîé, íàó÷èâ åãî ìûøå÷íîé ðåëàêñàöèè â ïåðâûå äíè áîëåçíè. 3. Ïðè ñíèæåíèè òåìïåðàòóðû òåëà ïðèìåíèòü êðóãîâûå ãîð÷è÷íèêè. 4. Ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à ïðèìåíèòü àíàëüãåòèêè âíóòðü èëè ïàðåíòåðàëüíî (àíàëüãèí, áàðàëãèí, òðàìàë è äð.) è â ïåðâûå äíè — ïðîòèâîêàøëåâûå ñðåäñòâà êîäòåðïèí, ëèáåêñèí) |
Òåìïåðàòóðà òåëà áóäåò ïîñòåïåííî ñíèæàòüñÿ, íå âûçûâàÿ îñëîæíåíèé | 1. Íà âûñîòå ëèõîðàäêè âûïîëíèòü âëàæíîå îáòèðàíèå êîæè ðàñòâîðîì âîäû ñ äîáàâëåíèåì ñïèðòà, õîëîäíóþ ïðèìî÷êó íà ëîá. 2.Îáåñïå÷èòü ïðîâåòðèâàíèå ïîìåùåíèÿ è îáíàæåíèå ïàöèåíòà. 3. Íàëîæèòü ïóçûðè ñî ëüäîì íà ïðîåêöèè êðóïíûõ ñîñóäîâ ÷åðåç òêàíåâûå ïðîñëîéêè. 4. Ïðèãîòîâèòü äëÿ âíóòðèìûøå÷íîãî ââåäåíèÿ 2 ìë 50% ðàñòâîðà àíàëüãèíà è 1 ìë 1% ðàñòâîðà äèìåäðîëà (ââåñòè ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à). 5. Ââîäèòü àíòèáàêòåðèàëüíûå ïðåïàðàòû â ñòðîãî íàçíà÷åííîå âðà÷îì âðåìÿ. 6. Ðåãóëÿðíî èçìåðÿòü ÀÄ, ñëåäèòü çà ïóëüñîì, äûõàíèåì ïàöèåíòà, çà åãî âíåøíèì âèäîì. 7. Îðãàíèçîâàòü äðîáíîå ïèòàíèå ìàëûìè ïîðöèÿìè è îáèëüíîå ïèòüå (åñëè íàçíà÷èë âðà÷). 8. Ïîñòîÿííî ñëåäèòü çà ïñèõè÷åñêèì ñîñòîÿíèåì ïàöèåíòà — èíäèâèäóàëüíûé nocò (âîçìîæåí ïñèõîç) |
ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ
Ïíåâìîíèÿ îòíîñèòñÿ ê ÷èñëó íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé ÷åëîâåêà. Çàáîëåâàåìîñòü âíåáîëüíè÷íîé ïíåâìîíèåé êîëåáëåòñÿ îò 2 äî 15 ñëó÷àåí ïà 1000 ÷åëîâåê è ãîä. Ýòîò ïîêàçàòåëü çíà÷èòåëüíî âûøå ó ïîæèëûõ áîëüíûõ: 25-44 ñëó÷àÿ íà 1000 ÷åëîâåê â ãîä ó áîëüíûõ ñòàðøå 70 ëåò è äî 68-110 ñëó÷àåí íà 1000 ÷åëîâåê â ãîäó ó ïîæèëûõ áîëüíûõ, íàõîäÿùèõñÿ â äîìàõ èíâàëèäîâ, äîìàõ óõîäà.
Ôîðìà ïíåâìîíèè çàâèñèò îò âèðóëåíòíîñòè âîçáóäèòåëÿ, óðîâíÿ ñïåöèôè÷åñêîãî èììóíèòåòà è îñîáåííîñòåé ðåàêòèâíîñòè îðãàíèçìà.
 ëèõîðàäî÷íûé ïåðèîä çàáîëåâàíèÿ áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò óõîä çà ïàöèåíòîì. Íåîáõîäèìî ïîñòîÿííîå íàáëþäåíèå çà íèì.
Ïðåäðàñïîëàãàþùèìè óñëîâèÿìè ê ðàçâèòèþ ïíåâìîíèé ÿâëÿþòñÿ ðàçëè÷íûå õèìè÷åñêèå è ôèçè÷åñêèå ôàêòîðû, ñíèæàþùèå çàùèòíûå ñèëû îðãàíèçìà (ïåðåîõëàæäåíèå, íàðóøåíèå äðåíàæíîé ôóíêöèè áðîíõîâ, âèðóñíûå èíôåêöèè ðåñïèðàòîðíîãî òðàêòà, àëêîãîëü, òðàâìû, ãèïîêñèÿ, íàðóøåíèå ïèòàíèÿ). Ïðàêòè÷åñêè ëþáîé ìèêðîîðãàíèçì ìîæåò ñòàòü ïðè÷èíîé ðàçâèòèÿ ïíåâìîíèè. Êàêîé êîíêðåòíî — çàâèñèò îò öåëîãî ðÿäà ôàêòîðîâ. Îò âîçðàñòà áîëüíîãî, îò òîãî ìåñòà, ãäå âîñïàëåíèå ëåãêèõ âîçíèêíåò — äîìà èëè â áîëüíèöå, åñëè â áîëüíèöå, òî â êàêîì îòäåëåíèè — â õèðóðãèè îäíè ìèêðîáû, â òåðàïèè äðóãèå. Îãðîìíóþ ðîëü èãðàåò ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ îðãàíèçìà â öåëîì è ñîñòîÿíèå èììóíèòåòà â ÷àñòíîñòè.
Ïðîôèëàêòèêà îñòðûõ ïíåâìîíèé çàêëþ÷àåòñÿ â ñàíàöèè î÷àãîâ õðîíè÷åñêîé èíôåêöèè, çàêàëèâàíèè îðãàíèçìà, èçáåãàíèè ïåðåîõëàæäåíèÿ. Ïíåâìîíèÿì íàèáîëåå ïîäâåðæåíû ëèöà äåòñêîãî è ïîæèëîãî âîçðàñòà, êóðÿùèå, ñòðàäàþùèå õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè, ñ èììóíîäåôèöèòîì, ïîñòîÿííî êîíòàêòèðóþùèå ñ ïòèöàìè, ãðûçóíàìè.
ËÈÒÅÐÀÒÓÐÀ
1. Âíóòðèáîëüíè÷íûå èíôåêöèè / Ïîä ðåä. Ð.Ï. Âåíöåëà. — Ì.: Ìåäèöèíà, 2003 — 156 ñ.
2. Îñíîâû ñåñòðèíñêîãî äåëà: Ó÷åáíîå ïîñîáèå / Âåáåð Â.Ð., ×óâàêîâ Ã.È., Ëàïîòíèêîâ Â.À., è äð. — Ì.: Ìåäèöèíà, 2001. — 216 ñ.
3. Ñïðàâî÷íèê âðà÷à îáùåé ïðàêòèêè.  2-õ òîìàõ. / Ïîä ðåä. Âîðîáüåâà Í.Ñ. -Ì.: Èçä-âî Ýêñìî, 2005. — 410 ñ.
4. Ñìîëåâà Ý.Â. Ñåñòðèíñêîå äåëî â òåðàïèè. — Ðîñòîâ í/Ä : Ôåíèêñ, 2007 -115 ñ.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник