Физкультура для ребенка после пневмонии

Физкультура для ребенка после пневмонии thumbnail

Одним из самых сложных и опасных заболеваний дыхательной системы является пневмония, или как ее еще называют – воспаление легких. К счастью, при современном уровне медицины удается справиться даже с тяжелыми формами этого недуга. Однако после или даже во время лечения, для полного выздоровления требуется дополнительная терапия и одним из действенных методов является дыхательная гимнастика после пневмонии.

На определенном этапе правильно подобранная методика упражнений способствует скорейшему восстановлению не только дыхательного процесса, который непременно нарушается во время воспалительного процесса, но также позволяет ускорить регенерацию поврежденных тканей и помогает прийти организму в норму. Разумеется, подобные реабилитационные меры нужно проделывать правильно и строго указанный врачом период времени.

Схема легких

Воспаление легких и его вред для организма

Для того чтобы вы в полной мере осознали, для чего именно нужна дыхательная гимнастика, смогли понять, каким именно образом данный лечебно-физкультурный комплекс (ЛФК) упражнений может помочь восстановиться после пневмонии, нужно хотя бы поверхностно разобраться в самой болезни.

Итак, пневмонией называют начало и прогрессирование воспаления в легких, при котором поражается часть легочной ткани, а в особо тяжелых случаях, в зависимости от типа пневмонии, недуг даже может охватывать легкое целиком.

При этом воспаление легких может иметь бактериальное, вирусное или даже грибковое происхождение. Однако основной причиной начала болезни можно назвать не сам факт попадания инфекции в организм, а неспособность иммунной системы противится вредоносным “агентам”.

Разумеется, пневмония в легких формах поддается лечению сравнительно легко, но даже после нее часто могут потребоваться реабилитационные меры. Что же касается средних и тем более тяжел форм заболевания, на их лечение могут уйти недели, а для полного выздоровления придется не только проводить медикаментозную терапию, но также применять ЛФК гимнастику, период которой может приравниваться и даже превосходить сроки основного лечения.

Физкультура для ребенка после пневмонииЛФК после пневмонии

Основные симптомы и польза дыхательной гимнастики

Наряду с тем, какой вред нашему организму оказывает пневмония, не будет лишним знать ее основные симптомы, некоторые из которых могут оставаться после лечения и от которых также позволяет избавиться дыхательная гимнастика.

Врач и пациент в палате

Разумеется, речь сейчас не идет по повышении температуры или интоксикации, которые непременно вызывают воспалительным процессом в легких, так как эти признаки уходят благодаря сановному лечению. Речь идет о наиболее явных и в то же время продолжительных симптомах, среди которых:

  • Затрудненное дыхание может преследовать человека уже переболевшего пневмонией, особенно если болезнь проходила в тяжелой форме, так как в таком случае имело место сильное поражение легочных тканей.
  • Кашель также может носить так называемые остаточные формы. В таком случае он превращается из мокрого (присущ пневмонии в ее активный период) в сухой, постоянный и надоедающий, при этом никакого отхождения мокроты уже может не наблюдаться.
  • Одышка даже при незначительных физических нагрузках, свидетельствующая о том, что легкие еще не до конца восстановились после воспаления, их объем еще не позволяет человеку получать необходимое количество кислорода.

Именно эти три симптома являются “остаточными” и зачастую именно с ними приходится бороться после пневмонии. В таком случае ЛФК процедуры очень эффективны, ведь благодаря им можно восстановить прежний легочный объем вдыхаемого воздуха, избавиться от кашля, тяжелого дыхания и ускорить процесс регенерации тканей.

Кроме того, если углубляться в вопрос о пользе дыхательной гимнастики, можно говорить о следующих благотворных процессах:

  1. Благодаря более интенсивным вентиляционным процессам в легких повышается кровообращение, да и сам организм, получая больше кислорода, работает лучше, что также благотворно сказывается на работе других органов и способствует скорейшему выздоровлению.
  2. После перенесенной пневмонии довольно длительный период времени сохраняется вероятность заразиться этим недугом снова, а также существует риск возникновения других осложнений и болезней, затрагивающих дыхательную систему. При дыхательной гимнастике вероятность подобных проблем снижается, а также можно меньше бояться спаечных процессов в легких или появления эмфизем.
  3. При длительном проведении дыхательных упражнений и ЛФК не только ускоряется процесс выздоровления после пневмонии, но ваш организм рефлекторно привыкает к диафрагменному дыханию, что способствует постоянному улучшенному насыщению кислородов органов и тканей организма. В свою очередь, это благоприятно сказывается на здоровье, общем самочувствии и крепости иммунной системы.

Однако тут следует учитывать, что ЛФК хороша именно в период, когда воспаление легких побеждено и человек пошел на поправку. Дыхательную гимнастику не стоит проделывать, когда организм истощен, но по этому поводу вас должен проконсультировать лечащий врач, так как в некоторых случаях легкие дыхательные упражнения все-таки допустимы.

Методика дыхательных упражнений

В ходе выполнения дыхательных упражнений после пневмонии важна последовательность и терпение. Мы уже упоминали, что во время болезни подобная терапия также допустима, но ее интенсивность очень легкая.

Если же говорить о восстановительных мерах после перенесенного воспаления легких, они отличаются большей интенсивность, но повышать темп и время, проводимое за упражнениями, также стоит постепенно. Частоту и насыщенность ЛФК должен определять лечащий врач, который будет отталкиваться от того, насколько тяжелой была пневмония, а также от вашего текущего состояния, но в целом методика следующая:

  1. Начинаются упражнения с восстановления дыхательного баланса. Человек должен принять лежачее положения, спина ровная, ноги вытянуты, руки по швам. В такой позе в состояния спокойствия нужно сделать от 40 до 60 вдохов и выдохов. При этом вдох делается носом, выдох – ртом.
  2. Теперь принимаем сидячее или стоячее положения. Выставьте согнутые в локте руки перед собой и разверните ладони так, что большие пальцы указывали вверх, а остальные “смотрели” вперед. В таком положении проведите пронацию и супинацию от 6 до 8 раз.
  3. Встаем и плавно поднимаем обе руки максимально вверх (тянемся к потолку), при этом совершая глубокий вдох. На секунду задерживаемся в таком положения и также плавно опускаем руки на выдохе, повторить от 3 до 5 раз.
  4. Сидя или лежа сгибаем и разгибаем стопы, при этом на вдохе пальцы ног вместе со стопой поднимаются, на выдохе стопы вытягиваются, проделать 7-10 раз.
  5. При вдохе разводим руки в стороны, на выдохе возвращаем в исходное положение вдоль корпуса, 3-5 раз.
  6. В лежачем положении взяться руками за пояс и 3-4 раза независимо от дыхания поочередно сгибать ноги в коленях, при этом не отрывая пяток от поверхности, на которой лежите.
  7. Лежа на спине, нужно согнуть руки в локтях и опереться на локти. В таком положении на вдохе прогибаем вздымаем грудной отдел позвоночника, не отрывая затылка и также опуститься в исходное положение на выдохе, проделывать от 3 до 5 раз.

После этого необходимо отдохнуть и повторить первое дыхательное упражнение, чтобы восстановить дыхание и силы.

  1. После отдыха сгибаем руки в локтях и приводит ладони к плечам. Таким образом, в 3-5 подходов разводим руки в стороны, расправляя грудную клетку и делая вдох, затем сводим назад на выдохе.
  2. Поочередное поднимание вверх вытянутых ног в лежачем положении. При подъеме ноги делается вдох, опускается нога на выдохе, с каждой ногой необходимо проделать 3-5 повторений.
  3. На вдохе поднимаем руки вверх, пытаясь дотянуться до спинки кровати или стены. Делая выдох, возвращаемся в исходное положение, повторяем 3-5 раз.

По завершении комплекса упражнений снова повторяем первый пункт, давая телу отдохнуть и восстанавливая дыхание. Таким образом, упражнения ЛФК, проделываемые систематически, позволяют ускорить процесс восстановления после пневмонии. Касательно повышения и понижения нагрузки, длительности применения дыхательной гимнастики, ее интенсивности, а также перечня упражнений необходимо консультироваться со своим врачом. При этом лучше, если первые сеансы будут проводиться под присмотром специалиста, так как тут очень важно проделывать каждое упражнение правильно.

Источник

Пневмония — это острый инфекционно-воспалительный процесс, который поражает преимущественно респираторный отдел легочной ткани, вызывается бактериями и проявляется следующими симптомами (разной степени выраженности):
— локальными изменениями в легких при обследовании малыша (ослабление дыхания, хрипы, укорочение перкуторного тона)
— инфильтративными затемнениями на рентгенограммах, которые образуются при заполнении альвеол экссудатом (воспалительной жидкостью)
— кашлем (у грудничков может и не быть)
— дыхательной недостаточностью (наблюдаются одышка, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания и др.)
— общей реакцией организма на инфекцию (признаки интоксикации — ухудшение общего состояния, аппетита, лихорадка и др.).
Физкультура для ребенка после пневмонииПневмония является одним из самых тяжелых заболеваний дыхательной системы в детском возрасте. Как правило, родители очень пугаются данного диагноза, однако следует знать, что при вовремя распознанной пневмонии выздоровление наступает достаточно быстро. И сама пневмония проходит бесследно.
Заболеваемость пневмонией составляет в год около 15-20 случаев на 1000 детей первых трех лет жизни и примерно 5–6 случаев на 1000 детей старше трех лет. К развитию пневмонии у детей раннего возраста предрасполагают следующие факторы: перинатальная патология, аспирационный синдром (как следствие синдрома рвот и срыгиваний), врожденные пороки сердца, рахит, другие гиповитаминозы и дефицитные состояния, в том числе иммунодефициты. Фактор, который непосредственно предрасполагает к развитию пневмонии, это — охлаждение ребенка.
Возбудители этого заболевания отличаются у детей разных возрастных групп. Также различны они и у детей с измененным иммунитетом, ослабленных детей и находящихся на стационарном лечении.
Наиболее частые возбудители пневмоний у детей в возрасте от 6 месяцев до 5 лет, которые заболели в домашней обстановке, это — пневмококк и гемофильная палочка. В эпидемические сезоны (август-ноябрь) возрастает значение микоплазмы, как возбудителя пневмонии у детей раннего дошкольного и школьного возраста. У подростков немаловажную роль причинного фактора заболевания может сыграть хламидий пневмоний.
У ослабленных детей со срыгиваниями и аспирацией желудочного содержимого, а также с муковисцидозом в большинстве случаев причиной пневмонии является кишечная палочка, золотистый стафилококк. Пневмонии, вызванные микроорганизмом легионеллой, у детей встречаются нечасто.
Что касается вирусов, то они имеют значение в развитии пневмоний преимущественно у детей первого года жизни.
Отдельно выделяют большую группу внутрибольничных пневмоний, которые развиваются у детей при госпитализации по поводу других заболеваний. Такие пневмонии вызываются либо «больничными» возбудителями (обычно высоко резистентными к антибиотикам), такими как: стафилококки, клебсиеллы, псевдомонас – синегнойная палочка, протей, либо аутофлорой самого больного. Их развитию способствует антибактериальная терапия, проводимая больному, так как она подавляет обычную легочную микрофлору, к которой у ребенка есть та или иная степень иммунитета. В результате — в нижние отделы респираторного тракта попадают чуждые ему бактерии. Внутрибольничные пневмонии еще называют госпитальными, или «нозокомиальными», а развиваются они через 48 часов и позднее после госпитализации.
После инфицирования, при развитии патогенной микрофлоры в легких ребенка начинается воспаление, сопровождающееся повышением температуры тела. В отличие от обычных респираторных заболеваний, при которых повышенная температура падает уже на второй — третий день, при пневмонии температура держится более трех дней, на уровне около 37-38 градусов (так называемая «легочная» температура). Иногда падение повышенной температуры тела после применения антибактериальных средств расценивают в пользу пневмонии.
Точный диагноз заболевания позволяет сделать рентгенограмма, но существуют и внешние признаки болезни, среди которых выделяются:
а) бледность и синюшность носогубного треугольника
б) раздувание крыльев носа при учащенном дыхании (с участием вспомогательной мускулатуры грудной клетки)
в) очень быстрая утомляемость
г) сильная потливость
д) отказ ребенка от еды.
Все эти симптомы являются признаками пневмонии даже в том случае, если при выслушивании педиатр еще не обнаруживает изменений над поверхностью легких.
Таким образом, диагноз пневмонии обычно педиатр ставит у постели больного ребенка из-за наличия признаков пневмонической интоксикации и дыхательной недостаточности. В последующем, при рентгенологическом исследовании находят признаки воспаления легочной ткани.
Что касается кашля, то характерного «пневмонийного» кашля не существует, он может быть легким, поверхностным, может вообще отсутствовать, а может быть тяжелым, приступообразным (как при коклюше). Выделение мокроты для пневмонии не характерно, как правило, мокрота появляется, если воспаление затронуло не только легкие, но и бронхи.
Пневмония считается коварным заболеванием и требует постоянного контроля, ведь в любую минуту состояние ребенка может ухудшиться, поэтому не стоит рисковать детским здоровьем. Детей до трех лет чаще всего госпитализируют, для того, чтобы постоянно наблюдать за их состоянием и избежать развития осложнений. Детей старшего возраста могут оставить дома, при условии неукоснительного выполнения родителями всех рекомендаций.
В лечении пневмонии у детей применяется три основные группы антибиотиков: пенициллин и полусинтетические пенициллины (ампициллин, амоксициллин, амоксиклав и др.), цефалоспорины различных поколений (цефалексин, цефуроксим, цефтриаксон, цефоперазон), макролиды (эритромицин, ровамицин, азитромицин и др.). При тяжелом течении пневмонии используют аминогликозиды, имипенемы (тиенам) и сочетание препаратов различных групп, в том числе с сульфаниламидами или метронидазолом. При легионеллезной пневмонии показано назначение рифампицина. Грибковые пневмонии требуют применения препаратов флуконазола (дифлюкан) или амфотерицина В.
Сразу же после нормализации температуры целесообоазны массаж и лечебная физкультура при пневмонии у детей.
Физкультура для ребенка после пневмонииВ задачи ЛФК для детей при пневмонии входит:
—  усилить крово- и лимфообращение в легких, чтобы быстрее рассосался экссудат и выделилась мокрота
—  предупреждать осложнения (атеросклероз легких, спайки в полости плевры)
—  нормализовать тканевый обмен для ликвидации интоксикации организма
—  восстановить нормальное дыхание и приспособить организм к физическим нагрузкам
—  улучшить нервно-психическое и общее состояние ребенка.
Надо отметить, что лечебная физкультура и лечебная гимнастика при пневмонии у детей проводятся только тогда, когда температура снизится до 37,5 градуса и если сердцебиение не учащенное (если пневмония — крупозная). А при очаговой пневмонии ЛФК можно проводить при нормальной или субфебрильной (37,5 градуса и ниже) температуре.
В первом периоде (постельный режим) упражнения для детей при пневмонии проводятся в исходном положении лежа на спине, в комплекс включают общеразвивающие упражнения, способствующие движениям грудной клетки в разных направлениях, для мышц брюшного пресса, а также дыхательные упражнения.
Во втором периоде (полупостельный режим) упражнения при пневмонии для детей выполняют в исходных положениях сидя и стоя. В занятия входят упражнения с предметами (резиновый и волейбольный мячи и палка).
В третьем периоде (тренировочный) упражнения выполняют в различных исходных положениях, также в комплекс ЛФК при пневмонии у детей входят упражнения с предметами и без них, на гимнастической стенке, во время ходьбы. Рекомендуются пешеходные прогулки, детям постарше —  спортивные игры (волейбол, теннис, настольный теннис), а также гребля. Величину и продолжительность физических нагрузок поможет определить врач.

Комплекс ЛФК при пневмонии у детей 4-7 лет
1. Вводная часть
Цель занятия: активизация внимания ребенка, подготовка организма к повышенной нагрузке.
Упражнения:
а) Различные варианты ходьбы, используя поочередное выполнение ролей в каком-либо рассказе-игре, например, «Прогулка по лесу» – роли охотника, зайчика, косолапого медведя и т. д.
б) Общеразвивающие упражнения из исходного положения стоя, частично по игровой методике. Дыхание свободное, не задерживать.
Продолжительность упражнений составляет 3-5 минут.
2. Основная часть
Цель занятия: восстановление нормального механизма дыхательного акта, улучшение функции внешнего дыхания и увеличение его резервов, улучшение лимфо- и кровообращения в легких, улучшение адаптации ребенка к физической нагрузке, восстановление двигательных навыков и координации ребенка.
Упражнения:
а) Дыхательные упражнения статические и динамические.
б) Дренажные упражнения из положения стоя на четвереньках и лежа на боку (ребенок должен показать «кошечку сердитую и добрую», «семафор», «жука»).
в) Гимнастические упражнения для рук и мышц грудной клетки (такие, как «мельница», «крылышки», повороты и т. п.).
г) Общеразвивающие упражнения для всех мышц из исходных положений стоя, сидя, лежа.
д) Упражнения в основных движениях, частично по игровой методике. Подвижная игра «Паровозик», упражнения с мячом (бросание в цель, сбивание кеглей). Обращать внимание на согласование дыхания и движений, поддерживать бодрое, хорошее настроение.
Продолжительность упражнений составляет 12-15 минут.
3.Заключительная часть
Цель занятия: снижение нагрузки, плавный переход к спокойному состоянию.
Упражнения:
а) Ходьба с постепенным замедлением.
б) Упражнения на внимание и координацию движений. Игра малой подвижности «Съедобное и несъедобное».
в) Упражнения на расслабление.
Продолжительность упражнений составляет 3-4 минуты.

Лечебная гимнастика при пневмонии у детей старше 8 лет
1. И. П. — сидя, ноги на ширине плеч, ступни на полу, руки опущены. Поднять руки вверх, положить кисти на колени и скользить ими к носкам. Повторить 2—4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.
2. И. П. — то же самое, руки на поясе. Повернуть туловище направо и без остановки налево. Повторить по 2—4 раза в каждую сторону. Темп медленный. Дыхание свободное.
3. И. П. — то же самое. Поднять плечи вверх — сделать вдох, опустить — выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.
4. И. П. — то же самое, руки в стороны. Поднять согнутую в колене правую ногу и руками прижать ее к груди, затем вернуться в и. п. То же самое сделать левой ногой. Повторить по 2—4 раза каждой ногой. Темп средний. Дыхание свободное.
5. И. П. — то же самое, руки опущены. Максимально свести лопатки и как можно больше развести. Повторить 4—6 раз. Темп медленный. Дыхание свободное.
6. И. П. — то же самое, руки согнуты к плечам. Поднять локти вверх — сделать вдох, опустить — выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.
7. И. П. — то же самое, руки, сцепленные в «замок», подняты над головой. Наклонившись вперед-вправо, коснуться руками правого голеностопа, вернуться в и. п. То же повторить в левую сторону. Повторить 2—4 раза. Темп средний. Дыхание свободное.
8. И. П. — то же самое,  руки опущены. Наклониться максимально вперед, сгибаясь в тазобедренных суставах, и одновременно поднять руки вверх-назад, затем вернуться в и. п. Повторить 2—6 раз. Темп средний. Дыхание свободное.
9. И. П. — то же самое. Поднять руки через стороны вверх, соединив ладони тыльными сторонами вместе — сделать вдох, опустить — выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.
10. И. П. — стоя, ноги на ширине плеч, в руках резиновый мяч. Поднять мяч над головой, прогнуться и опустить к носкам ног. Повторить 2—4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.
11. И. П. — стоя, руки с мячом подняты над головой. Выполнять круговые движения туловищем по часовой и против часовой стрелки. Повторить по 4—6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное.
12. И. П. — то же самое. Опустить руки с мячом к правому колену, наклонив туловище вправо, — сделать выдох, вернуться в и. п. — вдох. То же самое выполнить в левую сторону. Повторить по 2 раза в каждую сторону. Темп медленный.
13. И. П. — то же самое. Одновременно присесть и опустить руки с мячом на правое колено, вернуться в и. п. То же самое — к левому колену. Повторить по 2—4 раза к каждому колену. Темп средний. Дыхание свободное.
14. И. П. — то же самое, руки вдоль туловища. Наклониться вправо, скользя правой рукой по туловищу вниз, а левой — вверх, к подмышечной впадине. То же самое повторить в другую сторону. Повторить 2—4 раза. Темп средний. Дыхание свободное.
15. И. П. — то же самое, в опущенных руках гимнастическая палка. Присесть, поднимая палку перед грудью, — сделать выдох, встать — вдох.
Повторить 2—4 раза. Темп медленный.
16. И. П. — то же самое, палка зажата сзади в локтевых суставах. Без остановки наклоняться вправо, влево и наоборот. Повторить по 4—6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное.
17. И. П. — то же самое. Палка стоит вертикально на полу между ногами, ладони лежат на ее конце. Опираясь на палку вытянутыми руками, выполнять круговые движения туловищем в каждую сторону. Повторить по 2—4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.
18. Спокойная ходьба 1—2 минуты, полностью расслабив мышцы рук и туловища.

Конечно лучше предотвратить развитие у ребенка пневмонии, своевременно вылечить хронические очаги инфекции, чем потом в панике искать наилучшие средства от воспаления. Поэтому необходимо следить за здоровьем малыша. Родители должны выбрать систему закалки, которая подходит для их ребенка, также необходимо воспитывать в ребенке выносливость, оздоравливать свой быт. И, конечно, следует следить за тем, чтобы в помещении, где находится ребенок, не было никаких курильщиков. Помимо этого, родители должны помнить, что питание всех членов семьи и особенно ребенка имеет большое значение: оно должно быть полноценным и отвечать возрастным потребностям организма. Таким образом, надо заботиться о здоровье своего ребенка и беречь его.

Источник