Гимнастика слуховых труб при отите

Гимнастика слуховых труб при отите thumbnail

Упражнения для слуховой трубы могут пригодиться во время полётов на самолёте, дайвинге, быстрой езде на автомобиле. В таких ситуациях евстахиева труба не успевает быстро выровнять атмосферное давление и возникает болевой синдром.

Также гимнастику для слуховых труб применяют при различных заболеваниях, таких как: отит, тубоотит, евстахиит и других. Гимнастика улучшает кровообращение, подвижность барабанных перепонок и растяжение спаек.

Путешествия уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Отпуск, всегда такой долгожданный, и хочется провести его с максимальной пользой для душевного и физического здоровья. 

С развитием туризма нам стали доступны самые отдаленные уголки Земного шара — всего несколько часов на самолете, и перед нами открывается совершенно другой мир. 

Но увы. Порой, долгие перелёты связанные с резким набором высоты и с не менее утомительным снижением могут доставить массу неудобств нашему уху и слуховой трубе.

Наверное, многие из нас не раз сталкивались с неприятными ощущениями в ухе при взлете и посадке или при нырянии с аквалангом и при подводном плавании. Обычно про такое состояние мы говорим: «закладывает уши». 

Врачи-оториноларингологи объясняют данный феномен очень просто. Резкий перепад атмосферного давления вызывает прогиб барабанной перепонки во внутрь, так как организм не успевает выровнять давление и привыкнуть к новым атмосферным условиям. В результате, в слуховой трубе, среднем и внутреннем ухе возникает отрицательное давление и как следствие сильное перенапряжение.

Обратимся немного к терминологии. Вход и выход воздуха в среднем ухе осуществляется посредством слуховой (евстахиевой) трубы. Этот канал отдалённо напоминает стержень шариковой ручки. 

Длинна слуховой трубы взрослого человека колеблется от 6 до 8 см. Слуховая труба открывается в носоглотке небольшим отверстием окаймлённой лимфоидной тканью.

Из носоглотки слуховая труба уходит в самую середину черепа, поэтому рассмотреть и «пощупать» слуховую трубу не представляется возможным. Именно по этому, проблемы со слуховой трубой всегда решаются довольно долго и не просто.

Благодаря слуховой трубе, давление воздуха в среднем ухе выравнивается с атмосферным, в результате чего выравнивается и давление в барабанной перепонке.

Упражнения при перепадах атмосферного давления

В быту резкие и сильные перепады атмосферного давления могут возникнуть: во время полётов на самолёте, на аттракционах, быстрой езде на автомобиле, езде на скоростном лифте, быстром и не контролируемом погружении под воду. Именно в этих ситуациях евстахиева труба попросту не успевает быстро выровнять атмосферное давление, что приводит к заложенности уха и болевому синдрому.

При этом, если у человека есть такие сопутствующие заболевания как: искривление перегородки носа, хронический ринит, полипы полости носа, вероятность заложенности уха многократно возрастает.

1234.jpg

Что же делать, не прибегая к помощи доктора, которого не всегда и найдёшь в чужой стране, если Вы всё таки попали такую не приятную ситуацию?

Чтобы быстро восстановить внутриушное давление, Вам помогут несколько простых и весьма эффективных упражнений:

  • движение языком вперед-назад;
  • зевание;
  • движение нижней челюстью вправо-влево;
  • пустой глоток с закрытым ртом;
  • вдох одной ноздрей, выдох — другой, поочередно;
  • вдох с закрытым носом;
  • пользование жевательной резинкой.

Для многих профессий, связанных с частыми переменами атмосферного давления (пилоты воздушных судов, стюардессы, шахтеры, подводники) особенно важно, чтобы  механизм работы слуховой  трубы осуществлялся четко и без сбоев. 

Экипаж самолета

Чтобы «помочь» организму быстро адаптироваться к изменяющимся внешним условиям и обеспечить слаженную работу процессов в нашем ухе, рекомендуем проводить сеансы специальных упражнений, так называемую, гимнастику для слуховых труб, предложенную французскими коллегами – оториноларингологами:

Друзья! Своевременное и правильное лечение обеспечит вам скорейшее выздоровление!

Дыхание

  1. Стоя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуты и напряжены), живот выпячивается, выдыхать медленно через рот, живот втягивается.
  2. Стоя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуты и напряжены), живот выпячивается, задержать дыхание, затем наклон вперед, руки расслабленно вниз, выдох.
  3. Сидя, глубоко вдыхать носом,  (ноздри раздуты и напряжены), выдох через нос.
  4. Широко раскрыть рот-зевание. Затем глотание, т. е. смыкание  верхнего неба с задней частью языка.
  5. Широко раскрыть рот, глубоко вздохнуть, закрыть рот, проглотить.
  6. Широко раскрыть рот, глубоко дышать через рот.

«Подметание»

  1. Раскрыть рот, напряженный кончик языка поставить на альвеолы, затем медленно кончиком языка проводить по небу в направлении маленького язычка.
  2. Открыть рот, оттянуть язык назад к гортани, кончик языка скользит к нижним зубам, затем поднимается на альвеолы, скользит по небу к маленькому язычку.
  3. То же самое, что и в п.2, но с закрытым ртом.

Язык

  1. Широко раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем загнуть язык, как бы стараясь коснуться его кончиком маленького язычка.
  2. Широко раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем втянуть язык в ротовую полость, закрыв им горло.
  3. Поставить кончик языка на передние зубы, упираясь в них, вытянуть переднюю часть языка.
  4. Раскрыть рот, загнуть кончик языка за альвеолы (не касаясь верхних зубов).

Челюсти

  1. Осторожно выдвигать вперед нижнюю челюсть (губы напряжены, верхняя губа приподнята).
  2. Движение нижней челюсти вправо-влево.
  3. Смыкать и размыкать челюсти (руками контролировать движение челюстей у их «основания»). 

Губы, улыбка

  1. Вытянуть как можно дальше вперед трубочкой губы.
  2. Улыбка — губы и мышцы шеи напряжены, видны зубы.
  3. Чередовать 1 и 2.
  4. «Кривая» улыбка вправо-влево.

Надувание щёк

  1. Надуть обе щеки, плотно сомкнув губы. Размыкать щеки с причмокиванием. 
  2. Надувать поочередно левую и правую щеки.
  3. Надувать верхнюю губу.
  4. Втягивать щеки.
  5. Надувать щеки — втягивать щеки.
  6. Как можно шире открывать рот.

Можно так же проводить самопродувание слуховых труб с закрытым носом. Делать это нужно очень осторожно и обязательно при отсутствии какого либо отделяемого в носу (слизи, гноя и т.п.).

Так же можно пробовать пить и проглатывать обычную тёплую не газированную воду с закрытым носом. 

Эти упражнения можно повторять по 4-5 раз каждое, приблизительно 5-6 раз в день.

Если вы уже вернулись из поездки, заложенность уха сильная и ни как не проходит, пожалуйста, не тяните время и обратитесь к лор врачу. 

Диагнозы которые могут развиться в результате описанной ситуации называются: аэроотит, тубоотит, евстахеит, острый катаральный средний отит.

Мы вам обязательно поможем! И чем быстрее вы обратитесь, тем более быстрым и эффективным будет лечение!!! Это правда.

Не болейте, будьте здоровы и счастливы!

Всегда Ваш, Доктор Зайцев.  

Источник

Íà âîëíå ïîñòîâ ïðî òî, êàê æèâåòñÿ ëþäÿì ñ ðàçíûìè áîëåçíÿìè è îñîáåííîñòÿìè îðãàíèçìà, õî÷ó ðàññêàçàòü, êàêîâà æèçíü äàëåêî íå ïåíñèîíåðà ñ õðîíè÷åñêîé òóãîóõîñòüþ àæ 4 ñòåïåíè íà îáà óõà.

Êîãäà-òî ó ìåíÿ áûë ïðåêðàñíûé ñëóõ, íî êîãäà ìíå áûëî ëåò 9-10, ñòàëè çàìå÷àòü, ÷òî ÿ ÷àñòî ïåðåñïðàøèâàþ. Ïîøëè ê ËÎÐó, íàì ñêàçàëè ó âàñ àäåíîèäû â íîñó. Îíè èìåëè ìåñòî, íî íàñòîÿùàÿ ïðè÷èíà âûÿâèëàñü ÷åðåç íåñêîëüêî ëåò, êîãäà ïîñòàâèëè âåðíûé äèàãíîç — õðîíè÷åñêàÿ äâóñòîðîííÿÿ ñåíñîíåâðàëüíàÿ òóãîóõîñòü. Íà òî âðåìÿ ìíå äàëè 2 ñòåïåíü, ñåé÷àñ ìíå 24 è ó ìåíÿ óæå 4-ÿ, òî åñòü äàëüøå óæå ãëóõîòà. Ïðè÷èíà — ïëîõàÿ ïðîâîäèìîñòü ñëóõîâûõ íåðâîâ.

Ïðåäûñòîðèÿ: ìíå â ìëàäåí÷åñêîì âîçðàñòå ñäåëàëè èíúåêöèþ àíòèáèîòèêà ïåíèöèëëèíîâîé ãðóïïû, ïîñëå ÷åãî ÿ âåñü ïîøåë ñèíèìè ïÿòíàìè è ÷óòü íå îòúåõàë. Íî ýòî äàëî îòîòîêñè÷åñêèé ýôôåêò, ïðè÷åì ïðîÿâèëîñü âñå ñïóñòÿ ìíîãî ëåò, â ïåðèîä àêòèâíîãî ðîñòà è ðàçâèòèÿ îðãàíèçìà, áëèæå ê ïåðåõîäíîìó âîçðàñòó. Ïî êðàéíåé ìåðå ýòó êàðòèíó ìíå íàðèñîâàë âðà÷ èç ìîñêîâñêîé êëèíèêè, è îíà âûãëÿäèò íàèáîëåå ïðàâäîïîäîáíîé.

Òàê ÷òî æå ÿ ñëûøó (áåç ñëóõîâûõ àïïàðàòîâ (ÑÀ))?  áàíàëüíîì ñìûñëå ÿ ñëûøó ìíîãî ÷åãî. À âîò êà÷åñòâî çâóêà…èç-çà ïëîõîé ïðîâîäèìîñòè ñëóõîâûõ íåðâîâ â ìîçã ïîñòóïàþò ïðèãëóøåííûå è ñèëüíî êîðÿâûå èìïóëüñû.  ðåçóëüòàòå íå óäàåòñÿ ðàçîáðàòü, ÷òî òåáå ãîâîðÿò,  ðå÷ü íàïîìèíàåò ìÿìëèíüå, íåïîíÿòíûé íàáîð çâóêîâ, èç êîòîðûõ ÿ ïûòàþñü âûñëóøàòü êóñî÷êè ñëîâ, ÷àñòü ðàçîáðàòü ïî ãóáàì, íó à ÷àñòü — ïî äîãàäêå. À åñëè ãîâîðÿò ñðàçó íåñêîëüêî ÷åëîâåê — âîîáùå áåç øàíñîâ ÷òî-òî ðàçîáðàòü. Òî åñòü íóæíî ïîéìàòü ñóòü òîãî, ÷òî òåáå ãîâîðÿò. Íåçíàêîìûå ëþäè î÷åíü ÷àñòî ïðèíèìàþò ìåíÿ çà òóïîãî, îñîáåííî åñëè ïîñòåñíÿòüñÿ è íå ñêàçàòü ñðàçó ÷òî òû íå ñëûøèøü (à ÿ èíîãäà ñòåñíÿþñü — ÿ âåäü íå äåä). Îáùàòüñÿ â òàêîì ðåæèìå — äàëåêî íå óäîâîëüñòâèå, ãîëîâà óñòàåò, è ïîòîì òû ñëûøèøü åùå õóæå. Íå óäîâîëüñòâèå ýòî è äëÿ ñîáåñåäíèêà, êîòîðîìó ïðèõîäèòñÿ îðàòü, äà åùå è ïîâòîðÿòü íå ïî ðàçó. È ÿ ýòî ïîíèìàþ, ïîíèìàþ ÷òî ëþäÿì òðóäíî ñî ìíîé ðàçãîâàðèâàòü è îíè íå õîòÿò ïî ýòîé ïðè÷èíå ñî ìíîé ãîâîðèòü, äàæå óáåãàþò èíîãäà, ïîýòîìó ãîâîðþ ÿ ñ êåì-òî òîëüêî ïî êðàéíåé íåîáõîäèìîñòè. Äàæå äîìà. Ñî ìíîé íèêòî íå õî÷åò ïîãîâîðèòü. Ïîæàëóé, ýòî ñàìîå îáèäíîå. Ïî ýòîé æå ïðè÷èíå ó ìåíÿ íåò äðóçåé, íå ñ÷åñòü, ñêîëüêî ðàç êî ìíå ïîäõîäèëè (èëè ÿ ïîäõîäèë) ñ öåëüþ ïîáåñåäîâàòü, ïîçíàêîìèòüñÿ, íî ëþäè, ðàññóñîëèâ ÷òî è ê ÷åìó, êàæäûé ðàç èìåëè íà ëèöå ìûñëü «äà ÷åãî åìó ïîâòîðÿòü ñòîÿòü, ïîéäó âîí ñ Âàñüêîé ëó÷øå ïîáîëòàþ», è îíè øëè è îáùàëèñü ñ äðóãèìè ëþäüìè, à ÿ óæå áûë íå íóæåí. Ïîíà÷àëó ÿ öåïëÿëñÿ çà òåõ, êòî èçúÿâëÿë æåëàíèå ñî ìíîé îáùàòüñÿ, íî ëþäè áåçíàäåæíî óõîäèëè îò âñÿêèõ ðàçãîâîðîâ.

Òàê ÿ îïóñòèëñÿ íà ñàìîå äíî (à ìîæåò íàîáîðîò ïîäíÿëñÿ äî 90 óðîâíÿ?) â ïëàíå âåðáàëüíîãî îáùåíèÿ — êàê çàíÿòèå, êàê èñòî÷íèê ðàçâëå÷åíèÿ îíî ìíå áîëüøå íå íóæíî. Òî åñòü ÿ ãîâîðþ ñ êåì-òî «ïî äåëàì», à áîëòîâíÿ — íå äëÿ ìåíÿ, ÿ ïðîñòî ïðèâûê.Íàó÷èëñÿ îáõîäèòüñÿ áåç ýòîãî. Êîãäà êòî-òî ïîäõîäèò ïîáîëòàòü — âîñïðèíèìàåòñÿ ýòî êàê îáóçà, — íóæíî íàïðÿãàòü óøè è ìîçãè, ÷òîáû ïîéìàòü ñóòü ðàçãîâîðà, êîòîðûé íè÷åãî íå çíà÷èò. È âñå-òàêè âåðáàëüíîå îáùåíèå çàëîæåíî â íàñ ñ äåòñòâà, òàê êàê ìû, ëþäè, ñóùåñòâà ñîöèàëüíûå, è âðåìÿ îò âðåìåíè ÷óâñòâóåøü íåõâàòêó íåîáõîäèìîñòè ñ êåì-òî ïîãîâîðèòü. Òîãäà âêëþ÷àåòñÿ ôàíòàçèÿ, è òû âîîáðàæàåøü êàê îáùàåøüñÿ ñ æåëàåìûì ïåðñîíàæåì, ãîâîðèøü ñàì ñ ñîáîé «ïðî ñåáÿ», à èíîãäà è âñëóõ (íå íà ëþäÿõ êîíå÷íî). Êòî-òî ñêàæåò, ÷òî ìíå ïîðà â ïñèõóøêó, íî ÿ äóìàþ ýòî çàêîíîìåðíàÿ àäàïòàöèÿ ê ðåàëüíîñòè, è íà äàííûé ìîìåíò íå ñêàæó, ÷òî ìåíÿ ýòî ïîëíîñòüþ óñòðàèâàåò, íî ïî êðàéíåé ìåðå ÿ ýòèì óñïåøíî îáõîæóñü.

Ïî ïîâîäó ðàáîòû,ó÷åáû è ïðî÷åå…

Òàê êàê ÿ ãëîõ è ãëîõíó äàëüøå, òî ñòàíîâèòñÿ âñå òðóäíåå. 11 êëàññîâ è äâà ïåðâûõ êóðñà óíèâåðà çàêîí÷èë ñàì, íà óðà, ïîëüçîâàëñÿ îäíèì ñëóõîâûì àïïàðàòîì íà çàíÿòèÿõ. 3-4 êóðñ óæå òðóäíåå, ïåðåïèñûâàíèå ëåêöèé, áåñêîíå÷íûå ðàññïðîñû «÷å íàì çàäàâàëè», áëàãî åñòü ñîöñåòè, ãäå ìîæíî âñå íàïèñàòü è òåáå äîõîä÷èâî îòâåòÿò. Ñàìàÿ æåñòü — ìàãèñòðàòóðà. «ß ñâîæó è íèõðåíà íå ñëûøó, íèõðåíà» (ñ) Ôðýíêè Óàèëä))). Ñëûøàë 50% ëåêöèé, è ýòîò øëàê ïèñàë â êà÷åñòâå ëåêöèè)) Ê òîìó âðåìåíè ÿ âñå ðàâíî óæå ïîíÿë, ÷òî íà ëåêöèÿõ íè÷åãî íóæíîãî è âàæíîãî íå ãîâîðÿò, òîëüêî âîäîé ïîëèâàþò. Áîëüøå âñåãî ìó÷àëñÿ ñ äèïëîìíîé ðàáîòîé, çàêîí÷èâ â èòîãå ñ êðàñíûì äèïëîìîì (òîëüêî çà÷åì îí ìíå — ÕÇ). Õîðîøî, ÷òî åñòü íîðìàëüíûå ëþäè, ãîòîâûå âñåãäà ïîìî÷ü.

Ñ ðàáîòîé áåäà.  21 âåêå áîëüøèíñòâî ðàáîòû ñâÿçàíî òàê èëè èíà÷å ñ ðàáîòîé ñ ëþäüìè. Áåç òåëåôîíà íå îáõîäèòñÿ äàæå êóðüåð ñ ïðîäàâàíîì (ïî òåëåôîíó ÿ ïîñëåäíåå âðåìÿ íå ãîâîðþ äàæå ñ ðîäíûìè — áåñïîëåçíàÿ òðàòà âðåìåíè, ïðîùå íàïèñàòü â ìåññåíäæåðå), ïîýòîìó íèêòî íèêóäà áðàòü íå õî÷åò. Âñïîìèíàþ êàê ÿ áûë íà ñîáåñåäîâàíèè íà äîëæíîñòü äâîðíèêà, òàê ãëàâíûå óìû â ëèöå íà÷àëüíèêîâ, çàìîâ è ïðî÷èõ ñòîÿëè âñå âìåñòå ðåïó ÷åñàëè «×¸ æå, áðàòü ïàðíÿ òî èëè íå áðàòü, íå ñëûøèò âåäü). ÄÂÎÐÍÈÊÎÌ ¸ìà¸! ×åãî ìíå òàì ñëóøàòü, òî? Ìåòëó ÷òî-ëè? Âèäèìî «Ìóìó» íå ÷èòàëè.  èòîãå çäðàâûé ñìûñë ïîáåäèë è ìåíÿ âçÿëè. Ïîòîì ÿ äîëãî áîëòàëñÿ áåç ðàáîòû, áûëî ìíîãî «ìû âàì ïåðåçâîíèì» (çà÷åì âîîáùå çâîíèòü ãëóõîìó?), â èòîãå óñòðîèëñÿ â êîíòîðó, ãäå è ñèæó äî ñèõ ïîð íà ìèíèìàëêå. Î ïîâûøåíèè â äîëæíîñòè ðå÷è íå èäåò, ðàáîòà ñ òåëåôîíîì, ó÷àñòèå â ñîâåùàíèÿõ, çàñåäàíèÿõ è ïðî÷åå…

Ïî ïîâîäó ÑÀ. Ñåé÷àñ ó ìåíÿ óæå ïÿòûé è øåñòîé (ò.å. íà îáà óõà), ïîìîãàþò ëèøü îò÷àñòè. Äåëî â òîì, ÷òî áûâàþò ñëó÷àè, êîãäà ïîäîáðàòü ÑÀ íåâîçìîæíî, è ÷åëîâåê óõîäèò èç ñàëîíà ÑÀ áåç íàäåæä ÷òî-ëèáî íîðìàëüíî óñëûøàòü â ñâîåé æèçíè. Ó ìåíÿ ñëó÷àé íà ãðàíè òàêîãî. ß ñëûøó âûñîêèå ÷àñòîòû íà óðîâíå íîðìû, à ïðîâàë ó ìåíÿ â òåõ ÷àñòîòàõ, íà êîòîðûõ êàê ðàç ãîâîðèò ÷åëîâåê (îñîáåííî íèçêèé ìóæñêîé ãîëîñ). Ïîýòîìó, åñëè ïîäòÿíóòü ýòè ÷àñòîòû ïðè íàñòðîéêå ÑÀ, òî âûñîêèå ÷àñòîòû áóäóò óæå íåâûíîñèìî ãðîìêèìè. Êàêîé-òî êîìïðîìèññ íàøëè, ãî àïïàðàòû íå ïîìîãàþò íà âñå 100%. Ñ íèìè ÿ ñëûøó ïðîöåíòîâ 60 òîãî, ÷òî ìíå ãîâîðÿò, åñëè íàïðÿãàòüñÿ. Íîøó òîëüêî íà ðàáîòå, îäåâàþ íà ëþäÿõ, åñëè òðåáóåòñÿ ïîãîâîðèòü. ÑòÎÿò îíè 50 òûñ. ðóáëåé çà êàæäûé. Óøè îò íèõ ÷åøóòñÿ íåâûíîñèìî, â óøàõ îòïîòåâàåò, âñ¸ ýòî ÷àâêàåò, õëþïàåò, ïîñòîÿííûé ñðà÷ â óøàõ, çàáèâàíèå òðóáî÷åê, â îáùåì, ïðèâûêíóòü íåâîçìîæíî, ÷òî áû íå ãîâîðèëè âðà÷è è êàêèå áû ñ÷àñòëèâûå ïëàêàòû íå âèñåëè â ñàëîíå ÑÀ.

Ñïàñèáî âñåì, êòî äî÷èòàë, âñåì çäîðîâüÿ, è ïîáîëüøå!

Источник

СлухЧастые простудные заболевания, особенно в детском возрасте, могут стать причиной нарушения работы слухового канала. Дисфункция слуховой трубы может привести к значительной потере остроты слуха. Чтобы этого не произошло, в случае подозрения каких-либо ушных заболеваний необходимо вовремя обратиться к врачу. В качестве профилактики, а также для более эффективного лечения болезни и устранения её последствий вы можете использовать лечебную гимнастику для слуховых труб. Основные упражнения представлены в этой статье.

Возможные заболевания уха

Евстахиит – это воспалительный процесс слизистой оболочки, который возникает в слуховой (евстахиевой) трубе. В хронической форме имеется риск развития тугоухости и потери слуха. Заболевание чаще встречается у детей и в большинстве случаев бывает двусторонним из-за близкого расположения органов слуха.

Существует ряд причин развития дисфункции:

  • инфекционные заболевания,
  • аллергическая реакция,
  • хронические воспалительные процессы,
  • патологические изменения в носоглотке, которые нарушают нормальную циркуляцию воздуха (опухоли и новообразования, искривление носовой перегородки и т.д.)

В редких случаях:

  • грибковые инфекции или нарушение ушной микрофлоры,
  • резкие изменения атмосферного давления.

Строение

На ранних стадиях болезнь может протекать бессимптомно, но в большинство случаев евстахиит можно определить по следующим симптомам:

  • ощущение заложенных ушей
  • ощущение наполненности уха жидкостью, переливающейся при поворотах головы
  • шум или треск в ушах
  • головокружение и ощущение тяжести в голове
  • болевые ощущения в ушах
  • снижение остроты слуха
  • аутофония (усиливается восприятие собственного голоса эхом в голове или больном ухе)

ВАЖНО! Сильное долговременное снижение остроты слуха и прочие хронические симптомы дисфункции слуховой трубы могут говорить о необратимых процессах в организме или о развитии онкологических заболеваний и являются поводом к срочному обращению к врачу и прохождению обследования.

Симптомы у ребенка выявить гораздо сложнее, ведь маленькие дети не всегда могут четко объяснить, где у них болит. Наблюдайте за своим ребенком и его жалобами на здоровье. При появлении вышеперечисленных симптомов не затягивайте с визитом к врачу.

Упражнения

Гимнастика для слуховых труб – это лечение специальными упражнениями, улучшающими кровообращение, растяжение спаек и подвижность барабанной перепонки. Более высокую эффективность упражнения приобретают при дополнительном медикаментозном лечении. Их также можно проводить для улучшения работы органов слуха как у взрослых, так и у детей.

ВАЖНО! Данные упражнения противопоказаны при насморке.

Большая часть упражнений, за исключением двух первых, выполняется сидя. Удобно тренироваться перед зеркалом. Гимнастика для слуховых труб проводится ежедневно утром и вечером, начиная с 5-7 раз для каждого упражнения. В течение месяца желательно увеличить этот показатель до 20 раз.

Упражнения для дыхания, проводятся стоя:

  1. Глубокий вдох носом (максимально напрягаем и раздуваем ноздри), округляем живот, затем медленно выдыхаем через рот, втягивая живот.
  2. Глубокий вдох носом (максимально напрягаем и раздуваем ноздри), округляем живот, задерживаем дыхание, делаем наклон вперед, расслабляем и опускаем вниз руки, затем медленно выдыхаем через рот, втягивая живот.

Упражнения челюстью:

  1. С осторожностью выдвигаем нижнюю челюсть вперед (верхняя губа должна быть приподнята, губы находятся в напряжении).
  2. Нижней челюстью делаем движения из стороны в сторону.
  3. Смыкаем и размыкаем челюсти, контролируя руками челюсть у основания.

Улыбаемся:

  1. Вытягиваем максимально далеко вперед губы трубочкой.
  2. Улыбаемся, показывая зубки и напрягая мышцы шеи и губы.
  3. Чередуем первые 2 пункта.
  4. Из стороны в сторону криво улыбаемся.

Улыбка

Упражнения для дыхания, проводим сидя:

  1. Глубокий вдох носом (максимально напрягаем и раздуваем ноздри), округляем живот, затем медленно выдыхаем через нос.
  2. Широко раскрываем рот, как бы зевая. Следом глотательное движение.
  3. Широко раскрываем рот, глубоко вздыхаем, закрываем рот и глотаем.
  4. Широко раскрываем рот и глубоко дышим через рот.
  5. Плотно смыкаем губы и надуваем обе щеки, смыкаем щеки причмокивая.
  6. Надуваем по очереди щеки, втягиваем по очереди щеки. Надуваем щеки, затем втягиваем щеки.
  7. Зажимаем нос и пытаемся выдохнуть через него.

Глотательное упражнение:

  1. Зажимаем нос и делаем глотательные движения. Повторяем упражнение с открытым и закрытым ртом.

Массаж:

  1. Растираем ушную раковину и мочки уха.
  2. Захватываем пальчиками уши над хрящевым выступом (козелок), тянем вниз и возвращаем назад, распрямляя, таким образом, ушной канал.
  3. Складываем ухо в таком положении, чтобы ушной канал был закрыт, медленно надавливаем на него и отпускаем.
  4. Закрываем уши ладошками, медленно нажимаем и медленно отпускаем, создавая давление в ушном канале.

В течение дня:

  1. Надувают шарыЖевать жвачку или мармеладки (их можно давать маленькому ребенку, т.к. есть опасность, что жвачку он может проглотить), сосать леденцы.
  2. Надуть пару шариков.
  3. Стараться пить жидкости через трубочку.

Представленные упражнения, помогут быстрее вам и вашему ребенку справиться с дисфункцией слуховых труб. В совокупности с врачебной помощью, лекарствами и компрессами, лечебная гимнастика восстановит проходимость слухового канала и поможет избежать перехода болезни в хроническую форму. Дыхательные и жевательные упражнения также можно использовать для профилактики возможных ушных заболеваний. Они делаются быстро и легко впишутся даже в очень загруженный день взрослого человека, а детям понравится легкая игровая форма гимнастики.

Источник