Интенсивная терапия пневмонии у детей

Интенсивная терапия пневмонии у детей thumbnail

Лечение пневмонии у детейЗаболеваемость на пневмонию является  преобладающей среди патологии дыхательной системы у детей. Актуальность этой проблемы обусловлена высоким риском развития осложнений, инвалидизации и смертности, поэтому особое место отводится  лечению пневмоний.
Лечение пневмонии у детей должно быть комплексным и предусматривает:

  • Действие на возбудителя заболевания;
  • Устранение воспаления и интоксикации;
  • Улучшение дренажной функции бронхо-легочного аппарата;
  • Нормализацию иммунобиологической реактивности;
  • Специальные методы и средства при осложненных пневмониях.

Антибактериальная терапия.

У новорожденных лечение ребенка всегда проводится в стационаре. Антибиотики вводятся парентерально.

При ранней вентиляционной пневмонии препаратом выбора является ампициллин (100-150 мг/кг/сутки с интервалом 6 часов) в сочетании с аминогликозидами. В случаи предполагаемой резистентности можно использовать защищенный сульбактамом ампициллин. Альтернативные препараты – цефотаксим + аминогликозид.

При поздней вентиляционной пневмонии применяют цефтазидим + аминогликозид или цефоперазон + аминогликозид.

Цефалоспорины III поколения активные относительно грамотрицательной флоры (но не к листерии), поэтому их назначают при энтеробактериальной пневмонии (вместе с аминогликозидами). При микоплазмозе или хламидиозе используют макролиды.

Амбулаторно

У детей до 5-ти лет в амбулаторных  условиях следует использовать амоксациллин в качестве терапии первой линии для ранее здоровых детей  с I и II степенью тяжести внебольничной пневмонии, с наибольшей вероятностью бактериального происхождения.

Кроме этого, амоксациллин следует использовать в качестве терапии первой линии для ранее здоровых детей школьного возраста и у подростков с I и II степенью тяжести пневмонии, достоверно этиологически связанной с  S.pneumoniae.

У детей в возрасте до 5-ти лет рекомендуется использовать высокие дозы амоксациллина (90 мг/кг/сутки) на протяжении  7-10 дней при внебольничной пневмонии вероятно бактериального происхождения. Эта процедура будет охватывать S.pneumoniae, наиболее распространенного возбудителя у детей этой вековой группы.

Поскольку М. pneumoniae или С. Pneumoniae менее распространенная причина внебольничной пневмонии у детей в возрасте до 5-ти лет, макролиды не являются препаратами первой линии. Макролиды могут быть добавлены к амоксациллину через 24-48 часов, когда подозревается пневмония вызванная М. pneumoniae или С. Pneumoniae. Это позволяет избежать чрезмерного использования макролидов в этой вековой группе и одновременно адекватно защитить маленького ребенка от пневмонии, вызванной стойким штампом С. Pneumoniae.

Детям с предполагаемой бактериальной внебольничной пневмонией, которые не имеют клинических, лабораторных и рентгенологических доказательств того,  что отличает бактериальную внебольничную пневмонию от атипичной, макролиды могут быть доданы до β-лактамных антибиотиков для эмпирической терапии.

При внебольничной пневмонии назначая эмпирическую терапию необходимо учитывать, что макролиды необходимо применять при заболевании хламидийной и микоплазменной этиологии, при неосложненной пневмонии I и II степени, неэффективности β-лактамных антибиотиков и их непереносимости.

Детям  в возрасте 5 лет и более, больным на внебольничную пневмонию можно использовать макролиды, которые могут охватывать М. pneumoniae или С. Pneumoniae, наиболее распространенных этиологических факторов заболевания среди детей этой вековой группы. Длительность лечения составляет от 7 до 10 дней, хотя может быть назначен пятидневный курс азитромицина. Необходимо отметить, что эффективность азитромицина при пневмонии за данными одного с первых проведенных мета-анализов становила 94%. На этом основании авторы сделали вывод, что азитромицин является более эффективным средством при лечении острой пневмонии у детей, чем другие сопоставимые препараты (90,2% эффективности). При этом азитромицин может быть антибиотиком первой линии при лечении острой пневмонии у детей, поскольку риск его недостаточной эффективности составляет 1 больной с 50, которым назначается препарат.

Согласно рекомендациям Британского торакального сообщества в лечении внебольничной пневмонии у детей  в качестве альтернативы амоксациллину было предложено использовать амоксиклав, цефалоспорины (цефподоксим, цефиксим, цефаклор и др.) и макролиды (эритромицин, азитромицин, кларитромицин).

В стационаре

В соматическом отделении назначается Цефтриаксон (50-100 мг/кг/сутки 1-2 приема) или Цефтриаксон/сульбактам (50-70 мг/кг/сутки 1-2 приема), или Цефотаксим  (150 мг/кг/сутки в 3 приема). Дополнительно Ванкомицин или клиндамицин при подозрении на MRSA.

В отделении интенсивной терапии Цефтриаксон (50-100 мг/кг/сутки 1-2 приема в/в) или Цефтриаксон/сульбактам (50-70 мг/кг/сутки 1-2 приема в/в).
Дополнительно ванкомицин (40-50 мг/кг/сутки в 3-4 приема в/в) или Клиндамицин (по 40 мг/кг/сутки в 3-4 приема в/в) при подозрении на MRSA.
Альтернатива: Левофлоксацин (по 16-20 мг/кг/сутки в 2 приема детям от 6 мес до 5-ти лет и 8-10 мг/кг/сутки однократно детям  5-16 лет в/в, максимальная суточная доза 750 мг).

При атипичной пневмонии – Азитромицин (в дополнение  к β-лактамным антибиотикам, если диагноз атипичной пневмонии вызывает сомнения). Альтернатива: кларитромицин или эритромицин, доксициклин для детей старше 7 лет; левофлоксацин для детей достигших половой зрелости или при непереносимости  макролидов.

Ступенчатая антибактериальная терапия.

Внебольничная пневмония у детей, особенно в случаях госпитализации, предвидит на первом этапе назначение антибактериальных препаратов парентерально, а после достижения клинического эффекта, переход на введение того же антибактериального препарата перорально. Как правило, возможность перевода на пероральное использование антибиотика возникает через 2-4 дня от начала лечения.

Основные требования перевода на пероральное введение антибиотика:

  • Наличие антибиотика в оральной и парентеральной формах;
  • Эффект от парентерального введения антибиотика;
  • Стабильное состояние больного;
  • Возможность приема препарата вовнутрь;
  • Отсутствие патологии со стороны кишечника;
  • Высокая биодоступность антибиотика, что принимается вовнутрь.

Основные критерии перехода на пероральное введение антибиотика:

  • Нормальная температура тела во время двух последовательных измерений с интервалом 8 часов;
  • Уменьшение выраженности одышки;
  • Ненарушенное сознание;
  • Положительная динамика других симптомов заболевания;
  • Отсутствие нарушений всасывания в желудочно-кишечном тракте;
  • Согласие пациента на пероральный прием препаратов.

Патогенетическая терапия.

  • Оксигенотерапия.
    Внебольничная пневмония может сопровождаться возникновением гипоксемии и дыхательной недостаточности.
    Необходимо помнить, что у детей с гипоксией цианоз может не проявляться. Только возбуждение ребенка может служить признаком гипоксии.
    Пациентам, больным на пневмонию с насыщением кислорода менее 92% при дыхании воздухом, необходимо дополнительно вводить кислород через носовые канюли, чтобы поддерживать насыщение кислородом более  92%. При этом поток кислорода должен составлять 2 л/мин. Его концентрация зависит от метода ингаляции: при использовании носовых канюль 30-35%, носового катетера 35-40%, назофаренгиального катетера – 45-60%.
    Введение назогастрального зонда может привести к нарушению дыхания и поэтому его следует избегать у тяжелобольных детей особенно у детей с небольшими носовыми ходами. Если его использование нельзя избежать, наименьшая трубка должна быть введена в наименьшую ноздрю.
    Лицевую маску или кислородную палатку можно использовать только при насыщении крови кислородом более 92%. При этом поток кислорода составляет соответственно 3-10 и 5-15 л/мин, а концентрация кислорода соответственно 30-40%.
  • Противовоспалительная терапия.
    Воспаление слизистой оболочки дыхательных путей приводит к нарушению мукоцилиарного клиренса и функции внешнего дыхания. При этом повреждение эпителия бронхов сопровождается стимуляцией парасимпатических нервных окончаний  и гистаминовых Н1-рецепторов с развитием гиперсекреции за счет повышения концентрации ионов натрия и хлора, а также увеличение межклеточной жидкости.
    Длительное воспаление может привести к глубокому повреждению эпителия респираторного тракта, создавая этим условия для активации аутофлоры и вторичной колонизации бактерий с развитием осложнений. Поэтому нужно проводить патогенетическую терапию, которая будет направленна на уменьшение проявлений воспаления дыхательных путей, восстановления мукоцилиарного клиренса и улучшения функции внешнего дыхания. В связи с этим является актуальным использование целенаправленной противовоспалительной терапии в лечении острых респираторных инфекций у детей.
    В последнее время в лечении воспалительных заболеваний бронхолегочной системы ведущее место занимает – фенспирида гидрохлорид (Эреспал, Инспирон, Брохомакс).
    Действие этого препарата направленно почти на все патогенетические механизмы развития и прогрессирования воспалительной реакции в дыхательных путях. По своему химическому строению он не является стероидным препаратом или «классическим» нестероидным противовоспалительными препаратом.
    Фенспирид является антагонистом гистаминовых Н1-рецепторов и α-1-адренорецепторов. Препарат блокирует  Н1-гистаминовые рецепторы, уменьшая этим биологическое действие гистамина – спазм гладкой мускулатуры бронхов, отек слизистой оболочки, катаболизм арахидоновой кислоты. Также он блокирует α-1-адренорецепторы, что приводит к бронходилятации. Блокада   α-1-адренорецепторов сопровождается угнетением активности секреторных клеток бронхиального дерева со снижением количества бронхиального секрета. Также доказано, что фенспирид снижает образование провоспалительных цитокинов и снижает образование перекиси водорода.
    Таким образом фенспирид уменьшает степень проявления клинических симптомов: уменьшает отек слизистой оболочки бронхов, снижает гиперсекрецию слизи, улучшает мукоцилиарный транспорт, уменьшает гиперреактивность бронхов и степень обструкции дыхательных путей, делает кашель более эффективным.
  • Регидратационная терапия.
    Значительных потерь жидкости при пневмонии нет (кроме потерь на перспирацию), поэтому предпочитается оральная регидратация. Объём жидкости в сутки для детей до года с учетом грудного молока или молочных смесей составляет 140-150 мл/кг массы.
    Пациентам с интоксикацией  или тяжелой пневмонией может потребоваться внутривенное введение жидкости. По показаниям проводится  внутривенное введение глюкозо-солевых растворов под контролем диуреза, гематокрита и электролитов крови. Очень важно не перегружать больного введением жидкости. 
  • Симптоматическая терапия.
    — Муколитические препараты. Частым симптомом при пневмонии, который ухудшает жизнь пациентов и может быть причиной значительных осложнений, есть кашель. Клиническая эффективность противокашлевых средств определяется механизмом их специфического действия. Рациональный выбор средств, для лечения кашля с учетом причин возникновения кашля, его характера и особенностей течения воспалительного процесса в органах дыхания разрешает ликвидировать кашель или эффективно им управлять.
    Из всех многочисленных препаратов, которые используются для лечения кашля, следует выделить препараты из лекарственного плюща.
    Изучение этих препаратов позволило определить их муколитическую активность, аналогично синтетическому препарату амброксол. Также они угнетают синтез медиаторов воспаления и вызывают антиэкссудативное, ангиопротекторное и противовоспалительное действие.
    — Жаропонижающие препараты.
    Лихорадку при многих инфекционных заболеваниях, в частности при пневмонии, следует рассматривать как фактор, стимулирующий защитные силы организма. Много бактерий и вирусов быстрее гибнут при повышенной температуре. На ее фоне организм отвечает полноценным иммунным ответом — продукцией γ-интерферона, интерлейкина -2 и фактора некроза опухоли, стимулируется продукция IgG антител и клеток памяти.
    Жаропонижающие средства систематично не назначаются, поскольку это может затруднить оценку эффективности антибактериальной терапии. Наступление эффекта от антибактериальной терапии снимает вопрос о применении  антипиретиков. Исключением являются только дети, которые имеют преморбидные состояния;
    — Физиотерапия.
    На основании многочисленных исследований эксперты Британского торакального общества сделали вывод, что физиотерапия при пневмонии не имеет значительной доказательной базы и не должна рутинно проводится  у детей.

Ребенок может быть выписан из стационара сразу же после достижения клинического эффекта для того, чтобы избежать реинфекции и перекрёстной инфекции. Сохранение СОЭ, хрипов в легких или остаточных рентгенологических изменений не является противопоказанием для выписывания.

Литература: В.Г. Майданник Є.О. Ємчинська. «Клінічні настанови з діагностики та лікування поза лікарняної пневмонії у дітей». Київ – 2013.

Источник

Пневмония у детей

Пневмония у детей – острый инфекционный процесс в легочной паренхиме с вовлечением в воспаление всех структурно-функциональных единиц респираторного отдела легких. Пневмония у детей протекает с признаками интоксикации, кашлем, дыхательной недостаточностью. Диагноз пневмонии у детей ставится на основе характерной аускультативной, клинико-лабораторной и рентгенологической картины. Лечение пневмонии у детей требует назначения антибиотикотерапии, бронхолитиков, жаропонижающих, отхаркивающих, антигистаминных средств; в стадии разрешения – физиотерапии, ЛФК, массажа.

Общие сведения

Пневмония у детей — острое инфекционное поражения легких, сопровождающееся наличием инфильтративных изменений на рентгенограммах и симптомов поражения нижних дыхательных путей. Распространенность пневмонии составляет 5-20 случаев на 1000 детей раннего возраста и 5–6 случаев на 1000 детей в возрасте старше 3 лет. Заболеваемость пневмонией среди детей ежегодно повышается в период сезонной эпидемии гриппа. Среди различных поражений респираторного тракта у детей доля пневмонии составляет 1-1,5%. Несмотря на достижения диагностики и фармакотерапии, показатели заболеваемости, осложнений и смертности от пневмонии среди детей остаются стабильно высокими. Все это делает изучение пневмонии у детей актуальным вопросом педиатрии и детской пульмонологии.

Пневмония у детей

Пневмония у детей

Причины

Этиология пневмонии у детей зависит от возраста и условий инфицирования ребенка. Пневмонии новорожденных обычно связаны с внутриутробным или внутрибольничным инфицированием. Врожденные пневмонии у детей часто вызываются вирусом простого герпеса типов 1 и 2 типов, ветряной оспы, цитомегаловирусом, хламидией. Среди внутригоспитальных патогенов ведущая роль принадлежит стрептококкам группы В, золотистому стафилококку, кишечной палочке, клебсиелле. У недоношенных и доношенных новорожденных велика этиологическая роль вирусов – гриппа, РСВ, парагриппа, кори и др.

У детей первого года жизни преобладающим возбудителем внебольничной пневмонии выступает пневмококк (до 70-80% случаев), реже — гемофильная палочка, моракселла и др. Традиционными патогенами для детей дошкольного возраста служат гемофильная палочка, кишечная палочка, протей, клебсиелла, энтеробактер, синегнойная палочка, золотистый стафилококк. У детей школьного возраста, наряду с типичным воспалением легких, возрастает число атипичных пневмоний, вызванных микоплазменной и хламидийной инфекцией. Факторами, предрасполагающими к развитию пневмонии у детей, служат недоношенность, гипотрофия, иммунодефицит, стресс, охлаждение, хронические очаги инфекции (кариес зубов, гайморит, тонзиллит).

В легкие инфекция проникает преимущественно аэрогенным путем. Внутриутробная инфекция в сочетании с аспирацией околоплодных вод приводят к возникновению внутриутробной пневмонии. Развитие аспирационной пневмонии у детей раннего возраста может происходить вследствие микроаспирации секрета носоглотки, привычной аспирации пищи при срыгиваниях, гастроэзофагеальном рефлюксе, рвоте, дисфагии. Возможно гематогенное распространение патогенов из внелегочных очагов инфекции. Инфицирование госпитальной флорой нередко происходит при проведении ребенку трахеальной аспирации и бронхоальвеолярного лаважа, ингаляции, бронхоскопии, ИВЛ.

«Проводником» бактериальной инфекции обычно выступают вирусы, поражающие слизистую респираторного тракта, нарушающие барьерную функцию эпителия и мукоцилиарный клиренс, увеличивающие продукцию слизи, снижающие местную иммунологическую защиту и облегчающие проникновение возбудителей в терминальные бронхиолы. Там происходит интенсивное размножение микроорганизмов и развитие воспаления, в которое вовлекаются прилегающие участки легочной паренхимы. При кашле инфицированная мокрота забрасывается в крупные бронхи, откуда попадает в другие респираторные бронхиолы, обусловливая образование новых воспалительных очагов.

Организации очага воспаления способствует бронхиальная обструкция и формирование участков гиповентиляции легочной ткани. Вследствие нарушения микроциркуляции, воспалительной инфильтрации и интерстициального отека нарушается перфузия газов, развивается гипоксемия, респираторный ацидоз и гиперкапния, что клинически выражается признаками дыхательной недостаточности.

Классификация

В используемой в клинической практике классификации учитываются условия инфицирования, рентгеноморфологические признаки различных форм пневмонии у детей, тяжесть, длительность, этиология заболевания и т. д.

По условиям, в которых произошло инфицирование ребенка, выделяют внебольничные (домашние), внутрибольничные (госпитальные) и врожденные (внутриутробные) пневмонии у детей. Внебольничная пневмония развивается в домашних условиях, вне лечебного учреждения, главным образом, как осложнение ОРВИ. Внутрибольничной считается пневмония, возникшая спустя 72 часа после госпитализации ребенка и в течение 72 часов после его выписки. Госпитальные пневмонии у детей имеют наиболее тяжелые течение и исход, поскольку у внутрибольничной флоры нередко развивается резистентность к большинству антибиотиков. Отдельную группу составляют врожденные пневмонии, развивающиеся у детей с иммунодефицитом в первые 72 часа после рождения и неонатальные пневмонии у детей первого месяца жизни.

С учетом рентгеноморфологических признаков пневмония у детей может быть:

  • Очаговой (очагово-сливной) – с очагами инфильтрации диаметром 0,5-1 см, расположенными в одном либо нескольких сегментах легкого, иногда – билатерально. Воспаление легочной ткани носит катаральный характер с образованием в просвете альвеол серозного экссудата. При очагово-сливной форме происходит слияние отдельных участков инфильтрации с образованием большого очага, нередко занимающего целую долю.
  • Сегментарной – с вовлечением в воспаление целого сегмента легкого и его ателектазом. Сегментарное поражение часто протекает в виде затяжной пневмонии у детей с исходом в легочный фиброз или деформирующий бронхит.
  • Крупозной – с гиперергическим воспалением, проходящим стадии прилива, красного опеченения, серого опеченения и разрешения. Воспалительный процесс имеет лобарную или сублобарную локализацию с вовлечением плевры (плевропневмония).
  • Интерстициальной – с инфильтрацией и пролиферацией интерстициальной (соединительной) ткани легких очагового или диффузного характера. Интерстициальная пневмония у детей обычно вызывается пневмоцистами, вирусами, грибами.

По тяжести течения различают неосложненные и осложненные формы пневмонии у детей. В последнем случае возможно развитие дыхательной недостаточности, отека легких, плеврита, деструкции легочной паренхимы (абсцесса, гангрены легкого), экстрапульмональных септических очагов, сердечно-сосудистых нарушений и т. д.

Течение пневмонии у детей может быть острым или затяжным. Острая пневмония разрешается в сроки 4-6 недель; при затяжной пневмонии клинико-рентгенологические признаки воспаления сохраняются более 1,5 месяцев. По этиологии выделяются вирусную, бактериальную, грибковую, паразитарную, микоплазменную, хламидийную, смешанную формы пневмонии у детей.

Симптомы пневмонии у детей

Клиника очаговой пневмонии у детей обычно развивается на 5-7-й день ОРВИ. Общеинфекционная симптоматика характеризуется фебрильной температурой тела (>38°С), признаками интоксикации (вялостью, нарушением сна, бледностью кожных покровов, расстройством аппетита; у грудных детей — срыгиваниями и рвотой). Респираторные симптомы пневмонии у ребенка включают кашель (влажный или сухой), одышку, периоральный цианоз; иногда — участие в дыхании вспомогательной мускулатуры, втяжение межреберий. Течение очагово-сливной пневмония у детей всегда более тяжелое; нередко с дыхательной недостаточностью, токсическим синдромом, развитием плеврита или деструкции легочной ткани.

Сегментарные пневмонии у детей протекают с лихорадкой, интоксикацией и дыхательной недостаточностью различной степени выраженности. Процесс восстановления может затягиваться до 2-3 месяцев. В дальнейшем на месте воспаления может формироваться сегментарный фиброателектаз или бронхоэктазы.

Клиника крупозной пневмонии у детей отличается бурным началом, высокой лихорадкой с ознобами, болью при кашле и дыхании в грудной клетке, откашливанием «ржавой» мокроты, выраженной дыхательной недостаточностью. Нередко при пневмонии у детей развивается абдоминальный синдром с рвотой, болями в животе с симптомами раздражения брюшины.

Интерстициальная пневмония у детей характеризуется преобладанием симптомов нарастающей дыхательной недостаточности: одышки, цианоза, мучительного кашля со скудной мокротой, ослабления дыхания; нередко — признаками правожелудочковой сердечной недостаточности.

В числе осложнений пневмонии, встречающихся у детей, — инфекционно-токсический шок, абсцессы легочной ткани, плеврит, эмпиема плевры, пневмоторакс, сердечно-сосудистая недостаточность, респираторный дистресс-синдром, полиорганная недостаточность, ДВС-синдром.

Диагностика

Основу клинической диагностики пневмонии у детей составляет общая симптоматика, аускультативные изменения в легких и рентгенологические данные. При физикальном обследовании ребенка определяется укорочение перкуторного звука, ослабление дыхания, мелкопузырчатые или крепитирующие хрипы. «Золотым стандартом» выявления пневмонии у детей остается рентгенография легких, позволяющая обнаружить инфильтративные или интерстициальные воспалительные изменения.

Этиологическая диагностика включает вирусологические и бактериологические исследования слизи из носа и зева, бакпосев мокроты; ИФА и ПЦР-методы выявления внутриклеточных возбудителей.

Гемограмма отражает изменения воспалительного характера (нейтрофильный лейкоцитоз, увеличение СОЭ). Детям с тяжелой пневмонией необходимо проводить исследование биохимических показателей крови (печеночных ферментов, электролитов, креатинина и мочевины, КОС), пульсоксиметрию.

Пневмонию у детей необходимо отличать от ОРВИ, острого бронхита, бронхиолита, туберкулеза, муковисцидоза. В типичных случаях диагностика пневмонии у детей проводится участковым педиатром; в сомнительных ситуациях ребенку требуется консультация детского пульмонолога или фтизиатра, проведение КТ легких, фибробронхоскопии и др.

Лечение пневмонии у детей

Основаниями для госпитализации ребенка, заболевшего пневмонией, являются: возраст до 3-х лет, вовлечение в воспаление двух и более долей легких, тяжелая дыхательная недостаточность, плеврит, тяжелые энцефалопатии, гипотрофия, врожденные пороки сердца и сосудов, хроническая патология легких (бронхиальная астма, бронхолегочная дисплазия и др.), почек (гломерулонефрит, пиелонефрит), состояния иммунодефицита. В лихорадочном периоде ребенку показан постельный режим, рациональное питание и питьевая нагрузка.

Основным методом лечения пневмонии у детей является эмпирическая, а затем этиотропная антибактериальная терапия, для которой могут использоваться бета-лактамы (амоксициллин+клавулановая кислота и др.), цефалоспорины (цефуроксим, цефамандол), макролиды (мидекамицин, азитромицин, кларитромицин), фторхинолоны (ципрофлоксацин, офлоксацин), имипенемы (имипенем) и др. При неэффективности терапии в течение 36-48 часов стартовый антибиотик заменяют на препарат из другой группы.

Симптоматическая и патогенетическая терапия пневмонии у детей включает назначение препаратов жаропонижающего, муколитического, бронхолитического, антигистаминного действия. После стихания лихорадки показано физиолечение: СВЧ, индуктотермия, электрофорез, ингаляции, массаж грудной клетки, перкуторный массаж, ЛФК.

Прогноз и профилактика

При своевременном распознавании и лечении исход пневмонии у детей благоприятный. Неблагоприятный прогноз имеют пневмонии, вызванные высоковирулентной флорой, осложненные гнойно-деструктивными процессами; протекающие на фоне тяжелых соматических заболеваний, иммунодефицитных состояний. Затяжное течение пневмонии у детей раннего возраста чревато формированием хронических бронхолегочных заболеваний.

Профилактика пневмонии у детей заключается в организации хорошего ухода за ребенком, его закаливании, предупреждении ОРВИ, лечении ЛОР-патологии, вакцинации против гриппа, пневмококковой инфекции, гемофильной инфекции. Все дети, переболевшие пневмонией, подлежат диспансерному учету у педиатра в течение 1 года с проведением контрольной рентгенографии грудной клетки, ОАК, осмотра ребенка детским пульмонологом, детским аллергологом-иммунологом и детским отоларингологом.

Источник