Исследовательская работа на тему ожоги

Исследовательская работа на тему ожоги thumbnail

Сарангова Лаура, 8 класс,

МБОУ «Калмыцкая этнокультурная гимназия имени Зая Пандита» .

Исследовательская работа: « Лечение ожогов растениями Калмыкии »

Я не степью хожу — я хожу по аптеке,

Разбираясь в её травяной картотеке.

Беспредельная степь, бесконечная степь.

Ты природой написанный странный рецепт.

С.Кирсанов

Страшным бедствием были и остаются всегда пожары. Наиболее опасны среди них бытовые пожары, которые зачастую приводят к человеческим жертвам. Во время пожара человек может получить термические ожоги, вызванные контактом с пламенем, раскаленными предметами или жидкостями, что горят. Огонь способен поразить открытые участки тела, особенно лицо и руки. Наиболее опасные ожоги появляются от горящей одежды, которую сложно потушить или сбросить. При этом происходит повреждение кожного покрова из-за воздействия высокой температуры. Если вся первая доврачебная медицинская помощь при ожоге будет оказана грамотно – восстановление кожного покрова не займет много времени и сил. Если же что-то будет нарушено или сделано неправильно – могут возникнуть осложнения, с которыми потом будет достаточно трудно справиться.

Лечение лекарственными и пищевыми растениями – фитотерапия – составляет часть древней и современной медицины. Она требует бережного отношения к целебным растениям. Наши предки всегда жили в ладу с природой. Природа была для них Матерью, которая кормила, одевала, лечила. От многих болезней умели они лечиться травами, бережно собирая их и храня. Лекарственные растения в народе называют по — разному: травы жизни, растения-целители, зеленые друзья человека. «Если посмотреть вокруг глазами врача, ищущего лекарственные растения, то можно сказать, что мы живем в мире лекарств» — гласит одна из заповедей буддийской медицины.

С каждым годом улучшается медицинское обслуживание населения нашей страны. Наряду с развитием медицинских учреждений и аптечной сети много внимания уделяется дальнейшему росту медицинской промышленности, призванной обеспечить население в достаточном количестве современными эффективными средствами лечения и профилактики — лекарственными формами. Дикорастущие лекарственные растения являются исходным материалом для ряда лекарственных препаратов, а во многих случаях используются и без специальной переработки. Неисчерпаемая кладовая природного лекарственного сырья – растения. На протяжении всей истории человечества растения используются людьми с лечебной целью, многие из них прочно занимают почетное место в научной медицине как единственные в своем роде лечебные средства. Для лечения термических ожогов лучше применять натуральные растительные средства, потому что, химические препараты могут иметь побочные эффекты. Иногда в нашей жизни бывают такие ситуации, когда под рукой кроме целебных трав ничего нет (на природе, в походе; внезапно закончились лекарства; нет средств для их приобретения, человек живет в дали от цивилизации). И поэтому каждому человеку необходимо и полезно знать способы и средства первой медпомощи при термических ожогах и применениии при этом лекарственных трав, научиться их применять. Сейчас интерес к траволечению во всем мире возрастает. Поэтому,роль и значение лекарственных растений в природе и жизни человека приобретает актуальность.

Разработка темы проекта «Лечение ожогов растениями Калмыкии» актуальна еще и для того, чтобы не произошла утрата проверенных временем народных способов лечения с использованием натуральных природных средств. В процессе работы над темой происходит приобщение к традициям калмыцкого народа, бережное отношение к природе, связь поколений.

Новизна данного проекта заключается в том, что через профилактическую работу можно раскрыть сущность и значение лекарственных растений в жизни человека при лечении термических ожогов.

Объектом исследования выступают лекарственные растения Республики Калмыкия .

Предметом исследования является изучение роли и значения лекарственных растений при лечении термических ожогов.

Таким образом, сформулируем цель и задачи учебно-исследовательской работы:

Цель учебно-исследовательской работы:

— выявить значение и роль лекарственных растений при лечении термических ожогов;

Задачи учебно-исследовательской работы:

1.​ изучить литературу по исследуемой проблеме.

2.​ провести анкету, позволяющую выявить знания сверстников по данной проблеме.

3.​ выявить роль и значение лекарственных растений при лечении термических ожогов;

4.​ определить практическую значимость проведенного исследования.

Гипотезы, выдвигаемые в начале исследования:

1)​ при лечении термических ожогов достаточно использовать только лекарственные растения, не прибегая к химическим препаратам, чтобы исключить побочные эффекты;

В ходе выполнения исследовательской работы используются следующие методы научного познания:

— анализ содержания литературных источников и Интернет-ресурсов;

— опрос;

— анкетирование;

— определение практической значимости проведенного исследования.

Методы исследования:

​ изучение литературы;

​ социологический опрос;

​ метод сбора и анализа данных;

​ метод сопоставления и анализа качественных и количественных показателей;

​ метод сравнения, анализа, обобщения.

Основная часть работы состоит из 3-х частей:

I.Изучение интернет — ресурсов и дополнительной литературы: «Могут ли растения лечить термические ожоги в домашних условиях»;

II. Изучение дополнительной литературы: «Могут ли растения лечить термические ожоги в домашних условиях»;

III. Социологический опрос и анкетирование учащихся класса: «Могут ли растения лечить термические ожоги?»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

I этап

Класс разбивается на три группы.

1.Задание 1 группе: «Изучить интернет — ресурсы: «Лечение ожогов в домашних условиях лекарственными растениями», сделать вывод;

2. Задание 2 группе: «Изучить дополнительную литературу: «Лечение ожогов в домашних условиях лекарственными растениями», сделать вывод;

3. Задание 3 группе: «Провести социологический опрос и анкетирование учащихся своего класса»

Анкета для социологического опроса

1. Был ли у Вас когда-нибудь ожог? Если да, как проходило лечение? Спасибо.

2. Могут ли растения лечить ожоги? Спасибо

Да Нет

3Какие лекарственные растения для лечения ожогов Вы знаете? Спасибо.___________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Что используют в Вашей семье для лечения ожогов лекарственные растения или лекарственные препараты? Спасибо.

Лекарственные растения Лекарственные препараты

___________________________ ___________________________

Обработать анкету и сделать вывод

II этап Каждая группа делает отчет о проделанной работе.

Заключение

ВЫВОД (предположительно):

В начале исследования была определена гипотеза о том, что для лечения термических ожогов достаточно использовать только лекарственные растения, не прибегая к химическим препаратам, чтобы исключить побочные эффекты. После проведения исследования выяснилось, что гипотеза подтвердилась частично, так как лечить ожоги лекарственными растениями в домашних условиях можно только при небольшом термическом поражении площади кожи. При получении сильных ожогов необходимо обратиться к квалифицированному специалисту.

Проведение социологического опроса показало, что жители учащиеся класса недостаточно хорошо знают лекарственные растения, помогающие при термических ожогах и их способы применения.

Значение лекарственных растений для здоровья современного человека трудно переоценить: минимум побочных действий, максимум полезных свойств, многочисленные защитные и лечебные механизмы. Лекарственные растения можно вырастить в саду и огороде, собрать в степи, в лесу, в поле, около реки. Необходимо только хорошо знать эти растения, помнить о противопоказаниях, уметь правильно заготовить и сохранить сырье, приготовить из него целебное снадобье, помнить правила сбора растений. Перед употреблением настоек, мазей и отваров, любых лекарств (даже из лекарственных растений) необходимо проконсультироваться с врачами или хотя бы уведомить родителей.

Читайте также:  Можно ли применять синтомициновую мазь при ожогах

Практическая значимость данной работы предполагает возможность применения результатов исследования :

-при проведении мероприятий по пожарной безопасности (конкурсы, викторины и пр.);

— работы отряда ДЮП и различных кружков, уроков ОБЖ ( например, при изучении темы «Оказание первой медицинской помощи при термических ожогах»);

— при воспитании экологического и патриотического воспитания;

— выступление на школьной научно-практической конференции.

— при ликвидации пробелов знаний о пользе лекарственных растений, необходимых при лечении термических ожогов.

В результате исследования изготовила буклет о травах нашей местности  «Трав лекарственных запас помогает в трудный час!», в котором рассказывается о некоторых лекарственных травах, помогающих при лечении термических ожогов, их использовании.

Буклет «Трав лекарственных запас помогает в трудный час!»

Лапчатка прямостоячая (калган) (корневище). Ожоговую поверхность обмывают отваром из корневищ и смазывают мазью. Приготовление отвара: 1 столовую ложку измельченных корневищ заливают 1 стаканом воды, кипятят на медленном огне 15 мин, настаивают 2 ч, процеживают. Приготовление мази: 1 столовую ложку измельченных корневищ кипятят 5 мин в 1 стакане сливочного несоленого масла, процеживают в теплом виде. Употребляют для смазывания ожоговой поверхности после обработки отваром из корневищ.

Исследовательская работа на тему ожоги

Обычный картофельтакже поможет вылечить небольшой ожог. Для этого картофелину средней величины необходимо натереть для получения кашицы, которую и прикладывают к пострадавшему месту. Как только компресс перестанет быть прохладным и нагреется, его следует заменить на свежий.

Исследовательская работа на тему ожоги

Масло зверобоя продырявленного постепенно подсушивает место повреждения ожогом и способствует быстрому восстановлению тканей. Это лекарственное средство считается одним из лучших. Для приготовления масла зверобоя измельчить 100г свежей травы или взять 50г сухого измельчённого сырья. Залить 500мл нерафинированного растительного масла и кипятить на слабом огне 30 минут. Охладить, процедить.

«Трав лекарственных запас помогает в трудный час!»

Исследовательская работа на тему ожоги

Фитотерапия — это одна из самых древних медицинских наук. В переводе с «греческого» она означает «лечение травами»

Лен посевной также используют при ожогах. Из отвара семян льна делают компрессы. Лен входит в основу также и препаратов линетол и линол, показанных для местного лечения. Исследовательская работа на тему ожоги

Календула. Если ею обработать обожженное место, то вскоре отступит боль, а также удастся избежать возможного заражения

Плющ применяется с хорошим эффектом при ожогах. Участки ожога обливают 2 раза в день настоем из 1/2 чайной ложки измельченных листьев плюща в стакане воды в течение 8 часов

При лечении ожогов применяют кашицу из репчатого лука и его сок. Для этого соком смачивают мягкую ткань, а кашицу заворачивают в марлю и прикладывают к обожженной поверхности. Менять повязки через 30-60 минут.

Листья подорожникабольшого слегка потолочь в ступке до появления сока и положить на больное место.

Исследовательская работа на тему ожоги

Тыква обыкновеннаятакже используется для лечения ожогов. Для этого мякоть тыквы натирают на мелкой тёрке, заворачивают в марлю и прикладывают к ожогу. Либо обкладывают ожог тонко нарезанной тыквенной мякотью. Можно прикладывать к ожогу компрессы сока тыквы или мякоть пареной тыквы.

Литература

1.​ Анощенко Ю.Д., Смирнов СВ. Ожоги у детей и взрослых — размеры распространения, особенности формирования.//Межрегиональная научно-практическая конференция Краснодарского ожогового центра.- Красно-дар.,1993.-С.6-7.

2.​ Средства от ожогов. Крылов К. М. СПб.: БХВ-Петербург, 2005

3.​ Лекарственные средства. М.Д.Машковский. Москва, «Новая Волна», 2002

4.​ Авторы: Г.Е. Самойленко Донецкий государственный медицинский университет, кафедра комбустиологии, пластиче-ской хирургии и урологии ФПО (зав. — д.м.н., проф. Э.Я. Фисталь), «Ожоги детей», Журнал «Здоровье ребенка» 1 (1), 2006г.

5.​ Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: Кн. для учителя. — 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1991.- 207 с.: ил.

6.​ Синадский Ю. В., Синадская В. А. Целебные травы – М.: Педагогика, 1991.- 176 с.: ил.

7.​ Соколов Н. Н., Бахтин А. А., Бабич Н. А. Прописано самой природой. – Архан-гельск ГУП «Сев.- Зап. кн. изд-во», 1998. – 152 с.; ил.

8.​ И.Куреннов, Энциклопедия лекарственных растений, М.: Мартин, 2012 г.

9.​  С.Я.Соколов, И.П.Замотаев, Справочник по лекарственным растениям (фитотерапия), М.: VITA , 1993 г.

10.​ Н.И.Гринкевича, Легенды и быль о лекарственных растениях, Наука, 1988 г.

Интернет — источники

1.​ Domino, F. (n.d.). In The 5-minute clinical consult standard 2015 (23rd ed.).

2.​ https://hospitals.unm.edu/burn/classification.shtml

3.​ https://www.mayoclinic.org/diseases-conditions/burns/basics/symptoms/con-20035028

4.​ https://www.mayoclinic.com/health/first-aid-burns/FA00022

5.​ https://fb.ru/article/164499/effektivnoe-sredstvo-ot-ojogov-v-domashnih-usloviyah

Источник

Ïîíÿòèå îæîãà, õàðàêòåðèñòèêà ïîâðåæäåíèé òêàíåé îðãàíèçìà, âûçâàííûõ äåéñòâèåì âûñîêîé òåìïåðàòóðû èëè äåéñòâèåì íåêîòîðûõ õèìè÷åñêèõ âåùåñòâ. Îêàçàíèå ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè ïîñòðàäàâøåìó îò õèìè÷åñêèõ, ýëåêòðè÷åñêèõ, òåðìè÷åñêèõ è ñîëíå÷íûõ îæîãîâ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

4Ôåäåðàëüíîå ãîñóäàðñòâåííîå êàçåííîå

îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå âûñøåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ «Ñàíêò-Ïåòåðáóðãñêèé óíèâåðñèòåò ÌÂÄ Ðîññèè»

Êàôåäðà ñóäåáíî-ýêñïåðòíîé äåÿòåëüíîñòè

Ôàêóëüòåò ïîäãîòîâêè ñëåäñòâåííûõ ðàáîòíèêîâ

Ðåôåðàò

Ïî äèñöèïëèíå «Ïåðâàÿ ïîìîùü»

Òåìà: Îæîã. Âèäû, ïåðâàÿïîìîùü è ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ïðè îæîãàõ.

Âûïîëíèë:

Ñíèñàðü Âÿ÷åñëàâ Àíäðååâè÷

Ïðîâåðèë:

Ãàëüöåâ Þðèé Âèêòîðîâè÷

Ñàíêò-Ïåòåðáóðã 2015ã.

Ñîäåðæàíèå

  • Ââåäåíèå
  • 1. Òåðìè÷åñêèå îæîãè è ïåðâàÿ ïîìîùü
  • 2. Ýëåêòðè÷åñêèå îæîãè è ïåðâàÿ ïîìîùü
  • 3. Ñîëíå÷íûå îæîãè è ïåðâàÿ ïîìîùü
  • 4. Õèìè÷åñêèå îæîãè è ïåðâàÿ ïîìîùü
  • 5. Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ïðè îæîãàõ
  • 6. Ïðîôèëàêòèêà è ëå÷åíèå îæîãîâ
  • Çàêëþ÷åíèå
  • Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

Îæîãîì íàçûâàåòñÿ ïîâðåæäåíèå òêàíåé, âîçíèêàþùåå îò ìåñòíîãî òåïëîâîãî, õèìè÷åñêîãî, ýëåêòðè÷åñêîãî èëè ðàäèàöèîííîãî âîçäåéñòâèÿ.

Îæîãè ÷àùå âñåãî ïîðàæàþò êîæó (åå îáúåì ñîñòàâëÿåò ïî÷òè îäíó øåñòóþ îáúåìà âñåãî òåëà ÷åëîâåêà). Ýòî íåóäèâèòåëüíî, ïîñêîëüêó èìåííî êîæà, âûïîëíÿÿ â îðãàíèçìå ìàññó ôóíêöèé, çàùèùàÿ íàñ, ïåðâîé âñòðå÷àåò ìíîãèõ àãðåññîðîâ, â òîì ÷èñëå è òåðìè÷åñêèå âîçäåéñòâèÿ. Ïåðèôåðèþ êîæè ñîñòàâëÿåò íåïðåðûâíî îòìèðàþùèé ýïèäåðìèñ. Ýòà îñîáåííîñòü êîæè «ëèíÿòü» ïðåäñòàâëÿåòñÿ âåñüìà âàæíîé, ïîñêîëüêó îáóñëîâëèâàåò, â ÷èñëå ïðî÷åãî, ïîâûøåííóþ ñïîñîáíîñòü ê ðåãåíåðàöèè (âîññòàíîâëåíèþ). Ïîòîâûå è ñàëüíûå æåëåçû, îñîáåííî âîëîñÿíûå ëóêîâèöû (ôîëëèêóëû) îïðåäåëÿþò ïîòåíöèàë ðåãåíåðàöèè êîæè; èõ ÷èñëî è ðàçâèòèå âëèÿþò íà õàðàêòåð è ñòåïåíü çàæèâëåíèÿ îæîãîâ.

Читайте также:  Когда наносить пантенол при ожоге

Îæîãè ìîãóò áûòü âûçâàíû ïëàìåíåì, êèïÿòêîì, ïàðîì, ðàçëè÷íûìè õèìè÷åñêèìè âåùåñòâàìè: êèñëîòàìè, ùåëî÷àìè; íåêîòîðûìè ìåäèêàìåíòàìè: éîä, íàøàòûðíûé ñïèðò; ýëåêòðè÷åñêèì òîêîì, ðàäèîàêòèâíûìè âåùåñòâàìè, ñîëíå÷íûìè ëó÷àìè è ò.ï.

 çàâèñèìîñòè îò âûçâàâøåé îæîã ïðè÷èíû ðàçëè÷àþò:

òåðìè÷åñêèå, ëó÷åâûå, ñâåòîâûå, ýëåêòðè÷åñêèå, õèìè÷åñêèå, ôîñôîðíûå.

 çàâèñèìîñòè îò ãëóáèíû ïîðàæåíèÿ òêàíåé ðàçëè÷àþò îæîãè ÷åòûðåõ ñòåïåíåé:

· îæîã I ñòåïåíè — õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîêðàñíåíèåì è ïðèïóõëîñòüþ êîæè, ææåíèåì è áîëüþ â ïîðàæåííîì ó÷àñòêå. Ñïóñòÿ 4-5 ñóòîê îòìå÷àþòñÿ øåëóøåíèå êîæè è âûçäîðîâëåíèå;

· îæîã 2 ñòåïåíè — ñîïðîâîæäàåòñÿ ïîÿâëåíèåì íà ïîêðàñíåâøåé è îòå÷íîé êîæå ïóçûðåé, íàïîëíåííûõ ïðîçðà÷íîé æåëòîâàòîé æèäêîñòüþ. Îáîææåííûé ó÷àñòîê êîæè ðåçêî áîëåçíåí. Ïðè ðàçðûâå èëè óäàëåíèè ïóçûðåé âèäíà áîëåçíåííàÿ ïîâåðõíîñòü ÿðêî-êðàñíîãî öâåòà.  ñëó÷àå áëàãîïðèÿòíîãî, áåç íàãíîåíèÿ, òå÷åíèÿ îæîã çàæèâàåò áåç îáðàçîâàíèÿ ðóáöîâ â òå÷åíèå 10-15 ñóòîê;

· îæîã 3 ñòåïåíè — ìîæåò áûòü ñ ïîðàæåíèåì ñîáñòâåííî êîæè íà âñþ åå òîëùèíó (III À ñòåïåíü) ëèáî ñ ïîðàæåíèåì âñåõ ñëîåâ êîæè (III Á ñòåïåíü). Íà êîæå îáðàçóåòñÿ ñòðóï ñåðîãî èëè ÷åðíîãî öâåòà. Îìåðòâåâøèå ó÷àñòêè êîæè ïîñòåïåííî îòäåëÿþòñÿ, îòìå÷àåòñÿ íàãíîåíèå, îáðàçóåòñÿ âÿëî çàæèâàþùàÿ ðàíà;

· îæîã 4 ñòåïåíè — ïðîÿâëÿåòñÿ îìåðòâåíèåì íå òîëüêî êîæè, íî è ãëóáæåëåæàùèõ òêàíåé (ôàñöèé, ìûøö, êîñòåé).

Îæîã êèïÿòêîì õàðàêòåðèçóþòñÿ òåì, ÷òî âîçìîæíàÿ òåìïåðàòóðà ñîñòàâëÿåò 100°Ñ èëè íåñêîëüêî áîëüøå. Ýòî îáñòîÿòåëüñòâî â ñî÷åòàíèè ñ òåì, ÷òî íà ïóòè ê êîæå æèäêîñòè îñòûâàþò, âåäåò ê òîìó, ÷òî âûçûâàåìûå ïîðàæåíèÿ ïîâåðõíîñòíû.

Îæîã ïàðîì. Íåêîòîðûå îñîáåííîñòè èìåþò îæîãè, âûçûâàåìûå äåéñòâèåì âîäÿíîãî ïàðà, îñîáåííî èñïîëüçóåìîãî â ïðîìûøëåííîñòè.  ïîñëåäíåì ñëó÷àå îí ìîæåò áûòü ïåðåãðåòûì (ïîä äàâëåíèåì), à ýòî îçíà÷àåò, ÷òî òåìïåðàòóðà åãî 120°Ñ è âîçìîæíî ñïëîøíîå ïîðàæåíèå áîëüøèõ ïëîùàäåé. Åùå õóæå, åñëè îæîã âûçâàí ïàðîì êèïÿùèõ ùåëî÷åé èëè èíûõ õèìè÷åñêèõ àãðåññèâíûõ ðàñòâîðîâ. Ãîðÿ÷èå áèòóì, ñìîëû, êëåé ïëîòíî ïðèëèïàþò ê êîæå, ïåðåäàâàÿ ïîñëåäíåé âåñü çàïàñ òåïëà. Èõ íåâîçìîæíî ñòðÿõíóòü, âûòåðåòü, ïîýòîìó ñðîê èõ äåéñòâèÿ âñåãäà äëèòåëåí. Âíåøíèé âèä îò îæîãîâ áèòóìîì, îñîáåííî, åñëè ïîðàæåíî ëèöî, óñòðàøàþùèé: ÷åðíàÿ ïëåíêà ñìîëû ñîçäàåò âïå÷àòëåíèå ãëóáîêîãî ïîðàæåíèÿ êîæè.

Ïðàâèëà îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè: óäàëåíèå áèòóìà ñ êîæè çàòðóäíèòåëüíî, äëèòåëüíî è òðåáóåò ðàñòâîðèòåëåé. Íåò íåîáõîäèìîñòè ýòî âûïîëíÿòü ïðè îêàçàíèè ïåðâîé ïîìîùè. Äîñòàòî÷íî îñâîáîäèòü ðîò, íîñ, ãëàçà, óøíûå ðàêîâèíû.

Îæîãè ïëàìåíåì. Íàèáîëåå òÿæåëûå îæîãè âûçûâàåò ïëàìÿ, îñîáåííî, åñëè ãîðÿùàÿ îäåæäà ïðîïèòàíà êåðîñèíîì, áåíçèíîì, ñïèðòîì. Âîñïëàìåíåíèå îäåæäû ïðèâîäèò ê òÿæåëûì îæîãàì â ñëó÷àÿõ, åñëè îíà íå ñíÿòà ñ ïîñòðàäàâøåãî èç-çà ïîòåðè èì ñîçíàíèÿ èëè âñëåäñòâèå áåñïîìîùíîñòè (äåòè, ñòàðèêè; ëþäè â ñîñòîÿíèè àëêîãîëüíîãî îïüÿíåíèÿ, îòðàâëåíèÿ).

Ïðàâèëà îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè: ÷åì äîëüøå ãîðèò îäåæäà, òåì áîëüøå ñòåïåíü îæîãà áóäåò ïîòîì, òåì áîëüøå ïðîöåíòîâ ïîâåðõíîñòè êîæè áóäåò ïîâðåæäåíî. Åñëè çàãîðåëàñü îäåæä — íè â êîåì ñëó÷àå íå áåæàòü — îíà ðàçãîðèòñÿ åùå áîëüøå.  ïåðâóþ î÷åðåäü íàäî ïîñòàðàòüñÿ ñáðîñèòü å¸ ëèáî ïåðåêàòûâàòüñÿ ïî ïîëó, ïîêà ïëàìÿ íå ïîòóõíåò. Åñëè âû õîòèòå ïîìî÷ü ãîðÿùåìó ÷åëîâåêó, îáëåéòå åãî õîëîäíîé âîäîé, çàêèäàéòå ïåñêîì èëè íàáðîñüòå íà íåãî ïàëüòî, ïîêðûâàëî, áðåçåíò (íåîáõîäèìî ïåðåêðûòü ïëàìåíè äîñòóï ê âîçäóõó). ×åëîâåêà â ãîðÿùåé îäåæäå íåëüçÿ óêóòûâàòü ñ ãîëîâîé, òàê êàê ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê ïîðàæåíèþ äûõàòåëüíûõ ïóòåé è îòðàâëåíèþ òîêñè÷åñêèìè ïðîäóêòàìè ãîðåíèÿ. Îäíàêî èìåéòå â âèäó: êîãäà ãîðÿùàÿ îäåæäà ïðèæàòà ê êîæå, âûñîêàÿ òåìïåðàòóðà âîçäåéñòâóåò íà íåå áîëåå äëèòåëüíî è, ñëåäîâàòåëüíî, âîçìîæåí áîëåå ãëóáîêèé îæîã. ×òîáû íå äîïóñòèòü ýòîãî, íàäî òîò÷àñ ïîñëå ëèêâèäàöèè ïëàìåíè óáðàòü íàêèíóòóþ òêàíü.

×òîáû ñîêðàòèòü âðåìÿ ïåðåãðåâà òêàíåé è ïðåäîòâðàòèòü ñèëüíûé îæîã, ïîñëå ëèêâèäàöèè îãíÿ îáëåéòå îæîã õîëîäíîé âîäîé èëè îáëîæèòå ñíåãîì íà 15-20 ìèíóò. Ýòî óìåíüøàåò áîëü è ïðåäóïðåæäàåò îòåê òêàíåé.

Ïîâåðõíîñòü îæîãà òùàòåëüíî î÷èùàþò, ÷òîáû ïðåäîòâðàòèòü èíôèöèðîâàíèå. Íà ïîâðåæä¸ííóþ ïîâåðõíîñòü íàêëàäûâàåòñÿ ìàçü, ñîäåðæàùàÿ àíòèáèîòèê è çàùèùàþùàÿ îò âíåøíåé ñðåäû. Çàòåì íåîáõîäèìî íàëîæèòü ñòåðèëüíóþ ìàðëåâóþ ïîâÿçêó èëè èç ëþáîé òàêæå ñòåðèëüíîé òêàíè, îêàçàâøåéñÿ ïîä ðóêîé (ïëàòîê, ìàòåð÷àòàÿ ñàëôåòêà è ò.ä.). Ïîâåðõíîñòü îæîãà ìîæåò áûòü ïîêðûòà òîëüêî íåïðèëèïàþùèì ìàòåðèàëîì èëè ñòåðèëüíîé ìàðëåé. Ìàðëÿ óäàëÿåòñÿ ïîñëå ðàçìà÷èâàíèÿ â âîäå. Ïîñòðàäàâøåìó íåîáõîäèìî ïèòü áîëüøå æèäêîñòè.

Äî ïðèåçäà ñêîðîé ïîìîùè, ó ïîñòðàäàâøåãî ìîæåò ïîÿâèòüñÿ îçíîá, òîãäà åãî íåîáõîäèìî ñîãðåòü: óêðîéòå òåïëûì îäåÿëîì, è äàéòå âûïèòü ëþáîé ñïèðòîñîäåðæàùåé ïèùåâîé æèäêîñòè äëÿ ñíÿòèÿ áîëåâîãî øîêà.  ñëó÷àå íåîáõîäèìîñòè ïðîâîäèòñÿ ïðîòèâîñòîëáíÿ÷íàÿ âàêöèíàöèÿ.

Åñëè îáîææåíû ðóêè, òî â ïåðâûå äíè íåîáõîäèìî èõ äåðæàòü â ïîäíÿòîì ïîëîæåíèè, ÷òî óìåíüøàåò îò¸êè, áîëü.

Îæîãè ðàñïëàâëåííûì ìåòàëëîì. Îæîãè ðàñïëàâëåííûì ìåòàëëîì ïî÷òè âñåãäà ãëóáîêèå, ÷àùå ñëó÷àþòñÿ îíè íà ïðîèçâîäñòâå (ìåòàëëóðãè÷åñêèå çàâîäû). Ñî÷åòàíèå â ðàñïëàâëåííîì ìåòàëëå âûñîêîé òåìïåðàòóðû è ôèçè÷åñêèõ ñâîéñòâ æèäêîñòè ñîçäàåò âîçìîæíîñòè äëÿ íàèáîëüøåãî ñîïðèêîñíîâåíèÿ ñ ïîâåðõíîñòüþ êîæè. Òåìïåðàòóðû ðàñïëàâëåííûõ ìåòàëëîâ êîëåáëþòñÿ â ïðåäåëàõ 800-1500°Ñ, ïîýòîìó ïðè òàêèõ îæîãàõ ñòðàäàþò è ðàñïîëîæåííûå ãëóáæå êîæè òêàíè (ìûøöû, ñóõîæèëèÿ, êîñòè).

Ïðàâèëà îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè ïðè òåðìè÷åñêîì îæîãå ñåò÷àòêè ãëàçà: Íåîáõîäèìî ïðîìûòü ãëàçà âîäîé, çàêàïàòü â ãëàçà 20% ðàñòâîð ñóëüôàöèë-íàòðèÿ; 0,25% ðàñòâîð ëåâîìèöåòèíà; 0,02% ôóðàöèëèíà, çàëîæèòü çà âåêî 1-5% ýìóëüñèþ ñèíòîìèöèíà; 1% ìàçü òåòðàöèêëèíà;1% ìàçü ýðèòðîìèöèíà, ðàíåâóþ ïîâåðõíîñòü êîæè ñìàçàòü ìàçüþ àíòèáèîòèêà. Íàëîæèòü àñåïòè÷åñêóþ ïîâÿçêó.

Ýëåêòðè÷åñêèå îæîãè âîçíèêàþò, êîãäà ÷åðåç òêàíè ÷åëîâåêà ïðîõîäèò ýëåêòðè÷åñêèé òîê èëè âñëåäñòâèå îáðàçóþùåãîñÿ ïðè ýòîì òåïëà. Ýëåêòðè÷åñêèå è õèìè÷åñêèå îæîãè òðåáóþò îñîáîãî âíèìàíèÿ. Ñòåïåíü ïîðàæåíèÿ òêàíåé ïðè ýëåêòðè÷åñêîì îæîãå òðóäíî îöåíèòü, ïîñêîëüêó âíóòðåííèå ïîâðåæäåíèÿ ìîãóò áûòü çíà÷èòåëüíî ñåðüåçíåå, ÷åì ýòî ìîæåò ïîêàçàòüñÿ ñíà÷àëà. Ýëåêòðîîæîãè, ïðèâîäÿùèå ê âîñïëàìåíåíèþ îäåæäû, ìîãóò ïðèâîäèòü ê âîçíèêíîâåíèþ è òåðìè÷åñêèõ îæîãîâ.

Ïåðâàÿ ïîìîùü:

Ãëàâíîå, âûâåñòè ïîñòðàäàâøåãî èç çîíû âîçäåéñòâèÿ òîêà — îáåñòî÷èòü èñòî÷íèê ïîðàæåíèÿ ëèáî ïîñòàðàòüñÿ îòòàùèòü ÷åëîâåêà ñ ïîìîùüþ ëþáîãî ïðåäìåòà, íå ïðîâîäÿùåãî ýëåêòðè÷åñêèé òîê, òàê, ÷òîáû ñàìîìó íå ïîëó÷èòü óäàð òîêîì. Çàòåì:

1. Íåìåäëåííî îòêëþ÷èòå ýëåêòðè÷åñòâî — âûâåðíèòå ïðîáêè èëè âûòàùèòå øòåïñåëü, èëè ïîëíîñòüþ îòêëþ÷èòå ïîäà÷ó ýëåêòðè÷åñòâà.

2. Ïðè íåîáõîäèìîñòè ïîìîãàéòå ñåáå ðóêîÿòêîé ìåòëû èëè äåðåâÿííûì ñòóëîì, ñòîÿ ïðè ýòîì íà ñóõîì ðåçèíîâîì êîâðèêå, êíèãå èëè ñëîæåííîé ãàçåòå, ÷òîáû îòîäâèíóòü ïîñòðàäàâøåãî îò ýëåêòðè÷åñêîãî ïðèáîðà èëè ïðîâîäà.

3. Åñëè ýëåêòðè÷åñêèé îæîã âûçûâàåò îïàñíîå íàðóøåíèå ñåðäå÷íûõ ðèòìîâ èëè îñòàíîâêó ñåðäöà èëè äûõàíèÿ, íåîáõîäèìî íåìåäëåííî íà÷àòü ðåàíèìàöèîííûå ìåðîïðèÿòèÿ.

4. Êîãäà ïîñòðàäàâøèé áóäåò â áåçîïàñíîñòè, ïðîâåðüòå åãî äûõàíèå è ïóëüñ.

Читайте также:  Волдыри от ожога когда пропадут

5. Ïðè íåîáõîäèìîñòè — èñêóññòâåííîå äûõàíèå è íåïðÿìîé ìàññàæ ñåðäöà.

6. Óëîæèòå ïîñòðàäàâøåãî íà áîê, åñëè îí áåç ñîçíàíèÿ.

7. Îáðàáîòàéòå ìåñòà îæîãîâ â òî÷êàõ, ãäå ýëåêòðè÷åñêèé òîê âõîäèë è âûõîäèë èç òåëà, îõëàäèâ èõ âîäîé. Íèêîãäà íå ëåéòå âîäó, åñëè ïîñòðàäàâøèé âñ¸ åù¸ êàñàåòñÿ ýëåêòðè÷åñêîãî ïðîâîäà.

8. Íàëîæèòå ñòåðèëüíóþ èëè ÷èñòóþ ñàëôåòêó è çàáèíòóéòå.

×òî êàñàåòñÿ ýëåêòðîïðîâîäîâ âûñîêîãî íàïðÿæåíèÿ, òî êîíòàêò ñ íèìè, íàïðèìåð ñ âûñîêîâîëüòíîé ëèíèåé, îáû÷íî áûâàåò ôàòàëüíûì äëÿ ïîñòðàäàâøåãî. Âû òîæå ìîæåòå áûòü óáèòû ýëåêòðè÷åñêîé äóãîé, åñëè íàõîäèòåñü â 18 ìåòðàõ èëè ìåíüøå îò èñòî÷íèêà. Íå ðàçðåøàéòå ïîäõîäèòü ê ïîñòðàäàâøåìó è äðóãèì ëþäÿì è íåìåäëåííî ïîçâîíèòå â ïðàâîîõðàíèòåëüíûå îðãàíû.

Õèìè÷åñêèå îæîãè âîçíèêàþò ïðè ïîïàäàíèè íà êîæó êîíöåíòðèðîâàííûõ êèñëîò, ùåëî÷è, ôîñôîðà, ýòî ñëó÷àåòñÿ â ïðîìûøëåííîñòè, ñåëüñêîì õîçÿéñòâå, â áûòó: ìîþùèå, ÷èñòÿùèå ñðåäñòâà è ò.ä.

Ïåðâàÿïîìîùü:

Âî-ïåðâûõ, ïåðåä òåì, êàê îêàçûâàòü ïåðâóþ ïîìîùü, íóæíî ñíÿòü ïðîïèòàííóþ õèìè÷åñêèìè âåùåñòâàìè îäåæäó.

Âî-âòîðûõ, ïðè õèìè÷åñêèõ îæîãàõ, íåçàâèñèìî îò âûçâàâøåãî èõ âåùåñòâà, ïîâðåæäåííûå ó÷àñòêè òåëà â òå÷åíèå 10—15 ìèí ïîäâåðãàþò äåéñòâèþ ñòðóè âîäû. Êîíöåíòðàöèÿ õèìè÷åñêîãî âåùåñòâà ïðè ýòîì óìåíüøàåòñÿ, è îíî ìåõàíè÷åñêè óäàëÿåòñÿ ñ ïîâåðõíîñòè òåëà. Èñêëþ÷åíèå ñîñòàâëÿåò íåãàøåíàÿ èçâåñòü, êîòîðàÿ ïðè ñîåäèíåíèè ñ âîäîé îáðàçóåò ìíîãî òåïëà, ïîýòîìó íåëüçÿ ïðîìûâàòü âîäîé îáîææåííûå íåãàøåíîé èçâåñòüþ ÷àñòè òåëà, èõ ñëåäóåò ñìàçàòü êàêèì-ëèáî æèðîì, ïîñëå ÷åãî íàëîæèòü ïîâÿçêó ñ öèíêîâîé èëè áîðíîé ìàçüþ è îòïðàâèòü ê âðà÷ó.

Â-òðåòüèõ, íåîáõîäèìî çíàòü, ÷òî â îêàçàíèå ïåðâîé ïîìîùè ïðè õèìè÷åñêèõ îæîãàõ âõîäèò íåéòðàëèçàöèÿ äåéñòâèÿ õèìâåùåñòâ. Åñëè âû îáîæãëèñü êèñëîòîé — îáìîéòå ïîâðåæäåííûé ó÷àñòîê êîæè ìûëüíîé âîäîé èëè 2%-íûì ðàñòâîðîì ïèòüåâîé ñîäû (ýòî 1 ÷àéíàÿ ëîæêà ïèòüåâîé ñîäû íà 2,5 ñòàêàíà âîäû), ÷òîáû íåéòðàëèçîâàòü êèñëîòó. Åñëè âû îáîæãëèñü ùåëî÷üþ, òî îáìîéòå ïîâðåæäåííûé ó÷àñòîê êîæè 1-2%-íûì ðàñòâîðîì áîðíîé èëè óêñóñíîé êèñëîòû. Ïðîöåññ çàíèìàåò 15—20 ìèí.

Â-÷åòâåðòûõ, íàëîæèòü ñóõóþ ìàðëåâóþ ïîâÿçêó è îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó. Íî åñëè âäðóã âû ïðîâîäèëè îïûòû ñ ôîñôîðîì è â ðåçóëüòàòå åãî ïîïàäàíèÿ íà êîæó ïîëó÷èëè îæîã, òî åãî ìîæíî íåéòðàëèçîâàòü 5% ðàñòâîðîì ìåäíîãî êóïîðîñà (ñåðíîêèñëîé ìåäè), è íåìåäëåííî îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó.

Ïðè õèìè÷åñêèõ îæîãàõ ãëàç èëè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ðòà, çåâà èõ ñëåäóåò ïðîìûòü âîäîé, à çàòåì ïðè îæîãàõ ùåëî÷üþ — íåéòðàëèçîâàòü 1%-íûì ðàñòâîðîì áîðíîé êèñëîòû; ïðè îæîãå êèñëîòîé — 1 %-íûì ðàñòâîðîì ñîäû. Íåéòðàëèçàöèþ õèìè÷åñêèõ âåùåñòâ, ïîïàâøèõ â ãëàç, ñëåäóåò ïðîèçâîäèòü ïðîäîëæèòåëüíîå âðåìÿ, èíîãäà â òå÷åíèå öåëîãî ÷àñà è áîëüøå, äî òåõ ïîð ïîêà íå ïðîéäåò ïîìóòíåíèå ðîãîâîé îáîëî÷êè è ê ïîñòðàäàâøåìó íå âîçâðàòèòñÿ èñ÷åçíóâøåå ñ ìîìåíòà îæîãà çðåíèå. Ïîñëå ýòîãî â ãëàçà çàêàïûâàþò ïî 1—2 êàïëè ñòåðèëüíîãî âàçåëèíîâîãî èëè ïîäñîëíå÷íîãî ìàñëà, íàêëàäûâàþò ïîâÿçêó è îòïðàâëÿþò ê ñïåöèàëèñòó.

îæîã õèìè÷åñêèé ýëåêòðè÷åñêèé ìåäèöèíñêèé

Íåëüçÿ ïðèêëàäûâàòü íàòóðàëüíûé ëåä ê îáîææåííîé êîæå, òàê êàê ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê îìåðòâåíèþ êëåòîê êîæè è íå âîññòàíîâëåíèþ â äàëüíåéøåì. Íåëüçÿ îáðàáàòûâàòü êîæó ñïèðòîì, îäåêîëîíîì. Íåëüçÿ ïðîêàëûâàòü îáðàçîâàâøèåñÿ ïóçûðè (îíè ïðåäîõðàíÿþò ðàíó îò èíôåêöèè). Íåëüçÿ ñðûâàòü ïðèëèïøèå ê ìåñòó îæîãà ÷àñòè îäåæäû, ïðèêàñàòüñÿ ê îáîææåííîìó ìåñòó ðóêàìè (ýòî ïðèâîäèò ê ïðîíèêíîâåíèþ èíôåêöèè). Íåëüçÿ ðàçðåøàòü ïîñòðàäàâøåìó ñàìîñòîÿòåëüíî äâèãàòüñÿ (âîçìîæåí øîê). Íåëüçÿ ïîëèâàòü ïóçûðè è îáóãëåííóþ êîæó âîäîé. Íåëüçÿ ñìàçûâàòü îæîãè ÿè÷íûì æåëòêîì, æèðîì, çåëåíêîé, êðåïêèì ðàñòâîðîì ìàðãàíöîâêè, çàñûïàòü ïîðîøêàìè, ïîäñîëíå÷íûì ìàñëîì, ñàëîì, ìàçÿìè è ò.ä., (ýòî çàòðóäíèò äàëüíåéøåå ëå÷åíèå, à òàê æå ïîñïîñîáñòâóþò çàãðÿçíåíèþ îáîææåííîé ïîâåðõíîñòè è äàëüíåéøåìó ðàçâèòèþ ãíîÿ).

Ïîâÿçî÷íûé ìåòîä

Çàùèùàåò îáîææåííóþ îáëàñòü îò çàãðÿçíåíèÿ è âíåøíåãî âîçäåéñòâèÿ (ìåõàíè÷åñêàÿ òðàâìà, îõëàæäåíèå), õîðîøî âñàñûâàåò ãíîéíîå îòäåëÿåìîå, óìåíüøàåò èñïàðåíèå âîäû ñ ðàíåíîé ïîâåðõíîñòè. Îí íåîáõîäèì ïðè ïîðàæåíèè ñîïðèêàñàþùèõñÿ ïîâåðõíîñòåé òåëà, öèðêóëÿðíûõ îæîãàõ òóëîâèùà è êîíå÷íîñòåé. Áåç íàëîæåíèÿ ïîâÿçîê íåâîçìîæíà òðàíñïîðòèðîâêà îáîææåííûõ. Ïðè èñïîëüçîâàíèè çàêðûòîãî ìåòîäà ñîçäàþòñÿ îïòèìàëüíûå óñëîâèÿ äëÿ ìåñòíîãî ìåäèêàìåíòîçíîãî ëå÷åíèÿ îæîãîâûõ ðàí. Ïîä ïîâÿçêîé ñîõðàíÿåòñÿ ïîâûøåííàÿ àêòèâíîñòü ðàíåâûõ ïðîòåàç, îáåñïå÷èâàþùèõ ôåðìåíòàòèâíîå ðàñïëàâëåíèå ïîãèáøèõ òêàíåé. Çàêðûòûé ìåòîä ëå÷åíèÿ ìîæåò áûòü èñïîëüçîâàí êàê â ñòàöèîíàðå, òàê è â àìáóëàòîðíîé ïðàêòèêå. Íåäîñòàòêàìè åãî ÿâëÿþòñÿ òðóäîåìêîñòü, áîëüøîé ðàñõîä ïåðåâÿçî÷íîãî ìàòåðèàëà, áîëåçíåííîñòü ïåðåâÿçîê; ñäàâëèâàíèå êîæè, íåïîñðåäñòâåííûé êîíòàêò ñ òåðìè÷åñêèì ôàêòîðîì, óõóäøàþò åå çàùèòíûå ñâîéñòâà.

Áåçïîâÿçî÷íûé ìåòîä

Ëèøåí ýòèõ íåäîñòàòêîâ. Óñêîðåíèå ôîðìèðîâàíèÿ ïëîòíîãî ñòðóïà íà îáîææåííîé ïîâåðõíîñòè ïîä âëèÿíèåì âûñóøèâàþùåãî äåéñòâèÿ âîçäóõà, óëüòðàôèîëåòîâîãî îáëó÷åíèÿ èëè ñìàçûâàíèÿ îæîãîâîé ðàíû íåêîòîðûìè êîàãóëèðóþùèìè áåëêîâûìè âåùåñòâàìè ñïîñîáñòâóåò óìåíüøåíèþ èíòîêñèêàöèè (îòðàâëåíèÿ) ïîñòðàäàâøåãî ïðîäóêòàìè ðàñïàäà ïîãèáøèõ òêàíåé. Ïðè îòêðûòîì ëå÷åíèè ñîçäàåòñÿ âîçìîæíîñòü ïîñòîÿííîãî íàáëþäåíèÿ çà èçìåíåíèÿìè, ïðîèñõîäÿùèìè â îæîãîâîé ðàíå, è ýôôåêòèâíîñòüþ ëå÷åáíûõ ïðîöåäóð. Ïðèìåíåíèå êîíöåíòðèðîâàííûõ ðàñòâîðîâ äóáÿùèõ, êîàãóëèðóþùèõ è êðàñÿùèõ âåùåñòâ (òàííèí, àçîòíîêèñëîå ñåðåáðî, àíèëèíîâûå êðàñêè, õëîðèñòîå æåëåçî, íàñûùåííûé ðàñòâîð ìàðãàíöåâî-êèñëîãî êàëèÿ — «ìàðãàíöîâêà») äëÿ îáðàçîâàíèÿ ñòðóïà ïðè îòêðûòîì ëå÷åíèè îæîãîâ çàòðóäíÿåò äèàãíîñòèêó ãëóáèíû ïîðàæåíèÿ.

Îòêðûòîå ëå÷åíèå ãëóáîêèõ îæîãîâ íå ïðåäóïðåæäàåò ðàçâèòèÿ ãíîéíîãî âîñïàëåíèÿ â ðàíå. Ïîâåðõíîñòíûå îæîãè II-III ñòåïåíè ïðè îòêðûòîì ìåòîäå ëå÷åíèÿ çàæèâàþò ñàìîñòîÿòåëüíî. Ñóùåñòâåííîé ðàçíèöû â ñðîêàõ çàæèâëåíèÿ è ÷àñòîòå îñëîæíåíèé ïðè îòêðûòîì è çàêðûòîì ìåòîäàõ ëå÷åíèÿ ïîâåðõíîñòíûõ îæîãîâ íå âûÿâëåíî. Èõ íóæíî èñïîëüçîâàòü â çàâèñèìîñòè îò ñîñòîÿíèÿ áîëüíîãî, óñëîâèé, â êîòîðûõ îñóùåñòâëÿåòñÿ ëå÷åíèå, ëîêàëèçàöèè è ãëóáèíû îæîãà, ñòàäèè ïðîöåññà.

Îòêðûòûé ìåòîä ñëåäóåò ïðèìåíÿòü ãëàâíûì îáðàçàì ïðè îæîãàõ ëèöà, ïîëîâûõ îðãàíîâ, ïðîìåæíîñòè, ãäå ïîâÿçêè çàòðóäíÿþò óõîä è ôèçèîëîãè÷åñêèå îòïðàâëåíèÿ. Îäíàêî åãî èñïîëüçîâàíèå íå îçíà÷àåò ïîëíîãî îòêàçà îò ïîâÿçîê ïðè îæîãàõ è ýòèõ ëîêàëèçàöèé. Îòêðûòîå ëå÷åíèå ïðèìåíÿåòñÿ ïðè ìíîæåñòâåííûõ îñòàòî÷íûõ ìåëêèõ ðàíàõ, êîòîðûå ìåäëåííî çàæèâàþò ïîä ïîâÿçêîé è ïîýòîìó, íàäîëãî çàòÿãèâàþò ïåðèîä âûçäîðîâëåíèÿ. Îñòàâëåííàÿ îòêðûòîé îæîãîâàÿ ðàíà 3-4 ðàçà â ñóòêè ñìàçûâàåòñÿ êàêîé-ëèáî ìàçüþ, ñîäåðæàùåé àíòèáèîòèêè èëè àíòèñåïòèêè (ñèëüâåäåðì, áåòàäèí, äåðìàçèí)

1. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè óãðîæàþùèõ æèçíè ÷åëîâåêà ñîñòîÿíèÿõ: ïðàêòè÷åñêîå ïîñîáèå / ïîä ðåä. ïðîô. Þ.Â. Ãàëüöåâà. ÑÏá.: Èçä-âî ÑÏá óí-òà ÌÂÄ Ðîññèè, 2013. — 88 ñ.

2. Âîåííî-ìåäèöèíñêàÿ ïîäãîòîâêà. Ó÷åáíîå ïîñîáèå äëÿ ìåäèöèíñêèõ ó÷èëèù. Ì.: Ìåäèöèíà, 2010.

3. Ïåðâàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü; Ïîïóëÿðíàÿ ýíöèêëîïåäèÿ. Ãë. ðåäàêòîð àêàä. ÐÀÌÍ Â.È.Ïîêðîâñêèé. Ì.: Áîëüøàÿ Ðîññèéñêàÿ Ýíöèêëîïåäèÿ. 2012. 254 ñ.

4. Áåëîâ Â.È. Ýíöèêëîïåäèÿ çäîðîâüÿ. Ì.: «Õèìèÿ», 2005.

5. https://primamunc.ru/public/article/article-0020.shtml

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник