Как лечить отит если есть перфорация перепонки
О том, что такое перфорация барабанной перепонки, знает не каждый. В случае повреждения барабанной перепонки в ней возникает разрыв. Этот разрыв принято называть перфорацией. По этой причине изменяется восприятие звука, и у человека появляются проблемы со слухом. Перфорация перепонки опасна тем, что посредством нее запросто может попадать инфекция в среднее ухо. Очень важно своевременно выявить патологию и начать излечение перфорации барабанной перепонки. На этой почве многие задаются вопросом о том, как правильно обрабатывать ухо при перфорации и какие капли можно применять.
Причины перфорации барабанной перепонки
Первопричины разрыва могут быть разные. Обычно они имеют воспалительную или травматическую природу возникновения. К механическим травмам относят:
- резкий звук;
- повреждение инородным телом;
- прокол в момент чистки уха;
- резкие скачки давления.
Повреждение инородным телом чаще всего встречается у детей.
К воспалительным причинам можно отнести:
- отит среднего уха;
- проникновение жидкости в ухо;
- гнойный отит;
- хронические воспалительные болезни органа.
Какой бы ни была причина патологии необходимо в срочном порядке посетить врача.
Симптомы
Сразу после повреждения барабанной перегородки у человека возникает сильная боль. Симптомами перфорации барабанной перепонки выступают:
- посторонние звуки в ушах;
- выход гнойной слизи из органа, если порыв возник вследствие отита;
- при перфорации барабанной перепонки вследствие травмы могут проявиться кровянистые отделения;
- понижение слуха.
В случае травмирования внутреннего уха у пациента возникает головокружение. Если барабанная перепонка полностью разорвана, то при чихании выходит воздух из органа слуха. При малом травмировании признаки не ярко выраженные. Степень выраженности зависит от того, насколько поврежден орган. При несильном повреждении боль отступает оперативно и лишь немного понижается слух. При обширном травмировании воспалительный процесс может перейти на весь орган.
Осложнения
При перфорации барабанной перепонки, симптомы которой могут быть не сильно проявляющимися, важно начать своевременное излечение. В противном случае могут возникнуть осложнения. Если лечение перфорации барабанной перепонки было не грамотным, то возникают последствия порыва барабанной перепонки, что опасно для здоровья. К ним можно отнести:
- появляются неприятные признаки в ухе, которое не было повреждено;
- перфоративный отит;
- неврит нерва;
- временная потеря памяти;
- структурные изменения некоторых элементов ушных раковин;
- лабиринтит;
- энцефалит;
- менингит;
- отделение ликвора из ушей.
При обширном порыве перегородки возможна полная потеря слуха.
Лечение
О том, как лечить болезнь, сможет ответить только врач. Чаще всего назначаются капли. Прободение барабанной перепонки должно подвергаться грамотному своевременному лечению. Особенно, если повреждение наблюдается у ребенка. В случае если барабанная перепонка подверглась разрыву, необходимо как можно скорее вернуть ее нормальный вид. Первым делом, если появилась дырка в барабанной перепонке, необходимо не допустить проникновение инфекции через нее во внутреннее ухо. Для перекрытия отверстий необходимо вставить в ухо ватный шарик и наложить повязку.
При проблемах с ухом очищение может проводить только врач. Очистка проводится только при помощи стерильных инструментов. Если после травмы у больного болит ухо, то в этом случае назначаются анальгетики. Не менее эффективны антифлогистические нестероидные средства.
Если разрыв незначителен, то восстановление перфорированной перепонки происходит без дополнительного лечения.
Полную статью можете прочитать на сайте первоисточнике https://lor-uhogorlonos.ru/uho/boleznilechenieuha/perforatsiya-barabannoj-pereponki-priznaki-i-lechenie.html
Источник
 äàííîì ïîñòå ÿ ðåøèë îáúåäèíèòü çàáîëåâàíèÿ, êîòîðûå íå òðåáóþò ñòîëü îáøèðíîãî ïîâåñòâîâàíèÿ, êàê ïðåäûäóùèå, ïî òîé èëè èíîé ïðè÷èíå. Ïðîñòî ðàññêàæó âêðàòöå è äàì ïàðó ñîâåòîâ.
Èòàê. Èñêðèâëåíèå íîñîâîé ïåðåãîðîäêè. Íîñîâàÿ ïåðåãîðîäêà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé êîñòíî-õðÿùåâîé îáðàçîâàíèå, ðàçäåëÿþùåå ïîëîñòü íîñà íà äâå ïîëîâèíû. Èñêðèâëåíà îíà ó ïîäàâëÿþùåãî áîëüøèíñòâà æèòåëåé íàøåé ïëàíåòû. Ê èñêðèâëåíèþ ïðèâîäÿò, îáû÷íî, òðàâìû, îñîáåííî â äåòñêîì âîçðàñòå. Íå îáÿçàòåëüíî ýòî äîëæíà áûòü ñåðüåçíàÿ òðàâìà (ïåðåëîì íîñà). Îáû÷íîãî óäàðà ïî íîñó, äàæå íå ñîïðîâîæäàþùåãîñÿ êðîâîòå÷åíèåì âïîëíå ìîæåò áûòü äîñòàòî÷íî. Ó äåòåé õðÿù îáëàäàåò áîëüøèì êîëè÷åñòâîì ó÷àñòêîâ, òàê íàçûâàåìîé, çîíû ðîñòà. Òðàâìà àêòèâèðóåò ýòè ó÷àñòêè â íåïîëîæåííîå âðåìÿ è õðÿù íà÷èíàåò èçãèáàòüñÿ. òî æå ñàìîå ìîæåò ïðîèñõîäèòü è ñ íàäêîñòíèöåé. Åñëè ýòî èñêðèâëåíèå íå ìåøàåò íîñîâîìó äûõàíèþ, òðîãàòü åãî íå íóæíî. Åñëè ìåøàåò — ëå÷åíèå îäíî — îïåðàöèÿ (åñëè èíòåðåñåí õîä îïåðàöèè, ñïðàøèâàéòå â êîììåíòàðèÿõ — ðàññêàæó).
Âàçîìîòîðíûé ðèíèò. Íåâåäîìàÿ áåäà, îñíîâà êîòîðîé ñîñòîèò â «ðàçáàëàíñèðîâêå» ïîâåäåíèÿ íèæíèõ íîñîâûõ ðàêîâèí. Ýòî òàêèå îáðàçîâàíèå â ïîëîñòè íîñà, êîòîðûå îòâå÷àþò çà ñîãðåâàíèå âõîäÿùåãî âîçäóõà. Ïî ñòðóêòóðå ñâîåé ÷åì-òî íàïîìèíàþò êàâåðíîçíûå òåëà ïîëîâîãî ÷ëåíà. Ïðè íåîáõîäèìîñòè îíè íàïîëíÿþòñÿ êðîâüþ, íèæíÿÿ íîñîâàÿ ðàêîâèíà óâåëè÷èâàåòñÿ â îáúåìå. Ïðè âàçîìîòîðíîì ðèíèòå ýòîò ïðîöåññ íå çàâèñèò îò òåìïåðàòóðû âäûõàåìîãî âîçäóõà (ðàêîâèíû óâåëè÷èâàþòñÿ, êîãäà èì âçäóìàåòñÿ), ëèáî ýòîò ïðîöåññ ïðîèñõîäèò ñëèøêîì âûðàæåíî (ðàêîâèíû óâåëè÷èâàþòñÿ ÷ðåçìåðíî, à ïîñëå íå óìåíüøàþòñÿ èëè óìåíüøàþòñÿ íåçíà÷èòåëüíî). Åñòü ìíîãî òåîðèé, ïî÷åìó ýòî ïðîèñõîäèò. Íî íè îäíà èç íèõ äî êîíöà íå ïîäòâåðæäåíà. À ARIA è EPOS âîîáùå îòêàçàëèñü îò èñïîëüçîâàíèÿ ýòîãî òåðìèíà, îòíåñÿ ïðîÿâëåíèÿ äàííîãî çàáîëåâàíèÿ ê äðóãèì òèïàì ðèíèòîâ. Ëå÷åíèå ìîæåò áûòü êîíñåðâàòèâíûì (èíòðàíàçàëüíûå ãëþêîêîðòèêîñòåðîèäû), à ïðè åãî íåýôôåêòèâíîñòè — õèðóðãè÷åñêèì: ðàçëè÷íûìè ïóòÿìè (ëàçåðîì, óëüòðàçâóêîì, ñêàëüïåëåì) ïðîèçâîäèòñÿ óìåíüøåíèå îáúåìà íèæíèõ íîñîâûõ ðàêîâèí.
Ýêññóäàòèâíûé îòèò. Ïðîáëåìà ÷àùå âñòðå÷àþùàÿñÿ ó äåòåé. Âîçíèêàåò ïðè äëèòåëüíîé çàêóïîðêå ñëóõîâîé òðóáû (÷àùå âñåãî — àäåíîèäàìè), êîòîðàÿ ÿâëÿåòñÿ îðãàíîì, ðåãóëèðóþùèì äàâëåíèå â ïîëîñòè ñðåäíåãî óõà. Êðàòêî: çàêóïîðêà âûçûâàåò ïàäåíèå äàâëåíèÿ â áàðàáàííîé ïîëîñòè, âîçíèêàåò ïðèñàñûâàþùàÿ ñèëà, ïåðåïîíêà âòÿãèâàåòñÿ — òóáîîòèò.  äàëüíåéøåì, çà ñ÷åò âîçíèêøåãî ãðàäèåíòà äàâëåíèÿ â ïîëîñòü ñðåäíåãî óõà ïðîèñõîäèò âûïîò æèäêîñòè (òðàíññóäàòà), ìû ïîëó÷àåì ýêññóäàòèâíûé îòèò. Ïðîöåññ óñëîâíî àñåïòè÷åñêèé, ïîýòîìó êàêèõ-ëèáî îáùèõ ïðîÿâëåíèé èíòîêñèêàöèè íå âûçûâàåò. Ñîïðîâîæäàåòñÿ ÷óâñòâîì çàëîæåííîñòè â óõå(øàõ) (êàê â ãîðàõ èëè â ñàìîëåòå). Ó äåòåé ìîæåò ñòàòü ñåðüåçíîé ïðîáëåìîé, îñîáåííî â ïåðèîä ðå÷åîáðàçîâàíèÿ.
Äèàãíîñòèðóåòñÿ äîâîëüíî ïðîñòî, íàèáîëåå óïîòðåáèòåëüíûé ìåòîä — òèìïàíîìåòðèÿ (îïðåäåëåíèå ñòåïåíè ïîäâèæíîñòè áàðàáàííîé ïåðåïîíêè).
Ëå÷åíèå. Çäåñü âîïðîñ ïîñëîæíåå, ÷åì â ïðåäûäóùèõ ïóíêòàõ. Ïåðâè÷íî ïðîèçâîäèòñÿ êîìïëåêñ êîíñåðâàòèâíûõ ìåðîïðèÿòèé. Ñîñóäîñóæèâàþùèå ïðåïàðàòû, àíòèãèñòàìèííûå (èõ ïðèìåíåíèå â äàííûé ìîìåíò ñòàâèòñÿ ïîä áîëüøîé âîïðîñ), èíòðàíàçàëüíûå ãëþêîêîðòèêîñòåðîèäû (àíàëîãè÷íî, ýôôåêò â äàííîì ïðîöåññå íå ïîäòâåðæäåí), ïåðîðàëüíûå ãëþêîêîðòèêîñòåðîèäû, ïðîäóâàíèå ñëóõîâûõ òðóá («ïàðîõîä»), ïíåâìîìàññàæ áàðàáàííîé ïåðåïîíêè, óïîòðåáëåíèå æåâàòåëüíîé ðåçèíêè, íàäóâàíèå øàðèêîâ. Âñå ýòè äåéñòâèÿ íàïðàâëåíû íà ðàñøèðåíèå ñëóõîâîé òðóáû. Ïðè íåýôôåêòèâíîñòè òàêîãî ëå÷åíèÿ íàñòóïàåò íåîáõîäèìîñòü ñòðàõà è óæàñà âñåõ ðîäèòåëåé — îïåðàöèè. Ïî çàïàäíûì ðåêîìåíäàöèÿì àäåíîèäû äîëæíû óäàëÿòüñÿ âñåì äåòÿì ñ ýêññóäàòèâíûì îòèòîì. Ýòî ïîçâîëÿåò îñâîáîäèòü óñòüå ñëóõîâîé òðóáû è ñîçäàòü âåíòèëÿöèþ áàðàáàííîé ïîëîñòè. ×àñòî, ñîâìåñòíî ñ ýòîé îïåðàöèåé ïðîèçâîäèòñÿ òèìïàíîñòîìèÿ — íàëîæåíèå îòâåðñòèÿ íà áàðàáàííóþ ïåðåïîíêó.  çàâèñèìîñòè îò óðîâíÿ îñíàùåííîñòè êëèíèêå, â ýòî îòâåðñòèå ìîæåò ïîìåùàòüñÿ òàêæå ñïåöèàëüíàÿ êàòóøêà, ïîçâîëÿþùàÿ ïîääåðæèâàòü äëèòåëüíóþ âåíòèëÿöèþ áàðàáàííîé ïîëîñòè.
Ýêññóäàòèâíûé îòèò ó âçðîñëûõ æå ìîæåò áûòü î÷åíü òðåâîæíûì çâîíî÷êîì. Ïðè åãî îáíàðóæåíèè, âðà÷ äîëæåí ëþáûìè âîçìîæíûìè ñïîñîáàìè èññëåäîâàòü íîñîãëîòêó ïàöèåíòà (ÊÒ, ÌÐÒ, ýíäîñîêïèÿ, ýïèôàðèíãîñêîïèÿ, íà êðàéíèé ñëó÷àé) äëÿ èñêëþ÷åíèÿ òàì íîâîîáðàçîâàíèÿ.
Õðîíè÷åñêèé ñðåäíèé îòèò. Ïðîáëåìà êðàéíå ñåðüåçíàÿ. Õàðàêòåðèçóåòñÿ òðåìÿ ñèìïòîìàìè: ïåðôîðàöèÿ áàðàáàííîé ïåðåïîíêè, ïåðèîäè÷åñêîå èëè ïîñòîÿííîå ãíîåòå÷åíèå èç óõà, ñòîéêîå ñíèæåíèå ñëóõà íà ýòî óõî. Ïî ñóòè ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé âÿëîòåêóùèé âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ â îïàñíîé áëèçîñòè ñ ãîëîâíûì ìîçãîì, êîòîðûé ïîñòåïåííî ðàçðóøàåò êîñòíûé ñòðóêòóðû ñðåäíåãî óõà è ìîæåò äîáðàòüñÿ äî âàæíûõ àíàòîìè÷åñêèõ îáðàçîâàíèé (ëèöåâîé íåðâ, òâåðäàÿ ìîçãîâàÿ îáîëî÷êà, âíóòðåííåå óõî è ò.ä.)
Ñóùåñòâóåò äâà âàðèàíòà åãî òå÷åíèÿ. Ìåíåå è áîëåå àãðåññèâíûé. Ëå÷åíèå îäíî — îïåðàöèÿ. Äðóãèõ íå ñóùåñòâóåò. Êàòåãîðè÷åñêè.
À âîò òåïåðü ñàìàÿ ìÿêîòêà. ß ïðèãîòîâèë çîíòèê, íåïðîìîêàåìûé ïëàù è íàáîð äåçîäîðàíòîâ, òàê êàê êîëè÷åñòâî âûëèòûõ íà ìåíÿ óøàòîâ âñÿ÷åñêèõ ñóáñòàíöèé, äóìàþ, íå áóäåò ïîääàâàòüñÿ èñ÷èñëåíèþ. Íî, ðàç óæ âçÿëñÿ… ñðàçó ïðåäóïðåæó, áóäó êðàòîê.
Õðîíè÷åñêèé ôàðèíãèò. Òàèíñòâåííûé çâåðü âñåÿ îòîðèíîëàðèíãîëîãèè. Èìååò êëàññèôèêàöèþ, ñèìïòîìû (ïåðèîäè÷åñêàÿ èëè ïîñòîÿííàÿ áîëü â ãîðëå, ïåðøåíèå, îùóùåíèå èíîðîäíîãî òåëà, «êîìà» â ãîðëå). Èìååò ìíîæåñòâî, ÿ áû ñêàçàë, äàæå âåëèêîå ìíîæåñòâî ìåòîäîâ ëå÷åíèÿ. ×òî ãîâîðèò òîëüêî îá îäíîì — íå ëå÷èòñÿ. Íèêàê. Âîîáùå. Ìîæíî äîñòèãàòü ðåìèññèè, ìîæíî äîñòèãàòü äëèòåëüíîé ðåìèññèè, íî âûëå÷èòü ïîëíîñòüþ íåëüçÿ. Ñîâåò ïî ýòîìó ïîâîäó áóäåò îäèí — ïðîâåðüòå æåëóäîê. ×àñòî ïîäîáíûå ñèìïòîìû â ãîðëå ñâÿçàíû ñ çàáðîñîì æåëóäî÷íîãî ñîäåðæèìîãî. Ïðè êà÷åñòâåííîì ëå÷åíèè ó ãàñòðîýíòåðîëîãà ïîëó÷àåòñÿ äîñòèãíóòü íàèáîëåå äëèòåëüíîé ðåìèññèè. À íåò, åñòü åùå îäèí ñîâåò. Íå òðàòüòå âðåìÿ íà ïîñåâû èç ãëîòêè. Ýòî ñîâåðøåííî íåïîêàçàòåëüíûé ìåòîä îáñëåäîâàíèÿ. Âûñåèâàíèå êîììåíñàëîâ èç ïîëîñòè ãëîòêè íè÷åãî íå ãîâîðèò î ïàòîëîãè÷åñêîì ïðîöåññå. Îíè òàì áûëè, åñòü è áóäóò.
È, íàêîíåö, ñàìîå âêóñíîå. Òî, î ÷åì ÿ, ÷åñòíî ãîâîðÿ, ñîâåðøåííî íå õîòåë ïèñàòü. Íî, äîëã çîâåò.
Ïðîùàé æåñòîêèé ìèð. Õðîíè÷åñêèé òîíçèëëèò. Íàèáîëåå ïðîãðåññèâíûìè ñòðàíàìè ýòîò äèàãíîç âîîáùå íå ïðèçíàåòñÿ. Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî òàêîãî çàáîëåâàíèÿ íåò. ß ñêëîíåí ñîãëàñèòüñÿ. Âíåøíèé âèä ìèíäàëèí ÍÅ ÃÎÂÎÐÈÒ î êàêîé-ëèáî ïàòîëîãèè (èñêëþ÷àÿ ñëó÷àè, êîãäà îäíè ìèíäàëèíà ðàçìåðîì ñ êóëàê, à äðóãàÿ íîðìàëüíàÿ — âîò ýòî ìîæåò áûòü ïðèçíàêîì î÷åíü è î÷åíü ñåðüçíûõ ïðîáëåì, íå ñâÿçàííûõ, îäíàêî ñ òîíçèëëèòîì). «Ãíîéíûå» ïðîáêè â ìèíäàëèíàõ — ýòî íå ãíîé. Ýòî ñáðîæåííàÿ ôåðìåíòàìè ñëþíû ïèùà, êîòîðàÿ çàñòðÿëà â ëàêóíàõ (âïàäèíàõ íà ïîâåðõíîñòè) ìèíäàëèí. Îíà îòòóäà óäàëÿåòñÿ ñàìà â àêòå ãëîòàíèÿ, êîãäà ïðîáêà äîñòèãíåò äîñòàòî÷íîãî ðàçìåðà. Ïðîáêà ýòà ÍÅ ßÂËßÅÒÑß ñóáñòðàòîì èëè î÷àãîì õðîíè÷åñêîé èíôåêöèè. Íèêàêèì îáðàçîì.
Çà÷åì æå ìèíäàëèíû óäàëÿþò? Íóæíî ëè èõ âîîáùå óäàëÿòü?
Îòâåò îäíîçíà÷íûé — äà,íî ïî ÷åòêèì ïîêàçàíèÿì. Ê ýòèì ïîêàçàíèÿì îòíîñÿòñÿ: ãíîéíûå àíãèíû 2 ðàçà â ãîä è ÷àùå, ïàðàòîíçèëëÿðíûé àáñöåññ â àíàìíåçå, íàëè÷èå ðåâìàòîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé, ñâÿçàííûõ ñî ñòðåïòîêîêêîâîé àêòèâíîñòüþ (ãëîìåðóëîíåôðèò, ðåâìàòè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ ñåðäöà è ñóñòàâîâ). Âñå. ×àñòûå ïðîñòóäû, ïåðøåíèå â ãîðëå, õðîíè÷åñêèé êàøåëü ÍÈÊÀÊ íå çàâèñÿò îò ñîñòîÿíèÿ ìèíäàëèí.
Çà÷åì æå èõ âîîáùå óäàëÿòü? Ñåé÷àñ áóäåò íåìíîãî ñëîæíîâàòûé ìîìåíò ïàòîãåíåçà, ïîïðîáóþ îáúÿñíèòü ìàêñèìàëüíî ïîíÿòíî. Íåáíûå ìèíäàëèíû ìîãóò áûòü ðåçåðâóàðîì äëÿ ñòðåïîêîêêà (β-ãåìîëèòè÷åñêèé ñòðåïòîêîêê ãðóïïû À). Ýòîò ìèêðîîðãàíèçì â ñâîåì ñòðîåíèè èìååò ó÷àñòêè, ñõîæèå ïî ñòðîåíèþ ñ ó÷àñòêàìè îðãàíèçìà ÷åëîâåêà (â ñåðäöå, ñóñòàâàõ, ïî÷êàõ). Ïîýòîìó ïðè ÷àñòîì ñòîëêíîâåíèè c ýòèì ìèêðîîðãàíèçìîì, ÷åëîâå÷åñêàÿ èììóííàÿ ñèñòåìà ìîæåò ñîéòè ñ óìà è íà÷àòü àòàêîâàòü ñîáñòâåííûå òêàíè. Âîò äëÿ ýòîãî è ÒÎËÜÊÎ äëÿ ýòîãî óäàëÿþòñÿ ìèíäàëèíû. Ýòî ïðîôèëàêòè÷åñêàÿ ìåðà.
È äà, íå ïóãàéòåñü, åñëè âû âñå æå ñäåëàëè ïîñåâ è òàì íàøëè S. pyogenes. Îí âñåãäà áóäåò â ïîëîñòè ðòà è ãëîòêè. Ïðîáëåìà íà÷èíàåòñÿ, åñëè îí ïðîíèêàåò ÂÍÓÒÐÜ ñëèçèñòîé. È òîëüêî, åñëè îí òàì çàäåðæèòñÿ íà äîâîëüíî äëèòåëüíûé ñðîê.
Òåïåðü î êîíñåðâàòèâíûõ ìåòîäàõ ëå÷åíèÿ. À ëå÷èòü-òî íå÷åãî. Çàáîëåâàíèÿ íåò. åñòü ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ê çàáîëåâàíèþ. Ïðîìûâàòü ìèíäàëèíû? Ïôô. Ñòðåïòîêîêê íàõîäèòñÿ â ÃËÓÁÈÍÅ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, à òàêæå èìååò ñâîéñòâî ïðîíèêàòü âíóòðü ÊËÅÒÎÊ. Ïîëèâàþ ñâåðõó ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó ìèíäàëèí àíòèñåïòèêàìè âû íå äîáüåòåñü íèêàêîãî ýôôåêòà. Òî æå ñàìîå ñ ïîëîñêàíèÿìè, îðîøåíèÿìè è ïðî÷èì. Ðåøèòü ïðîáëåìó ÷àñòûõ àíãèí ìîæåò òîëüêî îïåðàòèâíîå âìåøàòåëüñòâî èëè ñàìà èììóííàÿ ñèñòåìà îðãàíèçìà. Äðóãèõ ïóòåé íåò.
Âîò êàê-òî òàê. ß îòêðûò ê äèàëîãó, ïîåõàëè
Источник
Разрыв барабанной перепонки — очень болезненный и опасный процесс. Он может возникнуть при разных обстоятельствах и иметь серьезные последствия при отсутствии адекватной терапии и контроля.
Что такое перфорация барабанной перепонки? Какие факторы могут повлиять на ее разрыв? Каковы симптомы перфорации барабанной перепонки и как ее лечить?
Особенности строения и функции
Барабанная перепонка является функциональной перегородкой между наружным и средним ухом. Она служит для:
- Защиты среднего отдела слухового органа от проникновения бактерий и грибков;
- принятия и передачи звуковых вибраций к слуховым косточкам в барабанной полости.
Барабанная перепонка представляет собой подвижную мембрану жемчужно-серого цвета. У детей имеет круглую форму, по мере взросления она вытягивается в овал. Размер мембраны относительно небольшой — диаметр ее составляет в среднем 1 см, а толщина не превышает 0.1 мм.
Барабанная перепонка состоит из функциональных слоев. Внешняя оболочка мембраны тонко покрыта эпидермисом, а внутренняя, расположенная со стороны среднего отдела уха, выстлана слизистой. Между этими слоями располагается фиброзная ткань — малоэластичная и склонная к разрывам.
Когда перфорируется мембрана, фиброзный слой разрывается, но со временем внешние эпидермис и слизистая сращивают барабанную перепонку, образуя своими разросшимися клетками плотные рубцы.
Специалисты выделяют в мембране два функциональных участка:
- Натянутая часть располагается по контуру барабанной перепонки в местах ее сращения с хрящевой тканью. Она постоянно напряжена.
- Ненатянутая часть идет от височной кости к центру мембраны. Здесь нет фиброзного слоя, поэтому пленка расслаблена и хорошо отвечает на звуковые вибрации.
Причины повреждения барабанной перепонки
В зависимости от того, какие обстоятельства и заболевания привели к разрыву подвижной мембраны, будут различаться и признаки повреждения барабанной перепонки.
Острый средний отит
Чаще всего причина разрыва барабанной перепонки — гнойный средний отит, при котором за мембраной накапливается вырабатываемый при воспалительном процессе экссудат, давит на нее и вызывает ее перфорацию.
Симптомы гнойного среднего отита нарастают по мере развития заболевания.
- На первом этапе пациент испытывает боли, связанные с образованием и постепенным накоплением экссудата. Гной вызывает и изменения в барабанной перепонке — она краснеет и начинает выпячиваться наружу.
- На втором этапе происходит разрыв барабанной перепонки под давлением скопившегося в среднем ухе гноя. После этого болезненные симптомы уходят, а экссудат постепенно вытекает из слухового прохода.
- На следующем этапе после повреждения барабанной перепонки признаки патологии и воспалительный процесс постепенно затихают, а мембрана в течение 5-6 недель, как правило, полностью зарубцовывается.
Хронический гнойный средний отит
Такая форма гнойного отита характеризуется постоянными рецидивами заболевания, при которых регулярно возникает разрыв барабанной перепонки. Воспалительный процесс затрагивает обширные участки внутреннего отдела уха, в том числе и слизистую, покрывающую функциональную мембрану, и хрящевую ткань, к которой она прикреплена.
При хронической форме отита наблюдаются регулярные, порой и вовсе не проходящие гнойные выделения из уха, заметно снижается качество слуха, появляются посторонние шумы. В фазе обострения отмечается болевой синдром. При такой форме разрыв барабанной перепонки порой не успевает рубцеваться, а сама мембрана постепенно разрушается под действием воспалительного процесса.
Аэроотит
Такая патология возникает, как правило, при плохой проходимости слуховой трубы. Во время перелета на самолете, когда появляется сильная разница в давлении, лор-система не способна выровнять его должным образом. Барабанная перепонка при взлете или посадке резко втягивается внутрь, и возникает ее прорыв.
Сначала у пациента возникает ощущение заложенности уха, шум и звон, а при непосредственной перфорации барабанной перепонки симптомы будут следующими:
- Проявляется острый болевой синдром;
- из пораженного органа слуха начинают вытекать серно-кровянистые выделения.
Прямые повреждения
Порой сами пациенты повинны в том, что у них лопнула барабанная перепонка. Ее перфорация может возникнуть механически при чистке ушей не предназначенными для этого аксессуарами и предметами. Слишком глубокое введение спичек, ватных палочек в слуховой проход может вызвать повреждение барабанной перепонки. Также привести к ее разрыву может проталкивание густых серных масс внутрь.
Симптомы разрыва барабанной перепонки при механическом повреждении сходны с аэроотитом — пациент чувствует резкую боль, а затем из уха идет кровь, перемешанная с серой.
Акустическая травма
Перфорация может возникнуть не только из-за перепадов давления, но и под воздействием громких звуков, хотя, по сути, и во втором случае травма вызвана увеличением давления воздуха на барабанную перепонку.
Близкое расположение к источнику громкого звука (профессиональному звуковому оборудованию, разорвавшемуся снаряду, сигнальным системам) часто вызывает повреждение барабанной перепонки — она не выдерживает давления воздуха и прорывается. Пациент испытывает сильную боль, ощущает звон в ушах и временно теряет слух.
Перелом основания черепа
Черепно-мозговые травмы также способны привести к прободению мембраны, если разрушение костей проходит через места ее соединения с хрящевой тканью. При этом у пациента из слухового прохода течет кровь, иногда вперемешку с ликвором.
Диагностика
При первых симптомах прободения мембраны следует обратиться к специалистам — отоларингологу или травматологу, в зависимости от первопричины ее разрыва.
Врач с помощью специальных инструментов осмотрит слуховой проход, оценит состояние мембраны, убедится в наличии ее разрыва.
Если из уха пациента вытекает отделяемое, жидкость возьмут на анализ, чтобы определить ее характер и источник.
Последствия
Посещение врача после разрыва барабанной перепонки строго обязательно. Ее заживление должно проходить под контролем специалиста. Кроме того, перфорированный участок будет открывать полость среднего уха для патогенной флоры, поэтому требуется поддерживающая защитная терапия. При любой причине перфорации барабанной перепонки, лечение будет комплексным и длительным.
Если прорыв мембраны был вызван бактериальной инфекцией, лечение перфорации барабанной перепонки должно проходить комплексно и строго по назначениям лора, чтобы течение ее не переросло в хроническую форму.
Не всегда перфорация барабанной перепонки способна зарасти самостоятельно — для этого требуется наблюдение за ходом ее рубцевания в динамике. Если отверстие не закрывается в срок естественным путем, пациентам показана операция.
Лечение
- Для лечения бактериальной инфекции отоларинголог назначит антибактериальные препараты.
- При сильной травме барабанной перепонки врач может сделать заплатку на месте разрыва. Он будет аккуратно вычищать кровяные сгустки и грязь с поверхности мембраны, обработает края прободения специальным стимулирующим рост составом и наложит на него лоскуток.
- Иногда для закрытия разрыва применяют прижигающие препараты, такие как хромовая кислота и нитрат серебра. Ими обрабатывают травмированные края мембраны.
- Если перфорация обширна или в мембране долго не срастается дырка, врач будет принимать решение о необходимости проведения мирингопластики. Под общей анестезией у пациента берут его собственный лоскуток кожи, затем этот полученный фрагмент пришивают рассасывающимся шовным материалом к перепонке.
Меры профилактики
Чтобы избежать разрыва барабанной перепонки и длительного срастания ее тканей, следует соблюдать определенные меры профилактики:
- Очищайте ушной проход только у выхода;
- избегайте шумных мест;
- во время посадки и взлета надевайте на уши защитные наушники;
- если в самолете нет наушников, избежать негативного влияния перепадов давления помогает рассасывание леденцов;
- своевременно начинайте лечение отита и доводите его до конца, согласно рекомендациям лора.
Источник