Конспект и презентация к уроку обж ожоги

Конспект и презентация к уроку обж ожоги thumbnail

Конспект урока

Тема урока:  «Термические  ожоги.   Оказание первой медицинской помощи при ожогах .»

Цели урока:  познакомить учащихся со степенями ожогов, овладеть приемами оказания помощи при ожогах .

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

Объяснение нового материала.

I. При воздействии высоких температур у человека возникают ожоги. От пламени, кипятка и горячего пара они называются термическими. При воздействии на кожу и слизистые оболочки крепких кислот и щелочей возникают химические ожоги. При попадании на кожу и слизистые обо лочки возникают радиационные ожоги. (слайд 3)

Тяжесть ожогов зависит не только от глубины поражения тканей, но и от площади ожога. В зависимости от глубины поражения кожи и тка ней различают 4 степени ожогов: легкую (I), средней тяжести (II), тяжелую (III), крайне тяжелую (IV). (слайд 4—7  )

1  степень — на пораженном участке возникают покраснение и бо лезненные ощущения, отеки кожи. При оказании помощи необходимо ос вободить пострадавшую часть тела от одежды и подержать обожженное место под струей холодной воды до 10 мин. Можно приложить марлю, смоченную слабым раствором марганцевокислого калия. Затем на место ожога накладывают стерильную повязку. Поверхностные ожоги легко из лечиваются на 3 или 4 день, начинается слущивание верхнего слоя кожи, и через несколько дней она приобретает нормальный вид.

2 степень — на обожженном месте появляются волдыри, заполнен ные тканевой жидкостью.

3  степень — происходит повреждение кожи и образуется струп (плотная обуглившаяся кожная ткань).

4 степень — обугливается не только кожа, но и подлежащие ткани: подкожно-жировая клетчатка, мышцы, сухожилия и даже кости.

Лечить ожоги 2, 3, 4 степени необходимо только в больнице. 

Ока зывается, наш «второй хлеб», наша «палочка-выручалочка» в домашнем меню, любимая наша картошка — еще и чудодейственное лекарство от ожогов. Если ребенок перегрелся на солнце, возьмите пару картофелин, натрите их на мелкой терке и мажьте тонким слоем обгоревшие места. Ес ли ожоги не солнечные, а более тяжелые, прикладывайте к обожженному месту чистые тряпочки, смазанные густым слоем картофельной массы, периодически меняя ее на свежеприготовленную. Эффективно лечит ожоги также настойка крапивы, ее нужно приготовить заранее и держать дома на всякий случай. Итак, собираем и измельчаем свежую траву жгучей крапи вы: один стакан на 0,5 л водки, настаиваем 2 месяца. Если понадобится, смачиваем в этой настойке кусок чистого бинта и прикладываем к месту ожога.

Для излечения даже самых тяжелых ожогов будет достаточно 3-4 повязок из такого снадобья: хорошо прокипяченных вместе со 100 г ело вой живицы столько же свиного сала и пчелиного воска. Ожог сначала нужно промыть известковой водой (столовая ложка негашеной извести на литр кипяченой воды), а затем наложить повязку с приготовленной мазью.

И еще одно народное средство от ожога: кашица из свежего калан хоэ, предварительно чисто вымытого и тщательно размятого. Она снимает боль, способствует быстрому заживанию.

Размеры ожоговой поверхности выражают в процентах от общей поверхности кожного покрова.

Для взрослых поверхность головы и шеи принимают равной 9% (от всей поверхности тела), поверхность одной верхней конечности — 9%, по верхность груди и живота — 18%, задняя поверхность туловища — 18%, по верхность одной нижней конечности — 18%, поверхность промежности и наружных половых органов -1%.

При обширных, занимающих 10-15% поверхности тела ожогах II-III степени возникает тяжелое общее поражение организма ожоговая бо лезнь, которая иногда осложняется ожоговым шоком.

Ожоговая болезнь характеризуется: острой интоксикацией, нару шением в организме процессов водного и солевого обмена, часто ослож няется воспалением легких, поражением печени, почек, острыми язвами желудочно-кишечного тракта.

При оказании помощи: (слайд 8)

1) Прежде всего надо погасить горящую одежду, для чего на пора женного набрасывают пальто, одеяло и гасят пламя.

2) Обожженную часть тела освобождают от одежды, обрезая ее во круг, оставляя на месте прилипшие к ожогу.

3) Нельзя вскрывать пузырьки, касаться ожоговой поверхности ру ками, смазывать ее жиром, мазью и другими веществами.

4) На ожоговую поверхность накладывают стерильную повязку.

5) Провести все мероприятия по предупреждению шока и срочно транспортировать в медицинское учреждение.

Чего категорически нельзя делать при ожогах: (слайд 9 )

  1. отрывать одежду от тела; куски ткани следует оставить; вскрывать волдыри, возникающие на коже, и отслаивать кожу;
  2. рану на месте лопнувшего волдыря обрабатывать йодом, зеленкой, другими жгучими жидкостями (это дополни тельный ожог);
  3. накладывать на ожоги бактерицидный лейкопластырь — снимая его, ты можешь отслоить обожженную кожу и уси лить травму;
  4. место ожога смазывать лосьонами, мазями (кроме специ альных), маслом, присыпать порошками, так как все это способствует удержанию тепла в обожженном месте и тем самым может усилить ожог.

Закрепление изученного материала 

(слайд 10 )

Задания к кроссворду и кроссворд раздаются учащимся с последующей проверкой на экране.

По горизонтали: 1. Повреждения тканей тела из-за высокой температуры. 2. Средство пожаротушения. 3. Какой орган защища ет ватно-марлевая повязка при пожаре? 4. Остановка пожара на пу тях его распространения.

По вертикали: 1. Признак ожога 4-й степени. 2. Ожог, вызван ный пламенем. 3. Признак ожога 2-й степени. 4. Как называется плотная обуглившаяся кожная ткань, образовавшаяся от ожога 3-й степени? 5. Способ прекращения горения веществ и материалов.

Источник

Слайд 1

Первая медицинская помощь при термических ожогах МБОУ СОШ №1. Г.Королев Организатор ОБЖ Оганян Н.А.

Слайд 2

Ожоги – это повреждения тканей, вызванные воздействием высокой температуры (пламя, горячий пар, кипяток) — термические ожоги; едких химических веществ (крепкие кислоты, щёлочи) — химические ожоги; рентгеновских лучей или излучения при взрыве ядерных бомб – лучевые ожоги.

Читайте также:  Рубцы после ожогов жжение зуд

Слайд 3

Степени термических ожогов легкая средняя крайняя тяжелая

Слайд 4

Ожог первой степени (поверхностный) Затрагивает лишь верхний слой кожи. Кожа становится покрасневшей и сухой, обычно болезненной. (Наиболее часто встречаются солнечные ожоги при чрезмерном нахождении на солнце без прикрытия). Такие ожоги обычно заживают в течение 5-6 дней, не оставляя рубцов.

Слайд 5

Ожог первой степени

Слайд 6

Ожог второй степени Повреждаются оба слоя кожи — эпидермис и дерма. Кожа становится покрасневшей, покрывается волдырями (желто-водянистыми образованиями), которые могут вскрываться, что делает кожу мокрой. Возрастание болевых ощущений. Заживление обычно через 3-4 недели, возможно появление рубцов.

Слайд 7

Ожог второй степени

Слайд 8

Ожог третьей степени Разрушают оба слоя кожи и ткани – нервы, кровеносные сосуды, жировую, мышечную и костную. Кожа выглядит обуглившейся (черной) или восково-белой (желто-коричневой), происходит отмирание тканей. Эти ожоги обычно менее болезненные. Обширные ожоги из-за потери жидкости приводят к шоковому состоянию. Вероятно проникновение инфекции. На теле остаются грубые рубцы, часто требуется пересадка кожи.

Слайд 9

Ожог третьей степени

Слайд 10

Ожог четвертой степени Обугливание тканей и находящихся под ними костей. У пострадавших наблюдаются признаки начинающегося или уже имеющегося шока. Опасность — шок, прекращение функционирования органов, ампутация, внесение инфекции.

Слайд 11

Первая помощь

Слайд 12

При ограниченном термическом ожоге следует немедленно начать охлаждение места ожога водопроводной водой в течение 10-15 минут. После этого на область ожога наложить чистую, лучше стерильную повязку. Для уменьшения боли применять обезболивающие средства (анальгин, амидопирин и др.).

Слайд 13

При обширных ожогах, после наложения повязок, напоить пострадавшего горячим чаем. Дать обезболивающее средство и, тепло укутав, срочно доставить его в лечебное учреждение. Если перевозка задерживается или длится долго, то надо дать пострадавшему выпить щелочно-солевую смесь (1 чайная ложка поваренной соли и 1/2 чайной ложки пищевой соды, растворенные в 2 стаканах воды). В первые 6 ч после ожога пострадавший должен получать не менее 2 стаканов раствора в течение часа.

Слайд 14

Дети, как правило переносят ожоги тяжелее, чем взрослые, даже если температура воздействия была не столь высока. На ожоговые раны нельзя наносить пудру или мазь (обработка этих ран должна производиться только врачом, когда он составит представление о степени поражения.

Слайд 15

Помните, что при оказании помощи НЕЛЬЗЯ: прикасаться к обожженной области чем-либо, кроме стерильных или чистых тампон-повязок, использовать вату и снимать одежду с обожженного места, использовать жир, спирт или мазь при тяжелых ожогах, отрывать одежду, прилипшую к ожоговому очагу, обрабатывать рану при ожогах третьей степени, вскрывать ожоговые волдыри.

Слайд 16

Спасибо за внимание!

Слайд 17

Первая медицинская помощь при термических ожогах Стрельникова Анна Юрьевна учитель биологии МБОУ ООШ №1 им. М.А.Погодина г.Полярный

Источник

Тема урока:  Термические  ожоги.   Оказание первой медицинской помощи при ожогах  

Класс: 6 класс

Цель: формировать  представления учащихся об ожогах, научить оказанию доврачебной помощи при ожогах.

Задачи:

Обучающие: актуализировать теоретические знания терминологии ПМП; выяснить причины, приводящие к ожогам: научить применять теоретические знания в практической деятельности (умение накладывать повязки и т.д.);

Развивающие: развивать  навыки предвидения и  анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации.

Воспитывающие: воспитывать ответственное и бережное отношение у учащихся за свою жизнь и жизнь окружающих.

Тип урока – ознакомление с новым материалом.

По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)

По результатам выполнения – практический

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор.

Материалы: презентация к уроку, перевязочный материал, карточки с заданиями, аптечка первой помощи.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Определение темы и целей урока.
  4. Работа над новым материалом.
  5. Практическая работа.
  6. Закрепление нового материала.
  7. Подведение итогов.

Ход урока:

I.Организация начала урока.

II.Актуализация опорных знаний.

Разгадывание кроссворда по теме: «Медико-санитарная подготовка».(СЛАЙД 2)

Вопросы:

1.Материал, используемый для обёртывания или наложения на рану, для фиксации тампона, салфетки или шины (Повязка)

2.Ткань, покрывающая всю поверхность тела (Кожа)

3.Критическое состояние, при котором система кровообращения не в состоянии снабжать все органы насыщенной кислородом кровью (Шок)

4.Табельное средство остановки крови (Жгут)

5.Материал, используемый для оборачивания повреждённой части тела или закрепления повязки или шины (Бинт).

-Какое ключевое слово нашли? (Ожоги)

III.Определение целей и темы урока.

-О чём пойдёт речь на уроке?

-Что такое ожог? У кого был подобный случай?

-Сможете ли вы в случае опасности оказать необходимую помощь?

-Какие поставим для себя цели?

IV.Работа над новым материалом.

1.Объяснение материала.

Ожог- это повреждение кожи, слизистой оболочки, а также подлежащих тканей в результате воздействия высоких температур. (СЛАЙД 3)

-От чего возникают ожоги?

 При воздействии высоких температур у человека возникают ожоги. Ожоги, возникшие от  пламени, кипятка и горячего пара называются термическими. 

При воздействии на кожу и слизистые оболочки крепких кислот и щелочей возникают химические ожоги. Ожоги, получаемые от электротока, называются электрическими, а получаемые в результате ионизирующего излучения – лучевые ожоги.(СЛАЙД Ы 4-6)

Тяжесть ожогов зависит не только от глубины поражения тканей, но и от площади ожога.

В зависимости от глубины поражения кожи и тканей различают

4 степени ожогов: легкую (I), средней тяжести (II), тяжелую (III), крайне тяжелую (IV). (СЛАЙД 7)

2. Работа в парах.

-Попробуйте самостоятельно определить степень ожога по его характеристике.( работа по заранее подготовленным карточкам)

1.Поверхностный ожог, затрагивающий лишь верхний слой кожи, кожа покрасневшая и сухая.- 1 степень

2.Относительно глубокий ожог, затрагивающий оба слоя кожи, кожа покрывается волдырями, становится покрасневшей и мокрой.- 2 степень

Читайте также:  Сестринская помощь при ожогах глаза

3.Глубокий ожог, затрагивающий оба слоя кожи и ткани, расположенные ниже, кожа может выглядеть обуглившейся.- 3 степень

4. Обугливается не только кожа, но и подлежащие ткани: подкожно-жировая клетчатка, мышцы, сухожилия и даже кости.- 4 степень

-Проверим себя.

3.Практическая работа.

(СЛАЙД 8)

1  степень — на пораженном участке возникают покраснение и болезненные ощущения, отеки кожи. При оказании помощи необходимо освободить пострадавшую часть тела от одежды и подержать обожженное место под струей холодной воды до 10 мин. Можно приложить марлю, смоченную слабым раствором марганцевокислого калия. Затем на место ожога накладывают стерильную повязку. Поверхностные ожоги легко излечиваются на 3 или 4 день, начинается слущивание верхнего слоя кожи, и через несколько дней она приобретает нормальный вид.

2 степень — на обожженном месте появляются волдыри, заполненные тканевой жидкостью.

-Ожоги 1-2 степени лечатся самостоятельно, а ожоги 3-4 степени лечат только в больницах, но мы должны уметь оказывать помощь до приезда врачей или до отправки пострадавшего в больницу.

(СЛАЙД 9)

3  степень — происходит повреждение кожи и образуется струп (плотная обуглившаяся кожная ткань).

4 степень — обугливается не только кожа, но и подлежащие ткани: подкожно-жировая клетчатка, мышцы, сухожилия и даже кости.

(Во время выполнения практической работы ученики после объяснения учителя и просмотра нужных слайдов презентации  делятся по парам: пострадавший – спасатель. Пары тренируются в оказании помощи при ожогах. Первая пара – 1 степень, вторая пара – 2 степень и т.д. После тренировки учащиеся демонстрируют навыки перед классом в очерёдности по степени ожога.

Вовремя учителем и другими учениками  исправляются ошибки, если они имеются).

4.Понятие об ожоговой болезни.

При обширных, занимающих 10-15% поверхности тела ожогах II-III степени возникает тяжелое общее поражение организма ожоговая болезнь, которая иногда осложняется ожоговым шоком.

Ожоговая болезнь характеризуется: острой интоксикацией, нарушением в организме процессов водного и солевого обмена, часто осложняется воспалением легких, поражением печени, почек, острыми язвами желудочно-кишечного тракта.

При оказании помощи:

1) Прежде всего надо погасить горящую одежду, для чего на пораженного набрасывают пальто, одеяло и гасят пламя.

2) Обожженную часть тела освобождают от одежды, обрезая ее вокруг, оставляя на месте прилипшие к ожогу.

3) Нельзя вскрывать пузырьки, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром, мазью и другими веществами.

4) На ожоговую поверхность накладывают стерильную повязку.

5) Провести все мероприятия по предупреждению шока и срочно транспортировать в медицинское учреждение.

5. Что нельзя делать при ожогах (СЛАЙД  10)

  1. отрывать одежду от тела; куски ткани следует оставить; вскрывать волдыри, возникающие на коже, и отслаивать кожу;
  2. рану на месте лопнувшего волдыря обрабатывать йодом, зеленкой, другими жгучими жидкостями (это дополнительный ожог);
  3. накладывать на ожоги бактерицидный лейкопластырь — снимая его, ты можешь отслоить обожженную кожу и усилить травму;
  4. место ожога смазывать лосьонами, мазями (кроме специальных), маслом, присыпать порошками, так как все это способствует удержанию тепла в обожженном месте и тем самым может усилить ожог.

V. Подведение итогов урока.

-Смогли ли решить поставленные задачи?

-Где могут пригодиться полученные знания?

-Можно ли избежать беды? Что для этого нужно делать?

VI.Постановка домашнего задания.

  • Прочитать материал в учебнике, запомнить основное.
  • Подобрать дополнительный материал о лечении ожогов народными методами.
  • Ответить на вопрос: может ли народная медицина заменить лечение ожогов медицинскими препаратами. За и против.

Источник

Источник