Конспект по обж ожоги и

Тема урока:  Термические  ожоги.   Оказание первой медицинской помощи при ожогах  

Класс: 6 класс

Цель: формировать  представления учащихся об ожогах, научить оказанию доврачебной помощи при ожогах.

Задачи:

Обучающие: актуализировать теоретические знания терминологии ПМП; выяснить причины, приводящие к ожогам: научить применять теоретические знания в практической деятельности (умение накладывать повязки и т.д.);

Развивающие: развивать  навыки предвидения и  анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации.

Воспитывающие: воспитывать ответственное и бережное отношение у учащихся за свою жизнь и жизнь окружающих.

Тип урока – ознакомление с новым материалом.

По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)

По результатам выполнения – практический

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор.

Материалы: презентация к уроку, перевязочный материал, карточки с заданиями, аптечка первой помощи.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Определение темы и целей урока.
  4. Работа над новым материалом.
  5. Практическая работа.
  6. Закрепление нового материала.
  7. Подведение итогов.

Ход урока:

I.Организация начала урока.

II.Актуализация опорных знаний.

Разгадывание кроссворда по теме: «Медико-санитарная подготовка».(СЛАЙД 2)

Вопросы:

1.Материал, используемый для обёртывания или наложения на рану, для фиксации тампона, салфетки или шины (Повязка)

2.Ткань, покрывающая всю поверхность тела (Кожа)

3.Критическое состояние, при котором система кровообращения не в состоянии снабжать все органы насыщенной кислородом кровью (Шок)

4.Табельное средство остановки крови (Жгут)

5.Материал, используемый для оборачивания повреждённой части тела или закрепления повязки или шины (Бинт).

-Какое ключевое слово нашли? (Ожоги)

III.Определение целей и темы урока.

-О чём пойдёт речь на уроке?

-Что такое ожог? У кого был подобный случай?

-Сможете ли вы в случае опасности оказать необходимую помощь?

-Какие поставим для себя цели?

IV.Работа над новым материалом.

1.Объяснение материала.

Ожог- это повреждение кожи, слизистой оболочки, а также подлежащих тканей в результате воздействия высоких температур. (СЛАЙД 3)

-От чего возникают ожоги?

 При воздействии высоких температур у человека возникают ожоги. Ожоги, возникшие от  пламени, кипятка и горячего пара называются термическими. 

При воздействии на кожу и слизистые оболочки крепких кислот и щелочей возникают химические ожоги. Ожоги, получаемые от электротока, называются электрическими, а получаемые в результате ионизирующего излучения – лучевые ожоги.(СЛАЙД Ы 4-6)

Тяжесть ожогов зависит не только от глубины поражения тканей, но и от площади ожога.

В зависимости от глубины поражения кожи и тканей различают

4 степени ожогов: легкую (I), средней тяжести (II), тяжелую (III), крайне тяжелую (IV). (СЛАЙД 7)

2. Работа в парах.

-Попробуйте самостоятельно определить степень ожога по его характеристике.( работа по заранее подготовленным карточкам)

1.Поверхностный ожог, затрагивающий лишь верхний слой кожи, кожа покрасневшая и сухая.- 1 степень

2.Относительно глубокий ожог, затрагивающий оба слоя кожи, кожа покрывается волдырями, становится покрасневшей и мокрой.- 2 степень

3.Глубокий ожог, затрагивающий оба слоя кожи и ткани, расположенные ниже, кожа может выглядеть обуглившейся.- 3 степень

4. Обугливается не только кожа, но и подлежащие ткани: подкожно-жировая клетчатка, мышцы, сухожилия и даже кости.- 4 степень

-Проверим себя.

3.Практическая работа.

(СЛАЙД 8)

1  степень — на пораженном участке возникают покраснение и болезненные ощущения, отеки кожи. При оказании помощи необходимо освободить пострадавшую часть тела от одежды и подержать обожженное место под струей холодной воды до 10 мин. Можно приложить марлю, смоченную слабым раствором марганцевокислого калия. Затем на место ожога накладывают стерильную повязку. Поверхностные ожоги легко излечиваются на 3 или 4 день, начинается слущивание верхнего слоя кожи, и через несколько дней она приобретает нормальный вид.

2 степень — на обожженном месте появляются волдыри, заполненные тканевой жидкостью.

-Ожоги 1-2 степени лечатся самостоятельно, а ожоги 3-4 степени лечат только в больницах, но мы должны уметь оказывать помощь до приезда врачей или до отправки пострадавшего в больницу.

(СЛАЙД 9)

3  степень — происходит повреждение кожи и образуется струп (плотная обуглившаяся кожная ткань).

4 степень — обугливается не только кожа, но и подлежащие ткани: подкожно-жировая клетчатка, мышцы, сухожилия и даже кости.

(Во время выполнения практической работы ученики после объяснения учителя и просмотра нужных слайдов презентации  делятся по парам: пострадавший – спасатель. Пары тренируются в оказании помощи при ожогах. Первая пара – 1 степень, вторая пара – 2 степень и т.д. После тренировки учащиеся демонстрируют навыки перед классом в очерёдности по степени ожога.

Вовремя учителем и другими учениками  исправляются ошибки, если они имеются).

4.Понятие об ожоговой болезни.

При обширных, занимающих 10-15% поверхности тела ожогах II-III степени возникает тяжелое общее поражение организма ожоговая болезнь, которая иногда осложняется ожоговым шоком.

Читайте также:  Закрытый ожог первая помощь при ожоге

Ожоговая болезнь характеризуется: острой интоксикацией, нарушением в организме процессов водного и солевого обмена, часто осложняется воспалением легких, поражением печени, почек, острыми язвами желудочно-кишечного тракта.

При оказании помощи:

1) Прежде всего надо погасить горящую одежду, для чего на пораженного набрасывают пальто, одеяло и гасят пламя.

2) Обожженную часть тела освобождают от одежды, обрезая ее вокруг, оставляя на месте прилипшие к ожогу.

3) Нельзя вскрывать пузырьки, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром, мазью и другими веществами.

4) На ожоговую поверхность накладывают стерильную повязку.

5) Провести все мероприятия по предупреждению шока и срочно транспортировать в медицинское учреждение.

5. Что нельзя делать при ожогах (СЛАЙД  10)

  1. отрывать одежду от тела; куски ткани следует оставить; вскрывать волдыри, возникающие на коже, и отслаивать кожу;
  2. рану на месте лопнувшего волдыря обрабатывать йодом, зеленкой, другими жгучими жидкостями (это дополнительный ожог);
  3. накладывать на ожоги бактерицидный лейкопластырь — снимая его, ты можешь отслоить обожженную кожу и усилить травму;
  4. место ожога смазывать лосьонами, мазями (кроме специальных), маслом, присыпать порошками, так как все это способствует удержанию тепла в обожженном месте и тем самым может усилить ожог.

V. Подведение итогов урока.

-Смогли ли решить поставленные задачи?

-Где могут пригодиться полученные знания?

-Можно ли избежать беды? Что для этого нужно делать?

VI.Постановка домашнего задания.

  • Прочитать материал в учебнике, запомнить основное.
  • Подобрать дополнительный материал о лечении ожогов народными методами.
  • Ответить на вопрос: может ли народная медицина заменить лечение ожогов медицинскими препаратами. За и против.

Источник

Ирина Чернышова
Конспект занятия «Первая помощь при ожогах»

Пояснительная записка к НОД.

•Позиция педагога: дошкольное детство – важный период, когда дети осваивают правила поведения в социуме и, в том числе, правила безопасного поведения в бытовых ситуациях. Кроме того, у старшего дошкольника активно формируются предпосылки к логическому мышлению и знаково-символическая функция головного мозга. На мой взгляд, важно не просто сформулировать правило, но и помочь детям разобраться в свойствах объектов и явлений, лежащих в его основе. Воспроизводство правил в виде знаков помогает более осознанному их запоминанию и выполнению. Результат продуктивной деятельности данного занятия – памятка – способствует формированию единых требований к поведению ребенка в опасных бытовых ситуациях, как в дошкольном учреждении, так и в семье.

•Тема НОД: «Ожог. Правила поведения. Первая помощь»

•Образовательные области: познание, безопасность, здоровье.

•Цель: уточнение знаний направленных на обеспечение безопасной жизнедеятельности детей при ожогах.

•Задачи:

Образовательные

• продолжать учить детей выделять опасные для здоровья ситуации и находить способы их предотвращения;

• активизировать жизненный опыт детей в плане сохранения своего здоровья;

• уточнить правила оказания первой помощи при ожогах.

Развивающие

• развивать умения делать выводы и умозаключения;

• развивать произвольность поведения;

• закреплять умение действовать по заданному алгоритму.

Воспитательные

• формировать коммуникативную, информационную и здоровьесберегающую компетентности детей;

• воспитывать сочувствие и внимательное отношение к себе и к окружающим.

•Место мероприятия: групповое помещение.

•Тип: углубленно-познавательное

•Используемое оборудование: ноутбук, проектор, доска (экран, лист бумаги формат А-4 сложенный втрое, простые и красные карандаши по числу детей.

Содержательная часть:

Конспект НОД

Номер слайда Деятельность воспитателя Деятельность детей

Слайд 1 Воспитатель привлекает внимание детей к экрану, сообщает, что доктор Айболит пришел к ним в очередной раз и сегодня снова даст им свои советы, но сначала просит ребят отгадать его загадки. Рассаживаются полукругом перед экраном для просмотра презентации, настраиваются на отгадывание загадок.

Слайд 2

Загадывает загадку:

«Из горячего колодца

Через нос водица льется». Отгадывают загадку.

(чайник)

Выход объекта на слайд после ответа детей Обращает внимание на изображение Получают подтверждение правильности своего ответа.

Слайд 3

Загадывает загадку:

«Он красив и ярко-красен,

Но он жгуч, горяч, опасен». Отгадывают загадку.

(огонь)

Выход объекта на слайд после ответа детей Обращает внимание на изображение Получают подтверждение правильности своего ответа.

Слайд 4

Загадывает загадку:

«В полотняной стране

По реке простыне

Плывёт пароход

То назад, то вперёд,

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать». Отгадывают загадку.

(утюг)

Выход объекта на слайд после ответа детей Обращает внимание на изображение Получают подтверждение правильности своего ответа.

Слайд 5 Воспитатель предлагает детям посмотреть на все три отгадки и подумать, что их объединяет (почему они заключены в красные круги).

Читайте также:  Ожог что делать в первую очередь

Подводит детей к выводу, что красный круг – предостережение об опасности.

Предлагает детям высказать свое предположение, чем опасны эти три предмета.

Просит детей вспомнить, какие предметы домашнего обихода могут так же привести к ожогам. Дети рассуждают и приходят к выводу, что красный цвет, предупреждает об опасности.

Излагают свои предположения.

(можно обжечься)

Возможные ответы детей:

(газовая плита, включенный утюг, розетка и т. д.)

Слайд 6-7

Правильный ответ по щелчку мыши Предлагает детям игру «Четвертый лишний». На экране 4 картинки иллюстрирующие опасные бытовые ситуации. Предлагает детям выбрать ситуацию, которая опасна, но не приводит к ожогу. Дети рассматривают картинки, называют ту, которая по их мнению лишняя и объясняют свой выбор.

Слайд 8 Правильный ответ по щелчку мыши Предлагает обратную игру: из 4 опасных ситуаций выбрать ту, которая приведет к ожогам. Дети рассматривают картинки, выбирают нужную ситуацию, объясняют свой выбор.

Слайд 9

Иллюстрации к рассказу воспитателя появляются последовательно по щелчку мыши -Доктор Айболит спрашивает, знаете ли вы, как оказать помощь, пострадавшему, который получил ожог.

Выслушивает ответы детей, рассказывает им о том какую помощь необходимо оказать человеку, получившему ожог (на основе презентации). Ответы детей.

Дети слушают и рассматривают картинки.

Слайд 10 Иллюстрации к рассказу воспитателя появляются последовательно по щелчку мыши — Доктор Айболит знает, что ожог дети могут получить не только дома, но и в детском саду, если не будут соблюдать правила. Предлагает детям подумать, в каких ситуациях они могут получить ожог в группе. Дети высказывают свои предположения.

(во время обеда и подготовки к нему)

Слайд 11-13

Переход к слайдам по щелчку мыши последовательно в процессе обсуждения знаков Предлагает детям разработать правила безопасного поведения в группе, которые помогут им избежать ожогов, и записать их с помощью знаков.

Организует беседу, активизирует детей, задает наводящие вопросы. В процессе обсуждения демонстрирует знаки, с помощью которых можно записать правила. Дети предлагают свои варианты правил безопасного поведения и предлагают варианты их записи с помощью знаков.

(Нельзя бегать вокруг накрытых столов, подходить близко к младшему воспитателю, который накрывает на стол или несет кастрюли с пищей и т. д.)

— — Доктор Айболит приготовил для вас памятки для правил, но они пока пустые. Предлагает детям перейти к столам, где приготовлены бумага и карандаши и зарисовать, по одному из трех правил, на каждой части сложенной втрое бумаги. Организует самостоятельную деятельность детей по зарисовке знаков в свои памятки по безопасности. Дети делают зарисовки знаков в свои памятки.

Слайд 14 Предлагает детям объединиться в пары и проверить друг у друга правильность выполнения задания.

Поручает дежурным собрать памятки для проверки Айболитом и объясняет, что Доктор на всех правильно заполненных памятках поставит свою печать.

Обмениваются памятками и проверяют правильность выполнения задания друг у друга.

Собирают памятки.

Переход к игровой деятельности

После проведения НОД оценивает работу детей, приклеивая печати в памятки. (Приложение)

Использованные ресурсы:

1. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений /под ред. О. М. Дьяченко. — М,: Гном-пресс, 1999.

2.Иллюстрации к презентации: https://images.yandex.ru/

Источник

1.2. Применение  современных образовательных технологий

Тема: Ожоги

Цель занятия: сформировать представления о видах ожогах и оказании первой медицинской помощи

Задачи:

  1. Обучающие – расширить и углубить знания о видах ожогов; обобщить знания о причинах различных ожогов; сформировать представления о задачах первой медицинской помощи
  2. Развивающие — развивать познавательный интерес учащихся, умение работать с учебником, таблицами, слайдами, делать выводы, уметь использовать изученный ранее материал.
  3. Воспитательные — воспитывать интерес к урокам ОБЖ, толерантно относиться к людям, пострадавшим в ЧС.

Методическая цель: использование ИКТ – как одного из способов развитие интереса обучающихся, развитие информационной и коммуникативной компетенций.

Уровень усвоения знаний: частично-поисковый.

Межпредметные связи: биология.

Учебно-методическое обеспечение: 

  1. учебник «Основы безопасной жизнедеятельности 11 кл.» М.П. Фролов;
  2. раздаточный материал (карточки с таблицами);
  3. презентация по теме: «Виды ожогов».

Материально-техническое обеспечение: рабочее место преподавателя, компьютер, широкоформатный телевизор, рабочие места обучающихся.

  1. Введение в изучение новой темы

Рассказ учителя:

Ребята, сегодня мы пройдем новую тему – ожоги (слайд №1). От чего могут возникнуть ожоги? Дети отвечают (от кипятка, пара, огня, солнечные ожоги). Правильно. Вы сейчас перечислили ожоги, возникающие при  воздействии высокой температуры, однако, это не единственная причина.  На самом деле ожоги возникают также под воздействием некоторых химических веществ и электрического тока (слайд №2)

Читайте также:  Чем лечить ожог кожи димексидом

По ходу рассказа, дети заполняют таблицу (слайд №3)

Причины ожогов

Виды ожогов

Обычно при ожогах поражается кожа, но иногда могут быть обожжены и подкожные ткани, а также внутренние органы, причем даже при отсутствии поражения кожи. Так, при употреблении внутрь очень горячей жидкости или едкого вещества (например, кислоты) может произойти ожог пищевода и желудка, а вдыхание дыма и горячего воздуха (например, при пожаре) может привести к ожогу легких.

Итак, ожог — повреждение ткани вследствие воздействия тепла, химических веществ или электричества (слайд №4)

Чаще всего, нам приходится сталкиваться с термическими и солнечными ожогами, о них мы сегодня и поговорим. О других видах ожогов вы узнаете на следующем уроке.

  1. Изучение новой темы

Часть 1. Термический ожоги

А) Термические ожоги появляются вследствие попадания на тело горячей жидкости, пламени или соприкосновения кожи с раскаленными предметами. В зависимости от температуры и длительности ее воздействия на кожу образуются ожоги разной степени.

Слайд №5 (работа с рисунком и текстом учебником).  Составить таблицу или схему по степеням ожогов и их характеристикам.

Проверка выполненного задания. Слайд №6

Дополнения учителя. 

Ожоги I и II  степени называют поверхностными. Такие ожоги способны к самопроизвольному заживлению.

Заживление глубоких ожогов (III и IV степени) невозможно без врачебной помощи.

Слайд №7

Мотивационный момент

Проанализируйте ситуацию. В ожоговый центр поступило 10 человек, четверо из которых страдали ожогами 3 степени тяжести с поражениями кожных покровов небольшой площади. Больные были госпитализированы в стационар и через 5 дней они были переведены на амбулаторное лечение с ежедневным посещением больницы для перевязки и других необходимых процедур. А у остальных 6 пострадавших ожоги 2 степени тяжести, но площадь ожогов значительно больше. За этими больными был больничный уход в течение 12-14 дней. Объясните, какие еще причины, кроме степени тяжести, могут являться угрозой жизни при ожогах?

Дети называют причину (площадь поражения кожи).

Дополнения учителя

Общая площадь поверхности кожи у взрослого человека составляет 1,5 – 2 м2.

Площадь ожога определяют по «правилу девяток» (голова — 9%, рука — 9%, передняя поверхность туловища — 9% х 2, нога — 18%). Слайд №8.

  Или по «правилу ладони», помня, что площадь ладони составляет приблизительно 1% площади поверхности кожи. Слайд №9

При обширных, даже неглубоких ожогах возникает шок, в обожженных местах образуются токсические вещества, которые, проникая в кровь, разносятся по всему организму. На обожженные участки попадают микроорганизмы; ожоговые раны, как правило, начинают нагнаиваться. Уже при ожоге II степени, охватившем одну треть поверхности тела, возникает серьезная опасность для жизни пострадавшего.

Изучение правил оказания помощи при термических ожогах с использование текста учебника, презентации и раздаточного материала.

Задание. Ученикам необходимо разложить карточки по порядку действий, а затем записать действия в тетрадь.

Проверка выполненного задания (слайд №10)

Правила поведения детей при пожаре

Часть 2. Солнечные ожоги

Рассказ учителя. После длительного пребывания на солнце без одежды нередко появляются ожоги кожи. Обычно это ожоги I степени, ожоги отдельных участков бывают II степени (слайд № 11).

Назовите признаки солнечного ожога? (Ученики отвечают – покраснение кожи, жжение, боль и др.). Признаками солнечного ожога являются резкая краснота, боли, отек и пузыри беспокоят пострадавшего 3–5 дней. Признаки ожога кожи иногда дополняются признаками общего перегревания тела.

Оказание помощи при солнечных ожогах. 

Информацию об оказание помощи учащиеся записывают самостоятельно при просмотре фрагмента передачи «Здорово жить с Елей Малышевой».

Проверка выполненного задания

Дополнение учителя (слайд №12)

Три правила лечения солнечных ожогов

1. Поверхность кожи следует оберегать от проникновения бактерий;

2. Для устранения боли следует охлаждать поверхность;

3. Для предотвращения шелушения и отслоения эпидермиса следует проводить обработку питательными составами, раствором алое и витамина Е.

3. Итог урока

        Краткое повторение материала.

Учитель раздает карточки с таблицей для заполнения их учащимися.

Виды ожогов

Признаки ожогов

Первая помощь

Термические 1 степени

Термические 2 степени

Термические 3 степени

Термические 4 степени

Солнечные ожоги

Проверка выполненного задания (слайд №13)

4. Выводы

Сегодня мы узнали виды ожогов, критерии оценки степени тяжести ожогов и оказание первой медицинской помощи.

Умение квалифицированно и своевременно оказать первую помощь позволит уменьшить страдания потерпевшего, предупредит развитие возможных осложнений, облегчит тяжесть течения болезни и спасет жизнь пострадавшему.

Источник