Конспект урока по обж ожоги и обморожения

Конспект урока по обж ожоги и обморожения thumbnail

Тема урока:  Термические  ожоги.   Оказание первой медицинской помощи при ожогах  

Класс: 6 класс

Цель: формировать  представления учащихся об ожогах, научить оказанию доврачебной помощи при ожогах.

Задачи:

Обучающие: актуализировать теоретические знания терминологии ПМП; выяснить причины, приводящие к ожогам: научить применять теоретические знания в практической деятельности (умение накладывать повязки и т.д.);

Развивающие: развивать  навыки предвидения и  анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации.

Воспитывающие: воспитывать ответственное и бережное отношение у учащихся за свою жизнь и жизнь окружающих.

Тип урока – ознакомление с новым материалом.

По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)

По результатам выполнения – практический

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор.

Материалы: презентация к уроку, перевязочный материал, карточки с заданиями, аптечка первой помощи.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Определение темы и целей урока.
  4. Работа над новым материалом.
  5. Практическая работа.
  6. Закрепление нового материала.
  7. Подведение итогов.

Ход урока:

I.Организация начала урока.

II.Актуализация опорных знаний.

Разгадывание кроссворда по теме: «Медико-санитарная подготовка».(СЛАЙД 2)

Вопросы:

1.Материал, используемый для обёртывания или наложения на рану, для фиксации тампона, салфетки или шины (Повязка)

2.Ткань, покрывающая всю поверхность тела (Кожа)

3.Критическое состояние, при котором система кровообращения не в состоянии снабжать все органы насыщенной кислородом кровью (Шок)

4.Табельное средство остановки крови (Жгут)

5.Материал, используемый для оборачивания повреждённой части тела или закрепления повязки или шины (Бинт).

-Какое ключевое слово нашли? (Ожоги)

III.Определение целей и темы урока.

-О чём пойдёт речь на уроке?

-Что такое ожог? У кого был подобный случай?

-Сможете ли вы в случае опасности оказать необходимую помощь?

-Какие поставим для себя цели?

IV.Работа над новым материалом.

1.Объяснение материала.

Ожог- это повреждение кожи, слизистой оболочки, а также подлежащих тканей в результате воздействия высоких температур. (СЛАЙД 3)

-От чего возникают ожоги?

 При воздействии высоких температур у человека возникают ожоги. Ожоги, возникшие от  пламени, кипятка и горячего пара называются термическими. 

При воздействии на кожу и слизистые оболочки крепких кислот и щелочей возникают химические ожоги. Ожоги, получаемые от электротока, называются электрическими, а получаемые в результате ионизирующего излучения – лучевые ожоги.(СЛАЙД Ы 4-6)

Тяжесть ожогов зависит не только от глубины поражения тканей, но и от площади ожога.

В зависимости от глубины поражения кожи и тканей различают

4 степени ожогов: легкую (I), средней тяжести (II), тяжелую (III), крайне тяжелую (IV). (СЛАЙД 7)

2. Работа в парах.

-Попробуйте самостоятельно определить степень ожога по его характеристике.( работа по заранее подготовленным карточкам)

1.Поверхностный ожог, затрагивающий лишь верхний слой кожи, кожа покрасневшая и сухая.- 1 степень

2.Относительно глубокий ожог, затрагивающий оба слоя кожи, кожа покрывается волдырями, становится покрасневшей и мокрой.- 2 степень

3.Глубокий ожог, затрагивающий оба слоя кожи и ткани, расположенные ниже, кожа может выглядеть обуглившейся.- 3 степень

4. Обугливается не только кожа, но и подлежащие ткани: подкожно-жировая клетчатка, мышцы, сухожилия и даже кости.- 4 степень

-Проверим себя.

3.Практическая работа.

(СЛАЙД 8)

1  степень — на пораженном участке возникают покраснение и болезненные ощущения, отеки кожи. При оказании помощи необходимо освободить пострадавшую часть тела от одежды и подержать обожженное место под струей холодной воды до 10 мин. Можно приложить марлю, смоченную слабым раствором марганцевокислого калия. Затем на место ожога накладывают стерильную повязку. Поверхностные ожоги легко излечиваются на 3 или 4 день, начинается слущивание верхнего слоя кожи, и через несколько дней она приобретает нормальный вид.

2 степень — на обожженном месте появляются волдыри, заполненные тканевой жидкостью.

-Ожоги 1-2 степени лечатся самостоятельно, а ожоги 3-4 степени лечат только в больницах, но мы должны уметь оказывать помощь до приезда врачей или до отправки пострадавшего в больницу.

(СЛАЙД 9)

3  степень — происходит повреждение кожи и образуется струп (плотная обуглившаяся кожная ткань).

4 степень — обугливается не только кожа, но и подлежащие ткани: подкожно-жировая клетчатка, мышцы, сухожилия и даже кости.

(Во время выполнения практической работы ученики после объяснения учителя и просмотра нужных слайдов презентации  делятся по парам: пострадавший – спасатель. Пары тренируются в оказании помощи при ожогах. Первая пара – 1 степень, вторая пара – 2 степень и т.д. После тренировки учащиеся демонстрируют навыки перед классом в очерёдности по степени ожога.

Вовремя учителем и другими учениками  исправляются ошибки, если они имеются).

4.Понятие об ожоговой болезни.

При обширных, занимающих 10-15% поверхности тела ожогах II-III степени возникает тяжелое общее поражение организма ожоговая болезнь, которая иногда осложняется ожоговым шоком.

Ожоговая болезнь характеризуется: острой интоксикацией, нарушением в организме процессов водного и солевого обмена, часто осложняется воспалением легких, поражением печени, почек, острыми язвами желудочно-кишечного тракта.

При оказании помощи:

1) Прежде всего надо погасить горящую одежду, для чего на пораженного набрасывают пальто, одеяло и гасят пламя.

2) Обожженную часть тела освобождают от одежды, обрезая ее вокруг, оставляя на месте прилипшие к ожогу.

3) Нельзя вскрывать пузырьки, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром, мазью и другими веществами.

4) На ожоговую поверхность накладывают стерильную повязку.

5) Провести все мероприятия по предупреждению шока и срочно транспортировать в медицинское учреждение.

5. Что нельзя делать при ожогах (СЛАЙД  10)

  1. отрывать одежду от тела; куски ткани следует оставить; вскрывать волдыри, возникающие на коже, и отслаивать кожу;
  2. рану на месте лопнувшего волдыря обрабатывать йодом, зеленкой, другими жгучими жидкостями (это дополнительный ожог);
  3. накладывать на ожоги бактерицидный лейкопластырь — снимая его, ты можешь отслоить обожженную кожу и усилить травму;
  4. место ожога смазывать лосьонами, мазями (кроме специальных), маслом, присыпать порошками, так как все это способствует удержанию тепла в обожженном месте и тем самым может усилить ожог.

V. Подведение итогов урока.

-Смогли ли решить поставленные задачи?

-Где могут пригодиться полученные знания?

-Можно ли избежать беды? Что для этого нужно делать?

VI.Постановка домашнего задания.

  • Прочитать материал в учебнике, запомнить основное.
  • Подобрать дополнительный материал о лечении ожогов народными методами.
  • Ответить на вопрос: может ли народная медицина заменить лечение ожогов медицинскими препаратами. За и против.

Источник

Тема: «Обморожение и общее переохлаждение организма»

1) Ребята, чтобы определить тему нашего урока предлагаю посмотреть небольшой видеосюжет. (2 мин)

Мы с Вами посмотрели видеосюжет, давайте подумаем, как он может быть связан с темой нашего урока. (Высказывают мнения)

Значит тема нашего урока: «Обморожение и общее переохлаждение организма». (Вывешиваю тему)

2) Давайте подумаем, чтобы вы хотели узнать по этой теме.

Задачи: 1) Что такое обморожение и переохлаждение.

2) Причины обморожения и переохлаждения.

3) Степени обморожения.

4) Признаки обморожения

5) Оказание первой помощи при обморожении.

Давайте сформулируем цель нашего урока, используя данные задачи.

ЦЕЛЬ: Знакомство с обморожением и переохлаждением организма и оказание первой помощи при них.

3) Многие могут вспомнить, как, гуляю на улице в сильный мороз, отморозили нос, уши, щеки. Обморожение и общее переохлаждение организма обычно наступает при температуре воздуха ниже -6 С. А

Ребята, а кто-нибудь из Вас получал обморожение и переохлаждение организма или из ваших знакомых, а почему вы решили что это было обморожение, по каким признакам.

Признаки:

1) Потеря чувствительности

2) Побледнение кожи

3) Покраснение кожи.

4) Боль.

5) Покалывание

6) Жжение

7) Отек

8) Волдыри

9) Участки кожи черного цвета

Причины:

1) Низкая температура

2) Тесная обувь

3) Сильный ветер

4) Длительное пребывание на улице

5) Мокрая одежда

6) Несоответствующая погоде одежда

7) Травма

8) Голод

4) Ребята мы с Вами на основе вашего личного опыта определили причины обморожения и переохлаждения, а теперь давайте определения, что такое обморожение , а что такое переохлаждение организма.

На доске презентация, необходимо соединить определения и понятия.

Обморожение – повреждение тканей организма под воздействием низких температур.

Переохлаждение – понижение температуры тела человека под воздействием низких температур.

5)На основе признаков , обморожения делят на 4 степени. Используя текст учебника на стр.154 распределите признаки , которые мы с вами отметили на доске по степеням.

1-побледнение кожи, покраснение кожи, шелушение кожи, отек.

2- те же+ волдыри ( с желтоватой или кровяной жидкостью)

3- участки кожи черного цвета, пузыри темного цвета

4- омертвление кожи, мышц, сухожилий , отек.

При всех степенях побледнение и утрата чувствительности.

Возьмите текст на белом листочке. ( выбрать причину и признаки обморожения).

6) Физкультминутка.

7) Ребята, а как необходимо действовать , если вы или ваши знакомые получили обморожение и переохлаждении. Вам на синем листочке предлагаются картинки оказания первой помощи, которые необходимо расставить в правильной последовательности. Поможет вам учебник на стр.155.Проверка.

8) На экране изображены картиночки, подумайте, что их может объединять.

Верно там изображено, что нельзя делать при обморожении.

9) Аптечка (если будет время)

10)Рефлексия: а)(картинки назвать степень)

б) Мы с вами в начале урока поставили цель и задачи, давайте посмотрим решили мы их с вами?

В) смайлики.

От чего зависит тяжесть обморожения? ( температуры среды, влажность воздуха, длительности пребывания на холоде)

Источник

Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»

1. 

Что происходит в организме человека при солнечном ударе?

Мозговые кровеносные сосуды расширяются и кровь приливает к голове

Зрение ослабевает, учащается пульс

Перестают поступать импульсы из головного мозга к жизненно важным органам

2. 

Что не является признаками солнечного удара?

Покраснение лица, сильные головные боли

Тошнота, головокружение, рвота

Острая сердечная боль

3. 

Какие действия являются профилактикой солнечного удара?

Прием таблеток

Вакцинация

Ношение головного убора, обильное питье воды

4. 

В каких случаях возникает тепловой удар?

При ударе о горячий предмет

При нарушении теплообмена в организме

При отравлении химическим веществом

5. 

Укажите необходимые действия в случае возникновения теплового удара.

Перенести пострадавшего в прохладное место

Расстегнуть или снять одежду

Обтереть тело полотенцем, смоченным холодной водой

Все вышеуказанные процедуры необходимы

6. 

Если пострадавший от теплового удара потерял сознание, какие действия необходимо предпринять?

Хлопать по лицу

Дать понюхать нашатырный спирт

Сделать массаж сердца

7. 

Укажите визуальные признаки отморожения.

Кожа покрывается волдырями

Кожа краснеет, затем бледнеет

Кожа облезает

8. 

Что необходимо сделать при любой стадии отморожения?

Напоить горячим чаем

Сделать укол

Обработать зеленкой

9. 

Какое внешнее действие провоцирует термический ожог?

Укус термитов

Воздействие на человека открытого огня

Отравление химикатами

10. 

Какая степень термического ожога требует срочной госпитализации?

Первая

Вторая

Третья и четвертая

Источник

Источник