Контрольная при ожогах и обморожение
I вариант.
1. Ожог – это:
а) повреждение тканей организма под воздействием низких температур. Нередко сопровождается общим переохлаждением организма и особенно часто затрагивает выступающие части тела, такие как ушные раковины, нос, недостаточно защищённые конечности, прежде всего пальцы рук и ног
б) повреждение тканей организма, вызванное действием высокой температуры или действием некоторых химических веществ (щелочей, кислот, солей тяжёлых металлов и др.)+
в) расстройство жизнедеятельности организма, возникшее вследствие попадания в организм яда или токсина, а также действие, вызвавшее такое заболевание (например, убийство или самоубийство с помощью яда).
2. По глубине поражения тканей ожоги делятся на:
а) на 2 степени
б) на 3 степени
в) на 4 степени +
3. Какие существуют виды ожогов?
а) химические и термические ожоги
б) термические и солнечные ожоги
в) химические, термические, электрические и лучевые ожоги +
4. Резкая краснота, боли, отёк и пузыри беспокоят пострадавшего 3- 5 дней. Признаки ожога кожи иногда дополняются признаками общего перегревания тела. К какому виду ожогов относится данный признак?
а) солнечный ожог (лучевой) +
б) химический ожог
в) термический ожог
5. Первая помощь при химических ожогах:
а) необходимо быстро удалить, пострадавшего из зоны огня. Если на человеке загорелась одежда, нужно немедля снять ее или набросить на пострадавшего покрывало, пальто, мешок, шинель, то есть прекратить к огню доступ воздуха.
б) необходимо сбросить пропитанную кислотой одежду, обильно промыть пораженные участки водой (под струей), затем обмыть их 2 % раствором питьевой соды или мыльной водой, чтобы нейтрализовать кислоту, и наложить сухие повязки. +
в) пострадавшего следует обмыть, облить холодной водой, хорошенько напоить прохладной водой, чаем, молоком, смазать кожу борным вазелином.
6. К особым формам ожога относят:
а) химические ожоги
б) лучевые ожоги (солнечные, рентгеновские и др.) и поражение электричеством +
в) термические ожоги
7. Какие факторы поражения при термических ожогах?
а) кислоты, щёлочи, соли тяжёлых металлов
б) пламя, жидкость, пар +
в) световое и ионизирующее излучение
8. Какие факторы поражения при химических ожогах?
а) кислоты, щёлочи, соли тяжёлых металлов +
б) пламя, жидкость, пар
в) световое и ионизирующее излучение
9.Первая медицинская помощь?
а) разрезать и снять одежду
б) устранить источник +
в) обезболить
10. Понятие отморожение или обморожение-это…
а) повреждение тканей организма под воздействием низких температур. Нередко сопровождается общим переохлаждением организма и особенно часто затрагивает выступающие части тела, такие как ушные раковины, нос, недостаточно защищённые конечности, прежде всего пальцы рук и ног +
б) повреждение тканей организма, вызванное действием высокой температуры или действием некоторых химических веществ (щелочей, кислот, солей тяжёлых металлов и др.)
в) расстройство жизнедеятельности организма, возникшее вследствие попадания в организм яда или токсина, а также действие, вызвавшее такое заболевание (например, убийство или самоубийство с помощью яда)
11. Чаще всего отморожения возникают
а) в холодное зимнее время при температуре окружающей среды ниже -10… -20 °C +
б) осенью при температуре 0 … -4 °C
в) весной при температуре +5 … +10 °C
12. Какие различают степени обморожения
а) лёгкую и тяжёлую
б) лёгкую, среднюю и тяжелую +
в) простую и сложную
13. При тяжёлой степени обморожения наблюдается:
а) температура тела 29-32 °C, характерны резкая сонливость, угнетение сознания, бессмысленный взгляд. Кожные покровы бледные, синюшные, иногда с мраморной окраской, холодные на ощупь. Пульс замедляется до 50-60 ударов в минуту, слабого наполнения. Артериальное давление снижено незначительно. Дыхание редкое — до 8-12 в минуту, поверхностное. Возможны отморожения лица и конечностей I—IV степени.
б) Кожные покровы бледные, синюшные, появляются «гусиная кожа», озноб, затруднения речи. Пульс замедляется до 60-66 ударов в минуту. Артериальное давление нормально или несколько повышено. Дыхание не нарушено. Возможны отморожения I—II степени.
в) температура тела ниже 31 °C. Сознание отсутствует, наблюдаются судороги, рвота. Кожные покровы бледные, синюшные, очень холодные на ощупь. Пульс замедляется до 36 ударов в минуту, слабого наполнения, имеет место выраженное снижение артериального давления. Дыхание редкое, поверхностное — до 3-4 в минуту. Наблюдаются тяжёлые и распространённые отморожения вплоть до оледенения. +
14. Возникновению обморожений способствуют влажность и ветер. Зачастую возникновение подобных травм возможно при положительной температуре воздуха, при сильном ветре и высокой влажности. Ветер и высокая влажность усиливают теплоотдачу, снижают термоизолирующие свойства одежды и обуви. К какой причине обморожения относится данное описание?
а) состояние теплоизоляции конечности
б) погодные условия +
в) общее состояние организма
15. При обморожении пальцев, ушных раковин или других частей тела запрещено:
а) растирать обмороженные участки кожи снегом +
б) согревать эти места, прикрыв их руками в сухих тёплых перчатках
в) согревать руки, спрятав их в подмышках
16. Отморожению чаще всего подвергаются:
а) пальцы ног и рук, нос, ушные раковины +
б) голова
в) колени
17. Контактное обморожение возникает …
а) при воздействии низких температур
б) при температурах близких к нулю (в том числе положительных) и длительном нахождении во влажной среде
в) при контакте с холодным предметом +
18. При попадании в холодную воду:
а) особое внимание следует уделить шее и затылку. Постараться не опускать их в воду. Принять позу эмбриона. Одежду не сбрасывать, она будет продолжать греть. +
б) особое внимание следует уделить рукам, постараться не опускать их в воду
в) особое внимание следует уделить ногам
19. Обморожению больше всего подвержены:
а) взрослые
б) старики
в) пожилые люди и дети +
20. Как одеваться во время морозов, чтобы избежать обморожений?
а) необходимо одеваться таким образом, чтобы слои одежды не плотно прилегали друг к другу и оставляли между собой прослойки воздуха, которые отлично удерживают тепло. +
б) необходимо одеваться таким образом, чтобы слои одежды плотно прилегали друг к другу, не оставляя прослойку воздуха
б) необходимо одеваться, так чтобы было удобно двигаться
II вариант.
1. Что такое ожог?
а) повреждение тканей организма под воздействием низких температур. Нередко сопровождается общим переохлаждением организма и особенно часто затрагивает выступающие части тела, такие как ушные раковины, нос, недостаточно защищённые конечности, прежде всего пальцы рук и ног
б) повреждение тканей организма, вызванное действием высокой температуры или действием некоторых химических веществ (щелочей, кислот, солей тяжёлых металлов и др.)+
в) расстройство жизнедеятельности организма, возникшее вследствие попадания в организм яда или токсина, а также действие, вызвавшее такое заболевание (например, убийство или самоубийство с помощью яда).
2. Чаще всего отморожения возникают
а) в холодное зимнее время при температуре окружающей среды ниже -10… -20 °C +
б) осенью при температуре 0 … -4 °C
в) весной при температуре +5 … +10 °C
3. Какие различают степени обморожения
а) лёгкую и тяжёлую
б) лёгкую, среднюю и тяжелую +
в) простую и сложную
4. Какой степени тяжести ожоги относят к глубоким термическим ожогам?
а) II
б) III Б+
в) III A
г) I
5. Выделите характерный признак отморожения II степени:
а) некроз всей толщи кожи
б) обратимая сосудистая реакция
в) мраморность кожи
г) образование пузырей+
6. Какова причина ожогового шока?
а) нарушение дыхания
б) интоксикация
в) болевой фактор+
г) психическая травма
7. При электротравме сначала необходимо:
а) ввести спазмолитики
б) наложить асептическую повязку
в) прекратить воздействие тока на пострадавшего+
г) ввести эифиллин
8. Выберите препарат, который нужно ввести, если возникли судороги при электротравме:
а) эуфиллин
б) седуксен+
в) кордиамин
г) анальгин
9. Определите, какое среднее систолическое давление наблюдается при шоке II cт.:
а) 105мм рт. ст.
б) 100мм рт. ст.
в) 85мм рт. ст.+
г) 75мм рт. ст.
10. Определите, что характерно для ожогов, которые были получены в помещениях?
а) большая площадь
б) отравление угарным газом+
в) ожог дыхательных путей+
г) судороги
11. Признаки отморожения IV степени:
а) некроз кожи и подкожной клетчатки
б) побеление кожи
в) некроз всей толщи кожи
г) некроз глубжележащих тканей+
12. Признак термического ожога IIIА степени:
а) обугливание тканей
б) некроз до сосочкового слоя+
в) некроз всей толщи кожи
г) обратимая сосудистая реакция
13. Признак ожогового шока:
а) падение артериального давления+
б) потеря сознания
в) кровотечение
г) бледность кожных покровов
14. Отметьте, что характерно для торпидной фазы ожогового шока:
а) апатия+
б) возбуждение
в) судороги
г) повышение АД
15. Признак ожога крепкими кислотами:
а) образование пузырей
б) гиперемия кожи
в) колликвационный некроз
г) коагуляционный некроз+
16. Площадь ожога нижней конечности:
а) 7%
б) 9%
в) 27%
г) 18%+
17. К особым формам ожога относят:
а) химические ожоги
б) лучевые ожоги (солнечные, рентгеновские и др.) и поражение электричеством +
в) термические ожоги
18. Площадь ожога головы, шеи:
а) 9%+
б) 10%
в) 12%
г) 11%
19. Признак термического ожога IIIБ степени:
а) обугливание тканей
б) некроз до сосочкового слоя
в) некроз всей толщи кожи+
г) обратимая сосудистая реакция
20. Какова должна быть доврачебная помощь при отморожении кистей и стоп:
а) удаление пузырей
б) наложение термоизолирующей повязки+
в) растирание снегом
г) футлярная новокаиновая блокада
Источник
Ожог как повреждение тканей под действием высокой температуры, электрического тока, кислот или щелочей. Определение площади поражения и прогнозирование течения ожоговой болезни. Неотложная помощь при электротравме, отморожении и общем охлаждении.
Подобные документы
Первая медицинская помощь при вывихах, ушибах и растяжении связок. Правила иммобилизации большинства переломов. Наложение повязки при отморожении и ожогах. Действие электрического тока на организм. Комплектация судовых аптечек медицинскими средствами.
реферат, добавлен 15.12.2014
Ожог – повреждение тканей организма под воздействием различных факторов. Оказание первой медицинской помощи при электротравмах. Особенности клинического течения термических, химических и лучевых ожогов. Рассмотрение степеней обморожения тканей организма.
презентация, добавлен 08.05.2016
Признаки обморожения и общего переохлаждения. Признаки глубокого обморожения, при которых необходима срочная квалифицированная медицинская помощь. Основные степени обморожения: легкая, средняя и тяжелая. Неотложная первая помощь при обморожениях.
реферат, добавлен 22.12.2014
Понятие отморожения как повреждения тканей в результате воздействия низкой температуры. Краткая характеристика четырех степеней отморожения и причины болезни. Первая помощь при отморожении и обморожениях. Особенность врачебной помощи и профилактика.
реферат, добавлен 04.04.2015
Первая помощь при химических ожогах. Основные меры предосторожности при оказании неотложной помощи при электротравме. Виды кровотечений, их характеристика. Пальцевое прижатие, наложение артериального жгута. Наложение давящей повязки и воздействие холодом.
реферат, добавлен 08.09.2015
Общее понятие об ожогах, их классификация. Оценка площади поражения. Клиническая характеристика степени тяжести термического ожога. Ожоговая болезнь и ожоговый шок. Первая помощь при ожогах. Стандарт обследования и лечения при термических ожогах.
реферат, добавлен 05.02.2018
Первая помощь при кровотечениях, правила наложения кровоостанавливающего жгута. Неотложная помощь при внезапной остановке сердца. Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга, при поражении электрическим током, отморожении и замерзании.
реферат, добавлен 20.10.2016
Травматическая характеристика ожога как повреждения тканей организма, вызванные высокой температурой или воздействием химических веществ. Изучение классификации степеней ожогов. Клинические проявления, определение площади поражения и лечение травм.
реферат, добавлен 20.12.2012
Первая доврачебная помощь при утоплении на воде. Ожог как повреждение тканей организма под действием высоких температур или химических веществ. Ускорение заживления лёгких ожогов. Реанимация при переохлаждении и обморожении. Помощь при переломах, ушибах.
реферат, добавлен 31.01.2017
Принципы классификации ран в зависимости от механического воздействия тех или иных внешних предметов. Виды кровотечений и методы их остановки. Ожог кожных покровов, слизистых оболочек или глубже лежащих тканей под воздействием высокой температуры.
презентация, добавлен 13.10.2016
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Îæîã êàê ïîâðåæäåíèå òêàíåé ïîä äåéñòâèåì âûñîêîé òåìïåðàòóðû, ýëåêòðè÷åñêîãî òîêà, êèñëîò èëè ùåëî÷åé. Îïðåäåëåíèå ïëîùàäè ïîðàæåíèÿ è ïðîãíîçèðîâàíèå òå÷åíèÿ îæîãîâîé áîëåçíè. Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü ïðè ýëåêòðîòðàâìå, îòìîðîæåíèè è îáùåì îõëàæäåíèè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÃÎÓ ÂÏÎ ÏÃÌÀ ÌÇ ÐÔ
Êàôåäðà îáùåé õèðóðãèè.
Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè îæîãàõ è îáìîðîæåíèÿõ
Âûïîëíèë: ñòóäåíò 218ãð. Ïðîòîïîïîâ À.Í.
Ïðîâåðèë: äîöåíò êàôåäðû
îáùåé õèðóðãèè Ñàìàðöåâ Â.À.
Ïåðìü
2004
Îæîãè.
Îæîã — ïîâðåæäåíèå òêàíåé, âîçíèêàþùåå ïîä äåéñòâèåì âûñîêîé òåìïåðàòóðû, ýëåêòðè÷åñêîãî òîêà, êèñëîò èëè ùåëî÷åé. Ñîîòâåòñòâåííî ðàçëè÷àþò òåðìè÷åñêèå, ýëåêòðè÷åñêèå è õèìè÷åñêèå. Òåðìè÷åñêèå îæîãè âñòðå÷àþòñÿ íàèáîëåå ÷àñòî, íà íèõ ïðèõîäèòñÿ 90—95% âñåõ îæîãîâ.
Òÿæåñòü îæîãîâ îïðåäåëÿåòñÿ ïëîùàäüþ è ãëóáèíîé ïîðàæåíèÿ òêàíåé.  çàâèñèìîñòè îò ãëóáèíû ïîðàæåíèÿ ðàçëè÷àþò ÷åòûðå ñòåïåíè îæîãîâ. Ó áîëüøèíñòâà ïîðàæåííûõ îáû÷íî íàáëþäàåòñÿ ñî÷åòàíèå îæîãîâ ðàçëè÷íûõ ñòåïåíåé.
1-ÿ ñòåïåíü- ýðèòåìà — îòìå÷àåòñÿ îòå÷íîñòü è áîëü ïîêðàñíåâøåé êîæè. ßâëåíèå ïðîõîäèò
÷åðåç 3 — 5 äíåé;
2-ÿ ñòåïåíü — îáðàçîâàíèå ïóçûðåé — îòñëîéêà ýïèäåðìèñà è îáðàçîâàíèå ïóçûðåé íà ãèïåðåìèðîâàííîé êîæå, áîëåçíåííîñòü. Ãëóáîêèå ïîâðåæäåíèÿ ñëîåâ êîæè îòñóòñòâóþò. Áåç ïðèñîåäèíåíèÿ èíôåêöèè — âûçäîðîâëåíèå â òå÷åíèå äâóõ íåäåëü;
3-ÿ ñòåïåíü — íåêðîç âñåõ ñëîåâ êîæè,
3à ñòåïåíü — ñòðóï çàõâàòûâàåò òîëùó êîæè äî ðîñòêîâîãî ñëîÿ,
3á ñòåïåíü — íåêðîç íà âñþ òîëùó êîæè.
Çàæèâëåíèå âòîðè÷íûì íàòÿæåíèåì ñ îáðàçîâàíèåì ãðóáîãî ðóáöà;
4-ÿ ñòåïåíü — îáóãëèâàíèå — ïðè âîçäåéñòâèè íà òêàíè î÷åíü âûñîêîé òåìïåðàòóðû (ïëàìÿ, ðàñêàëåííûé ìåòàëë) — ïîðàæàþòñÿ íå òîëüêî âñå ñëîè êîæè, íî è ìûøöû, ñóõîæèëèÿ è êîñòè.
Ïëîùàäü ïîðàæåíèÿ ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà îïðåäåëÿåòñÿ ïî ïðàâèëó «äåâÿòêè»:
9% ïîâåðõíîñòè òåëà — ïëîùàäü ãîëîâû è øåè.
9% — ïëîùàäü îäíîé ðóêè.
18% — ïëîùàäü êîæè îäíîé íîãè.
18% — ïåðåäíÿÿ èëè çàäíÿÿ ïîâåðõíîñòü òóëîâèùà.
1% — ïëîùàäü ïîâåðõíîñòè ïîëîâûõ îðãàíîâ è ïðîìåæíîñòè.
Èñõîäÿ èç çíàíèÿ ñòåïåíè îæîãà è îïðåäåëåíèÿ ïëîùàäè ïîðàæåíèÿ, ìîæíî ïðîãíîçèðîâàòü òå÷åíèå îæîãîâîé áîëåçíè. Îãðàíè÷åííûå îæîãè íà ïëîùàäè äî 10% îò ïîâåðõíîñòè òåëà îòíîñÿò ê êàòåãîðèè ìåñòíûõ ïîâðåæäåíèé. Ïðè áîëåå îáøèðíûõ ïîðàæåíèÿõ ( ïðè ïîâåðõíîñòíûõ — íà ïëîùàäè áîëåå 15 %, ïðè ãëóáîêèõ — áîëåå 10% îò ïîâåðõíîñòè òåëà). Ó ïîñòðàäàâøåãî ðàçâèâàåòñÿ êîìïëåêñ îáùèõ è ìåñòíûõ ðàññòðîéñòâ, íàçûâàåìûé îæîãîâîé áîëåçíüþ. ×åðåç 1—2 ÷. ðàçâèâàåòñÿ îæîãîâàÿ òîêñåìèÿ.
Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü. Ïðè òåðìè÷åñêèõ îæîãàõ íåîáõîäèìî ïðåêðàòèòü äåéñòâèå ïîðàæàþùåãî àãåíòà. Öåëåñîîáðàçíî îáëèâàòü ïîðàæåííûé ó÷àñòîê ñòðóåé õîëîäíîé âîäû. Îäåæäó ñíèìàòü íå ñëåäóåò, åå íåîáõîäèìî ðàçðåçàòü è óäàëèòü ñ îáîææåííûõ ó÷àñòêîâ. Íà îæîãîâûå ðàíû íàíîñÿò àýðîçîëü «Ïàíòåíîë» è äð. Ïîñòðàäàâøèì ââîäÿò íàðêîòè÷åñêèå àíàëüãåòèêè.
Äëÿ ñêîðåéøåãî ïðåêðàùåíèÿ äåéñòâèÿ ïîïàâøèõ íà êîæó õèìè÷åñêèõ àãåíòîâ ïîðàæåííóþ ïîâåðõíîñòü ïðîìûâàþò ïðîòî÷íîé âîäîé â òå÷åíèå 10—30 ìèí. Çàòåì ïðè îæîãàõ êèñëîòàìè ïðîìûâàþò ðàñòâîðîì ãèäðîêàðáîíàòà íàòðèÿ, ïðè îæîãàõ ùåëî÷àìè — ñëàáûì ðàñòâîðîì óêñóñíîé êèñëîòû è íàêëàäûâàþò àñåïòè÷åñêóþ ïîâÿçêó. Ââîäÿò àíàëüãåòèêè â êîìáèíàöèè ñ àíòèãèñòàìèííûìè ïðåïàðàòàìè: 2 ìë 2% ðàñòâîðà ïðîìåäîëà ñ 1 ìë 1% ðàñòâîðà äèìåäðîëà. Ïðè ñèëüíûõ áîëÿõ — ìàñî÷íûé íàðêîç çàêèñüþ àçîòà ñ êèñëîðîäîì (2:1). Ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûå ñðåäñòâà — ïî ïîêàçàíèÿì. Òðàíñïîðòèðóþò íà íîñèëêàõ â ñòàöèîíàð.
Îæîã ïèùåâîäà. Âîçíèêàåò âñëåäñòâèå íåïðåäíàìåðåííîãî èëè óìûøëåííîãî ïðèåìà àãðåññèâíîé æèäêîñòè (êèñëîòû èëè ùåëî÷è). Ñðàçó ïîñëå ïðîãëàòûâàíèÿ âîçíèêàþò æãó÷èå áîëè ïî õîäó ïèùåâîäà è â ïîäëîæå÷íîé îáëàñòè, èíòåíñèâíàÿ ñàëèâàöèÿ, ðâîòà. Ïðè ñîïóòñòâóþùåì îæîãå ãîðòàíè è ãîëîñîâûõ ñâÿçîê ïîÿâëÿåòñÿ îñèïëîñòü ãîëîñà, çàòðóäíåíèå äûõàíèÿ, àñôèêñèÿ. Ïîñòðàäàâøèå áëåäíû, èñïóãàíû, äûõàíèå è ñåðäöåáèåíèå ó÷àùåíû, ãëîòàíèå íåâîçìîæíî. Íå èñêëþ÷àåòñÿ ðàçâèòèå øîêà ñ ñèìïòîìàìè îæîãîâîé òîêñåìèè: ãèïåðòåðìèÿ, àðòåðèàëüíàÿ ãèïîòåíçèÿ, ìûøå÷íûå ïîäåðãèâàíèÿ, ïîÿâëåíèå âîçáóæäåíèÿ ñ áðåäîì.
Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü. Î÷èñòèòü è ïðîìûòü ðîòîâóþ ïîëîñòü. Ïðè îæîãå êèñëîòàìè äàþò âûïèòü 2% ðàñòâîð ãèäðîêàðáîíàòà íàòðèÿ, ææåíîé ìàãíåçèè, àëüìàãåëü; ïðè îæîãå ùåëî÷àìè — 1% ðàñòâîð óêñóñíîé êèñëîòû. Äëÿ ïðåäîòâðàùåíèÿ øîêà ââîäÿò íàðêîòè÷åñêèå àíàëüãåòèêè, äëÿ ñíÿòèÿ ñïàçìà ïèùåâîäà — àòðîïèí, ïàïàâåðèí, ãàíãëèîáëîêàòîðû. Íåîòëîæíàÿ ãîñïèòàëèçàöèÿ.
Ýëåêòðîòðàâìà.
Ýëåêòðîòðàâìà. Âîçíèêàåò â ðåçóëüòàòå âîçäåéñòâèÿ ýëåêòðè÷åñêîãî òîêà áîëüøîé ñèëû èëè ðàçðÿäà àòìîñôåðíîãî ýëåêòðè÷åñòâà (ìîëíèè).
Îñíîâíûìè ïðè÷èíàìè íåñ÷àñòíûõ ñëó÷àåâ, îáóñëîâëåííûõ äåéñòâèåì ýëåêòðè÷åñêîãî òîêà, ÿâëÿþòñÿ íàðóøåíèÿ ïðàâèë òåõíèêè áåçîïàñíîñòè ïðè ðàáîòå ñ áûòîâûìè ýëåêòðîïðèáîðàìè è ïðîìûøëåííûìè ýëåêòðîóñòàíîâêàìè. Áîëüøàÿ ÷àñòü ïîðàæåíèé âûçûâàåòñÿ ïåðåìåííûì òîêîì ïðîìûøëåííîé ÷àñòîòû (50 Ãö). Ýëåêòðîòðàâìà âîçíèêàåò íå òîëüêî ïðè íåïîñðåäñòâåííîì ñîïðèêîñíîâåíèè òåëà ÷åëîâåêà ñ èñòî÷íèêîì òîêà, íî è ïðè äóãîâîì êîíòàêòå, êîãäà ÷åëîâåê íàõîäèòñÿ âáëèçè îò óñòàíîâêè ñ íàïðÿæåíèåì áîëåå 1000 Â, îñîáåííî â ïîìåùåíèÿõ ñ âûñîêîé âëàæíîñòüþ âîçäóõà.
Ýëåêòðè÷åñêèé òîê âûçûâàåò ìåñòíûå è îáùèå ïàòîëîãè÷åñêèå èçìåíåíèÿ â îðãàíèçìå. Ìåñòíûå èçìåíåíèÿ ïðîÿâëÿþòñÿ îæîãàìè òêàíè â ìåñòàõ âûõîäà è âõîäà ýëåêòðè÷åñêîãî òîêà.  çàâèñèìîñòè îò ñîñòîÿíèÿ ïîðàæåííîãî (âëàæíàÿ êîæà, óòîìëåíèå, èñòîùåíèå è äð.), ñèëû è íàïðÿæåíèÿ òîêà âîçìîæíû ðàçëè÷íûå ìåñòíûå ïðîÿâëåíèÿ — îò ïîòåðè ÷óâñòâèòåëüíîñòè äî ãëóáîêèõ îæîãîâ. Ïðè âîçäåéñòâèè ïåðåìåííîãî òîêà ñèëîé 15 ìÀ ó ïîñòðàäàâøåãî âîçíèêàþò ñóäîðîãè (òàê íàçûâàåìûé íå îòïóñêàþùèé òîê).  ñëó÷àå ïîðàæåíèÿ òîêîì ñèëîé 25-50 ìÀ íàñòóïàåò îñòàíîâêà äûõàíèÿ. Èç-çà ñïàçìà ãîëîñîâûõ ñâÿçîê ïîñòðàäàâøèé íå ìîæåò êðèêíóòü è ïîçâàòü íà ïîìîùü. Åñëè äåéñòâèå òîêà íå ïðåêðàùàåòñÿ, òî ÷åðåç íåñêîëüêî ìèíóò ïðîèñõîäèò îñòàíîâêà ñåðäöà â ðåçóëüòàòå ãèïîêñèè è íàñòóïàåò ñìåðòü ïîñòðàäàâøåãî. Ñîñòîÿíèå ïîðàæåííîãî â ìîìåíò ìîæåò áûòü íàñòîëüêî òÿæåëûì, ÷òî îí âíåøíå ìàëî ÷åì îòëè÷àåòñÿ îò óìåðøåãî: áëåäíàÿ êîæà, øèðîêèå, íå ðåàãèðóþùèå íà ñâåò çðà÷êè, îòñóòñòâèå äûõàíèÿ è ïóëüñà — «ìíèìàÿ ñìåðòü». Ìåñòíûå ïîâðåæäåíèÿ ïðè ïîðàæåíèè ìîëíèåé àíàëîãè÷íû ïîâðåæäåíèÿì, íàñòóïàþùèì ïðè âîçäåéñòâèè ïðîìûøëåííîãî ýëåêòðè÷åñòâà. Íà êîæå ÷àñòî ïîÿâëÿþòñÿ ïÿòíà òåìíî-ñèíåãî öâåòà, íàïîìèíàþùèå ðàçâåòâëåíèÿ äåðåâà («çíàêè ìîëíèè»), ÷òî îáóñëîâëåíî ðàñøèðåíèåì ñîñóäîâ. Ïðè ïîðàæåíèè ìîëíèåé îáùèå ÿâëåíèÿ âûðàæåíû çíà÷èòåëüíåå. Õàðàêòåðíî ðàçâèòèå ïàðàëè÷åé, ãëóõîòà, íåìîòà è îñòàíîâêà äûõàíèÿ.
Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü. Îäíèì èç ïåðâîñòåïåííûõ ìîìåíòîâ ïðè îêàçàíèè ïåðâîé ïîìîùè ÿâëÿåòñÿ íåìåäëåííîå ïðåêðàùåíèå âîçäåéñòâèÿ ýëåêòðè÷åñêîãî òîêà íà ïîñòðàäàâøåãî. Ýòî äîñòèãàåòñÿ îòêëþ÷åíèåì òîêà (ïîâîðîòîì ðóáèëüíèêà, âûêëþ÷àòåëÿ, ïðîáêè, îáðûâîì ïðîâîäîâ), îòâåäåíèåì ýëåêòðè÷åñêèõ ïðîâîäîâ îò ïîñòðàäàâøåãî (ñóõîé âåðåâêîé, ïàëêîé), çàçåìëåíèåì èëè øóíòèðîâàíèåì ïðîâîäîâ (ñîåäèíèòü ìåæäó ñîáîé äâà òîêîâåäóùèõ ïðîâîäà).
Ïðè îñòàíîâêå äûõàíèÿ ïðîâîäÿò ÈÂË, ïðè îòñóòñòâèè ñåðäå÷íûõ òîíîâ íåïðÿìîé ìàññàæ ñåðäöà, ïðè çàðåãèñòðèðîâàííîé ôèáðèëëÿöèè æåëóäî÷êîâ ïîêàçàíà äåôèáðèëÿöèÿ. Ïðè ñîõðàíèâøåìñÿ äûõàíèè è ïóëüñå íåîáõîäèìî îáåñïå÷èòü ïîëíûé ïîêîé, îáÿçàòåëüíî ãîðèçîíòàëüíîå ïîëîæåíèå òåëà, ïðè íèçêîì ÀÄ — òåðàïèÿ ñîëåâûìè ðàñòâîðàìè äëÿ êîððåêöèè ãèïîâîëåìèè, ïðè âûðàæåííîì áîëåâîì ñèíäðîìå — íåéðîëåïòàíàëüãåçèÿ.
Çàðûâàòü â çåìëþ ïîðàæåííîãî ìîëíèåé êàòåãîðè÷åñêè çàïðåùàåòñÿ. Çàêàïûâàíèå â çåìëþ ñîçäàåò äîïîëíèòåëüíûå íåáëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ: óõóäøàåò äûõàíèå ïîñòðàäàâøåãî (åñëè îíî èìåëîñü), âûçûâàåò îõëàæäåíèå, çàòðóäíÿåò êðîâîîáðàùåíèå è, ÷òî îñîáåííî âàæíî, çàòÿãèâàåò âðåìÿ îêàçàíèÿ äåéñòâåííîé ïîìîùè.
Îòìîðîæåíèå. Îáùåå îõëàæäåíèå.
Îòìîðîæåíèå— ïîâðåæäåíèå òêàíåé â ðåçóëüòàòå âîçäåéñòâèÿ íèçêîé òåìïåðàòóðû. Ïðè÷èíû îòìîðîæåíèÿ ðàçëè÷íû, è ïðè ñîîòâåòñòâóþùèõ óñëîâèÿõ ( äëèòåëüíîå âîçäåéñòâèå õîëîäà, âåòðà, ïîâûøåííàÿ âëàæíîñòü, òåñíàÿ èëè ìîêðàÿ îáóâü, íåïîäâèæíîå ïîëîæåíèå, ïëîõîå îáùåå ñîñòîÿíèå ïîñòðàäàâøåãî — áîëåçíü, èñòîùåíèå, àëêîãîëüíîå îïüÿíåíèå, êðîâîïîòåðÿ è ò.ä.) îòìîðîæåíèå ìîæåò íàñòóïèòü äàæå ïðè òåìïåðàòóðå 3-7°. Áîëåå ïîäâåðæåíû îòìîðîæåíèþ äèñòàëüíûå îòäåëû êîíå÷íîñòåé, óøè, íîñ. Ïðè îòìîðîæåíèÿõ ñíà÷àëà îùóùàåòñÿ ÷óâñòâî õîëîäà, ñìåíÿþùååñÿ çàòåì îíåìåíèåì, ïðè êîòîðîì èñ÷åçàþò âíà÷àëå áîëè, à çàòåì âñÿêàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü. Íàñòóïèâøàÿ àíåñòåçèÿ äåëàåò íåçàìåòíûì ïðîäîëæàþùååñÿ âîçäåéñòâèå íèçêîé òåìïåðàòóðû, ÷òî ÷àùå âñåãî ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé òÿæåëûõ íåîáðàòèìûõ èçìåíåíèé â òêàíÿõ. Ïî òÿæåñòè è ãëóáèíå ðàçëè÷àþò 4 ñòåïåíè òÿæåñòè îòìîðîæåíèÿ. Óñòàíîâèòü ýòî âîçìîæíî ëèøü ïîñëå îòîãðåâàíèÿ ïîñòðàäàâøåãî, èíîãäà ñïóñòÿ íåñêîëüêî äíåé.
1-ÿ ñòeïåíü õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîðàæåíèåì êîæè â âèäå îáðàòèìûõ ðàññòðîéñòâ êðîâîîáðàùåíèÿ. Êîæà ïîñòðàäàâøåãî áëåäíîé îêðàñêè, íåñêîëüêî îòå÷íàÿ, ÷óâñòâèòåëüíîñòü åå ðåçêî ñíèæåíà èëè ïîëíîñòüþ îòñóòñòâóåò. Ïîñëå ñîãðåâàíèÿ êîæà ïðèîáðåòàåò ñèíå-áàãðîâóþ îêðàñêó, îòå÷íîñòü óâåëè÷èâàåòñÿ, ïðè ýòîì ÷àñòî íàáëþäàþòñÿ òóïûå áîëè. Âîñïàëåíèå (îòå÷íîñòü, êðàñíîòà, áîëè) äåðæèòñÿ íåñêîëüêî äíåé, çàòåì ïîñòåïåííî ïðîõîäèò. Ïîçäíåå íàáëþäàþòñÿ øåëóøåíèå è çóä êîæè. Îáëàñòü îòìîðîæåíèÿ ÷àñòî îñòàåòñÿ î÷åíü ÷óâñòâèòåëüíîé ê õîëîäó.
2-ÿ ñòåïåíü ïðîÿâëÿåòñÿ îìåðòâåíèåì ïîâåðõíîñòíûõ ñëîåâ êîæè. Ïðè îòîãðåâàíèè áëåäíûé êîæíûé ïîêðîâ ïîñòðàäàâøåãî ïðèîáðåòàåò áàãðîâî-ñèíþøíóþ îêðàñêó, áûñòðî ðàçâèâàåòñÿ îòåê òêàíåé, ðàñïðîñòðàíÿþùèéñÿ çà ïðåäåëû îòìîðîæåíèÿ.  çîíå îòìîðîæåíèÿ îáðàçóþòñÿ ïóçûðè, íàïîëíåííûå ïðîçðà÷íîé èëè áåëîé æèäêîñòüþ. Êðîâîîáðàùåíèå â îáëàñòè ïîâðåæäåíèÿ âîññòàíàâëèâàåòñÿ ìåäëåííî. Äëèòåëüíî ìîæåò ñîõðàíÿòüñÿ íàðóøåíèå ÷óâñòâèòåëüíîñòè êîæè, íî â òî æå âðåìÿ îòìå÷àþòñÿ çíà÷èòåëüíûå áîëè. Äëÿ äàííîé ñòåïåíè îòìîðîæåíèÿ õàðàêòåðíû îáùèå ÿâëåíèÿ: ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû òåëà, îçíîá, ïëîõîé àïïåòèò è ñîí. Åñëè íå ïðèñîåäèíÿåòñÿ âòîðè÷íàÿ èíôåêöèÿ, â çîíå ïîâðåæäåíèÿ ïðîèñõîäèò ïîñòåïåííîå îòòîðæåíèå îìåðòâåâøèõ ñëîåâ êîæè áåç ðàçâèòèÿ ãðàíóëÿöèè è ðóáöîâ (15—30 äíåé). Êîæà â ýòîì ìåñòå äëèòåëüíîå âðåìÿ îñòàåòñÿ ñèíþøíîé, ñî ñíèæåííîé ÷óâñòâèòåëüíîñòüþ.
3-ÿ ñòåïåíü íàðóøåíèå êðîâîñíàáæåíèÿ (òðîìáîç ñîñóäîâ) ïðèâîäèò ê îìåðòâåíèþ âñåõ ñëîåâ êîæè è ìÿãêèõ òêàíåé íà ðàçëè÷íóþ ãëóáèíó. Ãëóáèíà ïîâðåæäåíèÿ âûÿâëÿåòñÿ ïîñòåïåííî.  ïåðâûå äíè îòìå÷àåòñÿ îìåðòâåíèå êîæè: ïîÿâëÿþòñÿ ïóçûðè, íàïîëíåííûå æèäêîñòüþ òåìíî-êðàñíîãî è òåìíî-áóðîãî öâåòà. Âîêðóã îìåðòâåâøåãî ó÷àñòêà ðàçâèâàåòñÿ âîñïàëèòåëüíûé âàë (äåìàðêàöèîííàÿ ëèíèÿ). Ïîâðåæäåíèå ãëóáîêèõ òêàíåé âûÿâëÿåòñÿ ÷åðåç 3-5 äíåé â âèäå ðàçâèâàþùåéñÿ âëàæíîé ãàíãðåíû. Òêàíè ñîâåðøåííî íå÷óâñòâèòåëüíû, íî áîëüíûå ñòðàäàþò îò ìó÷èòåëüíûõ áîëåé. Îáùèå ÿâëåíèÿ ïðè äàííîé ñòåïåíè îòìîðîæåíèÿ âûðàæåíû ñèëüíåå. Èíòîêñèêàöèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ ïîòðÿñàþùèìè îçíîáàìè è èñïàðèíîé, çíà÷èòåëüíûì óõóäøåíèåì ñàìî÷óâñòâèÿ, àïàòèåé.
4-ÿ ñòåïåíü õàðàêòåðèçóåòñÿ íåêðîòèçàöèåé âñåõ ñëîåâ òêàíè, â òîì ÷èñëå è êîñòíîé. Ïðè äàííîé ãëóáèíå ïîðàæåíèÿ îòîãðåòü ïîâðåæäåííóþ ÷àñòü òåëà íå óäàåòñÿ, îíà îñòàåòñÿ õîëîäíîé è àáñîëþòíî íå÷óâñòâèòåëüíîé. Êîæà áûñòðî ïîêðûâàåòñÿ ïóçûðÿìè, íàïîëíåííûìè ÷åðíîé æèäêîñòüþ. Ãðàíèöà ïîâðåæäåíèÿ âûÿâëÿåòñÿ ìåäëåííî. Îò÷åòëèâàÿ äåìàðêàöèîííàÿ ëèíèÿ ïîÿâëÿåòñÿ ÷åðåç 10—17 äíåé. Ïîâðåæäåííàÿ çîíà áûñòðî ÷åðíååò è íà÷èíàåò âûñûõàòü (ìóìèôèöèðîâàòüñÿ). Ïðîöåññ îòòîðæåíèÿ íåêðîòèçèðîâàííîé êîíå÷íîñòè äëèòåëüíûé (1,5-2 ìåñ.), çàæèâëåíèå ðàíû î÷åíü ìåäëåííîå è âÿëîå.
Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü. Îáùåå èíòåíñèâíîå ñîãðåâàíèå âñåãî òåëà: â åìêîñòè ñ òåïëîé âîäîé, òåìïåðàòóðó êîòîðîé ïîñòåïåííî, â òå÷åíèå 15 -20 ìèí. ïîâûøàþò ñ 36-370 äî 39-400. ×åðåç
30-40 ìèí. êîíå÷íîñòü èçâëåêàþò èç âîäû, âûòèðàþò íàñóõî, îáðàáàòûâàþò 70% ñïèðòîì è íàêëàäûâàþò ñóõèå ñòåðèëüíûå ïîâÿçêè ñ òîëñòûì ñëîåì âàòû ñíàðóæè. Ïðè îòìîðîæåíèè I ñòåïåíè è îãðàíè÷åííûõ ó÷àñòêîâ òåëà (íîñ, óøè) ñîãðåâàíèå ìîæíî îñóùåñòâëÿòü ñ ïîìîùüþ òåïëà ðóê îêàçûâàþùåãî ïåðâóþ ïîìîùü, ãðåëîê. Ñëåäóåò âîçäåðæàòüñÿ îò èíòåíñèâíîãî ðàñòèðàíèÿ è ìàññàæà îõëàæäåííîé ÷àñòè òåëà, ò.ê. ïðè îòìîðîæåíèÿõ II, III è IV ñòåïåíè ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê òðàâìå ñîñóäîâ, ÷òî óâåëè÷èò îïàñíîñòü òðîìáîçà è òåì ñàìûì óâåëè÷èò ãëóáèíó ïîâðåæäåíèÿ òêàíåé. ïîðàæåíèå îæîãîâûé ýëåêòðîòðàâìà îòìîðîæåíèå
Îáùèå ìåðîïðèÿòèÿ ñâîäÿòñÿ ê äà÷å òåïëîãî ïèòüÿ è ïèùè, ìîæíî 50—100 ã âîäêè. Äëÿ ïðîôèëàêòèêè ñòîëáíÿêà ââîäÿò 3000 ME ïðîòèâîñòîëáíÿ÷íîé ñûâîðîòêè è 1 ìë ñòîëáíÿ÷íîãî àíàòîêñèíà. Âñåì ïîñòðàäàâøèì ïîäêîæíî èëè âíóòðèìûøå÷íî ââîäÿò îáåçáîëèâàþùèå, ñîñóäîðàñøèðÿþùèå è òðîìáîëèòè÷åñêèå (ãåïàðèí, ñòðåïòîêèíàçà è äð.) ñðåäñòâà îáû÷íûõ äîçèðîâêàõ.
Îáùåå îõëàæäåíèå — ñîñòîÿíèå îðãàíèçìà, âîçíèêøåå â ðåçóëüòàòå âîçäåéñòâèÿ õîëîäà è ñíèæåíèÿ òåìïåðàòóðû òåëà äî 34îè íèæå.
Ëåãêàÿ (àäèíàìè÷åñêàÿ) ñòåïåíü îõëàæäåíèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîíèæåíèå òåìïåðàòóðû òåëà äî 32—30î, ñ ñîõðàíåííûì èëè çàòóìàíåííûì ñîçíàíèåì, áëåäíîñòüþ èëè öèàíîòè÷íîñòüþ êîæíûõ ïîêðîâîâ, áðàäèêàðäèåé äî 60 óä/ìèí. Áîëüíûå æàëóþòñÿ íà ñëàáîñòü, ãîëîâîêðóæåíèå, ãîëîâíóþ áîëü, ãîâîðÿò òèõî è ìåäëåííî. Ïðè îõëàæäåíèè ñðåäíåé òÿæåñòè (ñíèæåíèå òåìïåðàòóðû äî 29°) îòìå÷àåòñÿ óãíåòåíèå ñîçíàíèÿ; åñëè ïîñòðàäàâøèé îòâå÷àåò íà âîïðîñû, òî ñ áîëüøèì òðóäîì, ëèöî ìàñêîîáðàçíîå, âçãëÿä òóñêëûé, áðàäèêàðäèÿ, ÀÄ ñíèæåíî.
Ïðè òÿæåëîé ñòåïåíè îáùåãî îõëàæäåíèÿ (ñíèæåíèå òåìïåðàòóðû òåëà äî 26î) ïîñòðàäàâøèé íàõîäèòñÿ áåç ñîçíàíèÿ, äûõàíèå ó íåãî ïîâåðõíîñòíîå è íåðåãóëÿðíîå, êîæà áëåäíàÿ è õîëîäíàÿ (íà îòêðûòûõ ÷àñòÿõ òåëà — ñèíþøíàÿ), ìûøöû íàïðÿæåíû, ÷åëþñòè ñæàòû, çðà÷êè ñóæåíû è íå ðåàãèðóþò íà ñâåò; ïóëüñ ñëàáîãî íàïîëíåíèÿ, ðåäêèé è íåðèòìè÷íûé, ÀÄ ñíèæåíî. Ïðè ñíèæåíèè òåìïåðàòóðû òåëà íèæå 26î ìîæåò íàñòóïèòü ñìåðòü èç-çà ôèáðèëëÿöèè æåëóäî÷êîâ.
Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü. Ïîñòðàäàâøåãî ñîãðåâàþò â âàííå ïî òàêîìó ïðèíöèïó, êàê è ïðè îòìîðîæåíèè, â òå÷åíèå 90 ìèí. Âî âðåìÿ ñîãðåâàíèÿ îñóùåñòâëÿþò ìàññàæ âñåãî òåëà ñ ïîìîùüþ íàìûëåííîé ãóáêè. Äàòü ãîðÿ÷åå ïèòüå, âçâåñè ãðåòîãî 40% ðàñòâîðà ãëþêîçû. Äëÿ óñòðàíåíèÿ àöèäîçà — â/â êàïåëüíî 200—300 ìë 4% ðàñòâîðà ñîäû, äëÿ óñêîðåíèÿ ñîãðåâàíèÿ è äåñåíñèáèëèçàöèè — â/â 10 ìë 10% ðàñòâîðà õëîðèäà êàëüöèÿ, ñåðäå÷íîñîñóäèñòûå, îáåçáîëèâàþùèå è àíòèãèñòàìèííûå ïðåïàðàòû — ïî ïîêàçàíèÿì. Ïðè íàðóøåíèè äûõàòåëüíîé ôóíêöèè ïðîâîäèòñÿ ÈÂË. Ïðè ðàçâèòèè îòåêà ëåãêèõ íàçíà÷àþò êîðòèêîñòåðîèäû è îñìîòè÷åñêèå äèóðåòèêè (ìàííèòîë).
Ïàöèåíòû ñ îáùèì îõëàæäåíèåì ïîäëåæàò ãîñïèòàëèçàöèè â ñòàöèîíàð. Òðàíñïîðòèðîâêà îñóùåñòâëÿåòñÿ íà íîñèëêàõ â ïîëîæåíèè ëåæà.
Òåïëîâîé óäàð.
Òåïëîâîé óäàð — òÿæåëîå ïàòîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå, îáóñëîâëåííîå îáùèì ïåðåãðåâàíèåì îðãàíèçìà. Ðàçëè÷àþò òåïëîâûå óäàðû, âûçâàííûå ïðåèìóùåñòâåííûì âîçäåéñòâèåì âûñîêîé òåìïåðàòóðû îêðóæàþùåé ñðåäû, à òàêæå òåïëîâûå óäàðû, âîçíèêàþùèå âñëåäñòâèå èíòåíñèâíîé ôèçè÷åñêîé ðàáîòû (äàæå â êîìôîðòíûõ óñëîâèÿõ).
Íàðÿäó ñ òåïëîâûìè óäàðàìè âûäåëÿþò òàêæå ñîëíå÷íûé óäàð, êîòîðûé âûçûâàåòñÿ èíòåíñèâíûì èëè äëèòåëüíûì ïðÿìûì âîçäåéñòâèåì íà îðãàíèçì ñîëíå÷íîãî èçëó÷åíèÿ. Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà è ïàòîãåíåç òåïëîâîãî óäàðà è ñîëíå÷íîãî óäàðà àíàëîãè÷íû. Èõ ïðîÿâëåíèÿ — ãèïåðòåðìèÿ (äî 41î), ñëàáîñòü, ãîëîâíàÿ áîëü, çâîí â óøàõ, ãîëîâîêðóæåíèå, òàõèêàðäèÿ. Âîçìîæíû íîñîâûå êðîâîòå÷åíèÿ òîøíîòà, ðâîòà, ñíèæåíèå ÀÄ, ñóäîðîãè è êîìà. Ïðåäðàñïîëàãàþùèìè ôàêòîðàìè ÿâëÿþòñÿ ïñèõîýìîöèîíàëüíîå íàïðÿæåíèå, çàòðóäíåíèå òåïëîâîãî ðàññåèâàíèÿ (ïëîòíàÿ îäåæäà, ïðåáûâàíèå â ïëîõî âåíòèëèðóåìûõ ïîìåùåíèÿõ), èçáûòî÷íûé âåñ, êóðåíèå, àëêîãîëüíàÿ èíòîêñèêàöèÿ, ýíäîêðèííûå ðàññòðîéñòâà, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûå çàáîëåâàíèÿ, íåâðîëîãè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà, óïîòðåáëåíèå íåêîòîðûõ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ è äð.
Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü. Ïîñòðàäàâøèé äîëæåí áûòü íàïðàâëåí íà ñêîðåéøåå îõëàæäåíèå îðãàíèçìà. Ñ ýòîé öåëüþ èñïîëüçóþò êàê îáùóþ (ïîãðóæåíèå â âàííó ñ âîäîé 18—20î, ñìà÷èâàíèå êîæè ïîñòðàäàâøåãî âîäîé êîìíàòíîé òåìïåðàòóðû ñ îáäóâàíèåì òåïëûì âîçäóõîì), òàê è ìåñòíóþ ãèïîòåðìèþ (ëåä íà ãîëîâó, ïîäìûøå÷íûå è ïàõîâûå îáëàñòè, îáòèðàíèå ãóáêàìè, ñìî÷åííûìè ñïèðòîì). Ïðè îõëàæäåíèè ó ïîñòðàäàâøåãî ÷àñòî âîçíèêàåò äâèãàòåëüíîå è ïñèõè÷åñêîå âîçáóæäåíèå. Ïðè ïðåêðàùåíèè äûõàíèÿ èëè ðåçêîì åãî ðàññòðîéñòâå íåîáõîäèìî ïðèñòóïèòü ê ÈÂË. Êîãäà ïàöèåíò ïðèäåò â ñåáÿ, äàòü åìó ïðîõëàäíîå îáèëüíîå ïèòüå (êðåïêî çàâàðåííûé õîëîäíûé ÷àé).
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник