Курсовая работа на тему термические травмы ожоги

Курсовая работа на тему термические травмы ожоги thumbnail

Курсовая работа на тему термические травмы ожоги

Токсемия при термических ожогах, эритроцитоз, повышенное содержание гемоглобина и лейкоцитоз, связанные со сгущением крови. Состояние ожогового истощения, обширный нагноительный процесс. Первая помощь обожженному на месте происшествия и лечение ожогов.

Подобные документы

  • Химические, электрические и лучевые ожоги. Первая помощь при отморожении. Классификация, клиника и диагностика термических ожогов. Лечение ожоговой болезни. Меры профилактики столбняка. Адинамическая стадия общего охлаждения. Основные степени ожогов.

    реферат, добавлен 29.01.2010

  • Классификация ожоговых поражений кожи. Оказание первой медицинской помощи при ожогах. Термические ожоги. Ожоговая болезнь, ожоговый шок. Первая медицинская помощь пострадавшим при термических ожогах. Химические ожоги. Медицинская сортировка обожженных.

    методичка, добавлен 29.07.2008

  • Термические, химические и лучевые ожоги. Первая помощь при ожогах пламенем, горячими жидкостями, расплавленным металлом. Основные причины смерти. Жертвы ожогов, страдающие по собственной вине, больные эпилепсией, получающие травмы во время приступов.

    презентация, добавлен 06.11.2013

  • Первая помощь при термических ожогах. Народные средства при оказании первой помощи. Электротермический ожог: правила оказания первой помощи. Солнечный и химический ожоги. Профилактика переохлаждения и обморожений. Степени обморожения, первая помощь.

    реферат, добавлен 31.08.2010

  • Основные клинические проявления ожогов. Системные эффекты ожоговой травмы. Определение площади поражения. Синдром эндогенной интоксикации. Медицинская сортировка пострадавших. Распространённые ошибки при оказании первой помощи. Принципы лечения ожогов.

    презентация, добавлен 12.05.2014

  • Особенности детской анатомии и физиологии. Определение площади ожогов у детей. Возникновение термических ожогов, их местные проявления. Место локализации химического ожога. Фазность течения лучевого ожога. Первая помощь при термических поражениях.

    презентация, добавлен 05.05.2015

  • Классификация ожогов по глубине и типу поражения. Симптомы и осложнения термических ожогов. Описания производственных, природных и бытовых электротравм. Характер лучевых поражений кожи. Оказание первой медицинской помощи при ожогах. Хирургическое лечение.

    реферат, добавлен 18.12.2014

  • Протекание процессов регенерации при лучевых ожогах, развитие дегенеративных изменений. Принципы этапного лечения обожженных. Особенности и причины ожогов в детском возрасте, их лечение. Локализация ожоговой поверхности, клиническое течение болезни.

    реферат, добавлен 28.05.2010

  • Ожог как вид травмы, возникающей при действии на ткани организма высокой температуры. Определение площади обожженной поверхности тела. Первая помощь при химических, термических, солнечных ожогах. Распространенные ошибки при оказании первой помощи.

    презентация, добавлен 18.10.2015

  • Степень тяжести ожогов, их патогенез. Интоксикация, отягощающая течение ожоговой болезни. Порядок лечения ожогов. Местное лечение при ограниченных ожогах первой и второй степени. Применение антисептических средств с целью предупреждения инфицирования.

    реферат, добавлен 11.09.2009

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Содержание

Введение
……………………………………………………………………………..3

Глава 1
Анализ теоретических источников……………………………………….6

1.1.История
…………………………………………………………………………..6

1.2Классификация 
и стадии …………………………………………………………7

    1. Определение ожоговой площади ………………………………………………10
    2. Основные клинические проявления ожогов …………………………………11
    3. Лечение …………………………………………………………………………15
    4. Кожная пластика при лечении ожогов ……………………………………….22
    5. Реабилитация …………………………………………………………………..26
    6. Питание ………………………………………………………………………..27
    7. Осложнения после ожогов …………………………………………………….29

Глава 2Сестринский
уход при ожогах и отморожениях ………………………..33

2.1 Сестринский 
уход при ожогах…………………………………………………33

2.2. Перевязки при ожогах …………………………………………………………34

2.3. Сестринский 
уход при отморожениях ……………………………………….40

Глава 3 Практическое
осуществление ухода за пациентом с термическими
поражениями кожи…………………………………………………………………44

Заключение
…………………………………………………………………………54

Список
литературы …………………………………………………………………55

Приложения
…………………………………………………………………………

Введение

Обморожение— повреждение тканей организма под воздействием
низки температур. Нередко сопровождается
общим переохлаждением организма и особенно
часто затрагивает выступающие части
тела, такие как ушные раковины, нос, недостаточно защищённые конечности, прежде всего пальцы рук и ног. Распространяется
от более удаленных областей (кончиков) органов к менее удалённым.

Ожоги — одно из самых распространённых
в мире травматических поражений. Наука,
изучающая, ожоговую медицину называется
комбустиология– это сравнительно молодая
отрасль, которая изучает тяжёлые ожоговые поражения и связанные с ними патологические
состояния. По количеству смертельных
исходов ожоги уступают только травмам,
полученным в автомобильных авариях. Лечение
ожогов — трудное и многоплановое мероприятие:
термические повреждения — одни из самых
опасных, они приводят к разрушению сложных белков, что являются основой клеток и тканей. Любое
тепловое воздействие, превышающее 45°С
и длящееся свыше 1 мин, ведет к перегреванию
и гибели клеток в результате денатурации
белка, инактивации ферментов, паралича
тканевого дыхания и других метаболических
нарушений. При этом гипертермия в тканях
продолжается и даже усиливается, после
прекращения действия термофактора. Термические
поражения занимают 3-е место среди других
повреждений тела человека.

Мой выбор темы выпускной квалификационной
работы остановился на термических поражениях,
в связи с глобальностью этой проблемы
среди населения. Проблема лечения ожогов
и обморожений имела место в течение всего
времени существования цивилизации. С
ростом медицинских знаний увеличивалась
специализация, что закономерно привело
к тому, что появились специалисты, занимающиеся
травмами, связанными с термическими поражениями
тела.

Наибольший интерес в выбранной мной
теме у меня вызвали травмы связанные
с воздействием высоких температур на
тело человека. Поэтому я решила акцентировать
на них своё внимание

Я заинтересовалась темой ожогов, потому
что каждый человек ежедневно подвергает
себя опасности получить данную травму,
независимо от возраста, социального положения
и национальности.

Меня заинтересовала
актуальность проблемы термических поражений.
Ведь особенно в весенне – летний  период
люди подвергаются ожогам. Это период
обострения термических травм, так как
жаркие дни ведут население в лес на шашлыки.
Оттуда и появляется всплеск пациентов
в ожоговых отделениях лечебных учреждений.

В настоящее
время больные с ожогами составляют от
5% до 12% среди всех пострадавшихот травм.

При
глубоких ожогах более 30% поверхности тела погибает
до 90-95% пострадавших, а ожоги свыше 40% поверхности
тела считаются несовместимыми с жизнью. Средняя продолжительность
лечения больных с глубокими ожогами составляет
от 68,4 до 141,5 койка – дней. Из-за развившихся осложнений в виде рубцовых контрактур
и осложнений со стороны внутренних органов
2,3-1% больных становятся инвалидами, а
35-40% больных с глубокими ожогами нуждаются
в дальнейших реконструктивно-восстановительных
операциях. Более трети больных этой группы
являются лицами трудоспособного возраста,
что определяет социально-экономическую

значимость решения данной проблемы.

В связи
с выше изложенным, совершенствование
существующих, разработка новых, научно
обоснованных подходов к организации
лечения и выхаживания пациентов с обширными и глубокими, 
ожогами является одной из важнейших задач
науки и практики здравоохранения. Важность
этого вопроса связана и с тем, что процесс
выздоровления тяжело обожженных в конечном
итоге зависит от того, насколько согласованны
и профессиональны совместные действия
врачей и медицинских сестёр. В работе
по достижению одной общей цели — сохранению
жизни, снижению инвалидизации пострадавших, врачи и медицинские сестры решают
свои специфичные задачи. Первоочередной
задачей для врачебного персонала является максимально
скорое восстановление утраченного кожного покрова, выведение из ожогового шока, восстановление нарушенного
гомеостаза, устранение раневой инфекции.

Сестринский персонал ожоговых отделений
обеспечивает вторую составляющую лечебного процесса — организацию оптимальных
условий внешней среды пациента, оценку
его проблем, осуществляет планирование
ухода, выполнение назначений врача. Роль медицинской сестры значительно
изменяется в настоящее время, особенно
в специализированных отделениях.

Сестринский
персонал должен не только обладать такими
добродетелями как — доброта, аккуратность,
отзывчивость, трудолюбие, сострадание,
которые вкладывались в понятие, «сестра
милосердия». Сестра должна иметь интеллект,
организаторские способности, творческое
мышление, профессиональную компетентность.

Цели и задачи моего исследования заключаются
в разработке и осуществлении адекватного
ухода за пациентами с различными термическими
поражениями, плана сестринских зависимых
и независимых вмешательств. Составление
рекомендаций по профилактике послеожоговых
осложнений.

Объектами моего исследования
послужили пациенты страционара хирургической
больницы – ожогового отделения. На протяжении
некоторого времени я наблюдала  и принимала
участие в сестринском уходе за пострадавшими
от различныхтермическихпоражений. Я
проследила за динамикой заживления и
восстановления тканей на ожоговой поверхности,
уделила значительное внимание адекватности
ухода за раневыми поверхностями, стерильности
рабочего места, перевязочного материала
и используемых инструментов. Так же обратила
внимание на индивидуальный подход к каждому
пациенту, взаимодействие медицинской
сестры с врачом и его назначениями.

Глава 1 Анализ теоретических
источников

1.1.История

В русскоязычной медицинской литературе
выделяется раздел ожоговой медицины
— комбустиология, изучающий ожоги и
связанные с ними медицинские аспекты.
В постсоветских странах существует специализация
врачей по лечению ожогов; таких специалистов
называют комбустиологами.

История:

Ожоги сопутствуют человеку
с незапамятных времен. История их лечения
имеет многовековую давность. Огромный
период времени был посвящен только накоплению
опыта и эмпирическому применению различных
местных средств.

На Руси с давних времен использовали
для лечения ожоговых ран лечебные свойства
различных растений.

Только на рубеже XVII—XVIII
столетий сложилось принципиально правильное
представление об изменениях, происходящих
на обожженном участке. Эта заслуга принадлежит
немецкому хирургу В. Гильданусу, который
в 1607 г. впервые опубликовал классификацию
ожогов по глубине, разделив их на 3 степени.
Однако эти наблюдения никак не повлияли
на способы лечения ожогов. По-прежнему
весь акцент делался на местные средства.
Ни одно из огромного арсенала применявшихся
средств не могло восстановить утраченного
кожного покрова. Раны заживали очень
длительно; наблюдались случаи развития
злокачественных опухолей на месте постоянно
изъязвляющихся рубцов; летальность при
ожогах оставалась очень высокой. Лишь
в 50-х годах нашего столетия ученые пришли
к выводу, что исходы ожогов зависят от
глубины поражения тканей. Тогда же стало
очевидным, что лечение поверхностных
ожогов может быть успешным при применении
любого местного средства, если оно обеспечивает
подавление инфекции и покой обожженному
участку, но при глубоком ожоге единственным
способом восстановления утраченных покровов
является пересадка кожи. Улучшить исходы
обширных глубоких ожогов позволила разработка
методики свободной пересадки кожи, т.
е. пересадки тонких кусочков кожи больного
(кожных аутотрансплантатов) с одного
(здорового) места на другое, лишенное
кожного покрова.

Уже в середине XIX столетия хирурги обратили
внимание на общие нарушения, сопутствующие
ожогу, и на связь их с размерами обожженной
поверхности. В дальнейшем механизм развития
ожоговой болезни подвергался тщательному
изучению. Наряду с накоплением практического
опыта расширились и теоретические представления
об особенностях ожоговой болезни.

1.2Классификация и стадии

Существует
множество классификаций ожогов, большая
часть из них основана на клиническом
течении и тактике врача при той или иной
ожоговой травме. Две наиболее распространённые
и наглядные классификации — по глубине
поражения и по типу повреждения.

Также условно можно выделить
термические, химические, электрические
и радиационные ожоги.

Различают 4 степени ожога:

  1. покраснение кожи,
  2. образование пузырей,
  3. омертвение всей толщи кожи,
  4. обугливание тканей. (Приложение 1)

По глубине поражения

  • Первая степень. Поражается верхний слой ороговевшего эпителия. Проявляется покраснением кожи, небольшим отёком и болью. Через 2—4 дня происходит выздоровление. Погибший эпителий слущивается, следов поражения не остаётся.
  • Вторая степень. Повреждается ороговевший эпителий до росткового слоя. Формируются небольшие пузыри с серозным содержимым. Полностью заживают за счёт регенерации из сохранившегося росткового
    слоя за 1—2 недели.
  • Третья степень. Поражаются все слои эпидермиса и дерма.
    • Третья А степень. Частично поражается дерма, дном раны служит неповреждённая часть дермы с оставшимися эпителиальными элементами (сальными, потовыми железами, волосяными фолликулами). Сразу после ожога выглядит, как чёрный или коричневый струп. Могут формироваться
      пузыри большого размера, склонные к слиянию,
      с серозно-геморрагическим содержимым.
      Болевая чувствительность снижена. Возможно
      самостоятельное восстановление поверхности
      кожи, если ожог не осложнитсяинфекцией и не
      произойдёт вторичного углубления раны.
    • Третья Б степень. Тотальная гибель кожи до подкожно-жировой клетчатки.
  • Четвёртая степень. Гибель подлежащих тканей, обугливание мышц, костей, подкожно-жировой клетчатки.

По типу повреждения

  • Термические. Возникают в результате воздействия высокой температуры.

Факторы поражения:

1.Пламя. Площадь ожога относительно
большая, по глубине преимущественно 2-я
степень. При первичной обработке раны
представляет сложность удаление остатков
обгоревшей одежды, незамеченные нити
ткани могут в последующем служить очагами
развития инфекции. Могут поражаться органы
зрения, верхние дыхательные пути.

2.Жидкость. Площадь ожога относительно
небольшая, но относительно глубокая,
преимущественно 2—3-й степеней.

3.Пар. Площадь ожога большая,
но относительно неглубокая. Очень часто
поражаются дыхательные пути.

4.Раскалённые предметы. Площадь
ожога всегда ограничена размерами предмета
и имеет относительно чёткие границы и
значительную глубину, 2—4-й степеней.
Дополнительные травмы могут происходить
при удалении предмета, нанёсшего травму.
Происходит отслоение поражённых слоёв
кожи.

  • Химические. Возникают в результате воздействия химически активных веществ:

1.Кислоты. Ожоги относительно
неглубоки, что связано с коагулирующимэффектом кислоты:
из обожжённых тканей формируется струп,
который препятствует дальнейшему её
проникновению. Ожоги концентрированными
кислотами менее глубоки, поскольку из-за
большей концентрации и струп формируется
быстрее.

2.Щёлочи. Щёлочь, воздействуя
на ткани, проникает довольно глубоко,
барьер из коагулированного белка, как
в случае с кислотой, не формируется.

3Соли тяжёлых металлов. Ожоги, как
правило,поверхностны,по внешнему виду
и клинике такие поражения напоминают
ожоги кислотой.

  • Электрические и ожоги вольтовой дугой. Возникают
    в точках входа и выхода заряда из тела.
    Особенностью является наличие нескольких
    ожогов малой площади, но большой глубины.
    Особенно опасны подобные ожоги при прохождении
    через область сердца (электротравма). Ожоги вольтовой дугой напоминают ожоги пламенем и возникают при коротких замыканиях без прохождения тока через тело пострадавшего.
  • Лучевые. Возникают в результате воздействия излучения разных типов:

1.Световое излучение. Ожоги, возникающие
под действием солнечных лучей, в летнее
время — обычное явление. Глубина преимущественно
1-й, редко 2-й степени. Ожоги также могут
вызываться световым излучением любой
части спектра, в зависимости от длины
волны отличаются глубина проникновения
и, соответственно, тяжесть поражения.
Наиболее сильные ожоги такого рода возникают
при воздействии поражающих факторов ядерного взрыва.

Источник

Êëàññèôèêàöèÿ òåðìè÷åñêèõ îæîãîâ ïî ýòèîëîãè÷åñêîìó ôàêòîðó è ãëóáèíå ïîðàæåíèÿ. Ìîðôîëîãèÿ è êëèíè÷åñêèå ñèìïòîìû îæîãîâûõ ðàí. Äèàãíîñòèêà ãëóáèíû îæîãà. Ïåðâè÷íûé òóàëåò îæîãîâîé ïîâåðõíîñòè. Ïåðâàÿ ïîìîùü, êîíñåðâàòèâíîå è îïåðàòèâíîå ëå÷åíèå òðàâì.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

· Áîëåå âûðàæåííàÿ èíòîêñèêàöèÿ îðãàíèçìà ïðîäóêòàìè ðàçðóøåíèÿ òêàíåé;

· Áîëüøîé ðàñõîä ïåðåâÿçî÷íîãî ìàòåðèàëà.

Îòêðûòûé ìåòîä

Äàííûé ìåòîä îñíîâàí íà èñïîëüçîâàíèè âûñóøèâàþùåãî âîçäåéñòâèÿ âîçäóõà, óëüòðàôèîëåòîâîãî èëè èíôðàêðàñíîãî îáëó÷åíèÿ.  ðåçóëüòàòå äåéñòâèÿ âûøåïåðå÷èñëåííûõ ôàêòîðîâ áûñòðî îáðàçóåòñÿ ñóõîé ñòðóï, êîòîðûé èãðàåò ðîëü áèîëîãè÷åñêîé ïîâÿçêè, ïðåïÿòñòâóÿ ïðîíèêíîâåíèþ èíôåêöèè è ñïîñîáñòâóÿ áîëåå áûñòðîé ýïèòåëèçàöèè. Áûñòðîå ôîðìèðîâàíèå ñòðóïà óìåíüøàåò òàêæå èíòîêñèêàöèþ îðãàíèçìà. Ïðåèìóùåñòâàìè îòêðûòîãî ìåòîäà ÿâëÿþòñÿ:

· âîçìîæíîñòü ïîñòîÿííî íàáëþäàòü çà ñîñòîÿíèåì îæîãîâîé ïîâåðõíîñòè;

· áîëüíûå íå ïîäâåðãàþòñÿ áîëåçíåííûì ïåðåâÿçêàì;

· ýêîíîìèòñÿ ïåðåâÿçî÷íûé ìàòåðèàë.

Ïðè îòêðûòîì ëå÷åíèè îæîãîâ ïîâðåæäåííóþ ïîâåðõíîñòü ïîñëå ïðîâåäåíèÿ ïåðâè÷íîãî òóàëåòà îáðàáàòûâàþò àíòèñåïòèêàìè ñ êîàãóëÿöèîííûìè ñâîéñòâàìè (ïåðìàíãàíàò êàëèÿ, ñïèðòîâîé ðàñòâîð áðèëëèàíòîâîãî çåëåíîãî è. ò.ä.) è îñòàâëÿþò îòêðûòîé. Îêðóæàþùèé âîçäóõ äîëæåí áûòü ñóõèì, òåìïåðàòóðà åãî 26-28 Ñ. Ïîâòîðíûå îáðàáîòêè àíòèñåïòèêàìè ïðîèçâîäÿòñÿ 2-3 ðàçà â äåíü.

Ëó÷øå ïðèìåíÿòü îòêðûòûé ìåòîä â óñëîâèÿõ óïðàâëÿåìîé àáàêòåðèàëüíîé ñðåäû. Áîëüíûõ ðàçìåùàþò â ñïåöèàëüíûõ ïàëàòàõ, ãäå îáåñïå÷èâàåòñÿ ëàìèíàðíûé ïîòîê ñòåðèëüíîãî, òåïëîãî âîçäóõà (30-34?Ñ). Ñîçäàíû òàêæå ïàëàòû ñ óñòàíîâëåííûìè èñòî÷íèêàìè èíôðàêðàñíîãî ñâåòà è âîçäóõîî÷èñòèòåëÿìè. Èíôðàêðàñíûå ëó÷è ñïîñîáñòâóþò áîëåå áûñòðîìó ôîðìèðîâàíèþ ñòðóïà.

Äëÿ ëå÷åíèÿ îòêðûòûì ìåòîäîì ñîçäàíû ñïåöèàëüíûå êðîâàòè íà âîçäóøíîé ïîäóøêå. Ïðåèìóùåñòâîì èõ ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî òêàíè íå ñäàâëèâàþòñÿ ïîä ñèëîé òÿæåñòè ñîáñòâåííîãî òåëà.

Ó÷èòûâàÿ, ÷òî äëÿ îòêðûòîãî ëå÷åíèÿ íåîáõîäèìî ñëîæíîå òåõíè÷åñêîå îñíàùåíèå, åãî ïðèìåíåíèå îãðàíè÷åíî. Íàèáîëåå ÷àñòî ê íåìó ïðèáåãàþò ïðè îæîãàõ ëèöà, øåå, ïðîìåæíîñòè.  òàêèõ ñëó÷àÿõ 3-4 ðàçà â äåíü îæîãîâàÿ ïîâåðõíîñòü îáðàáàòûâàåòñÿ ìàçÿìè.

Îáðàçîâàâøèéñÿ ñòðóï ïðè ïîâåðõíîñòíûõ îæîãàõ ñîõðàíÿåòñÿ äî ïîëíîãî çàæèâëåíèÿ, à â ñëó÷àå ãëóáîêèõ ïîñëå ôîðìèðîâàíèÿ äåìàðêàöèîííîé ëèíèè óäàëÿåòñÿ îïåðàòèâíûì ñïîñîáîì.

Íå ñëåäóåò ïðîòèâîïîñòàâëÿòü ýòèõ äâà ìåòîäà, íà ïðàêòèêå èíîãäà ïðèõîäèòñÿ èõ êîìáèíèðîâàòü.

Îïåðàòèâíîå ëå÷åíèå îæîãîâ

Îáÿçàòåëüíûì ýëåìåíòîì ëå÷åíèÿ ãëóáîêèõ îæîãîâ (IIIá-IV ñòåïåíè) ÿâëÿåòñÿ îïåðàòèâíîå ëå÷åíèå. Âñå ïðèìåíÿåìûå îïåðàöèè ìîæíî ðàçäåëèòü íà äâå ãðóïïû:

· Óäàëåíèå íåêðîòèçèðîâàííûõ òêàíåé;

· Ïëàñòè÷åñêèå îïåðàöèè, âîññòàíàâëèâàþùèå êîæíûé ïîêðîâ.

Ê ïåðâîé ãðóïïå îòíîñÿòñÿ íåêðîòîìèÿ è íåêðýêòîìèÿ.

Íåêðîòîìèÿ. Ýòî ðàññå÷åíèå îæîãîâîãî ñòðóïà íà âñþ ãëóáèíó. Ïðèìåíÿþò â ñëó÷àÿõ îáðàçîâàíèÿ ïëîòíîãî öèðêóëÿðíîãî íåêðîçà, ñäàâëèâàþùåãî òêàíè è âûçûâàþùåãî íàðóøåíèå êðîâîîáðàùåíèÿ. Íåêðîòîìèþ ïðîèçâîäèòü ìîæíî áåç àíåñòåçèè. Íåêðîòèçèðîâàííûå òêàíè ðàññåêàþò íà âñþ ãëóáèíó äî ïîÿâëåíèÿ êàïåëü êðîâè. Ðàçðåçû ïðîâîäÿò â ïðîäîëüíîì íàïðàâëåíèè, ïðè ýòîì êðàÿ åãî ðàñõîäÿòñÿ.

Íåêðýêòîìèÿ — îïåðàöèÿ, íàïðàâëåííàÿ íà óäàëåíèå íåêðîòèçèðîâàííûõ òêàíåé, ÷òî ïîçâîëÿåò â áîëåå êîðîòêèå ñðîêè ïîäãîòîâèòü îæîãîâóþ ïîâåðõíîñòü ê ïëàñòèêå. Íåêðýêòîìèÿ ìîæåò ïðîèçâîäèòüñÿ â ïåðâûå äíè ïîñëå îæîãà (ïåðâè÷íàÿ) èëè óæå ïðè íàëè÷èè ïðèçíàêîâ îòòîðæåíèÿ ñòðóïà (âòîðè÷íàÿ). Óäàëÿòü îìåðòâåâøèå òêàíè ìîæíî îäíîìîìåíòíî èëè â íåñêîëüêî ýòàïîâ. Ïðè âûïîëíåíèè îäíîìîìåíòíîé íåêðýêòîìèè èññåêàþòñÿ òêàíè äî æèçíåñïîñîáíûõ. Ïîýòàïíàÿ ÷àùå ïðîâîäèòñÿ ïîñëîéíî (òàíãåíöèàëüíî). Äëÿ ýòîãî íåêðîòèçèðîâàííèå òêàíè ðàññåêàþòñÿ íà âñþ ãëóáèíó äî ïîÿâëåíèÿ êàïåëü êðîâè, à çàòåì ñíèìàþòñÿ ïîâåðõíîñòíûå ñëîè.

Âòîðîé âèä îïåðàöèé âêëþ÷àåò ðàçëè÷íûå âèäû êîæíîé ïëàñòèêè.

×àùå ïðèìåíÿåòñÿ îòñðî÷åííàÿ êîæíàÿ ïëàñòèêà. Îíà ïðîèçâîäèòñÿ ïîñëå îòòîðæåíèÿ íåêðîòèçèðîâàííûõ òêàíåé, êóïèðîâàíèÿ èíôåêöèîííîãî ïðîöåññà è çàêðûòèÿ äåôåêòà ãðàíóëÿöèîííîé òêàíüþ. Íàèáîëåå îïòèìàëüíûå ñðîêè äëÿ âûïîëíåíèÿ êîæíîé ïëàñòèêè- 2-4 íåäåëÿ ïîñëå òðàâìû.

Ìîæíî ïðèìåíÿòü ñâîáîäíóþ è íåñâîáîäíóþ êîæíóþ ïëàñòèêó. Âèäû êîæíîé ïëàñòèêè áóäóò ðàññìîòðåíû â ñïåöèàëüíîé ëåêöèè. Ñåé÷àñ ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî íàèáîëüøåå ðàñïðîñòðàíåíèå ïðè îæîãàõ ïîëó÷èëà ñâîáîäíàÿ êîæíàÿ ïëàñòèêà ðàñùåïëåííûì ëîñêóòîì. Äåðìàòîìàìè ïðîèçâîäÿò çàáîð êîæè ñ äîíîðñêèõ ó÷àñòêîâ, ñ ïîìîùüþ ñïåöèàëüíûõ ïåðôîðàòîðîâ ãîòîâÿò ñåò÷àòûå òðàíñïëàíòàíòû, êîòîðûìè çàêðûâàþò ðàíåâóþ ïîâåðõíîñòü.  êà÷åñòâå äîíîðñêèõ ó÷àñòêîâ èñïîëüçóåòñÿ áîêîâàÿ ïîâåðõíîñòü æèâîòà, ïåðåäíå-íàðóæíàÿ ïîâåðõíîñòü áåäåð. Òîëùèíà êîæíîãî ëîñêóòà 0,4-0,5 ìì. Òàêèå ëîñêóòû õîðîøî ïðèæèâàþòñÿ è ïîçâîëÿþò çàêðûâàòü áîëüøèå ïî ïëîùàäè ïîâåðõíîñòè. Áëàãîäàðÿ òîìó, ÷òî íà äîíîðñêèõ ó÷àñòêàõ îñòàþòñÿ ýëåìåíòû êàìáèàëüíîãî ñëîÿ è äåðèâàòû êîæè îíè õîðîøî ñàìîñòîÿòåëüíî ýïèòåëèçèðóþòñÿ.

Äëÿ çàêðûòèÿ îæîãîâîé ïîâåðõíîñòè ìîæíî èñïîëüçîâàòü êîæó òðóïïà, æèâîòíûõ èëè èñêóññòâåííóþ êîæó. Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî ýòè ìåòîäû ïîçâîëÿþò îñóùåñòâèòü âðåìåííîå çàêðûòèå îæîãîâîé ïîâåðõíîñòè, ÷òî ïîçâîëÿåò óìåíüøèòü ïëàçìîïîòåðþ è ðèñê ðàçâèòèÿ èíôåêöèîííîãî ïðîöåññà. Ýòè òðàíñïëàíòàíòû ÷åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ îòòîðãàþòñÿ, ïîýòîìó ÿâëÿþòñÿ âðåìåííûìè è äàþò âîçìîæíîñòü âûèãðàòü âðåìÿ, äëÿ ïîäãîòîâêè ê êîæíîé ïëàñòèêå.

Åñëè èñïîëüçóåòñÿ êîæà ÷åëîâåêà, òî ýòî àëëîäåðìîïëàñòèêà.  ñëó÷àå ïåðåñàäêè êîæè ïîðîñÿò èëè òåëÿò — êñåíîòðàíñïëàíòàöèÿ.

Èñïîëüçóþòñÿ òàêæå ñèíòåòè÷åñêèå ìàòåðèàëû ãèäðîí, ïîëèêàïðîëàêòîí. Ñîçäàíû ìîäåëè èñêóññòâåííîé êîæè (ýïèãàðä, ñèíêàâåð, àýðîïëàñò-ñïåöèàëü). Îíà áëèçêà ïî ñâîèì ôóíêöèîíàëüíûì ñâîéñòâàì ê êîæå ÷åëîâåêà è óäîáíà äëÿ ïðèìåíåíèÿ.

Äëÿ óñêîðåíèÿ çàêðûòèÿ äåôåêòîâ êîæè ìîæíî ïðèìåíÿòü êóëüòèâèðîâàííûå ôèáðîáëàñòû. Èç êëåòîê êîæè ýìáðèîíîâ âûðàùèâàåòñÿ êëåòî÷íàÿ êóëüòóðà, êîòîðàÿ ïîìåùàåòñÿ íà îæîãîâóþ ïîâåðõíîñòü. Áëàãîäàðÿ îòñóòñòâèþ àíòèãåííûõ ñâîéñòâ îíè íå ïîäâåðãàþòñÿ îòòîðæåíèþ è ñòèìóëèðóþò ïðîëèôåðàöèþ ýïèòåëèîöèòîâ.

 çàêëþ÷åíèè ñëåäóåò îòìåòèòü, ëå÷åíèå îæîãîâ, îñîáåííî îáøèðíûõ è ãëóáîêèõ, ïðåäñòàâëÿåò òðóäíóþ çàäà÷ó. Óñïåõ äîñòèãàåòñÿ ðàöèîíàëüíûì ïðèìåíåíèåì ìåòîäîâ îáùåãî è ìåñòíîãî ëå÷åíèÿ.

Ëèòåðàòóðà

1. À.Â. Áóòðîâ Ýêñòðåííàÿ àíåñòåçèîëîãèÿ. — Ì.: Èç-âî ÓÄÍ,1990.-84 ñ.

2. Â.Ê. Ãîñòèùåâ Ðóêîâîäñòâî ê ïðàêòè÷åñêèì çàíÿòèÿì ïî îáùåé õèðóðãèè. — Ì.: Ìåäèöèíà, 1987.-320 ñ.

3. Â.Ê. Ãîñòèùåâ Îáùàÿ õèðóðãèÿ. — Ì.: Ìåäèöèíà, 1997.-672 ñ.

4. Äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå ðàíåíèé / Ïîä ðåä. Þ.Ã. Øàïîøíèêîâà. — Ì.: Ìîñêâà, 1984. — 344 ñ.

5. Â.À. Äîëèíèí, Í.Ï. Áèàíêîâ Îïåðàöèè ïðè ðàíåíèÿõ è òðàâìàõ. — Ì.: Ëåíèíãðàä, 1982. — 226 ñ.

6. ß.Ã. Äóáðîâ Àìáóëàòîðíàÿ òðàâìàòîëîãèÿ. — Ì.: Ìåäèöèíà, 1986. — 288 ñ.

7. À.Â. Êàïëàí Ïîâðåæäåíèÿ êîñòåé è ñóñòàâîâ.- Ì.: Ìåäèöèíà, 1979. — 412 ñ.

8. Êåìïáåëë Ä., Ñïåíñ À.À. Àíåñòåçèÿ, ðåàíèìàöèÿ è èíòåíñèâíàÿ òåðàïèÿ.-Ì.: Ìåäèöèíà,2000.-264 ñ.

9. Â.Ï. Êîòåëüíèêîâ. Îòìîðîæåíèÿ. — Ì.: Ìåäèöèíà, 1988.-256 ñ.

10. À.Ô. Êðàñíîâ, Â.Ì. Àðøèí, Â.Â. Àðøèí / Òðàâìàòîëîãèÿ. Ñïðàâî÷íèê.- Ðîñòîâ-íà-Äîíó: èçä-âî «Ôåíèêñ», 1998.- 608 ñ.

11. À.Ë. Êðè÷åâñêèé Òÿæåëàÿ êîìïðåññèîííàÿ òðàâìà êîíå÷íîñòè è åå ýôôåðåíòíàÿ òåðàïèÿ.- Òîìñê: Èçä-âî Òîì. óí-òà, 1991.- 264 ñ.

12. Ì.È. Êóçèí, Ñ.Ø. Õàðíàñ. Ìåñòíîå îáåçáîëèâàíèå. — Ì.: Ìåäèöèíà, 1982. — 144 ñ.

13. Ò.Ï. Ìàêàðåíêî, Ë.Ã. Õàðèòîíîâ, À.Â. Áîãäàíîâ Âåäåíèå áîëüíûõ îáùåõèðóðãè÷åñêîãî ïðîôèëÿ â ïîñëåîïåðàöèîííîì ïåðèîäå.- 2-å èçä., ïåðåðàá. è äîï.- Ì.: Ìåäèöèíà, 1989.- 352 ñ.

14. È.ß. Ìàêøàíîâ, Ï.Â. Ãàðåëèê Ëå÷åáíûå íîâîêàèíîâûå áëîêàäû. Ñïðàâî÷íîå ïîñîáèå.- Ãðîäíî,1997.-88 ñ.

15. Îáùàÿ õèðóðãèÿ: Ó÷åáíèê äëÿ ìåäèöèíñêèõ âóçîâ / Ïîä ðåä. Ï.Í. Çóáàðåâà, Ì.È. Ëûòêèíà, Ì.Â. Åïèôàíîâà. — ÑÏá.: ÑïåöËèò,1999.-472 ñ.

16. Îáùàÿ õèðóðãèÿ. / Ïîä ðåä. Â. Øìèòòà, Â. Õàðòèíãà, Ì.È. Êóçèíà: â 2 òîìàõ. — Ì.: Ìåäèöèíà, 1985.

17. Îæîãè. / Ïîä ðåä. Á.Ñ. Âèõðèåâà, Â.Ì. Áóðìèñòðîâà.-2-å èçäàíèå, ïåðåðàá è äîï. — Ë.: Ìåäèöèíà, 1986.-272 ñ.

18. Îðãàíèçàöèÿ ýêñòðåííîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè íàñåëåíèþ ïðè ñòèõèéíûõ áåäñòâèÿõ è äðóãèõ ÷ðåçâû÷àéíûõ ñèòóàöèÿõ. / Ïîä ðåä. Â.Â. Ìåøêîâà.- Ì.: Ìåäèöèíà, 1991.- 208 ñ.

19. Ñ. Â. Ïåòðîâ Îáùàÿ õèðóðãèÿ. — ÑÏá.: Èçäàòåëüñòâî «Ëàíü», 2001. — 672 ñ.

20. Â.À. Ïîëÿêîâ. Èçáðàííûå ëåêöèè ïî òðàâìàòîëîãèè.- Ì.: Ìåäèöèíà, 1980.- 272 ñ.

21. Ïîñëåîïåðàöèîííàÿ áîëü. Ðóêîâîäñòâî. / Ïîä ðåä. Ô. Ìàéêëà Ôåððàíòå, Òèìîòè Ð. ÂåéäÁîíêîðà.-Ì.: Ìåäèöèíà, 1998.-640 ñ.

22. Ðàíû è ðàíåâàÿ èíôåêöèÿ / Ïîä ðåä. àêàäåìèêà ÀÌÍ ÑÑÑÐ ïðîô. Ì.È. Êóçèíà, ïðîô. Á.Ì. Êîñòþ÷åíîê, — Ì.: Ìåäèöèíà, 1981.- 688 ñ.

23. Ðóêîâîäñòâî ïî àíåñòåçèîëîãèè. Â äâóõ òîìàõ. / Ïîä ðåä. À.Ð. Ýéòêåíõåäà, Ã. Ñìèòà.- Ì.: Ìåäèöèíà, 1999.

24. Ì.Ã. Ñà÷åê, Â.Â. Àíè÷êèí. Ïîñëåîïåðàöèîííûé ïåðèîä: Ó÷åá. ïîñîáèå äëÿ ìåä. èíñòèòóòîâ.-Ìí.: Âûø. øê., 1987.-103 ñ.

25. Ï. Ñàôàð, Í.ÄÆ. Áè÷åð. Ñåðäå÷íî-ëåãî÷íàÿ è öåðåáðàëüíàÿ ðåàíèìàöèÿ: Ïåð. ñ àíãë.-2-å èçä., ïåðåðàáîòàííîå è äîïîëíåííîå.- Ì.: Ìåäèöèíà, 1997.-552 ñ.

26. Ñåðäå÷íî-ëåãî÷íàÿ ðåàíèìàöèÿ (ìåòîä. óêàç.) / Ðàçðàá.ÍÈÈ îáùåé ðåàíèìàòîëîãèè ÐÀÌÍ.- Ì.: Èçäàòåëüñòâî ÐÀÌÍ,2000.-24 ñ.

27. Â.À. Ñîêîëîâ. Òðàâìàòîëîãè÷åñêîå îòäåëåíèå ïîëèêëèíèêè.-Ì.: Ìåäèöèíà, 1988.- 240 ñ.

28. Â.È. Ñòðó÷êîâ, Þ.Â. Ñòðó÷êîâ Îáùàÿ õèðóðãèÿ. — Ì.: Ìåäèöèíà, 1988. — 480 ñ.

29. Â.È. Ñòðó÷êîâ, Â.Ê. Ãîñòèùåâ, Þ.Â. Ñòðó÷êîâ. Ðóêîâîäñòâî ïî ãíîéíîé õèðóðãèè. — Ì.:Ìåäèöèíà,1984.-512 ñ.

30. Øîéëåâ Ä. Ñïîðòèâíàÿ òðàâìàòîëîãèÿ. — Ñîôèÿ, 1986.- 192 ñ.

31. Ã.Ñ. Þìàøåâ, Òðàâìàòîëîãèÿ è îðòîïåäèÿ. — Ì.: Ìåäèöèíà, 1977.- 499 ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник