Курсовая работа пневмония у животных
Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им.
Факультет ветеринарной медицины
Кафедра внутренних незаразных болезней, хирургии и акушерства
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Внутренние незаразные болезни сельскохозяйственных животных»
БРОНХОПНЕВМОНИЯ У ТЕЛЯТ
Подготовила
студент 5курса 753гр.
Вологда – Молочное
2009
Содержание
Введение
Обзор литературы Определение болезни Этиология болезни Патогенез болезни Симптомы болезни Патологоанатомические изменения Диагностика заболевания Дифференциальная диагностика Течение и прогноз болезни Лечение бронхопневмонии Профилактика заболевания Собственные исследования Характеристика хозяйства Зоогигиенические условия содержания Микроклимат помещения Эпизоотическое состояние хозяйства История болезни Затраты на лечение Рекомендации
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
Стремление к максимальному повышению продуктивности за счёт внедрения интенсивных промышленных систем без достаточного учёта физиологических потребностей животных ведёт к снижению их иммунной реактивности, на фоне которой возникают незаразные болезни, составляющие по основным видам сельскохозяйственных животных около 90%.
Среди всех патологий сельскохозяйственных животных, обусловленных технологией содержания, кормления и использования их, наибольший удельный вес занимают незаразные болезни молодняка. При этом на первое место по частоте, массовости и величине экономического ущерба выходят желудочно-кишечные, респираторные заболевания, болезни обмена веществ и кормовые токсикозы. Широкое распространение получили также болезни иммунной системы. Вследствие изменений в среде обитания животных, широкого применения химических веществ в сельском хозяйстве, антимикробных и биологических препаратов в животноводстве и ветеринарии значительно изменилось течение и клинико-морфологическое проявление многих болезней, а также появились новые формы патологии. Всё чаще стали встречаться ассоциированные заболевания полиэтиологической природы.
Статистика показывает, что болезни животных, сопровождающиеся поражением органов дыхания, составляют 20-30% от общего количества незаразных болезней и по распространённости занимают второе место.
Широкое распространение болезней органов дыхания обусловлено снижением естественной резистентности животных в результате нарушения технологии содержания (длительная транспортировка, переохлаждение, сырость и загазованность помещений, большая концентрация на ограниченных площадях, способствующая воздушно – капельному способу передачи инфекции, недостаточная естественная освещённость помещений и другие факторы, ослабляющие защитные силы организма.
Для правильной и своевременной диагностики патологии органов дыхания, организации профилактики и лечения необходимо чётко представлять многогранную физиологическую роль дыхательных путей и лёгких. Органы дыхания тесно связаны через нервную систему, кровь и лимфу со всеми системами организма. При поражении органов дыхания в организме изменяются функции сердечно – сосудистой, пищеварительной, мочеотделительной и других систем, уменьшается поступление воздуха в лёгкие, что приводит к ухудшению газообмена в них и возникновению одышки.
Экономический ущерб от болезней дыхательной системы складывается из гибели больных животных, которая достигает 10%, снижения продуктивности больных и переболевших животных, затрат на лечение.
1. Обзор литературы
1.1 Определение болезни
Пневмония (воспаление лёгких) по сравнению с другими болезнями органов дыхания широко распространена и на её долю приходится 80% от всех заболеваний органов дыхания. Все пневмонии подразделяют на лобарные и лобулярные.
Лобулярные пневмонии характеризуются постепенным распространением воспаления в долях лёгких. В отличие от лобарной пневмонии клинически проявляется с менее чёткими признаками. Чаще протекает хронически, иногда бессимптомно. По этому типу протекают ателектатическая (возникает в результате образования в легочной ткани безвоздушных участков – ателектазов, или спавшихся – гипопневматозы), аспирационная (возникает при попадании в дыхательные пути инородных тел), метастатическая, или гнойная (возникает в результате заноса в лёгкие бактериальной микрофлоры из других органов и тканей организма), гнойно – некротическая, или гангрена лёгких (гнойно – гнилостное расплавление ткани лёгких), гипостатическая (заболевание, возникающее в результате застоя крови в лёгких – гипостаз и последующего развития катарального воспаления) пневмонии.
Лобарные пневмонии характеризуются быстрым распространением воспаления в лёгких с охватом в типичных случаях, уже в первые часы болезни, отдельных долей лёгких или даже всего лёгкого. Лобарные пневмонии протекают всегда быстро с тяжёлыми клиническими признаками. Болезнь имеет выраженную стадийность. По этому типу протекает крупозная пневмония (острое заболевание, протекающее стадийно) и некоторые инфекционные болезни (инфекционная анемия, контагиозная плевропневмония, пастереллёз).
Воспаление лёгких по характеру образующегося экссудата бывает катаральным, гнойным, фибринозным, по течению – острым и хроническим, а по этиологии – первичным и вторичным.
Поскольку воспалительный процесс редко ограничивается слизистой оболочкой альвеол (пневмония), а захватывает и бронхи или, напротив, начинается в слизистой бронхов (бронхит), а в последующем по продолжению переходит на альвеолы, то заболевание называется бронхопневмонией. Из всех названных форм пневмоний самой распространённой является катаральная бронхопневмония.
Бронхопневмония — воспаление бронхов и лёгких, характеризующееся скоплением в бронхах и альвеолах экссудата, состоящего из большого количества слизи, отторгнутой эпителиальными клетками слизистой оболочки, лейкоцитов, выключением поражённых участков из дыхательной функции, расстройством кровообращения и газообмена с нарастающей дыхательной недостаточностью и интоксикацией организма.
Болезнь характеризуется распространением патологического процесса, первоначально возникающего в бронхах, по бронхиальному дереву на легочную ткань.
У молодняка по своему происхождению они делятся на первичные и вторичные бронхопневмонии. Первичные бронхопневмонии обычно возникают вследствие воздействия неблагоприятных факторов внешней среды и неправильного внутриутробного развития. Вторичные бронхопневмонии наблюдаются при ряде инфекционных заболеваний (паратиф, геморрагическая септицемия, грипп поросят, вирусные бронхопневмонии свиней, аскариоз, диктиокаулёз) наибольшее распространение имеют первичные (незаразные) бронхопневмонии. На отдельных фермах они поражают до 50-70% поголовья молодняка.
Регистрируется бронхопневмония преимущественно среди молодых животных. Болезнь возникает чаще в зимне-весенний и летний сезоны года. Зимнее-весенняя вспышка обычно начинается в феврале с максимальным количеством больных и их гибелью в марте – апреле.
Поражаются преимущественно телята от 2-недельного до 2-3месячного возраста. В период летней вспышки заболевают телята в возрасте 2-3месяцев и даже 4 месяцев. Поросята и ягнята заболевают в возрасте от 2 месяцев и старше.
1.2 Этиология болезни
Бронхопневмония – заболевание полиэтиологическое и обычно возникает в результате комбинированного воздействия на организм неблагоприятных факторов (стрессоров), ослабляющих резистентность. Наиболее часто внешними (экзогенными) факторами бронхопневмонии являются простудные и другие, связанные с раздражением дыхательных путей. Это повышенная влажность воздуха в помещении, сырые полы и стены, содержание без подстилки на цементных полах, сквозняки, избыточное накопление аммиака, сероводорода и др. В ранневесенний период и осенью вследствие неустойчивой погоды и резкой смены температуры воздуха в течение суток заболеваемость значительно возрастает.
Первичные бронхопневмонии возникают при нарушении санитарно – гигиенического режима содержания (сырость, скученность, повышенное содержание аммиака в помещении, переохлаждение на ветру, под дождём, воздействие низких температур воздуха) и в результате понижения естественной резистентности молодого организма, обусловленного недостаточным или неполноценным кормлением маточного поголовья. Обе группы факторов действуют взаимосвязано. Это означает, что плохая резистентность приплода повышает его чувствительность к изменениям внешней среды, а плохой микроклимат, в свою очередь, усугубляет подверженность слабого приплода к заболеванию органов дыхания.
Понижение резистентности молодого организма как следствие плохого кормления матерей особенно часто наблюдается у ягнят. Известно, что ягнята, родившиеся зимой (ранний окот), полновеснее, лучше развиваются и у них реже бывают бронхопневмонии, чем у ягнят, родившихся поздней весной. Беременность овцематок при раннем окоте приходится на позднеосенний и раннезимний период, когда в организме овцематок сохраняются запасы питательных, минеральных веществ и витаминов, накопленных за период летней и осенней пастьбы. Эти факторы обеспечивают нормальное внутриутробное развитие плода и рождение крепких ягнят, способных перенести зимнюю стужу и летний зной. При позднем окоте запасы питательных веществ в организме в стойловый период расходуются (особенно при плохом кормлении), что может неблагоприятно сказаться на внутриутробном развитии плода. В таких случаях он рождается с меньшей живой массой, слабым и чаще подвержен заболеваниям органов дыхания. Гибель ягнят приходится на период летней жары, которую больной организм не может перенести. Такое же положение может наблюдаться и по другим видам животных.
Возникновению бронхопневмонии способствуют и факторы, снижающие естественную резистентность организма животных: рождение недоразвитого, гипотрофичного с пониженной жизнестойкостью молодняка, недостаток в рационе протеина, отдельных аминокислот, витаминов, минеральных компонентов, отсутствие выгулов, недостаток естественной или искусственной ультрафиолетовой радиции, переболевание в молодом возрасте (особенно в молозивный период) желудочно-кишечными болезнями.
Возникновению бронхопневмоний у молодняка способствует недостаток витамина А, так как в результате происходит замена реснитчатого эпителия дыхательных путей на плоский многослойный, что ведёт к нарушению реологических свойств бронхиального секрета.
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
Источник
Роль патогенной микрофлоры и аллергического состояния в возникновении крупозной пневмонии. Основные стадии крупозной пневмонии. Анализ факторов, влияющих на продолжительность болезни у животных. Патологоанатомические изменения при крупозной пневмонии.
Подобные документы
Характеристика крупозной пневмонии, этиология и патогенез. Симптомы проявления пневмонии. Этапы диагностического поиска, дифференциальная диагностика. Санитарно-гигиенические мероприятия, применение пневмококковой и гриппозной вакцин для профилактики.
контрольная работа, добавлен 04.07.2014
Особенности заболевания «крупозная пневмония» у крупного рогатого скота. Этиология, патогенез (стадии течения и развития), патологоанатомические изменения и симптомы заболевания у животных в различные периоды. Особенности дифференциального диагноза.
реферат, добавлен 15.12.2014
Определение термина «пневмония», ее классификация по характеру воспалительного экссудата, локализации патологического процесса. Этиопатогенез аспирационной пневмонии. Клинические признаки заболевания. Лечение и профилактика аспирационной пневмонии.
реферат, добавлен 01.10.2015
Наружный и внутренний осмотр тела кошки, вид органов ротовой и грудной полости и шеи. Анализ диагностированного случая болезни (пневмонии). Особенности катаральной бронхопневмонии, фиброзной пневмонии, катарально-гнойного (смешанного) воспаления.
реферат, добавлен 06.05.2015
Решение вопросов ветеринарного обслуживания животноводческих хозяйств промышленного типа. Снижение резистентности организма животных, болезни, связанные с неполноценным кормлением нарушением условий содержания молодняка. Развитие у животных пневмонии.
реферат, добавлен 05.11.2017
Сущность и понятие катаральной пневмонии как заболевания легких у собак. Факторы, вызывающие бронхопневмонию у молодняка: экзогенные, эндогенные и эндоэкзогенные и их характеристика. Причины возникновения заболевания, его симптомы, профилактика и лечение.
реферат, добавлен 11.12.2016
Симптомы бронхопневмонии как воспаления бронхов молодняка сельскохозяйственных животных. Особенности диагностики данного заболевания, отграничение от пневмонии инфекционного происхождения. Формы течения бронхопневмонии, этапы развития патологии.
статья, добавлен 27.02.2019
Стерилизация озоновоздушной смесью патогенной микрофлоры. Определение активной мощности электроозонатора. Расчет площади газоразрядного промежутка. Построение номограммы зависимости размеров устройства и количества микрофлоры на субстрате после обработки.
статья, добавлен 15.05.2017
Классификация ядовитых растений по характеру действия на животный организм. Патологоанатомические изменения при отравлении растениями у животных, методы лечения. Роль молока в этиологии отравлений молодняка. Анализ эпизоотического состояния хозяйства.
курсовая работа, добавлен 23.01.2016
Пироплазмидозы как паразитарное заболевание у диких животных, вызываемое кровопаразитами из семейства пироплазматиде. Методы диагностики, патологоанатомические изменения и симптомы болезни. Морфология возбудителя тейлериоза крупного рогатого скота.
реферат, добавлен 17.01.2016
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Оценка состояния больного пневмонией животного. Изучение механизма развития патологического процесса. Исследование лимфатических узлов, мышц и внутренних органов больного. Методы профилактики, диагностики и лечения острой очаговой серозной пневмонии.
Подобные документы
Рассмотрение особенностей сибирской язвы, определение ее возбудителя, методов диагностики. Изучение правил ветеринарно-санитарной экспертизы туши и внутренних органов животного при подозрении на сибирскую язву. Мероприятия по профилактике заболевания.
курсовая работа, добавлен 28.06.2015
Порядок ветеринарно-санитарной экспертизы внутренних органов животных. Методика послеубойного осмотра внутренних органов крупного и мелкого рогатого скота. Оценка продуктов убоя по результатам осмотра головы, внутренних органов и туши убитого животного.
реферат, добавлен 06.06.2013
Осмотр телосложения, кожи и ее производных, видимых слизистых оболочек, лимфатических узлов. Исследование дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной, нервной и сердечно-сосудистой систем и двигательного аппарата. Заключение о состоянии собаки.
отчет по практике, добавлен 13.10.2014
Исследование кожного покрова, видимых слизистых оболочек, лимфатических узлов, верхнего отдела дыхательных путей, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевой, нервной систем, грудной клетки и лабораторный анализ крови коровы черно-пестрой породы.
курсовая работа, добавлен 30.03.2010
Погрешности в кормлении и содержании беременных животных. Задержание последа. Консервативные и оперативные методы лечения задержки последа у коров. Стимулирование защитных сил больного животного. Роль задержания последа в происхождении бесплодия.
лекция, добавлен 28.03.2009
Клиническая диагностика внутренних незаразных болезней сельскохозяйственных животных: визуальный осмотр кожного покрова, исследование сердечно-сосудистой системы, верхних дыхательных петей. Методы клинической лабораторной диагностики в ветеринарии.
курсовая работа, добавлен 22.05.2009
Значение эндометрита в происхождении бесплодия. Этиология, патогенез и симптомокомплекс при этом заболевании. Обоснование к дифференцированному лечению коров при эндометрите. Роль и меры профилактики и прогноз для больного. Пример курации животного.
курсовая работа, добавлен 17.06.2011
Классификации пневмоний, особенности протекания ее разновидностей у разных видов животных, симптоматика, тяжесть лечения, этиологические факторы и формы воспалительного процесса. Описание возбудителей пневмонии и взаимосвязь с другими заболеваниями.
контрольная работа, добавлен 25.11.2010
Регистрация животного, анамнез, клиническое состояние, лабораторные и специальные исследования. Постановка диагноза, прогноз заболевания и обоснование лечения. Определение патологического процесса, операция, подготовка инструментов и операционного поля.
история болезни, добавлен 05.10.2010
Регистрация и сбор анамнеза собаки. Характеристика клинического исследования. Определение габитуса, волосяного покрова, кожи, слизистых, лимфатических систем, термометрия. Обследование систем органов и дополнительные исследования крови, мочи, кала.
курсовая работа, добавлен 04.12.2010
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Ðåøåíèå âîïðîñîâ âåòåðèíàðíîãî îáñëóæèâàíèÿ æèâîòíîâîä÷åñêèõ õîçÿéñòâ ïðîìûøëåííîãî òèïà. Ñíèæåíèå ðåçèñòåíòíîñòè îðãàíèçìà æèâîòíûõ, áîëåçíè, ñâÿçàííûå ñ íåïîëíîöåííûì êîðìëåíèåì íàðóøåíèåì óñëîâèé ñîäåðæàíèÿ ìîëîäíÿêà. Ðàçâèòèå ó æèâîòíûõ ïíåâìîíèè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÔÃÎÓ ÂÏÎ «Ìîñêîâñêàÿ Ãîñóäàðñòâåííàÿ Àêàäåìèÿ Âåòåðèíàðíîé Ìåäèöèíû è Áèîòåõíîëîãèè èì. Ê.È. Ñêðÿáèíà»
Ðåôåðàò
ïî ïàòîôèçèîëîãèè
Ïíåâìîíèÿ, áðîíõèò è áðîíõîïíåâìîíèÿ òåëÿò
Ïðåïîäàâàòåëü:
Ëîñåâà Òàòüÿíà Âëàäèìèðîâíà
äîöåíò êàôåäðû ïàòîôèçèîëîãèè æèâîòíûõ
Âûïîëíèë:
Ñòóäåíò 3-ãî êóðñà 1-é ãðóïïû
ôàêóëüòåòà âåòåðèíàðíîé ìåäèöèíû
Ìîñêâà, 2007
Áîëüøàÿ ðîëü â îáåñïå÷åíèè ñòðàíû ïðîäîâîëüñòâèåì îòâîäèòñÿ èíòåíñèâíîìó ðàçâèòèþ ïðîìûøëåííûõ êîìïëåêñîâ ïî ïðîèçâîäñòâó ìîëîêà è ãîâÿäèíû.
Íåîáõîäèìî ïî-íîâîìó ðåøàòü âîïðîñû âåòåðèíàðíîãî îáñëóæèâàíèÿ æèâîòíîâîä÷åñêèõ õîçÿéñòâ ïðîìûøëåííîãî òèïà, êîìïëåêòîâàòü èõ çäîðîâûì ïîãîëîâüåì, ÷òî îáÿçûâàåò âåòåðèíàðíûõ ñïåöèàëèñòîâ ïîâûñèòü óðîâåíü îðãàíèçàöèè âåòåðèíàðíîãî äåëà, îáðàòèâ îñîáîå âíèìàíèå íà ïðîâåäåíèå ïðîôèëàêòè÷åñêèõ, ïðîòèâîýïèçîîòè÷åñêèõ, âåòåðèíàðíî-ñàíèòàðíûõ ìåðîïðèÿòèé, ïðåäóïðåæäåíèå çàíîñà çàðàçíûõ è âîçíèêíîâåíèÿ íåçàðàçíûõ áîëåçíåé.
Îñîáåííî àêòóàëüíî ýòî ñòàëî â íàøå âðåìÿ â ñâÿçè ñ ïåðåõîäîì ñåëüñêîõîçÿéñòâåííûõ ïðåäïðèÿòèé íà íîâûå ôîðìû ñîáñòâåííîñòè, â ñâÿçè ñ ÷åì ðàáîòíèêè, à òàêæå ðóêîâîäñòâî íåïîñðåäñòâåííî çàèíòåðåñîâàíû â óâåëè÷åíèè êîëè÷åñòâà ïðîäóêöèè è ïîâûøåíèè å¸ êà÷åñòâà, ò.ê. îò ýòîãî çàâèñèò äàëüíåéøàÿ ñóäüáà ñàìîãî ïðåäïðèÿòèé è, êàê ñëåäñòâèå, âñåõ åãî ðàáîòíèêîâ.
Îäíàêî èíîãäà ðåøåíèå âûøåóêàçàííûõ âîïðîñîâ îñëîæíÿåòñÿ â ñâÿçè ñ ðàçâèòèåì íàðóøåíèÿ îáìåíà âåùåñòâ, ñíèæåíèåì ðåçèñòåíòíîñòè îðãàíèçìà æèâîòíûõ, âîçíèêíîâåíèÿ áîëåçíåé, ñâÿçàííûõ ñ íåïîëíîöåííûì êîðìëåíèåì íàðóøåíèåì óñëîâèé ñîäåðæàíèÿ. Ïî èìåþùèìñÿ ñòàòèñòè÷åñêèì äàííûì íà ïðîìûøëåííûõ æèâîòíîâîä÷åñêèõ êîìïëåêñàõ, íà ñïåöèàëèçèðîâàííûõ ôåðìàõ, à òàêæå ñðåäè æèâîòíûõ íà ïðèóñàäåáíûõ õîçÿéñòâàõ íà íåçàðàçíóþ ïàòîëîãèþ ïðèõîäèòñÿ 94-98% âñåõ ñëó÷àåâ çàáîëåâàåìîñòè.
 óñëîâèÿõ ïðîìûøëåííîãî âûðàùèâàíèÿ ìîëîäíÿêà êðóïíîãî ðîãàòîãî ñêîòà íàèáîëüøèé ïðîöåíò çàáîëåâàíèé ïàäàåò íà ðàçëè÷íûå ðåñïèðàòîðíûå çàáîëåâàíèÿ, ñðåäè êîòîðûõ íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåíû áðîíõèò, ïíåâìîíèÿ è áðîíõîïíåâìîíèÿ.
Áðîíõèò — âîñïàëåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè áðîíõîâ. Çàáîëåâàíèÿ äîâîëüíî øèðîêî ðàñïðîñòðàíåíû ñðåäè ñåëüñêîõîçÿéñòâåííûõ è äîìàøíèõ æèâîòíûõ. Ïðè÷èíàìè ÿâëÿþòñÿ âèðóñû (ãðèïï, ÷óìà, ôäåíîâèðóñíûå èíôåêöèè), áàêòåðèè (ïðîòåé, êèøå÷íàÿ ïàëî÷êà), ìèêîïëàçìû, ïàðàçèòû (àíêèëîñîìû, ñòðîíãèëÿòû, êîêöèäèè), àëëåðãåíû. Ïîÿâëåíèþ çàáîëåâàíèé ñïîñîáñòâóþò íåáëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ ñîäåðæàíèÿ: ïåðåîõëàæäåíèå, íåïîëíîöåííîå êîðìëåíèå, ïîåíèå õîëîäíîé âîäîé, ñîäåðæàíèå â ñûðûõ, ïëîõî âèíòåëèðóåìûõ ïîìåùåíèÿõ.
Õðîíè÷åñêèå áðîíõèòû ÷àùå âòîðè÷íîãî ïðîèñõîæäåíèÿ — êàê ñëåäñòâèå ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé íåäîñòàòî÷íîñòè, çàáîëåâàíèé ïî÷åê, äðóãèõ îðãàíîâ.
Îñíîâíàÿ ïðè÷èíà äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè ïðè áðîíõèòàõ — óìåíüøåíèå ïðîñâåòà âîçäóõîíîñíûõ ïóòåé (êðóïíûõ è ìàëûõ áðîíõîâ), âûçâàííîãî ãèïåðåìèåé è íàáóõàíèåì ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, ãèïåðñåêðåöèåé êàòàðàëüíîãî ýêññóäàòà, äèàïåäåçà ëåéêîöèòîâ.  òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà ïîäñëèçèñòûé è ìûøå÷íûé ñëîè, ïåðèáðîíõèàëüíóþ òêàíü. Äëÿ áðîíõèòà àëëåðãè÷åñêîãî ïðîèñõîæäåíèÿ õàðàêòåðíî ïîÿâëåíèå ýìôèçåìû ëåãêèõ ñî ñìåøàííîé èíñïèðàòîðíî-ýêñïèðàòîðíîé îäûøêîé.
Ïíåâìîíèÿ (ïíåâìîíèò) — âîñïàëåíèå ëåãêèõ. Ïî ýòèîëîãèè ðàçëè÷àþò ïíåâìîíèþ âèðóñíîãî (÷óìà ñîáàê, ïåðèïíåâìîíèÿ êðóïíîãî ðîãàòîãî ñêîòà), áàêòåðèàëüíîãî (ïíåâìîêîêêè, ñòàôèëîêîêêè, ñòðåïòîêîêêè), ìèêîïëàçìåííîãî, ïàðàçèòàðíîãî, ìèêîçíîãî ïðîèñõîæäåíèé. Ïíåâìîíèÿ ìîæåò áûòü îáóñëîâëåíà ïîïàäàíèåì â äûõàòåëüíûå ïóòè êîðìîâ, ðâîòíûõ ìàññ, æèäêîñòè, òðîìáîýìáîëèåé ëåãî÷íûõ àðòåðèé.
Ðàçâèòèå ó æèâîòíûõ ïíåâìîíèè, îáóñëîâëåííîé àêòèâèçàöèåé ìèêðîôëîðû, îñîáåííî ôàêóëüòàòèâíîé, òåñíî ñâÿçàíî ñ ñîñòîÿíèåì îðãàíèçìà, ðàçâèòèåì, â ÷àñòíîñòè, ñåíñèáèëèçàöèåé ê àóòîàíòèãåíàì ïðè ïîðàæåíèè ëåãî÷íîé ïàðåíõèìû ðàçíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ. Âûÿâëåíî, íàïðèìåð, ÷òî â ãåíåçå ñïîíòàííûõ, êîëèèìóííûå ïðîöåññû. Ïðè÷åì âåäóùèì ïóñêîâûì ìåõàíèçìîì, êàê ïîëîãàþò, ñëóæàò ìèêîïëàçìû, àíòèãåííûå ñóáñòàíöèè êîòîðûõ àêòèâèðóþò «çàïðåùåííûå» êëîíû Â-ëèìôîöèòîâ — ïðîäóöåíòîâ àóòîàíòèòåë.
Êèñëîðîäíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü ïðè ïíåâìîíèÿõ îáóñëîâëåíà óìåíüøåíèåì äûõàòåëüíîé ïîâåðõíîñòè ëåãêèõ çà ñ÷åò âûïîòåâàíèÿ â ïðîñâåò àëüâåîë ýêññóäàòà, ñëóùèâàþùåãîñÿ ýïèòåëèÿ. Çàïîëíåííûå ýêññóäàòîì àëüâåîëû íå ó÷àñòâóþò â ãàçîîáìåíå. Îáùàÿ äûõàòåëüíàÿ ïîâåðõíîñòü ëåãêèõ ñîêðàùåíà. Âäîõ óêîðî÷åííûé èç-çà ïåðåðàñòÿæåíèÿ îñòàâøèõñÿ íîðìàëüíûõ àëüâåîë. Îêîí÷àíèÿ âîëîêîí áëóæäàþùåãî íåðâà ñî ñòåíîê ôóíêöèîíèðóþùèõ àëüâåîë ïîñûëàþò ýôôåðåíòíóþ èìïóëüñàöèþ åùå äî îïòèìàëüíîãî ðàñøèðåíèÿ ãðóäíîé êëåòêè. Ïðåæäåâðåìåííàÿ áëàãîäàðÿ ðåôëåêñó Ãåðèíãà — Áðåéåðà îñòàíîâêà àêòà âäîõà ïðåäîõðàíÿåò íå âîâëå÷åííûå â ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ àëüâåîëû îò ïåðåðàñòÿæåíèÿ è ðàçðûâà. Äûõàíèå ïðè ïíåâìîíèè ó÷àùåíî èç-çà ñòèìóëÿöèè äûõàòåëüíîãî öåíòðà óãëåêèñëûì ãàçîì è íåðâíî-ðåôëåêòîðíîãî âëèÿíèÿ.
Áðîíõîïíåâìîíèÿ — çàáîëåâàíèå, ïðîÿâëÿþùååñÿ âîñïàëåíèåì áðîíõîâ è äîëåé ë¸ãêîãî ñ íàêîïëåíèåì â àëüâåîëàõ ýêññóäàòà è êëåòîê äåñêâàìèðîâàííîãî ýïèòåëèÿ. Ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ íà÷èíàåòñÿ ñ ïîÿâëåíèÿ â ëåãêèõ è ëåãî÷íîé ïàðåíõèìå ñåðîçíîãî ýêññóäàòà, ÷òî ñîîòâåòñòâóåò êàðòèíå êàòàðàëüíîãî âîñïàëåíèÿ ë¸ãêèõ ó âçðîñëûõ æèâîòíûõ, íî, òàê êàê ïåðâè÷íî ïîðàæàþòñÿ áðîíõè è ïðîöåññ áûñòðî ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ ïî áðîíõèàëüíîìó äåðåâó, òî òàêîå çàáîëåâàíèå, îòìå÷àþùååñÿ ïðåèìóùåñòâåííî ó ìîëîäíÿêà, ïðèíÿòî íàçûâàòü áðîíõîïíåâìîíèåé.
Áðîíõîïíåâìîíèÿ — çàáîëåâàíèå íåèíôåêöèðîâàííîãî ïðîèñõîæäåíèÿ, ìèêðîáíûé ôàêòîð â ðàçâèòèè íåñïåöèôè÷åñêîé áðîíõîïíåâìîíèè òåëÿò íå ÿâëÿåòñÿ âåäóùèì è íå èìååò ïàòîãåíåòè÷åñêîãî çíà÷åíèÿ. Âûäåëåííûå èç ëåãêèõ áîëüíûõ è ïàâøèõ æèâîòíûõ ìèêðîîðãàíèçìû ÿâëÿþòñÿ ñåïðîôèòíûìè, îíè ñòàíîâÿòñÿ ïàòîãåííûìè òîëüêî ïðè ñíèæåíèè ðåçèñòåíòíîñòè îðãàíèçìà æèâîòíûõ. Áðîíõîïíåâìîíèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ êàê ñëåäñòâèå íåóäîâëåòâîðèòåëüíûõ óñëîâèé ñîäåðæàíèÿ è êîðìëåíèÿ. Ïðèíÿòî ðàçëè÷àòü ýíäîãåííûå è ýêçîãåííûå ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ áðîíõîïíåâìîíèè òåëÿò.
Ê ýíäîãåííûì ïðè÷èíàì îòíîñÿòñÿ: íåïðàâèëüíûé ïîäáîð ïàð ïðè ñëó÷êå, èíáðèäèíã, âåäóùèå ê ðîæäåíèþ íåçäîðîâîãî ìîëîäíÿêà ñ ïîíèæåííîé ðåçèñòåíòíîñòüþ è âîñïðèèì÷èâîñòüþ êî ìíîãèì çàáîëåâàíèÿì. Òàêæå ê ýíäîãåííûì ïðè÷èíàì îòíîñÿò àíàòîìîôèçèîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ìîëîäíÿêà: êîðîòêàÿ òðàõåÿ, óçêèå áðîíõè, áîãàòñòâî êðîâåíîñíûìè ñîñóäàìè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, âûñòèëàþùåé äûõàòåëüíûå ïóòè, ñëàáîñòü ýëàñòè÷åñêîé òêàíè ñòåíîê àëüâåîë è íàñûùåííîñòü èõ ëèìôàòè÷åñêèìè ñîñóäàìè. Óêàçàííûå ïðè÷èíû ñïîñîáñòâóþò áûñòðîìó âîçíèêíîâåíèþ è ðàñïðîñòðàíåíèþ âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà.
Ê ýêçîãåííûì ïðè÷èíàì âîçíèêíîâåíèÿ áðîíõîïíåâìîíèè îòíîñÿò: íåäîñòàòî÷íîñòü â ðàöèîíàõ òåëÿò ðåòèíîëà. Ýòî âûçûâàåò ó íèõ ðàçâèòèå À-ãèïîâèòàìèíîçà. Ãèïîâèòàìèíîç À âûçûâàåò ó òåëÿò ðàçâèòèå áàðüåðíîé ôóíêöèè ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê, â ÷àñòíîñòè, äûõàòåëüíûõ ïóëåé, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ïðîõîäèìîñòü èõ äëÿ ìèêðîîðãàíèçìîâ ïîâûøàåòñÿ. Òàêæå ê ýêçîãåííûì ôàêòîðàì îòíîñÿò ðàçëè÷íûå óñëîâèÿ êîðìëåíèÿ è ñîäåðæàíèÿ ìîëîäíÿêà ïåðåîõëàæäåíèÿ èëè ïåðåãðåâàíèå, ÷òî ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ êðîâîîáðàùåíèÿ, ïîÿâëåíèþ çàñòîéíûõ ÿâëåíèé â ëåãêèõ, ÷òî ñîçäàåò áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ äëÿ ðàçâèòèÿ áðîíõîïíåâìîíèè; ñîäåðæàíèå ìîëîäíÿêà â íåáëàãîóñòðîåííûõ ïîìåùåíèÿõ ñ íåóäîâëåòâîðèòåëüíîé âåíòèëÿöèåé, â ðåçóëüòàòå ÷åãî â âîçäóõå íàêàïëèâàåòñÿ ïûëü, óãëåêèñëîòà, àììèàê, ñåðîâîäîðîä, ìåòàí, âîäÿíûå ïàðû, èëè íàîáîðîò, âîçíèêàåò èçëèøíÿÿ ñóõîñòü âîçäóõà; ìèêðîáíàÿ çàãðÿçíåííîñòü âîçäóõà òàêæå îòíîñèòñÿ ê ýêçîãåííûì ïðè÷èíàì âîçíèêíîâåíèÿ áðîíõîïíåâìîíèè òåëÿò.
Ïðåäðàñïîëàãàþùèì ôàêòîðîì ê ïîÿâëåíèþ äàííîãî çàáîëåâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ ñíèæåíèå ðåçèñòåíòíîñòè îðãàíèçìà æèâîòíûõ, ÷òî ìîæåò âîçíèêíóòü íà ôîíå ñòðåññà (òðàíñïîðòíûé, ïðîìûøëåííûé), òàêæå íà ôîíå ïåðåíåñåííûõ â áîëå ðàííåì âîçðàñòå çàáîëåâàíèé, íàïðèìåð, æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà (äèñïåïñèÿ).
Ïàòîãåíåç áðîíõîïíåâìîíèè äîñòàòî÷íî ñëîæåí, ò.ê. â ïðîöåññ âîâëåêàþòñÿ âñå îðãàíû è ñèñòåìû áîëüíîãî æèâîòíîãî. Ïàòîãåíåç îïðåäåëÿåòñÿ ñîñòîÿíèåì âñåõ îðãàíîâ è òêàíåé, â ïåðâóþ î÷åðåäü — ñîñòîÿíèåì íåðâíîé ñèñòåìû. Íåáëàãîïðèÿòíûå ôàêòîðû â ïåðâóþ î÷åðåäü âûçûâàþò èçìåíåíèÿ â íåðâíîé ñèñòåìå, ñëåäîâàòåëüíî, âîçíèêàåò íàðóøåíèå ãóìîðàëüíûõ è íåðâíûõ ôàêòîðîâ, ïðîèñõîäèò ñíèæåíèå çàùèòíûõ ñèë îðãàíèçìà, ñíèæàåòñÿ êîíöåíòðàöèÿ ëèçîöèìà è ãèñòàìèíà â êðîâè, óâåëè÷èâàþòñÿ ãëîáóëèíîâûå ôðàêöèè áåëêîâ. Ýòî ñïîñîáñòâóåò çàñòîþ êðîâè â ëåãêèõ è îòå÷íîñòè ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê áðîíõèîë è áðîíõîâ. Ðåçêî ñíèæàåòñÿ ôàãîöèòàðíàÿ àêòèâíîñòü ëåéêîöèòîâ è ëèçîöèìíàÿ àêòèâíîñòü áðîíõèàëüíîé ñëèçè, ñíèæàåòñÿ áàðüåðíàÿ ôóíêöèÿ ýïèòåëèÿ.
Ïåðâîíà÷àëüíûå èçìåíåíèÿ õàðàêòåðèçóþòñÿ ýêññóòàòèâíûìè ïðîöåññàìè, ëåéêîöèòàðíîé ðåàêöèåé, íàêîïëåíèåì ñåðîçíîãî ýêññóäàòà â áðîíõàõ è àëüâåîëàõ.
Ñîîòâåòñòâåííî, ðàçâèâàþòñÿ áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ äëÿ ðàçâèòèÿ ìèêðîôëîðû, êîòîðàÿ ìîæåò áûòü êàê ïàòîãåííîé, òàê è ñàïðîôèòíîé. Ìèêðîôëîðà áûñòðî ðàçìíîæàåòñÿ, ìèêðîáíûå ôåðìåíòû è òîêñèíû íàêàïëèâàþòñÿ â âûñîêîé êîíöåíòðàöèè è âûçûâàþò íåêðîç ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê è ðàçâèòèå âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà. Âîçíèêàåò äîëüêîâîå âîñïàëåíèå è ìèêðîáðîíõèòû.  äàëüíåéøåì ïîðàæåííûå ó÷àñòêè ñëèâàþòñÿ, îáðàçóþòñÿ î÷àãè. Òîêñèíû ìèêðîáîâ âñàñûâàþòñÿ â êðîâü, âîçíèêàåò èíòîêñèêàöèÿ, ñëåäîâàòåëüíî, âîçíèêàåò ïîðîçíîñòü ñîñóäîâ.  ïàðåíõèìå ëåãêèõ íàêàïëèâàåòñÿ âûïîò, âîçíèêàåò êàòàðàëüíîå âîñïàëåíèå. Âåíòèëÿöèÿ ëåãêèõ çàòðóäíÿåòñÿ, óñèëèâàåòñÿ ôóíêöèîíèðîâàíèå çäîðîâûõ ó÷àñòêîâ.  ðåçóëüòàòå ÷åãî óñèëèâàåòñÿ è ó÷àùàåòñÿ äûõàíèå. Ñíèæåíèå óðîâíÿ ãàçîîáìåíà â ëåãêèõ âûçûâàåò ñíèæåíèå ãàçîîáìåíà â òêàíÿõ, ïðîèñõîäèò íàêîïëåíèå íåäîîêèñëåííûõ ïðîäóêòîâ îáìåíà, ðàçâèâàåòñÿ àöèäîç.  ðåçóëüòàòå ýòîãî âîçíèêàåò îäûøêà, íåðâíûå ÿâëåíèÿ, îñëàáëåíèå äåÿòåëüíîñòè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, ñíèæåíèå òîíóñà êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ è, ñîîòâåòñòâåííî, ñíèæåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ.  ðåçóëüòàòå ñíèæåíèÿ êðîâîòîêà âîçíèêàþò çàñòîéíûå ÿâëåíèÿ, âîçíèêàþò äèñòðîôè÷åñêèå ïðîöåññû â ñåðäå÷íîé ìûøöå, èçìåíÿåòñÿ ðàáîòà ïå÷åíè. Íåäîñòàòîê õëîðèäîâ â êðîâè âûçûâàåò íàðóøåíèå îáðàçîâàíèÿ ñîëÿíîé êèñëîòû â æåëóäêå, ðàçâèâàåòñÿ ëèâðåÿ. Èçìåíÿåòñÿ ôèëüòðàöèîííàÿ ñïîñîáíîñòü ïî÷åê,  ìî÷å ïîÿâëÿåòñÿ áåëîê. Ìèêðîáíûå òîêñèíû âîçäåéñòâóþò íà öåíòðàëüíóþ íåðâíóþ ñèñòåìó, âûçûâàÿ íàðóøåíèå òåðìîðåãóëÿöèè, ñîîòâåòñòâåííî, ðàçâèâàåòñÿ ëèõîðàäêà. Ïðè áëàãîïðèÿòíîì òå÷åíèè è óñòðàíåíèè ýòèîëîãè÷åñêèõ ôàêòîðîâ, à òàêæå ïðè îêàçàíèè ëå÷åáíîé ïîìîùè, ÷åðåç 7-10 äíåé íàñòóïàåò âûçäîðîâëåíèå.
Ïðè íåáëàãîïðèÿòíîì òå÷åíèè ïðîöåññ ìîæåò ïðèíèìàòü ëîáàðíûé õàðàêòåð, âîçíèêàþò ãíîéíî-íåêðîòè÷åñêèå èçìåíåíèÿ, ïëåâðèò, ïåðèêàðäèò, ïîÿâëÿþòñÿ âòîðè÷íûå èììóííûå äåôèöèòû.
 çàâèñèìîñòè îò òÿæåñòè òå÷åíèÿ áðîíõîïíåâìîíèè ðàçëè÷àþò òðè ôîðìû áîëåçíè:
Îñòðàÿ ôîðìà áðîíõîïíåâìîíèè
Ïðîäîëæàåòñÿ 5-10 äíåé. Íà÷èíàåòñÿ ñ ëåãêîãî íåäîìîãàíèÿ, âÿëîñòè, ñíèæåíèÿ àïïåòèòà; òîëüêî íà 2-3 äåíü áîëåçíè òåìïåðàòóðà ïîäíèìàåòñÿ äî 40-42 ãðàä/Ñ. Âîçíèêàåò îäûøêà, à ïðè òÿæåëîì òå÷åíèè — äûõàíèå ñ îòêðûòûì ðòîì. Êîíúþêòèâà ãèïåðèìèðîâàíà òàê æå, êàê è ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà íîñîâîé ïîëîñòè, çàòåì ðàçâèâàåòñÿ öèàíîç ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê.
Ïîÿâëÿþòñÿ ñåðîçíî-ñëèçèñòûå èñòå÷åíèÿ èç íîñà, êîòîðûå çàòåì ñòàíîâÿòñÿ êàòàðàëüíî-ãíîéíûìè.
Êàøåëü â íà÷àëå ðåçêèé, ñóõîé, îòðûâèñòûé, çàòåì — ñëàáûé âëàæíûé, ìåíåå áîëåçíåííûé, íî áîëåå ÷àñòûé. Îáùåå ñîñòîÿíèå óõóäøàåòñÿ, íàñòóïàåò ãèïîäèíàìèÿ. Äûõàíèå ó÷àùåííîå, çàòðóäíåííîå.
Ïðè ïåðêóññèè âûÿâëÿþò î÷àãè ïðèòóïëåíèÿ â ëåãêèõ â îáëàñòè ïåðåäíèõ è ñðåäíèõ äîëåé. Ïðè àóñêóëüòàöèè — æåñòêîå âåçèêóëÿðíîå äûõàíèå, âëàæíûå õðèïû. Òîíû ñåðäöà ãëóõèå.  êðîâè ïîâûøàåòñÿ ñîäåðæàíèå ëåéêîöèòîâ, âîçíèêàåò íåéòðîôèëèÿ ñî ñäâèãîì âëåâî, ò.å. òèïè÷íàÿ êàðòèíà êðîâè ïðè âîñïàëåíèè.
Ïîäîñòðàÿ ôîðìà áðîíõîïíåâìîíèè.
Îáû÷íî ïðîäîëæàåòñÿ 20-30 äíåé. Õàðàêòåðèçóåòñÿ ñíèæåíèåì àïïåòèòà, îòñòàâàíèåì â ðîñòå, ñíèæåíèåì óïèòàííîñòè, ò.å. ãèïîòðîôèåé. Îáû÷íî ïðè ïîäîñòðîì òå÷åíèè áðîíõîïíåâìîíèè îòìå÷àþò óòðîì íîðìàëüíóþ òåìïåðàòóðó òåëà áîëüíîãî æèâîòíîãî, à ê âå÷åðó — ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû íà 1 — 1.5 ãðàä/Ñ. Âîçíèêàåò îäûøêà è âëàæíûé êàøåëü.
Ïðè àóñêóëüòàöèè — áðîíõèàëüíîå äûõàíèå; ïðè ïåðêóññèè âûÿâëÿþò î÷àãè ïîðàæåíèÿ â ëåãêèõ.  ïåðèîä îáîñòðåíèÿ çàìåòíî óõóäøåíèå îáùåãî ñîñòîÿíèÿ, ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû, óñèëåíèå îäûøêè è íàðàñòàíèå ïðèçíàêîâ òîêñèêîçà è ãèïîêñèè. Ðàçâèâàåòñÿ äèàðåÿ.
Õðîíè÷åñêàÿ ôîðìà áðîíõîïíåâìîíèè.
Ýòà ôîðìà õàðàêòåðèçóåòñÿ ÿðêî âûðàæåííûì îòñòàâàíèåì â ðîñòå, òåëÿòà ñòàíîâÿòñÿ ãèïîòðîôèêàìè. Àïïåòèò èçìåí÷èâûé. Êàøåëü ïðèñóòñòâóåò ïîñòîÿííî. Òåìïåðàòóðà íåçíà÷èòåëüíî ïîâûøàåòñÿ. Èç íîñîâûõ îòâåðñòèé — ñåðîçíûå èñòå÷åíèÿ; öèàíîç ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê.
Ïðè àóñêóëüòàöèè âûÿâëÿþò ñóõèå õðèïû â ëåãêèõ, ïðè ïåðêóññèè — î÷àãè ïðèòóïëåíèÿ.
Ïðîôèëàêòèêà áðîíõîïíåâìîíèè ñêëàäûâàåòñÿ èç êîìïëåêñà îðãàíèçàöèîííî-õîçÿéñòâåííûõ, çîîãèãèåíè÷åñêèõ è âåòåðèíàðíî-ñàíèòàðíûõ ìåðîïðèÿòèé, íàïðàâëåííûõ íà ïîëó÷åíèå è âûðàùèâàíèå êðåïêîãî, óñòîé÷èâîãî ê çàáîëåâàíèÿì ìîëîäíÿêà. Îñîáîå âíèìàíèå óäåëÿþò ñîçäàíèþ îïòèìàëüíûõ óñëîâèé ñîäåðæàíèÿ è êîðìëåíèÿ ìàòî÷íîãî ïîãîëîâüÿ è ìîëîäíÿêà. Æèâîòíîâîä÷åñêèå ïîìåùåíèÿ äîëæíû îòâå÷àòü óòâåðæäåííûì ñòàíäàðòàìè çîîãèãèåíè÷åñêèì ïîêàçàòåëÿì.  òåëÿòíèêàõ àìïëèòóäà êîëåáàíèé òåìïåðàòóðû íå äîëæíà ïðåâûøàòü 5°Ñ, îòíîñèòåëüíàÿ âëàæíîñòü- 70%, ñêîðîñòü äâèæåíèÿ âîçäóõà 0,1-0,3 ì/ñåê., êîíöåíòðàöèÿ àììèàêà ìã/ì î êîíöåíòðàöèÿ ñåðîâîäîðîäà è äâóîêèñè óãëåðîäà ïî 5 ìã/ì.
Ñðåäè ìåðîïðèÿòèé, ïðåäóïðåæäàþùèõ ïðîñòóäó, âàæíîå çíà÷åíèå èìåþò áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ ñîäåðæàíèÿ æèâîòíûõ, à òàêæå ðåãóëÿðíûå ïðîãóëêè ìîëîäíÿêà. ×òîáû èçáåæàòü ïåðåãðåâàíèÿ æèâîòíûõ â æàðêîå âðåìÿ ãîäà, äåëàþò òåíåâûå íàâåñû. Îñîáåííî îïàñíî ïîèòü ðàçãîðÿ÷åííûõ æèâîòíûõ õîëîäíîé âîäîé. Âàæíîå çíà÷åíèå â ñèñòåìå ìåðîïðèÿòèé ïî ïðåäóïðåæäåíèþ çàáîëåâàíèÿ æèâîòíûõ áðîíõîïíåâìîíèåé èìåþò áîðüáà ñ çàïûëåííîñòüþ âîçäóõà ñêîòíûõ äâîðîâ, âûãóëüíûõ ïëîùàäîê, óâëàæíåíèå ñûïó÷èõ êîðìîâ ïåðåä èõ ðàçäà÷åé.  ïîìåùåíèÿõ, ãäå ñîäåðæèòñÿ ìîëîäíÿê, äîëæíû ñîáëþäàòü ñàíèòàðíûé ðåæèì, ñèñòåìàòè÷åñêè ïîääåðæèâàòü ÷èñòîòó, ïðîâîäèòü äåçèíôåêöèþ.  êîðìëåíèè æèâîòíûõ øèðîêî èñïîëüçóþò ñðåäñòâà, ïîâûøàþùèå ðåçèñòåíòíîñòü îðãàíèçìà (ïðåìèêñû, ñîäåðæàùèå âèòàìèíû è ìèíåðàëüíûå âåùåñòâà). Ñîçäàíèå îïòèìàëüíûõ óñëîâèé êîðìëåíèÿ è ñîäåðæàíèÿ ìîëîäíÿêà, ñîáëþäåíèå íàäëåæàùèõ âåòåðèíàðíî-ñàíèòàðíûõ ïðàâèë îáåñïå÷èâàåò ñíèæåíèå çàáîëåâàíèé è âûñîêóþ ñîõðàííîñòü ìîëîäíÿêà.
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
ïíåâìîíèÿ æèâîòíîå âåòåðèíàðíûé
1. Ëþòèíñêèé Ñ.È. «Ïàòîëîãè÷åñêàÿ ôèçèîëîãèÿ ñåëüñêîõîçÿéñòâåííûõ æèâîòíûõ» — Ì.: Êîëîñ, 2001
2. Áàéìàòîâ Â.Ì., Âîëêîâà Å.Ñ. «Ïàòîôèçèîëîãèÿ» — Óôà, Èíôîðì-ðåêëàìà.
3. «Ïàòîôèçèîëîãèÿ æèâîòíûõ», 2-å èçä., èñïð. è äîï. — Ì.: ÊîëîñÑ, 2005 (ó÷åáíèê è ó÷åáíîå ïîñîáèå äëÿ ñòóäåíòîâ ñðåä. ñïåö. çàâåäåíèé).
4. «Êëèíè÷åñêàÿ âåòåðèíàðíàÿ ïàòîôèçèîëîãèÿ» Ïåðåâ ñ íåì. Â. Ïóëèíåö; Ì.: «Àêâàðèóì», 2001.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник