Лечебная гимнастика для детей после пневмонии
Пневмония — это острый инфекционно-воспалительный процесс, который поражает преимущественно респираторный отдел легочной ткани, вызывается бактериями и проявляется следующими симптомами (разной степени выраженности):
— локальными изменениями в легких при обследовании малыша (ослабление дыхания, хрипы, укорочение перкуторного тона)
— инфильтративными затемнениями на рентгенограммах, которые образуются при заполнении альвеол экссудатом (воспалительной жидкостью)
— кашлем (у грудничков может и не быть)
— дыхательной недостаточностью (наблюдаются одышка, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания и др.)
— общей реакцией организма на инфекцию (признаки интоксикации — ухудшение общего состояния, аппетита, лихорадка и др.).
Пневмония является одним из самых тяжелых заболеваний дыхательной системы в детском возрасте. Как правило, родители очень пугаются данного диагноза, однако следует знать, что при вовремя распознанной пневмонии выздоровление наступает достаточно быстро. И сама пневмония проходит бесследно.
Заболеваемость пневмонией составляет в год около 15-20 случаев на 1000 детей первых трех лет жизни и примерно 5–6 случаев на 1000 детей старше трех лет. К развитию пневмонии у детей раннего возраста предрасполагают следующие факторы: перинатальная патология, аспирационный синдром (как следствие синдрома рвот и срыгиваний), врожденные пороки сердца, рахит, другие гиповитаминозы и дефицитные состояния, в том числе иммунодефициты. Фактор, который непосредственно предрасполагает к развитию пневмонии, это — охлаждение ребенка.
Возбудители этого заболевания отличаются у детей разных возрастных групп. Также различны они и у детей с измененным иммунитетом, ослабленных детей и находящихся на стационарном лечении.
Наиболее частые возбудители пневмоний у детей в возрасте от 6 месяцев до 5 лет, которые заболели в домашней обстановке, это — пневмококк и гемофильная палочка. В эпидемические сезоны (август-ноябрь) возрастает значение микоплазмы, как возбудителя пневмонии у детей раннего дошкольного и школьного возраста. У подростков немаловажную роль причинного фактора заболевания может сыграть хламидий пневмоний.
У ослабленных детей со срыгиваниями и аспирацией желудочного содержимого, а также с муковисцидозом в большинстве случаев причиной пневмонии является кишечная палочка, золотистый стафилококк. Пневмонии, вызванные микроорганизмом легионеллой, у детей встречаются нечасто.
Что касается вирусов, то они имеют значение в развитии пневмоний преимущественно у детей первого года жизни.
Отдельно выделяют большую группу внутрибольничных пневмоний, которые развиваются у детей при госпитализации по поводу других заболеваний. Такие пневмонии вызываются либо «больничными» возбудителями (обычно высоко резистентными к антибиотикам), такими как: стафилококки, клебсиеллы, псевдомонас – синегнойная палочка, протей, либо аутофлорой самого больного. Их развитию способствует антибактериальная терапия, проводимая больному, так как она подавляет обычную легочную микрофлору, к которой у ребенка есть та или иная степень иммунитета. В результате — в нижние отделы респираторного тракта попадают чуждые ему бактерии. Внутрибольничные пневмонии еще называют госпитальными, или «нозокомиальными», а развиваются они через 48 часов и позднее после госпитализации.
После инфицирования, при развитии патогенной микрофлоры в легких ребенка начинается воспаление, сопровождающееся повышением температуры тела. В отличие от обычных респираторных заболеваний, при которых повышенная температура падает уже на второй — третий день, при пневмонии температура держится более трех дней, на уровне около 37-38 градусов (так называемая «легочная» температура). Иногда падение повышенной температуры тела после применения антибактериальных средств расценивают в пользу пневмонии.
Точный диагноз заболевания позволяет сделать рентгенограмма, но существуют и внешние признаки болезни, среди которых выделяются:
а) бледность и синюшность носогубного треугольника
б) раздувание крыльев носа при учащенном дыхании (с участием вспомогательной мускулатуры грудной клетки)
в) очень быстрая утомляемость
г) сильная потливость
д) отказ ребенка от еды.
Все эти симптомы являются признаками пневмонии даже в том случае, если при выслушивании педиатр еще не обнаруживает изменений над поверхностью легких.
Таким образом, диагноз пневмонии обычно педиатр ставит у постели больного ребенка из-за наличия признаков пневмонической интоксикации и дыхательной недостаточности. В последующем, при рентгенологическом исследовании находят признаки воспаления легочной ткани.
Что касается кашля, то характерного «пневмонийного» кашля не существует, он может быть легким, поверхностным, может вообще отсутствовать, а может быть тяжелым, приступообразным (как при коклюше). Выделение мокроты для пневмонии не характерно, как правило, мокрота появляется, если воспаление затронуло не только легкие, но и бронхи.
Пневмония считается коварным заболеванием и требует постоянного контроля, ведь в любую минуту состояние ребенка может ухудшиться, поэтому не стоит рисковать детским здоровьем. Детей до трех лет чаще всего госпитализируют, для того, чтобы постоянно наблюдать за их состоянием и избежать развития осложнений. Детей старшего возраста могут оставить дома, при условии неукоснительного выполнения родителями всех рекомендаций.
В лечении пневмонии у детей применяется три основные группы антибиотиков: пенициллин и полусинтетические пенициллины (ампициллин, амоксициллин, амоксиклав и др.), цефалоспорины различных поколений (цефалексин, цефуроксим, цефтриаксон, цефоперазон), макролиды (эритромицин, ровамицин, азитромицин и др.). При тяжелом течении пневмонии используют аминогликозиды, имипенемы (тиенам) и сочетание препаратов различных групп, в том числе с сульфаниламидами или метронидазолом. При легионеллезной пневмонии показано назначение рифампицина. Грибковые пневмонии требуют применения препаратов флуконазола (дифлюкан) или амфотерицина В.
Сразу же после нормализации температуры целесообоазны массаж и лечебная физкультура при пневмонии у детей.
В задачи ЛФК для детей при пневмонии входит:
— усилить крово- и лимфообращение в легких, чтобы быстрее рассосался экссудат и выделилась мокрота
— предупреждать осложнения (атеросклероз легких, спайки в полости плевры)
— нормализовать тканевый обмен для ликвидации интоксикации организма
— восстановить нормальное дыхание и приспособить организм к физическим нагрузкам
— улучшить нервно-психическое и общее состояние ребенка.
Надо отметить, что лечебная физкультура и лечебная гимнастика при пневмонии у детей проводятся только тогда, когда температура снизится до 37,5 градуса и если сердцебиение не учащенное (если пневмония — крупозная). А при очаговой пневмонии ЛФК можно проводить при нормальной или субфебрильной (37,5 градуса и ниже) температуре.
В первом периоде (постельный режим) упражнения для детей при пневмонии проводятся в исходном положении лежа на спине, в комплекс включают общеразвивающие упражнения, способствующие движениям грудной клетки в разных направлениях, для мышц брюшного пресса, а также дыхательные упражнения.
Во втором периоде (полупостельный режим) упражнения при пневмонии для детей выполняют в исходных положениях сидя и стоя. В занятия входят упражнения с предметами (резиновый и волейбольный мячи и палка).
В третьем периоде (тренировочный) упражнения выполняют в различных исходных положениях, также в комплекс ЛФК при пневмонии у детей входят упражнения с предметами и без них, на гимнастической стенке, во время ходьбы. Рекомендуются пешеходные прогулки, детям постарше — спортивные игры (волейбол, теннис, настольный теннис), а также гребля. Величину и продолжительность физических нагрузок поможет определить врач.
Комплекс ЛФК при пневмонии у детей 4-7 лет
1. Вводная часть
Цель занятия: активизация внимания ребенка, подготовка организма к повышенной нагрузке.
Упражнения:
а) Различные варианты ходьбы, используя поочередное выполнение ролей в каком-либо рассказе-игре, например, «Прогулка по лесу» – роли охотника, зайчика, косолапого медведя и т. д.
б) Общеразвивающие упражнения из исходного положения стоя, частично по игровой методике. Дыхание свободное, не задерживать.
Продолжительность упражнений составляет 3-5 минут.
2. Основная часть
Цель занятия: восстановление нормального механизма дыхательного акта, улучшение функции внешнего дыхания и увеличение его резервов, улучшение лимфо- и кровообращения в легких, улучшение адаптации ребенка к физической нагрузке, восстановление двигательных навыков и координации ребенка.
Упражнения:
а) Дыхательные упражнения статические и динамические.
б) Дренажные упражнения из положения стоя на четвереньках и лежа на боку (ребенок должен показать «кошечку сердитую и добрую», «семафор», «жука»).
в) Гимнастические упражнения для рук и мышц грудной клетки (такие, как «мельница», «крылышки», повороты и т. п.).
г) Общеразвивающие упражнения для всех мышц из исходных положений стоя, сидя, лежа.
д) Упражнения в основных движениях, частично по игровой методике. Подвижная игра «Паровозик», упражнения с мячом (бросание в цель, сбивание кеглей). Обращать внимание на согласование дыхания и движений, поддерживать бодрое, хорошее настроение.
Продолжительность упражнений составляет 12-15 минут.
3.Заключительная часть
Цель занятия: снижение нагрузки, плавный переход к спокойному состоянию.
Упражнения:
а) Ходьба с постепенным замедлением.
б) Упражнения на внимание и координацию движений. Игра малой подвижности «Съедобное и несъедобное».
в) Упражнения на расслабление.
Продолжительность упражнений составляет 3-4 минуты.
Лечебная гимнастика при пневмонии у детей старше 8 лет
1. И. П. — сидя, ноги на ширине плеч, ступни на полу, руки опущены. Поднять руки вверх, положить кисти на колени и скользить ими к носкам. Повторить 2—4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.
2. И. П. — то же самое, руки на поясе. Повернуть туловище направо и без остановки налево. Повторить по 2—4 раза в каждую сторону. Темп медленный. Дыхание свободное.
3. И. П. — то же самое. Поднять плечи вверх — сделать вдох, опустить — выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.
4. И. П. — то же самое, руки в стороны. Поднять согнутую в колене правую ногу и руками прижать ее к груди, затем вернуться в и. п. То же самое сделать левой ногой. Повторить по 2—4 раза каждой ногой. Темп средний. Дыхание свободное.
5. И. П. — то же самое, руки опущены. Максимально свести лопатки и как можно больше развести. Повторить 4—6 раз. Темп медленный. Дыхание свободное.
6. И. П. — то же самое, руки согнуты к плечам. Поднять локти вверх — сделать вдох, опустить — выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.
7. И. П. — то же самое, руки, сцепленные в «замок», подняты над головой. Наклонившись вперед-вправо, коснуться руками правого голеностопа, вернуться в и. п. То же повторить в левую сторону. Повторить 2—4 раза. Темп средний. Дыхание свободное.
8. И. П. — то же самое, руки опущены. Наклониться максимально вперед, сгибаясь в тазобедренных суставах, и одновременно поднять руки вверх-назад, затем вернуться в и. п. Повторить 2—6 раз. Темп средний. Дыхание свободное.
9. И. П. — то же самое. Поднять руки через стороны вверх, соединив ладони тыльными сторонами вместе — сделать вдох, опустить — выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.
10. И. П. — стоя, ноги на ширине плеч, в руках резиновый мяч. Поднять мяч над головой, прогнуться и опустить к носкам ног. Повторить 2—4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.
11. И. П. — стоя, руки с мячом подняты над головой. Выполнять круговые движения туловищем по часовой и против часовой стрелки. Повторить по 4—6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное.
12. И. П. — то же самое. Опустить руки с мячом к правому колену, наклонив туловище вправо, — сделать выдох, вернуться в и. п. — вдох. То же самое выполнить в левую сторону. Повторить по 2 раза в каждую сторону. Темп медленный.
13. И. П. — то же самое. Одновременно присесть и опустить руки с мячом на правое колено, вернуться в и. п. То же самое — к левому колену. Повторить по 2—4 раза к каждому колену. Темп средний. Дыхание свободное.
14. И. П. — то же самое, руки вдоль туловища. Наклониться вправо, скользя правой рукой по туловищу вниз, а левой — вверх, к подмышечной впадине. То же самое повторить в другую сторону. Повторить 2—4 раза. Темп средний. Дыхание свободное.
15. И. П. — то же самое, в опущенных руках гимнастическая палка. Присесть, поднимая палку перед грудью, — сделать выдох, встать — вдох.
Повторить 2—4 раза. Темп медленный.
16. И. П. — то же самое, палка зажата сзади в локтевых суставах. Без остановки наклоняться вправо, влево и наоборот. Повторить по 4—6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное.
17. И. П. — то же самое. Палка стоит вертикально на полу между ногами, ладони лежат на ее конце. Опираясь на палку вытянутыми руками, выполнять круговые движения туловищем в каждую сторону. Повторить по 2—4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.
18. Спокойная ходьба 1—2 минуты, полностью расслабив мышцы рук и туловища.
Конечно лучше предотвратить развитие у ребенка пневмонии, своевременно вылечить хронические очаги инфекции, чем потом в панике искать наилучшие средства от воспаления. Поэтому необходимо следить за здоровьем малыша. Родители должны выбрать систему закалки, которая подходит для их ребенка, также необходимо воспитывать в ребенке выносливость, оздоравливать свой быт. И, конечно, следует следить за тем, чтобы в помещении, где находится ребенок, не было никаких курильщиков. Помимо этого, родители должны помнить, что питание всех членов семьи и особенно ребенка имеет большое значение: оно должно быть полноценным и отвечать возрастным потребностям организма. Таким образом, надо заботиться о здоровье своего ребенка и беречь его.
Источник
Реабилитация иногда важнее, чем основное лечение.
Реабилитация после пневмонии – это один из важных моментов реконвалесценции. Ответственность за восстановления полностью лежит на пациенте. Соблюдая рекомендации, можно полностью восстановить здоровье после перенесенного воспаления.
Пневмония – это воспалительный процесс в легких, который протекает с развитием дыхательной недостаточности. После прохождения курса антибиотикотерапии не многие пациенты чувствуют себя полностью здоровыми и могут приступать к профессиональной деятельности. Для того чтобы полностью восстановить свое здоровье поможет реабилитация после пневмонии.
Этапы восстановления работы легких
Реабилитация при пневмонии – это комплекс лечебно-профилактических мероприятий, которые воздействуя на легочную ткань, способствуют быстрому выздоровлению и предупреждению развития осложнений после воспаления.
Врачи выделяют два периода восстановления легких после болезни:
- Ранний длится от начала назначения лечения до момента исчезновения рентгенологических признаков воспаления в легких и снижения температуры. Этот период включает в себя строгое соблюдение врачебных назначений по поводу лекарственной терапии, пастельного режима, питания и питья. На этом этапе от больного мало что зависит, ему не рекомендуются физические нагрузки, физиотерапевтические процедуры и курортное лечение. Главная задача раннего периода реабилитации – это устранение воспаления в легких, активация отхождения мокроты и понижение температуры тела. Назначаются следующие группы препаратов:
антибиотики в соответствии с чувствительностью флоры;
муколитики и отхаркивающие;
антиоксиданты в виде витамин А, С, Е;
инфузионная терапия в виде солевых растворов при выраженной интоксикации;
противовоспалительные средства по показаниям при повышенной температуре.
- Поздний период начинается примерно через две недели после начала лечения. Ответственность за восстановление на этом этапе лежит полностью на больном. Врач при выписке из стационара или после амбулаторного лечения дает свои рекомендации, выписывает направление на физиотерапевтические процедуры. Пациенту в этом периоде необходимо много работать над своими легкими, чтобы восстановить функционирование дыхательной системы. Основные методы реабилитации на втором периоде:
физиотерапевтические процедуры;
дыхательная гимнастика;
утренняя гигиеническая гимнастика;
лекарственное восстановление;
санитарно-курортное лечение.
Восстановление во втором периоде происходит в условиях дневного стационара физиотерапевтического кабинета, в домашних условиях или в санатории.
Задачи реабилитации во время второго периода:
возобновление работы легких в полном объеме после пневмонии;
устранение остаточных симптомов, таких как длительный кашель;
профилактика разрастания соединительной ткани и формирования пневмофиброза, спаек в плевральной полости;
лечение иммунодефицита после перенесенного воспаления;
купирование дисбактериоза после антибиотикотерапии;
предупреждение повторного развития воспалительного процесса в легких.
Длительность второго периода восстановления составляет от одного до трех месяцев.
Общие рекомендации по реабилитации
Для того чтобы привести свое здоровье в норму следует придерживаться следующих рекомендаций по режиму труда и отдыха:
пациент после перенесенной терапии должен перейти на облегченный труд, если на производстве есть какие-либо вредности или чрезмерная физическая нагрузка;
соблюдение диеты для больных в стадии реконвалесценции – выздоровления;
режим сна должен включать восемь часов ночного отдыха и 1-2 часа дневного сна;
перед сном следует прогуливаться на свежем воздухе;
в любое время года нужно проводить проветривание два раза в день, также обязательна влажная гигиеническая уборка;
исключить потребление алкоголя;
по возможности отказаться от курения, если при этом будет беспокоить сильный кашель, то разрешается выкуривать меньшее количество сигарет, чем до болезни;
нужно стараться не переохлаждать организм.
Физиотерапевтические методы реабилитации
Врач после выписки дает рекомендации по поводу амбулаторного лечения в дневном стационаре физиотерапевтического кабинета.
К методам физиотерапии относятся:
Название метода физиотерапииФотоИнгаляции с помощью небулайзера
Ингаляции
Электрофорез
Электрофорез
УВЧ облучение
УВЧ
Ингаляции
Ингаляции можно проводить и дома. Для этого в тазик следует налить кипятка, разбавить там несколько капель эфирного масла (Мяты, Хвои, Эфкалипта, Чайного дерева), наклониться над тазиком, накрывшись сверху полотенцем и подышать ртом, глубоко вдыхая пар.
Вместо эфирных масел, можно взять обычную пищевую соду и растворить две столовых ложки на литр кипятка.
Дышать лучше ртом, чтобы поток воздуха был более сильным.
В стационаре для этого есть специальный прибор – небулайзер. От него отходит маска, которую помещают на лицо и дышать через нее. Обычно после пневмонии в небулайзер заправляют препарат Сода-Буфер. Это средство способствует хорошему разжижению и отхождению мокроты.
Электрофорез
Методика осуществляется с помощью специальных пластин, которые вырабатывают электрические токи. На грудную клетку помещается салфетка, смоченная раствором экстракта алое, сверху накладываются пластины и включается прибор.
Под действием токов медикамент доставляется к легким. Метод не приносит дискомфорта, пациенты чувствуют легкое покалывание.
УВЧ
Излучение высоких частот способно оказывать согревающий эффект на легочную ткань, что способствует рассасыванию соединительной ткани (фиброза) в легких и спаек в плевральной полости.
Дыхательная гимнастика
Тренировать дыхание следует начинать сразу после окончания приема антибиотиков. Это способствует восстановлению объема жизненной емкости легких, расправлению альвеол и очищению бронхиального дерева от оставшейся слизи и мокроты. Начинать нужно с самых простых упражнений, чтобы не развилось одышки или кашля.
Дыхательная гимнастика включает следующие упражнения:
задержка дыхания на вдохе начиная от 10-15 секунд до 1 минуты;
задержка дыхания на выдохе от 5-10 секунд до 40 секунд;
быстрые вдохи-выдохи в течение нескольких секунд;
дыхание с максимальным растяжением грудной клетки и всех межреберных промежутков;
надувание воздушных шариков хорошо разрабатывает межреберные мышцы, диафрагму. Ежедневно следует надувать и сдувать шарик. Количество раз определяется индивидуально.
Утренняя гигиеническая гимнастика
Реабилитация после воспаления легких в домашних условиях включает занятия спортом. Они необходимы после перенесенной пневмонии. Увеличивая подвижность грудной клетки, происходит профилактика развития спаек в плевральной полости. Кроме этого, после занятий физкультурой наш организм приходит в тонус и есть силы для дальнейшего восстановления.
Полезны следующие упражнения:
1 упражнение: наклоны грудной клетки в обе стороны, при этом нужно стараться максимально растягивать и расправлять межреберные мышцы. Стойка для выполнения – стоя, ноги на уровне плеч. Подходы увеличиваем постепенно с 5 раз до 15.
2 упражнение: наклоны вперед, при этом стараемся максимально согнуть спину, чтобы растягивались межреберные пространства. Подходы по 5-15 раз.
3 упражнение: мельница. Ставим ноги на ширину плеч, расставляем в стороны руки и вращаем. По 5-15 раз.
Кроме этого хороший эффект оказывают занятия плаваньем, йога, бег на беговой дорожке.
Лекарственное восстановление
При воспалительном процессе в организме у взрослых происходит активация иммунной системы для борьбы с возбудителем. По прошествии лечения иммунные механизмы истощаются, и может развиться иммунодефицит. Состояние может повлечь присоединение инфекции после выздоровления или рецидив заболевания.
Для предотвращения нежелательных последствий применяются растительные иммунномодуляторы, цена которых невысокая, а польза очевидна:
настойка китайского лимонника;
настойка эхинацеи;
настойка элеутерококка.
После приема антибиотиков не редкость развитие дисбактериоза кишечника. Для лечения этого осложнения принимаются пробиотики:
Линекс;
Бифиформ;
Энтерожермина.
Витаминотерапия заключается в приеме поливитаминных средств, но в течение не более одного месяца. По режиму приема лекарственных средств подробнее расскажет инструкция.
Санитарно-курортное лечение
Курортное лечение показано только спустя несколько месяцев после перенесенной пневмонии. Отдых в санатории – это последний этап в реабилитации для полного восстановления сил организма. Наиболее благоприятные курорты для органов дыхания – это горная и лесная местность.
Следует подбирать санатории в местах с приятным климатом – не сильно влажным, но и не сухим, со средней температурой не выше 25 градусов Цельсия. Хорошее влияние оказывают соляные шахты и минеральные источники.
Отдыхать следует на следующих курортах:
Южный берег Крыма;
Трускавец;
Швейцария;
Грузия.
Отдых в санатории хорош тем, что помимо благотворного влияния воздуха, пациент проходит различные процедуры, за которыми наблюдает врач. Пройдя все этапы реконвалесценции можно быть точно уверенным, что здоровье восстановилось на прежний уровень.
Читать далее…
Источник