Лечебная гимнастика после пневмонии у детей
Пневмония – воспалительное заболевание лёгких, опасное тем, что приводит к нарушению дыхания. Тяжесть заболевания определяется степенью выраженности нарушения дыхания и величиной очага воспаления.
При легкой степени и вовремя начатом лечении, выздоровление наступает в течение 2 недель, в сложных случаях нужно много времени. Дыхательная гимнастика при пневмонии помогает хорошо.
В лечении эффективны не только медикаментозные методы, но и последующая реабилитация. Гимнастика при пневмонии у детей – один из способов восстановления дыхательной функции.
Польза гимнастики при пневмонии
Участок воспаленной ткани не может обеспечивать газообмен. Чем он больше, тем сильнее недостаточность. Кровь меньше насыщается кислородом, страдают головной мозг, сердце и иные органы.
Воспаленная легочная ткань теряет эластичность, мышцы перестают работать, нарушается «механика» дыхания. Внешне проявляется одышкой. Вдох не полный, поверхностный и прерывистый. В области поражения нарушается кровообращение, могут развиться явления, которые после выздоровления рубцуются, образуются спайки.
Лечебная гимнастика при пневмонии у детей популярна и врачи ее часто назначают. Польза упражнений в следующем:
- Стимулирует полноценный газообмен за счет восстановления правильного механизма дыхания – частоты, полноты, ритма.
- Улучшает кровоток и ток лимфы.
- Улучшает насыщение крови кислородом.
- Способствует тренировке и укреплению дыхательных мышц., правильному движению диафрагмы (у детей она – основной орган, с ее помощью происходит дыхание).
- Помогает тренировать другие мышцы – пресса, спины, груди.
- Способствует расслаблению, уменьшению головной боли.
- Усиливает отхождение мокроты и помогает очистить дыхательные пути.
- Является профилактикой осложнений (спайки, рубцы, ателектазы, эмфизема).
Какие упражнения назначают?
Гимнастика для детей при пневмонии должна назначаться врачом, потому как она различна для разных возрастов, имеет противопоказания и зависит от стадии болезни.
- Для постельного режима (первый период) назначают щадящие упражнения, которые выполняют в положении лежа. Это дыхательные упражнения, а также те, которые способствуют движениям грудной клетки и работе мышц брюшного пресса.
- Для полупостельного режима (второй период) есть упражнения, которые выполняют сидя и стоя, с использованием дополнительного инвентаря (палки, мячи).
- Для тренировочного режима (третьего периода) разработаны интенсивные программы гимнастики с дополнительными предметами, в спортивном зале, на гимнастической стенке. Рекомендуются спортивные игры на свежем воздухе.
Комплекс упражнений и величину нагрузки назначает врач. Распространенные упражнения:
- В положении лежа на спине нужно делать повороты кистями рук. Руки вытянуты вдоль тела, ладони смотрят вверх. Поворачиваем руку к себе так, чтобы ладони смотрели вниз. Можно почувствовать, как сводятся лопатки и как бы раскрывается грудная клетка. Делать нужно не быстро, достаточно 5-6 повторов.
- Исходное положение лежа на спине, руки вытянуты вдоль тела. Руки поднимаем вверх и опускаем. Махи не должны быть частыми и резкими.
- Исходное положение – то же. Мах делается руками в стороны, при этом делается вдох. При возвращении в исходное положение – выдох, достаточно 3-4 раз.
- В положении лежа делайте сгибание и разгибание стоп в том ритме, который удобен.
- Лежа на спине руки поставить на пояс. Сгибать поочередно ноги в колене, при этом пятка скользит по кровати.
- При каждом акте дыхания поднимается и опускается нога.
- Руки согнуть в локтях, упереться ими и затылком и оторвать грудную клетку от кровати. Вернуться на выдохе в исходное положение.
- При вдохе поднять руки и достать ими до спинки кровати за головой, при выдохе – опустить руки.
- В положении лежа положить руки на живот. Чувствовать, как двигается брюшина при полном и ровном дыхании. Выдыхать максимально долго.
- Вытянутые руки завести за голову, как бы толкаясь ими, отрывать корпус от кровати, пружинить.
- В положении стоя, руки на поясе, делать наклоны в разные стороны, пружиня и делая вдох при каждом наклоне.
- Ноги слегка согнуть в коленях. При вдохе поднять руки вверх, потом завести назад и резко выдохнуть.
Эти упражнения эффективны у детей, выполнять их не сложно, можно делать в условиях стационара и дома. Дыхательная гимнастика у детей до 3-х лет проводится под присмотром взрослых, желательно, чтобы ее основы показал врач или медсестра, только в игровой форме.
Правила для начинающих
- Тренировки можно начинать только когда температура опустится до субфебрильных цифр и уменьшатся симптомы интоксикации.
- При выраженной одышке и учащенном пульсе делать гимнастику противопоказано.
- Начинают гимнастику на 4-5 день болезни.
- Вначале выполняют комплекс в положении лежа.
- Активным упражнениям предшествует дыхательная гимнастика.
- Пульс при занятиях не должен увеличиваться больше, чем на 10 ударов.
- Начинают с коротких повторов каждого упражнения, увеличивая их число. Достаточно 10 -15 минут 2-3 раза в день.
- Ухудшение самочувствия после занятий – повод скорректировать интенсивность нагрузки или согласовать с врачом другой комплекс упражнений.
- Даже при хорошем самочувствии, увеличивать интенсивность тренировок следует раз в пять-семь дней.
Щадящая начальная дыхательная гимнастика при пневмонии у детей:
- Сделать глубокий вдох носом на три счета (= 3 сек) и сделать медленный выдох через приоткрытый рот на 6 счетов (=6 сек).
- Сцепить зубы и попытаться с усилием и вибрацией произнести звуки М, Ш, С, Ф, Р.
- Сделать максимальный вдох и быстрый выдох с усилием, надувая щеки.
- Поднимать руки при вдохе, опускать при выдохе.
- При вдохе поднять руки, завести их за спину, выдохнуть, при этом опустив руки в исходное положение.
ЛФК при пневмонии у детей от 4-7 лет
Этот комплекс рекомендуется уже на этапе выздоровления, потому как в нем есть разнообразные упражнения в положении стоя и сидя, ходьба, элементы игры.
- Начальный этап. Разминка, подготовка к активным действиям. Ходьба в разном ритме. Чтобы ребенку было интереснее, пусть показывает, как ходят разные звери (медведь – покачиваясь и переваливаясь, заяц – быстрыми мелкими шажками и т.д.). Длительность – до 5 минут.
- Основной этап. Все виды дыхательных упражнений, дренажные упражнения в положении лежа на боку, спине, на четвереньках, махи руками в положении стоя, повороты, наклоны, проработка всех групп мышц, подвижные игры. Важно следить за дыханием, вдох и выдох связывать с движениями. Основной задачей этого этапа является восстановление механизма акта дыхания, улучшение кровообращения, координации движений.
- Заключительный этап. Упражнения для восстановления дыхания, перехода в спокойное состояние. Эффективна медленная ходьба, упражнения для расслабления, восстановления внимания.
ЛФК у детей старше 8 лет
Гимнастика после пневмонии у детей этого возраста более сложная:
- В положении сидя, расставить ноги на ширину плеч, руки опустить. Поднять руки, медленно опустить их на колени. Скользя по ногам, наклониться, дотянуться до носков.
- В положении сидя делать повороты корпуса вправо и влево в медленном темпе 2-4 раза.
- В положении сидя при вдохе поднимать плечи, при выдохе – опускать. Делать медленно.
- В описанном исходном положении подтягивать ноги поочередно к груди, расставив руки на ширину плеч. Упражнение проводить в среднем темпе 3 раза.
- В сидячем положении опустить руки. Сводить и разводить лопатки. Повторить 5 раз.
- Сидя, согнуть руки в локтях. При вдохе поднять их вверх на 90 градусов, при выдохе – опустить. Достаточно 3 повторений.
- В том же положении руки поднять вверх и сцепить в замок. Наклоняться к ногам вперед и немного вправо-влево, качаясь голеностопа. Сделать 4-6 раз.
- В положении сидя наклоняться вперед, руки при этом отводить назад. 5-6 раз сделать в среднем темпе.
- В положении сидя при вдохе поднять руки вверх через стороны, описав круг и соединить вверху ладони, при выдохе – опустить.
Упражнения стоя с мячом в руках:
- Поднять руки вверх на вдохе – опустить на выдохе.
- Поднять руки над головой, туловищем описать круг по часовой стрелке и против.
- В том же исходном положении при выдохе опустить руки к правой ноге, на вдохе – подняться. Повторить в левую сторону.
- Сделать приседание, при этом руки опустить на левое колено, потом – на правое.
Упражнения стоя:
- Делать наклоны в бок, скользя рукой по туловищу. Противоположную руку подтянуть к груди.
- Взять палку, руки – опустить. Приседать и одновременно поднимать палку до уровня груди на вытянутых руках.
- Палку взять за спиной. Делать наклоны в стороны.
- Палку поставить перед собой, опереться на нее ладонями. Делать повороты туловища по и против часовой стрелки.
Восстановить дыхание после занятий, медленно походить, расслабить руки и ноги.
Комплекс упражнений Стрельниковой
Этот комплекс упражнений включает в себя как дыхательную гимнастику, так и умеренные физические нагрузки. он эффективен для облегчения выведения мокроты, восстановления тонуса мышц, общего состояния. применяется на этапе лечения и в восстановительном периоде.
- Лечь на спину, расслабиться и дышать глубоко. делать не меньше 40 вдохов в минуту.
- Сгибать и разгибать стопы при медленном дыхании.
- Поворачивать кисти рук в разные стороны.
- В положении лежа при вдохе поднять руки, при выдохе опустить. сделать наклоны вперед.
- Руки согнуть в локтях. Сделать четыре вдоха, глубоких и шумных через нос, сжимая при этом ладони в кулак.
- Сделать 8 коротких вдохов, выдохнуть. Повторить 10-12 раз с перерывом в 5 секунд.
- Сделать 8 вдохов, наклонится к пальцам ног, выдохнуть.
- Стать в положение кошечки (руки согнуть в локтях, ладони смотрят вниз, кисти согнуть). Приседать с поворотами в стороны, делая при этом вдох. Руками имитировать хватательные движения.
- Обхватить туловище руками и раскачиваться вперед-назад, делая вдох и выдох.
- Руки положить на плечи. При вдохе-выдохе 8 раз обнять себя, руки при этом двигаются параллельно.
- Делать наклоны головы вперед-назад и в стороны.
- При вдохе сделать шаг, для этого поднять высоко ногу, а вторую немного согнуть. на выдохе – ногу опустить.
- Перекатываться с ноги на ногу, делая вдох-выдох.
Упражнения для отхождения мокроты
Есть много разных комплексов упражнений, чтобы улучшить отхождение мокроты, но детям понравятся игровые:
- Надувание шарика.
- Дуть в свисток.
- Вдохнуть носом, а выдыхать на какой-либо легкий предмет (например, перо). Можно привязать его к веревке.
- При медленной ходьбе делать хлопки перед собой, вверху, за спиной. Дышать через нос.
Эффективны описанные выше упражнения Стрельниковой.
Автор:
Лешенкова Евгения
Терапевт, пульмонолог
Источник
Пневмония — это острый инфекционно-воспалительный процесс, который поражает преимущественно респираторный отдел легочной ткани, вызывается бактериями и проявляется следующими симптомами (разной степени выраженности):
— локальными изменениями в легких при обследовании малыша (ослабление дыхания, хрипы, укорочение перкуторного тона)
— инфильтративными затемнениями на рентгенограммах, которые образуются при заполнении альвеол экссудатом (воспалительной жидкостью)
— кашлем (у грудничков может и не быть)
— дыхательной недостаточностью (наблюдаются одышка, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания и др.)
— общей реакцией организма на инфекцию (признаки интоксикации — ухудшение общего состояния, аппетита, лихорадка и др.).
Пневмония является одним из самых тяжелых заболеваний дыхательной системы в детском возрасте. Как правило, родители очень пугаются данного диагноза, однако следует знать, что при вовремя распознанной пневмонии выздоровление наступает достаточно быстро. И сама пневмония проходит бесследно.
Заболеваемость пневмонией составляет в год около 15-20 случаев на 1000 детей первых трех лет жизни и примерно 5–6 случаев на 1000 детей старше трех лет. К развитию пневмонии у детей раннего возраста предрасполагают следующие факторы: перинатальная патология, аспирационный синдром (как следствие синдрома рвот и срыгиваний), врожденные пороки сердца, рахит, другие гиповитаминозы и дефицитные состояния, в том числе иммунодефициты. Фактор, который непосредственно предрасполагает к развитию пневмонии, это — охлаждение ребенка.
Возбудители этого заболевания отличаются у детей разных возрастных групп. Также различны они и у детей с измененным иммунитетом, ослабленных детей и находящихся на стационарном лечении.
Наиболее частые возбудители пневмоний у детей в возрасте от 6 месяцев до 5 лет, которые заболели в домашней обстановке, это — пневмококк и гемофильная палочка. В эпидемические сезоны (август-ноябрь) возрастает значение микоплазмы, как возбудителя пневмонии у детей раннего дошкольного и школьного возраста. У подростков немаловажную роль причинного фактора заболевания может сыграть хламидий пневмоний.
У ослабленных детей со срыгиваниями и аспирацией желудочного содержимого, а также с муковисцидозом в большинстве случаев причиной пневмонии является кишечная палочка, золотистый стафилококк. Пневмонии, вызванные микроорганизмом легионеллой, у детей встречаются нечасто.
Что касается вирусов, то они имеют значение в развитии пневмоний преимущественно у детей первого года жизни.
Отдельно выделяют большую группу внутрибольничных пневмоний, которые развиваются у детей при госпитализации по поводу других заболеваний. Такие пневмонии вызываются либо «больничными» возбудителями (обычно высоко резистентными к антибиотикам), такими как: стафилококки, клебсиеллы, псевдомонас – синегнойная палочка, протей, либо аутофлорой самого больного. Их развитию способствует антибактериальная терапия, проводимая больному, так как она подавляет обычную легочную микрофлору, к которой у ребенка есть та или иная степень иммунитета. В результате — в нижние отделы респираторного тракта попадают чуждые ему бактерии. Внутрибольничные пневмонии еще называют госпитальными, или «нозокомиальными», а развиваются они через 48 часов и позднее после госпитализации.
После инфицирования, при развитии патогенной микрофлоры в легких ребенка начинается воспаление, сопровождающееся повышением температуры тела. В отличие от обычных респираторных заболеваний, при которых повышенная температура падает уже на второй — третий день, при пневмонии температура держится более трех дней, на уровне около 37-38 градусов (так называемая «легочная» температура). Иногда падение повышенной температуры тела после применения антибактериальных средств расценивают в пользу пневмонии.
Точный диагноз заболевания позволяет сделать рентгенограмма, но существуют и внешние признаки болезни, среди которых выделяются:
а) бледность и синюшность носогубного треугольника
б) раздувание крыльев носа при учащенном дыхании (с участием вспомогательной мускулатуры грудной клетки)
в) очень быстрая утомляемость
г) сильная потливость
д) отказ ребенка от еды.
Все эти симптомы являются признаками пневмонии даже в том случае, если при выслушивании педиатр еще не обнаруживает изменений над поверхностью легких.
Таким образом, диагноз пневмонии обычно педиатр ставит у постели больного ребенка из-за наличия признаков пневмонической интоксикации и дыхательной недостаточности. В последующем, при рентгенологическом исследовании находят признаки воспаления легочной ткани.
Что касается кашля, то характерного «пневмонийного» кашля не существует, он может быть легким, поверхностным, может вообще отсутствовать, а может быть тяжелым, приступообразным (как при коклюше). Выделение мокроты для пневмонии не характерно, как правило, мокрота появляется, если воспаление затронуло не только легкие, но и бронхи.
Пневмония считается коварным заболеванием и требует постоянного контроля, ведь в любую минуту состояние ребенка может ухудшиться, поэтому не стоит рисковать детским здоровьем. Детей до трех лет чаще всего госпитализируют, для того, чтобы постоянно наблюдать за их состоянием и избежать развития осложнений. Детей старшего возраста могут оставить дома, при условии неукоснительного выполнения родителями всех рекомендаций.
В лечении пневмонии у детей применяется три основные группы антибиотиков: пенициллин и полусинтетические пенициллины (ампициллин, амоксициллин, амоксиклав и др.), цефалоспорины различных поколений (цефалексин, цефуроксим, цефтриаксон, цефоперазон), макролиды (эритромицин, ровамицин, азитромицин и др.). При тяжелом течении пневмонии используют аминогликозиды, имипенемы (тиенам) и сочетание препаратов различных групп, в том числе с сульфаниламидами или метронидазолом. При легионеллезной пневмонии показано назначение рифампицина. Грибковые пневмонии требуют применения препаратов флуконазола (дифлюкан) или амфотерицина В.
Сразу же после нормализации температуры целесообоазны массаж и лечебная физкультура при пневмонии у детей.
В задачи ЛФК для детей при пневмонии входит:
— усилить крово- и лимфообращение в легких, чтобы быстрее рассосался экссудат и выделилась мокрота
— предупреждать осложнения (атеросклероз легких, спайки в полости плевры)
— нормализовать тканевый обмен для ликвидации интоксикации организма
— восстановить нормальное дыхание и приспособить организм к физическим нагрузкам
— улучшить нервно-психическое и общее состояние ребенка.
Надо отметить, что лечебная физкультура и лечебная гимнастика при пневмонии у детей проводятся только тогда, когда температура снизится до 37,5 градуса и если сердцебиение не учащенное (если пневмония — крупозная). А при очаговой пневмонии ЛФК можно проводить при нормальной или субфебрильной (37,5 градуса и ниже) температуре.
В первом периоде (постельный режим) упражнения для детей при пневмонии проводятся в исходном положении лежа на спине, в комплекс включают общеразвивающие упражнения, способствующие движениям грудной клетки в разных направлениях, для мышц брюшного пресса, а также дыхательные упражнения.
Во втором периоде (полупостельный режим) упражнения при пневмонии для детей выполняют в исходных положениях сидя и стоя. В занятия входят упражнения с предметами (резиновый и волейбольный мячи и палка).
В третьем периоде (тренировочный) упражнения выполняют в различных исходных положениях, также в комплекс ЛФК при пневмонии у детей входят упражнения с предметами и без них, на гимнастической стенке, во время ходьбы. Рекомендуются пешеходные прогулки, детям постарше — спортивные игры (волейбол, теннис, настольный теннис), а также гребля. Величину и продолжительность физических нагрузок поможет определить врач.
Комплекс ЛФК при пневмонии у детей 4-7 лет
1. Вводная часть
Цель занятия: активизация внимания ребенка, подготовка организма к повышенной нагрузке.
Упражнения:
а) Различные варианты ходьбы, используя поочередное выполнение ролей в каком-либо рассказе-игре, например, «Прогулка по лесу» – роли охотника, зайчика, косолапого медведя и т. д.
б) Общеразвивающие упражнения из исходного положения стоя, частично по игровой методике. Дыхание свободное, не задерживать.
Продолжительность упражнений составляет 3-5 минут.
2. Основная часть
Цель занятия: восстановление нормального механизма дыхательного акта, улучшение функции внешнего дыхания и увеличение его резервов, улучшение лимфо- и кровообращения в легких, улучшение адаптации ребенка к физической нагрузке, восстановление двигательных навыков и координации ребенка.
Упражнения:
а) Дыхательные упражнения статические и динамические.
б) Дренажные упражнения из положения стоя на четвереньках и лежа на боку (ребенок должен показать «кошечку сердитую и добрую», «семафор», «жука»).
в) Гимнастические упражнения для рук и мышц грудной клетки (такие, как «мельница», «крылышки», повороты и т. п.).
г) Общеразвивающие упражнения для всех мышц из исходных положений стоя, сидя, лежа.
д) Упражнения в основных движениях, частично по игровой методике. Подвижная игра «Паровозик», упражнения с мячом (бросание в цель, сбивание кеглей). Обращать внимание на согласование дыхания и движений, поддерживать бодрое, хорошее настроение.
Продолжительность упражнений составляет 12-15 минут.
3.Заключительная часть
Цель занятия: снижение нагрузки, плавный переход к спокойному состоянию.
Упражнения:
а) Ходьба с постепенным замедлением.
б) Упражнения на внимание и координацию движений. Игра малой подвижности «Съедобное и несъедобное».
в) Упражнения на расслабление.
Продолжительность упражнений составляет 3-4 минуты.
Лечебная гимнастика при пневмонии у детей старше 8 лет
1. И. П. — сидя, ноги на ширине плеч, ступни на полу, руки опущены. Поднять руки вверх, положить кисти на колени и скользить ими к носкам. Повторить 2—4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.
2. И. П. — то же самое, руки на поясе. Повернуть туловище направо и без остановки налево. Повторить по 2—4 раза в каждую сторону. Темп медленный. Дыхание свободное.
3. И. П. — то же самое. Поднять плечи вверх — сделать вдох, опустить — выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.
4. И. П. — то же самое, руки в стороны. Поднять согнутую в колене правую ногу и руками прижать ее к груди, затем вернуться в и. п. То же самое сделать левой ногой. Повторить по 2—4 раза каждой ногой. Темп средний. Дыхание свободное.
5. И. П. — то же самое, руки опущены. Максимально свести лопатки и как можно больше развести. Повторить 4—6 раз. Темп медленный. Дыхание свободное.
6. И. П. — то же самое, руки согнуты к плечам. Поднять локти вверх — сделать вдох, опустить — выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.
7. И. П. — то же самое, руки, сцепленные в «замок», подняты над головой. Наклонившись вперед-вправо, коснуться руками правого голеностопа, вернуться в и. п. То же повторить в левую сторону. Повторить 2—4 раза. Темп средний. Дыхание свободное.
8. И. П. — то же самое, руки опущены. Наклониться максимально вперед, сгибаясь в тазобедренных суставах, и одновременно поднять руки вверх-назад, затем вернуться в и. п. Повторить 2—6 раз. Темп средний. Дыхание свободное.
9. И. П. — то же самое. Поднять руки через стороны вверх, соединив ладони тыльными сторонами вместе — сделать вдох, опустить — выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.
10. И. П. — стоя, ноги на ширине плеч, в руках резиновый мяч. Поднять мяч над головой, прогнуться и опустить к носкам ног. Повторить 2—4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.
11. И. П. — стоя, руки с мячом подняты над головой. Выполнять круговые движения туловищем по часовой и против часовой стрелки. Повторить по 4—6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное.
12. И. П. — то же самое. Опустить руки с мячом к правому колену, наклонив туловище вправо, — сделать выдох, вернуться в и. п. — вдох. То же самое выполнить в левую сторону. Повторить по 2 раза в каждую сторону. Темп медленный.
13. И. П. — то же самое. Одновременно присесть и опустить руки с мячом на правое колено, вернуться в и. п. То же самое — к левому колену. Повторить по 2—4 раза к каждому колену. Темп средний. Дыхание свободное.
14. И. П. — то же самое, руки вдоль туловища. Наклониться вправо, скользя правой рукой по туловищу вниз, а левой — вверх, к подмышечной впадине. То же самое повторить в другую сторону. Повторить 2—4 раза. Темп средний. Дыхание свободное.
15. И. П. — то же самое, в опущенных руках гимнастическая палка. Присесть, поднимая палку перед грудью, — сделать выдох, встать — вдох.
Повторить 2—4 раза. Темп медленный.
16. И. П. — то же самое, палка зажата сзади в локтевых суставах. Без остановки наклоняться вправо, влево и наоборот. Повторить по 4—6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное.
17. И. П. — то же самое. Палка стоит вертикально на полу между ногами, ладони лежат на ее конце. Опираясь на палку вытянутыми руками, выполнять круговые движения туловищем в каждую сторону. Повторить по 2—4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.
18. Спокойная ходьба 1—2 минуты, полностью расслабив мышцы рук и туловища.
Конечно лучше предотвратить развитие у ребенка пневмонии, своевременно вылечить хронические очаги инфекции, чем потом в панике искать наилучшие средства от воспаления. Поэтому необходимо следить за здоровьем малыша. Родители должны выбрать систему закалки, которая подходит для их ребенка, также необходимо воспитывать в ребенке выносливость, оздоравливать свой быт. И, конечно, следует следить за тем, чтобы в помещении, где находится ребенок, не было никаких курильщиков. Помимо этого, родители должны помнить, что питание всех членов семьи и особенно ребенка имеет большое значение: оно должно быть полноценным и отвечать возрастным потребностям организма. Таким образом, надо заботиться о здоровье своего ребенка и беречь его.
Источник