Лечебная гимнастика при пневмонии у детей
Пневмония — это острый инфекционно-воспалительный процесс, который поражает преимущественно респираторный отдел легочной ткани, вызывается бактериями и проявляется следующими симптомами (разной степени выраженности):
— локальными изменениями в легких при обследовании малыша (ослабление дыхания, хрипы, укорочение перкуторного тона)
— инфильтративными затемнениями на рентгенограммах, которые образуются при заполнении альвеол экссудатом (воспалительной жидкостью)
— кашлем (у грудничков может и не быть)
— дыхательной недостаточностью (наблюдаются одышка, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания и др.)
— общей реакцией организма на инфекцию (признаки интоксикации — ухудшение общего состояния, аппетита, лихорадка и др.).
Пневмония является одним из самых тяжелых заболеваний дыхательной системы в детском возрасте. Как правило, родители очень пугаются данного диагноза, однако следует знать, что при вовремя распознанной пневмонии выздоровление наступает достаточно быстро. И сама пневмония проходит бесследно.
Заболеваемость пневмонией составляет в год около 15-20 случаев на 1000 детей первых трех лет жизни и примерно 5–6 случаев на 1000 детей старше трех лет. К развитию пневмонии у детей раннего возраста предрасполагают следующие факторы: перинатальная патология, аспирационный синдром (как следствие синдрома рвот и срыгиваний), врожденные пороки сердца, рахит, другие гиповитаминозы и дефицитные состояния, в том числе иммунодефициты. Фактор, который непосредственно предрасполагает к развитию пневмонии, это — охлаждение ребенка.
Возбудители этого заболевания отличаются у детей разных возрастных групп. Также различны они и у детей с измененным иммунитетом, ослабленных детей и находящихся на стационарном лечении.
Наиболее частые возбудители пневмоний у детей в возрасте от 6 месяцев до 5 лет, которые заболели в домашней обстановке, это — пневмококк и гемофильная палочка. В эпидемические сезоны (август-ноябрь) возрастает значение микоплазмы, как возбудителя пневмонии у детей раннего дошкольного и школьного возраста. У подростков немаловажную роль причинного фактора заболевания может сыграть хламидий пневмоний.
У ослабленных детей со срыгиваниями и аспирацией желудочного содержимого, а также с муковисцидозом в большинстве случаев причиной пневмонии является кишечная палочка, золотистый стафилококк. Пневмонии, вызванные микроорганизмом легионеллой, у детей встречаются нечасто.
Что касается вирусов, то они имеют значение в развитии пневмоний преимущественно у детей первого года жизни.
Отдельно выделяют большую группу внутрибольничных пневмоний, которые развиваются у детей при госпитализации по поводу других заболеваний. Такие пневмонии вызываются либо «больничными» возбудителями (обычно высоко резистентными к антибиотикам), такими как: стафилококки, клебсиеллы, псевдомонас – синегнойная палочка, протей, либо аутофлорой самого больного. Их развитию способствует антибактериальная терапия, проводимая больному, так как она подавляет обычную легочную микрофлору, к которой у ребенка есть та или иная степень иммунитета. В результате — в нижние отделы респираторного тракта попадают чуждые ему бактерии. Внутрибольничные пневмонии еще называют госпитальными, или «нозокомиальными», а развиваются они через 48 часов и позднее после госпитализации.
После инфицирования, при развитии патогенной микрофлоры в легких ребенка начинается воспаление, сопровождающееся повышением температуры тела. В отличие от обычных респираторных заболеваний, при которых повышенная температура падает уже на второй — третий день, при пневмонии температура держится более трех дней, на уровне около 37-38 градусов (так называемая «легочная» температура). Иногда падение повышенной температуры тела после применения антибактериальных средств расценивают в пользу пневмонии.
Точный диагноз заболевания позволяет сделать рентгенограмма, но существуют и внешние признаки болезни, среди которых выделяются:
а) бледность и синюшность носогубного треугольника
б) раздувание крыльев носа при учащенном дыхании (с участием вспомогательной мускулатуры грудной клетки)
в) очень быстрая утомляемость
г) сильная потливость
д) отказ ребенка от еды.
Все эти симптомы являются признаками пневмонии даже в том случае, если при выслушивании педиатр еще не обнаруживает изменений над поверхностью легких.
Таким образом, диагноз пневмонии обычно педиатр ставит у постели больного ребенка из-за наличия признаков пневмонической интоксикации и дыхательной недостаточности. В последующем, при рентгенологическом исследовании находят признаки воспаления легочной ткани.
Что касается кашля, то характерного «пневмонийного» кашля не существует, он может быть легким, поверхностным, может вообще отсутствовать, а может быть тяжелым, приступообразным (как при коклюше). Выделение мокроты для пневмонии не характерно, как правило, мокрота появляется, если воспаление затронуло не только легкие, но и бронхи.
Пневмония считается коварным заболеванием и требует постоянного контроля, ведь в любую минуту состояние ребенка может ухудшиться, поэтому не стоит рисковать детским здоровьем. Детей до трех лет чаще всего госпитализируют, для того, чтобы постоянно наблюдать за их состоянием и избежать развития осложнений. Детей старшего возраста могут оставить дома, при условии неукоснительного выполнения родителями всех рекомендаций.
В лечении пневмонии у детей применяется три основные группы антибиотиков: пенициллин и полусинтетические пенициллины (ампициллин, амоксициллин, амоксиклав и др.), цефалоспорины различных поколений (цефалексин, цефуроксим, цефтриаксон, цефоперазон), макролиды (эритромицин, ровамицин, азитромицин и др.). При тяжелом течении пневмонии используют аминогликозиды, имипенемы (тиенам) и сочетание препаратов различных групп, в том числе с сульфаниламидами или метронидазолом. При легионеллезной пневмонии показано назначение рифампицина. Грибковые пневмонии требуют применения препаратов флуконазола (дифлюкан) или амфотерицина В.
Сразу же после нормализации температуры целесообоазны массаж и лечебная физкультура при пневмонии у детей.
В задачи ЛФК для детей при пневмонии входит:
— усилить крово- и лимфообращение в легких, чтобы быстрее рассосался экссудат и выделилась мокрота
— предупреждать осложнения (атеросклероз легких, спайки в полости плевры)
— нормализовать тканевый обмен для ликвидации интоксикации организма
— восстановить нормальное дыхание и приспособить организм к физическим нагрузкам
— улучшить нервно-психическое и общее состояние ребенка.
Надо отметить, что лечебная физкультура и лечебная гимнастика при пневмонии у детей проводятся только тогда, когда температура снизится до 37,5 градуса и если сердцебиение не учащенное (если пневмония — крупозная). А при очаговой пневмонии ЛФК можно проводить при нормальной или субфебрильной (37,5 градуса и ниже) температуре.
В первом периоде (постельный режим) упражнения для детей при пневмонии проводятся в исходном положении лежа на спине, в комплекс включают общеразвивающие упражнения, способствующие движениям грудной клетки в разных направлениях, для мышц брюшного пресса, а также дыхательные упражнения.
Во втором периоде (полупостельный режим) упражнения при пневмонии для детей выполняют в исходных положениях сидя и стоя. В занятия входят упражнения с предметами (резиновый и волейбольный мячи и палка).
В третьем периоде (тренировочный) упражнения выполняют в различных исходных положениях, также в комплекс ЛФК при пневмонии у детей входят упражнения с предметами и без них, на гимнастической стенке, во время ходьбы. Рекомендуются пешеходные прогулки, детям постарше — спортивные игры (волейбол, теннис, настольный теннис), а также гребля. Величину и продолжительность физических нагрузок поможет определить врач.
Комплекс ЛФК при пневмонии у детей 4-7 лет
1. Вводная часть
Цель занятия: активизация внимания ребенка, подготовка организма к повышенной нагрузке.
Упражнения:
а) Различные варианты ходьбы, используя поочередное выполнение ролей в каком-либо рассказе-игре, например, «Прогулка по лесу» – роли охотника, зайчика, косолапого медведя и т. д.
б) Общеразвивающие упражнения из исходного положения стоя, частично по игровой методике. Дыхание свободное, не задерживать.
Продолжительность упражнений составляет 3-5 минут.
2. Основная часть
Цель занятия: восстановление нормального механизма дыхательного акта, улучшение функции внешнего дыхания и увеличение его резервов, улучшение лимфо- и кровообращения в легких, улучшение адаптации ребенка к физической нагрузке, восстановление двигательных навыков и координации ребенка.
Упражнения:
а) Дыхательные упражнения статические и динамические.
б) Дренажные упражнения из положения стоя на четвереньках и лежа на боку (ребенок должен показать «кошечку сердитую и добрую», «семафор», «жука»).
в) Гимнастические упражнения для рук и мышц грудной клетки (такие, как «мельница», «крылышки», повороты и т. п.).
г) Общеразвивающие упражнения для всех мышц из исходных положений стоя, сидя, лежа.
д) Упражнения в основных движениях, частично по игровой методике. Подвижная игра «Паровозик», упражнения с мячом (бросание в цель, сбивание кеглей). Обращать внимание на согласование дыхания и движений, поддерживать бодрое, хорошее настроение.
Продолжительность упражнений составляет 12-15 минут.
3.Заключительная часть
Цель занятия: снижение нагрузки, плавный переход к спокойному состоянию.
Упражнения:
а) Ходьба с постепенным замедлением.
б) Упражнения на внимание и координацию движений. Игра малой подвижности «Съедобное и несъедобное».
в) Упражнения на расслабление.
Продолжительность упражнений составляет 3-4 минуты.
Лечебная гимнастика при пневмонии у детей старше 8 лет
1. И. П. — сидя, ноги на ширине плеч, ступни на полу, руки опущены. Поднять руки вверх, положить кисти на колени и скользить ими к носкам. Повторить 2—4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.
2. И. П. — то же самое, руки на поясе. Повернуть туловище направо и без остановки налево. Повторить по 2—4 раза в каждую сторону. Темп медленный. Дыхание свободное.
3. И. П. — то же самое. Поднять плечи вверх — сделать вдох, опустить — выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.
4. И. П. — то же самое, руки в стороны. Поднять согнутую в колене правую ногу и руками прижать ее к груди, затем вернуться в и. п. То же самое сделать левой ногой. Повторить по 2—4 раза каждой ногой. Темп средний. Дыхание свободное.
5. И. П. — то же самое, руки опущены. Максимально свести лопатки и как можно больше развести. Повторить 4—6 раз. Темп медленный. Дыхание свободное.
6. И. П. — то же самое, руки согнуты к плечам. Поднять локти вверх — сделать вдох, опустить — выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.
7. И. П. — то же самое, руки, сцепленные в «замок», подняты над головой. Наклонившись вперед-вправо, коснуться руками правого голеностопа, вернуться в и. п. То же повторить в левую сторону. Повторить 2—4 раза. Темп средний. Дыхание свободное.
8. И. П. — то же самое, руки опущены. Наклониться максимально вперед, сгибаясь в тазобедренных суставах, и одновременно поднять руки вверх-назад, затем вернуться в и. п. Повторить 2—6 раз. Темп средний. Дыхание свободное.
9. И. П. — то же самое. Поднять руки через стороны вверх, соединив ладони тыльными сторонами вместе — сделать вдох, опустить — выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.
10. И. П. — стоя, ноги на ширине плеч, в руках резиновый мяч. Поднять мяч над головой, прогнуться и опустить к носкам ног. Повторить 2—4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.
11. И. П. — стоя, руки с мячом подняты над головой. Выполнять круговые движения туловищем по часовой и против часовой стрелки. Повторить по 4—6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное.
12. И. П. — то же самое. Опустить руки с мячом к правому колену, наклонив туловище вправо, — сделать выдох, вернуться в и. п. — вдох. То же самое выполнить в левую сторону. Повторить по 2 раза в каждую сторону. Темп медленный.
13. И. П. — то же самое. Одновременно присесть и опустить руки с мячом на правое колено, вернуться в и. п. То же самое — к левому колену. Повторить по 2—4 раза к каждому колену. Темп средний. Дыхание свободное.
14. И. П. — то же самое, руки вдоль туловища. Наклониться вправо, скользя правой рукой по туловищу вниз, а левой — вверх, к подмышечной впадине. То же самое повторить в другую сторону. Повторить 2—4 раза. Темп средний. Дыхание свободное.
15. И. П. — то же самое, в опущенных руках гимнастическая палка. Присесть, поднимая палку перед грудью, — сделать выдох, встать — вдох.
Повторить 2—4 раза. Темп медленный.
16. И. П. — то же самое, палка зажата сзади в локтевых суставах. Без остановки наклоняться вправо, влево и наоборот. Повторить по 4—6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное.
17. И. П. — то же самое. Палка стоит вертикально на полу между ногами, ладони лежат на ее конце. Опираясь на палку вытянутыми руками, выполнять круговые движения туловищем в каждую сторону. Повторить по 2—4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.
18. Спокойная ходьба 1—2 минуты, полностью расслабив мышцы рук и туловища.
Конечно лучше предотвратить развитие у ребенка пневмонии, своевременно вылечить хронические очаги инфекции, чем потом в панике искать наилучшие средства от воспаления. Поэтому необходимо следить за здоровьем малыша. Родители должны выбрать систему закалки, которая подходит для их ребенка, также необходимо воспитывать в ребенке выносливость, оздоравливать свой быт. И, конечно, следует следить за тем, чтобы в помещении, где находится ребенок, не было никаких курильщиков. Помимо этого, родители должны помнить, что питание всех членов семьи и особенно ребенка имеет большое значение: оно должно быть полноценным и отвечать возрастным потребностям организма. Таким образом, надо заботиться о здоровье своего ребенка и беречь его.
Источник
Загрузка…
Заболевания дыхательной системы встречаются достаточно часто. К ним относится и пневмония, которая является достаточно опасной, и может провоцировать неприятные симптомы. Одной из мер терапии может стать дыхательная гимнастика при пневмонии. Рассмотрим, что она собой представляет, и чем полезна.
Гимнастика при пневмонии: воздействие на организм
Заболевания легких ограничивают функцию больной зоны, в которой нарушается кровообращение, возникают застойные явления, и ввиду этого после выздоровления возможен процесс рубцевания и возникновение спаек.
Легочные заболевания провоцируют нарушение функций внешнего дыхания. Причина этого в том, что легочная ткань утрачивает изначальную эластичность ввиду расстройства механики дыхания. Аномалия дает о себе знать изменением ритмичности дыхания, которое становится более частым и поверхностным, грудная клетка может стать менее подвижной.
Все эти изменения провоцируют нарушение вентиляции легких, их диффузная способность уменьшается. Ввиду возможных бронхоспазмов ухудшается проходимость бронхов, и они закупориваются большим количеством мокроты.
Один из факторов, ввиду которого увеличивается недостаточность дыхательной функции – это ослабленная мышечная система. И особенно это касается группы мышц, принимающей непосредственное участие в процессе дыхания. Это мышцы шеи, спины, живота, грудной клетки, диафрагмы. Дыхание также может затрудниться ввиду разрушительных изменений в легочной ткани, деформации грудной клетки и атрофии.
В развитии дыхательного аппарата и борьбе с заболеваниям играют немалую роль специальные упражнения. Они провоцируют сокращения мышц, в которых происходят химические процессы, возбуждающие дыхательную функцию на рефлекторном уровне. При работе мышц улучшается вентиляция и газообмен в тканях легких. При выполнении упражнений ткани в десять раз эффективнее насыщаются кислородом, нежели в состоянии покоя. Улучшается кровообращение, увеличивается количество нормально функционирующих капилляров.
Дыхательная гимнастика при бронхите, пневмонии и других заболеваниях дыхательной системы оказывает положительное влияние следующим образом:
- Помогает значительно улучшить процессы газообмена в легких за счет формирования правильного механизма дыхательного процесса и его структуры. Дыхание становится правильным, ритмичным и глубоким.
- Упражнения помогают укрепить дыхательную мускулатуру.
- Они способствуют расслаблению мышц туловища – если они зажаты, дыхание будет неправильным.
- Упражнения также могут помочь устранить дефекты грудной клетки и позвоночника.
- Дыхательная гимнастика помогает укрепить мускулатуру рюшного пресса.
Дыхательные упражнения при пневмонии: польза или вред
При таком заболевании, как пневмония, в легких образуется воспалительный очаг, доставляющий человеку большое количество неприятностей, в числе которых и затруднение дыхания. В результате замедления обменных процессов в крови возникает дефицит кислорода. Посредством дыхательных упражнений можно быстро нормализовать функцию дыхания.
- Приемы помогают поддержать больные легкие;
- Хорошо влияют на циркуляцию лимфы в пораженных участках.
- Гимнастика улучшает активное движение крови по сосудам.
- Мышцы груди начинают работать усиленно.
- Упражнения ЛФК при пневмонии хорошо влияют на здоровые легочные ткани и вовлекают их в процессы дыхания.
Все это помогает пациенту с пневмонией значительно быстрее выздороветь.
Упражнения показаны не во всех случаях. Их должен назначать только специалист после осмотра.
Дыхательная гимнастика противопоказана при повышенной температуре тела, при лихорадке, интоксикации организма.
Начинать выполнять упражнения можно только после получения результатов анализов, когда врач установил, что заболевание перестало прогрессировать.
Также ограничением к дыхательным упражнением является сердечная недостаточность, иммунодефицит, онкологические заболевания, слабость и сильное недомогание после болезни.
Общие правила
После пневмонии важно внимательно отнестись к собственному здоровью. В первое время нагрузки должны быть минимальными. Только после того, как организм к ним привыкнет, можно начинать интенсивные тренировки.
Комплекс лечебной физкультуры нужно должен начинаться с обязательных дыхательных упражнений, которые помогут восстановить дыхание и прочистить верхние бронхи.
Гимнастика при пневмонии у взрослых должна выполняться соблюдением следующих рекомендаций:
- При одностороннем воспалении дыхательную тренировку лучше выполнять в положении лежа на боку с пораженной стороны. Это поможет повысить эффективность занятия.
- Если больной должен соблюдать постельный режим, то начинать занятия можно только на пятый день лечения.
- Контролируйте свой пульс. Если он повышается больше, чем на 10 ударов в минуту, прекратите занятие.
- Выполнять комплекс нужно три раза в день. Занятие должно длиться15 минут.
- Лечебный комплекс может быть дополнен ходьбой. Старайтесь каждый день гулять на свежем воздухе не меньше получаса.
- Нагрузку можно увеличивать не ранее, чем спустя неделю занятий.
Если вы ощутили ухудшение самочувствия, прекратите занятия и проконсультируйтесь с врачом.
Упражнения для начинающих
После перенесения пневмонии или бронхита тренировки должны быть максимально щадящими. Организм еще очень слабый, и перегружать его не надо. Базовый комплекс гимнастики при пневмонии у взрослых и детей выглядит следующим образом:
- Вдохните через нос, сжав при этом губы. В легких задержите воздух на три секунды, затем выдохните через немного приоткрытый рот. Время выдоха не должно быть меньше шести секунд.
- Наберите в легкие максимальное количество воздуха. Резко выдохните, стараясь надуть при этом щеки.
- Полезны упражнения, при которых с небольшой вибрацией необходимо произносить такие звуки, как Ф, М, Ш, С, Р. При этом рот ваш должен быть закрытым.
- На вдохе поднимите вверх две руки, на выдохе вернитесь в исходное положение. Проделайте это не меньше десяти раз.
- Соедините кисти двух рук. На вдохе руки поднимите вверх. Не размыкая кисти, выверните наружу ладони. Плавно вернитесь в исходное положение. Повторить не меньше пяти раз.
- Глубоко вдохните, поднимите руки и заведите их за спину. Опустите обратно на выдохе.
Этот комплекс можно завершить, повторив первое упражнение. Эти дыхательные упражнения при пневмонии и бронхите полезны как взрослым, так и детям. Регулярно выполняйте их в домашних условиях. Спустя неделю, как правило, рекомендуется переходить к более сложному комплексу.
Дыхательная гимнастика после пневмонии в домашних условиях: эффективные упражнения
Из наиболее эффективных упражнений после пневмонии и бронхита можно выделить следующие. Они подходят как для взрослых, так и для детей.
- Нужно лечь на пол или на кровать. Руки поместите на живот, чтобы контролировать дыхание. Выдыхать старайтесь максимально долго.
- Приняв положение лежа, заведите руки за спину. Затем, толкая себя руками, поднимайте корпус и совершайте пружинящие наклоны.
- Поместите руки на пояс. Выполняйте пружинящие наклоны вправо и влево. При каждом наклоне делайте глубокий вдох.
- На вдохе поднимите руки вверх, наклонитесь к чуть согнутым коленям, затем отведите руки назад и резко выдохните. Повторить шесть раз.
Эти упражнения могут использоваться как дыхательная гимнастика для детей после пневмонии. Также их можно применять в профилактических целях.
ЛФК Стрельниковой при пневмонии: комплекс упражнений
Эффективная дыхательная гимнастика для легких после пневмонии была разработана профессором А. Н. Стрельниковой. Комплекс помогает решить многие задачи, актуальные для выздоровления, способствует отхождению мокроты и восстановлению дыхания. Он сочетает в себе дыхательную гимнастику и умеренные физические нагрузки. Его можно использовать для взрослых и детей при тяжелой форме заболевания.
Наиболее эффективными считаются такие упражнения по Стрельниковой:
- Примите горизонтальное положение. Мышцы постарайтесь расслабить полностью. Дышать нужно с частотой 40 вдохов и выдохов в минуту.
- Выполняйте вращения кистями в обоих направлениях.
- Выполняйте сгибания и разгибания стоп, стараясь дышать при этом максимально медленно.
- Руки вытяните вдоль туловища. Плавно поднимайте их вверх. Сделайте глубокий вдох, опустите руки и выполняйте наклоны вперед.
Методика может использоваться как для детей, так и для взрослых. Регулярные занятия помогают ускорить процесс выздоровления, улучшают кровообращение, помогают устранить застойные явления, улучшают вентиляцию легких. Для улучшения результата рекомендуется сочетать упражнения с массажем.
Существуют и другие эффективные упражнения по Стрельниковой, которые отлично подходят для детей, поскольку проводятся в игровой форме:
- «Ладошки». Выполняется в начале и готовит организм к гимнастике. Суть в том, что нужно осуществлять четыре резких и шумных вдоха через нос, держа руки согнутыми локтям вперед, а при вдохе сжимать кулачки. Выдох при этом упражнении пассивный, мышцы груди и живота расслаблены.
- «Погончики». Делается 8 коротких резких вдохов подряд без остановки, затем нужно сделать перерыв на пять секунд и повторить упражнение снова. Выполняется упражнение 12 раз.
- «Насос». Делается как предыдущее упражнение, но количество вдохов равняется восьми. Наклоняясь, коснитесь ладонями пальцев ног.
- «Кошка». Ступни держите вместе, на вдохе присядьте, разворачивая туловище вправо или влево. Руками выполняйте хватательные движения. При выполнении упражнения детьми можно использовать музыку.
- «Маятник». Делается вдох и выдох, нужно раскачиваться вперед и назад, обхватывая плечи руками.
- «Обними плечи». Нужно 8 раз обнять себя руками, которые располагаются параллельно и разводятся не слишком широко.
- «Ушки». Выполняются повороты головы, ее покачивания и наклоны в стороны и вверх-вниз.
- «Шаги». При выполнении упражнения нужно высоко поднять согнутую ногу и слегка присесть на опорную. На выдохе плавно опустите ногу.
- «Перекат». Суть в том, что нужно перекачиваться с одной ноги на другую, делая вдохи и выдохи.
В первое время выполняются только три первых упражнения, и по мере стабилизации состояния они дополняются остальными.
Существует большое количество комплексов дыхательных упражнений, которые помогают в восстановлении после пневмонии. Некоторые из них представлены на видео. Помните, что все упражнения должны назначаться врачом индивидуально.
Дыхательная гимнастика при пневмонии на видео
Источник