Лечение пневмонии в палате интенсивной терапии
Пневмония – воспалительное заболевание лёгких, которое возникает под воздействием различных возбудителей. Тяжелая пневмония развивается, когда воспаление лёгких вызывают бактериально-бактериальные, бактериально-вирусные и бактериально-микозные ассоциации микроорганизмов. Лечение тяжёлой пневмонии у взрослых требует особых подходов. Пациентов с тяжёлым воспалением лёгких госпитализируют в отделение реанимации и интенсивной терапии Юсуповской больницы.
В палаты централизовано подаётся кислород. Врачи-реаниматологи постоянно наблюдают за функционированием дыхательной и сердечно-сосудистой системы с помощью кардиомониторов, определяют уровень кислорода в крови. Всем пациентам проводят кислородотерапию. Пациентам с выраженной дыхательной недостаточностью выполняют искусственную вентиляцию лёгких с помощью стационарных и переносных аппаратов.
В Юсуповской больнице работают кандидаты и доктора медицинских наук, врачи высшей категории.
Критерии тяжести течения пневмонии
Объективная оценка тяжести состояния пациента необходима для принятия решения о тактике ведения больного, его транспортировке, оптимальном месте проведения комплексной терапии. Различают 3 степени тяжести течения пневмонии. Лёгкое течение характеризуется невыраженными симптомами интоксикации, повышением температуры тела до невысоких цифр, отсутствием дыхательной недостаточности, нарушения гемодинамики и сопутствующей патологии. На рентгенограммах определяется легочная инфильтрация в пределах одного сегмента, в общем анализе крови отмечается увеличение количества лейкоцитов до 9,0-10,0 ×109/л.
Для средней степени тяжести течения воспаления лёгких характерны следующие признаки:
- повышение температуры тела до 38°С;
- умеренно выраженные симптомы интоксикации;
- наличие легочного инфильтрата в пределах 1-2 сегментов;
- частота дыхательных движений до 22 в минуту;
- увеличение частоты сердечных сокращений до 100 ударов в минуту;
- отсутствие осложнений.
Пневмония тяжелого течения проявляется выраженными симптомами интоксикации, тяжёлым общим состоянием пациента. Температура тела повышается до 38,0°С, имеют место признаки дыхательной недостаточности II- III степени. Отмечаются нарушения гемодинамики: артериальное давление ниже 90/60 мм рт. ст., частота сердечных сокращений более 100 уд/мин. У пациентов развивается септический шок, возникает потребность в применении вазопрессоров.
В клиническом анализе крови определяется снижение количества лейкоцитов менее 4,0 ×109 /л или лейкоцитоз 20,0 ×109/л с количеством незрелых нейтрофилов более 10%. На рентгенограммах видна многодолевая двусторонняя пневмоническая инфильтрация. Патологический процесс быстро прогрессирует – зона инфильтрации за 48 часов наблюдения увеличивается на 50%.
Развиваются следующие осложнения пневмонии: абсцессы, экссудативный плеврит, синдром диссеминированного внутрисосудистого свёртывания, сепсис, недостаточность других органов и систем. У пациентов нарушается сознание, происходит обострение сопутствующих заболеваний.
Причины тяжёлой пневмонии
Большинство тяжёлых пневмоний вызывает пневмококк и гемофильная палочка. Тяжёлое воспаление лёгких развивается при инфицировании дыхательных путей легионеллами, золотистым стафилококком, грамотрицательными бактериями, клебсиеллой. В зимнее время преобладают тяжёлые вирусные пневмонии. Довольно часто тяжело протекает воспаление лёгких, вызванное микоплазмами и хламидиями. Особое значение в происхождении тяжёлых пневмоний отводится устойчивым к антибиотикам штаммам бактерий.
Факторами риска для развития устойчивости пневмококков к антибиотикам являются:
- возраст пациентов менее 7 лет и более 60 лет;
- предшествующая антибиотикотерапия,
- наличие сопутствующих заболеваний;
- пребывание в домах ухода.
Более устойчивой к действию антибиотиков является синегнойная палочка.
Лечение тяжёлой пневмонии
Неадекватный выбор антибиотиков является независимым фактором риска неблагоприятного исхода тяжелых пневмоний. Врачи Юсуповской больницы для лечения тяжёлого воспаления лёгких применяют антибактериальные препараты, соответствующие следующим требованиям:
- широкий спектр противомикробной активности;
- способность вызывать гибель микроорганизмов;
- устойчивость к β-лактамазам;
- невысокий уровень невосприимчивости микроорганизмов;
- простота дозирования и применения;
- хорошее проникновение в легочную ткань;
- поддержание бактерицидных концентраций в течение всего интервала между введениями;
- хорошая переносимость;
- отсутствие токсичности.
Для лечения тяжёлой пневмонии применяют следующие антибиотики первого ряда: цефепим, клион или линкомицин, ванкомицин или рифампицин. В качестве альтернативных препаратов используют тикарциллин клавуланат или пиперациллин тазобактам. Препаратами резерва являются имипенем, фторхинолоны, меропенем.
Лечение острой дыхательной недостаточности, являющейся осложнением тяжёлой пневмонии, проводят в отделении реанимации и интенсивной терапии. При декомпенсированной форме дыхательной недостаточности кислород увлажняют и подают через носовые катетеры. В случае выраженной обструкции дыхательных путей, ателектазе лёгких пациентам выполняют лечебную бронхоскопию.
Клиническими показаниями к переводу пациентов с тяжёлой пневмонией на искусственную вентиляцию лёгких являются:
- возбуждение или потеря сознания;
- изменение величины зрачков;
- нарастающий цианоз;
- выраженная одышка (более 35 дыханий в минуту);
- активное участие в дыхании вспомогательной мускулатуры со сниженной вентиляцией.
Одна из сложных проблем является вентиляция пациента с асимметричным поражением лёгких. Для уменьшения риска развития баротравмы врачи Юсуповской больницы используют алмитрин. Периодически пациенту придают положения на здоровом боку.
При развитии у пациентов с тяжёлой пневмонией инфекционно-токсического шока врачи отделения реанимации и интенсивной терапии вводят назначают инфузии инотропных препаратов (допамина, добутамина, норадреналина или их комбинации), преднизолона или других кортикостероидов), проводят коррекцию метаболического ацидоза (сдвига кислотно-щелочного равновесия в кислую сторону).
Для предотвращения массивного распада микроорганизмов, высвобождения эндотоксинов и усугубления шока в начальном периоде лечения ограничивают антибиотики. При наличии сепсиса проводят антибактериальную терапию клавоцином, цефалоспоринами III—IV поколений в сочетании с аминогликозидами, имипенемом или меропенемом.
Наряду с синтетическими коллоидами вводят внутривенно капельно 25% раствор альбумина. Гепарином или низкомолекулярными гепаринами проводят коррекцию микроциркуляторных нарушений. Для подавления действия протеолитических ферментов внутривенно капельно вводят трасилол или контрикал. Повышает сократительную способность миокарда 0,05% раствор строфантина, допамин.
Позвоните по телефону Юсуповской больницы и вас запишут на прием к терапевту. Пациентов с тяжёлой пневмонией госпитализируют в отделение реанимации и интенсивной терапии круглосуточно 7 дней в неделю. Врачи-реаниматологи Юсуповской больницы применяют инновационные схемы лечения, используют новые наиболее эффективные препараты и методики лечения.
Автор
Заведующий отделением анестезиологии-реанимации с палатами интенсивной терапии, анестезиолог-реаниматолог
Список литературы
- МКБ-10 (Международная классификация болезней)
- Юсуповская больница
- «Болезни органов дыхания». Руководство под ред. акад. РАМН, проф. Н.Р.Палеева. М., Медицина, 2000г.
- Дыхательная недостаточность и хроническая обструктивная болезнь легких. Под ред. В.А.Игнатьева и А.Н.Кокосова, 2006г., 248с.
- Илькович М.М. и др. Диагностика заболеваний и состояний, осложняющихся развитием спонтанного пневмоторакса, 2004г.
Наши специалисты
Доктор медицинских наук, профессор, врач высшей квалификационной категории
Врач-терапевт, гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук. Заместитель генерального директора по медицинской части.
Врач-эндоскопист
Цены на диагностику тяжелой пневмонии
*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.
Скачать прайс на услуги
Мы работаем круглосуточно
Источник
Редактор
Неля Савчук
Врач высшей категории
Заболевания тяжелыми формами пневмонии и случаи летального исхода от нее сильно увеличились за последние несколько десятков лет. В зоне риска находятся как молодые люди с пониженным иммунитетом, так и пожилые пациенты старше 60 лет, имеющие нарушения функций дыхания.
Связан рост числа заболеваний с усилением устойчивости некоторых бактерий к большинству известных лечебных препаратов (антибиотиков). В связи с этим при диагностировании тяжелой формы пневмонии рекомендована незамедлительная госпитализация больного для лечения его в реанимации.
Этиология
Пневмония – это инфекционно-воспалительное заболевание легких. Под воздействием определенных патогенных микроорганизмов происходит воспаление интерстициальной и легочной ткани с поражением альвеол. При отсутствии своевременного и грамотного лечения болезнь приобретает тяжелое течение. Возбудителями госпитальной пневмонии могут стать:
- Золотистый стафилококк (Staphylococcus aureus) – шаровидная грамположительная бактерия из ряда стафилококковых.
- Синегнойная палочка (Pseudomonas aeruginosa) – грамотрицательная, подвижная палочковидная бактерия, которая опасна для человека. Является возбудителем многих инфекционных болезней. Устойчива к антибиотикам.
- Палочка Фридлендера (Klebsiella pneumonia) – грамотрицательная, анаэробная, палочковидная бактерия.
- Кишечная палочка (Escherichia coli) – еще одна грамотрицательная палочковидная бактерия. Распространяется в нижней части кишечника человека.
- Протей мирабилис (Proteus mirabilis) – из ряда грамотрицательных, факультативно-анаэробных стержнеобразных бактерий. Способна вызвать различные инфекционные заболевания у человека.
- Гемофильная палочка (Haemophilus influenza) или палочка Пфайффера – грамотрицательные, неподвижные бактерии из семейства Pasteurellaceae. Являются возбудителем гриппа.
- Энтеробактерии (Enterobacter) – род грамотрицательных, факультативно-анаэробных, стержнеобразных, неспорообразующих бактерий из семейства Enterobacteriacaea. Находится в кишечнике у многих здоровых людей.
- Серрация (Serratia) – еще один род грамотрицательных, палочковидных бактерий семейства Enterobacteriacaea.
- Фузобактерии (Fusobacterium) – род грамотрицательных, анаэробных, неспорообразующих бактерий. Некоторые части бациллы выглядят, как тонкие, с заостренными кончиками, палочковидные клетки.
- Бактероиды (Bacteroides) – бактерии семейства Bacteroidaceae. Подобны Fusobacterium. Являются представителями нормальной микрофлоры кишечника человека.
- Легионеллы (Legionella) – грамотрицательная болезнетворная бактерия класса Gammaproteobacteria. Включает в себя множество патогенных видов бацилл.
Важно! Инфекционные заболевания, вызванные грамотрицательными бактериями, сложнее всего поддаются лечению и быстрее всех «приспосабливаются» к различным антибиотикам.
Критерии тяжелой формы болезни
Все пациенты с тяжелыми случаями пневмонии независимо от этиологии подлежат лечению в реанимации. Проявляются они симптомами септического шока или тяжелой формы сепсиса, дыхательной недостаточностью. В таких случаях необходимо проведение интенсивной терапии.
Тяжелые формы пневмонии имеют несколько характерных видов.
Внебольничная
Развивается на фоне попадания в организм патогенных микробов. При тяжелой форме течения заболевания больной госпитализируется. Лечение в таком случае возможно в отделениях реанимации (по показаниям). Основные проявления болезни:
- Выраженная дыхательная недостаточность.
- Внелегочные поражения (менингит, перикардит и многое другое).
- Острая почечная недостаточность.
- Сильная боль при кашле.
- Гнойные, иногда кровавые, выделения в мокроте.
- Нарушение сознания.
- Мучительная головная боль.
- Бессонница.
- Температура тела свыше 39 °C.
- Холодный пот.
- Пониженное давление.
- Нарушение желудочно-кишечного тракта (тошнота, рвота, понос).
- Почти постоянный кашель.
- Судороги.
- Хрипы при дыхании.
Лабораторные показатели:
- Лейкопения меньше 4*10⁹/л.
- Палочкоядерный сдвиг больше 20%.
- Гемоглобин меньше 100 г/л.
- Гипоксемия Pa02 меньше 60 мм рт ст, Sa02 менее 90 %.
Внутрибольничная или госпитальная
Инфицирование нижних дыхательных путей. Проявляется заболевание в течении 2-3 дней после попадания больного в медицинскую клинику. Может возникнуть в послеоперационный период.
Клинические проявления:
- Повышенная температура тела.
- Большое количество мокроты с гнойным запахом.
- Сильный кашель.
- Одышка.
- Боль в области грудной клетки.
- Тахикардия.
- Гипоксемия.
- Сердечно-сосудистая недостаточность.
- Дыхательная недостаточность.
- Влажные хрипы.
- Возникновение в легочной ткани новых инфильтратов.
Лабораторно патология проявляется таким образом:
- Лейкоцитоз больше 12.0*10⁹/л.
- Палочкоядерный сдвиг больше 10%.
- Артериальная гипоксемия Pa02 меньше 60 мм рт ст, Sa02 менее 90 %.
Иммунодефицитная
Развивается на почве ВИЧ-инфекции (СПИДа).
Диагностические критерии этой формы следующие:
- подострое начало;
- температура субфебрильная вначале болезни, со временем может повыситься до фебрильных цифр;
- непродуктивный навязчивый кашель приступообразного характера, который сохраняется недели, и даже месяцы;
- постепенно нарастающая одышка – вначале болезни во время физической нагрузки, со временем становится невыносимой, есть и в покое;
- аускультативно может не быть изменений или прослушиваться жесткое дыхание, иногда – сухие рассеянные хрипы;
- выделение пневмоцист из мокроты;
- в крови можно обнаружить анемию, тромбоцито- и лимфопению, снижение количества лейкоцитов;
- тяжелая гипоксемия;
- специфические ренгенологические изменения – по мере прогрессирования болезни усиливается интерстициальный рисунок, формируются облаковидные билатеральные инфильтраты, в разгаре заболевания – множественные очаговые тени.
Диагностика воспаления легких
Чтобы поставить точный диагноз тяжелых форм пневмонии, врач назначает лабораторные и лучевые исследования. К ним относятся:
- Рентгеновские снимки легких. Составляется подробный обзор органов грудной клетки пациента.
- Компьютерная томография легких. Проводится в случае отсутствия полной информации от рентгенографии. Также назначается при необходимости дифференциальной диагностики заболевания.
- Исследование ультразвуком. Проводится, чтобы оценить состояние плевральных полостей и плевры.
- Анализы крови: биохимический (проверка функциональности печени и почек), клинический (измерение уровня лейкоцитов) и микробиологический (глубокое исследование болезнетворных микробов).
- Биоанализ мокроты. С помощью этой диагностики определяют чувствительность бактерий к лекарственным препаратам.
- Серологическая диагностика. Проводится для изучения возбудителей.
- Спирография. Необходима для выявления изменений объема дыхания.
- Дифференциальный метод. Диагноз ставится посредством исключения клинических проявлений и полученных анализов.
Важно! Чтобы исключить возможное присутствие сопутствующих патологий и нарушений сердечной деятельности, пациенту обязательно назначается электрокардиограмма.
Лечение и искусственная кома
В зависимости от сложности и причины возникновения пневмонии, назначается определенный курс медикаментозной терапии. При начальном этапе болезни назначаются антибактериальные препараты широкого спектра действия.
Неадекватное применение антибиотика увеличивает риск неблагоприятного исхода пневмонии с тяжелым течением. Данная группа препаратов в таком случае вводится внутривенно. При тяжелой пневмонии показано использование цефалоспоринов 3 поколения и макролидов. Если у пациента наблюдается сильно выраженный болевой синдром, внутримышечно вводят болеутоляющие средства (Ибупрофен, Диклофенак). Также используются бронхолитики, антикоагулянты, при необходимости – оксигенотерапия.
В крайних запущенных случаях пневмонии, доктор назначает пациенту искусственное (медикаментозное) введение в кому. Делается это редко из-за слишком высокого риска некроза мозга и отказа какого-либо внутреннего органа. Прямыми показаниями к ней могут быть:
- Непереносимость пациентом наркоза (когда требуется срочное хирургическое вмешательство).
- Повреждение кровеносных сосудов (в этом случае кома назначается, чтобы избежать большой кровопотери во время операции).
- Опасность осложнений сопутствующих патологий.
- Слишком высокая температура тела (во время комы температура и артериальное давление резко снижаются).
- Необходимость в полном расслаблении мышц больного.
Введение и выход пациента из комы тщательно контролируется врачами. Весь период времени к больному подключен аппарат искусственной вентиляции легких. Во время медикаментозной комы замечено замедление метаболизма. Желудочно-кишечный тракт и рефлексы полностью останавливаются.
Осложнения
При отказе от лечения заболевания могут возникнуть серьезные осложнения как со стороны легочной системы, так и других органов и систем человека. Среди них следующие:
- абсцесс легких;
- эмпиема плевры;
- деструктивные изменения;
- отек легких;
- гангрена;
- острая дыхательная недостаточность;
- бронхообструктивный синдром;
- инфекционно-токсический шок;
- сепсис;
- энцефалит;
- менингит;
- респираторный дистресс-синдром;
- анемия;
- синдром системного воспалительного ответа;
- реактивный психоз (особенно у пациентов в преклонном возрасте);
- нарушение свертываемости крови;
- образование тромбов;
- сердечно-сосудистые нарушения;
- кома.
Справочные материалы (скачать)
Заключение
В нынешнее время тяжелые формы пневмонии занимают четвертое место по числу заболеваний, более 50 % случаев заканчиваются смертью пациента. Чтобы избежать страшного исхода, при первых признаках недомогания, повышении температуры тела и сильном кашле необходимо срочно обратиться в медицинское учреждение. Ни в коем случае нельзя допускать самолечение и самостоятельный прием антибиотиков, так как это может усугубить течение воспаления легких из-за потерянного времени.
Источник
Ñðàçó ñêàæó ê ìåäèêàì ó ìåíÿ ïðåòåíçèé íåò. Íàîáîðîò, êàê ìîãó âñåãäà âûðàæàþ èì îãðîìíóþ áëàãîäàðíîñòü çà èõ òðóä, è ìîè ïîñòû çäåñü òîìó ïîäòâåðæäåíèå. Íî ÷òî-òî ó ìåíÿ ñëåãêà «ïðèãîðåëî»
Â÷åðà óòðîì ïîåõàëà íà ñîáåñåäîâàíèå ïî ïîâîäó íîâîé ðàáîòû. Æàðàààà. Çíàÿ, ÷òî íàäî áåðå÷üñÿ, âûáèðàëà ìàðøðóò, ÷òîá ïîïðîõëàäíåå ìåòðî äà íîâîìîäíûå àâòîáóñû ñ êîíäåÿìè. Ïîñëå ñîáåñåäîâàíèÿ çàøëà â ìåñòíûé ÒÖ, óìûëàñü õîëîäíîé âîäîé â òóàëåòå, ïîáðîäèëà ïî ïóñòûì ïîêà åùå ýòàæàì, ñîáðàëàñü åõàòü äîìîé.
È òóò áàõíóëî-ïîòÿíóëî è çíàêîìî çàòðåïûõàëîñü â ãðóäè. Ïóëüñ õîðîøî çà 200, ÿ óæå óãàäûâàþ ÷àñòîòó… «Ðóáèòü» íà÷èíàåò ïî÷òè ñðàçó. Ïî ñïèíå õîëîäíûé ïîò, öåïëÿþñü çà áëèæàéøóþ ñòåíó, ïî íåé æå àêêóðàòíî ñïîëçàþ íà ïîë, ÷òîáû íå ðàçáèòü ãîëîâó ïðè ïàäåíèè, ñàæóñü íà ïîïó. Ïåðåä ãëàçàìè ñïëîøü «ìóõè», ñòàðàþñü íå ïàíèêîâàòü è äûøàòü-äûøàòü-äûøàòü… Íàîùóïü âûòàñêèâàþ èç êàðìàøêà ñóìêè ìîþ ïåðñîíàëüíóþ «ñêîðóþ» — ïàðó òàáëåòîê àíòèàðèòìèêà, ðàçæåâàòü, ïîä ÿçûê, ÷òîá áûñòðåå. Âî ðòó ñóøü, äàæå íå ÷óâñòâóþ ãîðå÷è òàáëåòîê. Êî ìíå êòî-òî ïîäõîäèò, ñïðàøèâàåò «ïëîõî? âûçâàòü ñêîðóþ?». Âûëåïëÿþ ãóáàìè «íåò..ñïàñèáî..ñåé÷àñ ïðîéäåò», íî, âèäèìî, ïîëó÷àåòñÿ íåóáåäèòåëüíî, ò.ê. ñêîðóþ ãðîìêî òðåáóþò âûçâàòü óæå íåñêîëüêî ãîëîñîâ. Ïîíèìàÿ, ÷òî ñåãîäíÿ ÿ «âëÿïàëàñü», òùàòåëüíî ïðîãîâàðèâàþ áëèæàéøåé ôèãóðå «ñêàæèòå ñêîðîé, ÷òî àðèòìèÿ, âïâ, áûë èíñóëüò». È äàëüøå ìíå óæå âñå áåçðàçëè÷íî, ÿ ïðîñòî áîðþñü çà êàæäûé âäîõ êàê çà âåëè÷àéøóþ â ìèðå äðàãîöåííîñòü
×åðåç êàêîå-òî âðåìÿ, êîãäà íà÷àëè äåéñòâîâàòü òàáëåòêè, ïðèøëà â ñåáÿ ëåæó, íà ïîëó, íà áîêó, ìåíÿ ïðèäåðæèâàåò æåíùèíà. Ïûòàþñü ïîâåðíóòüñÿ, ÷òîáû ïîáëàãîäàðèòü çà ïîìîùü, è òóò áàõ â ïðàâîì ãëàçó êòî-òî âûêëþ÷àåò ñâåò. Ñëîâíî ðàçîì ìíå íàëåïèëè ÷åðíóþ ïèðàòñêóþ ïîâÿçêó. Òÿíóñü ïîòåðåòü ãëàç èèèè.. íîâîå îòêðûòèå — ëåâàÿ ðóêà ìíå áîëüøå íå ïðèíàäëåæèò. Áîæå, íåò íåóæåëè îïÿòü?!..áàðàõòàþñü íà ïîëó, êàê ïåðåâåðíóòûé æóê, ñóäîðîæíî ïðîâåðÿÿ, ÷òî ó ìåíÿ åùå îòêàçàëî. Íåò, òîëüêî ëåâàÿ ðóêà è ïðàâûé ãëàç êàê æå òàê.. òîãäà, ïðè èíñóëüòå, ÿ ñîâñåì íå ÷óâñòâîâàëà âñþ ëåâóþ ïîëîâèíó ðóêó è íîãó, è ãðóäíûå ìûøöû ñëåâà..
«Ìèõà, ñêîðàÿ ïîäúåõàëà, âåäåì, äåðæèòåñü» — ðàöèÿ îõðàííèêà. Âèäèìî, íåðàâíîäóøíûå ëþäè èç ÒÖ íàâåëè øîðîõó ïî 003 è 112 ïðèåõàëè ÁÈÒû, ò.å. ðåàíèìàöèîííàÿ áðèãàäà. Òðîå, ìóæ÷èíû. Âñ¸ î÷åíü áûñòðî, öåïêî, áåç ñàíòèìåíòîâ è ëèøíèõ ðàçãîâîðîâ ïóëüñ, ïóëüñîêñèìåòð íà ïàëåö, äàâëåíèå. Ìÿãêèå íîñèëêè, òåìíàÿ ïðîõëàäà ãðóçîâîãî ëèôòà, ãîðÿ÷èé è ñëåïÿùèé ìîðîê óëèöû. ×óâñòâóþ, ÷òî ïóëü ÷óòü ðåäååò òàáëåòêè ðàáîòàþò, íî ïàíèêà ñòðàøíåéøàÿ âíóòðè ÷òî ñî ìíîé?! Ïî÷åìó îòêàçàëè ðóêà è ãëàç?!.. Ìåíÿ çàêàòûâàþò â ñàëîí «ñêîðîé», íàöåïëÿþò ýëåêòðîäû, ÝÊÃ, ïàðàëëåëüíî ÷èòàþò âûïèñêó èç èñòîðèè áîëåçíè (âñåãäà íîøó ñ ñîáîé â ïàñïîðòå, ðÿäîì ñ ïîëèñàìè), çàðÿæàþò â êàïåëüíèöó êîðäàðîí ìîé ñïàñèòåëü… «Ïîðàáîòàé êóëà÷êîì» — «à íåò», ãîâîðþ, «ðóêó íå ÷óâñòâóþ». Ëåãêèé íàïðÿã ó âñåõ. «×òî åùå íå ÷óâñòâóåøü?» — «Ãëàç íå âèäèò». Ñòàðøèé â ðàöèþ çàïðàøèâàåò: «ÎÍÌÊ, 40 ëåò, òÿæåëàÿ, êóäà åäåì?…» ÎÍÌÊ..îí æå èíñóëüò..áîæå..â ãîëîâå ñðàçó âñïëûâàåò âåñü ýòîò êîøìàð, ÷òî íàêðûë ìåíÿ ãîä íàçàä..íî òîãäà ÿ íå çíàëà è íå ïîíèìàëà âñåõ ðèñêîâ, à òåïåðü, ïðîéäÿ «ïî êðàþ», çíàþ ñëèøêîì õîðîøî.
Ìåñòî íà ãîñïèòàëèçàöèþ äàþò â äàëåêîé îò ìîåãî äîìà áîëüíèöå, ÿ òàì åùå íå ëåæàëà íè ðàçó. Âèäèìî, èç-çà êîðîíàâèðóñà ÷àñòü ñòàöèîíàðîâ â ãîðîäå çàêðûòà, ÷àñòü ïåðåïðîôèëèðîâàíà, è ñêîðàÿ âîçèò òîëüêî òóäà, êóäà ðàçðåøàò ïî êàæäîìó êîíêðåòíîìó ñëó÷àþ.
Åäåì áûñòðî, ñî âñåé «öâåòîìóçûêîé», ìåíÿ ÷óòêî áäÿò, äàò÷èêè íå ñíèìàþò. Ïóëüñ ïîä êàïåëüíèöåé óðåæàåòñÿ ñëûøó ïî ïèñêó ïóëüñîêñèìåòðà. ß ñîâåðøåííî ðàçäàâëåíà ñèòóàöèåé, òèõîíüêî ìó÷àþ îíåìåâøóþ ðóêó, ïûòàÿñü ñîãíóòü õîòÿ áû ïàëüöû è î ÷óäî! ê êîíöó ïîåçäêè íà÷èíàþ ÷óâñòâîâàòü òðè ïàëüöà èç ïÿòè, íåìíîãî ïîäíèìàþ ëàäîíü îò êàòàëêè. Ïåëåíà íà ãëàçó òîæå íåìíîãî ñâåòëååò.
Ïðèåõàëè. Âåçóò â ïðèåìíèê. È òóò íà÷àëîñü. Äâåðü íà çàìêå. Ñòàðøèé íàøåé áðèãàäû çâîíèò è ñòó÷èò, åìó â îòâåò òèøèíà, ïîòîì — «æäèòå!». Ñòàðøèé ñðûâàåòñÿ: «Êàêîå æäèòå, á..! Ó ìåíÿ òóò àðèòìè÷åñêèé øîê, ÎÍÌÊ!» ×òî-òî îòâå÷àþò ñ òîé ñòîðîíû. «ß ïîåõàë òîãäà â äðóãóþ áîëüíèöó, ðàçâîðà÷èâàéòå êàòàëêó, ðåáÿòà!» Îòêðûëè. «È ÷¸ âû âñå íåðâíûå êàêèå âñ¸ âîçþò è îðóò » Çàâåçëè â ïàëàòó, ïåðåêëàäûâàòü íåêóäà. Æäåì âðà÷à. Æäåì æäåì æäåì Ñòàðøèé, ìàòþêíóâøèñü, óáåæàë âèäèìî, íà ïîèñêè. ß ïðîäîëæàþ ìó÷àòü ðóêó è ïðîìàðãèâàòü ãëàç. Âñå ëó÷øå è ëó÷øå, — îòïóñêàåò! Äåëþñü îòêðûòèåì ñ ôåëüäøåðîì, êîòîðûé îñòàëñÿ âîçëå ìåíÿ. Ïàðåíü óëûáàåòñÿ ïîä ìàñêîé. Çíà÷èò, íå èíñóëüò?! «Ïîãîäè», ãîâîðèò, «íàäî ñäåëàòü ÊÒ. Íî î÷åíü ïîõîæå íà òðàíçèòîðíóþ èøåìè÷åñêóþ àòàêó». ×òî ýòî çà çâåðü òàêîé, ÿ íå çíàþ, íî íàäåæäà, êîòîðàÿ ðàçðàñòàåòñÿ âíóòðè, ãðååò è óáàþêèâàåò ìåíÿ.
«Íó, ïîêàààçûâàéòå âàø «èíñóóóëüò». Ñòàðøèé ïðèøåë ñ âðà÷îì ïðèåìíîãî. Òîò ñêåïòè÷åñêè ìîðùèòñÿ è óõìûëÿåòñÿ. Ìíå «÷¸ ó òåáÿ ñëó÷èëîñü?» Ïîêà ñîáèðàëàñü ñ ìûñëÿìè, çà ìåíÿ ðàññêàçûâàåò ôåëüäøåð èç áðèãàäû. «Îé, äà âû ÷¸? Òàêàÿ ìîëîäàÿ. Ñðàçó âèäíî ïðîñòî èñòåðè÷êà». Ñòàðøèé ìîë÷à íàëèâàåòñÿ ãíåâîì è óòàñêèâàåò âðà÷à â êîðèäîð ïîáåñåäîâàòü ïðèâàòíî. Ìû ñíîâà æäåì æäåì Âîêðóã ñòîíóò è êðÿõòÿò çàíåìîãøèå âñåõ ñîðòîâ, ïåðñîíàë â çàùèòíûõ êîñòþìàõ áåãàþò, êàê óæàëåííûå. Àíòèñåïòèêè, áàðüåðíûå øòîðû èç ïóïûð÷àòîãî ìàòåðèàëà. Àòìîñôåðêà
Ìåíÿ íàêîíåö-òî âåçóò íà ÊÒ. Òèõîíüêî ìîëþñü ïðî ñåáÿ, ÷òîáû òàì íè-÷å-ãî ëèøíåãî… Ëèøíåãî íå íàéäåíî. Ñòîï. Âîò ãîä íàçàä ó ìåíÿ òîæå ñíà÷àëà íè÷åãî íå óâèäåëè íà ÊÒ. Òåì íå ìåíåå ðåàíèìàöèÿ, òðîìáîëèçèñ, ðåàáèëèòàöèÿ. ×òî ñåé÷àñ?
Ìåíÿ ñîèçâîëÿþò îñòàâèòü â ýòîé áîëüíèöå è áðèãàäó, íàêîíåö, îòïóñêàþò. Ñêîëüêî îíè òóò ïîòðàòèëè âðåìåíè âïóñòóþ âìåñòî òîãî, ÷òîáû ïîìîãàòü äðóãèì çàáîëåâøèì âîçìîæíî, óìèðàþùèì ñåé÷àñ ëþäÿì?…
«Ìîÿ» áðèãàäà óåçæàåò, è ïðî ìåíÿ ìîìåíòàëüíî âñå çàáûâàþò. Êàïåëüíèöà íå êàïàåò âèäèìî, ãäå-òî ïåðåãíóëñÿ êàòåòåð, íî ýòî íèêîãî íå âîëíóåò. Ìåäñåñòåð íåò, íèêòî íå çàõîäèò î÷åíü äîëãî, õîòÿ ðÿäîì òÿæåëî äûøèò íà êàòàëêå òùåäóøíûé äåä, è ïîñòàíûâàåò áëåäíþùàÿ æåíùèíà ñðåäíèõ ëåò, ëåæàùàÿ ñ çàêðûòûìè ãëàçàìè. Íèêòî íå ïðèõîäèò âçÿòü êðîâü íà àíàëèçû (îáû÷íî â ïðèåìíèêå ýòî äåëàþò âñåãäà). Íèêòî íå èíòåðåñóåòñÿ ìîèì ñàìî÷óâñòâèåì, ðèòìîì, äàâëåíèåì. Õîðîøî, ÷òî ìåíÿ óæå ïî÷òè îòïóñòèëî ê ýòîìó ìîìåíòó, à åñëè áû íåò? Íå ôàêò, ÷òî ÿ ñìîãëà áû êðèêíóòü, è ìåíÿ áû óñëûøàëè.
Ïðîøëî åùå ñ ÷àñ âðåìåíè. Ïî-ïðåæíåìó íèêîãî è íè÷åãî. Ìåíÿ íå îñìàòðèâàåò íåâðîëîã õîòÿ ñ ìîèìè ââîäíûìè ýòî äîëæåí áûòü ïðîñòî «çîëîòîé ñòàíäàðò» îáñëåäîâàíèÿ. Ðóêà è ãëàç óæå ïî÷òè â íîðìå, ðèòì õîðîøèé, è ÿ ïðèíèìàþ ðåøåíèå áåæàòü èç ýòîãî ÷Óäíîãî ìåñòà. Àêêóðàòíî ñàæóñü íà êàòàëêå, ïðèâûêàþ ê âåðòèêàëè. Çàøëà ìåäñåñòðà ïî ñâîèì äåëàì, ìîåò ðóêè. «Âû ÷åãî?» Ãîâîðþ «Ñíèìèòå, ïîæàëóéñòà, êàòåòåð, âñå ðàâíî íå êàïàåò, è ÷óâñòâóþ ÿ ñåáÿ óæå íîðìàëüíî». Íè÷åãî íå ñêàçàëà óøëà. Åùå ïîë÷àñà. Ïðèâåçëè íîâîãî ïàöèåíòà, è, íàêîíåö, ïîÿâëÿåòñÿ âðà÷ è, çàîäíî, ïîäõîäèò êî ìíå. «Íó ÷òî, ïîëó÷øå?» «Ïîëó÷øå», ãîâîðþ, «ñïàñèáî ñêîðîé. ß ïîéäó, ïîæàëóé, à òî ó âàñ ðàáîòû ìíîãî». Óëîâèâ ìîþ èíòîíàöèþ, óõìûëÿåòñÿ «íó, õîòèòå ïîëîæó â ðåàíèìàöèþ. Òàì 35 ÷åëîâåê, åñòü êîâèäíûå. Õîòèòå?» Ãîâîðþ «âðîäå áû ðåàíèìàöèÿ íå òî ìåñòî, êóäà ÷åëîâåêà êëàäóò ïî ñîáñòâåííîìó æåëàíèþ èëè ïðîñüáå. Ýòî íå ñàíàòîðèé. Åñòü ïîêàçàíèÿ ëå÷èòå, êëàäèòå. Èëè îòïóñêàéòå, ïîåäó äîìîé». «Åçæàéòå..ñåé÷àñ îòäàì äîêóìåíòû». Åùå ïîë÷àñà â êîðèäîðå, ìíå äàþò íà ðóêè ÷óæóþ ÝÊà è ìîþ ÊÒ. È âñå. Íè êîíòðîëÿ ðèòìà è äàâëåíèÿ, íè îñìîòðà ïðîôèëüíûõ ñïåöèàëèñòîâ, íè äèàãíîçà, íè ðåêîìåíäàöèé. Äàæå ïîäïèñè ìîåé íèãäå íå ïîíàäîáèëîñü ïîñòàâèòü. Ìóæ çàáðàë ìåíÿ è óâåç äîìîé îòëåæèâàòüñÿ, ò.ê. ïîñëå ëåêàðñòâ è íà ôîíå æàðû áûëà ñèëüíàÿ ñëàáîñòü.
Âîò ÷òî ýòî áûëî, à? Íåò, äî ìîìåíòà ïðèåçäà â ñòàöèîíàð âñå áûëî î÷åíü ÷åòêî è ëîãè÷íî. Ñêîðàÿ ïðèåõàëà áûñòðî, äèñïåò÷åð âåðíî îöåíèë ñèòóàöèþ è íàïðàâèë íóæíóþ áðèãàäó. Áûñòðî íà÷àëè ëå÷åíèå è áûñòðî æå äîâåçëè. À äàëüøå..ÿ ñ òàêèì æå ýôôåêòîì ìîãëà ïîëåæàòü ýòè 3 ÷àñà íà ñêàìåéêå âîçëå ïðèåìíèêà. Èëè âñå âðà÷è è áîëüíèöû ñåé÷àñ íàñòîëüêî çàìîðäîâàíû êîâèäîì, ÷òî ñòàíäàðòû ëå÷åíèÿ ïðî÷èõ áîëÿ÷åê çàäâèíóòû â ïûëüíûé óãîë äî ëó÷øèõ âðåìåí? Íî ëþäè-òî íå ïåðåñòàëè áîëåòü. È äàæå íàîáîðîò íàâåðíÿêà ìíîãèå ñòàðàþòñÿ ïåðåòåðïåòü íåõîðîøèå ñèìïòîìû äîìà, ëèøü áû íå ïîäöåïèòü âèðóñ â áîëüíèöå, è «òÿæåëåþò», è óìèðàþò áåç ñâîåâðåìåííîãî ëå÷åíèÿ. Çàòî îò êîâèäà ó íàñ óìèðàþò âñ¸ ìåíüøå è ìåíüøå ýòà ñòàòèñòèêà ó íàñ êàæäûé äåíü, êàê ïðîãíîç ïîãîäû
Îêëåìàâøèñü, ÿ ïîãóãëèëà ïðî òðàíçèòîðíóþ èøåìè÷åñêóþ àòàêó, î êîòîðîé çàèêíóëñÿ ôåëüäøåð. Î÷åíü ïîõîæå íà òî, ÷òî ÿ èñïûòàëà. Äà, ýòî íå ïîëíîöåííûé èíñóëüò, íî î÷åíü áëèçêî ê íåìó. È «âåñòè» åå äîëæíû ïðàêòè÷åñêè òàê æå ïî ñòàíäàðòó «èíôàðêò ìîçãà». È ðèñê èíñóëüòà ïîñëå íåå âåñüìà âåëèê. Òàê ÷òî ìåíÿ äîëæíû áûëè ïîëîæèòü, è êàïàòü, è íàáëþäàòü. Ïî÷åìó â ïðèåìíîì ýòîãî íå ñäåëàëè, ïî÷åìó íå ïðåäóïðåäèëè î ðèñêàõ, íå óäåðæàëè íà âûõîäå — ÿ íå çíàþ. È ÷òî ìíå äåëàòü òåïåðü ñêðåñòèòü ïàëüöû? íàäåÿòüñÿ, ÷òî ïðîëåòåâøèé â ãîëîâå òðîìá ðàññîñåòñÿ ñàìè ñîáîé? îáñëåäîâàòüñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî? Âñ¸ ðàáîòàåò òîëüêî íà ñêîðóþ è íåîòëîæíóþ ïîìîùü. È äàæå åñëè áóäåøü ïîìèðàòü íå ôàêò, ÷òî ýòî âîâðåìÿ çàìåòÿò
Äðóçüÿ, íå áîëåéòå íèêîãäà, à ñåé÷àñ îñîáåííî. Çäîðîâüÿ âñåì.
Источник