Лфк для детей пневмония у детей бронхиальная

Лфк для детей пневмония у детей бронхиальная thumbnail

Пневмония — это острый инфекционно-воспалительный процесс, который поражает преимущественно респираторный отдел легочной ткани, вызывается бактериями и проявляется следующими симптомами (разной степени выраженности):
— локальными изменениями в легких при обследовании малыша (ослабление дыхания, хрипы, укорочение перкуторного тона)
— инфильтративными затемнениями на рентгенограммах, которые образуются при заполнении альвеол экссудатом (воспалительной жидкостью)
— кашлем (у грудничков может и не быть)
— дыхательной недостаточностью (наблюдаются одышка, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания и др.)
— общей реакцией организма на инфекцию (признаки интоксикации — ухудшение общего состояния, аппетита, лихорадка и др.).
Лфк для детей пневмония у детей бронхиальнаяПневмония является одним из самых тяжелых заболеваний дыхательной системы в детском возрасте. Как правило, родители очень пугаются данного диагноза, однако следует знать, что при вовремя распознанной пневмонии выздоровление наступает достаточно быстро. И сама пневмония проходит бесследно.
Заболеваемость пневмонией составляет в год около 15-20 случаев на 1000 детей первых трех лет жизни и примерно 5–6 случаев на 1000 детей старше трех лет. К развитию пневмонии у детей раннего возраста предрасполагают следующие факторы: перинатальная патология, аспирационный синдром (как следствие синдрома рвот и срыгиваний), врожденные пороки сердца, рахит, другие гиповитаминозы и дефицитные состояния, в том числе иммунодефициты. Фактор, который непосредственно предрасполагает к развитию пневмонии, это — охлаждение ребенка.
Возбудители этого заболевания отличаются у детей разных возрастных групп. Также различны они и у детей с измененным иммунитетом, ослабленных детей и находящихся на стационарном лечении.
Наиболее частые возбудители пневмоний у детей в возрасте от 6 месяцев до 5 лет, которые заболели в домашней обстановке, это — пневмококк и гемофильная палочка. В эпидемические сезоны (август-ноябрь) возрастает значение микоплазмы, как возбудителя пневмонии у детей раннего дошкольного и школьного возраста. У подростков немаловажную роль причинного фактора заболевания может сыграть хламидий пневмоний.
У ослабленных детей со срыгиваниями и аспирацией желудочного содержимого, а также с муковисцидозом в большинстве случаев причиной пневмонии является кишечная палочка, золотистый стафилококк. Пневмонии, вызванные микроорганизмом легионеллой, у детей встречаются нечасто.
Что касается вирусов, то они имеют значение в развитии пневмоний преимущественно у детей первого года жизни.
Отдельно выделяют большую группу внутрибольничных пневмоний, которые развиваются у детей при госпитализации по поводу других заболеваний. Такие пневмонии вызываются либо «больничными» возбудителями (обычно высоко резистентными к антибиотикам), такими как: стафилококки, клебсиеллы, псевдомонас – синегнойная палочка, протей, либо аутофлорой самого больного. Их развитию способствует антибактериальная терапия, проводимая больному, так как она подавляет обычную легочную микрофлору, к которой у ребенка есть та или иная степень иммунитета. В результате — в нижние отделы респираторного тракта попадают чуждые ему бактерии. Внутрибольничные пневмонии еще называют госпитальными, или «нозокомиальными», а развиваются они через 48 часов и позднее после госпитализации.
После инфицирования, при развитии патогенной микрофлоры в легких ребенка начинается воспаление, сопровождающееся повышением температуры тела. В отличие от обычных респираторных заболеваний, при которых повышенная температура падает уже на второй — третий день, при пневмонии температура держится более трех дней, на уровне около 37-38 градусов (так называемая «легочная» температура). Иногда падение повышенной температуры тела после применения антибактериальных средств расценивают в пользу пневмонии.
Точный диагноз заболевания позволяет сделать рентгенограмма, но существуют и внешние признаки болезни, среди которых выделяются:
а) бледность и синюшность носогубного треугольника
б) раздувание крыльев носа при учащенном дыхании (с участием вспомогательной мускулатуры грудной клетки)
в) очень быстрая утомляемость
г) сильная потливость
д) отказ ребенка от еды.
Все эти симптомы являются признаками пневмонии даже в том случае, если при выслушивании педиатр еще не обнаруживает изменений над поверхностью легких.
Таким образом, диагноз пневмонии обычно педиатр ставит у постели больного ребенка из-за наличия признаков пневмонической интоксикации и дыхательной недостаточности. В последующем, при рентгенологическом исследовании находят признаки воспаления легочной ткани.
Что касается кашля, то характерного «пневмонийного» кашля не существует, он может быть легким, поверхностным, может вообще отсутствовать, а может быть тяжелым, приступообразным (как при коклюше). Выделение мокроты для пневмонии не характерно, как правило, мокрота появляется, если воспаление затронуло не только легкие, но и бронхи.
Пневмония считается коварным заболеванием и требует постоянного контроля, ведь в любую минуту состояние ребенка может ухудшиться, поэтому не стоит рисковать детским здоровьем. Детей до трех лет чаще всего госпитализируют, для того, чтобы постоянно наблюдать за их состоянием и избежать развития осложнений. Детей старшего возраста могут оставить дома, при условии неукоснительного выполнения родителями всех рекомендаций.
В лечении пневмонии у детей применяется три основные группы антибиотиков: пенициллин и полусинтетические пенициллины (ампициллин, амоксициллин, амоксиклав и др.), цефалоспорины различных поколений (цефалексин, цефуроксим, цефтриаксон, цефоперазон), макролиды (эритромицин, ровамицин, азитромицин и др.). При тяжелом течении пневмонии используют аминогликозиды, имипенемы (тиенам) и сочетание препаратов различных групп, в том числе с сульфаниламидами или метронидазолом. При легионеллезной пневмонии показано назначение рифампицина. Грибковые пневмонии требуют применения препаратов флуконазола (дифлюкан) или амфотерицина В.
Сразу же после нормализации температуры целесообоазны массаж и лечебная физкультура при пневмонии у детей.
Лфк для детей пневмония у детей бронхиальнаяВ задачи ЛФК для детей при пневмонии входит:
—  усилить крово- и лимфообращение в легких, чтобы быстрее рассосался экссудат и выделилась мокрота
—  предупреждать осложнения (атеросклероз легких, спайки в полости плевры)
—  нормализовать тканевый обмен для ликвидации интоксикации организма
—  восстановить нормальное дыхание и приспособить организм к физическим нагрузкам
—  улучшить нервно-психическое и общее состояние ребенка.
Надо отметить, что лечебная физкультура и лечебная гимнастика при пневмонии у детей проводятся только тогда, когда температура снизится до 37,5 градуса и если сердцебиение не учащенное (если пневмония — крупозная). А при очаговой пневмонии ЛФК можно проводить при нормальной или субфебрильной (37,5 градуса и ниже) температуре.
В первом периоде (постельный режим) упражнения для детей при пневмонии проводятся в исходном положении лежа на спине, в комплекс включают общеразвивающие упражнения, способствующие движениям грудной клетки в разных направлениях, для мышц брюшного пресса, а также дыхательные упражнения.
Во втором периоде (полупостельный режим) упражнения при пневмонии для детей выполняют в исходных положениях сидя и стоя. В занятия входят упражнения с предметами (резиновый и волейбольный мячи и палка).
В третьем периоде (тренировочный) упражнения выполняют в различных исходных положениях, также в комплекс ЛФК при пневмонии у детей входят упражнения с предметами и без них, на гимнастической стенке, во время ходьбы. Рекомендуются пешеходные прогулки, детям постарше —  спортивные игры (волейбол, теннис, настольный теннис), а также гребля. Величину и продолжительность физических нагрузок поможет определить врач.

Комплекс ЛФК при пневмонии у детей 4-7 лет
1. Вводная часть
Цель занятия: активизация внимания ребенка, подготовка организма к повышенной нагрузке.
Упражнения:
а) Различные варианты ходьбы, используя поочередное выполнение ролей в каком-либо рассказе-игре, например, «Прогулка по лесу» – роли охотника, зайчика, косолапого медведя и т. д.
б) Общеразвивающие упражнения из исходного положения стоя, частично по игровой методике. Дыхание свободное, не задерживать.
Продолжительность упражнений составляет 3-5 минут.
2. Основная часть
Цель занятия: восстановление нормального механизма дыхательного акта, улучшение функции внешнего дыхания и увеличение его резервов, улучшение лимфо- и кровообращения в легких, улучшение адаптации ребенка к физической нагрузке, восстановление двигательных навыков и координации ребенка.
Упражнения:
а) Дыхательные упражнения статические и динамические.
б) Дренажные упражнения из положения стоя на четвереньках и лежа на боку (ребенок должен показать «кошечку сердитую и добрую», «семафор», «жука»).
в) Гимнастические упражнения для рук и мышц грудной клетки (такие, как «мельница», «крылышки», повороты и т. п.).
г) Общеразвивающие упражнения для всех мышц из исходных положений стоя, сидя, лежа.
д) Упражнения в основных движениях, частично по игровой методике. Подвижная игра «Паровозик», упражнения с мячом (бросание в цель, сбивание кеглей). Обращать внимание на согласование дыхания и движений, поддерживать бодрое, хорошее настроение.
Продолжительность упражнений составляет 12-15 минут.
3.Заключительная часть
Цель занятия: снижение нагрузки, плавный переход к спокойному состоянию.
Упражнения:
а) Ходьба с постепенным замедлением.
б) Упражнения на внимание и координацию движений. Игра малой подвижности «Съедобное и несъедобное».
в) Упражнения на расслабление.
Продолжительность упражнений составляет 3-4 минуты.

Лечебная гимнастика при пневмонии у детей старше 8 лет
1. И. П. — сидя, ноги на ширине плеч, ступни на полу, руки опущены. Поднять руки вверх, положить кисти на колени и скользить ими к носкам. Повторить 2—4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.
2. И. П. — то же самое, руки на поясе. Повернуть туловище направо и без остановки налево. Повторить по 2—4 раза в каждую сторону. Темп медленный. Дыхание свободное.
3. И. П. — то же самое. Поднять плечи вверх — сделать вдох, опустить — выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.
4. И. П. — то же самое, руки в стороны. Поднять согнутую в колене правую ногу и руками прижать ее к груди, затем вернуться в и. п. То же самое сделать левой ногой. Повторить по 2—4 раза каждой ногой. Темп средний. Дыхание свободное.
5. И. П. — то же самое, руки опущены. Максимально свести лопатки и как можно больше развести. Повторить 4—6 раз. Темп медленный. Дыхание свободное.
6. И. П. — то же самое, руки согнуты к плечам. Поднять локти вверх — сделать вдох, опустить — выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.
7. И. П. — то же самое, руки, сцепленные в «замок», подняты над головой. Наклонившись вперед-вправо, коснуться руками правого голеностопа, вернуться в и. п. То же повторить в левую сторону. Повторить 2—4 раза. Темп средний. Дыхание свободное.
8. И. П. — то же самое,  руки опущены. Наклониться максимально вперед, сгибаясь в тазобедренных суставах, и одновременно поднять руки вверх-назад, затем вернуться в и. п. Повторить 2—6 раз. Темп средний. Дыхание свободное.
9. И. П. — то же самое. Поднять руки через стороны вверх, соединив ладони тыльными сторонами вместе — сделать вдох, опустить — выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.
10. И. П. — стоя, ноги на ширине плеч, в руках резиновый мяч. Поднять мяч над головой, прогнуться и опустить к носкам ног. Повторить 2—4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.
11. И. П. — стоя, руки с мячом подняты над головой. Выполнять круговые движения туловищем по часовой и против часовой стрелки. Повторить по 4—6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное.
12. И. П. — то же самое. Опустить руки с мячом к правому колену, наклонив туловище вправо, — сделать выдох, вернуться в и. п. — вдох. То же самое выполнить в левую сторону. Повторить по 2 раза в каждую сторону. Темп медленный.
13. И. П. — то же самое. Одновременно присесть и опустить руки с мячом на правое колено, вернуться в и. п. То же самое — к левому колену. Повторить по 2—4 раза к каждому колену. Темп средний. Дыхание свободное.
14. И. П. — то же самое, руки вдоль туловища. Наклониться вправо, скользя правой рукой по туловищу вниз, а левой — вверх, к подмышечной впадине. То же самое повторить в другую сторону. Повторить 2—4 раза. Темп средний. Дыхание свободное.
15. И. П. — то же самое, в опущенных руках гимнастическая палка. Присесть, поднимая палку перед грудью, — сделать выдох, встать — вдох.
Повторить 2—4 раза. Темп медленный.
16. И. П. — то же самое, палка зажата сзади в локтевых суставах. Без остановки наклоняться вправо, влево и наоборот. Повторить по 4—6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное.
17. И. П. — то же самое. Палка стоит вертикально на полу между ногами, ладони лежат на ее конце. Опираясь на палку вытянутыми руками, выполнять круговые движения туловищем в каждую сторону. Повторить по 2—4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.
18. Спокойная ходьба 1—2 минуты, полностью расслабив мышцы рук и туловища.

Конечно лучше предотвратить развитие у ребенка пневмонии, своевременно вылечить хронические очаги инфекции, чем потом в панике искать наилучшие средства от воспаления. Поэтому необходимо следить за здоровьем малыша. Родители должны выбрать систему закалки, которая подходит для их ребенка, также необходимо воспитывать в ребенке выносливость, оздоравливать свой быт. И, конечно, следует следить за тем, чтобы в помещении, где находится ребенок, не было никаких курильщиков. Помимо этого, родители должны помнить, что питание всех членов семьи и особенно ребенка имеет большое значение: оно должно быть полноценным и отвечать возрастным потребностям организма. Таким образом, надо заботиться о здоровье своего ребенка и беречь его.

Источник

Пневмония у детей — острый инфекционно-воспалительный процесс различной этиологии. Механизмы развития заболевания связаны с преимущественным поражением респираторных отделов легких.

Респираторными отделами легких являются анатомические структуры, расположенные за терминальными бронхами, — респираторные, альвеолярные ходы и альвеолы. Заболеваемость пневмонией у детей на первом году жизни составляет 15-20 на 1 000 детей, от 1 года до 3 лет — 5-6 на 1000 детей.Предрасполагающими факторами у детей могут быть следующие заболевания: перинатальная патология аспирации, гипотрофия, врожденный порок сердца с недостаточностью кровообращения, иммунодефицитные состояния.

У более старших детей предрасполагающими факторами являются очаги хронической инфекции, пассивное и активное курение, переохлаждение организма.

По этиологии острые пневмонии подразделяют на:

  • бактериальные;
  • вирусные;
  • микоплазменные;
  • риккетсиозные;
  • грибковые;
  • аллергические;
  • пневмонии, возникающие при инвазиях гельминтами;
  • пневмонии, возникающие при воздействии физических и химических факторов.

Различают семь форм бактериальной пневмонии:

  • пневмококковая;
  • фридлендеровская;
  • синегнойная;
  • гемофильная;
  • стрептококковая;
  • стафилококковая;
  • группа пневмоний, вызванных протеем и кишечной палочкой.

Из вирусных пневмоний чаще всего встречаются:

  • гриппозная пневмония;
  • аденовирусная пневмония;
  • парагриппозная пневмония;
  • респираторно-синтициальная пневмония.

В соответствии с причинами и механизмами возникновения различают первичные и вторичные пневмонии. Последние возникают на фоне обострений хронических заболеваний бронхо-легочной системы и других соматических заболеваний ребенка.

Для возникновения пневмонии у ребенка, кроме бактериальных или вирусных агентов, необходим определенный комплекс факторов:

  • попадание слизи в легкие из верхних дыхательных путей — аэрогенный путь;
  • попадание микроорганизма в бронхи;
  • разрушение защитных механизмов дыхательных путей;
  • гематогенный, лимфогенный пути распространения инфекции.

При возникновении пневмонии у детей нарушаются вентиляция легких и газообмен, снижается питание миокарда желудочков. По протяженности поражения пневмонии могут быть сегментарными, долевыми, тотальными, одно- и двусторонними. В механизме развития пневмонии большую роль играет гипоксия с гиперкапнией, развивающиеся в результате нарушения как внешнего, легочного, так и тканевого дыхания.

Клинические симптомы пневмонии зависят от вида пневмонии, величины и распространенности процесса. При очаговой пневмонии (бронхопневмонии) процесс идет остро или подостро и развивается на 5-7-й день острого респираторного заболевания в виде его второй волны.

Характерными являются следующие симптомы:

  • повышение температуры;
  • слабость;
  • головная боль;
  • боль в груди или под лопатками;
  • кашель;
  • усиление интоксикации.

Над зоной поражения отмечается укорочение перкуторного звука, при аускультации — бронхофония, ослабленное дыхание, иногда крепитация. Рентгенологически определяется усиление легочного рисунка между очагами воспаления и корнями легкого. В анализе крови определяется нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, повышение СОЭ.

Сегментарная пневмония

В случае гематогенного пути распространения поражаются один или несколько сегментов легкого. Обычно чаще поражаются правые сегменты. Сегментарная пневмония начинается остро с повышения температуры, обычно выражены симптомы интоксикации, появляются боли в области грудной клетки, иногда — в животе, кашель — редкий. Появляются симптомы дыхательной недостаточности, объективные данные выражены слабо. Вторичная сегментарная пневмония развивается на фоне протекающей респираторной инфекции, при этом симптомы интоксикации выражены слабо. Сегментарная пневмония рентгенологически проявляется в отдельных очагах, которые сливаются, а затем захватывают целый сегмент.

Крупозная пневмония

Воспалительный процесс захватывает долю легкого или его часть и плевру. Встречается редко. Часто вызывается пневмококком. Начало острое. Заболевание начинается с головокружения, ухудшения самочувствия, резкой головной боли. Отмечается температура до 40-41 °С, часто больные жалуются на озноб. Кашель в первые три дня редкий, сухой, затем — с выделением ржавой мокроты. Быстро появляются цианоз, одышка. Часто у детей появляется абдоминальный синдром, проявляющийся болями в области пупка, метеоризмом, рвотой. Различают четыре стадии в течении крупозной пневмонии.

При первой стадии — стадии прилива, — определяется укорочение перкуторного звука с тимпаническим оттенком, ослабленное дыхание, периодически прослушивается крепитация. Во второй стадии развивается гиперемия лица, часто — на стороне поражения, тяжелое состояние. На стороне поражения определяются укорочение перкуторного звука, бронхиальное дыхание, бронхофония. Хрипы не прослушиваются. Третья стадия развивается на 4-7-й день — усиливается кашель, температура падает, часто критически. Перкуторный звук принимает тимпанический оттенок, появляется крепитация.

В четвертой стадии — стадии разрешения, — снижается температура, появляется частый кашель, появляются обильные разнокалиберные хрипы. На рентгенограммах также определяется стадийность процесса: в первой стадии — усиление сосудистого рисунка, ограничение подвижности диафрагмы; во второй стадии появляются плотные тени, соответствующие долям с вовлечением корня и плевры; в третьей и четвертой стадиях инфильтрация исчезает постепенно.

При крупозной пневмонии отмечается резкий нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, ускорение СОЭ. Атипично протекает крупозная пневмония у детей раннего возраста. Обычно нечетко выражены основные симптомы заболевания. Под влиянием антибактериальной терапии укорачиваются стадии воспалительного процесса. В случае нерациональной терапии возникает затяжное течение заболевания.

Интерстициальная пневмония

Интерстициальная пневмония возникает при вирусной, микоплазменной, пневмоцистной, грибковой и стафилококковой инфекциях. Чаще эта пневмония регистрируется у недоношенных и новорожденных детей, а также на фоне дистрофии, иммунодефицитных состояний у детей. Заболевание может сопровождаться выраженной интоксикацией, возможно падение артериального давления, кроме этого, часто отмечаются изменения со стороны центральной нервной системы, а также желудочно-кишечного тракта. Отмечается изнурительный кашель со скудной пенистой мокротой. При интерстициальной пневмонии отмечается вздутие грудной клетки. Перкуторно — тимпанит. Прослушиваются единичные крепитирующие и сухие хрипы на фоне ослабленного дыхания. Рентгенологически выявляются эмфизема, перебронхиальная инфильтрация, ячеистость интерстициально-сосудистого рисунка. Со стороны крови выявляется лейкоцитоз, повышение СОЭ.

Диагностика пневмонии

Диагностика проводится на основании клинико-рентгенологических данных.

Клиническими симптомами являются:

  • температурная реакция;
  • признаки дыхательной недостаточности: одышка, цианоз, участие в дыхании вспомогательной мускулатуры;
  • стойкие аускультативные и перкуторные отклонения со стороны легких;
  • рентгенологически — очаговые, сегментарные, лобарные инфильтративные тени;
  • со стороны крови: лейкоцитоз, нейтрофилез, повышение СОЭ;
  • эффект от проводимой этиологической терапии.

Течение пневмоний у детей зависит от этиологии, возраста и наличия различных сопутствующих заболеваний. Особенно тяжело протекают пневмонии, вызванные госпитальными штаммами золотистого стафилококка или грамотрицательными бактериями. Течение пневмоний в этих случаях характеризуется ранним абсцедированием, быстрым прорывом воспалительного очага в плевру и возникновением пиопневмоторакса с бурным течением заболевания.

В периоде новорожденности пневмония имеет серьезный прогноз. Различают приобретенные и внутриутробные пневмонии новорожденных. Внутриутробные пневмонии возникают в результате инфицирования плода во время беременности или аспирации инфицированными околоплодными водами, при этом аспирация может быть как внутриутробной, так и интранатальной. У новорожденных пневмонии часто сопровождаются ателектазами, а также деструкцией легочной ткани.

Важную роль в развитии пневмонии могут играть предрасположенность к аллергическому воздействию внешних факторов и возникновение катарального воспаления слизистых оболочек. При данных пневмониях характерным является присоединение астматического синдрома. Течение пневмонии в этих случаях принимает рецидивирующий характер. У детей, страдающих рахитом, пневмония развивается чаще и имеет затяжное течение. У детей с гипотрофией возникает чаще в связи со значительным снижением иммунитета, отмечается слабая выраженность симптомов пневмонии.

Лечение пневмонии у детей

В случае среднетяжелых и тяжелых форм дети подлежат стационарному лечению. Дети первого года жизни — при любых формах.

Лечение пневмоний проводится комплексно и состоит в:

  • применении этиотропных средств;
  • оксигенотерапии при развитии дыхательной недостаточности;
  • назначении средств, улучшающих бронхиальную проводимость;
  • применении средств и методов, обеспечивающих транспорт кислорода крови;
  • назначении препаратов, улучшающих процессы тканевого дыхания;
  • использовании средств, улучшающих обменные процессы в организме.

Питание ребенка должно соответствовать возрасту и потребностям детского организма. Однако в период интоксикации пища должна быть механически и химически щадящей. В связи с кашлем из рациона исключаются продукты, содержащие частицы, которые могут аспирироваться. Назначается дополнительно жидкость в виде питья. Для этого используются отвары шиповника, черной смородины, соки.

Сразу после поступления в стационар производятся забор мокроты, смывы для бактериологического обследования, затем назначается этиотропное лечение, которое проводят под контролем клинической эффективности, в последующем — с учетом полученных результатов чувствительности мокроты к антибиотикам. В случае внебольничной пневмонии назначаются макролиды нового поколения. В случае внутрибольничных пневмоний назначают цефалоспорины второго, третьего поколений и антибиотики группы резерва.

При пневмониях у детей, возникших в результате внутриутробной инфекции, назначают новое поколение макролидов — спиромицин, рокситромицин, азитромицин. В случае пневмонии у детей с иммунодефицитами назначаются цефалоспорины третьего, четвертого поколений. При смешанной инфекции, взаимодействии возбудителя гриппа и стафилококка наряду с введением антибиотиков широкого спектра действия вводится противогриппозный у-глобулин по 3-6 мл.

Антибиотики применяют комплексно по следующей схеме:

  • цефалоспорины;
  • цефалоспорины плюс аминогликозиды.

Назначаются муколитическая терапия, бронхолитические средства, физиотерапия, иммунокоррегирующее лечение. При скоплении секрета в дыхательных путях необходимо удалять содержимое носоглотки, гортани, крупных бронхов. При выраженных симптомах дыхательной недостаточности применяется оксигенотерапия.

При признаках сердечной недостаточности назначают сердечные гликозиды — строфантин, а также сульфокамфокаин. Применяются и средства иммунотерапии. При лечении пневмонии проводят симптоматическую и посиндромную терапии. В периоде выздоровления большое значение имеют дыхательная гимнастика, физиотерапевтические методы лечения. Для улучшения дренажной функции бронхов применяются средства, способствующие повышению секреции мокроты или ее разжижению.

Отхаркивающие средства:

  • Натрия бензоат
  • Аммония хлорид
  • Калия йодид
  • Бромгексин
  • Терпингидрат
  • Термопсис
  • N-ацетилцистин
  • Мукалтин
  • Пертусин
  • Корень алтея
  • Лакричный корень
  • Эликсир грудной
  • Плод аниса
  • Листья мать-и-мачехи

Применяются средства, уменьшающие спазм бронхов. К ним относится эуфиллин.

Прогноз

Прогноз при своевременном применении антибактериальной терапии благоприятный. Выписанные из стационара в период клинического выздоровления берутся на диспансерный учет. После выписки из стационара 2-4 недели ребенок не должен посещать детские учреждения. Дети до шести месяцев первый месяц осматриваются раз в неделю, затем — два раза в месяц; с шести до двенадцати месяцев — раз в десять дней в течение первого месяца, затем — раз в месяц. После одного года до трех лет — раз в первый месяц, затем — раз в три месяца.

Дети осматриваются отоларингологом и пульмонологом после трехлетнего возраста — через месяц после выписки из стационара, затем — раз в квартал. Оптимальной является реабилитация в отделениях больниц или в санаториях. Режим назначается с максимальным использованием свежего воздуха. Назначаются ежедневно дыхательная гимнастика, ЛФК с постепенным повышением физических нагрузок. Питание должно быть рациональным для соответствующего возраста. Медикаментозная реабилитация осуществляется по индивидуальным показаниям. Стимулирующая терапия проводится повторными 2-3-недельными курсами: нуклеинат натрия, метилурацил, дибазол, женьшень, алоэ, настой элеутерококка, витамины B этих целях используется и фитотерапия. Она применяется для санации бронхов и успокаивающего влияния на центральную нервную систему: корень алтея, лист мяты перечной, трава шалфея, корень девясила, мать-и-мачеха, липовый цвет, сосновые почки, чабрец и др. У детей, склонных к аллергическим реакциям, применяется с большой осторожностью. Широко используется физиотерапия. Применяются горчичники, щелочные и фитоингаляции, компрессы, озокеритовые аппликации на грудную клетку. Широко применяется массаж грудной клетки. После пневмонии рекомендуется санаторное лечение в местных санаториях, а также на курортах Гагра, Нальчик, Геленджик, Новый Афон, Южного берега Крыма.

Противопоказаниями к санаторному лечению являются:

  • активность воспалительного процесса в бронхо-легочной системе;
  • признаки астматического состояния;
  • наличие «легочного сердца».

К первичной профилактике относятся здоровый образ жизни родителей, исключающий воздействие вредностей на плод во время беременности, рациональное вскармливание детей, закаливающие процедуры.

 Вторичная профилактика включает:

  • профилактику и лечение ОРВИ;
  • раннюю госпитализацию больных пневмонией детей с отягощенным преморбидным фоном;
  • своевременное лечение гипотрофии, рахита, иммунодефицитных состояний;
  • санацию хронических очагов инфекции.

Источник…

Источник