Лфк для детей пневмония у детей бронхиальная астма

Лфк для детей пневмония у детей бронхиальная астма thumbnail

akenkaАлёнушка — будущий врач

Бронхиальная астма – это болезнь, при которой увеличивается реактивность трахеи и бронхов к разным раздражителям (запах, пух, шерсть животных и прочее.) Проявляется в виде затруднённого дыхания из-за сужения дыхательных путей. В мире болеют  около 300 миллионов людей.

Бронхиальной астмой  страдают не только взрослые, но  и дети, особенно в возрасте от 7 до 14 лет. Нередко признаки заболевания возникают и в первые три года жизни. Такое раннее проявление болезни объясняется тем, что в этом возрасте головной мозг быстро развивается, что и обусловливает особую чувствительность организма к раздражителям как внешней, так и внутренней среды.

Течение астмы у детей врачи определяют как астматический бронхит (обычно в возрасте до 5-7 лет), когда в бронхолегочной системе особых изменений не наблюдается, или как бронхиальную астму с осложнениями пневмонией, с хроническим бронхитом.

Родители всегда, а  при лечении бронхиальной астмы особенно, должны обращать внимание на то, чтобы ребенок дышал через нос.

Доказано, что если дети дышат через рот, то это отражается на регуляции дыхания. Дыхание учащается,  возникает одышка (при этом нарушается кровообращение и возникает расстройство равновесия процессов возбуждения и торможения).

Установлено, что тонус бронхиальных мышц регулируется особым центром, взаимосвязанным с рецепторами носовой полости, воспринимающими ток воздуха. Это рефлекторно ведет к расширению бронхиол.

Также установлено, что у детей, больных астмой, подвижность диафрагмы (самой сильной мышцы, обеспечивающей вдох) уменьшена, а легочная вентиляция снижена. При этом возникает беспорядочное движение ребер и диафрагмы, поверхностный вдох и слабый выдох не только во время приступа, но и в другое время.

 Вот почему родители просто обязаны от двух до  трёх раз  в день регулярно заниматься дыхательными и физическими упражнениями с детьми, страдающими бронхиальной астмой. Этим они закрепят и обеспечат более эффективное и быстрое комплексное лечение, назначенное врачом.

 При бронхиальной астме ухудшается  общее состояние ребенка. Поэтому в тот период, когда нет приступов, больной должен как можно больше времени находиться на свежем воздухе, играть и развлекаться. Необходимо, однако, избегать утомления и перевозбуждения.

 Основы правильных навыков дыхания и движения, обеспечивающих здоровье ребенка, закладываются на ежедневных занятиях физкультурой дома, под руководством родителей. Многочисленные наблюдения показывают, что чем младше ребенок, тем более устойчивы  результаты лечения.

Под влиянием дыхательной гимнастики и физических упражнений  довольно скоро (после 10-17 занятий) наступает значительное улучшение. Однако курс лечения нужно продолжать не менее 2-3 месяцев.

Затем, для закрепления достигнутых результатов, необходимо по 2 раза в неделю повторять рекомендуемый нами комплекс упражнений.

 Курс дыхательных упражнений

 Тренировка носового — диафрагмального дыхания.

1. Вдохнуть, приподняв пальцем кончик носа и немного выпятив живот (диафрагмальное дыхание), выдыхать ровной струей, как будто задувая свечку.

2. Вдох такой же, как при упр. № 1, после короткой задержки дыхания; при выдохе тихо пройтись «кошачьим» шагом от стула до стула (чтобы шагов не было слышно).

3. Вдох такой же, как при упр. № 1, но живот не выпячивать; при выдохе произносить «хрым-храм», на каждом слоге поочередно втягивать и выпячивать живот.

4.Как можно медленнее вдохнуть через одну ноздрю (другую зажать пальцем), наполняя воздухом живот, и выдохнуть через нос со звуком «м-м».

5.Вдох как при упр. № 1; выдохнуть через нос себе на ладонь сильной, но ровной струей.

6.Вдох как при упр. № 1; выдыхая, сдуть с ладони спичечную коробку.

Все эти упражнения надо повторять по нескольку раз, как бы соревнуясь с ребенком, то есть подавая упражнения в виде игровых заданий. Главное — избегать утомления.

Упражнение с использованием звуковой вибрации и электровибратора 

1.Вдохнуть животом (диафрагмальное дыхание); при выдохе петь «хрым» или «сын», втягивая постепенно живот так, чтобы дребезжание ощущалось на макушке. 4 — 6 раз.

2.Вдох такой же, петь «храм», выпячивая живот так, чтобы дребезжание ощущалось на груди. Петь на низком тоне. 6-8 раз.

3.Головку электровибратора поставить в ямочку под ключицей без нажима, поочередно на левой и правой стороне груди. Продолжительность вибрации для детей от 3 до 7 лет 10-20 секунд, старше — 20 60 секунд. Во время вибрации ребенок жужжит, произнося «ж». Это упражнение надо выполнять через день в течение двух недель.

4.Вдох животом, при выдохе петь «жжж» ровной струей, при этом живот надо ритмично втягивать и выпячивать.

5.Вдох такой же; при выдохе, выпячивая живот, произносить «жду», а втягивая живот — «жу-жу». Вибрация передается на голосовые связки, что вызывает рефлекторное расширение бронхиол.

 Комплекс упражнений, способствующих усвоению гармонично-полного дыхания

1.Выдохнуть ровной струей через рот на перышко, подвешенное на ниточке. Немного задержать дыхание (на счет 1, 2, 3). Вдохнуть потягиваясь и зевая. Надо следить, чтобы ребенок при вдохе не втягивал живот. 4-6 раз.

2. Сдувать ровной струей с ладони вверх легкое перышко. Немного задержать дыхание. Затем бесшумно вдохнуть через нос, не втягивая живот. Взрослый во время вдоха говорит: «Ах, как пахнет цветок». 3-4 раза.

3. Выдувать воздух через трубочку ровной струей в стакан с водой. Вдох сделать как бы спиною, почти одновременно наполняя живот и грудь. 4-6 рал.

4.Выдохнуть на ладонь узкой, сильной, холодной струей. Медленно вдохнуть ртом через трубочку (всасывать воздух). 3 раза.

5. Выдохнуть спокойно, шагая со свистом или со звуком «ссс». Сделать гармонично-полный вдох, стоя на месте. 4 раза.

Примечание. Усвоив курс обязательных дыхательных упражнений, необходимо в дальнейшем выполнять их между физическими упражнениями.

Дети 7-15 лет после окончания обязательного курса дыхательных упражнений приступают к следующим заданиям, предназначенным для регуляции ритма дыхания во время ходьбы и бега.

Специальные задания

1.Гармонично-полное дыхание при ходьбе. Дышите, чтобы было удобно, считая, на сколько шагов делается вдох и выдох.

2.Шагая, укорачивайте вдох на один шаг, а выдох удлиняйте на один шаг.

3.Вдох укорачивайте на 2 шага, а выдох удлиняйте на 2 шага.

4.Сделайте гармонично-полный вдох, стоя на месте. Шагая, выдохните со звуком «с» (через рот), со звуком «м» (через нос) и со звуком «ж» (через рот).

5. Шагая, сделайте гармонично-полный вдох на 2 шага. Задержите дыхание на 1 шаг. На 3-4 шага — выдохните; в конце выдоха подтяните живот.

6.Сделайте гармонично-полный вдох стоя; на выдохе попробуйте пробежаться. Затем отдохните 2 дыхательных цикла (вдох-выдох, вдох-выдох). После вдоха пробегитесь, при выдохе — попрыгайте на месте. Отдохните 3 дыхательных цикла. Каждое упражнение повторяйте по нескольку раз.

Одновременно с дыхательными упражнениями во время ходьбы дети 12-15 лет должны регулярно заниматься физическими упражнениями из обязательного курса дыхательных упражнений (по выбору).

Держите осанку или профилактика сколиозов

Источник

Автор: Казаринова Виктория Владимировна

Статью подготовила

 Казаринова Виктория Владимировна

Специалист МАУ «ЦППМиСП»

Инструктор ФК

«Лечебная физкультура при бронхиальной астме»

Основными симптомами бронхиальной астмы являются эпизоды одышки, свистящие хрипы, кашель и заложенность в грудной клетке. Существенное значение имеет появление симптомов после контакта с аллергеном, сезонная вариабельность симптомов и наличие родственников с бронхиальной астмой или другими атопическими заболеваниями. При сочетании с ринитом симптомы астмы могут либо появляться только в определённое время года, либо присутствовать постоянно с сезонными ухудшениями. У некоторых пациентов сезонное увеличение уровня в воздухе определённых аэроаллергенов (например, пыльца Alternaria, берёзы, травы и амброзии) вызывает развитие обострений.

Задачи ЛФК при бронхиальной астме

     Основными задачами лечебной физической культуры являются:

· восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;

· уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;

· активизация трофических процессов в тканях;

· обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;

· обучение удлиненному выдоху.

Противопоказания

Противопоказания при занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме:

1. Противопоказаны любые перегрузки.

2. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель.

3. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание.

4. В помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание.

5. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.

Особенности методики ЛФК

Ошибкой является общепринятое мнение, что больных бронхиальной астмой необходимо ограничить в физической активности, поскольку физические нагрузки считаются одним из факторов, провоцирующих приступы бронхоспазма (бронхиальной астмы).

Однако, по данным литературы, тренировки в оптимальных условиях (температура и влажность воздуха) напротив, снижают частоту и тяжесть приступов. Такая нагрузка должна присутствовать у всех больных бронхиальной астмой.

Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.

В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений – 4-12, темп медленный и средний.

Методика массажа при бронхиальной астме

Массаж, как правило, проводится в пораженной области и симметрично очагу поражения, в случае отека и при резких болях – выше пораженного участка.

Курс массажа можно условно разделить на три части: 1) вводный – 1–3 процедуры, которые проводят для выяснения реакции организма на массаж; 2) основной – около 20 процедур, которые проводятся с учетом физиологического состояния массируемого и особенностей его заболевания; 3) заключительный – 1–2 процедуры.

Как правило, курс массажа включает от 5 до 25 процедур в зависимости от тяжести заболевания и состояния массируемого.

Между курсами можно делать перерывы от 10 дней до 2–3 месяцев. Число процедур и длительность перерыва между ними подбираются индивидуально и могут быть как уменьшены, так и увеличены.

Процедуры массажа и самомассажа также состоят из трех этапов: 1) вводный – 1–3 мин., во время которого щадящими приемами подготавливают массируемого к основной части; 2) основной – от 5 до 20 мин.; 3) заключительный – 1–3 мин., во время которого снижают интенсивность воздействия, нормализуя функции организма, и проводят дыхательные упражнения.

Продолжительность сеанса может быть от 3 мин. до часа в зависимости от показаний. Массаж делают ежедневно или через день, иногда его проводят 2–3 раза в неделю, сочетая с другими видами комплексного лечения.

Примерный комплекс упражнений

Физические упражнения используются в период между приступами астмы с целью улучшения самочувствия и повышения работоспособности, укрепления дыхательных мышц и улучшения вентиляции легких, обучения умению управлять дыхательным аппаратом и развития полного дыхания, что позволяет легче переносить астматические приступы.

Дыхательные упражнения и упражнения, сопровождающиеся произношением на выдохе определенных звуков и их сочетаний (звуковая гимнастика), способствуют уменьшению спазма гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Звуковая гимнастика действует на их стенки подобно вибромассажу, расслабляя бронхиальные мышцы. Такой эффект дает и расслабление мышц плечевого пояса.

Перед началом упражнений и после их выполнения 5 минут походите в быстром темпе. Гимнастику лучше делать утром, через час после еды. Общее время ходьбы и упражнений — 15–20 минут. В конце — поднимание и расслабленное опускание рук в темпе спокойного дыхания.

Рекомендованный комплекс гимнастических упражнений при бронхиальной астме:

1. Сидя на стуле, руки на коленях. Руки за голову, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — выдох (4-6 раз).

2. Сидя на стуле, руки на поясе. Сделав вдох, подтянуть руками колено к груди – выдох (поочередно, 3- 6 раз).

3. Сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклон влево, левой рукой постараться коснуться пола, правую к плечу — выдох; вернуться в исходное положение — вдох. То же с наклоном в другую стороны.

4. Сидя на стуле. Руки в стороны — вдох; руки скрестить на ребрах, вставая и наклоняясь вперед, — выдох (4-8 раз).

5. Сидя на стуле, руки на коленях. Отводя голову назад, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — удлиненный выдох через рот, произнести звук «ж-ж-ж» (4-6 раз).

6. Ходьба обычная — 1-2 мин. Ходьба с подниманием рук в стороны на вдохе и опусканием на выдохе — 1-2 мин. Ходьба с замедлением темпа и удлинением выдоха (30-60 с).

7. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Прогнуться, соединив за спиной прямые руки, — вдох; наклонить голову вперед, прямые руки соединить внизу перед собой — удлиненный выдох, произнося звук «у-у-у» (3-5 раз).

8. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Отводя левую ногу назад на носок, слегка повернуть туловище вправо, правую руку в сторону (посмотреть на нее) — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

9. Ноги врозь, руки внизу. Наклон вправо, правую руку на пояс, левую вверх — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

Гимнастика активизирует выделение гормона надпочечников — адреналина, что в свою очередь обусловливает расширение бронхов. Регулярно выполняемые упражнения комплекса увеличивают вентиляционный эффект дыхания при меньшей затрате энергии.

Не менее существенно и то, что грудное дыхание, свойственное большинству страдающих бронхиальной астмой, сменяется физиологически более целесообразным — брюшным, вследствие чего существенно улучшается вентиляция нижних отделов легких.

Учащение дыхания, избыточная вентиляция легких резко уменьшают содержание в организме углекислого газа, что может усилить спазм бронхов. Следите за тем, чтобы во время тренировки вдох был спокойным, за ним обязательно следовала бы пауза в 2—3 секунды.

Не забывайте контролировать степень нагрузки по частоте пульса и дыхания до и после занятий. Частота пульса после выполнения упражнений не должна превышать 100—110 ударов, а дыхания — 20—24 в минуту.

В течение 5 минут после выполнения упражнений частоты пульса и дыхания должны стать такими же, как и до занятий.

Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика в том или ином виде рекомендуется всем больным бронхиальной астмой. При этом заболевании необходимо научиться дышать поверхностно, не делать глубоких вдохов, потому что они раздражают рецепторы бронхов, а это может усилить приступ. Для того чтобы во время приступа суметь успокоить их, нужно научиться делать умеренный выдох. После этого задержать дыхание на 4-5 секунд. Следующий затем вдох тоже должен быть поверхностным. Необходимо стремиться к устранению форсированных выдыханий, чтобы выдох совершался только под влиянием эластической тяги легких. В то же время нужно следить за удлинением дыхания.

Простейшим методом выработки более глубокого дыхания является надувание воздушных шариков, для получения максимального эффекта шарик нужно надувать до тех пор, пока он не лопнет. Достаточно надувать по два воздушных шарика ежедневно. Это дыхательное упражнение поможет сделать дыхание более глубоким и укрепить диафрагму.

С целью укрепления диафрагмы можно выполнять и другие дыхательные упражнения: положите руки на живот под самые ребра и сделайте медленный, глубокий вдох. Во время вдоха надо выпятить живот; от этого руки немного разойдутся в стороны, так как диафрагма выдвинется вперед. При выдохе втяните живот — диафрагма уйдет обратно и руки снова соединятся. Повторите не более 3-4 раз, а затем дышите как обычно.

С целью нормализации тонуса мускулатуры бронхов проводится дыхательная гимнастика с произношением звуков. Сделать умеренный вдох и, сдавив ладонями грудную клетку в средних и нижних отделах, на медленном выдохе произносить такие звуки: «пф», «ррр», «брррох», «бррх», «дррох», «дррах», «бррух». За продолжительностью выдоха следите по секундомеру. На первых занятиях она не должна превышать 4-5 секунд, но постепенно ее нужно увеличивать до 12-25 секунд. Особенно долгим может быть звук «ррр»: в первые дни занятий — 5 секунд, дальше — до 30. Эти же упражнения можно выполнять, обхватив грудную клетку полотенцем: на медленном выдохе стянуть концы полотенца, произнося те же звуки по 6-10 раз.

comments powered by HyperComments

Источник

 

содержание   .. 

40 

41 

42 

43 

44 
..


8.5.


РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
ОРГАНОВ
ДЫХАНИЯ


Некоторые
особенности дыхательной функции и органов
дыхания
у детей.

К наиболее характерным из них относятся
меньшие
размеры органов дыхания у детей и соответственно меньшая величина ЖЕЛ по сравнению со взрослыми. Аэроди­намическое сопротивление у детей в расчете на
единицу массы легких меньше, чем у взрослых, так же, как и длина
бронхов, носовые и легочные ходы
сравнительно уже. По мере роста

477


ребенка укрепляется дыхательная мускулатура и
увеличивает­ся
объем легких, к 3—4 годам устанавливается грудной тип дыхания, к 6 —
завершается строение легочной ткани. Дыха­ние ребенка более поверхностно, чем у
взрослого человека.

Таблица  12 Частота дыхания у детей разного возраста и у
взрослых в покое

Возраст

Частота
дыхания, раз в мин

Новорожденный

40—45
(одышка для взрослых)

Дошкольник

28-30

Младший школьник

26-27

Подросток

23-25

Взрослый

16-18

Повышенная в сравнении со взрослыми частота
дыхания по­зволяет ребенку поддерживать стабильный уровень газообме­на.   .

Основными причинами, вызывающими различные
заболе­вания
органов дыхания у детей, являются инфекции, экологи­ческая обстановка, аллергены, наследственность.

Инфекция.
Доказана ведущая роль
инфекции в развитии простудных заболеваний. В межсезонье, в
холодную погоду возрастает длительность пребывания детей в закрытых поме­щениях,
вызывая ускорение эпидемического процесса. Боль­шинство болезней дыхательных
путей ребенка вызывается ви­русами. Известно около 200 респираторных
вирусов. Подобное
количество
разных возбудителей и легкость их передачи объяс­няет причину широкого распространения вирусов в любое вре­мя года. Кроме того, существует большое число
восприимчи­вых лиц. У переболевших
развивается иммунитет только на серотип,
вызвавший данное заболевание, а
новый серотип од­ного и того же
вируса приведет к новому заболеванию. Даже болея 4—5 раз в год в течение
50 лет жизни, человек не успева­ет приобрести
полный набор антител к известным вирусам. Следует учитывать, что многие вирусы
оставляют нестойкий иммунитет и
восприимчивость к ним вновь восстанавливается через какое-то время.

Наиболее
известный способ передачи вирусов — воздуш-

478

но-капельный, а также через игрушки, предметы обихода и
т. д., где они могут сохраняться до 3 суток. Городские дети
болеют ОРЗ в 2 раза чаще детей из сельской местности, как
правило, из-за большего контакта с различными людьми. По мере
взрос­ления происходит накопление антител, обеспечивая нарастаю­щую невосприимчивость
к респираторным заболеваниям. Здо­ровый ребенок может являться вирусоносителем.
У детей, по­сещающих детское дошкольное учреждение, постепенно скла­дывается
коллективный иммунитет, постоянные члены группы не
заболевают, а ребенок, вернувшийся после перерыва или вновь
поступивший легко инфицируется. В этой связи длитель­ные
перерывы в посещениях детьми дошкольного учреждения
нежелательны.

Экологическая обстановка. Неблагоприятное воздействие на органы дыхания оказывают промышленные
загрязнения воздушной среды (особенно
окислы серы и азота, постепен­но превращающиеся в кислоты). Отмечено увеличение
чис­ла детей с бронхитами,
рецидивирующими заболеваниями органов дыхания в наиболее неблагоприятных
экологичес­ких районах.

Одним из сильнейших элементов загрязнения
воздуха яв­ляется курение. Установлено, что при систематическом вды­хании
дыма происходит раздражение бронхов, повышается их реактивность. Наличие на
таком фоне легкой вирусной инфек­ции приводит к бронхоспазмам. Дети у курящих
родителей являются пассивными курильщиками и болеют рецидивирую­щим
бронхитом в 2—3 раза чаще своих сверстников. При этом негативное
воздействие табачного дыма усиливается с увели­чением числа курящих в
помещении.

Аллергены.
Ингаляционных аллергенов
(вызывающих ал­лергическую реакцию) множество: пыльца растений, бытовые
аллергены (пух, перья, пыль со штор и т. д.), запахи. Ингаля­ционные аллергены
опасны для детей, имеющих повышенную чувствительность к ним. Профилактика
поступления аллерге­нов в организм состоит в устранении провоцирующих факто­ров
(проветривание, влажная уборка и т. д.).

Наследственность.
Наследуется
предрасположенность к аллергическим реакциям (бронхиальная астма). По утвержде­нию
В.К. Таточенко, дети, у которых один из родителей стра-

479


дает аллергическими заболеваниями, имеют относительно не­большой
(5—15%) риск развития астмы, но этот риск повыша­ется при наличии аллергических
заболеваний по линии обоих родителей.

Основные заболевания органов дыхания у
детей: ОРЗ, брон­хит, пневмония, бронхиальная астма.


8.5.1. ЛФК при
бронхите у детей

У детей различают 3 формы острого бронхита:
простой,
обструктивный
и бронхиолит. Для большинства детей воспали­тельный
процесс разрешается бесследно, однако у некоторых сохраняется повышенная
реактивность бронхов, которая к 2—3 годам
проходит. Клиническая картина: повышение температу­ры тела до 38—39°С в течение
2—4 дней, кашель, который при простом
бронхите быстро становится влажным и через 7—10 дней проходит, хотя у некоторых детей может сохраняться 2— 3 недели
(слизь продолжает отделяться). При второй и третьей формах бронхита на фоне
невысокой температуры на 1—3-й день
развивается одышка (50—70 дыхательных движений в мин), выдох изменяется и
становится свистящим. Дыхатель­ная
недостаточность сохраняется при разных формах бронхита от 2 до 12 дней. Бронхит редко осложняется
пневмонией даже у маленьких детей.

Различные средства ЛФК можно применять со
2—3-го дня начала болезненного процесса. Субфибрильная температура
не является противопоказанием к назначению ЛФК. Задачи ЛФК при
остром бронхите сводятся к усилению крово- и лимфооб­ращения,
уменьшению и ликвидации воспалительных измене­ний в бронхах,
восстановлению дренажной функции бронхов, профилактике рецидивирующего бронхита и
повышению об­щей сопротивляемости организма. Средства: лечение положе­нием,
физические упражнения, массаж, закаливание.

Лечение положением используется со 2—3-го дня
при пер­вых признаках улучшения состояния и снижения температу­ры.
Постуральный дренаж (рис. 34) с вибромассажем грудной клетки выводит вязкую
мокроту, которая не удаляется при каш­ле.
Занятия ЛГ начинают в эти же сроки. Противопоказаниями к началу занятий могут служить сохраняющаяся
высокая тем-

пература, общее тяжелое состояние и одышка. Занятия прово­дятся
ежедневно, лучше в утренние часы.

Для дошкольников и школьников занятия Л Г надо
начи­нать в первый же день выхода ребенка в детский сад или шко­лу после
заболевания. Холодный воздух улучшает дыхатель­ную функцию. Прогулки
разрешаются через 1—2 дня после па­дения температуры. Детей второго возрастного
периода выно­сят на улицу 1—2 раза на 10—15 мин, постепенно увеличивая продолжительность
прогулки до 1—1,5 ч (2—3 раза в день). Дети дошкольного и школьного возраста гуляют с
родителя­ми.
Рекомендуется также закаливание — обливание водой с по­степенным снижением температур с 22 до 16—13°С. Зимние виды спорта, плавание, бег на открытом воздухе
способствуют повышению неспецифической сопротивляемости детского орга­низма.

Лфк для детей пневмония у детей бронхиальная астма


Рис. 34. Положение больного для проведения
постурального дренажа для удаления мокроты
из разных сегментов легких



8.5.2.   Хронический
(рецидивирующий) бронхит

Это неспецифическое заболевание органов
дыхания наблю­дается преимущественно у дошкольников, болеющих острым бронхитом
3 и более раз в году. Чаще обострение возникает на
фоне
ОРВИ в период между обострениями здоровья.

Задачи ЛФК в период ремиссии хронического
бронхита: нормализация крово- и лимфообращения бронхолегочной сис­темы,
улучшение дренажной функции бронхов, предупрежде­ние развития бронхоспазма, устранение
отставания в психомо­торном развитии, профилактика нарушений осанки. Средства: физические
упражнения, массаж, закаливание. В комплекс ЛГ включаются упражнения для
мышц грудной клетки и верхнего плечевого пояса (ликвидация воспалительного
процесса), спе­циальные дренажные упражнения (эвакуация содержимого бронхов),
упражнения на расслабление (предупреждение брон-хоспазмов) и
общеразвивающие упражнения (повышение со­противляемости организма, снижение
вероятности простудных заболеваний). Дошкольники занимаются в яслях
или детсаду, школьники — в поликлинике или в ВФД.

Массаж спины и грудной клетки выполняется в
дренаж­ных исходных положениях, сочетаясь с дыхательными упраж­нениями.
Дошкольникам можно рекомендовать сочетания ло­кальных приемов закаливания
водой и воздухом после дневно­го сна. Выполнив упражнения в постели, дети
ходят в труси­ках по массажному коврику, затем переходят в емкость с во­дой
температурой 20—22°С на 1—2 мин и продолжают ходьбу
по
обычному ковру до полного высыхания ножек.


8.5.3.  ЛФК
при пневмонии

Частота острых пневмоний составляет 5—15
случаев на 1000 детей, чаще болеют дети в возрасте от 1 до 3 лет.

Методика ЛГ зависит от возраста ребенка.
Задачи ЛГ при пневмонии у детей в I—III периоды жизни, в подостром пери­оде:
компенсация дыхательной недостаточности, улучшение психоэмоционального
состояния ребенка, улучшение деятель­ности желудочно-кишечного тракта.

Для решения поставленных задач используются
массаж и физические упражнения. Общий массаж выполняется в мед­ленном
темпе в сочетании с пассивными движениями конеч-

482

ностей, основной прием — поглаживание. Длительность заня­тий —
5—8 мин.

В период обратного развития воспалительного
процесса к вышеперечисленным задачам ЛГ присоединяются задачи ус­корения
рассасывания патологического очага. Средствами яв­ляются
активные, пассивные и рефлекторные упражнения, длительность занятий — 10—12
мин. По мере ликвидации ос­таточных явлений пневмонии решаются задачи
полного вос­становления дыхательной функции и психомоторного состоя­ния ребенка,
предупреждение рецидивов и осложнений. Сред­ства остаются те же, но
увеличивается общая нагрузка, широко используются игры (длительность занятий 15—20
мин).

Широкое распространение в практике Л Г при
работе с брон­холегочной
патологией получила звуковая гимнастика. Для это­го предлагается использовать трехфазовое дыхание, которое не перегружает легкие излишним напряжением и
соответствует фазам дыхания спящего
человека: выдох-пауза-вдох. Различ­ные
звуковые сочетания произносятся на выдохе, создавая оп­ределенные условия для тренировки органов дыхания,
так как артикуляционные органы оказывают сопротивление выдыхае­мой струе воздуха. Принципиальная отличительная
черта та­кого дыхания — фиксация
внимания на паузе, которая насту­пает после выдоха и предваряет последующий
вдох:

— 

первая
фаза — выдох, выполняется через рот. Выдох
длинный, ровный и дозированный, не выполняется до
предела.

— 

вторая
фаза — пауза — определяет оптимальность газо­
обмена при различных состояниях организма. Она дол­
жна быть естественной и приятной.

— 
третья фаза — вдох, производится
автоматически носом,
почти бесшумно.

При обучении начинают выполнять дыхательные упражнения
с выдоха,
затем ждут, когда появится естественное желание вдохнуть. И тогда воздух за
счет движения ребер и диафрагмы поступает в легкие и заполняет их насколько
требуется.

В звуковой гимнастике используются не только
буквы, но и слоги (мо, ме, му и т. д.). После освоения приемов звуковой
гимнастики, ее применяют в сочетании с физическими упраж­нениями.
Например, стоя, ноги шире плеч, пальцы рук сцеп­лены в замок, поднять руки
вверх, потянуться — вдох, интен-

483


сивный наклон вперед, руки вниз со звуком «уух»
(упражнение
«дровосек»).
В реабилитации детей с бронхолегочной патологи­ей приемы звуковой динамической гимнастики включаются в основную часть занятия — 3—4 упражнения, которые
выпол­няются в игровой форме на основе подражаний («поезд едет», подуть на свечу и т. д.).


8.5.4. Бронхиальная
астма у детей

Чаще всего у детей встречается
инфекционно-аллергичес-кая форма бронхиальной астмы. Частота
распространенности бронхиальной астмы в России — 1 %, по данным американских специалистов, дети с астматическими проявлениями
составля­ют от 2—3 до 4—7%.

Клиническая картина: у больного ребенка периодически от­мечаются приступы удушья, связанные с резким
сужением просвета бронха (рис. 35).
Приступу предшествуют повышен­ная
возбудимость, раздражительность и состояние угнетенно­сти, неприятное ощущение в груди, свистящие хрипы.
При ин-фекционно-аллергической форме
предвестником становится ин­фекция
дыхательных путей. Во время приступа грудная клетка расширена и приподнята, мышцы надплечий напряжены,
го­лова втянута, дыхание шумное, сухой затрудненный изнури­тельный кашель. Невозможно осуществить выдох,
расшире­ны зрачки и учащен пульс. У
детей с многолетней бронхиаль­ной
астмой изменяется форма грудной клетки, приобретая боч­кообразный вид.

Лфк для детей пневмония у детей бронхиальная астма

Рис. 35. Бронх в разрезе:


а

— нормальный просвет бронха; б
сужение просвета бронха

при бронхоспазме и утолщении слизистой оболочки
дыхательных

путей; / — слизистая оболочка; 2 — подслизистый
слой;


3 —

мускулатура, сжимающая бронх

Задачи ЛФК при бронхиальной астме:
уравновешивание процессов возбуждения и торможения в ЦНС; нормализация
бронхиальной
проходимости; улучшение эвакуаторной функ­ции бронхов; укрепление дыхательной
мускулатуры и норма­лизация внешнего дыхания; профилактика
нарушений осанки и деформации грудной клетки, повышение неспецифической сопротивляемости
организма. Средства: физические упражне­ния — ОРУ и дыхательные, упражнение на расслабление,
мас­саж.

Широкий спектр дыхательных упражнений
включает: зву­ковую гимнастику с произношением шипящих, свистящих,
которые вызывают дрожание
голосовой щели и вибрацию брон­хиального
дерева, снижающие тонус гладкой мускулатуры; упражнения с удлиненным выдохом, с задержкой дыхания на выдохе; дренажные упражнения. В межприступный
период предлагается использовать метод
волевого управления дыха­нием
(модифицированный метод К.П. Бутейко), направленный на устранение психоэмоционального напряжения,
подавление навязчивого покашливания. Постепенно увеличивается время задержки
дыхания от 4—5 до 15—30 с, кроме этого использует­ся велоэргометрия: 1—2 раза в день из расчета 1,5 Вт/кг при скорости
вращения педалей 60 об/мин, по 10—20 мин. Курс лечения 2 недели. Рекомендуется
вдыхание газовых смесей с пониженным
содержанием кислорода до 12—15%. Такой под­ход при легкой и средне-тяжелой формах бронхиальной астмы позволяет существенно уменьшить или полностью
отменить лекарственное лечение.

Комплексное использование традиционной
методики ЛГ с включением элементов релаксации, дренажной гимнастики Б. С.
Толкачева, йоготерапии вызывает улучшение функции внешнего
дыхания. По мнению Т.Л. Васильевой с соавт., ме­тодики волевой ликвидации
глубокого дыхания, респиратор-но-звуковая ритмическая гимнастика с
элементами аутогенной тренировки повышают эффективность восстановительного ле­чения до 87 %. Помимо
традиционных методик Л Г при бронхи­альной
астме у детей в практике физической реабилитации ис­пользуют методику К.П.
Бутейко и парадоксальную гимнасти­ку А.Н. Стрельниковой. Принципиальное
отличие парадоксаль­ной гимнастики
заключается в том, что вдох делается в мо-


мент, когда грудная клетка сжата, дыхательные
мышцы полу­чают наибольшую нагрузку. В традиционной же методике ле­чебной
гимнастики вдох выполняется в момент наибольшего раскрытия грудной клетки.
По А.Н. Стрельниковой, вдох дол­жен быть коротким и активным с большим
количеством по­вторений в высоком темпе. Выдох является результатом вдоха
и выполняется самопроизвольно.

По мнению К.П. Бутейко, главным лечебным
действием физических упражнений является не «вымывание» глубоким
вдохом и выдохом углекислоты из легких, а наоборот, ее со­хранение
при выполнении упражнений с уменьшением глуби­ны дыхания.

содержание   .. 

40 

41 

42 

43 

44 

Источник