Лфк при пневмонии у детей
Пневмония — это острый инфекционно-воспалительный процесс, который поражает преимущественно респираторный отдел легочной ткани, вызывается бактериями и проявляется следующими симптомами (разной степени выраженности):
— локальными изменениями в легких при обследовании малыша (ослабление дыхания, хрипы, укорочение перкуторного тона)
— инфильтративными затемнениями на рентгенограммах, которые образуются при заполнении альвеол экссудатом (воспалительной жидкостью)
— кашлем (у грудничков может и не быть)
— дыхательной недостаточностью (наблюдаются одышка, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания и др.)
— общей реакцией организма на инфекцию (признаки интоксикации — ухудшение общего состояния, аппетита, лихорадка и др.).
Пневмония является одним из самых тяжелых заболеваний дыхательной системы в детском возрасте. Как правило, родители очень пугаются данного диагноза, однако следует знать, что при вовремя распознанной пневмонии выздоровление наступает достаточно быстро. И сама пневмония проходит бесследно.
Заболеваемость пневмонией составляет в год около 15-20 случаев на 1000 детей первых трех лет жизни и примерно 5–6 случаев на 1000 детей старше трех лет. К развитию пневмонии у детей раннего возраста предрасполагают следующие факторы: перинатальная патология, аспирационный синдром (как следствие синдрома рвот и срыгиваний), врожденные пороки сердца, рахит, другие гиповитаминозы и дефицитные состояния, в том числе иммунодефициты. Фактор, который непосредственно предрасполагает к развитию пневмонии, это — охлаждение ребенка.
Возбудители этого заболевания отличаются у детей разных возрастных групп. Также различны они и у детей с измененным иммунитетом, ослабленных детей и находящихся на стационарном лечении.
Наиболее частые возбудители пневмоний у детей в возрасте от 6 месяцев до 5 лет, которые заболели в домашней обстановке, это — пневмококк и гемофильная палочка. В эпидемические сезоны (август-ноябрь) возрастает значение микоплазмы, как возбудителя пневмонии у детей раннего дошкольного и школьного возраста. У подростков немаловажную роль причинного фактора заболевания может сыграть хламидий пневмоний.
У ослабленных детей со срыгиваниями и аспирацией желудочного содержимого, а также с муковисцидозом в большинстве случаев причиной пневмонии является кишечная палочка, золотистый стафилококк. Пневмонии, вызванные микроорганизмом легионеллой, у детей встречаются нечасто.
Что касается вирусов, то они имеют значение в развитии пневмоний преимущественно у детей первого года жизни.
Отдельно выделяют большую группу внутрибольничных пневмоний, которые развиваются у детей при госпитализации по поводу других заболеваний. Такие пневмонии вызываются либо «больничными» возбудителями (обычно высоко резистентными к антибиотикам), такими как: стафилококки, клебсиеллы, псевдомонас – синегнойная палочка, протей, либо аутофлорой самого больного. Их развитию способствует антибактериальная терапия, проводимая больному, так как она подавляет обычную легочную микрофлору, к которой у ребенка есть та или иная степень иммунитета. В результате — в нижние отделы респираторного тракта попадают чуждые ему бактерии. Внутрибольничные пневмонии еще называют госпитальными, или «нозокомиальными», а развиваются они через 48 часов и позднее после госпитализации.
После инфицирования, при развитии патогенной микрофлоры в легких ребенка начинается воспаление, сопровождающееся повышением температуры тела. В отличие от обычных респираторных заболеваний, при которых повышенная температура падает уже на второй — третий день, при пневмонии температура держится более трех дней, на уровне около 37-38 градусов (так называемая «легочная» температура). Иногда падение повышенной температуры тела после применения антибактериальных средств расценивают в пользу пневмонии.
Точный диагноз заболевания позволяет сделать рентгенограмма, но существуют и внешние признаки болезни, среди которых выделяются:
а) бледность и синюшность носогубного треугольника
б) раздувание крыльев носа при учащенном дыхании (с участием вспомогательной мускулатуры грудной клетки)
в) очень быстрая утомляемость
г) сильная потливость
д) отказ ребенка от еды.
Все эти симптомы являются признаками пневмонии даже в том случае, если при выслушивании педиатр еще не обнаруживает изменений над поверхностью легких.
Таким образом, диагноз пневмонии обычно педиатр ставит у постели больного ребенка из-за наличия признаков пневмонической интоксикации и дыхательной недостаточности. В последующем, при рентгенологическом исследовании находят признаки воспаления легочной ткани.
Что касается кашля, то характерного «пневмонийного» кашля не существует, он может быть легким, поверхностным, может вообще отсутствовать, а может быть тяжелым, приступообразным (как при коклюше). Выделение мокроты для пневмонии не характерно, как правило, мокрота появляется, если воспаление затронуло не только легкие, но и бронхи.
Пневмония считается коварным заболеванием и требует постоянного контроля, ведь в любую минуту состояние ребенка может ухудшиться, поэтому не стоит рисковать детским здоровьем. Детей до трех лет чаще всего госпитализируют, для того, чтобы постоянно наблюдать за их состоянием и избежать развития осложнений. Детей старшего возраста могут оставить дома, при условии неукоснительного выполнения родителями всех рекомендаций.
В лечении пневмонии у детей применяется три основные группы антибиотиков: пенициллин и полусинтетические пенициллины (ампициллин, амоксициллин, амоксиклав и др.), цефалоспорины различных поколений (цефалексин, цефуроксим, цефтриаксон, цефоперазон), макролиды (эритромицин, ровамицин, азитромицин и др.). При тяжелом течении пневмонии используют аминогликозиды, имипенемы (тиенам) и сочетание препаратов различных групп, в том числе с сульфаниламидами или метронидазолом. При легионеллезной пневмонии показано назначение рифампицина. Грибковые пневмонии требуют применения препаратов флуконазола (дифлюкан) или амфотерицина В.
Сразу же после нормализации температуры целесообоазны массаж и лечебная физкультура при пневмонии у детей.
В задачи ЛФК для детей при пневмонии входит:
— усилить крово- и лимфообращение в легких, чтобы быстрее рассосался экссудат и выделилась мокрота
— предупреждать осложнения (атеросклероз легких, спайки в полости плевры)
— нормализовать тканевый обмен для ликвидации интоксикации организма
— восстановить нормальное дыхание и приспособить организм к физическим нагрузкам
— улучшить нервно-психическое и общее состояние ребенка.
Надо отметить, что лечебная физкультура и лечебная гимнастика при пневмонии у детей проводятся только тогда, когда температура снизится до 37,5 градуса и если сердцебиение не учащенное (если пневмония — крупозная). А при очаговой пневмонии ЛФК можно проводить при нормальной или субфебрильной (37,5 градуса и ниже) температуре.
В первом периоде (постельный режим) упражнения для детей при пневмонии проводятся в исходном положении лежа на спине, в комплекс включают общеразвивающие упражнения, способствующие движениям грудной клетки в разных направлениях, для мышц брюшного пресса, а также дыхательные упражнения.
Во втором периоде (полупостельный режим) упражнения при пневмонии для детей выполняют в исходных положениях сидя и стоя. В занятия входят упражнения с предметами (резиновый и волейбольный мячи и палка).
В третьем периоде (тренировочный) упражнения выполняют в различных исходных положениях, также в комплекс ЛФК при пневмонии у детей входят упражнения с предметами и без них, на гимнастической стенке, во время ходьбы. Рекомендуются пешеходные прогулки, детям постарше — спортивные игры (волейбол, теннис, настольный теннис), а также гребля. Величину и продолжительность физических нагрузок поможет определить врач.
Комплекс ЛФК при пневмонии у детей 4-7 лет
1. Вводная часть
Цель занятия: активизация внимания ребенка, подготовка организма к повышенной нагрузке.
Упражнения:
а) Различные варианты ходьбы, используя поочередное выполнение ролей в каком-либо рассказе-игре, например, «Прогулка по лесу» – роли охотника, зайчика, косолапого медведя и т. д.
б) Общеразвивающие упражнения из исходного положения стоя, частично по игровой методике. Дыхание свободное, не задерживать.
Продолжительность упражнений составляет 3-5 минут.
2. Основная часть
Цель занятия: восстановление нормального механизма дыхательного акта, улучшение функции внешнего дыхания и увеличение его резервов, улучшение лимфо- и кровообращения в легких, улучшение адаптации ребенка к физической нагрузке, восстановление двигательных навыков и координации ребенка.
Упражнения:
а) Дыхательные упражнения статические и динамические.
б) Дренажные упражнения из положения стоя на четвереньках и лежа на боку (ребенок должен показать «кошечку сердитую и добрую», «семафор», «жука»).
в) Гимнастические упражнения для рук и мышц грудной клетки (такие, как «мельница», «крылышки», повороты и т. п.).
г) Общеразвивающие упражнения для всех мышц из исходных положений стоя, сидя, лежа.
д) Упражнения в основных движениях, частично по игровой методике. Подвижная игра «Паровозик», упражнения с мячом (бросание в цель, сбивание кеглей). Обращать внимание на согласование дыхания и движений, поддерживать бодрое, хорошее настроение.
Продолжительность упражнений составляет 12-15 минут.
3.Заключительная часть
Цель занятия: снижение нагрузки, плавный переход к спокойному состоянию.
Упражнения:
а) Ходьба с постепенным замедлением.
б) Упражнения на внимание и координацию движений. Игра малой подвижности «Съедобное и несъедобное».
в) Упражнения на расслабление.
Продолжительность упражнений составляет 3-4 минуты.
Лечебная гимнастика при пневмонии у детей старше 8 лет
1. И. П. — сидя, ноги на ширине плеч, ступни на полу, руки опущены. Поднять руки вверх, положить кисти на колени и скользить ими к носкам. Повторить 2—4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.
2. И. П. — то же самое, руки на поясе. Повернуть туловище направо и без остановки налево. Повторить по 2—4 раза в каждую сторону. Темп медленный. Дыхание свободное.
3. И. П. — то же самое. Поднять плечи вверх — сделать вдох, опустить — выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.
4. И. П. — то же самое, руки в стороны. Поднять согнутую в колене правую ногу и руками прижать ее к груди, затем вернуться в и. п. То же самое сделать левой ногой. Повторить по 2—4 раза каждой ногой. Темп средний. Дыхание свободное.
5. И. П. — то же самое, руки опущены. Максимально свести лопатки и как можно больше развести. Повторить 4—6 раз. Темп медленный. Дыхание свободное.
6. И. П. — то же самое, руки согнуты к плечам. Поднять локти вверх — сделать вдох, опустить — выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.
7. И. П. — то же самое, руки, сцепленные в «замок», подняты над головой. Наклонившись вперед-вправо, коснуться руками правого голеностопа, вернуться в и. п. То же повторить в левую сторону. Повторить 2—4 раза. Темп средний. Дыхание свободное.
8. И. П. — то же самое, руки опущены. Наклониться максимально вперед, сгибаясь в тазобедренных суставах, и одновременно поднять руки вверх-назад, затем вернуться в и. п. Повторить 2—6 раз. Темп средний. Дыхание свободное.
9. И. П. — то же самое. Поднять руки через стороны вверх, соединив ладони тыльными сторонами вместе — сделать вдох, опустить — выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.
10. И. П. — стоя, ноги на ширине плеч, в руках резиновый мяч. Поднять мяч над головой, прогнуться и опустить к носкам ног. Повторить 2—4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.
11. И. П. — стоя, руки с мячом подняты над головой. Выполнять круговые движения туловищем по часовой и против часовой стрелки. Повторить по 4—6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное.
12. И. П. — то же самое. Опустить руки с мячом к правому колену, наклонив туловище вправо, — сделать выдох, вернуться в и. п. — вдох. То же самое выполнить в левую сторону. Повторить по 2 раза в каждую сторону. Темп медленный.
13. И. П. — то же самое. Одновременно присесть и опустить руки с мячом на правое колено, вернуться в и. п. То же самое — к левому колену. Повторить по 2—4 раза к каждому колену. Темп средний. Дыхание свободное.
14. И. П. — то же самое, руки вдоль туловища. Наклониться вправо, скользя правой рукой по туловищу вниз, а левой — вверх, к подмышечной впадине. То же самое повторить в другую сторону. Повторить 2—4 раза. Темп средний. Дыхание свободное.
15. И. П. — то же самое, в опущенных руках гимнастическая палка. Присесть, поднимая палку перед грудью, — сделать выдох, встать — вдох.
Повторить 2—4 раза. Темп медленный.
16. И. П. — то же самое, палка зажата сзади в локтевых суставах. Без остановки наклоняться вправо, влево и наоборот. Повторить по 4—6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное.
17. И. П. — то же самое. Палка стоит вертикально на полу между ногами, ладони лежат на ее конце. Опираясь на палку вытянутыми руками, выполнять круговые движения туловищем в каждую сторону. Повторить по 2—4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.
18. Спокойная ходьба 1—2 минуты, полностью расслабив мышцы рук и туловища.
Конечно лучше предотвратить развитие у ребенка пневмонии, своевременно вылечить хронические очаги инфекции, чем потом в панике искать наилучшие средства от воспаления. Поэтому необходимо следить за здоровьем малыша. Родители должны выбрать систему закалки, которая подходит для их ребенка, также необходимо воспитывать в ребенке выносливость, оздоравливать свой быт. И, конечно, следует следить за тем, чтобы в помещении, где находится ребенок, не было никаких курильщиков. Помимо этого, родители должны помнить, что питание всех членов семьи и особенно ребенка имеет большое значение: оно должно быть полноценным и отвечать возрастным потребностям организма. Таким образом, надо заботиться о здоровье своего ребенка и беречь его.
Источник
ЛФК при пневмонии является эффективным методом в борьбе с недугом. Специально разработанные комплексы занятий позволяют значительно сократить срок выздоровления и уменьшить период реабилитации.
Польза ЛФК при пневмонии
Легкая гимнастика при пневмонии благотворно влияет на пораженные органы. Такие упражнения позволяют достичь следующего эффекта:
- уменьшить риск развития осложнений после перенесенного заболевания;
- улучшить работу дыхательных путей;
- избежать легочной недостаточности;
- помочь регенерации ткани легких;
- вывести мокроту и токсины из воспаления;
- улучшить циркуляцию крови;
- нормализовать дыхание;
- снять спазмы бронхов;
- убрать воспалительный процесс;
- восстановить вентиляцию легких.
Основные правила выполнения занятий
Чтобы ЛФК эффективно помогло при пневмонии, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- при острой форме воспаления выполнять упражнения только с разрешения лечащего врача;
- начинать занятия следует с минимальной нагрузки;
- не следует выполнять ЛФК при легочной недостаточности, повышенной температуре и признаках интоксикации организма;
- нагрузку на легкие увеличивать нужно постепенно;
- не стоит перенапрягаться при выполнении гимнастики.
Обратите внимание! Чрезмерные физические нагрузки при пневмонии могут привести к ухудшению состояния больного.
Комплекс упражнений
Рассмотрим примерные комплексы занятий ЛФК для взрослых и детей.
Для взрослых
Гимнастика в период болезни
- Садимся на стульчик. Восемь раз чередуем глубокие вдохи с неглубокими. Потом руки разводим в стороны и в спокойном ритме выполняем шесть раз. Затем 12 раз ходьба на месте, дыхание при этом произвольное.
- Встаем, плечи при этом должны быть расслаблены. Спокойно ходим по комнате две минуты, дышим в произвольном ритме. После этого руки поднимаем и на каждом глубоком вдохе руки поворачиваем в стороны. Осуществляем шесть раз. Встаем на носки восемь раз, дышим в произвольном ритме.
- Положение то же. Семь раз наклоняемся вперед и достаем ладошками до кончиков пальцев. Дышим произвольно.
- Садимся на стул. Поочередно поднимаем и опускаем руки 6 раз, дышим при этом поверхностно. Затем 10 раз сжимаем одновременно пальцы рук и ног, дыхание с каждым сжатием замедляем.
Гимнастика после выздоровления
- Сидя на стуле, дышим глубоко с замедлением на каждом выдохе. Повторяем 5 раз.
- Положение то же. Десять раз выполняем ногами вращение, имитируя езду на велосипеде. Дышим глубоко.
- Ходьба на месте две минуты, ноги при этом должны быть на ширине плеч. Потом к ногам добавляем поднимание рук вверх и в стороны. Выполняем две минуты, дышим глубоко.
- Упражнение делается возле гимнастической лестницы. Поворачиваемся к ней боком, одна рука на перекладине. Наклоняемся шесть раз к лестнице, поднимая при этом свободную руку. Дышим в произвольном ритме.
Для детей
ЛФК при пневмонии у детей проводят по методу Стрельникова, такой лечебный комплекс упражнений особенно нравиться детям, поскольку каждое упражнение имеет свое название, также его можно иллюстрировать картинками для лучшего запоминания.
- Ладошки. Данное движение является разминочным, его выполняют для того, чтобы подготовить организм ребенка к ЛФК. Малыш делает 4 быстрых вдоха через нос, выдох осуществляется медленно для расслабления мышц живота и груди. При выполнении необходимо согнуть руки в локте и на каждом вдохе сжимать кулаки.
- Погончики. Руки сжаты в кулаки на животе. Ребенок делает восемь резких, коротких вдохов, на каждом из них руки резко опускают вниз. Затем пять секунд передышки, и снова повторяем занятие.
- Насос. Движение похоже на предыдущее. Тоже делается восемь вдохов, только вместо разгибания рук необходимо наклониться и достать ладошками до кончиков пальцев на ногах, такое движение осуществляется на каждом выдохе.
Важно! Родителям при выполнении этого задания следует обратить внимание на противопоказания: частые приступы головокружения, патологии позвоночника, опущение внутренних органов, повышенное внутричерепное давление.
- Кошка. Делается стоя, ноги при этом вместе. При каждом вдохе ребенок приседает, поворачивая туловище вправо и влево попеременно. Выполняется восемь раз, передышка, снова восемь раз.
- Обними себя за плечи. Также делается 8 дыхательных движений, на каждом малыш обнимает себя за плечи. Руки при этом нужно держать параллельно.
- Маятник. Делается стоя, при этом верхние конечности обхватывают плечи. Выполняются дыхательные движения, тело ребенка при этом должно покачиваться попеременно влево, вправо, вперед, назад. Осуществляется шесть раз.
- Ушки. Движение аналогичное предыдущему, только вместе с покачиваниями в сторону выполняются наклоны головы. Повторить шесть раз.
- Перекат. Делается восемь дыхательных движений (вдох, выдох), при этом необходимо на выдохах переносить вес с одной ноги на другую.
ЛФК, применяемая при пневмонии, в первые сутки после выздоровления состоит из первых трех упражнений. Во избежание головокружения у малыша, их можно выполнять сидя.
Затем по мере восстановления и учитывая состояние ребенка, по одному добавляются остальные движения. Целью выполнения гимнастики в такой период является восстановление дыхания после недуга.
Противопоказания
Рассмотрим противопоказания для осуществления ЛФК:
- не прорвавшийся абсцесс в легких;
- заболевания сердечнососудистой системы;
- астма;
- дыхательная недостаточность;
- кровохарканье;
- высокая температура;
- патологии психического характера;
- наличие жидкости в плевре;
- ателектаз легкого.
ЛФК при пневмонии является одним из наиболее эффективных методов терапии. Гимнастику необходимо в таком случае применять в комплексе с медикаментозным лечением физиотерапией. Если следовать всем рекомендация врача, то при помощи лечебной физкультуры можно значительно ускорить выздоровление и уменьшить реабилитационный период.
Источник