Личная гигиена тяжелобольного пациента профилактика пролежней
Задание по внеаудиторной работе студентов:
по теме: «Личная гигиена тяжелобольного пациента»
Инструктаж
для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.
Цель:
– Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических знаний студентов.
– Развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.
– Пополнение знаний работой с дополнительной и справочной литературой.
В процессе самостоятельного изучения темы, студентам предлагается перечень вопросов, на которые Вы должны ответить.
Вы должны знать:
принципы ухода за тяжелобольным пациентом;
методику приготовления постели;
способы смены постельного и нательного белья у тяжелобольных;
способы размещения пациента в постели;
понятие пролежень;
факторы развития пролежней;
особенности ухода за кожей и профилактику пролежней;
элементы гигиенического ухода за тяжелобольным: расчёсывание волос, уход за полостью рта, зубами, зубными протезами, уход за руками и ногами, бритьё пациента;
методику оказания помощи при физиологических отправлениях.
Вы должны уметь выполнить следующие задания:
решить задачу по нарушенным потребностям (№ 1);
составить правильный алгоритм манипуляции (задание № 2);
перечислить места образования пролежней (задание № 3);
решить ситуационные задачи № 4 – 9;
выполнить тестовые задания № 10 – 19;
разгадать кроссворды № 1 и № 2 (задания № 20 и № 21).
Срок выполнения выбранного студентами задания:
Подготовить к следующему практическому занятию так, вперед!
Мотивация внеаудиторной самостоятельной работы.
Больной человек часто нуждается в помощи при осуществлении личной гигиены: умывании, бритье, уходе за полостью рта, волосами, ногтями, подмывании, приёме ванны, а также при осуществлении естественных потребностей. Образно говоря, в этой ситуации руки сестры становятся руками пациента. При этом, помогая ему, нужно максимально поощрять его желание к самостоятельности, а при необходимости обучить элементам ухода родственников пациента.
Задание № 1
Решите задачу.
Пациент М., 70 лет находится в наркологическом отделении с тяжёлым нарушением мозгового кровообращения. У него отсутствуют движения в левой руке и ноге, отмечается непроизвольное отделение мочи. Пациент лежит в постели, отвернувшись к стене, страдает бессонницей. Пульс 90 ударов в минуту, артериальное давление 100/90 мм рт.ст.
Какие нарушены потребности?
Выявите, какие имеются проблемы у пациента?
Решите проблемы пациента в рабочих тетрадях.
Смена простыни (пациент не может повернуться на бок).
Из перечисленных действий составьте алгоритм данной манипуляции.
Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, убедиться, что он её понимает.
Чистую простыню скатать в поперечном направлении и повесить на спинку кровати.
Надеть перчатки.
Одна сестра приподнимает голову и плечи пациента, другая убирает подушку на тумбочку, скатывает грязную простыню к середине кровати и расстилает чистую, взбивает и укладывает на неё подушку.
Встать с двух сторон кровати пациента.
Опустить изголовье и плечи пациента на подушку.
Одна сестра приподнимает таз пациента. Другая, скатывает грязную простынь и сбрасывает её в мешок, затем раскатывает чистую простыню.
Одна сестра приподнимает ноги пациента, другая – скатывает грязную простыню и сбрасывает её в мешок.
Опустить таз пациента на простыню.
Опустить ноги пациента на простыню.
Поднять изголовье кровати.
Поднять одеяло, убедиться, что пациент лежит комфортно.
Снять перчатки, вымыть руки.
________________________________________________________________
Перечислите места образования пролежней.
Крестец.
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
Во время утреннего обхода к вам обратился пациент с жалобой, что у него склеиваются ресницы.
Ваша тактика?
__________________________________________________________________
Меняя постельное и нательное бельё тяжелобольному м/с обратила внимание на покраснение в области крестца.
Предварительный сестринский диагноз и первоочередные действия.
__________________________________________________________________
Пролежень это_______________________________________________
______________________________________________________________
7. В терапевтическом отделении находится пациент с сопутствующим ожирением (вес 120 кг, рост 160 см.)
Каковы особенности соблюдения личной гигиены?
_________________________________________________________________
К вам обратилась пациентка, имеющая палатный режим, с просьбой помочь ей помыть волосы.
Ваши действия?
__________________________________________________________________
У пациента, который имеет ограниченные возможности передвижения, появился неприятный запах изо рта.
Ваша тактика?
__________________________________________________________________
Тестовое задание.
Инструкция: выбрать один вариант правильного ответа.
10. Для протирания слизистой ротовой полости можно использовать:
А. 0,5% раствор калия перманганата.
Б. 5% калия перманганата.
В. 70% раствор этилового спирта.
Г. 3% раствор перекиси водорода.
11. Для протирания ресниц и век можно использовать:
А. 5% раствор калия перманганата.
Б. 1% раствор салицилового спирта.
В. 3% раствор перекиси водорода.
Г. 0,02% раствор фурацилина.
12. Протирание ресниц и век необходимо выполнять:
А. Снизу вверх.
Б. От наружного угла глаза к внутреннему.
В. Круговыми движениями.
Г. От внутреннего угла глаза к наружному.
13. Постельное бельё пациента меняют:
А. 1 раз в 14 дней.
Б. 1 раз в 7 дней.
В. 1 раз в день.
Г. 1 раз в месяц.
14. Постельное бельё тяжелобольному меняют:
А. 1 раз в день.
Б. 1 раз в неделю.
В. По мере загрязнения.
Г. 2 раза в день.
15. Как часто надо переворачивать тяжелобольного в постели?
А. Через каждые 3 часа.
Б. Через каждый час.
В. Через каждые 2 часа.
Г. Через каждые 30 минут.
16. Укажите факторы риска развития пролежней.
А. Недержание мочи.
Б. Недержание кала.
В. Неправильное положение тела пациента.
Г. Трение.
17. Под каким углом необходимо располагать зубную щётку при чистке зубов.
А. 30 градусов.
Б. 45 градусов.
В. 50 градусов.
Г. 90 градусов.
18. Одевание нательного белья пациенту (рубашка).
А. Надеть на руки, а затем голову.
Б. Надеть на голову, а затем на руки.
В. Одновременное одевание рук и головы.
Г. По желанию пациента.
19. Гигиену наружных половых органов у тяжелобольного проводят:
А. После физиологических отправлений.
Б. Утром, после сна.
В. Не менее 2 раз в сутки.
Г. По желанию пациентов.
20. Кроссворд № 1
По горизонтали:
Предмет, который должен быть у каждого тяжелобольного индивидуальным.
Как часто должна обрабатываться кожа у тяжелобольного пациента.
Некроз тканей, обусловленный длительным давлением.
Размягчение и разрыхление тканей вследствие действия на них жидкости.
Состояние повышенной чувствительности к повторным воздействиям аллергенов или аутоаллергенов, выражающееся комплексом местных и общих реакций организма.
Внедрение и размножение микроорганизмов в макроорганизме с развитием различных форм их взаимодействия.
Приспособление, применяемое для проведения ножных ванн.
Где чаще всего может образоваться пролежень?
Имеет каждый пациент, страдающий недержанием мочи.
21. Кроссворд № 2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
По горизонтали:
Положение при котором пациент находится полулёжа и полусидя с приподнятым под углом 45 – 66 градусов кровати.
Ватный жгутик для обработки носа и ушей.
Средство индивидуальной защиты при осуществлении личной гигиены пациенту.
Метод, применяемый ежедневно для ухода за кожей тяжелобольного.
Место, которое наиболее часто подвержено сдавливанию тканей.
Приспособление, используемое для закапывания капель.
Способ смены постельного белья у тяжелобольного.
Положение пациента в постели с общим режимом двигательной активности.
По вертикали:
Раствор, используемый для обработки глаз (антисептик).
Таблица самооценки
Если… То…
Вы не сделали ошибок. Отлично! Материал данного занятия Вами усвоен. Так держать!
Вы сделали 1ошибку. Хорошо! Повторите вопрос, вызвавший затруднение.
Вы сделали 2 ошибки Удовлетворительно! Обратитесь
к преподавателю.
Вы сделали 3 ошибки Увы! Материал данного занятия Вами не усвоен.
Начните сначала!
Эталон ответа на внеаудиторную самостоятельную работу студентов по теме занятия: «Личная гигиена тяжелобольного пациента».
Ответы на тестовый контроль.
10А. 11Г. 12Б. 13Б. 14В. 15В. 16Г. 17Б. 18Б. 19А.
Ответы на кроссворд № 1.
Судно
Ежедневно.
Пролежень.
Мацерация.
Аллергия.
Инфекция.
Ёмкость.
Крестец.
Мочеприемник.
Ответы на кроссворд № 2.
По горизонтали:
Фаулера.
Турунда.
Перчатки.
Обтирание.
Крестец.
Пипетка.
Продольный.
Активное.
По вертикали:
1. Фурацилин.
Задание № 2
Написать реферат на одну из предложенных тем.
При работе над рефератом внимательно изучить алгоритм действий и рекомендаций. Написанный реферат необходимо отдать на рецензию любому студенту вышей группы для анализа его содержания и оценивания качества изложения материала (в письменной форме).
Список рефератов (докладов):
– «Проблемы внутрибольничной инфекции»;
– «Соблюдение личной гигиены – залог здоровья человека»;
– «Внешний вид и личная гигиена медицинского работника».
– «Основные принципы ухода за кожей тяжелобольного пациента».
Основные требования:
Рекомендации по написанию реферата (доклада)
Реферат (доклад) должен быть напечатан на бумаге формата А 4 с использованием шрифта Times New Roman, размер шрифта 12, интервал полуторный.
На титульном листе должно быть:
название учебного заведения;
название отделения;
дисциплина;
тема реферата (доклада);
специальность;
Ф.И.О. студента;
№ группы;
Ф.И.О. преподавателя;
город;
год.
Реферат (доклад) должен иметь содержание с указанием страниц и перечень использованной литературы.
Текст должен состоять из 3 – х частей:
– введение;
– основная часть;
– заключение.
Объем печатного текста не более 12 страниц.
Реферат сдается на проверку в папке – скоросшивателе, а бумажные листы текста в файлах.
Задание № 3
Составить кроссворд по теме: «Личная гигиена».
Рекомендации к составлению кроссворда
Кроссворд должен быть напечатан на бумаге формата А 4 с использованием шрифта Times New Roman, размер шрифта 12, интервал полуторный.
Алгоритм:
1. Выписать максимальное количество терминов по теме.
2. Выбраь 2 – 3 самых длинных терминов и расположить их по горизонтали и вертикали.
3. Остальные термины расположить по принципу пересечения.
4. Сформулировать суть каждого термина профессиональным языком.
5. Оформить кроссворд, представив один вариант, с заполненными клеточками, другой с, чистым.
Критерии оценки:
«5» – Использование всех терминов, точность формулирования.
«4» – Использование всех терминов, недостаточная точность формулирования.
«3» – Использование не всех терминов.
«2» – Использование не всех терминов, неаккуратное оформление.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Подготовить к следующему занятию:
1. Терминологический словарь.
2. Опорный конспект.
3. Питание и кормление пациента. Мухина С.А. , Тарновская И.И Теоретическое руководство к предмету ОСД часть 1. М: «ГЕОТАР–Медиа», 2016г. (стр.131-150)
– Основы рационального питания – стр. 131
– Организация питания в стационаре — стр.131 – 134.
– Кормление тяжелобольного пациента в постели – стр.135–141.
– Виды искусственного питания – стр. 141–150.
По завершению практического занятия проводится уборка рабочих мест, влажная уборка помещения.
Преподаватель: ______________ Чернышева И.А.
Источник
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский базовый медицинский колледж»
Рассмотрено и одобрено
на заседании ЦМК _________________________________
(наименование ЦМК)
Протокол № ___
от «______»_________________ 20___
Председатель ЦМК ___________________________________
(подпись, Ф.И.О.)
Методические указания (разработка)
практического занятия для студентов
Тема: «Личная гигиена тяжелобольного пациента. Профилактика пролежней» (Часть 1)
ПМ.07 (04) «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра. Решение проблем пациента путем сестринского ухода»
МДК 04.03 «Технология оказания медицинских услуг»
Специальность: 31.02.01 «Лечебное дело», 34.02.01 «Сестринское дело»
Льгов – 2018
Тема: «Личная гигиена тяжелобольного пациента.
Профилактика пролежней»
Цель занятия:
Учебные:
‒ содействовать усвоению знаний и умений студентов по оказанию личной гигиены тяжелобольному пациенту и профилактике пролежней;
‒ создать условия для осознания использования студентами знаний и умений в условиях моделируемых критических ситуаций будущей профессиональной деятельности;
‒ продолжить формирование практических умений по выполнению манипуляций, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья человека путем соблюдения гигиенического режима его жизни и деятельности;
‒ развивать навыки учебной и творческой деятельности студентов, само ‒ и взаимопомощи;
‒ содействовать развитию воспитания чувства ответственности, долга.
Развивающие: развитие клинического мышления, познавательного интереса к теме занятия.
Воспитательные: стимулировать потребность в формировании ответственности за здоровье пациентов; воспитывать аккуратность при выполнении практических манипуляций; прививать любовь к избранной профессии.
Формируемые общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно–коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 12. Организовать рабочее место с соблюдением требований производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Формируемые профессиональные компетенции:
ПК 1. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.
ПК 2. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.
ПК 3. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
ПК 4. Соблюдать санитарно–противоэпидемический режим.
ПК 5. Вести утверждённую медицинскую документацию.
Задание 1.
Тестовый контроль по теме «Личная гигиена тяжелобольного пациента» Студенты отвечают на тестовые задания (Приложение №1).
Задание 2. Диктант ‒ 5 мин.
Преподаватель читает вопросы студентам. Студенты отвечают на вопросы.
Задает вопросы по самоподготовке для проведения занятия.
Диктант
Назовите дезинфицирующее средство – концентрат?
Назовите дезинфицирующее средство ‒ таблетка?
Как называется процесс удаления или уничтожения микроорганизмов с целью обезвреживания и защиты ‒ очистка, дезинфекция, стерилизация?
Какой процент «Ники» применяют для дезинфекции предметов ухода за тяжелобольным пациентом?
В какой класс отходов утилизируют предметы ухода за пациентом?
У медицинской сестры или пациента развивается эффект Вальсальва?
Постуральный рефлекс может проявиться у пациента?
Пациенту при назначенном строгом постельном режиме можно поворачиваться?
При перемещении пациента в постели для предупреждения травм позвоночника м/с выполняет правило?
10. Сколько уровней в деконтаминации рук?
Задание 3. Заполните схему: Уровни деконтаминации рук. По каждому из уровней укажите показания к применению ‒ 3 мин.
Деконтаминация рук
Задание 4.
Самостоятельная работа студентов.
‒ работа «малыми» группами;
‒ обучают друг друга под контролем преподавателя.
Преподаватель наблюдает, корректирует самостоятельную работу студентов, обращает внимание на правильность выполнения оказания помощи пациенту при утреннем туалете, добивается правильного выполнения алгоритма (на фантоме). Студенты оценивают свои действия:
1) Подача судна (1 способ)
2) Подача судна (2 способ)
3) Уход за промежностью женщины (подмывание)
4) Уход за промежностью мужчин (подмывание)
5) Правила смены и транспортировки белья
6) Смена нательного белья
7) Смена постельного белья тяжелобольному пациенту
(1 способ – пациенту разрешено поворачиваться в постели)
8) Смена постельного белья тяжелобольному пациенту.
(2 способ – пациенту запрещены активные движения в постели)
9) Мытьё волос тяжелобольному пациенту
10) Обработка глаз тяжелобольному пациенту
11) Уход за полостью рта тяжелобольного пациента
12) Уход за полостью носа.
13) Уход за ушами
14) Мытьё ног и стрижка ногтей в постели
15) Умывание пациента в постели
Задание 5. Прочитайте задачи и дайте ответ.
Ситуационные задачи
Задача № 1
М/с при смене белья у тяжелобольного пациента на крестце увидела интенсивное покраснение кожи. Что это? Действия мед/сестры?
Задача № 2
Тяжелобольной пациент попросил санитарку поменять ему постельное белье, так как при приеме пищи он его замочил. На что санитарка ответила, что белье чистое, а мокрое – высохнет. Правильно ли поступила санитарка?
Задача №3
В палате ощущается едкий запах мочи. Что необходимо сделать, чтобы запах мочи не чувствовался?
Задача № 4
При смене постельного белья медсестра грязное белье пациента бросила на пол. Правильно ли она сделала? Ваши действия?
Задача № 5
К медицинской сестре обратился родственник тяжелобольного с просьбой обучить его технике правильного перемещения. Ваши действия.
Задача № 6
Родственница тяжелобольного пациента спросила медицинскую сестру: «Почему ему необходимо пить не менее 1,5л жидкости и как ее распределить в течение дня правильно?»
Задача № 7
В палату поступила больная в тяжелом состоянии, положение пассивное, как предотвратить проявление пролежней?
Задача № 8
При подаче судна тяжелобольному м/с поставила его на простынь. Правильно ли она поступила? Ваши действия?
Задача № 9
Родственница поинтересовалась у медсестры «Она слышала о шкале Ватерлоу, зачем она нужна?»
Задача № 10
Родственница спрашивает у медсестры: «Чем лучше ухаживать за кожей, чтобы избежать пролежней?»
Критерии оценок по различным видам работы на занятии.
1. Фронтальный опрос:
Полный безошибочный ответ – 5 баллов
Полный безошибочный ответ с незначительными неточностями – 4 балла
Основные моменты изложены, но ответ не исчерпывающий – 3 балла
Попытка ответа с явными ошибками – 2 балла
Нет попытки к ответу – 0 баллов
Максимальная оценка – 5 баллов.
2. Выполнение манипуляций на фантоме:
Выполнение манипуляций в полном соответствии с алгоритмом – 5 баллов
Выполнение манипуляций с наличием неточностей – 4 балла
Выполнение манипуляций с наличием явных ошибок – 3 балла
Манипуляция не выполнена, но имелась попытка ее выполнить – 2 балла
Отсутствие попытки выполнить манипуляцию – 0 баллов
Максимальная оценка – 5 баллов.
3. Самостоятельная работа парами:
Студент активно и верно работает в паре, внимателен и точен при отработке манипуляций и как эксперт – 2 балла
Студент хорошо работает при отработке манипуляции и как эксперт, но допускает несущественные ошибки – 2 балла
Выполняя манипуляции и работая экспертом, студент совершает явные ошибки – 1 балл
Отсутствие попытки выполнить манипуляции и дать экспертную оценку работе товарища – 0 баллов
Максимальная оценка – 3 балла.
4. Активность на уроке:
Студент четко, активно работает, аккуратно выполняет задания и делает записи в своем дневнике «+ 1» балл
Студент не внимателен, отвлекается, ведет посторонние разговоры, делает небрежные записи в дневнике « ‒ 1» балл
5. Внешний вид студента:
Студент полностью готов к занятию (халат чистый, глаженный, сменная обувь, чистые руки, наличие масок, перчаток) «+ 1» балл
Студент небрежен (грязный и мятый халат, нет второй обуви, отсутствуют маски, перчатки « ‒ 1» балл
6. Решение ситуационной задачи:
Полный безошибочный ответ с выявлением приоритетных проблем и с заполнением карты сестринского вмешательства – 5 баллов
Полный безошибочный ответ с выявлением приоритетных проблем, но карта сестринского вмешательства заполнена не полностью – 4 балла
Наличие неточностей в ответе и заполнении карты сестринского вмешательства – 3 балла
Приоритетная проблема не выявлена – 2 балла
Отсутствие решения задачи – 0 баллов
Максимальная оценка – 5 баллов.
Задание 6. Заполните рефлексивную карту в соответствии с поставленными целями. Самооценка.
Рефлексивная карта
Дополните предложения
I. Практическая польза для меня
1) Я научился______________________________________________________
2) Я хотел бы продолжить работу над __________________________________
__________________________________________________________________
3) Теперь я могу____________________________________________________
__________________________________________________________________
II. Степень собственного участия
1) Я выполнял(а) роль (и)____________________________________________
2) Наиболее активным я был при выполнении___________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Мой вклад в работу малой группы___________________________________
__________________________________________________________________
III. Степень комфортности на занятии
1) Работая в группе, я испытывал чувство_______________________________
__________________________________________________________________
2) Мое настроение в ходе занятия_____________________________________
__________________________________________________________________
3) Мое физическое состояние после занятия____________________________
__________________________________________________________________
Я достиг следующих целей занятия__________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Преподаватель: ______________ Чернышева И.А.
7
Источник