Личная гигиена тяжелобольных профилактика пролежней

Личная гигиена тяжелобольных профилактика пролежней thumbnail

Профилактика пролежней, алгоритм выполнения

Манипуляция: профилактика пролежней.
Цель. Предупреждение омертвения мягких тканей в местах их длительного сдавления.
Показания. Постельный режим больного.
Оснащение. Противопролежневый матрас; ватно-марлевые подкладные круги; резиновый круг в наволочке; вазелин; 1 % раствор столового уксуса; портативная кварцевая лампа; чистое мягкое махровое полотенце.

Техника выполнения профилактики пролежней.

1. Моют и сушат руки, надевают перчатки.
2. Пациента поворачивают на бок.
3. Обрабатывают кожу спины салфеткой, смоченной теплой водой или раствором уксуса.
4. Обсушивают кожу сухим полотенцем.
5. Делают массаж мест, в которых часто образуются пролежни.
6. Смазывают кожу стерильным вазелиновым или прокипяченным растительным маслом.
7. Образовавшиеся пролежни обрабатывают кварцеванием, начиная с 1 — 2 мин и постепенно увеличивая время экспозиции до 5 — 7 мин.
8. Под места образования пролежней подкладывают ватно-марлевые круги или резиновые круги в наволочке.
9. Осматривают постель пациента, удаляют крошки после приема пищи.
10. Мокрое и загрязненное постельное и нательное белье немедленно меняют.
12. При смене постельного и нательного белья следят, чтобы на них в местах образования пролежней не было швов, заплаток, складок.
13. Места покраснения кожи обрабатывают слабым раствором перманганата калия.

Уход за кожей и профилактика пролежней

Уход за кожей и профилактика пролежней.


Примечание. Перчатки обрабатывают, погружая в дезинфицирующий раствор.

Обработка кожи тяжелобольных.

Цель. Соблюдение личной гигиены тяжелобольного; профилактика пролежней.
Показания. Постельный режим пациента. Пациенты, находящиеся на полупостельном режиме, ухаживают за собой сами.
Оснащение. Таз с маркировкой «Для умывания»; кувшин или чайник с теплой водой (+35…+38 °С) с маркировкой «Для умывания», тазик с горячей водой (+45…+50 °С); салфетка или кусок ваты; полотенце; присыпка, стерильное масло; 10% камфорный спирт или 1 % раствор уксуса.
Техника выполнения обработки кожи тяжелобольным:
1. Ставят таз на табурет у края кровати пациента.
2. Если пациент сам может повернуться на бок, то просят его сделать это и помогают больному вымыть руки над тазом, почистить зубы, умыться. Медицинская сестра держит кувшин, подает зубную пасту, стакан с водой, полотенце.
3. Если пациент не может сам повернуться на бок. то выполняют следующие манипуляции: Моют одну руку больного в тазу водой с мылом. Переносят таз на другую сторону кровати и моют другую руку. Ногти на руках стригут овально.
Выполняют туалет лица: обтирают его влажной салфеткой, затем сухим полотенцем. Убирают подушки, снимают с пациента рубашку. Смачивают салфетку в тазике с горячей водой и отжимают ее. Обтирают переднюю поверхность туловища пациента, обращая внимание на естественные складки кожи на шее, под молочными железами, в подмышечных впадинах, в паховых складках. Тщательно вытирают кожу полотенцем. Складки кожи обрабатывают присыпкой или смазывают стерильным маслом для профилактики опрелостей.

Применение присыпки

Применение присыпки.


Пациента поворачивают на бок. При необходимости санитар помогает и поддерживает больного. Влажной горячей салфеткой обтирают кожу спины, обращая особое внимание на места образования пролежней (затылок, лопатки, крестец, ягодицы). Кожу тщательно высушивают полотенцем и растирают, если отсутствуют нарушения ее целостности, болезненность. Тепло салфетки и растирание вызовут прилив крови к коже и подлежащим тканям.
Если пациента нельзя поворачивать на бок, то его укладывают на секционный матрас. Уход за кожей осуществляют, убирая одну секцию за другой.
Примечания. Кожу пациентов нужно обмывать ежедневно. Также ежедневно на ночь следует мыть пациенту ноги, поставив таз с водой на сетку кровати. Предварительно матрас заворачивают валиком к ногам и прикрывают его клеенкой. Ногти на ногах стригут по прямой.
При длительной неподвижности пациента необходимо проводить профилактические мероприятия для предотвращения образования пролежней.

Подмывание пациентов.

Цель. Соблюдение гигиены; профилактика пролежней, опрелостей.
Показания. Подготовка пациента к взятию мочи для исследования, катетеризации мочевого пузыря; гинекологические манипуляции. Подмывают всех пациентов, находящихся на постельном режиме, утром, на ночь и после каждого опорожнения мочевого пузыря и кишечника.
Оснащение. Клеенка подкладная; металлическое или пластмассовое судно; кувшин или кружка Эсмарха с маркировкой «Для подмывания»; теплая вода (+35…+38 °С); 5% раствор калия перманганата; корнцанг; вата; почкообразный тазик; резиновые перчатки.
Техника выполнения подмывания пациентов:
1. В кувшин (кружку Эсмарха) наливают воду и добавляют несколько капель 5 % раствора калия перманганата до получения бледно-розового цвета.
2. Надевают перчатки.
3. Просят пациентку лечь на спину, согнуть ноги в коленях и развести их в бедрах.
4. Подстилают клеенку, подставляют судно.
5. Кусок ваты закрепляют в корнцанге так, чтобы его острые края были со всех сторон прикрыты.
6. В левую руку берут кувшин с теплым дезинфицирующим раствором и, вылив небольшое количество раствора на бедро пациентки, спрашивают: «Вам Не горячо?». Если температура воды приемлема, продолжают манипуляцию.
7. Орошают половые органы теплым дезинфицирующим раствором. Правой рукой берут корнцанг с ватой и обмывают половые органы по направлению струи к анальному отверстию, чтобы не занести инфекцию. Сначала обмывают малые половые губы, затем большие половые губы, паховые складки, лобок. В последнюю очередь обмывают анальное отверстие движением сверху вниз.
8. Снимают с корнцанга грязный ватный тампон, закрепляют чистый кусок ваты и высушивают половые органы в той же последовательности.
9. Убирают судно, помогают пациентке принять удобное положение в постели.
Мужчин подмывают при тех же показаниях. При подмывании важно правило «от центра к периферии», то есть от головки полового члена к паховой области.
Примечания. Пациентов на полупостельном режиме следует научить пользоваться биде, если оно есть в отделении.

Источник: Аббясов И.Х. Основы сестринского дела, 2007

Возможно заинтересует:

  • Постановка местного согревающего компресса, техника
  • Постановка горчичников, техника выполнения
  • Постановка банок, алгоритм выполнения
  • Смена постельного белья тяжелобольному, алгоритм выполнения
  • Уход за ушами, глазами, носом, волосами тяжелобольного, алгоритмы

Советуем прочитать:

  • Обработка полости рта тяжелобольным, алгоритм выполнения
  • Подача судна, мочеприемника тяжелобольному
  • Приготовление постели пациента, техника выполнения

Источник

Вопросы для изучения:

1. Понятия: «тяжелобольной пациент», «неподвижный пациент»

2. Значение личной гигиены пациента

3. Задачи сестринской помощи в зависимости от состояния пациента

4. Особенности ухода за тяжелобольным и неподвижным пациентом в стационаре

5. Бельевой режим стационара

Понятия: «тяжелобольной пациент», «неподвижный пациент»

В связи с увеличением числа больных хроническими заболеваниями (патология сердечнососудистой системы, органов дыхания, нарушения функции опорно-двигательного аппарата), изменением демографической ситуации – увеличение числа лиц пожилого и старческого возраста, перед медицинскими работниками встает задача по организации и проведении ухода за тяжелобольными и неподвижными пациентами.

Тяжелобольной– это пациент, у которого имеются значительные нарушения органов и систем, который нуждается в медицинской помощи и интенсивном сестринском уходе.

Неподвижный пациент – тот, у которого нарушено удовлетворение потребности двигаться из-за тяжести состояния или вследствие предписанного режима.

Утяжелобольного и неподвижногопациента нарушено удовлетворение потребностей:

— в движении,

— в нормальном дыхании,

— в адекватном питании и питье,

— в выделении продуктов жизнедеятельности,

— в отдыхе, сне,

— в преодолении боли.

— в способности поддерживать собственную безопасность.

В связи с этим возможны следующие проблемы:

— риск возникновения пролежней;

— риск дыхательных нарушений (застойные явления в легких);

— риск нарушения мочевыделения (инфицирование, образование камней в почках);

— риск нарушения аппетита;

— риск развития контрактур суставов (ограничение пассивных движений в суставе, то есть такое состояние, при котором конечность не может быть полностью согнута или разогнута в одном или нескольких суставах), гипотрофии мышц (тонус мышц и эластичность тканей резко снижены);

— риск травм;

— риск дефицита самоухода и личной гигиены;

— риск запоров;

— риск нарушения сна;

— риск дефицита общения.

Значение личной гигиены пациента

Одним из важнейших условий сохранения здоровья является соблюдение правил личной гигиены. Еще большее значение приобретает личная гигиена для больных, ослабленных людей. Соблюдение личной гигиены больными способствует их быстрейшему выздоровлению и предупреждает развитие многих осложнений.

Чтобы кожа была чистой и нормально функционировала, ежедневно необходим утренний и вечерний туалет. Кожубольного загрязняют выделения сальных и потовых желез, роговые чешуйки, микробы и пыль, а кожу промежности — выделения мочеполовых органов и кишечника. При отсутствии противопоказаний больного с разрешения врача следует мыть в ванне или под душем не реже 1 раза в неделю. Если ванна и душ противопоказаны, то, кроме ежедневного умывания, больного следует ежедневно обтирать, кипяченой или туалетной водой, водкой или одеколоном. Лицо, шею и верхнюю часть туловища полагается мыть ежедневно, руки — перед каждым приемом пищи. При строгом постельном режиме ноги нужно мыть 2-3 раза в неделю, поставив на кровать тазик.

Тяжелобольным кожу половых органов и заднего прохода следует обмывать после каждой дефекации и мочеиспускания. В случаях непроизвольного мочеиспускания или дефекации следует как можно быстрее заменить клеенку и подкладную пеленку, а при необходимости — постельное и нательное белье.

Подмышечные области, паховые складки, складки кожи под грудными железами, особенно у тучных и с повышенной потливостью больных, следует регулярно мыть или протирать во избежание опрелости.

Тяжелобольные, истощенные и находящиеся длительное время в постели, нуждаются в особенно тщательном уходе за кожей во избежание образования пролежней в местах, подвергающихся длительному давлению.

Волосынадо мыть теплой водой с мылом и осторожно расчесывать, ногти — систематически стричь.

Очень важен правильный уход за полостью рта: зубной щеткой не реже 2 раз в день чистят зубы и спинку языка; полоскать рот следует после каждого приема пищи. Тяжелобольным протирание зубов проводят при помощи ватного шарика, смоченного в 0,5% растворе соды, или в 5% растворе буры, или в слабом растворе перманганата калия. Промывание полости рта производят с помощью резинового баллона или поильника.

Уши необходимо регулярно мыть теплой водой и мылом.

При наличии выделений из глаз (склеивающих ресниц и век), во время утреннего туалета глаза осторожно промывают теплой водой при помощи ватного тампона.

При наличии выделений износа и образования корок их удаляют, предварительно размягчив, для чего в нос надо закапать вазелиновое масло или глицерин; нос осторожно прочищают ватным фитильком.

Больным, которым предписан постельный режим, подают судно. Перед подачей больному судно должно быть чисто вымыто теплой водой и продезинфицировано; в него наливают немного воды.

Мочеприемник подают хорошо вымытый, теплый.

Источник

Задание по внеаудиторной работе студентов:

по теме: «Личная гигиена тяжелобольного пациента»

Инструктаж

для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.

Цель:

– Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических знаний студентов.

– Развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.

– Пополнение знаний работой с дополнительной и справочной литературой.

В процессе самостоятельного изучения темы, студентам предлагается перечень вопросов, на которые Вы должны ответить.

Вы должны знать:

  • принципы ухода за тяжелобольным пациентом;

  • методику приготовления постели;

  • способы смены постельного и нательного белья у тяжелобольных;

  • способы размещения пациента в постели;

  • понятие пролежень;

  • факторы развития пролежней;

  • особенности ухода за кожей и профилактику пролежней;

  • элементы гигиенического ухода за тяжелобольным: расчёсывание волос, уход за полостью рта, зубами, зубными протезами, уход за руками и ногами, бритьё пациента;

  • методику оказания помощи при физиологических отправлениях.

Вы должны уметь выполнить следующие задания:

  • решить задачу по нарушенным потребностям (№ 1);

  • составить правильный алгоритм манипуляции (задание № 2);

  • перечислить места образования пролежней (задание № 3);

  • решить ситуационные задачи № 4 – 9;

  • выполнить тестовые задания № 10 – 19;

  • разгадать кроссворды № 1 и № 2 (задания № 20 и № 21).

Срок выполнения выбранного студентами задания:

Подготовить к следующему практическому занятию так, вперед!

Мотивация внеаудиторной самостоятельной работы.

Больной человек часто нуждается в помощи при осуществлении личной гигиены: умывании, бритье, уходе за полостью рта, волосами, ногтями, подмывании, приёме ванны, а также при осуществлении естественных потребностей. Образно говоря, в этой ситуации руки сестры становятся руками пациента. При этом, помогая ему, нужно максимально поощрять его желание к самостоятельности, а при необходимости обучить элементам ухода родственников пациента.

Задание № 1

  1. Решите задачу.

Пациент М., 70 лет находится в наркологическом отделении с тяжёлым нарушением мозгового кровообращения. У него отсутствуют движения в левой руке и ноге, отмечается непроизвольное отделение мочи. Пациент лежит в постели, отвернувшись к стене, страдает бессонницей. Пульс 90 ударов в минуту, артериальное давление 100/90 мм рт.ст.

  • Какие нарушены потребности?

  • Выявите, какие имеются проблемы у пациента?

  • Решите проблемы пациента в рабочих тетрадях.

  1. Смена простыни (пациент не может повернуться на бок).

Из перечисленных действий составьте алгоритм данной манипуляции.

  1. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, убедиться, что он её понимает.

  2. Чистую простыню скатать в поперечном направлении и повесить на спинку кровати.

  3. Надеть перчатки.

  4. Одна сестра приподнимает голову и плечи пациента, другая убирает подушку на тумбочку, скатывает грязную простыню к середине кровати и расстилает чистую, взбивает и укладывает на неё подушку.

  5. Встать с двух сторон кровати пациента.

  6. Опустить изголовье и плечи пациента на подушку.

  7. Одна сестра приподнимает таз пациента. Другая, скатывает грязную простынь и сбрасывает её в мешок, затем раскатывает чистую простыню.

  8. Одна сестра приподнимает ноги пациента, другая – скатывает грязную простыню и сбрасывает её в мешок.

  1. Опустить таз пациента на простыню.

  2. Опустить ноги пациента на простыню.

  3. Поднять изголовье кровати.

  4. Поднять одеяло, убедиться, что пациент лежит комфортно.

  5. Снять перчатки, вымыть руки.

________________________________________________________________

  1. Перечислите места образования пролежней.

  1. Крестец.

  2. ___________________________________

  3. ___________________________________

  4. ___________________________________

  5. ___________________________________

  1. Во время утреннего обхода к вам обратился пациент с жалобой, что у него склеиваются ресницы.

  • Ваша тактика?

__________________________________________________________________

  1. Меняя постельное и нательное бельё тяжелобольному м/с обратила внимание на покраснение в области крестца.

  • Предварительный сестринский диагноз и первоочередные действия.

__________________________________________________________________

  1. Пролежень это_______________________________________________

______________________________________________________________

7. В терапевтическом отделении находится пациент с сопутствующим ожирением (вес 120 кг, рост 160 см.)

  • Каковы особенности соблюдения личной гигиены?

_________________________________________________________________

  1. К вам обратилась пациентка, имеющая палатный режим, с просьбой помочь ей помыть волосы.

  • Ваши действия?

__________________________________________________________________

  1. У пациента, который имеет ограниченные возможности передвижения, появился неприятный запах изо рта.

  • Ваша тактика?

__________________________________________________________________

Тестовое задание.

Инструкция: выбрать один вариант правильного ответа.

10. Для протирания слизистой ротовой полости можно использовать:

А. 0,5% раствор калия перманганата.

Б. 5% калия перманганата.

В. 70% раствор этилового спирта.

Г. 3% раствор перекиси водорода.

11. Для протирания ресниц и век можно использовать:

А. 5% раствор калия перманганата.

Б. 1% раствор салицилового спирта.

В. 3% раствор перекиси водорода.

Г. 0,02% раствор фурацилина.

12. Протирание ресниц и век необходимо выполнять:

А. Снизу вверх.

Б. От наружного угла глаза к внутреннему.

В. Круговыми движениями.

Г. От внутреннего угла глаза к наружному.

13. Постельное бельё пациента меняют:

А. 1 раз в 14 дней.

Б. 1 раз в 7 дней.

В. 1 раз в день.

Г. 1 раз в месяц.

14. Постельное бельё тяжелобольному меняют:

А. 1 раз в день.

Б. 1 раз в неделю.

В. По мере загрязнения.

Г. 2 раза в день.

15. Как часто надо переворачивать тяжелобольного в постели?

А. Через каждые 3 часа.

Б. Через каждый час.

В. Через каждые 2 часа.

Г. Через каждые 30 минут.

16. Укажите факторы риска развития пролежней.

А. Недержание мочи.

Б. Недержание кала.

В. Неправильное положение тела пациента.

Г. Трение.

17. Под каким углом необходимо располагать зубную щётку при чистке зубов.

А. 30 градусов.

Б. 45 градусов.

В. 50 градусов.

Г. 90 градусов.

18. Одевание нательного белья пациенту (рубашка).

А. Надеть на руки, а затем голову.

Б. Надеть на голову, а затем на руки.

В. Одновременное одевание рук и головы.

Г. По желанию пациента.

19. Гигиену наружных половых органов у тяжелобольного проводят:

А. После физиологических отправлений.

Б. Утром, после сна.

В. Не менее 2 раз в сутки.

Г. По желанию пациентов.

20. Кроссворд № 1

По горизонтали:

  1. Предмет, который должен быть у каждого тяжелобольного индивидуальным.

  2. Как часто должна обрабатываться кожа у тяжелобольного пациента.

  3. Некроз тканей, обусловленный длительным давлением.

  4. Размягчение и разрыхление тканей вследствие действия на них жидкости.

  5. Состояние повышенной чувствительности к повторным воздействиям аллергенов или аутоаллергенов, выражающееся комплексом местных и общих реакций организма.

  6. Внедрение и размножение микроорганизмов в макроорганизме с развитием различных форм их взаимодействия.

  7. Приспособление, применяемое для проведения ножных ванн.

  8. Где чаще всего может образоваться пролежень?

  9. Имеет каждый пациент, страдающий недержанием мочи.

21. Кроссворд № 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

По горизонтали:

  1. Положение при котором пациент находится полулёжа и полусидя с приподнятым под углом 45 – 66 градусов кровати.

  2. Ватный жгутик для обработки носа и ушей.

  3. Средство индивидуальной защиты при осуществлении личной гигиены пациенту.

  4. Метод, применяемый ежедневно для ухода за кожей тяжелобольного.

  5. Место, которое наиболее часто подвержено сдавливанию тканей.

  6. Приспособление, используемое для закапывания капель.

  7. Способ смены постельного белья у тяжелобольного.

  8. Положение пациента в постели с общим режимом двигательной активности.

По вертикали:

  1. Раствор, используемый для обработки глаз (антисептик).

Таблица самооценки

Если… То…

Вы не сделали ошибок. Отлично! Материал данного занятия Вами усвоен. Так держать!

Вы сделали 1ошибку. Хорошо! Повторите вопрос, вызвавший затруднение.

Вы сделали 2 ошибки Удовлетворительно! Обратитесь

к преподавателю.

Вы сделали 3 ошибки Увы! Материал данного занятия Вами не усвоен.

Начните сначала!

Эталон ответа на внеаудиторную самостоятельную работу студентов по теме занятия: «Личная гигиена тяжелобольного пациента».

Ответы на тестовый контроль.

10А. 11Г. 12Б. 13Б. 14В. 15В. 16Г. 17Б. 18Б. 19А.

Ответы на кроссворд № 1.

  1. Судно

  2. Ежедневно.

  3. Пролежень.

  4. Мацерация.

  5. Аллергия.

  6. Инфекция.

  7. Ёмкость.

  8. Крестец.

  9. Мочеприемник.

Ответы на кроссворд № 2.

По горизонтали:

  1. Фаулера.

  2. Турунда.

  3. Перчатки.

  4. Обтирание.

  5. Крестец.

  6. Пипетка.

  7. Продольный.

  8. Активное.

По вертикали:

1. Фурацилин.

Задание № 2

Написать реферат на одну из предложенных тем.

При работе над рефератом внимательно изучить алгоритм действий и рекомендаций. Написанный реферат необходимо отдать на рецензию любому студенту вышей группы для анализа его содержания и оценивания качества изложения материала (в письменной форме).

Список рефератов (докладов):

– «Проблемы внутрибольничной инфекции»;

– «Соблюдение личной гигиены – залог здоровья человека»;

– «Внешний вид и личная гигиена медицинского работника».

– «Основные принципы ухода за кожей тяжелобольного пациента».

Основные требования:

Рекомендации по написанию реферата (доклада)

Реферат (доклад) должен быть напечатан на бумаге формата А 4 с использованием шрифта Times New Roman, размер шрифта 12, интервал полуторный.

На титульном листе должно быть:

  • название учебного заведения;

  • название отделения;

  • дисциплина;

  • тема реферата (доклада);

  • специальность;

  • Ф.И.О. студента;

  • № группы;

  • Ф.И.О. преподавателя;

  • город;

  • год.

Реферат (доклад) должен иметь содержание с указанием страниц и перечень использованной литературы.

Текст должен состоять из 3 – х частей:

– введение;

– основная часть;

– заключение.

Объем печатного текста не более 12 страниц.

Реферат сдается на проверку в папке – скоросшивателе, а бумажные листы текста в файлах.

Задание № 3

Составить кроссворд по теме: «Личная гигиена».

Рекомендации к составлению кроссворда

Кроссворд должен быть напечатан на бумаге формата А 4 с использованием шрифта Times New Roman, размер шрифта 12, интервал полуторный.

Алгоритм:

1. Выписать максимальное количество терминов по теме.

2. Выбраь 2 – 3 самых длинных терминов и расположить их по горизонтали и вертикали.

3. Остальные термины расположить по принципу пересечения.

4. Сформулировать суть каждого термина профессиональным языком.

5. Оформить кроссворд, представив один вариант, с заполненными клеточками, другой с, чистым.

Критерии оценки:

«5» – Использование всех терминов, точность формулирования.

«4» – Использование всех терминов, недостаточная точность формулирования.

«3» – Использование не всех терминов.

«2» – Использование не всех терминов, неаккуратное оформление.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Подготовить к следующему занятию:

1. Терминологический словарь.

2. Опорный конспект.

3. Питание и кормление пациента. Мухина С.А. , Тарновская И.И Теоретическое руководство к предмету ОСД часть 1. М: «ГЕОТАР–Медиа», 2016г. (стр.131-150)

– Основы рационального питания – стр. 131

– Организация питания в стационаре — стр.131 – 134.

– Кормление тяжелобольного пациента в постели – стр.135–141.

– Виды искусственного питания – стр. 141–150.

По завершению практического занятия проводится уборка рабочих мест, влажная уборка помещения.

Преподаватель: ______________ Чернышева И.А.

Источник