Массаж при пневмонии список литературы

Массаж при пневмонии список литературы thumbnail

Оглавление диссертации кандидат медицинских наук Сомов, Дмитрий Алексеевич

Список сокращений.

Введение.

Глава 1. Обзор литературы.

1.1. Классификация и этиология пневмоний.

1.2. Патогенез, патологическая анатомия и рентгенологическая диагностика внебольничных пневмоний.

1.3. Особенности анатомо-функциональных нарушений у больных пневмониями.

1.4. Комплексная реабилитация больных пневмониями.

1.5. Лечебная физкультура при пневмонии.

Глава 2. Материалы и методы исследования.

2.1. Характеристика больных, включенных в исследование.

2.3. Характеристика больных пневмониями, проходивших лечение в реабилитационном центре.

2.4. Методы исследования.

Глава 3. Программа лечебно-реабилитационных мероприятий и методика лечебной физкультуры.

3.1. Медикаментозная терапия.

3.2. Физиотерапевтическое лечение.

3.3. Клинико-физиологическое обоснование методики лечебной физкультуры.

3.4. Программа комплексного лечения всех пациентов и методика лечебной гимнастики.

Глава 4. Результаты лечения.

4.1. Влияние однократной процедуры лечебной гимнастики.

4.2. Результаты комплексного лечения по данным клинических и рентгенологических исследований.

4.3. Влияние программы комплексного лечения на деятельность сердечно-сосудистой системы.

4.4. Влияние комплексного лечения на устойчивость к гипоксии и функцию внешнего дыхания.

4.5. Результаты функционального мышечного тестирования.

4.6. Результаты восстановительного лечения в реабилитационном центре.

4.4. Клинический пример 1.

4.5. Клинический пример 2.

Глава 5. Обсуждение результатов.

Выводы.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эффективность программы физической реабилитации при пневмонии»

Актуальность проблемы.

В настоящее время во всём мире заболеваемость пневмониями продолжает занимать ведущие позиции в классе болезней органов дыхания, который, в свою очередь, является одним из лидирующих по заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Помимо указанного, наблюдается большая доля (до 25% случаев) и рост числа осложнений пневмоний [27; 41; 49; 73; 77; 110; 124].

При этом, несмотря на повышение эффективности медикаментозной, в частности, антибиотикотерапии, представляется необходимым применение немедикаментозных методов в комплексном лечении данного вида нозологий, ввиду наличия ряда побочных эффектов лекарственной терапии, в особенности, аллергических реакций [7; 76], а также с целью сокращения сроков лечения.

По данным разных авторов, до 72% больных пневмонией выписываются из стационара с разными остаточными клинико-рентгенологическими изменениями, а до 82% больных — с изменениями функции внешнего дыхания, кровообращения и газообмена [18; 43; 55; 85; 86; 87; 113; 114; 115; 116; 118; 120]

Медицинская реабилитация уверенно входит в практику лечения лёгочных заболеваний, в том числе и пневмоний. Данной проблеме посвящено большое число публикаций, авторы которых предлагают и обосновывают различные методы реабилитационной терапии [1; 70; 83; 117; 121]. Многие из этих методов эффективны, однако, в целом, комплексная программа восстановительного лечения больных пневмониями далека от совершенства.

Создание реабилитационной системы для легочных больных требует научного обоснования лечебно-реабилитационных действий. Необходима дальнейшая дифференциация и индивидуализация реабилитационных программ для конкретных больных [31].

Лечебная физкультура, массаж, физиотерапевтические процедуры способствуют повышению эффективности комплексного лечения больных пневмониями. В этой связи целесообразным представляется дальнейшее углубление изучения данных методик, в частности, индивидуального подхода к назначению и выполнению комплексов физических упражнений, а также разработка и обоснование дифференцированной комплексной программы, включающей физические методы лечения, кинезотерапию.

Имеющиеся данные о связях между висцеральными и соматическими структурами, благодаря висцеро-висцеральным, висцеро-моторным и моторно-висцеральным взаимосвязям [60], позволяют предположить возможность повышения эффективности лечения пациентов с пневмониями путём комплексного воздействия на миофасциальные структуры, вовлеченные в патологический процесс, с помощью дифференцированных программ физических тренировок.

Цель работы.

Разработать эффективную программу физической реабилитации в комплексном лечении больных пневмониями различной этиологии.

Объект исследования.

Пациенты с пневмониями разной этиологии.

Основные задачи исследования.

1) изучить особенности и длительность сохранения изменений функции внешнего дыхания при пневмониях различной этиологии;

2) изучить изменения миофасциальных структур у пациентов с пневмониями в зависимости от этиологии заболевания; 9

3) выявить наиболее частую локализацию пневмонии в зависимости от её этиологии;

4) исследовать и доказать целесообразность индивидуального выбора наиболее эффективных физических упражнений и их дозирования непосредственно во время проведения процедуры лечебной гимнастики;

5) изучить влияние предложенной нами программы лечебной физкультуры на функцию внешнего дыхания и состояние скелетной мускулатуры и сравнить её эффективность с результатами лечения по общепринятой программе двигательной терапии.

Научная новизна проблемы.

Несмотря на то, что в настоящее время продолжаются исследования, направленные на дальнейшее повышение эффективности медикаментозной терапии больных пневмониями, вопросу физической реабилитации и роли коррекции миофасциальных структур при данной патологии по-прежнему не уделяется достаточно внимания.

Научная новизна работы: 1) изучение динамики изменений функции внешнего дыхания при пневмониях разной этиологии и на разных стадиях лечения; 2) выявление миофасциальных изменений при пневмониях различной этиологии, изучение методов устранения их и влияния коррекции на функцию внешнего дыхания и эффективность реабилитационной программы в целом; 3) дифференцированный подбор физических упражнений в зависимости от функции внешнего дыхания, характера осложнений и состояния миофасциальных структур.

Практическая значимость работы

Разработана и клинически обоснована методика занятий с больными пневмонией различной этиологии, направленная на устранение мышечного дисбаланса.

Показано положительное влияние предложенной программы на полноту рентгенологического разрешения воспалительного процесса, функцию внешнего дыхания, устойчивость к гипоксии.

Внедрение

Предложенная методика исследования и устранения мышечного дисбаланса у больных пневмониями различной этиологии внедрена в работу отделения лечебной физкультуры ФГУ «Центральная клиническая больница с поликлиникой» УД Президента РФ и ФГУ «Центр реабилитации» УД Президента РФ. По основным положениям и результатам лечения проводились занятия с клиническими ординаторами. Результаты доложены на циклах усовершенствования врачей в ФГУ «УНМЦ» УД Президента РФ.

Положения, выносимые на защиту

1. В зависимости от этиологии пневмонии у пациентов имеются характерные изменения функции внешнего дыхания, своевременная коррекция которых с помощью специальных физических упражнений может повысить эффективность комплексного лечения.

2. Специфические изменения функции внешнего дыхания (наличие или отсутствие обструкции, преобладание рестрикции или обструкции) являются основанием для выбора специальных физических упражнений.

3. При пневмониях различной этиологии, степени тяжести, с наличием или отсутствием осложнений, сопутствующих заболеваний, имеются изменения в локомоторной системе, которые приводят к формированию мышечного дисбаланса и могут быть диагностированы с помощью функционального мышечного тестирования.

4. Нарушения ФВД и патологические изменения в миофасциальных структурах достаточно часто (30-36% случаев) сохраняются и после устранения клинических проявлений пневмонии, что инициирует длительное использование реабилитационных мероприятий, в частности, лечебной физкультуры.

Структура диссертации

Материалы диссертационной работы изложены на 172 страницах, содержат 28 таблиц и 11 рисунков. Список литературы составлен из 1214эоссийского и 32 зарубежных источников.

Автор выражает благодарность за помощь в подготовке работы руководителю темы — профессору кафедры восстановительной медицины и курортологии ФГУ «УНМЦ» УД Президента РФ д. м. н. Макаровой И.Н., заведующему кафедрой д. м. н., профессору Казакову В.Ф. и всем сотрудникам кафедры, всему коллективу ФГУ «Поликлиника №1» УД Президента РФ, ФГУ «Центр реабилитации» УД Президента РФ, ФГУ «Центральная клиническая больница» УД Президента РФ и отдельно зав. кабинетом реабилитации к.м.н. Бирюле Е.М., главному врачу корпуса №5 к.м.н. Воронцову B.JI., главному врачу корпусов №6-8 д.м.н. Девяткину A.B., всему коллективу пульмонологического отделения и лично заведующему отделением д.м.н., профессору Ноникову В.Е., старшему ординатору к.м.н. Макаровой О.В., отделениям лечебной физкультуры и функциональной диагностики корпусов №№5 и 6-8.

Заключение диссертации по теме «Восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физиотерапия», Сомов, Дмитрий Алексеевич

выводы

1) При изучении функции внешнего дыхания у пациентов с пневмониями были выявлены рестриктивные, обструктивные и смешанные нарушения. Обструктивные нарушения и признаки трахеобронхиальной дискинезии наиболее часто встречались у больных хламидийной и микоплазменной пневмониями, которые в большом количестве случаев сохранялись после окончания стационарного этапа лечения.

2) У больных пневмониями наблюдались признаки мышечного дисбаланса как результата патологических миофасциальных нарушений в мышцах шеи, грудной клетки, брюшной стенки, паравертебральной области и бедра. При этом достоверной взаимосвязи с этиологией не выявлено. Однако, наиболее выраженные и длительно сохранявшиеся патологические изменения мышц плечевого пояса и паравертебральной области, а также подвздошно-поясничной мышцы наблюдались при хламидийной и микоплазменной пневмониях.

3) Наиболее частой локализацией при бактериальной пневмонии являлась правосторонняя нижнедолевая, а при микоплазменной — левосторонняя нижнедолевая. Двусторонняя полисегментарная пневмония чаще встречалась при бактериальной и хламидийной, чем при микоплазменной этиологии. Левосторонняя верхнедолевая пневмония несколько чаще встречалась у больных микоплазменной и хламидийной пневмонией, чем у пациентов с бактериальной этиологией заболевания. Знание наиболее частой локализации воспалительного процесса и возможных осложнений позволяло рекомендовать включать в комплекс физических упражнений наиболее эффективные дренирующие и другие дыхательные упражнения.

4) Пульсоксиметрия является доступным и информативным методом для выбора наиболее эффективных физических упражнений, их дозировки, коррекции и индивидуализации нагрузки как в процессе одного занятия, так и всего курса лечебной физкультурой.

5) Комплексная программа лечения больных пневмонией на стационарном этапе, включающая разработанную нами методику физической реабилитации, способствовала, по данным рентгенологического исследования, более быстрому разрешению воспалительного процесса. Дыхательные упражнения, выбранные и учетом локализации процесса и особенностей изменений спирографических показателей, и миокоррекция способствовали более выраженному повышению функции внешнего дыхания и уменьшению мышечного дисбаланса в основной группе пациентов по сравнению с контрольной, занимавшейся лечебной физкультурой по общепринятой методике.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Источник

Ìàññàæ ïðè çàáîëåâàíèÿõ îðãàíîâ äûõàíèÿ

Ïðè âîñïàëåíèè áðîíõîâ (áðîíõèò) âåäóùèì ñèíäðîìîì ñòàíîâèòñÿ íàðóøåíèå ïðîõîäèìîñòè áðîíõîâ äëÿ äâèæåíèÿ âîçäóõà è ñåêðåòà (ìîêðîòû) â ñâÿçè ñ óìåíüøåíèåì ïðîñâåòà áðîíõî⠗ îáñòðóêöèåé (ñóæåíèåì), ïðåõîäÿùåé (íàïðèìåð, ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå) èëè ïîñòîÿííîé è íàðàñòàþùåé â ñâîåé èíòåíñèâíîñòè (ïðè õðîíè÷åñêîì îáñòðóêòèâíîì áðîíõèòå)

Ñòîëü æå âàæíûì íàðóøåíèåì âåíòèëÿöèè ÿâëÿåòñÿ îãðàíè÷èòåëüíûé ñèíäðîì. Íàïðèìåð, ïðè î÷àãîâîé è êðóïîçíîé ïíåâìîíèè ïðîèñõîäèò óìåíüøåíèå äûõàòåëüíîé ïîâåðõíîñòè ëåãêèõ. Óìåíüøåíèå ëåãî÷íûõ îáúåìîâ ïðè ýòèõ çàáîëåâàíèÿõ, îñîáåííî ïðè ñîïóòñòâóþùåì âîñïàëåíèè ïëåâðû, ìîæåò áûòü âûçâàíî ñîçíàòåëüíûì îãðàíè÷åíèåì ýêñêóðñèè ãðóäíîé êëåòêè âñëåäñòâèå âûðàæåííîãî áîëåâîãî ñèíäðîìà. Ïðè õðîíè÷åñêîì òå÷åíèè ïíåâìîíèè, êîãäà íàáëþäàåòñÿ èñòèííîå óìåíüøåíèå ëåãî÷íîé òêàíè (åå ñêëåðîçèðîâàíèå), à òàêæå ïðè îãðàíè÷åíèè ïîäâèæíîñòè ñàìîãî ëåãêîãî èç-çà ðàçâèòèÿ ñïàåê, ïðåïÿòñòâóþùèõ åãî ðàñïðàâëåíèþ, îáíàðóæèâàþòñÿ òàêæå îãðàíè÷èòåëüíûå íàðóøåíèÿ âåíòèëÿöèè.

 ïàòîãåíåçå äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò äèñêîîðäèíàöèÿ â ðàáîòå ðàçëè÷íûõ ãðóïï äûõàòåëüíûõ ìûøö (íàïðèìåð, âåðõíåãðóäíûõ è íèæíåãðóäíûõ). Èçâåñòíî, ÷òî ïåðåä ìûøå÷íîé ðàáîòîé è â ñàìîì íà÷àëå åå äûõàíèå óñèëèâàåòñÿ ïî ìåõàíèçìó óñëîâíîãî ðåôëåêñà. Âêëþ÷åíèå â âîññòàíîâèòåëüíîå ëå÷åíèå ïðîöåäóð ìàññàæà è óïðàæíåíèé, ñâÿçàííûõ ñ äâèæåíèåì âåðõíèõ è íèæíèõ êîíå÷íîñòåé è ñîâïàäàþùèõ ñ ôàçàìè äûõàíèÿ, ñòàíîâÿòñÿ óñëîâíî-ðåôëåêòîðíûì ðàçäðàæèòåëåì äëÿ äåÿòåëüíîñòè äûõàòåëüíîãî àïïàðàòà è ñïîñîáñòâóåò ôîðìèðîâàíèþ ó áîëüíûõ óñëîâíîãî ïðîïðèîöåïòèâíîãî äûõàòåëüíîãî ðåôëåêñà.  êîíå÷íîì èòîãå ïðèìåíåíèå ïåðå÷èñëåííûõ ñðåäñòâ âîññòàíîâèòåëüíîãî ëå÷åíèÿ ïðèâîäèò ê áîëåå ñëàæåííîé ðàáîòå ðåáåðíî-äèàôðàãìàëüíîãî ìåõàíèçìà äûõàíèÿ ñ áîëüøèì âåíòèëÿöèîííûì ýôôåêòîì è ñ ìåíüøåé çàòðàòîé ýíåðãèè íà ðàáîòó äûõàíèÿ.

Óëó÷øåíèå âî âðåìÿ ïðîâåäåíèÿ ïðîöåäóð ìàññàæà è ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé êðîâîòîêà â ðàáîòàþùèõ ìûøöàõ âûçûâàåò óìåíüøåíèå ñîïðîòèâëåíèÿ êðîâîòîêó íà ïåðèôåðèè, ÷òî â ñâîþ î÷åðåäü îáëåã÷àåò ðàáîòó ëåâîé ïîëîâèíû ñåðäöà. Ïîñëåäíåå ÷ðåçâû÷àéíî âàæíî ó ïàöèåíòîâ ñòàðøèõ âîçðàñòíûõ ãðóïï ïðè ñîïóòñòâóþùèõ ïîðàæåíèÿõ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû (ãèïåðòåíçèÿ, ìèîêàðäèîäèñòðîôèÿ è äð.). Îäíîâðåìåííî îáëåã÷àåòñÿ âåíîçíûé ïðèòîê êðîâè ê ïðàâîé ïîðàáîòàþùèõ ìûøö. Êðîìå òîãî, ðàñøèðåíèå ïåðèôåðè÷åñêîãî ñîñóäèñòîãî ðóñëà ñîïðîâîæäàåòñÿ óâåëè÷åíèåì ïîâåðõíîñòè ñîïðèêîñíîâåíèÿ êðîâè ñ êëåòêàìè òêàíåé, ÷òî â ñî÷åòàíèè ñ áîëåå ðàâíîìåðíîé âåíòèëÿöèåé àëüâåîë ïðèâîäèò ê ïîâûøåíèþ óòèëèçàöèè êèñëîðîäà.

Îñíîâíûå çàäà÷è: îáùåå îçäîðîâëåíèå îðãàíèçìà, óêðåïëåíèå äûõàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû, óâåëè÷åíèå ëåãî÷íîé âåíòèëÿöèè è ãàçîîáìåíà, óëó÷øåíèå ïîäâèæíîñòè ãðóäíîé êëåòêè.

Ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ è ìàññàæ óëó÷øàþò âûäåëåíèå ìîêðîòû, ôîðìèðóþò îïòèìàëüíûé ñòåðåîòèï ïîëíîãî äûõàíèÿ ñ óäëèíåííûì âûäîõîì.

Ïëàí ìàññàæà: âîçäåéñòâèå íà ïàðàâåðòåáðàëüíûå è ðåôëåêñîãåííûå çîíû ãðóäíîé êëåòêè, êîñâåííûé ìàññàæ äèàôðàãìû, ëåãêèõ è îáëàñòè ñåðäöà, äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ.

Ïîëîæåíèå ïàöèåíòà — ñèäÿ è ëåæà.

Ìàññàæ íàçíà÷àþò ïîñëå ñòèõàíèÿ îñòðûõ ÿâëåíèé â ïåðèîä îáðàòíîãî ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ ïðè óäîâëåòâîðèòåëüíîì îáùåì ñîñòîÿíèè è íîðìàëèçàöèè òåìïåðàòóðû. Íàëè÷èå ñëàáîñòè è áîëåé â áîêó íå ÿâëÿåòñÿ ïðîòèâîïîêàçàíèåì ê ïðèìåíåíèþ ìàññàæà.

Ìåòîäèêà ëå÷åáíîãî ìàññàæà

Ìàññàæ ïàðàâåðòåáðàëüíûõ çîí L5-L1, Th9-Th3, C4-C3:

• ïîãëàæèâàíèå ïëîñêîñòíîå, ïîâåðõíîñòíîå è ãëóáîêîå;

• ðàñòèðàíèå — ïîëóêðóæíîå ïîäóøå÷êàìè ïàëüöåâ è ëîêòåâûì êðàåì ëàäîíè;

• øòðèõîâàíèå, ñòðîãàíèå è ïèëåíèå;

• ðàçìèíàíèå — ïðîäîëüíîå ñäâèãàíèå, íàäàâëèâàíèå;

• ðàñòÿæåíèå è ñæàòèå;

• íåïðåðûâíàÿ âèáðàöèÿ, ïóíêòèðîâàíèå.

Ìàññàæ øèðî÷àéøèõ è òðàïåöèåâèäíûõ ìûøö:

• ïîãëàæèâàíèå, ðàñòèðàíèå, ðàçìèíàíèå, âèáðàöèÿ;

• ïîïåðå÷íîå ðàçìèíàíèå â íàïðàâëåíèè ñíèçó ââåðõ øèðî÷àéøèõ ìûøö ñïèíû â îáëàñòè ïîäìûøå÷íûõ âïàäèí è íàäêëþ÷è÷íûõ êðàåâ òðàïåöèåâèäíûõ ìûøö â íàïðàâëåíèè îò çàòûëêà ê ïëå÷åâûì ñóñòàâàì.

Ìàññàæ ãðóäèíî-êëþ÷è÷íî-ñîñöåâèäíûõ ìûøö:

• ùèïöåîáðàçíîå ïîãëàæèâàíèå è ðàçìèíàíèå;

• ïóíêòèðîâàíèå è íåïðåðûâíàÿ âèáðàöèÿ ïîäóøå÷êàìè ïàëüöåâ;

• ïóíêòèðîâàíèå è ïîêîëà÷èâàíèå â îáëàñòè VII øåéíîãî ïîçâîíêà.

Ìàññàæ ìåæëîïàòî÷íîé îáëàñòè è íàäëîïàòî÷íûõ çîí:

• ïîãëàæèâàíèå ïîäóøå÷êàìè ïàëüöåâ è ëàäîíüþ â ïîëóêðóæíûõ íàïðàâëåíèÿõ;

• ðàñòèðàíèå ïîäóøå÷êàìè ïàëüöåâ, îïîðíîé ïîâåðõíîñòüþ è ëîêòåâûì êðàåì êèñòè;

• ïèëåíèå è ïóíêòèðîâàíèå êîí÷èêàìè ïàëüöåâ;

• íåïðåðûâíàÿ âèáðàöèÿ.

Ìàññàæ íàä-è ïîäêëþ÷è÷íûõ çîí:

• ïîãëàæèâàíèå ïîäóøå÷êàìè ïàëüöåâ è ëîêòåâûì êðàåì ëàäîíè â íàïðàâëåíèè: îò ãðóäèíû ê àêðîìèàëüíî-êëþ÷è÷íûì ñî÷ëåíåíèÿì;

• ðàñòèðàíèå öèðêóëÿðíî ïîäóøå÷êàìè ïàëüöåâ;

• øòðèõîâàíèå è ðàñòèðàíèå â ïðîäîëüíîì íàïðàâëåíèè ëàäîííûì êðàåì êèñòè;

• ïóíêòèðîâàíèå ïàëüöàìè è íåïðåðûâíàÿ âèáðàöèÿ.

Ìàññàæ àêðîìèàëüíî-êëþ÷è÷íûõ è ãðóäèíî-êëþ÷è÷íûõ ñóñòàâîâ:

• ïîãëàæèâàíèå ëàäîííûìè ïîâåðõíîñòÿìè ïàëüöåâ â ïîëóêðóæíûõ íàïðàâëåíèÿõ è â íàïðàâëåíèè ê ïîäêëþ÷è÷íûì è ïîäìûøå÷íûì âïàäèíàì;

• ðàñòèðàíèå ñóñòàâíûõ ñóìîê;

• íåïðåðûâíàÿ âèáðàöèÿ è ïóíêòèðîâàíèå â îáëàñòè ñóñòàâîâ.

Ìàññàæ áîëüøèõ ãðóäíûõ è ïåðåäíèõ çóá÷àòûõ ìûøö: ïîãëàæèâàíèå, ðàñòèðàíèå, ðàçìèíàíèå è âèáðàöèÿ.

Ìàññàæ ìåæðåáåðíûõ ïðîìåæóòêîâ:

• ãðàáëåîáðàçíîå ïîãëàæèâàíèå ïîäóøå÷êàìè ïàëüöåâ â íàïðàâëåíèè: îò ãðóäèíû ê ïîçâîíî÷íîìó ñòîëáó;

• ïîëóêðóæíîå ðàñòèðàíèå è øòðèõîâàíèå êîí÷èêàìè ïàëüöåâ;

• ðèòìè÷íûå íàäàâëèâàíèÿ êîí÷èêàìè ïàëüöåâ ìåæðåáåðíûõ ïðîìåæóòêîâ;

• ïîãëàæèâàíèå è ðàñòèðàíèå ðåáåðíûõ äóã.

Ìàññàæ äèàôðàãìû: íåïðåðûâíàÿ âèáðàöèÿ è ðèòìè÷íûå íàäàâëèâàíèÿ ëàäîíÿìè ïî õîäó X–XII ðåáåð â íàïðàâëåíèè îò ãðóäèíû ê ïîçâîíî÷íîìó ñòîëáó.

Êîñâåííûé ìàññàæ (ïî Êóíè÷åâó Ë. À.):

Îáëàñòè ëåãêèõ — íåïðåðûâíàÿ âèáðàöèÿ è ðèòìè÷íûå íàäàâëèâàíèÿ íàä ëåãî÷íûìè ïîëÿìè ñçàäè è ñïåðåäè.

Îáëàñòè ñåðäöà:

• íåïðåðûâíàÿ âèáðàöèÿ îáëàñòè ñåðäöà;

• ëåãêèå òîë÷êîîáðàçíûå ðèòìè÷íûå íàäàâëèâàíèÿ ëàäîíüþ íàä ñåðäöåì è â îáëàñòè íèæíåé òðåòè ãðóäèíû.

Ãðóäíîé êëåòêè:

• ñäàâëèâàíèå ëàäîíÿìè ãðóäíîé êëåòêè ïî àêñèëëÿðíûì ëèíèÿì íà óðîâíå V–VI ðåáåð;

• ñîòðÿñåíèå ãðóäíîé êëåòêè, ñæàòèå è ðàñòÿæåíèå ãðóäíîé êëåòêè;

• äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ.

Ïðîäîëæèòåëüíîñòü ïðîöåäóðû — 12–18 ìèí. Êóðñ ëå÷åíèÿ — 12 ïðîöåäóð ÷åðåç äåíü.

Ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè

• Â íà÷àëå êóðñà ëå÷åíèÿ íà ïåðâûõ ïðîöåäóðàõ ìàññàæó ïîäâåðãàþò ïåðåäíþþ è áîêîâûå ïîâåðõíîñòè ãðóäíîé êëåòêè.

• Ïðîäîëæèòåëüíîñòü ïðîöåäóðû ìàññàæà íå äîëæíà ïðåâûøàòü 7–10 ìèí.

• Ïîñòåïåííî, îò ïðîöåäóðû ê ïðîöåäóðå, ïðîäîëæèòåëüíîñòü ìàññàæà óâåëè÷èâàþò äî 15–20 ìèí è ìàññàæó ïîäâåðãàþò ãðóäíóþ êëåòêó ñî âñåõ ñòîðîí.

• Íà ìåæðåáåðíûõ ìûøöàõ èñïîëüçóþò ãðàáëåîáðàçíîå ïîãëàæèâàíèå è ðàñòèðàíèå â íàïðàâëåíèè: ñïåðåäè íàçàä âäîëü ìåæðåáåðèé.

• Ïðè âûïîëíåíèè ñïèðàëåâèäíîãî ðàñòèðàíèÿ ÷åòûðüìÿ ïàëüöàìè îñîáîå âíèìàíèå óäåëÿþò ðàñòèðàíèþ ìÿãêèõ òêàíåé â îáëàñòè ïîçâîíî÷íèêà, ìåæëîïàòî÷íîé îáëàñòè, ïîä íèæíèìè óãëàìè ëîïàòîê è âäîëü èõ âíóòðåííåãî êðàÿ.

• Íà çàäíåé ïîâåðõíîñòè ãðóäíîé êëåòêè ñëåäóåò äîáàâèòü â ïðåäëîæåííóþ ñõåìó ïðèåìû ïîïåðå÷íîãî íåïðåðûâèñòîãî ðàçìèíàíèÿ è íàêàòûâàíèÿ.

• Íà ïåðåäíåé ïîâåðõíîñòè ãðóäíîé êëåòêè èñïîëüçóþò òå æå ìàññàæíûå ïðèåìû, íî ñ áîëüøåé ñèëîé âîçäåéñòâèÿ.

Ìåòîäèêà ìàññàæà ïî Î. Ô. Êóçíåöîâó

Ïëàí ìàññàæà: îáëàñòü íîñà, íîñîãóáíûé òðåóãîëüíèê, ïåðåäíÿÿ ïîâåðõíîñòü ãðóäíîé êëåòêè, çàäíÿÿ ïîâåðõíîñòü ãðóäíîé êëåòêè (ïîäóøêà ïîä æèâîò — äðåíàæíîå ïîëîæåíèå).

• Ìàññàæ íîñà è íîñîãóáíîãî òðåóãîëüíèêà. Ïðè ìàññàæèðîâàíèè ýòèõ çîí ïðîèñõîäèò ðåôëåêòîðíîå âîçäåéñòâèå íà îáëàñòè âåðõíèõ íîñîâûõ õîäîâ, êîòîðûå îêàçûâàþò âëèÿíèå íà óñâîåíèå êèñëîðîäà â òêàíÿõ ëåãêèõ. Ïðèåìû: ïîãëàæèâàíèå, ðàñòèðàíèå è íåïðåðûâèñòàÿ ëàáèëüíàÿ âèáðàöèÿ êðûëüåâ íîñà. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü — 1–1,5 ìèí.

Ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè:

• Êàæäûé ïðèåì ïðîâîäèòñÿ 1–2 ðàçà.

• Ðàñòèðàíèå è âèáðàöèÿ îñóùåñòâëÿþòñÿ äîâîëüíî ýíåðãè÷íî.

• Ìàññàæ óêàçàííûõ îáëàñòåé íå äîëæåí çàíèìàòü áîëåå 1–1,5 ìèí.

Èíòåíñèâíûé ìàññàæ àñèììåòðè÷íûõ çîí ãðóäíîé êëåòêè (ÈÌÀÇ)

Ïîêàçàíèÿ — áðîíõèòû, ïíåâìîíèÿ ñ àñòìàòè÷åñêèì êîìïîíåíòîì.

• Ìàññàæ íà÷èíàþò ñ âîçäåéñòâèÿ íà ìûøöû ãðóäíîé êëåòêè; ïðèåìû ìàññàæà ïðîâîäÿòñÿ èíòåíñèâíî.

• Ìàññèðóþòñÿ çîíû ïåðåäíåé è çàäíåé ïîâåðõíîñòè ãðóäíîé êëåòêè; êàæäàÿ çîíà ìàññèðóåòñÿ äâà ðàçà.

• Çîíû ïåðåäíåé ïîâåðõíîñòè ãðóäíîé êëåòêè ìàññèðóþòñÿ ïî 2,5–3 ìèí (íèç — âåðõ, íèç — âåðõ); ïðîäîëæèòåëüíîñòü 12 ìèí.

• Çîíû çàäíåé ïîâåðõíîñòè ãðóäíîé êëåòêè ìàññèðóþòñÿ ïî 5–6 ìèí êàæäàÿ (20–25 ìèí).

• Ïåðâûé âàðèàíò ìàññàæà — ëåâûé âåðõ, ïðàâûé íèç.

• Âòîðîé âàðèàíò ìàññàæà — ïðàâûé âåðõ, ëåâûé íèç (ðèñ. 1).

• Ïðè ëîêàëèçàöèè ïíåâìîíèè â ëåâîé íèæíåé äîëè ñåãìåíòîâ âûáèðàþò 2-é âàðèàíò.

• Ïðè àëëåðãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèÿõ, àñòìàòè÷åñêîì êîìïîíåíòå (áðîíõèàëüíàÿ àñòìà, àñòìàòè÷åñêèé áðîíõèò) ðåêîìåíäóåòñÿ íà÷èíàòü êóðñîâîå ëå÷åíèå ñî 2-ãî âàðèàíòà.

• Êóðñîâîå ëå÷åíèå — 4–6 ïðîöåäóð. Ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ öåëåñîîáðàçíåå ïðîâîäèòü äî ìàññàæà, òàê êàê ïîñëå ïðîöåäóðû ðåêîìåíäóåòñÿ òåïëî è îòäûõ â òå÷åíèå 2 ÷.

Ìàññàæ ïåðåäíåé ïîâåðõíîñòè ãðóäíîé êëåòêè

Ïëàí ìàññàæà: ãðóäíàÿ êëåòêà, âêëþ÷àÿ îáëàñòü æèâîòà: íà ïåðåäíåé ïîâåðõíîñòè — äî óðîâíÿ ïóïêà, íà çàäíåé ïîâåðõíîñòè — äî ãðåáíåé ïîäâçäîøíûõ êîñòåé.

Ïîëîæåíèå ïàöèåíòà — ëåæà íà ñïèíå (ãîëîâíîé êîíåö êóøåòêè ïðèïîäíÿò).

À. Òîðàêîàáäîìèíàëüíàÿ çîíà

Ïðîâîäÿòñÿ ñëåäóþùèå ìàññàæíûå ïðèåìû:

• ïëîñêîñòíîå ïîâåðõíîñòíîå è ãëóáîêîå ïîãëàæèâàíèå;

• ðàñòèðàíèå (øòðèõîâàíèå, ïèëåíèå, ãðåáíåîáðàçíîå, öèðêóëÿðíîå);

• ðàçìèíàíèå (ñäâèãàíèå ïîïåðå÷íîå, íàêàòûâàíèå, öèðêóëÿðíîå);

• ïîõëîïûâàíèÿ, ñòåãàíèÿ.

Á. Âåðõíÿÿ çîíà

Ïðîâîäÿòñÿ ñëåäóþùèå ìàññàæíûå ïðèåìû:

• ðàñòèðàíèå (øòðèõîâîå — ïîäóøå÷êàìè ïàëüöåâ, ëàäîíüþ, êðóãîâîå);

• âèáðàöèÿ â îáëàñòè âåðõóøêè ñåðäöà (V ìåæðåáåðüå), â îáëàñòè êëþâîâèäíîãî îòðîñòêà (ìàëàÿ ãðóäíàÿ ìûøöà), â ìåñòå ïðèêðåïëåíèÿ áîëüøîé ãðóäíîé ìûøöû;

• ðàçìèíàíèå (áîëüøàÿ ãðóäíàÿ ìûøöà) — ïðîäîëüíîå, ñäâèãàíèå, öèðêóëÿðíîå.

Çàêàí÷èâàþò ìàññàæ ïðèåìàìè ïðåðûâèñòîé âèáðàöèè íà íèæíåé è âåðõíåé çîíàõ — ïîêîëà÷èâàíèå è ðóáëåíèå.

Çàäíÿÿ ïîâåðõíîñòü ãðóäíîé êëåòêè

Ïîëîæåíèå ïàöèåíòà — ëåæà íà æèâîòå (ïîäóøêà ïîä æèâîò) — ñîçäàíèå äðåíàæíîãî ïîëîæåíèÿ

À. Íèæíÿÿ çîíà

Ïëàí ìàññàæà: ìàññàæíûå äâèæåíèÿ ïðîâîäÿòñÿ â íàïðàâëåíèè: îò óãëà ëîïàòêè äî ãðåáíÿ ïîäâçäîøíîé êîñòè.

Ïðîâîäÿòñÿ ñëåäóþùèå ìàññàæíûå ïðèåìû:

• ïîãëàæèâàíèå;

• ðàñòèðàíèå — øòðèõîâîå, ãðåáíåîáðàçíîå, ïèëåíèå (áîëüøèìè ïàëüöàìè ïàðàâåðòåáðàëüíî; êðóãîâîå ñ îòÿãîùåíèåì);

• ðàçìèíàíèå — ïîïåðå÷íîå, ïðîäîëüíîå, ñäâèãàíèå — ïðîäîëüíîå è ïîïåðå÷íîå;

• ðàñòèðàíèå;

• âèáðàöèÿ — à) íåïðåðûâèñòàÿ ãðàáëåîáðàçíî (ïî VI–IX ìåæðåáåðíûì ïðîìåæóòêàì) â íàïðàâëåíèè: îò çàäíåé ïîäìûøå÷íîé ëèíèè ê ïåðåäíåé; á) ïðåðûâèñòàÿ — ïîêîëà÷èâàíèå.

Á. Âåðõíÿÿ çîíà

Ïëàí ìàññàæà: ìàññàæ øåéíî-çàòûëî÷íîé îáëàñòè â íàïðàâëåíèè ê óãëó ëîïàòêè.

Ïðîâîäÿòñÿ ñëåäóþùèå ìàññàæíûå ïðèåìû:

• ïîãëàæèâàíèå;

• ðàñòèðàíèå (øòðèõîâàíèå, ãðåáíåîáðàçíîå îñíîâàíèåì ëàäîíè);

• ðàçìèíàíèå (áîëüøèìè ïàëüöàìè) â ìåæëîïàòî÷íîé îáëàñòè, â øåéíî-çàòûëî÷íîé îáëàñòè â íàïðàâëåíèè: îò óøíîé ðàêîâèíû ê ïîçâîíî÷íîìó ñòîëáó (êðóãîâîå); ñäâèãàíèå âåðõíåé ïîðöèè òðàïåöèåâèäíûõ ìûøö; ïðîäîëüíîå, ïîïåðå÷íîå ïî êðàÿì øèðî÷àéøåé ìûøöû;

âèáðàöèÿ ïðåðûâèñòàÿ — ïîêîëà÷èâàíèå è ðóáëåíèå.

Çàøòðèõîâàíû çîíû çàäíåé è ïåðåäíåé ïîâåðõíîñòè, êîòîðûå ïîäâåðãàþòñÿ ìàññàæíûì âîçäåéñòâèÿì (ðèñ. 3).

Массаж при пневмонии список литературы

Ðèñ. 3. Âàðèàíòû èíòåíñèâíîãî ìàññàæà àñèììåòðè÷íûõ çîí (ïî Î. Ô. Êóçíåöîâó): à) ïåðâûé âàðèàíò èíòåíñèâíîãî ìàññàæà: çîíû ãèïåðòðîôèêè â îáëàñòè ïðîåêöèè âåðõíåé äîëè ëåâîãî ëåãêîãî, ñðåäíåé è íèæíåé äîëè ïðàâîãî ëåãêîãî; á) âòîðîé âàðèàíò èíòåíñèâíîãî ìàññàæà: çîíû ãèïåðòðîôèêè â îáëàñòè ïðîåêöèè âåðõíåé äîëè ïðàâîãî ëåãêîãî, íèæíåé äîëè è ÿçû÷êîâîãî ñåãìåíòà ëåâîãî ëåãêîãî

Ìåòîäèêà ñåãìåíòàðíîãî ìàññàæà

(Glaser O. u. Dalicho A. W.)

Ïîêàçàíèÿ ê íàçíà÷åíèþ ìàññàæà:

• Èçìåíåíèÿ â ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè: çàòûëîê (Ñ3), ìåæëîïàòî÷íàÿ îáëàñòü (Ñ7-^2), ïàðàâåðòåáðàëüíûå ìûøöû (Ñ8-ÒÌ0), ïî õîäó ðåáåðíûõ äóã (Th6-Th10), ïîä êëþ÷èöàìè (Ñ4), îáëàñòü ãðóäèíû (Ñ5-ÒÌ), ñëåâà è ñïðàâà îò ãðóäèíû (Th2-Th1).

• Èçìåíåíèÿ â ìûøöàõ: ðåìåííàÿ ìûøöà ãîëîâû (Ñ3), òðàïåöèåâèäíàÿ ìûøöà (Ñ6), áîëüøàÿ ðîìáîâèäíàÿ (Ñ8-Òí2, Th4-Th5), ïîäîñòíàÿ (Ñ7-Òh1), ìåæðåáåðíûå â îáëàñòè ðåáåðíûõ äóã (Th6-Th9), ãðóäèíî-êëþ÷è÷íî-ñîñöåâèäíàÿ (Ñ3-Ñ4), áîëüøàÿ ãðóäíàÿ (Th2-Th4).

• Èçìåíåíèÿ â íàäêîñòíèöå: ãðóäèíà, ðåáðà, êëþ÷èöà, ëîïàòêà.

• Ìàêñèìàëüíûå (òðèããåðíûå) òî÷êè: âàëèê òðàïåöèåâèäíîé ìûøöû, ïîä êëþ÷èöàìè, ó êðàåâ ðåáåð.

Ïëàí ìàññàæà — ñî÷åòàííîå âîçäåéñòâèå ðàçëè÷íûõ ïðèåìîâ ìàññàæà íà îáëàñòü ñïèíû è ãðóäíîé êëåòêè.

Ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå è ïëåâðàëüíûõ ñïàéêàõ ýôôåêòèâíû ïðèåìû ðàñòÿæåíèÿ ìûøö ãðóäíîé êëåòêè.

Ìàññàæíûå ïðèåìû äîëæíû ñî÷åòàòüñÿ ñ äûõàòåëüíûìè óïðàæíåíèÿìè.

Ê äûõàòåëüíûì óïðàæíåíèÿì îòíîñÿòñÿ óïðàæíåíèÿ, ïðè âûïîëíåíèè êîòîðûõ ïðîèçâîëüíî (ïî ñëîâåñíîé èíñòðóêöèè èëè ïî êîìàíäå) ðåãóëèðóþòñÿ êîìïîíåíòû äûõàòåëüíîãî àêòà.

Ïðèìåíåíèå äûõàòåëüíûõ óïðàæíåíèé ñ ëå÷åáíîé öåëüþ ìîæåò îáåñïå÷èòü:

• íîðìàëèçàöèþ è ñîâåðøåíñòâîâàíèå ìåõàíèçìà äûõàíèÿ è âçàèìîêîîðäèíàöèþ äûõàíèÿ è äâèæåíèé;

• óêðåïëåíèå äûõàòåëüíûõ ìûøö (îñíîâíûõ è âñïîìîãàòåëüíûõ);

• óëó÷øåíèå ïîäâèæíîñòè ãðóäíîé êëåòêè è äèàôðàãìû;

• ðàñòÿãèâàíèå øâàðò è ñïàåê â ïëåâðàëüíîé ïîëîñòè;

• ïðåäóïðåæäåíèå è ëèêâèäàöèþ çàñòîéíûõ ÿâëåíèé â ëåãêèõ; óäàëåíèå ìîêðîòû.

Äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà äèíàìè÷åñêèå è ñòàòè÷åñêèå.

• Ê ñòàòè÷åñêèì îòíîñÿòñÿ óïðàæíåíèÿ, íå ñî÷åòàåìûå ñ äâèæåíèÿìè êîíå÷íîñòåé è òóëîâèùà, à òàêæå óïðàæíåíèÿ ñ äîçèðîâàííûì ñîïðîòèâëåíèåì:

à) äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå ñ ñîïðîòèâëåíèåì ðóêàì ìàññàæèñòà (ìåòîäèñòà ËÔÊ) â îáëàñòè êðàÿ ðåáåðíîé äóãè áëèæå ê ñåðåäèíå ãðóäíîé êëåòêè (ðèñ. 4);

Массаж при пневмонии список литературы

Ðèñ. 4. Äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå ñ ïðåîäîëåíèåì ñîïðîòèâëåíèÿ ðóê ìàññàæèñòà (ìåòîäèñòà ËÔÊ)

Массаж при пневмонии список литературы

Ðèñ. 6. Âåðõíåãðóäíîå äûõàíèå ñ ïðåîäîëåíèåì ñîïðîòèâëåíèÿ ðóê ìàññàæèñòà (ìåòîäèñòà ËÔÊ)

Массаж при пневмонии список литературы

Ðèñ. 5. Äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå ñ ïðåîäîëåíèåì ñîïðîòèâëåíèÿ (ìåøî÷åê ñ ïåñêîì)

Массаж при пневмонии список литературы

Ðèñ. 7. Íèæíåãðóäíîå äûõàíèå ñ ïðåîäîëåíèåì ñîïðîòèâëåíèÿ ðóê ìàññàæèñòà (ìåòîäèñòà ËÔÊ)

Массаж при пневмонии список литературы

Ðèñ. 8. Âåðõíå-è ñðåäíåãðóäíîå äûõàíèå ñ ïðåîäîëåíèåì ñîïðîòèâëåíèÿ ðóê ìàññàæèñòà (ìåòîäèñòà ËÔÊ)

á) äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå ñ óêëàäêîé íà âåðõíèé êâàäðàíò æèâîòà ìåøî÷êà ñ ïåñêîì ðàçëè÷íîãî âåñà (0,5–1 êã) (ðèñ. 5);

â) âåðõíåãðóäíîå äâóñòîðîííåå äûõàíèå ñ ïðåîäîëåíèåì ñîïðîòèâëåíèÿ ðóê ìàññàæèñòà â ïîäêëþ÷è÷íîé îáëàñòè (ðèñ. 6);

ã) íèæíåãðóäíîå äûõàíèå ñ ó÷àñòèåì äèàôðàãìû ñ ñîïðîòèâëåíèåì ðóê ìàññàæèñòà (ìåòîäèñòà ËÔÊ) â îáëàñòè íèæíèõ ðåáåð (ðèñ. 7);

ä) âåðõíåãðóäíîå äûõàíèå ñïðàâà (ñëåâà) ñ ñîïðîòèâëåíèåì ðóê ìàññàæèñòà (ìåòîäèñòà ËÔÊ) â âåðõíåé ÷àñòè ãðóäíîé êëåòêè (ðèñ. 8).

• Äèíàìè÷åñêèìè íàçûâàþòñÿ óïðàæíåíèÿ, â êîòîðûõ äûõàíèå ñîïðîâîæäàåòñÿ ðàçëè÷íûìè äâèæåíèÿìè âåðõíèõ è íèæíèõ êîíå÷íîñòåé, òóëîâèùà.

Êóðñ ëå÷åíèÿ 5–6 ïðîöåäóð.

Источник