Медицинская подготовка при ожогах конспект
Тема урока:
«Термические ожоги.
Оказание первой медицинской помощи при ожогах.»
Тема урока: «Термические ожоги. Оказание первой медицинской помощи при ожогах .»
Цели урока: познакомить учащихся со степенями ожогов, овладеть приемами оказания помощи при ожогах .
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
- Проверка домашнего задания учащихся за компьютерами. (компьютерное тестирование 2 варианта с помощью программы MyTestX ) https://mytest.klyaksa.net/htm/download/index.htm ссылка на закачку программы
- Объяснение нового материала.
I. При воздействии высоких температур у человека возникают ожоги. От пламени, кипятка и горячего пара они называются термическими. При воздействии на кожу и слизистые оболочки крепких кислот и щелочей возникают химические ожоги. При попадании на кожу и слизистые оболочки возникают радиационные ожоги. (слайд 3)
Тяжесть ожогов зависит не только от глубины поражения тканей, но и от площади ожога. В зависимости от глубины поражения кожи и тканей различают 4 степени ожогов: легкую (I), средней тяжести (II), тяжелую (III), крайне тяжелую (IV). (слайд 4—7 )
1 степень — на пораженном участке возникают покраснение и болезненные ощущения, отеки кожи. При оказании помощи необходимо освободить пострадавшую часть тела от одежды и подержать обожженное место под струей холодной воды до 10 мин. Можно приложить марлю, смоченную слабым раствором марганцевокислого калия. Затем на место ожога накладывают стерильную повязку. Поверхностные ожоги легко излечиваются на 3 или 4 день, начинается слущивание верхнего слоя кожи, и через несколько дней она приобретает нормальный вид.
2 степень — на обожженном месте появляются волдыри, заполненные тканевой жидкостью.
3 степень — происходит повреждение кожи и образуется струп (плотная обуглившаяся кожная ткань).
4 степень — обугливается не только кожа, но и подлежащие ткани: подкожно-жировая клетчатка, мышцы, сухожилия и даже кости.
Лечить ожоги 2, 3, 4 степени необходимо только в больнице.
Оказывается, наш «второй хлеб», наша «палочка-выручалочка» в домашнем меню, любимая наша картошка — еще и чудодейственное лекарство от ожогов. Если ребенок перегрелся на солнце, возьмите пару картофелин, натрите их на мелкой терке и мажьте тонким слоем обгоревшие места. Если ожоги не солнечные, а более тяжелые, прикладывайте к обожженному месту чистые тряпочки, смазанные густым слоем картофельной массы, периодически меняя ее на свежеприготовленную. Эффективно лечит ожоги также настойка крапивы, ее нужно приготовить заранее и держать дома на всякий случай. Итак, собираем и измельчаем свежую траву жгучей крапивы: один стакан на 0,5 л водки, настаиваем 2 месяца. Если понадобится, смачиваем в этой настойке кусок чистого бинта и прикладываем к месту ожога.
Для излечения даже самых тяжелых ожогов будет достаточно 3-4 повязок из такого снадобья: хорошо прокипяченных вместе со 100 г еловой живицы столько же свиного сала и пчелиного воска. Ожог сначала нужно промыть известковой водой (столовая ложка негашеной извести на литр кипяченой воды), а затем наложить повязку с приготовленной мазью.
И еще одно народное средство от ожога: кашица из свежего каланхоэ, предварительно чисто вымытого и тщательно размятого. Она снимает боль, способствует быстрому заживанию.
Размеры ожоговой поверхности выражают в процентах от общей поверхности кожного покрова.
Для взрослых поверхность головы и шеи принимают равной 9% (от всей поверхности тела), поверхность одной верхней конечности — 9%, поверхность груди и живота — 18%, задняя поверхность туловища — 18%, поверхность одной нижней конечности — 18%, поверхность промежности и наружных половых органов -1%.
При обширных, занимающих 10-15% поверхности тела ожогах II-III степени возникает тяжелое общее поражение организма ожоговая болезнь, которая иногда осложняется ожоговым шоком.
Ожоговая болезнь характеризуется: острой интоксикацией, нарушением в организме процессов водного и солевого обмена, часто осложняется воспалением легких, поражением печени, почек, острыми язвами желудочно-кишечного тракта.
При оказании помощи: (слайд 8)
1) Прежде всего надо погасить горящую одежду, для чего на пораженного набрасывают пальто, одеяло и гасят пламя.
2) Обожженную часть тела освобождают от одежды, обрезая ее вокруг, оставляя на месте прилипшие к ожогу.
3) Нельзя вскрывать пузырьки, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром, мазью и другими веществами.
4) На ожоговую поверхность накладывают стерильную повязку.
5) Провести все мероприятия по предупреждению шока и срочно транспортировать в медицинское учреждение.
Чего категорически нельзя делать при ожогах: (слайд 9 )
- отрывать одежду от тела; куски ткани следует оставить; вскрывать волдыри, возникающие на коже, и отслаивать кожу;
- рану на месте лопнувшего волдыря обрабатывать йодом, зеленкой, другими жгучими жидкостями (это дополнительный ожог);
- накладывать на ожоги бактерицидный лейкопластырь — снимая его, ты можешь отслоить обожженную кожу и усилить травму;
- место ожога смазывать лосьонами, мазями (кроме специальных), маслом, присыпать порошками, так как все это способствует удержанию тепла в обожженном месте и тем самым может усилить ожог.
Для закрепления Кроссворд (слайд 10 )
Задания к кроссворду и кроссворд раздаются учащимся с последующей проверкой на экране.
По горизонтали: 1. Повреждения тканей тела из-за высокой температуры. 2. Средство пожаротушения. 3. Какой орган защищает ватно-марлевая повязка при пожаре? 4. Остановка пожара на путях его распространения.
По вертикали: 1. Признак ожога 4-й степени. 2. Ожог, вызванный пламенем. 3. Признак ожога 2-й степени. 4. Как называется плотная обуглившаяся кожная ткань, образовавшаяся от ожога 3-й степени? 5. Способ прекращения горения веществ и материалов.
Литература и ресурсы.
- https://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BE%D0%B6%D0%BE%D0%B3%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D1%8C&stype=image
- Павлова О. В., Попова Г П. Пожарная безопасность. Конспекты занятий и классных часов в 5—11 классах. Волгоград. 2006 г
- Митрофанов А. М., Аделев А. И., Киселев Ю. П. ОБЖ. 5 класс. Учебное пособие, Тамбов, 2002 г
- Завьялов В.Н., Гоголев М.И. Медико-санитарная подготовка учащихся. М, Просвещение. 1986 г
- Программа MyTestX. Адрес для закачки программы: https://mytest.klyaksa.net/htm/download/index.htm
- Тесты по основам медицинских знаний, ПДД. Газета. Полоса безопасности. Февраль, 2006 г, №2 (32).
Источник
военно-медицинская ПОДГОТОВКА
Опорный конспект
ТЕМА:
Первая медицинская помощь при ожогах и обморожениях
Вопросы занятия:
Ожоги, их причины, признаки, классификация. Особенности ожогов от светового излучения ядерного взрыва, напалма и других зажигательных веществ. Профилактика и первая медицинская помощь при ожогах. Практическая отработка нормативов в наложении повязок при ожогах. Обморожения, переохлаждения: признаки, причины, классификация. Профилактика и оказание первой медицинской помощи при обморожениях и замерзаниях. Основные способы искусственного дыхания. Обучение проведению непрямого массажа сердца и искусственного дыхания способом «изо рта в рот», «изо рта в нос».
І. Методика подготовки руководителя к занятию:
Уяснение темы, занятия и их целей. Изучение содержания данного занятия. Изучение наставлений, инструкций, руководств и сборника нормативов. Определение последовательности проведения занятия и использования материального обеспечения. Определение методических приемов проведения занятия. Составление плана-конспекта (плана, опорного конспекта). Подготовка материального обеспечения занятия и места проведения занятия. Определение требований безопасности при проведении занятия. Утверждение плана-конспекта (плана) у непосредственного начальника. Проведение ИМЗ (инструктажа) с помощниками руководителя занятия. Организация самостоятельной подготовки помощников руководителя занятия.
II. Методические указания по проведению занятия.
В ходе занятия необходимо изучить с солдатами классификацию ожогов, обморожений, переохлаждений, их причины и признаки, уточнить особенности ожогов от светового излучения ядерного взрыва, напалма и других зажигательных веществ, ознакомится с профилактическими мероприятиями по предупреждению ожогов, обморожений, переохлаждений и изучить порядок оказания первой медицинской помощи при них. Практически отработать нормативы в наложении повязок при ожогах, обучить солдат проведению непрямого массажа сердца и искусственного дыхания способом «изо рта в рот», «изо рта в нос».
Занятие с солдатами проводить на полевой или приказарменной учебной базе.
В процессе занятия изучить содержание, условия выполнения и порядок отработки нормативов по военно-медицинской подготовке.
Личный состав на занятие выходит в полевой форме одежды с оружием, средствами индивидуальной защиты, и шанцевым инструментом.
Занятие проводится, как правило, под руководством командира обучаемого подразделения или врачами (фельдшерами) с привлечением в качестве помощников руководителя занятия штатных командиров отделений.
Для отработки учебных вопросов создается тактическая обстановка, которая в целях усложнения выполнения задачи должна постоянно наращиваться путем объявления различных вводных.
Отделениям (расчетам) ставятся конкретные задачи в соответствии с их боевым предназначением и отрабатываемыми вопросами.
Командир подразделения на занятии должен совершенствовать свои практические навыки в организации работы с подчиненными и в управлении подразделением.
Выход обучаемых в район занятия, передвижение в ходе занятия и возвращение их в расположение могут проводиться в тактической обстановке с отработкой действий подразделения на марше, при ядерном, химическом, воздушном нападении противника, преодолении зараженных и разрушенных участков местности, а также методом попутной физической тренировки.
Местность, на которой проводится занятие, должна в наибольшей степени обеспечивать поучительность занятия, способствовать качественной отработке учебных вопросов и достижению поставленных учебных целей. Руководитель занятия должен хорошо ознакомиться с местом проведения занятия и умело использовать его в целях достижения поучительности занятия.
Во вводной части занятия руководитель организует получение военнослужащими оружия, индивидуальных средств защиты, экипировки, шанцевого инструмента и учебной укладки (имитационных средств для оказания само — и взаимопомощи при различных поражениях личного состава). Затем выводит подразделение к месту проведения занятия.
При проверке внешнего вида он обращает особе внимание на правильность подгонки обмундирования и снаряжения подчиненных, проверяет оружие на его наличие и комплектность.
Контрольный опрос военнослужащих должен состоять из вопросов по предыдущим темам и охватывать: теоретический – не менее 3-4 человек, практический – 100% личного состава. По результатам контрольного опроса руководитель выставляет оценки.
Руководитель занятия объявляет обучаемым тему, занятие и цель предстоящего занятия, при этом особо отмечает, какие знания и навыки, приобретенные ранее, могут пригодиться при изучении вопросов предстоящего занятия. Он доводит до военнослужащих меры безопасности при обращении с оружием и шанцевым инструментом, указывает порядок безопасного выполнения элементов занятия. Объявляет сигналы взаимодействия, управления и тревоги на время предстоящего занятия.
Основную часть занятия руководитель начинает с построения личного состава в развернутом, двухшереножном строю.
Теоретические положения отрабатываются с широким использованием учебных пособий (плакатов, схем, таблиц, макетов), а практические приемы и нормативы по военно-медицинской подготовке — на местности, тактическом поле, приказарменной учебно-материальной базе с использованием учебных (имитационных) индивидуальных средств медицинской защиты.
В начале практического занятия руководитель объясняет и показывает порядок и последовательность выполнения приема по оказанию первой медицинской помощи с использованием табельных и подручных средств, а затем отрабатывает их с обучаемыми.
Отрабатывая практические действия, руководитель добивается четкого и правильного их выполнения от каждого обучаемого. Обнаружив ошибки в действиях личного состава, руководитель приостанавливает выполнение приема, указывает на недостатки, разъясняет, а если необходимо, то и показывает этот прием лично или при помощи обучаемого правильно выполняющего его и продолжает тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены.
Для проведения тренировок по отработке приемов оказания первой медицинской помощи привлекаются санитарные инструкторы и командиры отделений, с которыми накануне проводятся инструкторско-методические занятия и инструктажи.
Упражнения по отработке нормативов и практических действий производятся путем разделения обучаемых на две равные группы. Одна группа оказывает помощь, другая представляет условно раненых. Вначале прием (норматив) отрабатывается без учета времени, а по мере его отработки — оценивается правильность действий обучаемых и затраченное время. Затем группа меняются местами.
При отработке нормативов и практических действий руководитель занятия обращает внимание обучаемых на соблюдение мер безопасности, проводит краткий разбор занятия, обращает особое внимание на жизненную необходимость само — и взаимопомощи при поражениях и несчастных случаях в повседневной жизни, на учениях и в боевой обстановке.
Знания и практические навыки полученные на занятии в дальнейшем совершенствуются на медицинских тренажах, на комплексных и тактико-специальных занятиях и учениях.
После отработки каждого учебного вопроса руководитель занятия выстраивает подразделение, проводит частный разбор, затем объявляет обучаемым следующий учебный вопрос и его содержание, доводит основные требования по его выполнению и приступает к его отработке.
После отработки всех учебных вопросов руководитель проводит заключительную часть занятия. В первую очередь он проверяет оружие на его наличие и комплектность, состояние индивидуальных средств защиты, экипировки и шанцевого инструмента, комплектность и наличие материальных средств медицинской укладки.
При подведении итогов занятия руководитель напоминает обучаемым тему, учебные цели и основные вопросы, получившие отражение на занятии. Отмечает положительное в действиях личного состава, подробно разбирает характерные ошибки.
Затем он объявляет военнослужащим оценки, полученные за контрольные вопросы во вводной части занятия и отмечает лучших военнослужащих по результатам отработки вопросов текущего занятия.
Заканчивая занятие, руководитель объявляет тему предстоящего занятия, выдает задание на самоподготовку и организует отправку личного состава в подразделение для сдачи оружия, средств индивидуальной защиты, экипировки, шанцевого инструмента и средств имитации.
УТВЕРЖДАЮ | |||
Командир войсковой части | |||
(воинское звание) | |||
(фамилия) | |||
« | » | 200 | г. |
ПЛАН
проведения занятия с | ||||||
по | Военно-медицинской подготовке | на | « | » | 200 | г. |
Тема: Первая медицинская помощь при ожогах и обморожениях.
Занятие: Ожоги, их причины, признаки, классификация. Особенности ожогов от светового излучения ядерного взрыва, напалма и других зажигательных веществ. Профилактика и первая медицинская помощь при ожогах. Практическая отработка нормативов в наложении повязок при ожогах. Обморожения, переохлаждения: признаки, причины, классификация. Профилактика и оказание первой медицинской помощи при обморожениях и замерзаниях. Основные способы искусственного дыхания. Обучение проведению непрямого массажа сердца и искусственного дыхания способом «изо рта в рот», «изо рта в нос».
Цель занятия:
Изучить классификацию ожогов, их причины и признаки.
Усвоить особенности получения ожогов от светового излучения ядерного взрыва, напалма и других зажигательных веществ.
Закрепить знания по профилактики ожогов и оказанию первой медицинской помощи при ожогах.
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
Источник
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
для проведения занятий по военно-медицинской подготовке
Тема: «Первая медицинская помощь при обморожениях, ожогах и отравлении техническими жидкостями.»
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОЖОГАХ.
ОЖОГИ возникают при действии на кожу высокой температуры от различных источников тепла: пламени, раскаленных предметов, газов, жидкостей, зажигательных смесей, светового излучения ядерных взрывов и др.
Наиболее тяжелые ожоги возникают от воздействия пламени. Пламя охватывает большие поверхности кожи и поражает ткани на значительную глубину.
Ожоги от светового излучения ядерных взрывов чаще поражают . только открытые участки тела и бывают неглубокими. Однако нередко они сочетаются с воздействием на организм проникающей радиации и ударной волны, что осложняет их лечение. Световое излучение ядерного взрыва может также вызвать временное ослепление людей / от 1 минуты до 1 часа и более/, а также ожоги, коньюктивы, роговицы, сетчатки глаз.
Различают 4 степени ожогов. . При ожоге 1 степени на коже появляется краснота, припухлость и болезненность. При небольших размерах ожоги 1 степени специального лечения не требуется. При этом обычно ограничиваются смачиванием пораженных мест спиртом или одеколоном. Все явления ожогов исчезают через 4-5 дней.
Ожоги 2 степени сопровождаются . появлением на коже пузырей, наполненных светлой жидкостью, при ожогах 3 и 4 степени погибает кожа, а в тяжелых случаях глубжележащие ткани. Ожоги II, III и IY степени нуждаются в специальном лечении.
При оказании ПМП при ожогах . следует прежде всего устранить источник, вызывающий ожоги. Горящую одежду следует быстро сбросить. А если это сделать нельзя, то потушить огонь водой или путем прекращения к огню доступа воздуха. Для этого горящее место закрывают шинелью, кашмой, одеялом, засыпают снегом, землей, обильно поливают водой или погружают в воду.
Тушение горючих смесей. /бензин, керосин/, а также напалма и других зажигательных смесей обеспечивается только прекращением доступа к огню воздуха.
После устранения действия источника высокой температуры на обожженные участки тела необходимо наложить сухую стерильную повязку. При этом пузыри в месте ожогов и приставшие к телу остатки одежды удалять нельзя. Обожженному следует ввести под кожу противоболевое средство и направить его в ближайший медицинский пункт.
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОБМОРОЖЕНИЯХ.
Воздействие холода на какую-либо часть тела вызывает обморожение. Если воздействие холода сопровождается понижением общей температуры тела, может наступить замерзание организма.
Обморожение и замерзание организма возможны даже при положительной температуре окружающего воздуха. Появлению обморожений способствуют резкие и частые колебания температуры и повышенная влажность воздуха, ветер, а также влажная тесная одежда и обувь, которые вызывают увеличение тепла отдачи организма и нарушение нормального кровообращения. Обморожениям способствует также неподвижное положение, усталость, голод, кровопотеря и ранения.
Различают 4 степени обморожений. . При обморожении 1 степени вначале ощущается холод, затем покалывание и жжение. Обмороженные места теряют чувствительность, приобретают белый цвет.
При обморожении 2 степени, кроме признаков, характерных для обморожений 1 степени, к концу 1-2 суток появляются пузыри, наполненные прозрачной жидкостью. Обморожение 3 степени характеризуются омертвлением кожи и прилегающих мягких тканей и костей.
При обморожении 1 степени специального лечения не требуется. Обмороженные участки тела следует хорошо растереть чистой рукой или мягкой тканью. При растирании не следует пользоваться снегом, так как при этом можно повредить кожу и внести инфекцию. Если обморожены, например кисти рук или стопы, то пострадавшего следует внести в теплое помещение, обмороженную конечность поместить в теплую воду, повышая ее температуру с 20 до 40 градусов в течении получаса. Одновременно обмороженную конечность следует массировать чисто вымытыми руками, а пострадавшего делать активные движения пальцами, стопой, кистью. Если не представляется возможным поместить обмороженную конечность в ванну, то можно ограничиться растиранием ее, предварительно смочив пораженные участки спиртом или одеколоном. Растирание продолжать до покраснения обмороженной части. Затем следует насухо вытереть ее и наложить стерильную повязку. Выздоровление наступает через 5-7 дней. Однако подвергшаяся обморожению область приобретает повышенную чувствительность к холоду. Лица с обморожениями 2,3 и 4 степени направляются в мед.пункт.
Важнейшими практическими мероприятиями, предохраняющими от обморожения, сухая обувь и одежда, а также активное движение /ходьба, бег/ производимые на морозе.
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИЯХ.
При ТО и Р современной ВАТ широко используются различные жидкости. Попадая в организм, они могут вызвать тяжелые отравления.
Некоторые технические жидкости, как например, тетраэтилсвинец /ТЭС/ и дихлорэтан, способны проникать в организм через кожу.
Ряд технических жидкостей, пары бензина, серной кислоты и др. скапливаясь в закрытых, плохо вентилируемых помещениях, могут попасть в организм через органы дыхания. Через органы дыхания в организм попадают и вредные газы. Такие например, как окись углерода и другие.
Технические жидкости могут попасть в организм и через желудочно-кишечный тракт при случайном употреблении их или при глубоком нарушении правил обращения с ними в процессе работы.
ОТРАВЛЕНИЕ ЭТИЛИРОВАННЫМ БЕНЗИНОМ И АНТИФРИЗОМ.
Автомобильный бензин представляет собой сильный яд. Различные добавки к ним, в частности ТЭС, усиливают их токсичное действие. Даже непродолжительное пребывание в атмосфере, содержащей пары бензина свыше 0,3 мг/л воздуха, вызывает начальные признаки отравления: головную боль, першение в горле, кашель, раздражение глаз.
При наличии в воздухе бензина около 35-40 мг/л быстро наступает _тяжелое отравление, . которое может привести к смерти. Попадая на кожу, бензин растворяет кожное сало, делает кожу сухой и нарушает ее целостность. Через образовавшиеся трещины в кожу проникают микробы, которые вызывают гнойничковые заболевания.
ТЭС, добавляемый в бензин как антидетонатор, способен всасываться в кровь через кожу и вызывать острое отравление. . Длительное воздействие малых концентраций ТЭС и паров бензина может вызвать хроническое отравление. При этом появляются головная боль, бессоница, быстрая утомляемость и понижение аппетита.
В системах охлаждения двигателей широко применяется _ антифриз. При попадании в желудочно-кишечный тракт он вызывает тяжелое отравление. Прием 50-70г /2-3 стол.ложки/ антифриза вызывает смерть. Первые признаки отравления антифризом схожи с алкогольным опьянением, а затем наступает резкое расстройство общего состояния: рвота, боли в животе, потеря сознания. Через 2-3 дня развивается тяжелое поражение почек и печени.
При отравлении парами бензина пострадавшего необходимо вынести на чистый воздух. При потери сознания давать нюхать нашатырный спирт, а при остановке дыхания — делать искусственное дыхание.
Если отравление произошло вследствии заглатывания бензина, ТЭС или антифриза, пострадавшему следует выпить 5-6 стаканов воды и путем раздражения корня языка пальцами вызвать рвоту. Эту процедуру повторить несколько раз.
Участки кожи, на которых имеется этилированный бензин, следует обмыть керосином, а при отсутствии его насухо вытереть ветошью и обмыть водой с мылом. К пострадавшему немедленно следует вызвать врача или отправить его в мед.пункт.
ОТРАВЛЕНИЕ МЕТИЛОВЫМ СПИРТОМ.
Метиловый спирт широко применяется в качестве растворителя. Он входит в состав тормозной жидкости. Большинство случаев отравления связано с приемом его внутрь вместо винного/этилового/ спирта. Возможны отравления и при вдыхании паров. Прием 10-15г /1-2 чайные ложки/ метилового спирта может вызвать тяжелое отравление, а 50-100 г смерть.
Признаки отравления метиловым спиртом развиваются через 1-2 часа после его употребления. Вначале наступает картина, сходная с алкогольным опьянением, Затем появляются общая слабость, рвота, судороги, ухудшение зрения, которые прогрессируют и из-за необратимых изменений в сетчатке глаза и зрительном нерве, как правило, кончается полной потерей зрения или слепотой.
Оказание ПМП оказывается, как и при отравлении бензином и антифризом.
Источник