Методическая разработка занятия по пневмонии

Методическая разработка занятия по пневмонии thumbnail

Слайд 1

ПНЕВМОНИЯ

Слайд 2

СТРОЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА

Слайд 3

ПНЕВМОНИЯ – это острое инфекционное заболевание, при котором происходит поражение альвеол, сопровождающееся экссудацией и инфильтрацией клетками воспаления паренхимы как ответ на внедрение и пролиферацию микроорганизмов в стерильные в норме отделы респираторного тракта

Слайд 4

АВЛ КОРНЕЛИЙ ЦЕЛЬС ( I век до н. эры) – первые упоминания о воспалении в респираторных отделах дыхательного тракта; ВИЛЛИС (1684 г.) – подробно описал симптомы острой лихорадки, кашля и затрудненного дыхания; ЛАЭННЕК (1781- 1826 г.) – описал аускультативную картину пневмонии. РОКИТАНСКИЙ (1804-1878 г.)- выделил 2 морфологических варианта пневмонии – долевую и бронхопневмонию. РЕНТГЕН (1845-1923г.)- открыл рентгеновские лучи и исследовал их свойства .

Слайд 5

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ 3-15 ЧЕЛОВЕК НА 1000 НАСЕЛЕНИЯ СМЕРТНОСТЬ от внебольничных пневмоний – 5%; от нозокомиальных пневмоний – 20%; у пожилых – 30% ОШИБКИ В ДИАГНОСТИКЕ 20% ДИАГНОЗ ПНЕВМОНИИ В ПЕРВЫЕ 3 ДНЯ СТАВИТСЯ У 35% ЗАБОЛЕВШИХ

Слайд 6

ЭТИОЛОГИЯ Mycoplasma pneumoniae Streptococcus pneumoniae Haemophilus influenza Chlamydia pneumoniae Legionella pneumoniae Staphilococcus aureus

Слайд 7

ВНЕБОЛЬНИЧНАЯ ПНЕВМОНИЯ Streptococcus pneumoniae (30-90%) ; Mycoplasma pneumoniae (до 30% до 45 лет и до 9% старше 45 лет); Haemophilus influenza (5-18%); Chlamydia pneumoniae (2-8%); Legionella pneumoniae (2-10%) ; Staphilococcus aureus ( менее 5%); Грамотрицательные микроорганизмы (редко); Вирус гриппа (в период эпидемии); 20-30% этиология пневмонии не устанавливается ЭТИОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ. 1

Слайд 8

ЭТИОЛОГИЯ Pseudomonas aeruginosa Klebsiella pneumoniae Enterobacter spp. Staphilococcus aureus

Слайд 9

ВН УТРИ БОЛЬНИЧНАЯ ПНЕВМОНИЯ Развивается через 48 и более часов после поступления больного в стационар Грамотрицательные аэробные микроорганизмы, особенно: Pseudomonas aeruginosa; Klebsiella pneumoniae; Enterobacter spp. Грамположительные: Staphilococcus aureus ЭТИОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ. 2

Слайд 10

ПНЕВМОНИЯ У ЛИЦ С ИММУНОДЕФИЦИТОМ Цитомегаловирус; Патогенные грибы; ВИЧ-ассоциированные пневмонии: Pneumocystis carinii ; Mycobacterium tuberculosis ; Streptococcus pneumoniae ; Haemophilus influenze . ЭТИОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ. 3

Слайд 11

ПАТОГЕНЕЗ Этиологические факторы Выброс эндо- и экзотоксинов Колонизация эпителиальных клеток Клинические проявления болезни Воспаление альвеол и бронхиол Инвазия и внутриклеточная персистенция возбудителя Адгезия к эпителиальным клеткам Активация условно-патогенной микрофлоры Нарушение лег. кровообращения Снижение общей неспец. защиты Подавление местных защитных мех-мов Способствующие фак-ры и фак-ры риска Образование АТ и иммунных комплексов

Слайд 12

КЛАССИФИКАЦИЯ (Международный консенсус и Российский терапевтический протокол, приказ Минздрава РФ № 300, 1998). ВНУТРИБОЛЬНИЧНАЯ ПНЕВМОНИЯ (ГОСПИТАЛЬНАЯ, НОЗОКОМИАЛЬНАЯ). ВНЕБОЛЬНИЧНАЯ ПНЕВМОНИЯ (ПЕРВИЧНАЯ, ДОМАШНЯЯ). АСПИРАЦИОННАЯ ПНЕВМОНИЯ. ПНЕВМОНИЯ У ЛИЦ С ИММУНОДЕФИЦИТОМ (врожденным или приобретенным).

Слайд 13

КЛИНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКА ЦИ Я Очаговая пневмония ( бронхопневмония ) Крупозная ( долевая ) пневмония Интерстициальная пневмония

Слайд 14

ЭТАПЫ ДИАГНОСТИКИ ПНЕВМОНИИ Установить факт наличия пневмонии. Провести дифференциальную диагностику с целью исключения синдромно сходных состояний. Ориентировочно (эмпирически) определить этиологический вариант для выбора оптимальной программы лечения.

Слайд 15

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА ОБЩИЕ СИМПТОМЫ (ВНЕЛЕГОЧНЫЕ): слабость, вялость, адинамия, снижение аппетита, лихорадка, ознобы, потливость, головная боль, симптомы поражения органов и систем при инфекционно-токсических проявления х . МЕСТНЫЕ СИМПТОМЫ (ЛЕГОЧНЫЕ): кашель, наличие мокроты, ее характер (слизистая, гнойная, слизисто-гнойная, ржавая, кровохарканье), боль в грудной клетке, ее связь с дыханием, одышка .

Слайд 16

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА долевой пневмонии ФИЗИКАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ: ОСМОТР: бледность кожных покровов, румянец на стороне поражения легких, герпес, отставание пораженной стороны грудной клетки при дыхании

Слайд 17

Вынужденное положение больного Herpes nasalis, labialis Румянец на стороне поражения легких

Слайд 18

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА долевой пневмонии ФИЗИКАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ: ПАЛЬПАЦИЯ: усиление голосового дрожания, ПЕРКУССИЯ: — притупление перкуторного звука (в I и III стадии), тупой (бедренный) перкуторный звук (во II стадию), АУСКУЛЬТАЦИЯ: — бронховезикулярное (жесткое) дыхание (в I и III стадии), бронхиальное дыхание (во II стадию), крепитация (в I и III стадии), шум трения плевры (во II стадию), усиление бронхофонии

Слайд 19

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА очаговой пневмонии ФИЗИКАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ: ПАЛЬПАЦИЯ: усиление голосового дрожания, ПЕРКУССИЯ: притупление перкуторного звука АУСКУЛЬТАЦИЯ: бронховезикулярное (жесткое) дыхание, звонкие мелкопузырчатые хрипы усиление бронхофонии

Слайд 20

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ — РЕНТГЕНОГРАФИЯ ОРГАНОВ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ в 2-х проекциях (назначается и при неполном наборе клинических симптомов)

Слайд 22

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ КЛИНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КРОВИ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: — окраска по Граму; — посев мокроты для выделения возбудителя и определения его чувствительности к антибиотикам Staphylococcus aureus в гное. Окраска по Граму . Культура, чувствительная (слева) и малочувствительная (справа) к антибиотику

Слайд 23

ЗАБОЛЕВАНИЯ И СИНДРОМЫ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ДИАГНОЗА ПНЕВМОНИИ Рак легкого Инфаркт легкого Ателектаз Ушиб легкого Туберкулез легких ОРВИ Бронхит «Непневмонический» плевральный выпот Пневмониты (лекарственные, токсические, радиационные, при системных васкулитах) Инфекционные заболевания (тиф)

Слайд 24

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕКТИВНЫЕ КРИТЕРИИ, ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ПНЕВМОНИЙ — Рентгенотомография, компьютерная томография (при поражении верхних долей, лимфатических узлов, средостения, уменьшения объема доли, подозрени и на абсцедирование, при неэффективности адекватной антибактериальной терапии). — Микробиологическое исследование мокроты, плевральной жидкости, мочи, крови, включая и микологическое исследование при продолжающемся лихорадочном состоянии, подозрении на сепсис, туберкулез, суперинфекцию, СПИД. — Серологическое исследование (определение антител к грибам, микоплазме, хламидии, легионелле, цитомегало — вирусу) при нетипичном течении пневмонии в группе риска у алкоголиков, наркоманов, при иммунодефиците (включая СПИД), у людей преклонного возраста.

Слайд 25

ПНЕВМОКОККОВЫЕ ПНЕВМОНИИ (30-95%) Наиболее часто зимой и ранней весной Во время эпидемии ОРВИ и гриппа У больных с хроническими заболеваниями легких Наиболее часто поражаются нижние доли и задние сегменты верхней доли Часто «классическая» картина крупозной пневмонии ДО 25% таких пневмоний протекают с бактериемией и эти случаи дают летальный исход.

Слайд 26

СТАФИЛОКОККОВЫЕ ПНЕВМОНИИ Часто осложняет вирусные инфекции Часто нозокомиальная и развивается у больных с тяжелым фоновым заболеванием, после недавней операции Развитие по типу многофокусной бронхо — пневмонии с перибронхиальными легко дренирующимися абсцессами Часто осложняется плевритом и пиопневмо — тораксом Госпитальные штаммы стафилококка резистентны к большинству антибиотиков

Слайд 27

МИКОПЛАЗМЕННАЯ ПНЕВМОНИЯ Развивается чаще в детском, юношеском и молодом возрасте Эпидемические вспышки в организованных коллективах (школьники, военнослужащие) В дебюте заболевания симптоматика ОРВИ Часто внелегочная симптоматика – озноб, мышечные и головные боли, симптомы ОРВИ Нередко шейная лимфад е нопатия , п олиморфная кожная сыпь , г епатоспленомегалия Физикальная симптоматика скудная: часто отсутствует изменение перкуторного звука, локально – мелко — пузырчатые хрипы Б ыстрая декомпенсация сопутствующих заболеваний прогрессирование пневмонии АТИПИЧНЫЕ ПНЕВМОНИИ 1

Слайд 28

ХЛАМИДИЙНЫЕ ПНЕВМОНИИ C . trachomona – отдельные случаи пневмонии у новорожденных C . psittaci – поражение легких в рамках пситтакоза (орнитоза) C . pneumoniae – один из основных возбудителей АП Начало заболевания с сухого кашля, болей в горле, осиплости голоса (фарингит, ларингит), недомогания Лихорадка При рентгенологическом исследовании чаще мелкоочаговая размером 2-3 см., нередко многофокусная инфильтрация Лобарная инфильтрация, образование полостей и плевральный выпот нетипичны, нетяжелое, но затяжное течение АТИПИЧНЫЕ ПНЕВМОНИИ 3

Слайд 29

ЛЕГИОНЕЛЛ Ё ЗНАЯ ПНЕВМОНИЯ Чаще наблюдается в больших зданиях (гостиницы, больницы) Б олеют чаще лица среднего и пожилого возраста Клинический дебют характеризуется немотивированной общей слабостью, анорексией, заторможенностью, упорными головными болями Кровохарканье и боли в груди у каждого 3-го больного Фебрильная лихорадка, одышка Физикальная симптоматика: притупление, бронхиальное дыхание, крепитация, влажные хрипы АТИПИЧНЫЕ ПНЕВМОНИИ 5

Слайд 30

ЛЕГИОНЕЛЛ Ё ЗНАЯ ПНЕВМОНИЯ Описаны случаи синусита, парапроктита, панкреатита, абсцесса мозга Рентгенологически в начале – очаговые инфильтраты, в последующем их консолидация. Прилегающие к плевре инфильтраты могут напоминать инфаркт легкого. Плевральный выпот у 1/3 больных Часто брадикардия, гипотония Может быть мочевой синдром АТИПИЧНЫЕ ПНЕВМОНИИ 6

Слайд 31

Общее для всех атипичных пневмоний — Невозможность выявления возбудителя в мокроте — Специфические серологические данные (иммуно — ферментный анализ с обнаружением специфических IgG , IgM ) — Неэффективность ß-лактамных антибиотиков — Эффективность макролидов, тетрациклинов, фторхинолонов

Слайд 32

ФОРМУЛИРОВКА ДИАГНОЗА 1 НОЗОЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА : Очаговая пневмония (бронхопневмония ) ( воспалительный процесс захватывает отдельные участки легочной ткани – альвеолы и смежные с ними бронхи. ) Крупозная (долевая) пневмония ( характеризуется быстрым вовлечением в процесс доли или части и прилежащего участка плевры. ) Интерстициальная пневмония ( о бусловлена преимущественным поражением соединительной (межуточной) ткани легких ) ВНЕБОЛЬНИЧНАЯ или ВНУТРИБОЛЬ — НИЧНАЯ

Слайд 33

ФОРМУЛИРОВКА ДИАГНОЗА 2 ЭТИОЛОГИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ ( ориентировочный или верифицированный) РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ СТЕПЕНЬ ТЯЖЕСТИ НАЛИЧИЕ ОСЛОЖНЕНИЙ (легочных и внелегочных) ФАЗА ЗАБОЛЕВАНИЯ (разгар, разрешение, затяжное течение)

Слайд 34

ТАКТИКА ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ОСТРОЙ ПНЕВМОНИЕЙ Выбор места лечения (амбулаторное или стационарное) — определяется тяжестью состояния, в том числе наличием сопутствующих заболеваний и степенью их компенсации Выбор первоначального АБ определяется: клинической и эпидемиологической ситуацией предшествующим путешествием пребыванием в больнице в озрастом фоновой патологией с тепенью тяжести рентгенологической картиной результатами бактериологического исследования мокроты

Слайд 35

АЛГОРИТМ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНОГО ВНУТРИБОЛЬНИЧНОЙ ПНЕВМОНИЕЙ С УЧЕТОМ ТЯЖЕСТИ ЗАБОЛЕВАНИЯ КЛИНИКО-РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ПНЕВМОНИ И ОЦЕНКА ТЯЖЕСТИ И ПРОГНОЗА ПНЕВМОНИЯ ЛЕГКОГО ТЕЧЕНИЯ Пероральная а/б терапия МАКРОЛИДЫ , РЕСПИРАТОРНЫЕ ФТОРХИНОЛОНЫ ПНЕВМОНИЯ ТЯЖЕЛОГО И СРЕДНЕТЯЖЕЛОГО ТЕЧЕНИЯ Парентеральная а/б терапия ЦЕФАЛОСПОРИНЫ III + МАКРОЛИДЫ

Слайд 36

АНТИМИКРОБНЫЕ ПРЕПАРАТЫ 1 ПЕНИЦИЛЛИНЫ: ПРИРОДНЫЕ – бензилпенициллин ПОЛУСИНТЕТИЧЕСКИЕ – метициллин, оксациллин, клоксациллин, ампициллин, амоксициллин, карбенициллин, азлоцилин и др. Комбинированные антибиотики (ампиокс, амоксиклав, аугментин)

Слайд 37

АНТИМИКРОБНЫЕ ПРЕПАРАТЫ 2 ЦЕФАЛОСПОРИНЫ: ЦФС 1 – высоко активные в отношение грам (+), стабильны к действию стафилококковой бета-лактамазы, но гидролизуются бета-лактамазами грам (-) бактериями (цефазолин) ЦФС II – высоко активны в отношение грам (-) (цефамандол, цефатаксим – клафоран и др.) ЦФС III – с наибольшей активностью против синегнойной палочки (цефтазидим – фортум) ЦФС IV – активны против бактероидов и др. анаэробов, стабильны к действию бета-лактамаз ( моксалактам –моксам)

Слайд 39

АНТИМИКРОБНЫЕ ПРЕПАРАТЫ 3 КАРБАПЕНЕМЫ: Высоко активны против грам (-), в том числе возбудителей госпитальной пневмонии (имипенем – целастин, меропенем) ГЛИКОПЕПТИДЫ: Действуют на грам (+) – ванкомицин , ристомицин АМИНОГЛИКОЗИДЫ: широкий спектр действия, в том числе на грам (-). 1поколение (мономицин) 2 поколение (гентамицин) 3 поколение (амикацин)

Слайд 40

АНТИМИКРОБНЫЕ ПРЕПАРАТЫ 4 МАКРОЛИДЫ: Накапливаются внутри клетки и применяются при атипичных пневмониях (эритромицин, спирамицин, сумамед , рулид и др.) ТЕТРАЦИКЛИНЫ: Широкого спектра действия, в том числе, на внутриклеточно расположенные микроорганизмы (доксициклин, моноциклин и др.) ФТОРХИНОЛОНЫ: Широкого спектра действия (ципрофлоксацин, абактал и др)

Слайд 41

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ А / Б ТЕРАПИИ ВНЕБОЛЬНИЧНОЙ ПНЕВМОНИИ Определяется ответом на терапию, тяжестью пневмонии, наличием осложнений, этиологическим вариантом При неосложненном течении пневмонии, вызванной S . pneumoniae или H . influence длительность а/б терапии 7-10 дней При пневмонии, вызванной внутриклеточными возбудителями, при наличии осложнений (абсцесс и др.) продолжительность лечения может достигать 21 дня

Слайд 42

РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ПНЕВМОНИИ И НОРМАЛИЗАЦИЯ СОЭ ПРОИСХОДЯТ ПОЗЖЕ, ЧЕМ ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ПРИЗНАКОВ ИНТОКСИКАЦИИ И ФИЗИКАЛЬНЫХ СИМПТОМОВ

Источник

Кафедра
внутренних болезней и ВПТ

Дисциплина
внутренние болезни

Специальность
060103.65-педиатрия

Факультет
педиатрический

Курс
IV
Семестр VII

Количество
часов ____________ (час)

Цель
занятия:
студент
должен знать современные взгляды на
этиологию и патогенез, клинико-лабораторные
и инструментальные критерии пневмонии
и принципы ее лечения.

БАЗИСНЫЕ
ЗНАНИЯ

  • Строение
    воздухоносных путей, легких (доли,
    сегменты).

  • Физиологию
    дыхания.

  • Острое
    воспаление. Сосудисто-экссудативная
    реакция при воспалении. Основные
    медиаторы ответа о строй фазы.

  • Исходы
    острого воспаления. Патофизиологию
    воспаления легочной паренхимы.

  • Микробиологические
    особенности возбудителей пневмонии
    (пневмококк, стрептококк, клебсиелла,
    микоплазма, хламидия, легионелла,
    пневмоциста и др.)

  • Методы
    обследования больных с синдромом
    уплотнения легочной ткани. Различать
    притупление перкуторного звука,
    ослабление дыхания, виды и характер
    хрипов в легких, изменение бронхофонии
    и голосового дрожания.

  • Патологическую
    анатомию стадий и осложнений пневмонии.

  • Лабораторные
    и инструментальные методы исследования
    при пневмонии с их интерпретацией
    (общий анализ крови, белки острой фазы,
    общий анализ мокроты, анализ мокроты
    по Граму, рентгенография легких в 2-х
    проекциях, УЗИ легких, КТ легких).

  • Диагностика
    и лечение осложнений пневмонии.

  • Механизм
    действия основных групп препаратов:
    антибиотики, отхаркивающие и
    бронхолитические средства, иммуномодуляторы,
    антиоксиданты.

Вышеуказанные
вопросы изучены ранее на следующих
теоретических кафедрах:

  • Кафедра
    нормальной анатомии

Привес
М.Г. Анатомия человека.-Спб: СПБМАПО,
2004.-720 с.

  • Кафедра
    нормальной физиологии

Нормальная
физиология человека: Учебник.-М., Медицина,
2005.-928 с.

  • Кафедра
    патологической анатомии

Патологическая
анатомия. В 2 т. / М.А. Пальцев, Н.М.
Аничков.-М.: Медицина, 2001.-528 с.

  • Кафедра
    патологической физиологии

Адо
А.Д. Патологическая физиология.-М.:
Триада, 2001.-574 с.

  • Кафедра
    пропедевтики внутренних болезней

Гребенев
А.Л. Пропедевтика внутренних болезней.-М.:
Медицина, 2002.-592 с.

  • Кафедра
    фармакологии

Харкевич
Д.А. Фармакология.-М.: ГЭОТАР, 2005.-592 с.

продолжительность
занятия и место его проведения

  • Место
    занятия – учебная комната кафедры и
    палата терапевтического отделения.

  • Время
    занятия – с 9:00 до 12:15.

методическое
и материально-техническое
ОСНАЩЕНИЕ

  • Схемы,
    таблицы, рисунки, слайды по теме
    практического занятия.

  • Больные
    с пневмонией, история болезни, амбулаторная
    карта.

  • Типовые
    задачи.

  • Тестовые
    задания.

  • Методическая
    разработка практических занятий для
    студентов.

  • Методическое
    пособие «Современная пульмонология».

  • Методическое
    пособие «Фармакотерапия внутренних
    болезней и их осложнений».

Хронометраж
практического занятия:

30
мин. – текущий контроль – написание
контрольных вопросов, тестов, решение
типовых задач.

20
мин. – курация больных, микрокурация.

10
мин. – перерыв

1
час – клинический разбор больного с
пневмонией и опрос студентов по заданной
теме на примере курируемого больного
(этиология, патогенез, клиника,
дифференциальный диагноз, осложнения,
обследование, лечение).

15
мин. – перерыв

1
час – тестовый контроль знаний студентов,
решение типовых задачи по теме занятия

содержание
ТЕМЫ «ОСЛОЖНЕНИЯ
Пневмонии»

Основные
вопросы темы:

  1. Осложнения
    пневмонии: абсцедирование, плеврит,
    эндотоксиновый шок.

  2. Основные
    клинико-лабораторные и инструментальные
    диагностические критерии осложнений
    пневмонии.

  3. Лечение
    плевритов

  4. Лечение
    абсцесса

  5. Неотложная
    помощь при эндотоксиновом шоке

содержание
ТЕМЫ «ОСЛОЖНЕНИЯ
Пневмонии»

Соседние файлы в папке МР_студ_пульмо

  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Подборка по базе: Дифференцированный подход в физическом воспитании студентов не ф, Физ культура в жизни студентов Иванова.docx, +Для студентов группы 121161.docx, Английский язык учебное пособие и задания для студентов зо нов.d, Темы курсовых по предмету Многоагентные системы и имитационное м, метод. разработка итог. аттест. умелые ручки.docx, Программа сопровождения студентов. Красовитова 522.docx, методичка для студентов Клетка.doc, МУ для самостоятельной работы студентов.doc, Анкета-характеристика ОБРАЗЕЦ студентов.docx

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКОМУ
ЗАНЯТИЮ ПО ТЕМЕ: «ПНЕВМОНИИ»
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
А) Пневмония – одно из наиболее распространенных заболеваний органов дыхания, встречающееся у 3-15 человек на
1000 населения. Смертность от внебольничной пневмонии составляет 5%, от нозокомиальных – 20%, у пожилых — 30%.
Частые случаи гипо- и гипердиагностики, учащение затяжного течения пневмоний, развитие осложнений, угрожающих жизни (септический шок).
Б) студент должен знать современные взгляды на этиологию и патогенез, клинико-лабораторно-инструментальные критерии пневмонии и принципы ее лечения.
СТУДЕНТ ИЗ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ КУРСОВ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
1.
Строение воздухоносных путей, легких (доли, сегменты).
2.
Физиологию дыхания.
3.
Острое воспаление. Сосудисто-экссудативная реакция при воспалении. Основные медиаторы ответа острой фазы.
Исходы острого воспаления. Патофизиологию воспаления легочной паренхимы..
4.
Микробиологические особенности возбудителей пневмонии (пневмококк, стрептококк, клебсиелла, микоплазма, хламидия, легионелла, пневмоциста и др.)
5.
Методы обследования больных с синдромом уплотнения легочной ткани. Различать притупление перкуторного звука, ослабление дыхания, виды и характер хрипов в легких, изменение бронхофонии и голосового дрожания.
6. Патологическую анатомию стадий и осложнений пневмонии.
7. Лабораторные и инструментальные методы исследования при пневмонии с их интерпретацией (общий анализ крови, белки острой фазы, общий анализ мокроты, анализ мокроты по Граму, рентгенография легких в 2-х проекциях,
УЗИ легких, КТ легких).
8. Диагностика и лечение осложнений пневмонии.
9. Механизм действия основных групп препаратов: антибиотики, отхаркивающие и бронхолитические средства, иммуномодуляторы, антиоксиданты.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ «ПНЕВМОНИЯ» (НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ)
1.
Определение пневмонии.
2.
Этиология пневмонии.
3.
Патогенез пневмонии.
4.
Классификация пневмоний.
5.
Основные клинико-лабораторно- инструментальные диагностические критерии пневмонии.
6.
Дифференциальный диагноз.
7.
Лечение пневмонии.
8.
Осложнения пневмонии.
9.
Диспансеризация.
Перечень учебных элементов к графологической структуре нозологического построения темы: «Пневмония»
Уровень
усвоения
Нуме-
рация
Учебные элементы
I
1.
Пневмония – острый инфекционный воспалительный процесс нижних отделов дыхательных путей, подтвержденный данными рентгенологического исследования.
II
2.
2.1.
2.1.1.
2.1.1.1.
2.1.1.2.
2.1.1.3.
2.1.1.4.
2.1.2.
2.1.2.1.
2.1.2.2.
2.1.2.3.
2.2.
2.3.
Этиология:
Бактериальная
Типичные возбудители
Пневмококк
Клепсиелла
Стафилококк
Гемофильная палочка
Атипичные
Хламидии
Микоплазма
Легионелла
Вирусная
Грибковая

II
3.
3.1.
3.1.1.
3.1.2.
3.1.3.
3.1.4.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
Патогенез:
Факторы риска
Переохлаждение
Курение
Алкоголь
Сопутствующие заболевания (ХОБЛ, ХСН, С.Д.)
Снижение иммунореактивности организма
Активация альвеолярных макрофагов и выработка провоспалительных цитокинов
Активация ПОЛ, депрессия антиоксидантной защиты
Дисбаланс в свертывающей и противосвертывающей, фибринолитической системе в сторону гиперкоагуляции
II
4.
Классификация (см. приложение)
II
5.
5.1.
5.1.1.
5.1.2.
5.1.3.
5.1.4.
5.1.5.
5.1.6.
5.1.7.
5.1.8.
5.2.
5.3.
Диагностические признаки
Клинические
Лихорадка
Кашель с мокротой
Боли в грудной клетке (при вовлечении плевры)
Одышка
Кровохарканье
Притупление перкуторного звука
Усиление бронхофонии и голосового дрожжания
Крепитация, влажные хрипы
Лабораторные (лейкоцитоз, палочкоядерный сдвиг лейкоформулы влево, ускорение СОЭ)
Инструментальные (Рентгенологические – инфильтрат)
II
6.
6.1.
6.1.1.
6.1.2.
6.1.3.
6.1.4.
6.1.5.
6.2.
6.2.1.
6.2.2.
6.2.3.
Особенности клиники и диагностики различных видов пневмоний
Особенности клиники в зависимости от возбудителя:
Пневмококковая пневмония — классическая клиническая картина
Пневмония, вызванная атипичными возбудителями (микоплазма, хламидия, легионелла) — преобладание внелегочных проявлений, интоксикации, отсутствие синдрома уплотнения легочной ткани
Стафилококковая пневмония – осложняется деструкцией ткани легкого
Пневмония, вызванная клебсиеллой – чаще у пациентов с алкоголизмом, осложняется абсцедированием.
Пневмония, вызванная гемофильной палочкой – чаще у курильщиков и у больных ХОБЛ, выраженный бронхообструктивный синдром.
Особенности диагностики различных видов пневмоний
Особенности анамнеза (условия возникновения пневмонии)
Особенности рентгенологической картины (при атипичной пневмонии – участок усиления легочной ткани)
Микробиологическая верификация этиологии пневмонии
III
7.
7.1.
7.1.1.
7.1.2.
7.2.
7.2.1.
7.2.2.
Дифференциальный диагноз
Межсиндромальная
Синдром уплотнения легочной ткани
Синдром накопления жидкости в плевральной полости (тупой перкуторный звук,косая верхняя линия Дамуазо, треугольник Гарлянда, Граухфуса-Грокка
Внутрисиндромальная – по синдрому уплотнения легочной ткани
Рак легкого
Туберкулез легких
II
8.
8.1.
8.2.
8.3.
8.4.
8.5.
8.6.
8.7.
8.8.
Осложнения
Экссудативный плеврит
Инфекционно-токсический шок
Острая дыхательная недостаточность
Абсцедирование
Острый респираторный дистресс-синдром
Сепсис
Миокардит, перикардит
Нефрит

III
III
9.
9.1.
9.1.1.
9.1.1.1.
9.1.1.2.
9.1.1.3.
9.1.2.
9.1.2.1.
9.1.2.2.
9.1.2.3.
9.1.3.
9.1.3.1.
9.1.3.2.
9.1.3.3.
9.2.
10.
10.1.
10.2.
10.3.
11.
Лечение
Медикаментозное
Этиотропное
Антибиотики
(полусинтетические пенициллины, цефалоспорины, макролиды, фторхинолоны, «защищенные» пенициллины)
Противовирусные
Противогрибковые
Патогенетическое
Муколитики
Антиоксиданты
Иммуностимуляторы
Симптоматическая
Антипиретики (при повышении температуры тела выше 38)
Бронхолитики (при бронхоспазме)
Дезинтоксикация (при интоксикационном синдроме)
Немедикаментозное
Диета — ОД
Дыхательная гимнастика, ЛФК
Особенности лечения различных видов пневмоний
Показания к госпитализации
Особенности выбора антибактериальной терапии (при внебольничной пневмонии – аминопенициллины и макролиды, при госпитальной пневмонии – цефалоспорины 3 поколения, фторхинолоны или используя локальные данные о структуре госпитальных инфекций.
Длительность антибактериальной пневмонии
Диспансеризация
ПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ:
1.
Общий анализ крови.
2.
Общий анализ мочи.
3.
Общий анализ мокроты.
4.
Бактериоскопия мазка мокроты, окрашенного по Граму.
5.
Биохимический скрининг: мочевина, креатинин, протеинограмма, глюкоза крови.
6.
Бактериологический посев мокроты для определения микрофлоры и ее чувствительности к антибиотикам.
7.
Исследование газов крови и кислотно-щелочного равновесия – у тяжелобольных с дыхательной недостаточностью.
8.
Иммунограмма — у лиц с предполагаемыми или установленными признаками иммунодефицита.
9.
Рентгенография легких в 2-х проекциях, в динамике через 10 – 14 дней.
10.
УЗИ органов грудной клетки (диагностика плеврита).
11.
ФВД (сопутствующая ХОБЛ)
12.
Консультация пульмонолога, фтизиатра.
НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРУЮ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
1.
Научиться на основании ведущих клинико-лабораторно-инструментальных критериев диагностировать пневмонии.
2.
Научиться, на основании клинических и параклинических данных выявлять этиологию пневмонии, оценивать степень тяжести.
3.
Научиться проводить дифференциальную диагностику пневмонии с другими похожими, наиболее часто встречающимися заболеваниями.
4.
Научиться составлять план обследования и лечения больных пневмонией.
К КОНЦУ ЗАНЯТИЯ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
1.
Методически правильно провести обследование больного с синдромом уплотнения легочной ткани.
2.
Выявить у пациента клинические признаки пневмонии.
3. Составить план обследования для пациента с пневмонией.
4. Дать оценку лабораторным показателям и показателям рентгенологического исследования легких.
5. Провести дифференциальную диагностику пневмонии с раком легкого и инфильтративным туберкулезом легких.
6. Сформулировать диагноз, используя современную классификацию по условиям возникновения пневмонии.
7. Сформулировать основные принципы и составить план лечения больного с пневмонией в зависимости от вида
(внебольничная, нозокомиальная, на фоне иммунодифицита, аспирационная)
8. Оценить эффективность антибактериальной терапии, определить длительность антибактериальной терапии.
9. Выявить у пациента осложнения пневмонии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1.Внутренние болезни. В 2т.: учеб. для вузов; под ред. Н.А. Мухина, В.С. Моисеева, А.И. Мартынова. М.: ГЭОТАР –
Медиа Т.2: прил. на компакт-диске. — 2010.
2.Внутренние болезни. В 2т.: учеб. для вузов с компакт-диском; под ред. Н.А. Мухина, В.С. Моисеева, А.И. Мартынова.
2-е изд., испр. и доп. — М.: ГЭОТАР – Медиа.- 2008.
Дополнительная

1. Пульмонология: Нац. рук.;Рос. респираторное о-во и ассоц. мед. обществ по качеству. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2009.
(Национальный прект «Здоровье»).
2.Внутренние болезни по Тинсли Р. Харрисону / Под ред. Э. Фаучи, Ю. Браунвальда, К. Иссельбахера и др. В 7 томах.
Пер. с англ. – М.: Практика – Мак-Гроу-Хилл, 2005. – С. 1735-1746.
3. Внебольничная пневмония у взрослых: практические рекомендации по диагностике, лечению и профилактике.
Пособие для врачей. МЗ и Всероссийское научное общество пульмонологов. Москва. 2003. — 23 с.
4. Лещенко И.В. Клинико-организационное руководство: Внебольничная пневмония (территориальный стандарт).
Екатеринбург, 2002. — 38 с.
5. Пульмонология. Клинические рекомендации / Под ред. А.Г. Чучалина.. М.: Гэотар-Медиа, 2005. – С. 50-73.
6. Чучалин А.Г. Рациональная фармакотерапия заболеваний органов дыхания: Рук. для практикующих врачей / А.Г.
Чучалин, С.Н. Авдеев, В.В. Архипов и др. М.: Литтерра, 2004. – С. 302-324.
Тесты для проверки базисных знаний к теме: « Пневмония»
1.
Местом перехода висцеральной плевры в париетальную является:
1.
Верхушка легкого
2.
Передний край легкого
3.
задний тупой край легкого
4.
Нижний край легкого
5.
Корень легкого
2.
К альвеолярному дереву относятся:
1. Сегментарные бронхи
2. Субсегментарные бронхи
3. Дольковые бронхи
4. Терминальные бронхиолы
5.Дыхательные бронхиолы
3.
К грамотрицательным бактериям относятся:
1.Стафилококки
2. Коринебактерии
3. Бациллы
4. Клостридии
5. Бактероиды
4.
Особенности культивирования хламидий:
1. На основных питательных средах
2. В культуре клеток
3. На средах с нативным белком
4. На агаре с сульфитом марганца
5. На среде 199
5.
Особенностями микоплазм являются:
1. Образование элементарных телец
2. Отсутствие клеточной стенки
3. Отсутствие цитоплазматической мкмбраны
4. Облигатный внутриклеточный паразитизм
5. Наличие жгутиков
6.
Эритромицин имеет следующий механизм молекулярного действия:
1. Ингибирование синтеза белка
2. Нарушение синтеза ДНК
3. Ингибирование синтеза клеточной стенки
4. Нарушение функционирования цитоплазматической мембраны
5. Ингибирование синтеза капсулы
7.
В лейкоцитарной формуле взрослых людей нейтрофильные лейкоциты в норме составляют в процентах:
1. 1 – 5 2. 8 – 10 3. 20 – 40 4. 55 – 70 5. 20 – 70
8.
Сурфактант:
1. Повышает поверхностное натяжение жидкости в альвеолах
2. Повышает тонус бронхиальных мышц
3. Понижает поверхностное натяжение жидкости в альвеолах на вдохе
4. Увеличивает эластическую тягу легких
5. Способствует газообмену

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ НА ТЕМУ:
«
ХРОНИЧЕСКАЯ ОБСТРУКТИВНАЯ БОЛЕЗНЬ ЛЕГКИХ » (ХОБЛ)
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
А) ХОБЛ — наиболее распространенное заболевание органов дыхания. Среди всех заболеваний бронхо-легочной системы ХОБЛ в 80% случаев выступает причиной смерти и в 50% — причиной инвалидности. Актуальна эта проблема и в связи с широким распространением табакокурения в России, профессиональными вредностями, экологической загрязненностью воздуха и поздней диагностикой болезни.
Б) Студент должен знать современные взгляды на этиологию и патогенез, клинико-лабораторно-инструментальные критерии ХОБЛ и принципы ее лечения.
СТУДЕНТ ИЗ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ КУРСОВ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
1.
Строение воздухоносных путей.
2.
Физиологию дыхания,
3.
Особенности формирования хронического инфекционного воспаления, значение перекисного окисления липидов в повреждении клетки.
4.
Мукоцилиарный клиренс и его роль в развитии хронических заболеваний органов дыхания.
5.
Строение мерцательного эпителия бронхов.
6.
Роль различных инфекционных агентов участвующих в развитии воспалительного процесса.
7.
Понятие одышки, ее виды и механизмы.
8.
Понятие о дыхательной недостаточности. Обструктивный и рестриктивный типы нарушения вентиляции
9.
Патоморфологические изменения при ХОБЛ.
10.
Методику обследования больных с синдромом бронхиальной обструкции. Уметь собрать анамнез, провести внешний осмотр, дыхательные пробы, топографическую и сравнительную перкуссию легких, определить подвижность нижнего легочного края, провести аускультацию легких.
11.
Лабораторные и инструментальные методы исследования при ХОБЛ с их интерпретацией: общий анализ крови, общий анализ мокроты, анализ мокроты по Грамму, анализ мокроты на бак. посев и чувствительность к антибиотикам, спирография, проба с бронхолитиками, суточная вариабельность ОФВ1, ЭКГ, рентгенография грудной клетки, ЭХОКС.
12.
Механизм действия основных групп препаратов: М-холинолитики, В2-агонисты короткого действия и пролонгированные, метилксантины, глюкокортикоиды, муколитические средства, антибактериальные препараты.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ «ХОБЛ» (НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ)
10.
Определение ХОБЛ.
11.
Этиология ХОБЛ.
12.
Патогенез ХОБЛ.
13.
Классификация ХОБЛ.
14.
Основные клинико-лабораторно- инструментальные диагностические критерии ХОБЛ.
15.
Дифференциальный диагноз.
16.
Лечение ХОБЛ.
17.
Осложнения ХОБЛ.
18.
Диспансеризация.
Перечень учебных элементов к графологической структуре нозологического построения темы:
«
Хроническая обструктивная болезнь легких» (ХОБЛ)
Уровень
усвоения
Нуме-
рация
Учебные элементы
I
1.
ХОБЛ – хроническое экологически опосредованное воспалительное заболевание респираторной системы с преимущественным поражением дистальных отделов дыхательных путей и легочной паренхимы с развитием эмфиземы, проявляющееся частично обратимой бронхиальной обструкцией, характеризующееся прогрессированием и нарастающими явлениями хронической дыхательной недостаточности.
II
2.
2.1.
2.2 2.3.
2.4.
Этиология:
-курение
-загрязнения атмосферного воздуха
-профессиональные вредности (пыль, пары)
-врожденная недостаточность а1-антитрипсина

II
3.
3.1 3.2 3.3 3.3.1 3.3.1.1 3.3.1.2 3.3.1.3 3.3.2 3.3.2.1 3.3.2.2 3.3.2.3 3.4 3.4.1 3.4.1.1 3.4.1.2 3.4.1.3 3.4.2 3.4.2.1 3.4.2.2 3.4.2.3
Патогенез:
Воздействие экзогенных факторов
Повреждение защитных сил органов дыхания
Хронический воспалительный персистируюший процесс с участием нейтрофилов с повышенной активностью миелопероксидазы и нейтрофильной эластазы
Дисбаланс в системе протеиназы – ингибиторы протеиназ истощение антипротеиназного потенциала разрушение структурных элементов альвеол формирование центроацинарной эмфиземы
Дисбаланс в системе оксиданты — антиоксиданты
Уменьшение числа реснитчатых клеток
Гиперплазия слизистых желез
Изменение состава слизи
Бронхиальная обструкция
Обратимые компоненты обструкции бронхоспазм отек слизистой оболочки бронхов гиперсекреция и дискрения мокроты
Необратимые компоненты обструкции диффузный пневмофиброз респираторный коллапс бронхов эмфизема
II
4.
Классификация (см. приложение)
III
5.
5.1 5.1.1 5.1.2 5.1.3 5.1.4 5.2 5.2.1 5.2.2 5.2.3 5.3 5.3.1 5.3.1.1 5.3.1.2 5.3.2 5.3.2.1 5.3.2.2 5.3.2.3
Диагностические признаки
Клинические
Кашель
Мокрота
Приступы экспираторного удушья
Экспираторная одышка
Физикальные данные
Сухие свистящие хрипы
Ослабление дыхания
Ограничение экскурсии грудной клетки
Инструментальные
Рентгенологические
Усиление и деформация бронха, сосудистого рисунка
Повышенная прозрачность легочных полей
Спирографические
Снижение ОФВ1 менее 80% от должных величин
Снижение индекса Тиффно менее 70% от должного
Обратимость ОФВ1 в пробе с бронхолитиками менее 10%
III
6.
6.1 6.2 6.3
Дифференциальный диагноз
Бронхоэктатическая болезнь
Бронхиальная астма
Рак легкого
III
7.
7.1 7.1.1 7.1.2 7.1.3 7.1.4 7.1.5 7.1.6 7.1.7 7.2 7.2.1 7.2.1.1 7.2.1.2 7.2.1.3 7.2.1.4
Лечение
Немедикаментозное
Отказ от курения
Исключение профессиональных вредностей
Оксигенотерапия
Дыхательная гимнастика
Массаж грудной клетки
ФТЛ
Санаторно-курортное лечение
Медикаментозное
Патогенетическое
Бронхолитики (холинолитики короткого действия – ипратропиум бромид, длительного действия – тиотропиум бромид; в2-симпатомиметики короткого действия – фенотерол, длительного действия – сальфетерол, форметерол; метилксантины короткого действия – эуфиллин, продленного действия – теопек, теотард, теодур)
Глюкокортикостероиды
— ингаляционные – беклометазонадипропионат, будесонид, флутиказон
— системные (при тяжелом течении) — преднизолон, полькортолон, дексаметазон
Отхаркивающие (амброксол, бронхолитин, ацетилцистеин)
Антибактериальные препараты при гнойной мокроте (с учетом чувствительности микрофлоры к антибиотикам)

7.2.2
Симптоматическое (дезинтоксикация, антипиретики)
II
8.
8.1 8.2
Осложнения
Хроническ?