Оказание первой помощи при ожогах отравлениях

Оказание первой помощи при ожогах отравлениях thumbnail

При переломах (вывихах) необходимо:

  • дать пострадавшему обезболивающие средства;
  • при открытом переломе – остановить кровотечение, обработать рану, наложить повязку;
  • обеспечить иммобилизацию (создание покоя) сломанной кости стандартными шинами или подручными материалами (фанера, доски, палки и т.п.);
  • при переломе конечности накладывать шины, фиксируя, по крайней мере, два сустава – одного выше, другого ниже места перелома (центр шины должен находиться у места перелома);
  • при переломах (вывихах) плеча или предплечья зафиксировать травмированную руку в физиологическом (согнутом в локтевом суставе под углом 90°) положении, вложив в ладонь плотный комок ваты или бинта, руку подвесить к шее на косынке (бинте);
  • при переломе (вывихе) костей кисти и пальцев рук к широкой шине (шириной с ладонь и длиной от середины предплечья и до кончиков пальцев) прибинтовать кисть, вложив в ладонь комок ваты или бинта, руку подвесить к шее при помощи косынки (бинта);
  • при переломе (вывихе) бедренной кости наложить наружную шину от подмышки до пятки, а внутреннюю – от промежности до пятки (по возможности не приподнимая конечность). Транспортировку пострадавшего осуществлять на носилках;
  • при переломе (вывихе) костей голени фиксировать коленный и голеностопный суставы пораженной конечности. Транспортировку пострадавшего осуществлять на носилках;
  • при переломе (вывихе) ключицы положить в подмышечную впадину (на стороне травмы) небольшой кусочек ваты и прибинтовать к туловищу руку, согнутую под прямым углом;
  • при повреждении позвоночника осторожно, не поднимая пострадавшего, подсунуть под его спину широкую доску, толстую фанеру и т.п. или повернуть пострадавшего лицом вниз, не прогибая туловища. Транспортировка только на носилках;
  • при переломе ребер туго забинтовать грудь или стянуть ее полотенцем во время выдоха;
  • при переломе костей таза подсунуть под спину широкую доску, уложить пострадавшего в положение “лягушка” (согнуть ноги в коленях и развести в стороны, а стопы сдвинуть вместе, под колени подложить валик из одежды). Транспортировку пострадавшего осуществлять только на носилках;
  • к месту перелома приложить “холод” (резиновый пузырь со льдом, грелку с холодной водой, холодные примочки и т.п.) для уменьшения боли.

Запрещаются любые попытки самостоятельного сопоставления костных отломков или вправление вывихов.

При травме головы (могут наблюдаться: головная боль, потеря сознания, тошнота, рвота, кровотечение из ушей) необходимо:

  • уложить пострадавшего на спину;
  • зафиксировать голову с двух сторон мягкими валиками и наложить тугую повязку;
  • при наличии раны наложить стерильную повязку;
  • положить “холод”;
  • обеспечить покой;
  • при рвоте (в бессознательном состоянии) повернуть голову пострадавшего набок.

При ушибах (характерны боль и припухлость в месте ушиба) необходимо:

  • приложить холод к месту ушиба;
  • наложить тугую повязку;
  • создать покой.

При растяжении связок необходимо:

  • зафиксировать травмированную конечность при помощи бинтов, шин, подручных материалов и т.п.;
  • обеспечить покой травмированной конечности;
  • приложить “холод” к месту травмы.

При сдавливании пострадавшего тяжестью необходимо:

  • освободить его из-под тяжести;
  • оказать помощь в зависимости от повреждения.

Первая помощь при ожогах.

Ожоги различают:

  • термические ожоги – вызванные огнем, паром, горячими предметами, солнечными лучами, кварцем и др.;
  • химические ожоги- вызванные действием кислот и щелочей;
  • электрические ожоги – вызванные воздействием электрического тока.

По степени тяжести ожоги подразделяются на:

  • ожоги 1 степени – характеризуются покраснением и отеком кожи;
  • ожоги 2 степени – образуются пузыри на коже;
  • ожоги 3 степени – характеризуются образованием струпов на коже в результате омертвения поверхностных и глубоких слоев кожи;
  • ожоги 4 степени – происходит обугливание тканей кожи, поражение мышц, сухожилий и костей.

Оказывающий первую помощь пострадавшим при термических и электрических ожогах обязан:

  • вывести пострадавшего из зоны действия источника высокой температуры;
  • потушить горящие части одежды (набросить любую ткань, одеяло и т.п. или сбить пламя водой);
  • дать пострадавшему болеутоляющие средства;
  • на обожженные места наложить стерильную повязку, при обширных ожогах прикрыть ожоговую поверхность чистой марлей или проглаженной простыней;
  • при ожогах глаз делать холодные примочки из раствора борной кислоты (1/2 чайной ложки кислоты на стакан воды);
  • доставить пострадавшего в медпункт.

Оказывающий первую помощь при химических ожогах обязан:

  • при попадании твердых частичек химических веществ на пораженные участки тела удалить их тампоном или ватой;
  • немедленно промыть пораженное место большим количеством чистой холодной воды (в течение 10 – 15 мин.);
  • при ожоге кожи кислотой делать примочки (повязку) с раствором питьевой соды (1 чайная ложка соды на стакан воды);
  • при ожоге кожи щелочью делать примочки (повязку) с раствором борной кислоты (1 чайная ложка на стакан воды) или со слабым раствором уксусной кислоты (1 чайная ложка столового уксуса на стакан воды);
  • при попадании жидкости или паров кислоты в глаза или полость рта промыть их большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды (1/2 чайной ложки на стакан воды);
  • при попадании брызг или паров щелочи в глаза или полость рта промыть пораженные места большим количеством воды, а затем раствором борной кислоты (1/2 чайной ложки на стакан воды);
  • при попадании кислоты или щелочи в пищевод дать выпить не более 3 стаканов воды, уложить и тепло укрыть пострадавшего;
  • в тяжелых случаях доставить пострадавшего в медпункт или любое лечебное учреждение.

Запрещается:

  • касаться руками обожженных участков тела;
  • смазывать мазями или присыпать порошками обожженные участки кожи и слизистых поверхностей;
  • вскрывать пузыри;
  • удалять приставшие к обожженному месту различные вещества (мастика, канифоль, смолы и др.);
  • срывать одежду и обувь с обожженного места.

Первая помощь при отравлениях

При отравлении газами (ацетилен, угарный газ, пары бензина и т.п.) пострадавшие ощущают: головную боль, “стук в висках”, “звон в ушах”, общую слабость, головокружение, сонливость; в тяжелых случаях может быть возбужденное состояние, нарушение дыхания, расширение зрачков.

Оказывающий помощь должен:

  • вывести или вынести пострадавшего из загазованной зоны;
  • расстегнуть одежду и обеспечить приток свежего воздуха;
  • уложить пострадавшего, приподняв ноги (при отравлении угарным газом – строго горизонтально);
  • укрыть пострадавшего одеялом, одеждой и т.п.;
  • поднести к носу пострадавшего ватку, смоченную раствором нашатырного спирта;
  • дать выпить большое количество жидкости;
  • при остановке дыхания приступить к искусственному дыханию;
  • срочно вызвать квалифицированную медицинскую помощь.

При отравлении хлором необходимо:

  • промыть глаза, нос и рот раствором питьевой соды (1/2 чайной ложки на стакан воды);
  • дать пострадавшему пить небольшими глотками теплое питье;
  • направить пострадавшего в медпункт.

При отравлениях испорченными продуктами (могут возникать головные боли, тошнота, рвота, боли в животе, общая слабость) необходимо:

  • дать выпить пострадавшему 3 – 4 стакана воды или розового раствора марганцовокислого калия с последующим вызовом рвоты;
  • повторять промывание 2 – 3 раза;
  • дать пострадавшему активированный уголь (таблетки);
  • напоить пострадавшего теплым чаем;
  • уложить и тепло укрыть пострадавшего;
  • при нарушении дыхания и остановке сердечной деятельности приступить к проведению искусственного дыхания и наружного массажа сердца;
  • доставить пострадавшего в медпункт.

Первая помощь при отравлении едкими веществами.

При отравлении крепкими кислотами (серная, соляная, уксусная) и крепкими щелочами (едкий натр, едкий калий, нашатырный спирт) происходят ожоги слизистой оболочки полости рта, глотки, пищевода, а иногда и желудка.

Признаками отравления являются: сильные боли во рту, глотке, желудке и кишечнике, тошнота, рвота, головокружение, общая слабость (вплоть до обморочного состояния).

При отравлении кислотой необходимо:

  • давать пострадавшему внутрь через каждые 5 минут по столовой ложке раствора соды (2 чайные ложки на стакан воды) или 10 капель нашатырного спирта, разведенного в воде;
  • дать пить пострадавшему молоко или взболтанный в воде яичный белок;
  • при нарушении дыхания делать искусственное дыхание;
  • доставить пострадавшего в медпункт.

При отравлении крепкой едкой щелочью пострадавшему необходимо:

  • понемногу давать пить холодную воду, подкисленную уксусной или лимонной кислотой (2 столовые ложки 3% раствора уксуса на стакан воды);
  • дать внутрь растительное масло или взболтанный с водой яичный белок;
  • приложить горчичник к подложечной области;
  • доставить пострадавшего в медпункт.

Первая помощь утопающему.

Вытащив пострадавшего из воды, надо снять или срезать с него мокрую одежду, очистить обернутыми чистым платком или марлей пальцами рот и глотку от грязи, тины и земли и удалить из дыхательных путей и желудка воду.

Для удаления воды надо встать на одно колено, положить пострадавшего поперек другого своего колена и, осторожно надавливая на спину, сжимать его грудь. После того как вода будет удалена, пострадавшего следует уложить на теплую подстилку, сделать ему искусственное дыхание, избегая надавливания на живот, чтобы остатки воды из желудка не попали в дыхательные пути. Когда, пострадавший придет в сознание, надо надеть на него сухое белье, потеплее укрыть, напоить горячим чаем или кофе и отправить в лечебное заведение.

Искусственное дыхание производят с помощью резиновой трубки, один конец которой вставляют в нос или рот пострадавшего, другой находится во рту оказывающего помощь. Если резиновой трубки нет, воздух можно вдыхать непосредственно ртом в рот пострадавшего, проложив между губами несколько слоев марли или чистый носовой платок.

Движения, производящие вдох, надо повторять спокойно, размеренно, согласно частоте дыхания пострадавшего (у детей дошкольного возраста примерно 22—26 раз в минуту).

Искусственное дыхание следует проводить непрерывно и долго, иногда несколько часов, пока пострадавший не начнет дышать самостоятельно.
Одновременно с искусственным дыханием пострадавшего по возможности надо хорошо укрыть, обложив грелками, растирать его тело, давать ему нюхать нашатырный спирт.

Источник

Êóðñû ïåðâîé ïîìîùè

  Ïåðâàÿ ïîìîùü — âèä ìåäèöèíñêîé ïîìîùè, êîòîðûé îêàçûâàåòñÿ íà ìåñòå ïðîèñøåñòâèÿ â ïîðÿäêå ñàìîïîìîùè èëè âçàèìîïîìîùè ïðè ÄÒÏ, ïîæàðå, çåìëåòðÿñåíèè, ñòèõèéíîì áåäñòâèè è ò.ï. Ñâîåâðåìåííîå îêàçàíèå ïåðâîé ïîìîùè ìîæåò ñïàñòè æèçíü ÷åëîâåêó.  îñíîâå èíñòðóêöèè ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè çàëîæåíû íåñëîæíûå íàâûêè, êîòîðûå ñìîæåò âûïîëíèòü êàæäûé âçðîñëûé ÷åëîâåê è äàæå ïîäðîñòîê èëè ðåáåíîê.

Оказание первой помощи при ожогах отравлениях

   Ðàññêàçàòü îáî âñåõ ïðèíöèïàõ è ïðèåìàõ îêàçàíèÿ ïåðâîé íåîòëîæíîé ïîìîùè íå ïðåäñòàâëÿåòñÿ âîçìîæíûì, íî â îñíîâíûõ è íàèáîëåå ÷àñòûõ ýêñòðåííûõ ñèòóàöèÿõ ìû ïîïðîáóåì ðàçîáðàòüñÿ.
   Òåïåðü íåìíîãî èñòîðèè:  
 «8 äåêàáðÿ 1881 ã. â Âåíñêîì òåàòðå êîìè÷åñêîé îïåðû ñëó÷èëñÿ ïîæàð. Ýòî ïðîèñøåñòâèå, ïðèíÿâøåå ãðàíäèîçíûå ðàçìåðû (479 ÷åëîâå÷åñêèõ æåðòâ), ïðåäñòàâëÿëî óæàñàþùåå çðåëèùå. Ïåðåä òåàòðîì íà ñíåãó ëåæàëè ñîòíè îáîææåííûõ ëþäåé, ìíîãèå èç êîòîðûõ ïîëó÷èëè òàêæå ðàçëè÷íûå òðàâìû âî âðåìÿ ïàäåíèÿ. Ïîñòðàäàâøèå áîëåå ñóòîê íå ìîãëè ïîëó÷èòü íèêàêîé ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè, ïðè òîì, ÷òî â Âåíå â òî âðåìÿ íàõîäèëîñü ìíîæåñòâî ïåðâîêëàññíûõ è õîðîøî îñíàùåííûõ êëèíèê. Âñÿ ýòà óæàñíàÿ êàðòèíà ïîòðÿñëà íàõîäèâøåãîñÿ íà ìåñòå ïðîèñøåñòâèÿ ïðîôåññîðà-õèðóðãà ßðîìèðà Ìóíäè, êîòîðûé îêàçàëñÿ áåñïîìîùíûì ïåðåä ëèöîì êàòàñòðîôû. Îí íå ìîã îêàçàòü ïîñòðàäàâøèì äåéñòâåííîé ïîìîùè. Íà ñëåäóþùèé æå äåíü äîêòîð ß. Ìóíäè ïðèñòóïèë ê ñîçäàíèþ Âåíñêîãî äîáðîâîëüíîãî ñïàñàòåëüíîãî îáùåñòâà. Ýòèì îáùåñòâîì áûëè îðãàíèçîâàíû ïîæàðíàÿ, ëîäî÷íàÿ êîìàíäû è ñòàíöèÿ ñêîðîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè (öåíòðàëüíàÿ è ôèëèàë) äëÿ îêàçàíèÿ ñðî÷íîé ïîìîùè ïîñòðàäàâøèì îò íåñ÷àñòíûõ ñëó÷àåâ.  ïåðâûé æå ãîä ñâîåãî ñóùåñòâîâàíèÿ Âåíñêàÿ ñòàíöèÿ ñêîðîé ïîìîùè îêàçàëà ïîìîùü 2067 ïîñòðàäàâøèì.  ñîñòàâå áðèãàä ðàáîòàëè âðà÷è è ñòóäåíòû ìåäèöèíñêîãî ôàêóëüòåòà.
    Â ñåðåäèíå XIX âåêà áóðíûé ðîñò ïðîìûøëåííîñòè îêàçàë áîëüøîå âëèÿíèå íà ïðèòîê íàñåëåíèÿ â ãîðîäà. Ðîñëî ÷èñëî ïðåäïðèÿòèé, æèëûõ äîìîâ, íà óëèöàõ óâåëè÷èëîñü äâèæåíèå òðàíñïîðòà.  ñâÿçè ñ ýòèì ïîÿâèëèñü ìíîãî÷èñëåííûå íåñ÷àñòíûå ñëó÷àè íà óëèöàõ, çàâîäàõ è ôàáðèêàõ. Æèçíü â ñàìîé ðåçêîé ôîðìå óêàçûâàëà íà íåîáõîäèìîñòü ñëóæáû, ñïîñîáíîé íåìåäëåííî îêàçûâàòü ìåäèöèíñêóþ ïîìîùü ïîñòðàäàâøèì îò íåñ÷àñòíûõ ñëó÷àåâ.
    Âîò ïðèìåð òîãî, êàê îñòðî âñòàåò âîïðîñ î îêàçàíèè ìåäèöèíñêîé ïîìîùè ïîñòðàäàâøèì íà óëèöàõ Âåíû â êîíöå ïîçàïðîøëîãî âåêà. Ñ òåõ ïîð ìàëî ÷òî èçìåíèëîñü. Òàê æå ïðîèñõîäÿò ñòèõèéíûå áåäñòâèÿ, ÄÄÒ, ñëó÷àéíûå ñëó÷àè, êîãäà íåñâîåâðåìåííîå îêàçàíèå ïåðâîé ïîìîùè ìîæåò ïðèâåñòè ê íåîáðàòèìûì ïîñëåäñòâèÿì.

Ïåðâàÿ ïîìîùè ïðè êðîâîòå÷åíèÿõ

×òî íóæíî çíàòü î êðîâîòå÷åíèÿõ?

Âî-ïåðâûõ, òî, ÷òî îíè áûâàþò íàðóæíûå è âíóòðåííèå. Ïîñëåäíèå, êàê ïðàâèëî, ñâÿçàíû ñ ïîâðåæäåíèåì ïå÷åíè è ñåëåçåíêè. Çäåñü ìû, ê ñîæàëåíèþ, íè÷åì íå ìîæåì ïîìî÷ü. Íî åñëè ÷åëîâåê áëåäåí êàê áåëàÿ ïðîñòûíÿ, à ïðèçíàêîâ íàðóæíîãî êðîâîòå÷åíèÿ íåò, òî, ñêîðåé âñåãî, ìíîãî êðîâè èçëèâàåòñÿ ïîëîñòè ÷åëîâå÷åñêîãî òåëà (ãðóäíàÿ, áðþøíàÿ ïîëîñòü).  ýòîì ñëó÷àå, íóæíî äîñòàâèòü ïîñòðàäàâøåãî  ñêîðåå â áîëüíèöó.

   Ïðè íàðóæíîì êðîâîòå÷åíèè ôàêò êàê ãîâîðèòñÿ íà ëèöî.

   Âî-âòîðûõ, íåîáõîäèìî îïðåäåëèòü àðòåðèàëüíîå èëè âåíîçíîå êðîâîòå÷åíèå ó ïîñòðàäàâøåãî.

   Ïðè êðîâîòå÷åíèè èç àðòåðèé êðîâü àëàÿ, ôîíòàíèðóþùàÿ èç öåíòðàëüíîé ÷àñòè ñîñóäà ïóëüñèðóþùåé ñòðóåé (âûÿâëÿåòñÿ íå âñåãäà); êðîâîòå÷åíèå èç ïåðèôåðè÷åñêîé ÷àñòè îòìå÷àåòñÿ ðåæå — îíî ìåíåå âûðàæåííîå, íåäëèòåëüíîå.

âåíîçíîå èëè àðòåðèàëüíîå

  Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü:
1. Âðåìåííî îñòàíîâèòü êðîâîòå÷åíèå ïóòåì ïàëüöåâîãî ïðèæàòèÿ àðòåðèè âûøå ìåñòà ðàíåíèÿ.

Ïåðâàÿ ïîìîùü-ïàëüöåâîå ïðèæàòèå àðòåðèè âûøå ìåñòà ðàíåíèÿ

2. Ïðè ðàíåíèÿõ ëîêòåâîé, ïîäêëþ÷è÷íîé, ïîäìûøå÷íîé, ïîäêîëåííîé àðòåðèé ìîæíî ïðèìåíèòü ìåòîäû ôèêñàöèè êîíå÷íîñòè äëÿ ñäàâëåíèÿ ñîñóäîâ.Ïåðâàÿ ïîìîùü-ôèêñàöèÿ ñîñóäîâ ñãèáàíèåì
3. Çàêðûòü ðàíó, ñäàâèòü òêàíè. Íàëîæèòü ñòåðèëüíûé áèíò (èíäèâèäóàëüíûé ïåðåâÿçî÷íûé ïàêåò), â ïðèìèòèâíûõ óñëîâèÿõ — ÷èñòóþ òêàíü. Íàëîæèòü äàâÿùóþ ïîâÿçêó.
4.  Ïðè ñèëüíîì êðîâîòå÷åíèè íàëîæèòü æãóò ()

   Ïðè êðîâîòå÷åíèè èç âåí êðîâü òåìíàÿ, âûòåêàåò ñòðóåé èç ïåðèôåðè÷åñêîé ÷àñòè ñîñóäà; êðîâîòå÷åíèå èç öåíòðàëüíîãî îòäåëà îòìå÷àåòñÿ ðåäêî — ïðè íåäîñòàòî÷íîñòè âåíîçíûõ êëàïàíîâ, âàðèêîçíîì ðàñøèðåíèè âåí. Îñîáîãî âíèìàíèÿ òðåáóþò ðàíåíèÿ âåí øåè, òàê êàê âîçìîæíà âîçäóøíàÿ ýìáîëèÿ. Ýìáîëèÿ êîðîíàðíûõ ñîñóäîâ ïðèâîäèò ê ïàðàëè÷ó ñåðäöà è ñìåðòè; ýìáîëèÿ ìîçãîâûõ ñîñóäîâ âûçûâàåò òÿæåëûå ìîçãîâûå íàðóøåíèÿ, ÷àñòî çàêàí÷èâàþùèåñÿ ãèáåëüþ áîëüíîãî.

  Ïåðâàÿ ïîìîùü:

  1. Íàëîæèòü äàâÿùóþ ïîâÿçêó íà îáëàñòü ðàíåíèÿ.

  2. Ïðè ðàíåíèÿõ øåè íåîáõîäèìà òùàòåëüíàÿ ãåðìåòèçàöèÿ ïîâÿçêè.

  3. Ìàêñèìàëüíîå âíèìàíèå áîëüíîìó (âîçìîæíà ýìáîëèÿ).

  Ïðè êðîâîòå÷åíèè èç êàïèëëÿðîâ êðîâü ìåíåå òåìíàÿ, íî íå àëàÿ, óìåðåííî ôîíòàíèðóþùàÿ èç öåíòðàëüíîé ÷àñòè.

   Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü:

  • îáðàáîòêà ðàíû;
  • íàëîæåíèå äàâÿùåé ïîâÿçêè.

   Ïîòåðÿâ ìíîãî êðîâè, ÷åëîâåê ÷àùå íàõîäèòñÿ â áåññîçíîòåëüíîì ñîñòîÿíèè èëè áëèçêèì ê íåìó. Òî åñòü îí ëåæèò. Åñëè òàê, òî íîãè ïîñòðàäàâøåãî íóæíî ïîëîæèòü íà ÷òî-òî âûñîòîé 20-30 ñì. Çà÷åì ?  âåíàõ íîã íàõîäèòñÿ îïðåäåëåííîå êîëè÷åñòâî êðîâè, êîòîðîå ïîä ñèëîé òÿæåñòè ïåðåìåñòèòñÿ ê ñåðäöó, à îòòóäà ê ãîëîâíîìó ìîçãó. Ñîáñòâåííî ãîâîðÿ ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ ïðîèñõîäèò ïîòîìó, ÷òî êîëè÷åñòâî êðîâè ïðèòåêàþùåé ê ãîëîâíîìó ìîçãó íå õâàòàåò, è ìîçã êàê áû “îòêëþ÷àåòñÿ”. Òàêîé ïðèåì ïîçâîëÿåò âåðíóòü ÷àñòü êðîâè è ìîæåò òàêæå èñïîëüçîâàòüñÿ ïðè îáìîðîêå è äðóãèõ ïîäîáíûõ ñèòóàöèÿõ.

   È åùå îäíî âàæíîå äîïîëíåíèå.

Êðîâü íà 60-70 % ýòî æèäêîñòü, òî÷íåå âîäà. ×åëîâåêó, ïîòåðÿâøåìó ìíîãî òàêîé “âîäû”, íåîáõîäèìî åå âîñïîëíèòü. Ïîýòîìó, åñëè ïîñòðàäàâøèé  â ñîçíàíèè, òî åãî íåîáõîäèìî íàïîèòü áîëüøèì êîëè÷åñòâîì æèäêîñòè (÷àé, êîôå, ñîê, âîäà).

Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè îòðàâëåíèè

    Íàèáîëåå ÷àñòî îòðàâëåíèÿ áûâàþò âûçâàíû ïðèåìîì âíóòðü êàêèõ-ëèáî ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ, íåêà÷åñòâåííûõ ïèùåâûõ ïðîäóêòîâ,  ÿäîâèòûõ è òîêñè÷åñêèõ âåùåñòâ.

   Èç ìåðîïðèÿòèé, íàïðàâëåííûõ íà îêàçàíèå ïåðâîé ïîìîùè, öåëåñîîáðàçíåå ïðèìåíèòü òàêèå, êîòîðûå ìîãóò áûòü âûïîëíåíû ðàíåå äðóãèõ è ÿâëÿþòñÿ íàèáîëåå ýôôåêòèâíûìè. Ïåðâîå ìåñòî ñðåäè íèõ çàíèìàåò ïî ïðàâó ïðîìûâàíèå æåëóäêà.

   Ïðîìûâàíèå æåëóäêà äîëæíî ïðîèçâîäèòüñÿ âî âñåõ ñëó÷àÿõ, äàæå ïî èñòå÷åíèè 8—10 ÷àñîâ ïîñëå ïîñòóïëåíèÿ ÿäà è íåçàâèñèìî îò òîãî, ïðèìåíÿëèñü èëè íåò äðóãèå ìåðîïðèÿòèÿ, à ïðè ñóèöèäíûõ ïîïûòêàõ — íåçàâèñèìî îò ñðîêà ïîñòóïëåíèÿ ÿäà â îðãàíèçì, ïîñêîëüêó áîëüíûå ìîãóò ñêðûòü èñòèííîå âðåìÿ ïðèåìà ÿäà. Ïðåèìóùåñòâà ýòîãî ìåòîäà: áûñòðîòà è ïîëíîòà âûâåäåíèè ÿäà èç æåëóäêà; ìåíüøàÿ îïàñíîñòü èíñóëüòà ó ïîæèëûõ ëþäåé áëàãîäàðÿ îòñóòñòâèþ òàêîãî ïîäúåìà êðîâÿíîãî äàâëåíèÿ, êàêîå áûâàåò èç-çà ñèëüíîãî íàòóæèâàíèÿ ïðè ðâîòå.

   Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ïðîìûâàíèå æåëóäêà äåëàåòñÿ íå òîëüêî ïðè ïîïàäàíèè èëè ââåäåíèè ÿäà ÷åðåç ðîò. Íàïðèìåð, ìîðôèí è ôåíàìèí âûäåëÿþòñÿ ñëèçèñòîé æåëóäêà. Ïîýòîìó, ÷òîáû ïîìåøàòü îáðàòíîìó âñàñûâàíèþ â êèøå÷íèêå ìîðôèíà è ôåíàìèíà, íåîáõîäèìî ïðîèçâåñòè ïðîìûâàíèå æåëóäêà è ïðè ïàðåíòåðàëüíîì ââåäåíèè ÿäà.  ýòîì ñëó÷àå ìîæíî ïî­ïðîáîâàòü ñâÿçàòü ÿä óãëåì è òåì ñàìûì ïîìåøàòü åãî ïîâòîðíîìó âñàñûâàíèþ.

   Íåîáõîäèìî èçáåãàòü ïîëüçîâàòüñÿ õîëîäíîé âîäîïðîâîäíîé âîäîé äëÿ ïðîìûâàíèÿ æåëóäêà, â îñîáåííîñòè â çèìíåå âðåìÿ, âî èçáåæàíèå ñïàçìà ïèùåâîäà, êðàéíå çàòðóäíÿþùåãî èçâëå÷åíèå çîíäà. Äëÿ èçáåæàíèÿ ýòîé îïàñíîñòè ïðîìûâàþò æåëóäîê âîäîé êîìíàòíîé òåìïåðàòóðû.

   Íåîáõîäèìî ïîìíèòü, ÷òî â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ââåäåíèå çîíäà âûçûâàåò ðàçäðàæåíèå ðåôëåêñîãåííîé çîíû ãëîòêè è êàê ðåçóëüòàò ýòîãî ðâîòíûå äâèæåíèÿ, ñïîñîáñòâóþùèå âûáðàñûâàíèþ ñîäåðæèìîãî æåëóäêà ÷åðåç çîíä èëè ìèìî íåãî, ÷òî ìîæåò äîïîëíèòåëüíî òðàâìèðîâàòü ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó ïèùåâîäà è ïîëîñòè ðòà ïðè îòðàâëåíèè êðåïêèìè êèñëîòàìè è åäêèìè ùåëî÷àìè. Ïîýòîìó ó òàêèõ áîëüíûõ ïðîäâèæåíèå çîíäà è ïðîìûâàíèå æåëóäêà íåîáõîäèìî ïðîèçâîäèòü ñ ìàêñèìàëüíîé îñòîðîæíîñòüþ.

   Ïðè îòñóòñòâèè çîíäà (â äîìàøíèõ óñëîâèÿõ îí âðÿä ëè íàéäåòñÿ) ïðèõîäèòñÿ ïðèáåãàòü ê òàê íàçûâàåìîìó «ìàëîìó ïðîìûâàíèþ». Áîëüíîìó ïðåäëàãàþò âûïèòü 3—4 ñòàêàíà òåïëîé âîäû, ïîñëå ÷åãî èñêóññòâåííî âûçûâàåòñÿ ðâîòà. Ýòà ïðîöåäóðà ïîâòîðÿåòñÿ íåñêîëüêî ðàç. Ïî ñâîåé ýôôåêòèâíîñòè «ìàëîå ïðîìûâàíèå» íå èäåò íè â êàêîå ñðàâíåíèå ñ çîíäîâûì. Ê íåìó äîïóñòèìî ïðèáåãàòü ëèøü â èñêëþ÷èòåëüíûõ ñëó÷àÿõ. Ïðè îòðàâëåíèè êðåïêèìè êèñëîòàìè è åäêèìè ùåëî÷àìè âûçûâàíèå ðâîòû ïðîòèâîïîêàçàíî (âûñîêàÿ âåðîÿòíîñòü ïîïàäàíèÿ êèñëîòû èëè ùåëî÷è â ïèùåâîä è îæîã ñëèçèñòîé ïèùåâîäà).

   Àäñîðáèðóþùèå ñðåäñòâà, íàçíà÷åíèå êîòîðûõ èìååò öåëüþ ñâÿçûâàíèå, ïîãëîùåíèå (àäñîðáöèþ) ÿäà. Èç àäñîðáèðóþùèõ ñðåäñòâ íàèáîëåå ýôôåêòèâíûì ÿâëÿåòñÿ àêòèâèðîâàííûé óãîëü: êàøèöó èç îäíîé ñòîëîâîé ëîæêè óãëÿ ïðîãëàòûâàþò, çàïèâàÿ âîäîé (ïîâòîðíî). Ýòî ïðèìåðíî ñîîòâåòñòâóåò 8-10 òàáëåòêàì. Óãîëü õîðîøî àäñîðáèðóåò àëêàëîèäû, ãëèêîçèäû, áàêòåðèîòîêñèíû, ðàçëè÷íûå îðãàíè÷åñêèå (êðîìå àëêîãîëÿ) è íåêîòîðûå íåîðãàíè÷åñêèå ÿäû .

   Òàíèí âûçûâàåò îñàæäåíèå ìíîãèõ ÿäîâ è çàäåðæêó èõ âñàñûâàíèÿ. Îáðàçóåò òðóäíîðàñòâîðèìûå ñîåäèíåíèÿ ñ áîëüøèíñòâîì àëêàëîèäîâ, à òàêæå ñ íåêîòîðûìè íåîðãàíè÷åñêèìè ÿäàìè. Ñîäåðæèòñÿ â íåêîòîðûõ íàïèòêàõ (÷àé, êîôå, êðàñíîå âèíî). Äëÿ ñâÿçûâàíèÿ ÿäà ðåêîìåíäóåòñÿ âûïèòü êðåïêèé ðàñòâîð, ëó÷øå ÷àÿ.

   Îáâîëàêèâàþùèå ñðåäñòâà çàäåðæèâàþò âñàñûâàíèå, çàùèùàþò ñëèçèñòûå îò ðàçäðàæàþùèõ è ïðèæèãàþùèõ ÿäîâ, àäñîðáèðóþò íåêîòîðûå èç íèõ; áåëêè îáðàçóþò ñ ñîëÿìè òÿæåëûõ ìåòàëëîâ íåðàñòâîðèìûå ñîåäèíåíèÿ. Ê èõ ÷èñëó îòíîñÿòñÿ: âçáèòûé ÿè÷íûé áåëîê èëè áåëêîâàÿ âîäà (1—3 ÿè÷íûõ áåëêà íà ëèòð âîäû), ìîëîêî, ìîëî÷íàÿ ñûâîðîòêà, ðàñòèòåëüíûå ñëèçè, êèñåëü, æåëå, ìóêà, êðàõìàë è ò. ï.

   Îáâîëàêèâàþùèå âåùåñòâà, ñîäåðæàùèå æèðû (ìîëîêî è äð.), ïðîòèâîïîêàçàíû ïðè ïîäîçðåíèè íà îòðàâëåíèå ôîñôîðîì, àíèëèíîì è íåêîòîðûìè äðóãèìè âåùåñòâàìè, ðàñòâîðÿþùèìèñÿ â æèðàõ. Íàçíà÷åíèå îáâîëàêèâàþùèõ âìåñòå ñ òàíèíîì íåðàöèîíàëüíî.

   Îïîðîæíåíèå êèøå÷íèêà ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç ìåðîïðèÿòèé, ñïîñîáñòâóþùèõ âûâåäåíèþ ÿäà. Íàèáîëåå áûñòðûé è âåðíûé ýôôåêò äîñòèãàåòñÿ ââåäåíèåì äîñòàòî÷íîãî êîëè÷åñòâà ðàñòâîðîâ ñëàáèòåëüíûõ ñîëåé: ñåðíîêèñëûõ ñîëåé ìàãíèÿ èëè íàòðèÿ (äàòü 20,0 â 400,0 âîäû èëè ââåñòè â ðàñòâîðå æåëóäî÷íûì çîíäîì). Íåçàâèñèìî îò îïîðîæíåíèÿ êèøå÷íèêà â ïîðÿäêå ïåðâîé ïîìîùè íåîáõîäèìî â ïîñëåäóþùèå äíè ïîâòîðÿòü åãî (îñîáåííî ïðè îòðàâëåíèè òÿæåëûìè ìåòàëëàìè).

   Óâåëè÷åíèå äèóðåçà òàêæå ïîìîãàåò âûâåäåíèþ ÿäà èç îðãàíèçìà. Ïîýòîìó ðåêîìåíäóåòñÿ îáèëüíîå ïèòüå ùåëî÷íûõ ìèíåðàëüíûõ âîä (2% ðàñòâîð äâóóãëåêèñëîé ñîäû), ìî÷åãîííûå ïðåïàðàòû, ñîãðåâàíèå ïî÷å÷íîé îáëàñòè (ïðèïàðêè, ãðåëêè).

   Â äîïîëíåíèå ê âûøåñêàçàííîìó ïðèâîäèòñÿ ïåðå÷åíü ñðåäñòâ  ïåðâîé ïîìîùè  äëÿ ïðîìûâàíèÿ æåëóäêà ìîæíî èñïîëüçîâàòü ñëåäóþùèå ñðåäñòâà:

  • 0,5 % ðàñòâîð òàíèíà (îñàæäàåò àëêàëîèäû è ñîëè ìåòàëëîâ, îáðàçóÿ ïðî÷íûå ñîåäèíåíèÿ);
  •  êàëèÿ ïåðìàíãàíàò (ðàñòâîð ñëàáî-ðîçîâîãî öâåòà) îêèñëÿåò ìîðôèí, ôåíîë, ýòèëåíãëèêîëü;
  • îáâîëàêèâàþùèå — âîäíàÿ ñìåñü êðàõìàëà, ìóêè (70—80 ã íà 1 ë âîäû), ÿè÷íûå áåëêè. Ïðèìåíÿþòñÿ ïðè îòðàâëåíèè êèñëîòàìè è ùåëî÷àìè;
  • âàçåëèíîâîå ìàñëî (180—200 ìë) — ïðè îòðàâëåíèè æèðîðàñòâîðèìûìè âåùåñòâàìè (áåíçèí, êåðîñèí);
  • àêòèâèðîâàííûé óãîëü — äëÿ ñîðáöèè ÿäà (ïðè îòðàâëåíèÿõ áàðáèòóðàòàìè, àëêàëîèäàìè, ãëèêîçèäàìè). Äîçà 1—2 ñòîëîâûå ëîæêè ïîðîøêà íà ñòàêàí âîäû.
  • Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè îæîãàõ

        Îæîãè äåëÿòñÿ íà:

    • òåðìè÷åñêèå (âîçäåéñòâèå âûñîêîé òåìïåðàòóðû);
    • õèìè÷åñêèå (äåéñòâèå ñèëüíûõ êèñëîò è ùåëî÷åé);
    • ëó÷åâûå (âîçäåéñòâèå g-ëó÷åé ïðè ÿäåðíîì âçðûâå).

       Äàëåå ìû êîñíåìñÿ òîëüêî ïåðâûõ äâóõ âèäîâ îæîãîâ.

        Òåðìè÷åñêèå.   Ïîìîùü äîëæíà îêàçûâàòüñÿ ñðàçó, íà ìåñòå ïðîèñøåñòâèÿ. Îñíîâíîå âíèìàíèå äîëæíî óäåëÿòüñÿ ïðåäóïðåæäåíèþ ðàñïðîñòðàíåíèÿ äåéñòâèÿ îæîãîâîãî àãåíòà. Ïîñëå òîãî êàê äåéñòâèå àãåíòà ïðåêðàùåíî è ïî âîçìîæíîñòè óäàëåíû âñå ìàòåðèàëû, ñîïðèêàñàþùèåñÿ ñ îáîææåííîé ïîâåðõíîñòüþ (îäåæäà, óêðàøåíèÿ è ò. ä.), íåîáõîäèìî ñíèçèòü òåìïåðàòóðó ïîâðåæäåííûõ ó÷àñòêîâ êîæè äî êîìíàòíîé, ïîìåñòèâ ïîðàæåííûå ó÷àñòêè ïîä ñòðóþ âîäîïðîâîäíîé âîäû, îáëîæèâ èõ õîëîäíûìè ïðåäìåòàìè èëè îðîøàòü âîäîé â òå÷åíèå 10—15 ìèí.

    Òåðìè÷åñêèé îæîãÎæîã

        Ïðè îæîãîâîì øîêå îõëàæäåíèå ïðîòèâîïîêàçàíî (îæîãîâûé øîê – òàêîå ñîñòîÿíèå, êîãäà ïîðàæåíà áîëüøàÿ ïëîùàäü ïîâåðõíîñòè êîæíûõ ïîêðîâîâ èëè ãëóáèíà ïîðàæåíèÿ î÷åíü áîëüøàÿ. Ñîïðîâîæäàåòñÿ ïàäåíèåì äàâëåíèÿ, ïîòåðåé ñîçíàíèÿ, ïîòåðåé áîëüøîãî êîëè÷åñòâà ïëàçìû.  òàêîì ñëó÷àå ðåêîìåíäóåòñÿ ñîãðåòü ïîñòðàäàâøåãî è íàïîèòü åãî áîëüøèì êîëè÷åñòâîì æèäêîñòè).

       Íåìåäëåííîå, íå ïîçäíåå 30 ìèí ïîñëå òðàâìû, îõëàæäåíèå îáîææåííîé ïîâåðõíîñòè ñîêðàùàåò âðåìÿ ïåðåãðåâàíèÿ òêàíåé, ïðåïÿòñòâóåò äåéñòâèþ òåðìè÷åñêîãî àãåíòà íà ãëóáæåëåæàøèå ñëîè òêàíåé. Îõëàæäåíèå óìåíüøàåò îòåê è ñíèìàåò áîëü, ïðåäóïðåæäàåò ïîðàæåíèå ãëóáæåëåæàùèõ òêàíåé. Çàòåì îæîãîâóþ ðàíó ñëåäóåò çàêðûòü ÷èñòîé, à ïðè âîçìîæíîñòè àñåïòè÷åñêîé ïîâÿçêîé è äîñòàâèòü ïîñòðàäàâøåãî â ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå.

    Õèìè÷åñêèå.

       Ïðè ëþáûõ õèìè÷åñêèõ îæîãàõ (íåâàæíî, êèñëîòîé èëè ùåëî÷üþ) íóæíî íåìåäëåííî îìûòü ïîðàæåííóþ ïîâåðõíîñòü áîëüøèì êîëè÷åñòâîì æèäêîñòè. Êàêîé æèäêîñòüþ âû áóäåòå ïîëüçîâàòüñÿ, íå èìååò îñîáîãî çíà÷åíèÿ. Ïðîùå è áûñòðåå âñåãî âîäîé, êîòîðàÿ âñåãäà ïîä ðóêîé.

        ×åì áîëüøå íà ðàíó ïîïàäàåò âîäû, òåì ìåíüøå ñòàíîâèòñÿ êîíöåíòðàöèÿ ïîðàçèâøåãî êîæó õèìè÷åñêîãî âåùåñòâà. Ïîýòîìó åñëè âû áóäåòå íåïðåðûâíî îðîøàòü êîæó ñòðóåé âîäû, òî âñå ñäåëàåòå ïðàâèëüíî. Ïðè õèìè÷åñêèõ îæîãàõ ãëàç ðåøàþùèìè ÿâëÿþòñÿ ïåðâûå 5-10 ìèíóò.  ýòî âðåìÿ îïðåäåëÿåòñÿ, êàêîâû áóäóò ïîñëåäñòâèÿ îæîãà.  ýòîì ñëó÷àå íóæíî íåïðåðûâíî ïðîìûâàòü ãëàç âîäîé. Äåéñòâóÿ òàêèì îáðàçîì, âû íå ïîâðåäèòå è íå ïîðàíèòå ãëàçà. Ïåðåâîçÿ ïîñòðàäàâøåãî ê ãëàçíîìó âðà÷ó, íóæíî ïðîäîëæàòü ïðîìûâàòü ïîðàæåííûé ãëàç è â ýòî âðåìÿ.

       Òàê, ñîáëþäàÿ ïðîñòåéøèå ìåðû îêàçàíèÿ ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè, ìîæíî çíà÷èòåëüíî îáëåã÷èòü òÿæåñòü îæîãà ó ïîñòðàäàâøåãî.

    Òåïëîâîé (ñîëíå÷íûé) óäàð

    Òåïëîâîé óäàð ÷àùå âîçíèêàåò ïðè âûñîêîé òåìïåðàòóðå (îò 30 äî 50°) îêðóæàþùåé ñðåäû è çíà÷èòåëüíîé âëàæíîñòè (75% è âûøå). Îäíàêî îí ìîæåò íàñòóïèòü è ïðè áîëåå íèçêîé òåìïåðàòóðå âîçäóõà ïðè óñëîâèè çíà÷èòåëüíîé òåïëîïðîäóêöèè è íåäîñòàòî÷íîé òåïëîîòäà÷è.

    Оказание первой помощи при ожогах отравлениях

    Ðàçâèòèþ òåïëîâîãî óäàðà ñïîñîáñòâóþò îòñóòñòâèå äâèæåíèÿ, ïëîõàÿ âåíòèëÿöèÿ, óñèëåííàÿ ìûøå÷íàÿ ðàáîòà â òåïëîé è òÿæåëîé îäåæäå, â ÷àñòíîñòè ïðîðåçèíåííîé, îñîáåííî â ïîìåùåíèè ñ âûñîêîé òåìïåðàòóðîé, ïåðåóòîìëåíèå, áåçâåòðèå, çàòðóäíÿþùåå èñïàðåíèå ïîòà, à òàêæå îãðàíè÷åíèå ââåäåíèÿ æèäêîñòè.

    Òåïëîâîìó óäàðó íåðåäêî ïðåäøåñòâóþò ïðåäâåñòíèêè: ðåçêîå ïîêðàñíåíèå êîæè, óñèëåííîå ïîòîîòäåëåíèå, ñóõîñòü ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê, ñèëüíàÿ æàæäà, ó÷àùåííîå äûõàíèå, òàõèêàðäèÿ, ãîëîâíàÿ áîëü, ãîëîâîêðóæåíèå, ñîíëèâîñòü. Èíîãäà íàñòóïàåò âíåçàïíàÿ ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ, òåìïåðàòóðà òåëà ïîâûøàåòñÿ äî 38—40°, îòìå÷àåòñÿ ïîáëåäíåíèå, ïîõîëîäàíèå êîæè. Ïðè òåïëîâîì óäàðå ìîæåò ðàçâèòüñÿ ãëóáîêàÿ êîìà, èíîãäà ñ ðåäêèì ïîâåðõíîñòíûì äûõàíèåì, ñóäîðîãàìè, çàêàí÷èâàþùèìèñÿ ñìåðòüþ ïðè ÿâëåíèÿõ ïàäåíèÿ ñåðäå÷íîé äåÿòåëüíîñòè è îñòàíîâêè äûõàíèÿ.

    Ïîñòðàäàâøåãî ñëåäóåò íåìåäëåííî ïåðåíåñòè â ïðîõëàäíîå ìåñòî, ñ äîñòóïîì ñâåæåãî âîçäóõà, ðàññòåãíóòü âîðîòíèê, ðàçäåòü äî ïîÿñà. Óëîæèòü ñ ïðèïîäíÿòûìè âåðõíèìè êîíå÷íîñòÿìè è îïóùåííîé ãîëîâîé. Äëÿ óñèëåíèÿ òåïëîîòäà÷è äàâàòü õîëîäíóþ âîäó. Ëåä èëè ñìî÷åííîå â õîëîäíîé âîäå ïîëîòåíöå ïîëîæèòü íà ãîëîâó.

    Ïðîôèëàêòèêà òåïëîâîãî óäàðà ñâîäèòñÿ ê ïðîâåäåíèþ ñëåäóþùèõ ìåðîïðèÿòèé:
        1) íå äîïóñêàòü îáíàæåíèÿ ãîëîâû â æàðêèå äíè ïðè ÿñíîé ñîëíå÷íîé ïîãîäå;
        2) ïåðèîäè÷åñêè ïðèìåíÿòü îõëàæäàþùèå ïðîöåäóðû.

    Оказание первой помощи при ожогах отравлениях

    Ñîëíå÷íûé óäàð ïðîèñõîäèò îò ÷ðåçìåðíîãî è äëèòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ ñîëíå÷íûõ ëó÷åé. Íàáëþäàåòñÿ ÷àùå âñåãî ïðè äëèòåëüíîì ïðåáûâàíèè íà ñîëíöåïåêå áåç äîëæíîé çàùèòû ó ëþäåé, íåïðèâû÷íûõ ê èíòåíñèâíîé èíñîëÿöèè, îñîáåííî ïðè óâëå÷åíèè ñîëíå÷íûìè âàííàìè.

    Ïðèçíàêè: ãîëîâíàÿ áîëü, ãîëîâîêðóæåíèå, òîøíîòà, ðâîòà, øóì â óøàõ, ðåçêàÿ ãèïåðåìèÿ ëèöà, ñêëåð. Ê îáùåìó ïåðåãðåâó ïðèñîåäèíÿåòñÿ íåïîñðåäñòâåííîå âëèÿíèå ñîëíå÷íûõ ëó÷åé, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ìîæåò ðàçâèòüñÿ îæîã ñ ïîÿâëåíèåì ýðèòåìû, îáðàçîâàíèåì ïóçûðåé èëè æå øåëóøåíèåì êîæè.

    Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü òà æå, ÷òî è ïðè òåïëîâîì óäàðå (ñì. âûøå). Ïðè ñîëíå÷íîì îæîãå II ñòåïåíè (ïîÿâëÿþòñÿ ïóçûðè) íàêëàäûâàþò ñòåðèëüíóþ ïîâÿçêó íà îáîææåííóþ ïîâåðõíîñòü, ïóçûðè íå âñêðûâàþòñÿ.

    Ïðîôèëàêòèêà òàêàÿ æå, êàê ïðè òåïëîâîì óäàðå. Ïîìèìî ýòîãî, äëÿ çàùèòû îò ñîëíå÷íûõ ëó÷åé ñëåäóåò ïîëüçîâàòüñÿ çîíòîì è íîñèòü ãîëîâíîé óáîð ñâåòëîãî öâåòà.
    ► Èñòî÷íèê: genzer2.narod.ru

Источник