Особенности методики лг при острой и хронической пневмонии

Особенности методики лг при острой и хронической пневмонии thumbnail
ЛФК Пост. режим, 3-5дней Платный режим, 5-9 дней Свободный режим, 10-12 дней
Средства ФУ, ДУ, массаж ФУ, ДУ, воздушные ванны, массаж ФУ, природные факторы, массаж, механотерапия
Формы УГГ(5-7м), ЛГ (10-15м) УГГ (8-10м), ЛГ (15-20м), д. ходьба УГГ (10-15м), ЛГ (20-25м), самост. занятия, ходьба по ступеням, д. ходьба
Методы Инд., малогрупповой Инд., малогрупповой Малогрупповой
ИП Лежа на спине и боку, сидя Лежа на спине и боку, сидя и стоя Сидя и стоя
ЛГ 1.ФУ для мелких и средних мышц конечностей
2.повороты и наклоны туловища (для рассасывания спаек)
3.статические ДУ
4.ГУ/ДУ 1/2, 1/1
1.ФУ для верхнего плечевого пояса и верхних конечностей, ДУ
2.ГУ с палкой и медицинболом 4-6 раз
3.ФУ для мелких мышц в быстром темпе; для средних и крупных в медленном темпе
4.ГУ/ДУ 1/1, 1/2
1.ФУ для всех групп мышц, с различными предметами и снарядами
2.ФУ у гимнастической стенки, наклоны, повороты туловища
3.подвижные игры
4.ГУ/ДУ 1/2, 1/3
Массаж Конечностей, грудной клетки Плечевого пояса, ног и грудной клетки Плечевого пояса, ног и грудной клетки

В поликлинических и санаторных условиях следует постепенно расширять двигательный режим, увеличивая интенсивность ОРУ. В зависимости от клинических проявлений используют специальные упражнения — на увеличение подвижности грудной клетки, укрепление дыхательной мускулатуры и брюшного пресса, упражнения, формирующие правильную осанку. В санаторных условиях можно включать в занятия спортивные упражнения (греблю, ходьбу на лыжах, легкоатлетические упражнения), игры (волейбол, бадминтон, теннис) и сочетать их с закаливанием.

Бронхоэктатическая болезнь – заболевание, которое характеризуется регионарным расширением бронхов. Расширенные бронхи изменяют свою форму и становятся:

а) цилиндрическими;

б) мешотчатыми (кистообразными);

в) веретенообразными;

г) смешанными.

Такие измененные бронхи и носят название бронхоэктазов. Структурировано измененные бронхи имеют изъязвленную слизистую оболочку, к которой присоединяется деструкция хрящевой и мышечной ткани с последующим замещением соединительной тканью, что ведет к образованию рубцов, снижению эластичности и нарушению дренажной функции бронхов.

Этиология:

1. врожденное недоразвитие (гипоплазия) доли или сегмента легкого;

2. приобретенное в результате осложнений бронхитов, пневмоний, кори и коклюша у детей, токсического поражения бронхиального дерева, обструкции (при наличии рубцов или опухоли).

Симптомы заболевания:

  • выделение огромного до 500мл мокроты, преимущественно в утренние часы, мокрота имеет трехслойную структуру (при стоянии распадается на три слоя) с прожилками крови и характерным зловонным запахом;
  • повышение температуры, изменения функций ЦНС.

Задачи ЛФК:

  • общее укрепление организма;
  • содействие выделению мокроты;
  • улучшение трофики легких и внешнего дыхания.

Особенности методики ЛФК.

В занятия ЛГ на фоне ОРУ необходимо включать упражнения, направленные на увеличение подвижности грудной клетки, тренировку дыхания с удлиненным выдохом, активизацию диафрагмального дыхания.

Усиливать воздействие на органы дыхания следует постепенно, исключая чрезмерно форсированные ДУ. При наличии плевральных спаек применяют упражнения, направленные на их растягивание. Для усиления выделения мокроты рекомендуется использовать дренажные ИП, те располагать больного так, чтобы пути оттока мокроты по бронхам были ниже бронхоэктазов (например, на наклонной под углом 10—15° кушетке головой к опущенному концу), В этих же целях можно использовать ИП лежа на спине, на животе, на боку без подушки (с приподнятой ножной частью кровати на 20—З0 см), упор стоя на коленях. Выбор ИП зависит от расположения бронхоэктазов. В процессе занятий ФУ необходимо наблюдать за общим самочувствием больных, реакцией пульса, дыхания, изменением ЖЕЛ.

Эмфизема легких— патологический процесс в легких, характеризующийся повышенным содержанием воздуха в легочной ткани, расширением альвеол и истончением перегородок. В результате наблюдаются дефекты и разрывы легочной ткани, снижение эластичности волокон. В основе патогенеза лежит увеличение остаточного объема в 2-3 раза. Развитие эмфиземы возможно:

1. при увеличении внутрибронхиального и альвеолярного давления, что приводит к вздутию легких (оперные певцы, стеклодувы);

2. при изменении эластичности ткани (бронхоэктатическая болезнь и др.);

3. при нарушении подвижности грудной клетки (дефекты осанки, сколиоз).

Этиология:

· первичное поражение – редко встречаемое, генетически детерминированное, связано с врожденной недостаточностью фермента (ά 1—антитрипсин);

· вторичное поражение – на фоне других заболеваний легких (бронхиты, пневмонии и др.);

· у пожилых людей (старческая эмфизема).

В результате развития патологического процесса снижается альвеолярная вентиляция, что приводит к гипоксемии, развитию дыхательной, а затем сердечно-сосудистой недостаточности.

Симптомы заболевания:

· одышка, сопровождающаяся затрудненным выдохом;

· сплюснутость лица;

· из-за увеличения объема легких и малой подвижности диафрагмы форма грудной клетки становится бочкообразной;

· кашель, явления бронхоспазма.

Задачи ЛФК:

· повышение эластичности легких;

· сохранение подвижности грудной клетки;

· поддержание состояния компенсации сердечно-сосудистой системы в целом;

· формирование правильной осанки.

Особенности методики ЛФК.

В занятие ЛГ включаются ОРУ для всех групп мышц, выполняемые в среднем и медленном темпе. Обязательным является выполнение ДУ статического и динамического характера, направленные на увеличение подвижности грудной клетки, укрепление мускулатуры выдоха, развитие диафрагмального дыхание, овладение механизмом дыхания с удлиненным выдохом. Эти упражнения уменьшают количество остаточного выдоха, улучшают газообмен, облегчают работу сердца.

При эмфиземе легких, осложненной сердечной недостаточностью, ЛФК назначают в период выраженного уменьшения застойных явлений. В занятия включают упражнения, выполняемые с малой нагрузкой (движения в дистальных отделах конечностей), в медленном и среднем темпе, в ИП с приподнятым туловищем. Эти упражнения направлены на улучшение периферического кровообращения. Кроме того, включают упражнения, обеспечивающие дозированный венозный приток к сердцу (ритмичные движения конечностями, выполняемые с неполной амплитудой в медленном темпе). Движения необходимо чередовать с паузами для отдыха и ДУ с удлиненным выдохом. Используются также упражнения в расслаблении мышц, улучшении осанки (корригирующие) и увеличении подвижности позвоночного столба. Большая нагрузка не рекомендуется

При улучшении состояния больных и повышении их приспособляемости к физическим нагрузкам двигательный режим расширяется. Добавляют движения, охватывающие большие мышечные группы. Упражнения проводятся из ИП лежа, сидя и стоя, постепенно увеличивается расстояние в дозированной ходьбе.

Бронхиальная астма – хроническое заболевание аллергической природы, характеризующееся повторными приступами экспираторной одышки, вызванной аллергической реакцией в тканях бронхиального дерева (спазм бронхов, отек и гиперсекреция). Обязательным признаком болезни является приступ удушья и (или) астматический статус. Астматический статус определяется, как опасная для жизни, нарастающая бронхиальная обструкция с прогрессирующими нарушениями вентиляции и газообмена в легких, которая не купируется обычно эффективными у данного больного лекарственными средствами.

Общепринятой классификации бронхиальной астмы не существует, но чаще всего используют классификацию А.Д. Адо и П.К. Булатовой по которой выделяют инфекционно-аллергическую астму и атопическую астму, с рядом клинико-патогенетических вариантов (аутоиммунный, дисгормональный, нервно-психический и др.). Считается, что лица, страдающие атопической астмой, имеют наследственный характер заболевания. В возникновении инфекционно-аллергической астмы играют роль неинфекционные (домашняя пыль, пыльца растений и др.) и инфекционные (бактерии, вирусы, грибы) аллергены.

Стадии заболевания:

Предастма – хронические неспецифические заболевания легких с приступами бронхоспазма.

І стадия – сопровождается развитием дыхательной недостаточности (чаще всего на фоне хронических бронхитов или пневмоний).

ІІ стадия – дыхательная недостаточность, сердечная недостаточность, формирование легочного сердца, наличие астматического статуса.

Задачи ЛФК:

· нормализация функций ЦНС;

· снятие бронхоспазма;

· развитие полного дыхания с тренировкой выдоха;

· увеличение силы дыхательных мышц и подвижности грудной клетки;

· нормализация внешнего дыхания;

· формирование правильной осанки;

· улучшение крово — и лимфообращения.

Формы ЛФК: ЛГ, УГГ, дозированные прогулки по ровной местности, легкие спортивные игры, лыжные прогулки.

Особенности методики ЛФК:

ЛГ назначается в периоды стихания приступов, при улучшении общего состояния больного, когда нет выраженных явлений недостаточности кровообращения. Курс делится на подготовительный и тренировочный периоды.

В подготовительный период (2-3 дня) происходит ознакомление больного со специальными упражнениями, восстановление правильного дыхания, изучение методистом функциональных возможностей пациента.

В тренировочный период включается дыхательная гимнастика, снижающая минутный объем дыхания (МОД), звуковая гимнастика, массаж и легкие гимнастические упражнения.

Больным бронхиальной астмой противопоказаны упражнения, связанные с натуживанием и задержкой дыхания. В занятиях используются ОРУ; специальные упражнения для увеличения подвижности грудной клетки; ДУ, обеспечивающие восстановление полноценного дыхания и формирующие умение больных управлять дыхательным актом. Особое внимание следует обращать на тренировку удлиненного выдоха, диафрагмального дыхания и на укрепление мышц брюшного пресса для улучшения фазы выдоха.

Методика произвольного снижения МОД (по В.В. Гневушеву). В начале обучения осваивают в большей степени навык «полного» дыхания. На вдохе передняя стенка живота выпячивается с одновременным или последующим подниманием грудной клетки. На выдохе грудная клетка опускается, живот втягивается. Далее навыки смешанного дыхания сочетаются с удлиненным вдохом по отношению к выдоху. Соотношение длительности вдоха и выдоха (в секундах) обозначается термином дыхательный интервал» (ДИ), например, ДИ (2:4). Обучение этому режиму дыхания преследует цели: а) увеличение дыхательного объема (ДО) в результате удлиненного вдоха; б) снижение МОД.

При обучении методике произвольного снижения МОД необходимо соблюдать следующие условия:

• вдох через нос, ненапряженный, бесшумный, удлиненный, с обязательным сохранением возможности небольшого его продолжения;

• выдох через нос полный произвольный или непроизвольный;

• исключаются упражнения, вызывающие одышку или затрудненное дыхание.

Тренировка строится по следующей схеме: ДИ (2:4)—ДИ (3:4)—ДИ (4:4)—ДИ (6:4)—ДИ (8:3) и т.д. В результате секундные ДО вдоха постепенно уменьшаются, а ДО выдоха повышаются. Каждый непроизвольно удлиненный вдох и выдох удобно выполнять с движением рук, ног, туловища, при беге, ходьбе.

Звуковая гимнастика (ЗГ) включает специальные упражнения, связанные с произнесением звуков: вначале «закрытый стон» — «мым» и очистительный выдох — «пфф». При звуковой гимнастике вибрация голосовых связок передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку, что вызывает расслабление спазмированных бронхов и бронхиол.

По силе воздушной струи согласные делятся на три группы:

• наибольшая сила развивается при звуках п, т, к, ф, которые требуют значительного напряжения мышц трудной клетки и диафрагмы;

• средней интенсивностью обладают звуки б, г, д, в, з;

• наименьшей интенсивностью — звуки м, к, л, р.

Цель ЗГ — выработать соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха, равное 1:2. При медленном, спокойном вдохе с паузой после вдоха происходят наиболее полный газообмен в альвеолах и полное перемешивание вдыхаемого воздуха с альвеолярным. После небольшой паузы следует сделать медленный выдох через рот, после выдоха — более продолжительную паузу. Гласные звуки произносят в определенной последовательности: например, бух, бот, бак, бех, бих. Вибрирующий, рычащий звук р-р-р-р-р очень эффективен при обструктивном синдроме.

При бронхиальной астме в процедуре ЛГ соотношение ДУ и ОРУ 1:1; исходные положения — сидя и стоя. ЛГ рекомендуется сочетать с массажем грудной клетки и мышц надплечья.

Санаторно-курортный период включает ЛГ, климатотерапию, аутогенную тренировку, воздействие солнечных ванн, закаливание массаж.

Плеврит— воспаление листков плевры, покрывающих легкие, внутреннюю часть грудной клетки, диафрагму и органы средостения. Кроме органов дыхания в патологический процесс может быть вовлечено сердце, органы пищеварения, печень. Как правило, плеврит развивается вторично на фоне пневмонии, опухолевых и ревматических процессов, при коллагенозах, постинфарктном синдроме. Выделяют:

  • сухой (фиброзный) плеврит, чаще возникает как следствие воспалительной реакции. Характеризуется утолщением листков плевры, их отечностью и гиперемией, выпадением фибриновых нитей с небольшим количеством экссудата. Из симптомов заболевания чаще встречается боль в пораженной стороне, которая усиливается при дыхании, кашле, натужном сморкании, шум трения плевры.
  • Экссудативный (выпотной) плеврит протекает с выпотом в плевральную полость жидкости (экссудата). Экссудат может быть серозно-фиброзным, геморрагическим, гнойным или смешанным. Для выпотного плеврита характерно наличие одышки, цианоза, больные принимают вынужденное полусидячее положение, грудная клетка занимает инспираторное положение с выбуханием грудной стенки на больной стороне, ощущение болезненности при дыхании.
  • Гнойный плеврит развивается как осложнение абсцесса, туберкулеза или ранения легкого, является формой экссудативного плеврита.

К ЛФК приступают при снижении температуры, улучшении общего самочувствия, снижении количества экссудата.

Задачи ЛФК:

  • улучшение крово — и лимфообращения;
  • восстановление подвижности легких и правильного механизма дыхательного акта;
  • предупреждение сращений и спаечного процесса;
  • общее укрепление организма.

Источник

лфк и массаж при пневмонииПневмония – воспаление легких. Это инфекционное воспаление легочной ткани, сопровождающееся образованием экссудата в просвете альвеол, что исключает пораженный участок из акта дыхания. Болезнь может осложниться плевритом и образованием спаек, ограничивающих нормальное дыхание. Под действием микробных токсинов нарушаются функции сердечно-сосудистой и нервной систем.

Задачи ЛФК и массажа

Усилить крово — и лимфообращение в легких для быстрого рассасывания экссудата и выделения мокроты; улучшить вентиляцию пораженных отделов легкого; предупредить образование спаек в полости плевры; нормализовать тканевой обмен для ликвидации интоксикации организма; восстановить нормальное дыхание и приспособить организм к физическим нагрузкам; улучшить нервно-психическое и общее состояние.

Особенности методики ЛФК

Назначают лечебную гимнастику при нормальной или стойкой субфебрильной температуре и тенденции к обратному развитию воспаления.

Острая пневмония

Постельный режим. ЛГ в ИП лежа на спине и сидя. Выполняют элементарные упражнения для конечностей в медленном темпе с ограниченной амплитудой движения, повороты туловища на здоровый бок, приподнимание таза с опорой руками о постель. Продолжительность занятия 10-15 минут. После каждого упражнения дают отдых.

Палатный режим. ЛГ проводят в ИП лежа, сидя и стоя в течение 20-25 минут. Выполняют специальные дыхательные упражнения (глубокий и удлиненный вдох и выдох) в сочетании с общеразвивающими для конечностей и туловища (включая медленную ходьбу) в соотношении 1:1 и 1:2. Амплитуда движений должна быть максимально возможной, а для предупреждения спаек наклоны и повороты туловища должны сочетаться с вдохом и выдохом.

Свободный режим. Применяют общеукрепляющие упражнения и специальные дыхательные в сочетании 3:1 и 4:1. Движения должны быть динамичными с большой амплитудой и использованием снарядов (для активизации дыхания), игр, ходьбы в среднем темпе.

В домашних условиях занятия продолжают до полного восстановления здоровья.

Хроническая пневмония

Различают две формы хронической пневмонии:

При преобладании пролиферативных процессов с возможным развитием пневмосклероза назначают респираторную гимнастику, причем общеукрепляющие упражнения проводят с относительно большой интенсивностью. При наличии гнойных процессов применяют Постуральный дренаж – лечение положением. Телу придают такое положение, при котором гнойный очаг находится выше путей оттока (лежа на здоровом боку, с приподнятым ножным концом, с опущенным головным концом кровати, стоя на четвереньках). Постуральный дренаж проводят два-три раза в день в течение 10-30 минут в зависимости от общего состояния больного. В стадии ремиссии выполняется дренажная гимнастика. Так, мокрота из нижней доли правого легкого хорошо отделяется при наклоне туловища вперед из ИП сидя на стуле, на выдохе больной, покашливая, достает руками носок левой ноги.

Особенности методики массажа. Массаж назначают при снижении температуры и исчезновении явлений интоксикации при остром процессе, а также при хронической пневмонии. Проводят массаж грудной клетки и ног. Во время массажа не допускать задержки дыхания, больной должен правильно дышать носом. Длительность процедуры – 15-20 минут. Курс лечения – 15-20 процедур.

Источник

Механизмы лечебного действия физических упражнений при заболеваниях органов дыхания.

Физические упражнения при их лечебном применении, рефлекторно и гуморально возбуждая дыхательные центры, способствуют улучшению вентиляции и газообмена в легких. Нормализация газообмена происходит не только путем воздействия на внешнее дыхание, но и на тканевое (улучшение окислительных процессов и утилизации кислорода). Сокращение мышц является одним из раздражителей дыхательного центра. При выполнении физических упражнений активизируется обмен веществ в мышцах, вследствие чего в кровь поступает большое количество CO2 и молочной кислоты, оказывающих раздражающее действие на дыхательный центр.
В процессе дозированной тренировки специальные физические упражнения, совпадающие с фазами дыхания (движения рук, ног, туловища), становятся условным раздражителем дыхательного центра и рефлекторно вызывают учащение и углубление дыхания. Экспираторная одышка, возникающая на почве спазма бронхов, может уменьшиться или полностью ликвидироваться при помощи таких упражнений. Большую роль играет здесь носолегочный рефлекс, возникающий при дыхании через нос. Раздражение рецепторов в верхних дыхательных путях рефлекторно приводит к расширению бронхиол и углублению дыхания.

Под влиянием физических и специальных дыхательных упражнений улучшается крово- и лимфообращение в легких и плевре, которое способствует активизации в них регенеративных процессов и предупреждению осложнений: спаек, эмфиземы, абсцессов и др.

Дыхательные упражнения, направленные на максимальное расширение грудной клетки и усиление работы диафрагмы, помогают рассасыванию и растягиванию образовавшихся спаек, ликвидации болевых ощущений. Специально подобранные исходные положения дают возможность улучшить дренажную функцию легких, что способствует удалению из бронхов и альвеол патологического содержимого: слизи, гноя.

Хар-ка заболеваний органов дыхания: бронхиты, пневмония, бронхиальная астма.

Бронхиальная астма характеризуется приступами экспираторной одышки (удушья), обусловленной сужением просвета мелких бронхиол и появлением в них экссудата. B результате возникает острая задержка воздуха в легких и растяжение альвеол воздухом; вдох короткий, выдох замедлен и затруднен. Продолжительные и частые приступы могут привести к развитию хронического бронхита.

Бронхиальная астма имеет инфекционно-аллергическую природу. В качестве аллергена, вызывающего приступ удушья, могут быть самые разнообразные причины: запах сена, некоторых цветов, пищевые и лекарственные вещества и др.

Пневмония(воспаление легких) бывает очаговой и крупозной. Очаговая пневмония — это воспаление небольших участков легочной ткани с вовлечением в процесс альвеол и бронхов. Очаговая пневмония может возникнуть как осложнение после многих инфекционных заболеваний (гриппа, кори и т. д.), у ослабленных послеоперационных больных, при наличии застойных явлений в легких. Крупозная пневмония — острое инфекционное заболевание, при котором воспалительный процесс захватывает целую долю легкого.

Крупозная и очаговая пневмонии характеризуются образованием в просвете альвеол экссудата, который может полностью рассосаться или осложниться нагноением. Вызывает это инфекционное заболевание пневмококк, стафилококк или вирус. Начало заболевания очень острое: внезапный озноб с последующим быстрым подъемом температуры (39—40°), кашель, сильная колющая боль в груди и общая слабость. Рентгенологически отмечают затемнение соответственно пораженной доле легкого. На 2—3-й день появляется мокрота ржавого цвета. С этого момента необходимо применять дыхательные упражнения, способствующие ее отхождению.

Специфика методики ЛФК при хронической пневмонии.

Основные задачи лечебной физической культуры:

1) усиление кровообращения и лимфообращения в легких с целью ускорения рассасывания экссудата и предупреждения осложнений; противодействие возникновению ателектаза (спадения легкого при нарушении проходимости бронхов);

2) предотвращение образования спаек в полости плевры;

3) активизация тканевого обмена с целью улучшения трофических процессов в тканях;

4) нормализация глубины дыхания, улучшение легочной вентиляции, увеличение подвижности диафрагмы, усиление выведения мокроты;

5) профилактика развития бронхита;

6) реабилитация физической работоспособности.

Курс лечебной физической культуры делится на 3 периода: I (щадящий) II (функциональный), III (тренирующий). I и II периоды протекают в стационаре, III — в условиях поликлиники или санатория.
В I периоде занятия лечебной гимнастикой проводятся в исходном положении лежа. Используются простые гимнастические упражнения для верхних и нижних конечностей и туловища (сгибание, отведение, разгибание, приведение, наклоны в стороны), а также дыхательные упражнения. Дозировка упражнений — 4— 10 раз. Темп медленный.

Во II периоде проводятся занятия лечебной гимнастикой, дозированные ходьба и прогулки. В занятиях лечебной гимнастикой используются все исходные положения (в зависимости от состояния больного). Физические упражнения выполняются с большой амплитудой. Включаются упражнения с предметами: палками, набивными мячами. К концу периода применяются упражнения на гимнастической скамейке и стоя у гимнастической стенки.
Специальными дыхательными упражнениями при пневмонии являются: разгибания туловища с одновременным подниманием рук; наклоны и повороты туловища в стороны, вращения туловища с различным положением рук. Дыхательные упражнения статического и динамического характера. Дозировка упражнений— 6—12 раз. Темп упражнений средний.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник