Ожог от хождения по углям
Ритуал углехождения существует во многих странах среди культов и направлений разных религий. Ходить по углям могут йоги в Индии, индейцы, ходят в Китае и Японии, аборигены Азии, Африки, и нестинары в Болгарии. В Великобритании даже существует Институт исследования огнехождения https://www.firewalking.com.
Практика тесного общения с огнем с каждым годом становится все популярней. Польза от огнехождения распространяется не только на физическое здоровье, но и зажигает человека изнутри. Развивает в нем желание действовать и волю к победе.
Я хожу по углям несколько лет. А количество тех, кто прошел вместе со мной — больше 300. Но я до сих пор не могу понять, почему при соприкосновении с углями, температура которых колеблется от 600 до 1200 градусов ноги не обжигаются.
На этот счет существует несколько теорий:
Иная реальность
Одна из теорий основана на представлениях об иной реальности, которую создаёт шаман, дервиш или колдун, и в которой обычные физические законы не действуют, в частности, огонь в этой реальности не обладает «жгучестью». Всё идёт нормально, пока эта реальность сохраняется, однако в истории хождения по огню известны случаи чудовищных жертв и страшных увечий тех, чья вера внезапно ломалась, и они вновь оказывались в том мире, где огонь жжёт. Магическое состояние, при котором человек становится невосприимчивым к огню, создается, по всей видимости, лицом, руководящим церемонией хождения по огню.
В тренинге «Как разбудить свой потенциал» мы не используем вхождение в транс. Я считаю, что ходить по углям лучше в полной осознанности. Именно тогда практика дает прорыв, так как человек еще долго способен воспроизвести в своем сознании тот настрой, который позволил ему сделать прорыв.
Теория паровой подушки
Одной из первых физических теорий по объяснению явления огнехождения была теория, основанная на эффекте Лейденфроста. Несколько физиков предположили, что влага на подошве ноги в процессе испарения создаёт своеобразный паровой барьер, предохраняющий от реального контакта с углем. С этим эффектом сталкивается каждый, кто проверяет готовность горячего утюга для глажения одежды путём краткого касания его мокрым пальцем. Лейденфрост был первым, кто подробно описал это явление. Эффект Лейденфроста наблюдается также, когда капли воды попадают на очень горячую сковороду и не испаряются мгновенно, а танцуют длительное время по ней на образующейся паровой подушке, которая появляется из-за интенсивного испарения в момент приближения капли к раскалённой поверхности.
Физик Джерл Уокер (Jearl Walker) был настолько убеждён в правильности этой теории, что действительно поверил в невозможность получения ожога во время хождения по углям и однажды просто пошёл по угольному настилу без предварительной подготовки. Однако тут же он получил сильнейшие ожоги, которые оказались настолько серьёзными, что навсегда убили его веру в эту теорию.
Теория низкой теплопроводности угля
Существует другая физическая теория, основанная на идее низкой теплопроводности угля. С подобного рода механизмом мы сталкиваемся, когда вынимаем горячий пирог из раскалённой печи руками и не обжигаемся при этом, хотя воздух внутри печи имеет ту же температуру, что и металлический противень. Если же мы коснёмся противня даже на секунду, то немедленно получим ожог. Причина этого состоит в том, что воздух является плохим проводником тепла, а металл — очень хорошим. Физики предположили, что уголь является плохим проводником тепла, поэтому идущий быстро по огню не успевает получить много тепла и поэтому не обжигается, вне зависимости от температуры угля.
В 1994 году физик Бернард Лейкинд посетил Институт иследования огнехождения и пытался эффектно проиллюстрировать эту теорию. Он привязал два филейных бифштекса к своим ногам и пошёл по угольному настилу. ТВ-канал Дискавери производил съемку этой демонстрации для последущего показа по телевидению. Бифштексы выглядели практически нетронутыми огнём. Затем он положил металлический гриль на угли и, когда он стал красным, положил те же самые бифштексы на гриль. Металл мгновенно поджарил мясо. Он счёл это достаточно убедительным доказательством того, что ментальное состояние человека не имеет никакого отношения к огнехождению. Он подчеркнул, что для человека было бы невозможно идти по раскалённому до красна металлу, не получив при этом ожогов. Как только он сказал это, несколько сотрудников Института прошли по грилю и при этом не получили никаких повреждений. Гриль был настолько раскалённым, что под действием веса проходящих людей мягкий металл прогнулся и на нём отпечатались следы ступней. Теперь этот гриль с отпечатанными следами хранится как вещественное доказательство, опровергающее теорию низкой теплопроводности угля.
Теория Буркэна — мысль в материи
Свою теорию о мысли в материи Буркэн основывает на двух экспериментах. Первым является простая демонстрация, известная со школы. Учитель заполняет водой бумажный стаканчик и ставит его на огонь. Вода закипает, а стаканчик остаётся целым. Причина состоит в том, что температура воды не может превысить 100ºC, поскольку она превращается в пар, и, поскольку бумага находится в контакте с водой, она тоже не нагревается выше 100ºC. Для того же, чтобы поджечь бумагу, её надо нагреть гораздо выше 100ºC.
Когда мышление огнеходца находится в соответствующем состоянии, текущая в его теле кровь подобна воде в бумажном стаканчике. Температура крови составляет 37ºC. Когда она протекает через подошву ступней, она непрерывно охлаждает ткани и предотвращает их от «точки воспламенения» точно так же, как вода поддерживает температуру 100ºC. Когда человек идёт по углям с температурой 1200ºC без ожогов, он способен делать это потому, что тело имеет способность охлаждения и защиты себя до некоторой степени.
Когда ментальное состояние человека не настроено на достижение максимума возможностей, капилляры сокращены и не позволяют крови свободно течь через ткани подошвы ноги. В этом случае кровь не сможет отводить тепло от подошвы и не сможет поддерживать температуру, достаточную для предохранения от ожога. Результатом может быть волдырь или обугливание кожи. Из 2 000 000 участников хождения по огню к 2000 году только 50 получили ожоги, поскольку не смогли удержать правильное ментальное состояние и оказались «зажатыми». Таким образом, огнехождение становится упражнением по проверке связи тела и ментальности.
Мой же опыт и наблюдение за участниками тренинга-прорыва «Разбуди свой потенциал» говорит о том, что соприкосновение с огнем «для себя» проходит без единого пятнышка. А когда человек идет по углям «для кого-то», то у него есть микроожоги.
Что значит «для себя». Это значит, он осознал, что ему это дает, решил для чего он идет и сделал это полностью, тотально. Были случаи, когда человек шел по углям, чтобы показать свою смелость, чтобы доказать окружающим, что он может. Он то и получил маленькие ожоги. Но, как ни странно, на утро все проходит.
Статья подготовлена по материалам сайта https://www.astrolab.su
Источник
«Огнехождение» – загадочный ритуал, который можно увидеть на уличных представлениях в Индии. Он заключается в передвижении человека на босых ногах по раскаленным углям или камням. Порой, огненная дорожка может достигать 10 метров в длину, а йог преодолевает её в обе стороны. Как наука объясняет этот феномен?
Немного истории
Ритуал огнехождения известен с глубокой древности и, в свое время, был распространен среди многих народов Азии, Океании, Африки и даже некоторых стран Европы. Так, по сообщениям древнеримского поэта Вергилия, во время праздника Аполлона, по огненной дорожке ходили в Италии. В Болгарии подобное представление устраивали в честь первого византийского императора Константина Великого.
В Пакистане огнехождение использовалось в качестве способа установить вину подсудимого. Если обвиняемый проходил дорожку без повреждений, считалось, что он невиновен. Самые первые сообщения о ритуале были зафиксированы в Индии в 1200 году до н.э. Таким образом, священнослужители доказывали силу своей веры и сплачивали народ.
В Европе ритуал стал широко известен со второй половины XIX века, в связи с колонизацией Востока. На протяжении целого века, огнехождение не имело научного обоснования и рассматривалось, как нечто сверхъестественное.
Техническая часть ритуала
Огненная дорожка может быть двух видов: 1. равномерно разложенные горящие угли, одинаковые и небольшого размера 2. раскаленные базальтовые камни, также примерно одинакового размера, лежащие поверх горящих поленьев.
Температура углей может достигать 400-500 градусов Цельсия. Камни раскаляются сильнее – до 800 градусов. Время хождения варьируется от десятка секунд до пары минут. Никакого специального защитного слоя на подошвах ног у огнеходца нет. Йог преодолевает препятствие без ожогов и видимых повреждений.
Попробуйте отгадать, как он это делает?
Ученые называют это эффект Лейденфроста. За плохо выговариваемой фамилией кроется простейшее явление – холодная жидкость, при соприкосновении с очень горячим телом, создает изолирующий слой пара, который предохраняет её быстрое выкипание. Единственным и главным условием является температура этого горячего тела, она должна в несколько раз превышать точку кипения жидкости.
Проще говоря, огнеходец либо сильно потеет, либо смачивает ноги в холодной воде. Когда он ступает на раскаленные камни, жидкость предохраняет его от ожогов. Еще один вариант – использование золы в качестве изолирующего элемента.
Остальное дело техники. Уголь является плохим проводником тепла. Базальт – пористый материал, также обладает низкой теплопроводностью. Одна его сторона, обращенная к огню, может быть раскалена добела. А другая, внешняя – быть менее нагретой.
Проходят по ним быстрой походкой, наступая полной стопой. Огрубевшая кожа на подошвах ног, защищенная слоем пота, не успевает обжечься. Большое значение также имеет самовнушение. Оно позволяет сохранять спокойствие и не делать ошибок.
Дело в том, что если погрузить ногу слишком глубоко в угли, верхние части ног, более нежные, получат ожоги. То же самое произойдет, если наступить не полной подошвой, а, например, пяткой или носком. Ко всему прочему, на подошве не должно быть никаких царапин и повреждений.
К слову, также строился фокус на советских сталелитейных заводах. Старый мастер, перед глазами новичков, опускал руку в раскаленную сталь, а через мгновение, вытаскивал её совершенно здоровую. Рука, при этом, оказывалась очень влажной. Здесь сработал всё тот же эффект Лейденфроста.
Удивительный результат
На самом деле, исследователей больше интересует не сам факт огнепроходства, а его следствие. Человек, прошедший по раскаленным углям испытывает непередаваемое чувство легкости и удовлетворения. Пройдя дорожку однажды, он навсегда теряет страх перед ней.
Также считается, что огнехождение сплачивает зрителей. Исследование, проведенное в Сан-Педро-Манрике, дало неожиданные результаты. У людей и участников огненного шествия синхронизировались сердечные ритмы, подскочил уровень адреналина. Приятное волнение, испытанное огнепроходцем на празднике, передалось всем присутствующим, создало ощущение общности и коллектива.
Источник
Хождение по горящим углям — цирковой трюк (более всего распространённый в уличных представлениях в странах Востока), заключающийся в передвижении на босых ногах по площади, усеянной раскалёнными углями или камнями.
История[править | править код]
«Огнехождение» было распространено среди многих народов Азии, Африки, Океании и ряда регионов Европы с глубокой древности — так, в Индии оно известно как минимум с 1200 года до н.э[1]. При этом само по себе хождение по горящим углям первоначально не было разновидностью циркового представления, а являлось частью обрядов инициации или доказательства силы веры[2]. На Западе эта практика приобрела широкую известность во второй половине XIX века после колонизации европейцами стран Востока, но долгое время считалась чем-то сверхъестественным, как и многие другие «индийские чудеса». Во второй половине XX века циркач и писатель Толли Буркан стал вести активную пропагандистскую кампанию, сопровождаемую его личными выступлениями, имевшую целью доказать, что в хождении по горящим углям нет ничего мистического и после должной тренировки и получения некоторых знаний оно доступно любому человеку[3].
Примеры огнехождения у разных народов:
- клан савау с островов Фиджи[4][5];
- некоторые шииты ходят по углям в день Ашуры;
- православные греки (анастенария[en]) и болгары (нестинарство)[6][7];
- къхунги[en] — бушмены, живущие в Калахари;
- индийцы в день фестиваля Тимити[en];
- девочки на балийской церемонии «санхян дедари», призванной призвать добрых духов к ним[8];
- некоторые пакистанские племена, в качестве способа установить вину: считается, что сумевший пройти по углям без повреждений является невиновным[9];
- племена Полинезии (документировано в научных журналах с изображениями и ритуальными текстами)[10][11];
Социальные функции[править | править код]
Считается, что огнехождение, как и другие волнующие коллективные мероприятия, сплачивает общество; Эмиль Дюркгейм приписывает этот эффект коллективному волнению, приводящему к ощущению общности и уподобления[12]. Научное исследование, проведённое во время обряда огнехождения в деревне в Сан-Педро-Манрике, показало, что у наблюдателей и участников синхронизируются сердечные ритмы[13][14]. Благодаря этим эффектам, хождение по углям нередко используется в семинарах по саморазвитию. Подобная практика была введена в 1980-х годах американским оратором-мотиватором Толли Бурканом[15], но наибольшую известность получила благодаря мероприятиям, проводимым Тони Роббинсом[16][17].
Научное объяснение[править | править код]
Современная физика объясняет возможность огнехождения тем, что при соприкосновении двух тел с различной температурой более холодное из них начинает нагреваться, а более тёплое — остывать, что продолжается до их разделения[18]. Поскольку угли, используемые для трюка, чаще всего являются плохими проводниками тепла, а сам трюк по продолжительности никогда не бывает долгим, учёный Дэвид Уилли[en] доказал, что при быстром прохождении по небольшому отрезку поверхности из углей можно легко не получить ожога, а главной ошибкой считал слишком глубокое погружение ступней, верхние части которых более чувствительны, в угли[2][19]. Уилли отметил, что большинство огнехождений происходят по углям температурой 550 °C, однако ему приходилось наблюдать хождение по углям температурой 1000 °C[2].
Также Джерл Уокер[en] отмечал эффективность некоторых дополнительных способов защиты, предпринимаемых индийскими факирами: например, предварительное смачивание ступней, которые в таком случае оказываются защищены в большей степени из-за действия эффекта Лейденфроста[20], или использование золы в качестве изолирующего элемента[21].
Примечания[править | править код]
- ↑ Willey, David Firewalking Myth vs Physics. University of Pittsburgh. Дата обращения 29 июня 2010. Архивировано 20 мая 2013 года.
- ↑ 1 2 3 Binns, Corey. World’s Watch and Learn: Physics Professor Walks on Fire, Livescience.com (14 августа 2006). Дата обращения 13 апреля 2007. (livescience.com)[неавторитетный источник?]
- ↑ FYI; Web hits. Архивная копия от 8 октября 2012 на Wayback Machine, Star-Tribune, April 28, 2001. «Meet Tolly Burkan, father of the global firewalking movement».
- ↑ Pigliasco, Guido Carlo, 2007. The Custodians of the Gift: Intangible Cultural Property and Commodification of the Fijian Firewalking Ceremony. Ph.D. Dissertation, University of Hawai‘i.
- ↑ Pigliasco, Guido Carlo, 2010. «We Branded Ourselves Long Ago: Intangible Cultural Property and Commodification of Fijian Firewalking», Oceania 80 (2): 237—257.
- ↑ Xygalatas, Dimitris, 2012. The Burning Saints. Cognition and Culture in the Fire-walking Rituals of the Anastenaria Архивная копия от 2 сентября 2012 на Wayback Machine London: Equinox. ISBN 9781845539764.
- ↑ Xygalatas, Dimitris, 2011. «Ethnography, Historiography, and the Making of History in the Tradition of the Anastenaria», History and Anthropology 22 (1): 57-74
- ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 28 июня 2013. Архивировано 21 сентября 2008 года.
- ↑ In Balochistan, ‘trial by fire’ is taken literally — Central Asia Online
- ↑ https://www.umuki.com/articles/Te_Umu_Ti_A_Raiatean_Ceremony.html (недоступная ссылка)
- ↑ Firewalkers of the South Seas | The Fire Walking Temple (Ke Umu Ki Heiau)
- ↑ Durkheim E. ‘’The elementary forms of religious life’’. New York: Free Press 1995.
- ↑ Konvalinka, I., Xygalatas, D., Bulbulia, J., Schjoedt, U., Jegindø, E-M., Wallot, S., Van Orden, G. & Roepstorff, A. 2011. «Synchronized arousal between performers and related spectators in a fire-walking ritual», ‘’Proceedings of the National Academy of Sciences 108’’(20): 8514-8519
- ↑ Xygalatas, D., Konvalinka, I., Roepstorff, A., & Bulbulia, J. 2011«Quantifying collective effervescence: Heart-rate dynamics at a fire-walking ritual»,Communicative & Integrative Biology 4(6): 735—738
- ↑ Tolly Burkan (недоступная ссылка). Дата обращения 9 июля 2013. Архивировано 10 ноября 2013 года.
- ↑ Tony Robbins Sets the Record Straight About Fire Walk ‘Controversy’ (31 июля 2012). Дата обращения 9 июля 2013. Архивировано 10 июля 2013 года.
- ↑ A Self-Improvement Quest That Led to Burned Feet (22 июля 2012). Дата обращения 9 июля 2013. Архивировано 10 июля 2013 года.
- ↑ Can you walk on hot coals in bare feet and not get burned?, The Straight Dope (14 June 1991). Дата обращения 13 апреля 2007.
- ↑ Willey, David. Firewalking Myth vs Physics, University of Pittsburgh. Дата обращения 13 апреля 2007.
- ↑ Walker, Jearl, Boiling and the Leidenfrost Effect
- ↑ 21 people treated for burns after firewalk at Tony Robbins appearance. Архивировано 20 мая 2013 года.
Источник