Ожог стих печь мелок жаркое

Ожог стих печь мелок жаркое thumbnail

Классный тур олимпиады по русскому языку

4 класс

1. Прочитайте текст. Найдите и выпишите слова, соответствующие данным ниже характеристикам.

Великолепный павлиний хвост – это совсем не хвост! Хвост у павлина скромный незаметный. А пышный веер, который блестит и сверкает — это большие перья надхвостья.

3 слога, 8 букв, 9 звуков -_______________________________________________________

2 слога, 4 буквы, 5 звуков -______________________________________________________

3 слога, 7 букв, 7 звуков -_______________________________________________________

2. Переставь буквы так, чтобы получились новые слова:

Лоза, куст, парк, лето, весна, сосна, рост, сокол, льют

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

Вьетнамская: Неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.____________________________________________________________________

Финская: Тот не заблудится, кто спрашивает._________________________________

____________________________________________________________________________

4. Запиши предложения буквами по правилам орфографии:

[пашолйавлэсна йолкувлэссижунайэлиштопволкинисй’эл’и]

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какими частями речи могут быть следующие слова? Составь с ними предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.

Ожог, стих, печь, мелок, жаркое.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Составьте и запишите сложные слова:

Мух ловит, овец разводит, варит кашу, волны режет, хранит воду, звёзды считает_____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Образуй от прилагательныхглаголы:

Ясный — _________________ грязный — ___________________________

Густой — ________________ чистый — ____________________________

8. Образуй множественное число от имён существительных:

Вещество, сердце, весло, время, окно, сапог, небо.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

9. Подчеркни слова с суффиксом -чик-:

Ключик, стульчик, мячик, перчик, карманчик.

10. Найди и выдели окончания в словах:

Доброта, плохо, зелень, пальто, зелёный.

11. Составь схемы предложений.

Ползут по деревьям туманы, фонтаны умолкли в саду.

Тростник шумел, шуршал и слушал, как в речке плещется вода.

Что ты, ивушка, загрустила, ветви тонкие опустила?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Составь из букв данного слова существительное другого склонения, укажи тип склонения во всех словах:

кукла — ____________________________________________________________________

тьма — ____________________________________________________________________

кочан -_______________________________________________________________________

банка — ______________________________________________________________________

Ключи к олимпиаде по русскому языку 4 класс

Веер

Большие

(по 1 баллу за каждый правильный ответ).

Всего 3 балла

2

Зола, стук, карп, тело, навес, насос, сорт, колос, тюль

9 баллов

3

1. Тише едешь — дальше будешь.

2. Язык до Киева доведёт.

2 балла

4

Пошёл я в лес, на ёлку влез, сижу на ели, чтоб волки не съели.

3 балла

5

Ожог – сущ, глаг; стих — сущ, глаг; печь — сущ, глаг;

жаркое — сущ, прил;

8 баллов

6

Мухолов, овцевод, кашевар, волнорез, водохранилище, звездочёт

6 баллов

7

Например: прояснить, густеть, загрязнить, отчистить

4 балла

8

Вещества, сердца, вёсла, времена, окна, сапоги, небеса

7 баллов

9

Стульчик, карманчик

2 балла

10

Доброта, плохо_, зелень_, зелёный, пальто_.

5 баллов

11

(Правильность оценивает учитель)

3 балла

12

Кулак – 2спр., мать – 3спр., ночка – 1спр., кабан – 2спр.

8 баллов

Источник

5 класс

Русский язык

1. Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков.

Тренер, результат, ярмарка, бассейн, телеграмма, ружье, роскошь, восхищение, еще.

2. Выпишите из ряда слов родственные слова и разные формы одного и того же слова.

Единица, единство, единственный, единственно, соединение, объединенный, единственным, соединения, объединять, единичка, единицы.

3. К словам с безударными гласными в корне подберите проверочные слова.

Сп…ши стихи; не сп…ши, не торопись; пол…скать собач…ку; пол…скать белье; зап…вать песню; зап…вать лекарство; пос…деть на крыльце; пос…деть от горя.

4. Объясните значение словосочетаний.

Завели собаку, завели хозяйство, завели песню, завели разговор, завели мотор.

Закипела вода, закипел самовар, закипело море.

Темный цвет, темная личность, темная ночь.

5. Расположите синонимы в порядке усиления степени признака.

Большой, громадный, колоссальный.

Гениальный, способный, талантливый.

Родимый, родной, близкий, кровный.

Противный, омерзительный, неприятный.

Устремиться, метнуться, ринуться, броситься.

6. Как называются люди, живущие в Петербурге, Одессе, Томске, Харькове, Пскове, Курске, Ярославле?

7. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.

Ожог, стих, печь, мелок, жаркое?

8. Определите, к какому роду относятся слова.

Картофель, санаторий, кофе, какао, фамилия, простыня, молодежь, тополь, рояль, мозоль, шампунь.

9. Закончите предложения – подберите подходящие по смыслу и рифме обстоятельства, выраженные наречиями.

Посиди да погоди: сказка будет…. Черно-бурый медвежонок про себя ворчит …. На зеленую полянку вышел мишка …. Подымается петух, говорит с собою …. Испугался вдруг щенок и пустился …. (Из сказок С.Маршака)

10. Простые предложения замените сложными, близкими по смыслу.

Проснулись неугомонные птицы и запели свои звонкие песни. Взошло солнце и обсушило холодную ночную росу.

11. Поставьте ударение в выделенных словах, объясните значение этих слов.

        На путях я вижу сорок 

        Резво скачущих сорок.

        Этот вид мне очень дорог

        Средь неведомых дорог.

        (И.Соколов-Микитов)

        Дорога дорога, но дороже бездорожье.

          ( Пословица)

6 класс

Русский язык

  1. Расставьте ударение в словах.

Алфавит, красивее, случай, хозяева, звонишь, полчаса, щавель, средства, положил, кружева, премировать, удобнее, украинский.

  1. Приведите 2-3 примера слов, в которых было бы звуков больше, чем букв.
  2. Разберите по составу слова:

Загадка, предположить, трехъярусный, завьюжить, судоподъемник, набережная.

  1. Установите по данным предложениям, какие значения имеет слово голова.
  1. От бессонницы у него звболела голова.
  2. Голова у него хорошо работает, любую задач решает быстро.
  3. Он в неравном бою сложил свою голову.
  4. Фермер продал государству сто голов рогатого скота.
  5. Вот показалась голова пехотной колонны.
  1. Объясните значение словосочетаний.

Глухой старик, глухой голос, глухой согласный, глухой переулок.

Высокий рост, высокая температура, высокие цены, высокое напряжение, высокая оценка.

  1. О каких предметах можно сказать:

Построен, сооружен, воздвигнут;

Огромный, большой, значительный, исполинский;

Небольшой, крошечный, маленький.

  1. Подберите определения – имена прилагательные – к каждому из данных слов:

Фамилия, рояль, тюль, картофель, какао, кофе, фасоль, мозоль, овощ, фойе.

  1. Указать вначале фразеологические обороты со словами-антонимами, затем – с синонимами. Найдите объяснение каждому фразеологическому обороту.

Нет худа без добра; ум за разум заходит; всеми правдами и неправдами; вопрос жизни и смерти; переливать из пустого в порожнее; вокруг да около; ни конца ни краю; и стар и млад; ни сыт ни голоден.

  1. Почему  в слове юный пишется одно н, а в слове юннат – два?
  2. В слове деревянный пишется два н, а в слове дровяной ( склад) – одно н. Почему?
  3. Выпишите из текста слова, которые:

склоняются; спрягаются; не склоняются; не спрягаются.

Улетели на юг журавли и аисты. Не слышалось веселого щебетания ласточек. В лесу было пусто, уныло и очень тихо. Когда начинал дуть сильный ветер, лес вновь оживал. Деревья гнулись и скрипели…

                                                         (Г.Скребицкий)

12. Составьте развернутый план ответа по теме: «Имя существительное».

7 класс

Русский язык

  1. Расставьте ударение в словах.

Досуг, прибывший, гравер, движимый, поднявший, балуясь, ржавея, планер, добрались, мельком, начатый, начавший, начала.

  1. Разберите слова по составу.

Участвовавшие, провозглашают, обрастают.

  1. Как образовались слова?

Прилуниться, изредка, кверху, пятиборье.

  1. Подберите не менее трех синонимов к каждому слову.

Отважный, холодный, дом, говорить, прочный.

  1. Замените фразеологические обороты словами-синонимами.

В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; себе на уме; кожа да кости; куры не клюют; вставлять палки в колеса; прикусить язык; встать с левой ноги.

6.  Составьте развернутый план ответа по теме: « Причастие».

7.  От данных глаголов образуйте все возможные причастия, выделите в них суффиксы.

Красить, прогулять, почитать (уважать), бороться, вырастить.

  1. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении деепричастий? Запишите предложения в исправленном виде.

Открыв окно, я залюбовался видом города. Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш. Подходя к дому, вдруг выскочила собака. Белку, прыгая с ветки на ветку, мы приманили к себе орешками. Подъезжая к станции, я был встречен товарищем. Повторив старые правила, лучше поймешь новые.

  1. Вставьте пропущенные буквы, обозначив орфограммы. Расставьте знаки препинания. Выполните синтаксический разбор.

С…леные брызги …громных волн разб…вающихся о пр…брежные скалы л…тели д…леко на сушу и дом срубле…й из толстых брёвен вздрагивал н…пр…ста…о.

10. Замените наречия синонимами, в которых пишется нн или н.

Признаться чистосердечно, двигаться тихо, действовать быстро, выполнять всегда, слушать невнимательно, отвечать нечетко, появиться вдруг.

Слова для справок: неожида…о, медле…о, открове…о, постоя…о, мгнове…о, рассея…о, пута…о.

11. Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова.

Длина линейки 10 сантиметров. Эта линейка для меня длинна.

  1. Как правильно сказать:

Я кушаю или я ем?

13.  Объясните значение слов.

Бал – балл; искусный – искусственный.

8 класс

Русский язык

  1. Расставьте ударение в словах.

   Обеспечение, ходатайство, мельком, каталог, звонит, языковое явление, диспансер, премировать, хаос, аристократия, газопровод, договор.

  1. Объясните значение каждого слова и составьте с ним предложение.

Брошюра, вилы – виллы, беспрекословно.

  1. Подберите к словам грусть, темнота синоним и антоним и составьте с ними предложение.
  2. Замените следующие заимствованные слова русскими синонимами:

Индустрия, антракт, колоссальный.

  1. Какими частями речи и какими членами предложения являются выделенные слова?

Защитник вольности и прав.        Столовая закрыта.

В сем случае совсем не прав.        Дай столовую ложку.

Как называется это явление?

  1. Разберите по составу слова.

Поддерживая, пол-очка, пригород, снегопад, осветительный.

  1. Найдите общий корень в словах.

Пехота – опешить, наизусть – устный, след – последствия, пружина – упругий, мрачный – обморок.

  1. Определите количество звуков и букв в словах.

Неуютно, неприязнь, пожелание, взволнованный, отъехать, январь.

  1. Объясните значение данных ниже фразеологизмов.

Сломя голову; ни в зуб ногой; с глазу на глаз; зубы заговаривать; выйти в люди; всё валится из рук; держать в ежовых рукавицах; встать в тупик.

  1. Укажите, чем выражены подлежащие и сказуемые в приводимых ниже предложениях. Расставьте знаки препинания.

Тамань самый скверный городишко из всех приморских городов России. (М.Лермонтов)

Егоровна увидела необходимость уведомить обо всем молодого Дубровского. (А.Пушкин)

Я возвратился к Зурину грустен и молчалив. (А.Пушкин)

Я не почел за нужное упрекнуть его в несостоятельности и уложившись спать на сене опять попытался заснуть. (Л.Толстой)

Знает ли вас кто-нибудь в доме Троекурова? (А.Пушкин)

  1. Составьте развернутый план ответа по теме « Функции русского языка в современном мире».
  2. Напишите слова с составными частями био-, библио-, граф(ия).составьте с этими словами словосочетания, сделайте синтаксический разбор.

Источник