Первая медицинская помощь при ожогах ушибах переломах

Первая медицинская помощь при ожогах ушибах переломах thumbnail

При переломах (вывихах) необходимо:

  • дать пострадавшему обезболивающие средства;
  • при открытом переломе – остановить кровотечение, обработать рану, наложить повязку;
  • обеспечить иммобилизацию (создание покоя) сломанной кости стандартными шинами или подручными материалами (фанера, доски, палки и т.п.);
  • при переломе конечности накладывать шины, фиксируя, по крайней мере, два сустава – одного выше, другого ниже места перелома (центр шины должен находиться у места перелома);
  • при переломах (вывихах) плеча или предплечья зафиксировать травмированную руку в физиологическом (согнутом в локтевом суставе под углом 90°) положении, вложив в ладонь плотный комок ваты или бинта, руку подвесить к шее на косынке (бинте);
  • при переломе (вывихе) костей кисти и пальцев рук к широкой шине (шириной с ладонь и длиной от середины предплечья и до кончиков пальцев) прибинтовать кисть, вложив в ладонь комок ваты или бинта, руку подвесить к шее при помощи косынки (бинта);
  • при переломе (вывихе) бедренной кости наложить наружную шину от подмышки до пятки, а внутреннюю – от промежности до пятки (по возможности не приподнимая конечность). Транспортировку пострадавшего осуществлять на носилках;
  • при переломе (вывихе) костей голени фиксировать коленный и голеностопный суставы пораженной конечности. Транспортировку пострадавшего осуществлять на носилках;
  • при переломе (вывихе) ключицы положить в подмышечную впадину (на стороне травмы) небольшой кусочек ваты и прибинтовать к туловищу руку, согнутую под прямым углом;
  • при повреждении позвоночника осторожно, не поднимая пострадавшего, подсунуть под его спину широкую доску, толстую фанеру и т.п. или повернуть пострадавшего лицом вниз, не прогибая туловища. Транспортировка только на носилках;
  • при переломе ребер туго забинтовать грудь или стянуть ее полотенцем во время выдоха;
  • при переломе костей таза подсунуть под спину широкую доску, уложить пострадавшего в положение “лягушка” (согнуть ноги в коленях и развести в стороны, а стопы сдвинуть вместе, под колени подложить валик из одежды). Транспортировку пострадавшего осуществлять только на носилках;
  • к месту перелома приложить “холод” (резиновый пузырь со льдом, грелку с холодной водой, холодные примочки и т.п.) для уменьшения боли.

Запрещаются любые попытки самостоятельного сопоставления костных отломков или вправление вывихов.

При травме головы (могут наблюдаться: головная боль, потеря сознания, тошнота, рвота, кровотечение из ушей) необходимо:

  • уложить пострадавшего на спину;
  • зафиксировать голову с двух сторон мягкими валиками и наложить тугую повязку;
  • при наличии раны наложить стерильную повязку;
  • положить “холод”;
  • обеспечить покой;
  • при рвоте (в бессознательном состоянии) повернуть голову пострадавшего набок.

При ушибах (характерны боль и припухлость в месте ушиба) необходимо:

  • приложить холод к месту ушиба;
  • наложить тугую повязку;
  • создать покой.

При растяжении связок необходимо:

  • зафиксировать травмированную конечность при помощи бинтов, шин, подручных материалов и т.п.;
  • обеспечить покой травмированной конечности;
  • приложить “холод” к месту травмы.

При сдавливании пострадавшего тяжестью необходимо:

  • освободить его из-под тяжести;
  • оказать помощь в зависимости от повреждения.

Первая помощь при ожогах.

Ожоги различают:

  • термические ожоги – вызванные огнем, паром, горячими предметами, солнечными лучами, кварцем и др.;
  • химические ожоги- вызванные действием кислот и щелочей;
  • электрические ожоги – вызванные воздействием электрического тока.

По степени тяжести ожоги подразделяются на:

  • ожоги 1 степени – характеризуются покраснением и отеком кожи;
  • ожоги 2 степени – образуются пузыри на коже;
  • ожоги 3 степени – характеризуются образованием струпов на коже в результате омертвения поверхностных и глубоких слоев кожи;
  • ожоги 4 степени – происходит обугливание тканей кожи, поражение мышц, сухожилий и костей.

Оказывающий первую помощь пострадавшим при термических и электрических ожогах обязан:

  • вывести пострадавшего из зоны действия источника высокой температуры;
  • потушить горящие части одежды (набросить любую ткань, одеяло и т.п. или сбить пламя водой);
  • дать пострадавшему болеутоляющие средства;
  • на обожженные места наложить стерильную повязку, при обширных ожогах прикрыть ожоговую поверхность чистой марлей или проглаженной простыней;
  • при ожогах глаз делать холодные примочки из раствора борной кислоты (1/2 чайной ложки кислоты на стакан воды);
  • доставить пострадавшего в медпункт.

Оказывающий первую помощь при химических ожогах обязан:

  • при попадании твердых частичек химических веществ на пораженные участки тела удалить их тампоном или ватой;
  • немедленно промыть пораженное место большим количеством чистой холодной воды (в течение 10 – 15 мин.);
  • при ожоге кожи кислотой делать примочки (повязку) с раствором питьевой соды (1 чайная ложка соды на стакан воды);
  • при ожоге кожи щелочью делать примочки (повязку) с раствором борной кислоты (1 чайная ложка на стакан воды) или со слабым раствором уксусной кислоты (1 чайная ложка столового уксуса на стакан воды);
  • при попадании жидкости или паров кислоты в глаза или полость рта промыть их большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды (1/2 чайной ложки на стакан воды);
  • при попадании брызг или паров щелочи в глаза или полость рта промыть пораженные места большим количеством воды, а затем раствором борной кислоты (1/2 чайной ложки на стакан воды);
  • при попадании кислоты или щелочи в пищевод дать выпить не более 3 стаканов воды, уложить и тепло укрыть пострадавшего;
  • в тяжелых случаях доставить пострадавшего в медпункт или любое лечебное учреждение.

Запрещается:

  • касаться руками обожженных участков тела;
  • смазывать мазями или присыпать порошками обожженные участки кожи и слизистых поверхностей;
  • вскрывать пузыри;
  • удалять приставшие к обожженному месту различные вещества (мастика, канифоль, смолы и др.);
  • срывать одежду и обувь с обожженного места.

Первая помощь при отравлениях

При отравлении газами (ацетилен, угарный газ, пары бензина и т.п.) пострадавшие ощущают: головную боль, “стук в висках”, “звон в ушах”, общую слабость, головокружение, сонливость; в тяжелых случаях может быть возбужденное состояние, нарушение дыхания, расширение зрачков.

Оказывающий помощь должен:

  • вывести или вынести пострадавшего из загазованной зоны;
  • расстегнуть одежду и обеспечить приток свежего воздуха;
  • уложить пострадавшего, приподняв ноги (при отравлении угарным газом – строго горизонтально);
  • укрыть пострадавшего одеялом, одеждой и т.п.;
  • поднести к носу пострадавшего ватку, смоченную раствором нашатырного спирта;
  • дать выпить большое количество жидкости;
  • при остановке дыхания приступить к искусственному дыханию;
  • срочно вызвать квалифицированную медицинскую помощь.

При отравлении хлором необходимо:

  • промыть глаза, нос и рот раствором питьевой соды (1/2 чайной ложки на стакан воды);
  • дать пострадавшему пить небольшими глотками теплое питье;
  • направить пострадавшего в медпункт.

При отравлениях испорченными продуктами (могут возникать головные боли, тошнота, рвота, боли в животе, общая слабость) необходимо:

  • дать выпить пострадавшему 3 – 4 стакана воды или розового раствора марганцовокислого калия с последующим вызовом рвоты;
  • повторять промывание 2 – 3 раза;
  • дать пострадавшему активированный уголь (таблетки);
  • напоить пострадавшего теплым чаем;
  • уложить и тепло укрыть пострадавшего;
  • при нарушении дыхания и остановке сердечной деятельности приступить к проведению искусственного дыхания и наружного массажа сердца;
  • доставить пострадавшего в медпункт.

Первая помощь при отравлении едкими веществами.

При отравлении крепкими кислотами (серная, соляная, уксусная) и крепкими щелочами (едкий натр, едкий калий, нашатырный спирт) происходят ожоги слизистой оболочки полости рта, глотки, пищевода, а иногда и желудка.

Признаками отравления являются: сильные боли во рту, глотке, желудке и кишечнике, тошнота, рвота, головокружение, общая слабость (вплоть до обморочного состояния).

При отравлении кислотой необходимо:

  • давать пострадавшему внутрь через каждые 5 минут по столовой ложке раствора соды (2 чайные ложки на стакан воды) или 10 капель нашатырного спирта, разведенного в воде;
  • дать пить пострадавшему молоко или взболтанный в воде яичный белок;
  • при нарушении дыхания делать искусственное дыхание;
  • доставить пострадавшего в медпункт.

При отравлении крепкой едкой щелочью пострадавшему необходимо:

  • понемногу давать пить холодную воду, подкисленную уксусной или лимонной кислотой (2 столовые ложки 3% раствора уксуса на стакан воды);
  • дать внутрь растительное масло или взболтанный с водой яичный белок;
  • приложить горчичник к подложечной области;
  • доставить пострадавшего в медпункт.

Первая помощь утопающему.

Вытащив пострадавшего из воды, надо снять или срезать с него мокрую одежду, очистить обернутыми чистым платком или марлей пальцами рот и глотку от грязи, тины и земли и удалить из дыхательных путей и желудка воду.

Для удаления воды надо встать на одно колено, положить пострадавшего поперек другого своего колена и, осторожно надавливая на спину, сжимать его грудь. После того как вода будет удалена, пострадавшего следует уложить на теплую подстилку, сделать ему искусственное дыхание, избегая надавливания на живот, чтобы остатки воды из желудка не попали в дыхательные пути. Когда, пострадавший придет в сознание, надо надеть на него сухое белье, потеплее укрыть, напоить горячим чаем или кофе и отправить в лечебное заведение.

Искусственное дыхание производят с помощью резиновой трубки, один конец которой вставляют в нос или рот пострадавшего, другой находится во рту оказывающего помощь. Если резиновой трубки нет, воздух можно вдыхать непосредственно ртом в рот пострадавшего, проложив между губами несколько слоев марли или чистый носовой платок.

Движения, производящие вдох, надо повторять спокойно, размеренно, согласно частоте дыхания пострадавшего (у детей дошкольного возраста примерно 22—26 раз в минуту).

Искусственное дыхание следует проводить непрерывно и долго, иногда несколько часов, пока пострадавший не начнет дышать самостоятельно.
Одновременно с искусственным дыханием пострадавшего по возможности надо хорошо укрыть, обложив грелками, растирать его тело, давать ему нюхать нашатырный спирт.

Источник

Перелом руки – один из наиболее частых видов переломов, встречающихся в быту. Очень важно уметь оказывать первую помощь. Самым важным является вовремя иммобилизовать руку, иначе закрытый перелом может превратиться в открытый. Для иммобилизации к руке необходимо приложить шину и зафиксировать. В качестве шины можно использовать подручные материалы: доску, фанеру, толстую ветку и тд. Существуют несколько разновидностей шин, подбирать которые необходимо в зависимости от вида перелома.

Лестничная шина Крамера изготавливается из проволоки. Ее необходимо накладывать поверх одежды. Шину моделируют по здоровой руке, а затем накладывают на поврежденную конечность. Важно, чтоб шина охватывала два сустава.

Пневматические шины представляют собой герметичные камеры, внутрь которых помещается конечность. Различают три основных типа пневматических шин – для кисти и предплечья, для стопы и голени и для бедра. Этот тип шин прост в применении и наиболее часто используется не только сотрудниками «скорой помощи», но и службами МЧС, медицины катастроф, в спортивной медицине. Эти виды шин можно использовать не только при переломе, но и при ушибах, кровоизлияниях, повреждениях суставов.

При сильной боли можно принять анальгезирующий препарат – анальгин, кеторол, ибупрофен. Руку с шиной подвесить в согнутом в локте положении. При развитии болевого шока – то есть реакции организма на боль, при которой страдает нервная и сердечно-сосудистая система, важно принять незамедлительные меры. В противном случае, такое состояние может привести к смерти. Важно оказать первую помощь пострадавшему до приезда скорой помощи. О развитии болевого шока у пострадавшего свидетельствуют спутанность сознания, заторможенность, бледность, понижение температуры тела, снижение тонуса мышц, больной не понимает, что с ним происходит. На следующей стадии снижается артериальное давление до 90-100 мм рт.ст, учащенный пульс до 120 уд. в мин., холодный пот.

Пострадавшего с симптомами болевого шока необходимо согреть с помощью грелок, одеял, отпоить горячим чаем. При рвоте или ранениях брюшной полости пить запрещено.

Транспортировать пострадавшего можно только после устранения симптомов шока.

При открытом переломе руки в первую очередь необходимо остановить кровотечение. Для этого необходимо наложить жгут на область выше раны. Жгут представляет из себя прочную резиновую полоску. Жгут накладывают на 30-40 минут, в зависимости от состояния человека, времени года. Более длительное наложение может быть чревато некрозом, ведь конечность по сути отключают от кровотока, что может быть чревато развитием кислородного голодания. Что делать если под рукой не оказалось жгута? Можно наложить импровизированное средство, например, кусок ткани, ленты, веревки, собственный ремень и др.

Существуют две разновидности жгутов – ленточные и воронкообразные. Ленточный жгут – это небольшой отрезок ленты из резины. На нем могут быть нанесены отверстия для кнопок, или кнопки, которые позволяют его застегнуть.

Воронковые жгуты обычно используются в экстремальных условиях. Они представляют собой широкую синтетическую ленту, застегивающуюся с помощью липучки, которая обеспечивает надежную фиксацию. Часто такие жгуты снабжены медицинским маячком, который отслеживает время наложения.

Рану обработать антисептиком для того, чтобы предупредить попадание инфекции. После остановки кровотечения и обработки раны руку необходимо зафиксировать.

Источник

Õàðàêòåðèñòèêà ñèìïòîìîâ è âíåøíèõ ïðîÿâëåíèé ïðè òðàâìàõ, óøèáàõ, ïåðåëîìàõ. Îòëè÷èòåëüíûå ÷åðòû îæîãîâ è îáìîðîæåíèÿ, ôîðì èõ ñëîæíîñòè. Èçó÷åíèå ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè. Îñîáåííîñòè ðàäèîàêòèâíîãî îáëó÷åíèÿ è ýòàïû ôèçèêî-õèìè÷åñêîé äåçàêòèâàöèè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè óøèáàõ, âûâèõàõ, ïåðåëîìàõ, îæîãàõ è îáìîðîæåíèÿõ. Ðàäèàöèîííîå çàðàæåíèå. Äåçàêòèâàöèÿ

ÏËÀÍ

1. ÕÀÐÀÊÒÅÐÈÑÒÈÊÀ ÒÐÀÂÌ: ÓØÈÁÛ, ÂÛÂÈÕÈ, ÏÅÐÅËÎÌÛ. ÏÅÐÂÀß ÏÎÌÎÙÜ

2. ÎÆÎÃÈ È ÎÁÌÎÐÎÆÅÍÈß, ÏÅÐÂÀß ÏÎÌÎÙÜ

3. ÐÀÄÈÀÖÈÎÍÍÎÅ ÇÀÐÀÆÅÍÈÅ. ÄÅÇÀÊÒÈÂÀÖÈß

ÑÏÈÑÎÊ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ

1.ÕÀÐÀÊÒÅÐÈÑÒÈÊÀ ÒÐÀÂÌ: ÓØÈÁÛ, ÂÛÂÈÕÈ, ÏÅÐÅËÎÌÛ. ÏÅÐÂÀßÏÎÌÎÙÜ

Òðàâìà ýòî âîçäåéñòâèå íà îðãàíèçì ÷åëîâåêà âíåøíåãî ôàêòîðà (ìåõàíè÷åñêîãî, ôèçè÷åñêîãî, õèìè÷åñêîãî, ðàäèîàêòèâíîãî, ðåíòãåíîâñêèõ ëó÷åé, ýëåêòðè÷åñòâà è äð.), íàðóøàþùåãî ñòðîåíèå è öåëîñòíîñòü òêàíåé, è íîðìàëüíîå òå÷åíèå ôèçèîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ.

Óøèá— ýòî ïîâðåæäåíèå ìÿãêèõ òêàíåé áåç íàðóøåíèÿ öåëîñòè îáùåãî ïîêðîâà. Íåðåäêî îíè ñîïðîâîæäàþòñÿ ïîâðåæäåíèåì êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ è ðàçâèòèåì ïîäêîæíûõ êðîâîèçëèÿíèé (ãåìàòîì).

Õàðàêòåðíûå ïðèçíàêè. Íà ìåñòå óøèáà âîçíèêàåò áîëü, ïðèïóõëîñòü, èçìåíÿåòñÿ öâåò êîæè â ðåçóëüòàòå êðîâîèçëèÿíèÿ, íàðóøàþòñÿ ôóíêöèè â îáëàñòè ñóñòàâîâ è êîíå÷íîñòåé.

Ïåðâàÿ ïîìîùü. Ïîñòðàäàâøåìó íåîáõîäèìî îáåñïå÷èòü ïîëíûé ïîêîé. Åñëè íà ìåñòå óøèáà èìåþòñÿ ññàäèíû, èõ ñìàçûâàþò ñïèðòîâûì ðàñòâîðîì éîäà èëè áðèëëèàíòîâîé çåëåíüþ. Äëÿ ïðîôèëàêòèêè ðàçâèòèÿ ãåìàòîìû è óìåíüøåíèÿ áîëè ìåñòî óøèáà îðîøàþò õëîðýòèëîì, êëàäóò ïóçûðü ñî ëüäîì, ñíåãîì, õîëîäíîé âîäîé èëè êóñî÷êè ëüäà, îáåðíóòûé ïîëèýòèëåíîâîé ïëåíêîé, ïîëîòåíöå (ñàëôåòêó), ñìî÷åííîå â õîëîäíîé âîäå è ñëåãêà îòæàòîå, ïîñëå ÷åãî íàêëàäûâàþò äàâÿùèå ïîâÿçêè. Åñëè ãåìàòîìà îáðàçîâàëàñü, òî äëÿ åå áûñòðîãî ðàññàñûâàíèÿ íà òðåòüè ñóòêè ê ìåñòó óøèáà ïðèêëàäûâàþò ñóõîå òåïëî: ãðåëêó ñ ãîðÿ÷åé âîäîé ëèáî ìåøî÷åê ñ ïîäîãðåòûì ïåñêîì.

Ïðè óøèáàõ êîíå÷íîñòåé îáåñïå÷èâàþò íåïîäâèæíîñòü óøèáëåííîé îáëàñòè íàëîæåíèåì òóãîé ïîâÿçêè.

Âûâèõ ïîëíîå ñìåùåíèå ñóñòàâíûõ ïîâåðõíîñòåé êîñòåé, âûçûâàþùåå íàðóøåíèå ôóíêöèè ñóñòàâà. Âûâèõè âîçíèêàþò ïðè ïàäåíèè íà âûòÿíóòóþ êîíå÷íîñòü, ïðè ðåçêîì ïîâîðîòå ïëå÷à, ðàçðûâå ñâÿçîê, óêðåïëÿþùèõ ñîîòâåòñòâóþùèå ñóñòàâû.

Õàðàêòåðíûå ïðèçíàêè. Ïðè âûâèõå êîíå÷íîñòü ïðèíèìàåò âûíóæäåííîå ïîëîæåíèå, äåôîðìèðóåòñÿ ñóñòàâ, îùóùàåòñÿ áîëåçíåííîñòü è îãðàíè÷åíèå àêòèâíûõ è ïàññèâíûõ äâèæåíèé.

Ïåðâàÿ ïîìîùü. Ïîñòðàäàâøåìó íåîáõîäèìî îáåñïå÷èòü ïîëíûé ïîêîé ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè ïóòåì íàëîæåíèÿ ôèêñèðóþùåé ïîâÿçêè. Ðóêó ïîäâåøèâàþò íà êîñûíêó, ïåðåêèíóòóþ ÷åðåç øåþ, íà íîãó íàêëàäûâàþò èìïðîâèçèðîâàííóþ øèíó. Ïîñëå ÷åãî ïîñòðàäàâøåãî íàïðàâëÿþò â ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå.

Íå ñëåäóåò ñàìîñòîÿòåëüíî âïðàâëÿòü âûâèõ. Ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê òÿæåëûì ïîñëåäñòâèÿì, íàäîëãî çàòÿíóòü ëå÷åíèå è íåáëàãîïðèÿòíî îòðàçèòñÿ íà âîññòàíîâëåíèè íîðìàëüíîé ôóíêöèè ñóñòàâà.

Ïåðåëîì— ýòî ïîëíîå èëè ÷àñòè÷íîå íàðóøåíèå öåëîñòè êîñòè.

Ïåðåëîìû áûâàþò çàêðûòûå (áåç ïîâðåæäåíèÿ öåëîñòè îáùåãî ïîêðîâà è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê), îòêðûòûå (ñ ïîâðåæäåíèåì öåëîñòè îáùåãî ïîêðîâà), áåç ñìåùåíèÿ (îòëîìêè êîñòè îñòàþòñÿ íà ìåñòå), ñî ñìåùåíèåì (îòëîìêè ñìåùàþòñÿ â çàâèñèìîñòè îò íàïðàâëåíèÿ äåéñòâóþùåé ñèëû è ñîêðàùåíèÿ ìûøö).

Õàðàêòåðíûå ïðèçíàêè. Ïðè òðàâìå îùóùàåòñÿ ðåçêàÿ áîëü â ìåñòå ïåðåëîìà, óñèëèâàþùàÿñÿ ïðè ïîïûòêå äâèæåíèÿ; âîçíèêàþò ïðèïóõëîñòü, êðîâîèçëèÿíèå, ðåçêîå îãðàíè÷åíèå äâèæåíèé. Ïðè ïåðåëîìàõ ñî ñìåùåíèåì îòëîìêîâ — óêîðî÷åíèå êîíå÷íîñòè, íåîáû÷íîå åå ïîëîæåíèå. Ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ ïîâðåæäåí îáùèé ïîêðîâ, èíîãäà â ðàíå âèäíû êîñòíûå îòëîìêè.

Ïåðâàÿ ïîìîùü. Ïîñòðàäàâøåìó íåîáõîäèìî îáåñïå÷èòü ïîëíûé ïîêîé è íåïîäâèæíîñòü ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè. Äëÿ ýòîãî ïðèìåíÿþò ñïåöèàëüíûå ñòàíäàðòíûå, à ïðè èõ îòñóòñòâèè — èìïðîâèçèðîâàííûå øèíû èç ïîäðó÷íîãî ìàòåðèàëà: ôàíåðû, äîñîê, ïàëîê, ëèíååê, ëûæ, çîíòèêîâ, êîòîðûå íàêëàäûâàþò ïîâåðõ îäåæäû.

Äëÿ ñîçäàíèÿ ïîëíîé íåïîäâèæíîñòè ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè íåîáõîäèìî ôèêñèðîâàòü íå ìåíåå äâóõ ñóñòàâîâ — âûøå è íèæå ìåñòà ïåðåëîìà. Øèíà äîëæíà áûòü íàëîæåíà òàê, ÷òîáû ñåðåäèíà åå íàõîäèëàñü íà óðîâíå ïåðåëîìà, à êîíöû çàõâàòûâàëè ñîñåäíèå ñóñòàâû ïî îáå ñòîðîíû ïåðåëîìà.

Ïðåæäå ÷åì íàëîæèòü ñòàíäàðòíóþ èëè ïðèñïîñîáëåííóþ øèíó, íåîáõîäèìî òùàòåëüíî îñìîòðåòü ïîâðåæäåííóþ êîíå÷íîñòü.  ñëó÷àå îòêðûòîãî ïåðåëîìà íà ðàíó íàêëàäûâàþò ñòåðèëüíóþ ïîâÿçêó. Çàïðåùàåòñÿ âïðàâëåíèå â ðàíó òîð÷àùèõ îñòðûõ îòëîìêîâ èëè èõ óäàëåíèå.

Ïðè ïåðåëîìàõ áåäðà øèíà íàêëàäûâàåòñÿ òàê, ÷òîáû îíà ôèêñèðîâàëà íåïîäâèæíîñòü â òàçîáåäðåííîì, êîëåííîì è ãîëåíîñòîïíîì ñóñòàâàõ.

Ïðè ïåðåëîìàõ ãîëåíè øèíîé ôèêñèðóþò êîëåííûé è ãîëåíîñòîïíûé ñóñòàâû.

Ïðè ïåðåëîìå ïëå÷à øèíîé ôèêñèðóþò íåïîäâèæíîñòü ïëå÷åâîãî è ëîêòåâîãî ñóñòàâîâ, à ñîãíóòàÿ â ëîêòåâîì ñóñòàâå ðóêà ïîäâåøèâàåòñÿ íà êîñûíêå, áèíòå, øàðôå.

Ïðè ïåðåëîìå ïðåäïëå÷üÿ ôèêñèðóþò ëîêòåâîé è ëó÷åçàïÿñòíûé ñóñòàâû.

Åñëè ïîä ðóêîé íåò íè÷åãî, ÷òî áû ãîäèëîñü äëÿ èìïðîâèçèðîâàííîé øèíû, òî ñëîìàííóþ âåðõíþþ êîíå÷íîñòü ïðèáèíòîâûâàþò ê òóëîâèùó, íèæíþþ — ê çäîðîâîé êîíå÷íîñòè.

2.ÎÆÎÃÈ È ÎÁÌÎÐÎÆÅÍÈß, ÏÅÐÂÀß ÏÎÌÎÙÜ

Îæîãýòî ïîâðåæäåíèå òêàíåé, âûçâàííîå âîçäåéñòâèåì òåðìè÷åñêîé, õèìè÷åñêîé, ýëåêòðè÷åñêîé, ëó÷åâîé ýíåðãèè.  ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèì ðàçëè÷àþò òåðìè÷åñêèå, õèìè÷åñêèå, ëó÷åâûå, ýëåêòðè÷åñêèå îæîãè.

 î÷àãàõ ñïëîøíûõ ïîæàðîâ âîçìîæíû îæîãè âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé ðàñêàëåííûì âîçäóõîì, à òàêæå îòðàâëåíèåì ëþäåé óãàðíûì ãàçîì. Ñâåòîâîå èçëó÷åíèå ÿäåðíîãî âçðûâà âûçûâàåò ó íåçàùèùåííûõ ëþäåé «ïðîôèëüíûå» îæîãè, ò.å. îæîãè íà òîé ÷àñòè è ïîâåðõíîñòè òåëà, êîòîðàÿ îáðàùåíà ê ìåñòó âçðûâà, è íà áîëåå çíà÷èòåëüíûõ ðàññòîÿíèÿõ — ïîðàæåíèå ñåò÷àòêè ãëàçà èëè âðåìåííîå îñëåïëåíèå. Íåðåäêè îæîãè è ïðè ñòèõèéíûõ áåäñòâèÿõ, êðóïíûõ ïðîèçâîäñòâåííûõ àâàðèÿõ, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ ïîæàðàìè, à òàêæå â áûòó. Òÿæåñòü òåðìè÷åñêèõ îæîãîâ çàâèñèò îò ãëóáèíû ïîðàæåíèÿ êîæè è ïîäëåæàùèõ òêàíåé, ïëîùàäè îæîãà è åãî ëîêàëèçàöèè.

 áûòó íàáëþäàþòñÿ îæîãè êèïÿòêîì, ïàðîì, ñîëíå÷íîé ðàäèàöèåé. Ïðè àâàðèÿõ, ñòèõèéíûõ áåäñòâèÿõ (íàïðèìåð, ïðè çåìëåòðÿñåíèè) ìîãóò áûòü òÿæåëûå îæîãè ïëàìåíåì â ðåçóëüòàòå âçðûâà íà ãàçîâîé ñåòè, ýëåêòðîòîêîì ïðè çàìûêàíèè â ýëåêòðè÷åñêèõ ñåòÿõ, ãîðÿ÷èì ïàðîì ïðè ðàçðóøåíèè îòîïèòåëüíûõ ñèñòåì.  çàâèñèìîñòè îò ãëóáèíû ïîðàæåíèÿ êîæè è ïîäëåæàùèõ òêàíåé îæîãè äåëÿòñÿ íà 4-å ñòåïåíè: ëåãêóþ (1-àÿ), ñðåäíåé òÿæåñòè (2-ÿ), òÿæåëóþ (3-ÿ) è êðàéíå òÿæåëóþ (4-þ).

Îæîã 1-îé ñòåïåíè õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîêðàñíåíèåì êîæè, îòå÷íîñòüþ, áîëüþ. Ýòè ÿâëåíèÿ ÷åðåç 2-5 äíåé ïðîõîäÿò, íà ìåñòå îæîãà îòìå÷àåòñÿ øåëóøåíèå êîæè.

Îæîã 2-îé ñòåïåíè õàðàêòåðèçóåòñÿ ðåçêèì ïîêðàñíåíèåì êîæè, îáðàçîâàíèåì âîäÿíèñòî-ñåðîçíûõ ïóçûðåé, æãó÷åé áîëüþ. Åñëè ïóçûðè íå ïðîðûâàþòñÿ (íå íàðóøàåòñÿ öåëîñòíîñòü ïîâåðõíîñòè îæîãà) è íå ïðîèñõîäèò èíôèöèðîâàíèÿ, òî ÷åðåç 10-15 äíåé ïîðàæåííûå òêàíè âîññòàíàâëèâàþòñÿ áåç îáðàçîâàíèÿ ðóáöîâ, åñëè ïóçûðè ñðûâàþòñÿ, îæîãîâàÿ ïîâåðõíîñòü êîæè çàãðÿçíÿåòñÿ, çàæèâëåíèå çàòÿãèâàåòñÿ íà áîëåå äëèòåëüíîå âðåìÿ è íà ìåñòå îæîãà ìîãóò îáðàçîâàòüñÿ ðóáöû.

Îæîã 3-åé ñòåïåíè õàðàêòåðèçóåòñÿ îìåðòâëåíèåì âñåõ ñëîåâ êîæè. Ïîâåðõíîñòü îæîãà ïîêðûâàåòñÿ ïëîòíîé ñåðî-êîðè÷íåâîé ïëåíêîé (ñòðóïîì), îìåðòâåâøèå òêàíè íàãíàèâàþòñÿ è îòòîðãàþòñÿ, à íà ìåñòå ðàçâèâàåòñÿ ðóáöåâàíèå òêàíåé, íà ÷òî óõîäèò çíà÷èòåëüíîå âðåìÿ.

Îæîã 4-îé ñòåïåíè âîçíèêàåò ïðè âîçäåéñòâèè íà òêàíè î÷åíü âûñîêèõ òåìïåðàòóð. Ïðîèñõîäèò îáóãëèâàíèå êîæè, ïîäëåæàùèõ ìÿãêèõ òêàíåé è äàæå êîñòåé. Õàðàêòåðíî, ÷òî ïðè îæîãàõ 3-4 ñòåïåíè áîëü ìåíåå âûðàæåíà, ÷åì ïðè îæîãàõ 1-2 ñòåïåíè, ÷òî îáúÿñíÿåòñÿ ïîðàæåíèåì ïðè ãëóáîêèõ îæîãàõ íåðâíûõ îêîí÷àíèé, âîñïðèíèìàþùèõ áîëåâûå îùóùåíèÿ. Îæîãè âûçûâàþò îáùåå ïîðàæåíèå îðãàíèçìà: íàðóøåíèå ôóíêöèé öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, èçìåíåíèÿ ñîñòàâà êðîâè, îòêëîíåíèÿ â ðàáîòå âíóòðåííèõ îðãàíîâ. ×åì ãëóáæå ïîðàæåíèå êîæè è ïîäëåæàùèõ òêàíåé è áîëüøå ïëîùàäü îæîãà, òåì òÿæåëåå îáùåå ñîñòîÿíèå ïîðàæåííîãî.

Îæîãîâàÿ áîëåçíü ðàçâèâàåòñÿ íå ñðàçó, íå â ìîìåíò ïîëó÷åíèÿ îæîãà, à â ïîñëåäóþùåì, êîãäà ïîÿâëÿþòñÿ èíòîêñèêàöèÿ îðãàíèçìà, åãî èñòîùåíèå â ñâÿçè ñ ïîòåðåé ÷åðåç îæîãîâóþ ïîâåðõíîñòü æèäêîñòè, íàðóøåíèå ïèòàíèÿ òêàíåé è äðóãèå ôóíêöèîíàëüíûå ðàññòðîéñòâà âíóòðåííèõ îðãàíîâ. Ðàííèì îñëîæíåíèåì îæîãîâ ÿâëÿåòñÿ øîê, êîòîðûé ìîæåò ïðîäîëæàòüñÿ îò íåñêîëüêèõ ÷àñîâ äî 2-3 ñóòîê. Îðèåíòèðîâî÷íîå îïðåäåëåíèå ïîâåðõíîñòè îæîãà â ñî÷åòàíèè ñ îöåíêîé ñòåïåíè åãî òÿæåñòè ïîçâîëÿþò óæå ïðè îêàçàíèè ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè îïðåäåëèòü òÿæåñòü ñîñòîÿíèÿ ïîðàæåííîãî.

Ïåðâàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü ÷åëîâåêó â ãîðÿùåé îäåæäå äîëæíà áûòü îêàçàíà áåç ïðîìåäëåíèÿ. Íåëüçÿ òóøèòü ïëàìÿ ðóêàìè, ñáèâàòü åãî êàêèì-ëèáî ïðåäìåòîì. Ïîñòðàäàâøåãî íàäî îáëèòü âîäîé, à ïðè îòñóòñòâèè âîäû ïîëîæèòü åãî è íàêðûòü îäåÿëîì, îäåæäîé, ïëîòíîé òêàíüþ, ÷òîáû ïðåêðàòèòü äîñòóï êèñëîðîäà ê ãîðÿùåé îäåæäå. Òëåþùóþ îäåæäó íàäî ñíÿòü èëè îáñòðè÷ü, ïðè ýòîì ñòàðàòüñÿ íå äîïóñòèòü íàðóøåíèÿ öåëîñòíîñòè îæîãîâîé ïîâåðõíîñòè. Íå ðåêîìåíäóåòñÿ ñîâñåì ðàçäåâàòü ïîðàæåííîãî, îñîáåííî â õîëîäíîå âðåìÿ ãîäà. Ïðèëèïøóþ ê îæîãó îäåæäó îáðåçàþò. Íåëüçÿ ïðîêàëûâàòü ïóçûðè, ñìàçûâàòü ïîâåðõíîñòü îæîãà æèðîì, ðàçëè÷íûìè ìàçÿìè, ïðèñûïàòü ïîðîøêîì, ïðèêàñàòüñÿ ê îæîãó ðóêàìè. Íà îæîãîâóþ ïîâåðõíîñòü íàêëàäûâàþò ñòåðèëüíóþ ïîâÿçêó, ïîðàæåííîìó ïðèäàþò óäîáíîå ïîëîæåíèå, ïðè êîòîðîì åãî ìåíüøå áåñïîêîÿò áîëè. Ïðè îáøèðíûõ îæîãàõ ñðåäíåé, òÿæåëîé è êðàéíå òÿæåëîé ñòåïåíè, åñëè åñòü âîçìîæíîñòü, ñëåäóåò ââåñòè ïîñòðàäàâøåìó ïðîòèâîáîëåâîå ñðåäñòâî øïðèö — òþáèêîì, íàïîèòü åãî ãîðÿ÷èì ÷àåì, òåïëî óêðûòü.  äîìàøíèõ óñëîâèÿõ ïîðàæåííîãî ñ îáøèðíûìè îæîãàìè òóëîâèùà èëè êîíå÷íîñòåé íóæíî çàâåðíóòü â ïðîãëàæåííóþ óòþãîì ïðîñòûíþ. Ïðè ýòîì íåîáõîäèìî ïðîñëåäèòü, ÷òîáû îáîææåííûå ïîâåðõíîñòè íà ñãèáàõ ñóñòàâîâ è â äðóãèõ ìåñòàõ íå ñîïðèêàñàëèñü. Ïîðàæ¸ííûé íóæäàåòñÿ â áåðåæíîé òðàíñïîðòèðîâêå.

Îáìîðîæåíèå — ýòî ìåñòíîå ïîðàæåíèå õîëîäîì êîæè è ãëóáæå — ëåæàùèõ òêàíåé.

Ïðè÷èíîé âîçíèêíîâåíèÿ îáìîðîæåíèé ÿâëÿåòñÿ âîçäåéñòâèå íèçêèõ òåìïåðàòóð, à ïðè îïðåäåëåííûõ óñëîâèÿõ (ìîêðàÿ è òåñíàÿ îáóâü, íåïîäâèæíîå ïîëîæåíèå íà õîëîäíîì âîçäóõå, àëêîãîëüíîå îïüÿíåíèå, è êðîâîïîòåðÿ) îáìîðîæåíèå ìîæåò áûòü è ïðè òåìïåðàòóðå âûøå 0Ñ. ×àùå ïîäâåðãàþòñÿ îáìîðîæåíèþ óøè, íîñ, êèñòè (ïàëüöû) ðóê, ñòîïû íîã. Ïðè îòìîðîæåíèè âíà÷àëå îùóùàþòñÿ ÷óâñòâî õîëîäà è ææåíèÿ, çàòåì ïîÿâëÿåòñÿ îíåìåíèå. Êîæà ñòàíîâèòñÿ áëåäíîé, ÷óâñòâèòåëüíîñòü óòðà÷èâàåòñÿ.  äàëüíåéøåì äåéñòâèå õîëîäà íå îùóùàåòñÿ. Óñòàíîâèòü ñòåïåíü îáìîðîæåíèÿ ìîæíî òîëüêî ïîñëå îòîãðåâàíèÿ ïîñòðàäàâøåãî, èíîãäà ÷åðåç íåñêîëüêî äíåé. Ðàçëè÷àþò 4 ñòåïåíè îòìîðîæåíèÿ.

Îáìîðîæåíèå 1-îé ñòåïåíè õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîáëåäíåíèåì êîæè, íåçíà÷èòåëüíîé îòå÷íîñòüþ è ïîíèæåíèåì åå ÷óâñòâèòåëüíîñòè, ò.å. íåáîëüøèìè îáðàòèìûìè ðàññòðîéñòâàìè êðîâîîáðàùåíèÿ. Ïðè ñîãðåâàíèè ïîñòðàäàâøåãî êðîâîñíàáæåíèå âîññòàíàâëèâàåòñÿ, êîæà ïðèîáðåòàåò ïåðâîíà÷àëüíûé öâåò, îòå÷íîñòü ïîñòåïåííî èñ÷åçàåò. Ïîçæå ìîæåò âîçíèêíóòü øåëóøåíèå è çóä êîæè, äëèòåëüíî ñîõðàíÿòüñÿ ïîâûøåííàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü êîæè ê õîëîäó.

Îáìîðîæåíèå 2-îé ñòåïåíè õàðàêòåðèçóåòñÿ áîëåå ãëóáîêèì ïîðàæåíèåì êîæè. Ïðè ñîãðåâàíèè áëåäíûå êîæíûå ïîêðîâû ñòàíîâÿòñÿ áàãðîâî-ñèíèìè, áûñòðî ðàçâèâàþùèéñÿ îòåê ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ çà ïðåäåëû îòìîðîæåíèÿ, îáðàçóþòñÿ ïóçûðè, íàïîëíåííûå ïðîçðà÷íîé æèäêîñòüþ, ïîÿâëÿþòñÿ ñèëüíûå áîëè. Ó ïîñòðàäàâøåãî îòìå÷àåòñÿ îçíîá, ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû, íàðóøàþòñÿ ñîí è àïïåòèò. Ïîâðåæäåííûå ïîâåðõíîñòíûå ñëîè êîæè îòòîðãàþòñÿ. Çàæèâëåíèå ïðè îòñóòñòâèè îñëîæíåíèé (íàãíîåíèÿ) ïðîèñõîäèò â òå÷åíèå 15-30 äíåé. Êîæà ðàíåâîé ïîâåðõíîñòè îñòàåòñÿ ñèíþøíåé, åå ÷óâñòâèòåëüíîñòü ñíèæåíà.

Îáìîðîæåíèå 3-åé ñòåïåíè õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîðàæåíèåì âñåõ ñëîåâ êîæè è ïîäëåæàùèõ ìÿãêèõ òêàíåé íà ðàçëè÷íóþ ãëóáèíó.  ïåðâûå äíè íà êîæå ïîÿâëÿþòñÿ ïóçûðè, íàïîëíåííûå òåìíî-áóðîé æèäêîñòüþ, âîêðóã êîòîðûõ ðàçâèâàåòñÿ âîñïàëåíèå, îáðàçóåòñÿ ðåçêî âûðàæåííûé îòå÷íûé âàë. Ïîñëå 3-5 äíåé âûÿâëÿåòñÿ ãëóáîêîå ïîâðåæäåíèå òêàíè (âëàæíàÿ ãàíãðåíà).Ïîñòðàäàâøåãî áåñïîêîÿò ñèëüíûå áîëè, òåìïåðàòóðà ïîâûøàåòñÿ äî 38-390 Ñ, ïîòðÿñàþùèé îçíîá ñìåíÿåòñÿ ïîòîì, îáùåå ñîñòîÿíèå çíà÷èòåëüíî óõóäøàåòñÿ.

Îáìîðîæåíèå 4-îé ñòåïåíè õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîðàæåíèåì êîæè, ìÿãêèõ òêàíåé è êîñòåé. Ïðè ýòîì ðàçâèâàþòñÿ íåîáðàòèìûå ÿâëåíèÿ. Êîæà ïîêðûâàåòñÿ ïóçûðÿìè ñ æèäêîñòüþ ÷åðíîãî öâåòà. ×åðåç 10-17 äíåé âîêðóã ïîâðåæäåííîé çîíû îïðåäåëÿåòñÿ ëèíèÿ îòìîðîæåíèÿ, êîòîðàÿ ÷åðíååò, âûñûõàåò è ÷åðåç 1,5-2 ìåñÿöà îòòîðãàåòñÿ. Ðàíà çàæèâàåò î÷åíü ìåäëåííî. Îáùåå ñîñòîÿíèå ïîñòðàäàâøåãî òÿæåëîå, ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû ÷åðåäóåòñÿ ñ îçíîáîì, îòìå÷àþòñÿ èçìåíåíèÿ âî âíóòðåííèõ îðãàíàõ, êîòîðûå íàðóøàþò èõ íîðìàëüíóþ ðàáîòó.

Ïåðâàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü ïðè îáìîðîæåíèè çàêëþ÷àåòñÿ â çàùèòå îò âîçäåéñòâèÿ íèçêèõ òåìïåðàòóð, íåìåäëåííîì ïîñòåïåííîì ñîãðåâàíèè ïîñòðàäàâøåãî. Ïðåæäå âñåãî, íåîáõîäèìî âîññòàíîâèòü êðîâîîáðàùåíèå â îáìîðîæåííîé ÷àñòè òåëà. Íåëüçÿ äîïóñêàòü áûñòðîãî ñîãðåâàíèÿ ïîâåðõíîñòíîãî ñëîÿ êîæè íà ïîâðåæäåííîì ó÷àñòêå, òàê êàê ïðîãðåâàíèå ãëóáîêèõ ñëîåâ ïðîèñõîäèò ìåäëåííåå, â íèõ ñëàáî âîññòàíàâëèâàåòñÿ êðîâîòîê, à, ñëåäîâàòåëüíî, íå íîðìàëèçóåòñÿ ïèòàíèå âåðõíèõ ñëîåâ êîæè è îíè ïîãèáàþò. Ïîýòîìó ïðîòèâîïîêàçàíî ïðèìåíåíèå ïðè îòìîðîæåíèè ãîðÿ÷èõ âàíí, ãîðÿ÷åãî âîçäóõà. Ïåðåîõëàæäåííûå ó÷àñòêè òåëà íóæíî îãðàäèòü îò âîçäåéñòâèÿ òåïëà, íàëîæèâ íà íèõ òåïëîèçîëèðóþùèå ïîâÿçêè (øåðñòÿíûå, âàòíî-ìàðëåâûå ìàòåðèàëû). Ïîâÿçêà äîëæíà çàêðûâàòü òîëüêî èçìåíåííûå ó÷àñòêè êîæè è äî òåõ ïîð, ïîêà ïîÿâèòñÿ â ïîâðåæäåííîé ÷àñòè ÷óâñòâî îùóòèìîãî òåïëà.  öåëÿõ âîñïîëíåíèÿ òåïëà â îðãàíèçìå è óëó÷øåíèÿ êðîâîîáðàùåíèÿ ïîñòðàäàâøåìó äàþò ãîðÿ÷èé ñëàäêèé ÷àé. Ïîâðåæäåííûì ó÷àñòêàì òåëà íåîáõîäèì ïîêîé. Ïðè äëèòåëüíîì âîçäåéñòâèè íèçêèõ òåìïåðàòóð íà âåñü îðãàíèçì âîçìîæíû çàìåðçàíèå è ñìåðòü. Îñîáåííî ñïîñîáñòâóåò çàìåðçàíèþ àëêîãîëüíîå îïüÿíåíèå. Ïðè çàìåðçàíèè ÷åëîâåê îùóùàåò ñíà÷àëà óñòàëîñòü, ñîíëèâîñòü, áåçðàçëè÷èå, à ïðè äàëüíåéøåì îõëàæäåíèè îðãàíèçìà âîçíèêàåò îáìîðî÷íîå ñîñòîÿíèå (ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ, ðàññòðîéñòâà äûõàíèÿ è êðîâîîáðàùåíèÿ).

3.ÐÀÄÈÀÖÈÎÍÍÎÅ ÇÀÐÀÆÅÍÈÅ. ÄÅÇÀÊÒÈÂÀÖÈß

Ðàäèàöèîííàÿ àâàðèÿ — ýòî àâàðèÿ íà ðàäèàöèîííî-îïàñíîì îáúåêòå, ïðèâîäÿùàÿ ê âûõîäó èëè âûáðîñó ðàäèîàêòèâíûõ âåùåñòâ è èîíèçèðóþùèõ èçëó÷åíèé çà ïðåäóñìîòðåííûå ãðàíèöû â êîëè÷åñòâàõ, ïðåâûøàþùèõ óñòàíîâëåííûå ïðåäåëû áåçîïàñíîñòè åãî ýêñïëóàòàöèè.

Ïîä âëèÿíèåì èîíèçèðóþùèõ èçëó÷åíèé â îðãàíèçìå ÷åëîâåêà âîçíèêàþò áèîëîãè÷åñêèå ïðîöåññû, ïðèâîäÿùèå ê íàðóøåíèþ æèçíåííûõ ôóíêöèé ðàçëè÷íûõ îðãàíîâ (ãëàâíûì îáðàçîì, îðãàíîâ êðîâåòâîðåíèÿ, íåðâíîé ñèñòåìû, æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà è äð.).

×åëîâåê, íàõîäÿùèéñÿ íà çàãðÿçíåííîé òåððèòîðèè, ïîäâåðãàåòñÿ: âíåøíåìó îáëó÷åíèþ îò âîçäåéñòâèÿ ðàäèîàêòèâíîãî îáëàêà è ðàäèîàêòèâíûõ âåùåñòâ, îñåâøèõ íà ìåñòíîñòè; êîíòàêòíîìó îáëó÷åíèþ êîæíûõ ïîêðîâîâ ïðè ïîïàäàíèè íà íèõ ðàäèîàêòèâíûõ âåùåñòâ; âíóòðåííåìó îáëó÷åíèþ ïðè âäûõàíèè çàãðÿçíåííîãî âîçäóõà è óïîòðåáëåíèè çàãðÿçíåííûõ ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ è âîäû.

Ìåðû ïðåäóïðåæäåíèÿ è çàùèòû ïðè ðàäèàöèîííîé àâàðèè. Îñíîâíûìè ìåðîïðèÿòèÿìè ïî ïðåäóïðåæäåíèþ è ñíèæåíèþ äåéñòâèÿ ïîðàæàþùèõ ôàêòîðîâ ïðè ðàäèàöèîííîé àâàðèè, ÿâëÿþòñÿ: îïîâåùåíèå íàñåëåíèÿ îá àâàðèè è èíôîðìèðîâàíèå åãî î ïîðÿäêå äåéñòâèé â ñîçäàâøèõñÿ óñëîâèÿõ; óêðûòèå; èñïîëüçîâàíèå ñðåäñòâ èíäèâèäóàëüíîé çàùèòû; ïðåäîòâðàùåíèå ïîòðåáëåíèÿ çàãðÿçíåííûõ ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ è âîäû; ýâàêóàöèÿ íàñåëåíèÿ; îãðàíè÷åíèå äîñòóïà íà çàãðÿçíåííóþ òåððèòîðèþ.

Ìåðû çàùèòû: ïðåäîõðàíèòü îðãàíû äûõàíèÿ ñðåäñòâàìè çàùèòû — ïðîòèâîãàçîì, ðåñïèðàòîðîì, à ïðè èõ îòñóòñòâèè — âàòíî — ìàðëåâîé ïîâÿçêîé, øàðôîì, ïîëîòåíöåì, ñìî÷åííûìè âîäîé; çàêðûòü îêíà è äâåðè, îòêëþ÷èòü âåíòèëÿöèþ, âêëþ÷èòü ðàäèî, ðàäèîòî÷êó, òåëåâèçîð è æäàòü äàëüíåéøèõ óêàçàíèé; óêðûòü ïðîäóêòû ïèòàíèÿ â ïîëèýòèëåíîâûõ ìåøêàõ. Ñäåëàòü çàïàñ âîäû â åìêîñòÿõ ñ ïëîòíî ïðèëåãàþùèìè êðûøêàìè. Ïðîäóêòû è âîäó ïîìåñòèòü â õîëîäèëüíèê, øêàôû, êëàäîâêè; íå óïîòðåáëÿòü â ïèùó îâîùè, ôðóêòû, âîäó, çàãîòîâëåííûå ïîñëå àâàðèè; ñòðîãî ñîáëþäàòü ïðàâèëà ëè÷íîé ãèãèåíû; ïðèãîòîâèòüñÿ ê âîçìîæíîé ýâàêóàöèè. Ñîáðàòü äîêóìåíòû, äåíüãè, ïðîäóêòû, ëåêàðñòâà, ñðåäñòâà èíäèâèäóàëüíîé çàùèòû; óêðûòüñÿ ïðè ïîñòóïëåíèè êîìàíäû â áëèæàéøåì çàùèòíîì ñîîðóæåíèè.

Ïîëíàÿ ñïåöèàëüíàÿ îáðàáîòêà — ýòî îáåççàðàæèâàíèå âñåãî òåëà ÷åëîâåêà äåçèíôèöèðóþùèìè âåùåñòâàìè, îáðàáîòêà ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê, îáìûâêà, ñìåíà áåëüÿ è îäåæäû. Îíà îáÿçàòåëüíà äëÿ âñåõ ïîñëå âûõîäà èç çîíû çàðàæåíèÿ. Ïðîâîäèòñÿ íà ðàçâîðà÷èâàåìûõ äëÿ ýòîé öåëè ñòàöèîíàðíûõ îáìûâî÷íûõ ïóíêòàõ (ÑÎÏ) è ñïåöèàëüíûõ ïëîùàäêàõ. Äåçèíôèöèðóþùèì ðàñòâîðîì ñìà÷èâàþòñÿ ÷àñòè òåëà, ãî ëîâà è ïðîòèðàþòñÿ êîæíûå ïîêðîâû òåëà. Ïîñëå ïðîìûâêè ëþäè ïðîõîäÿò â îäåâàëüíîå îòäåëåíèå, ãäå ïðîâîäèòñÿ îáðàáîòêà ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê ãëàç, íîñà è ïîëîñòè ðòà. Çäåñü æå âûäàþòñÿ îäåæäà è îáóâü ïîñëå îáåççàðàæèâàíèÿ èëè èç îáìåííîãî ôîíäà, à òàêæå ñðåäñòâà çàùèòû îðãàíîâ äûõàíèÿ.

×àñòè÷íàÿ ñïåöèàëüíàÿ îáðàáîòêà — ýòî ìåõàíè÷åñêàÿ î÷èñòêà è îáðàáîòêà îòêðûòûõ ó÷àñòêîâ êîæè, íàðóæíûõ ïîâåðõíîñòåé îäåæäû, îáóâè, ñðåäñòâ èíäèâèäóàëüíîé çàùèòû. Îíà ïðîâîäèòñÿ â çîíå çàðàæåíèÿ, íîñèò õàðàêòåð âðåìåííîé ìåðû è íàïðàâëåíà íà ïðåäîòâðàùåíèå îïàñíîñòè âòîðè÷íîãî ïîðàæåíèÿ ëþäåé.

Äåçàêòèâàöèÿ — ýòî óäàëåíèå ðàäèîàêòèâíûõ âåùåñòâ ñ îòäåëüíûõ ó÷àñòêîâ ìåñòíîñòè, ñîîðóæåíèé, òðàíñïîðòà, îäåæäû, ïðîäîâîëüñòâèÿ, âîäû, ÷åëîâå÷åñêîãî òåëà è èíûõ ïðåäìåòîâ äî äîïóñòèìûõ íîðì çàãðÿçíåíèÿ. Ïðîâîäèòñÿ îíà ìåõàíè÷åñêèì è ôèçèêî-õèìè÷åñêèì ìåòîäàìè.

Ìåõàíè÷åñêèé ìåòîä îáðàáîòêè — óäàëåíèå ðàäèîàêòèâíûõ âåùåñòâ ñ ïîâåðõíîñòè (ñìåòàíèå ñ çàðàæåííûõ îáúåêòîâ ùåòêàìè è äðóãèìè ïîäðó÷íûìè ñðåäñòâàìè, âûòðÿõèâàíèå, âûêîëà÷èâàíèå îäåæäû, îòìûâàíèå ñòðóåé âîäû è ò.ä.). Ýòîò ìåòîä íàèáîëåå äîñòóïåí è ìîæåò áûòü èñïîëüçîâàí ñðàçó ïîñëå âûõîäà ñ çàðàæåííîé òåððèòîðèè.

Äåçàêòèâàöèÿ îäåæäû è îáóâè.

×àñòè÷íàÿ äåçàêòèâàöèÿ îðãàíèçóåòñÿ ñàìèì íàñåëåíèåì ïîñëå âûõîäà ñ çàãðÿçíåííîé òåððèòîðèè è ïðîâîäèòñÿ ñàìûìè ïðîñòåéøèìè ìåõàíè÷åñêèìè ñïîñîáàìè — âûòðÿõèâàíèåì, âûêîëà÷èâàíèåì ñ èñïîëüçîâàíèåì ùåòîê, âåíèêîâ è ïàëîê.  ðåçóëüòàòå äâóêðàòíîé îáðàáîòêè çàãðÿçíåííîñòü ñíèæàåòñÿ íà 90 — 95%.

Ïîñëå äåçàêòèâàöèè êàæäóþ âåùü ïîäâåðãàþò ïîâòîðíîìó äîçèìåòðè÷åñêîìó êîíòðîëþ, è åñëè óðîâåíü çàãðÿçíåííîñòè îêàæåòñÿ âûøå äîïóñòèìûõ íîðì, òî ðàáîòà ïðîâîäèòñÿ âòîðè÷íî.

Äåçàêòèâàöèÿ îäåæäû è îáóâè äîëæíà ïðîâîäèòüñÿ â íàäåæíûõ ñðåäñòâàõ çàùèòû (ïðîòèâîãàçàõ, ðåñïèðàòîðàõ, âàòíî-ìàðëåâûõ ïîâÿçêàõ, çàùèòíûõ êîñòþìàõ).

Ñâîåâðåìåííî ïðîâåäåííûå ÷àñòè÷íûå äåçàêòèâàöèÿ è ñàíèòàðíàÿ îáðàáîòêà ìîãóò ïîëíîñòüþ ïðåäîòâðàòèòü èëè çíà÷èòåëüíî ñíèçèòü ñòåïåíü ïîðàæåíèÿ ëþäåé ðàäèîàêòèâíûìè âåùåñòâàìè.

Ïîëíàÿ äåçàêòèâàöèÿ îäåæäû è îáóâè ïðîâîäèòñÿ íà ñòàöèîíàðíûõ îáìûâî÷íûõ ïóíêòàõ, îñíàùåííûõ ñîîòâåòñòâóþùèìè óñòàíîâêàìè è ïðèáîðàìè.

ÑÏÈÑÎÊ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ

1. Â.Ê. Âåëèò÷åíêî «Ôèçêóëüòóðà áåç òðàâì».

2.Ãðàæäàíñêàÿ îáîðîíà” / Ïîä ðåäàêöèåé ãåíåðàëà àðìèè À. Ò. Àëòóíèíà -Ì.: Âîåíèçäàò, 1982.

3.Ãðàæäàíñêàÿ îáîðîíà /ïîä ðåä. Â. È. Çàâüÿëîâà. — Ì: Ìåäèöèíà, 1989.

4.Â.Â. Êóçüìåíêî, Ñ.Ì. Æóðàâëåâ «Òðàâìàòîëîãè÷åñêàÿ è îðòîïåäè÷åñêàÿ ïîìîùü».

5.Ðóêîâîäñòâî ïî ìåäèöèíñêîé ñëóæáå ãðàæäàíñêîé îáîðîíû /ïîä ðåä. À. È. Áóðíàçÿíà. — Ì: Ìåäèöèíà, 1983.

6.Õèðóðãèÿ Â.Ì.Áóÿíîâ, Þ.À.Íåñòåðåíêî.

Источник