Первая медицинская помощь сообщение о ожоге и обморожении
1. Общие положения
Первая медицинская помощь – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшего, осуществляемых не медицинскими работниками (взаимопомощь) или самим пострадавшим (самопомощь). Одним из важнейших положений оказания первой помощи является ее срочность: чем быстрее она подана, тем больше надежды на благоприятный исход. Поэтому такую помощь своевременно может и должен оказать тот, кто находится рядом с пострадавшим.
2. Первая помощь при ожогах
Ожоги бывают термические — вызванные огнем, паром, горячими предметами и веществами;
химические — кислотами и щелочами;
электрические— воздействием электрического тока или электрической дуги.
По глубине поражения все ожоги делятся на четыре степени:
первая – покраснение и отек кожи;
вторая – водяные пузыри;
третья – омертвение кожи;
четвертая – обугливание кожи, поражение мышц, сухожилий и костей.
2.1. Термические и электрические ожоги
При небольших по площади ожогах первой и второй степени нужно наложить на освобожденный участок кожи стерильную повязку. При оказании первой помощи пострадавшему во избежание заражения нельзя касаться руками обожженных участков кожи или смазывать их мазями, жирами, маслами и т.п. При ожоге второй степени нельзя вскрывать пузыри, так как, удаляя их, легко можно содрать обожженную кожу и тем самым создать благоприятные условия для заражения раны.
При тяжелых и обширных ожогах пострадавшего необходимо завернуть в чистую простыню или ткань, не раздевая его, укрыть потеплее, напоить теплым чаем и создать покой до прибытия врача. Обожженное лицо необходимо закрыть стерильной марлей. При ожогах глаз следует делать холодные примочки из раствора борной кислоты (половина чайной ложки кислоты на стакан воды) и немедленно направить пострадавшего к врачу.
Если на пострадавшем загорелась одежда, то бежать в горящей одежде нельзя, так как ветер, раздувая пламя, увеличит и усилит ожог. Нужно сбить пламя водой либо набросить на пострадавшего любую плотную ткань (пальто).
2.2. Химические ожоги
При химических ожогах глубина повреждения тканей в значительной степени зависит от длительности воздействия химического вещества. Важно как можно скорее уменьшить концентрацию химического вещества и время его воздействия. Для этого пораженное место сразу же промывают большим количеством холодной воды в течение 15-20 минут.
При химическом ожоге полностью смыть химическое вещество водой не удается. Поэтому после промывания пораженное место необходимо обработать соответствующими нейтрализующими растворами, используемыми в виде примочек (повязок).
При ожоге кислотой – раствор питьевой соды (одна чайная ложка соды на стакан воды).
При ожоге щелочью – раствор борной кислоты (одна чайная ложка кислоты на стакан воды) или слабым раствором уксусной кислоты (одна чайная ложка уксуса на стакан воды).
3. Первая помощь при обморожениях
Повреждение тканей в результате воздействия низкой температуры называется обморожением. Первая помощь заключается:
- немедленное согревание пострадавшего (перевести в теплое помещение);
- согреть обмороженную часть тела, восстановить в ней кровообращение (обмороженную часть тела помещают в теплую ванну с температурой 20 С и постепенно увеличивают температуру до 40 С);
- поврежденные участки надо высушить (протереть), накрыть стерильной повязкой и тепло укрыть;
- дать горячий кофе, чай, молоко и т.д.
- быстрая доставка пострадавшего в медицинское учреждение является также первой помощью.
Источник
Ïðèíöèïû îêàçàíèÿ ïåðâîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè èëè êîìïëåêñà ìåðîïðèÿòèé, íàïðàâëåííûõ íà âîññòàíîâëåíèå è ñîõðàíåíèå æèçíè è çäîðîâüÿ ïîñòðàäàâøåãî. Òåðìè÷åñêèå è ýëåêòðè÷åñêèå, õèìè÷åñêèå îæîãè è îñîáåííîñòè îêàçàíèÿ ïîìîùè. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè îáìîðîæåíèÿõ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Îêàçàíèå ïåðâîé ïîìîùè ïðè îæîãàõ è îáìîðîæåíèÿõ
1. Îáùèå ïîëîæåíèÿ
Ïåðâàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü — ýòî êîìïëåêñ ìåðîïðèÿòèé, íàïðàâëåííûõ íà âîññòàíîâëåíèå èëè ñîõðàíåíèå æèçíè è çäîðîâüÿ ïîñòðàäàâøåãî, îñóùåñòâëÿåìûõ íå ìåäèöèíñêèìè ðàáîòíèêàìè (âçàèìîïîìîùü) èëè ñàìèì ïîñòðàäàâøèì (ñàìîïîìîùü). Îäíèì èç âàæíåéøèõ ïîëîæåíèé îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè ÿâëÿåòñÿ åå ñðî÷íîñòü: ÷åì áûñòðåå îíà ïîäàíà, òåì áîëüøå íàäåæäû íà áëàãîïðèÿòíûé èñõîä. Ïîýòîìó òàêóþ ïîìîùü ñâîåâðåìåííî ìîæåò è äîëæåí îêàçàòü òîò, êòî íàõîäèòñÿ ðÿäîì ñ ïîñòðàäàâøèì.
2. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè îæîãàõ
Îæîãè áûâàþò òåðìè÷åñêèå — âûçâàííûå îãíåì, ïàðîì, ãîðÿ÷èìè ïðåäìåòàìè è âåùåñòâàìè;
õèìè÷åñêèå — êèñëîòàìè è ùåëî÷àìè;
ýëåêòðè÷åñêèå- âîçäåéñòâèåì ýëåêòðè÷åñêîãî òîêà èëè ýëåêòðè÷åñêîé äóãè.
Ïî ãëóáèíå ïîðàæåíèÿ âñå îæîãè äåëÿòñÿ íà ÷åòûðå ñòåïåíè:
ïåðâàÿ — ïîêðàñíåíèå è îòåê êîæè;
âòîðàÿ — âîäÿíûå ïóçûðè;
òðåòüÿ — îìåðòâåíèå êîæè;
÷åòâåðòàÿ — îáóãëèâàíèå êîæè, ïîðàæåíèå ìûøö, ñóõîæèëèé è êîñòåé.
Òåðìè÷åñêèå è ýëåêòðè÷åñêèå îæîãè
Ïðè íåáîëüøèõ ïî ïëîùàäè îæîãàõ ïåðâîé è âòîðîé ñòåïåíè íóæíî íàëîæèòü íà îñâîáîæäåííûé ó÷àñòîê êîæè ñòåðèëüíóþ ïîâÿçêó. Ïðè îêàçàíèè ïåðâîé ïîìîùè ïîñòðàäàâøåìó âî èçáåæàíèå çàðàæåíèÿ íåëüçÿ êàñàòüñÿ ðóêàìè îáîææåííûõ ó÷àñòêîâ êîæè èëè ñìàçûâàòü èõ ìàçÿìè, æèðàìè, ìàñëàìè è ò.ï. Ïðè îæîãå âòîðîé ñòåïåíè íåëüçÿ âñêðûâàòü ïóçûðè, òàê êàê, óäàëÿÿ èõ, ëåãêî ìîæíî ñîäðàòü îáîææåííóþ êîæó è òåì ñàìûì ñîçäàòü áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ äëÿ çàðàæåíèÿ ðàíû.
Ïðè òÿæåëûõ è îáøèðíûõ îæîãàõ ïîñòðàäàâøåãî íåîáõîäèìî çàâåðíóòü â ÷èñòóþ ïðîñòûíþ èëè òêàíü, íå ðàçäåâàÿ åãî, óêðûòü ïîòåïëåå, íàïîèòü òåïëûì ÷àåì è ñîçäàòü ïîêîé äî ïðèáûòèÿ âðà÷à. Îáîææåííîå ëèöî íåîáõîäèìî çàêðûòü ñòåðèëüíîé ìàðëåé. Ïðè îæîãàõ ãëàç ñëåäóåò äåëàòü õîëîäíûå ïðèìî÷êè èç ðàñòâîðà áîðíîé êèñëîòû (ïîëîâèíà ÷àéíîé ëîæêè êèñëîòû íà ñòàêàí âîäû) è íåìåäëåííî íàïðàâèòü ïîñòðàäàâøåãî ê âðà÷ó.
Åñëè íà ïîñòðàäàâøåì çàãîðåëàñü îäåæäà, òî áåæàòü â ãîðÿùåé îäåæäå íåëüçÿ, òàê êàê âåòåð, ðàçäóâàÿ ïëàìÿ, óâåëè÷èò è óñèëèò îæîã. Íóæíî ñáèòü ïëàìÿ âîäîé ëèáî íàáðîñèòü íà ïîñòðàäàâøåãî ëþáóþ ïëîòíóþ òêàíü (ïàëüòî).
Õèìè÷åñêèå îæîãè
Ïðè õèìè÷åñêèõ îæîãàõ ãëóáèíà ïîâðåæäåíèÿ òêàíåé â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè çàâèñèò îò äëèòåëüíîñòè âîçäåéñòâèÿ õèìè÷åñêîãî âåùåñòâà. Âàæíî êàê ìîæíî ñêîðåå óìåíüøèòü êîíöåíòðàöèþ õèìè÷åñêîãî âåùåñòâà è âðåìÿ åãî âîçäåéñòâèÿ. Äëÿ ýòîãî ïîðàæåííîå ìåñòî ñðàçó æå ïðîìûâàþò áîëüøèì êîëè÷åñòâîì õîëîäíîé âîäû â òå÷åíèå 15-20 ìèíóò.
Ïðè õèìè÷åñêîì îæîãå ïîëíîñòüþ ñìûòü õèìè÷åñêîå âåùåñòâî âîäîé íå óäàåòñÿ. Ïîýòîìó ïîñëå ïðîìûâàíèÿ ïîðàæåííîå ìåñòî íåîáõîäèìî îáðàáîòàòü ñîîòâåòñòâóþùèìè íåéòðàëèçóþùèìè ðàñòâîðàìè, èñïîëüçóåìûìè â âèäå ïðèìî÷åê (ïîâÿçîê).
Ïðè îæîãå êèñëîòîé — ðàñòâîð ïèòüåâîé ñîäû (îäíà ÷àéíàÿ ëîæêà ñîäû íà ñòàêàí âîäû).
Ïðè îæîãå ùåëî÷üþ — ðàñòâîð áîðíîé êèñëîòû (îäíà ÷àéíàÿ ëîæêà êèñëîòû íà ñòàêàí âîäû) èëè ñëàáûì ðàñòâîðîì óêñóñíîé êèñëîòû (îäíà ÷àéíàÿ ëîæêà óêñóñà íà ñòàêàí âîäû).
3. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè îáìîðîæåíèÿõ
ìåäèöèíñêèé ïîìîùü îæîã îáìîðîæåíèå
Ïîâðåæäåíèå òêàíåé â ðåçóëüòàòå âîçäåéñòâèÿ íèçêîé òåìïåðàòóðû íàçûâàåòñÿ îáìîðîæåíèåì. Ïåðâàÿ ïîìîùü çàêëþ÷àåòñÿ:
1. íåìåäëåííîå ñîãðåâàíèå ïîñòðàäàâøåãî (ïåðåâåñòè â òåïëîå ïîìåùåíèå);
2. ñîãðåòü îáìîðîæåííóþ ÷àñòü òåëà, âîññòàíîâèòü â íåé êðîâîîáðàùåíèå (îáìîðîæåííóþ ÷àñòü òåëà ïîìåùàþò â òåïëóþ âàííó ñ òåìïåðàòóðîé 20 Ñ è ïîñòåïåííî óâåëè÷èâàþò òåìïåðàòóðó äî 40 Ñ);
3. ïîâðåæäåííûå ó÷àñòêè íàäî âûñóøèòü (ïðîòåðåòü), íàêðûòü ñòåðèëüíîé ïîâÿçêîé è òåïëî óêðûòü;
4. äàòü ãîðÿ÷èé êîôå, ÷àé, ìîëîêî è ò.ä.
5. áûñòðàÿ äîñòàâêà ïîñòðàäàâøåãî â ìåäèöèíñêîå ó÷ðåæäåíèå ÿâëÿåòñÿ òàêæå ïåðâîé ïîìîùüþ.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник
При переломах (вывихах) необходимо:
- дать пострадавшему обезболивающие средства;
- при открытом переломе – остановить кровотечение, обработать рану, наложить повязку;
- обеспечить иммобилизацию (создание покоя) сломанной кости стандартными шинами или подручными материалами (фанера, доски, палки и т.п.);
- при переломе конечности накладывать шины, фиксируя, по крайней мере, два сустава – одного выше, другого ниже места перелома (центр шины должен находиться у места перелома);
- при переломах (вывихах) плеча или предплечья зафиксировать травмированную руку в физиологическом (согнутом в локтевом суставе под углом 90°) положении, вложив в ладонь плотный комок ваты или бинта, руку подвесить к шее на косынке (бинте);
- при переломе (вывихе) костей кисти и пальцев рук к широкой шине (шириной с ладонь и длиной от середины предплечья и до кончиков пальцев) прибинтовать кисть, вложив в ладонь комок ваты или бинта, руку подвесить к шее при помощи косынки (бинта);
- при переломе (вывихе) бедренной кости наложить наружную шину от подмышки до пятки, а внутреннюю – от промежности до пятки (по возможности не приподнимая конечность). Транспортировку пострадавшего осуществлять на носилках;
- при переломе (вывихе) костей голени фиксировать коленный и голеностопный суставы пораженной конечности. Транспортировку пострадавшего осуществлять на носилках;
- при переломе (вывихе) ключицы положить в подмышечную впадину (на стороне травмы) небольшой кусочек ваты и прибинтовать к туловищу руку, согнутую под прямым углом;
- при повреждении позвоночника осторожно, не поднимая пострадавшего, подсунуть под его спину широкую доску, толстую фанеру и т.п. или повернуть пострадавшего лицом вниз, не прогибая туловища. Транспортировка только на носилках;
- при переломе ребер туго забинтовать грудь или стянуть ее полотенцем во время выдоха;
- при переломе костей таза подсунуть под спину широкую доску, уложить пострадавшего в положение “лягушка” (согнуть ноги в коленях и развести в стороны, а стопы сдвинуть вместе, под колени подложить валик из одежды). Транспортировку пострадавшего осуществлять только на носилках;
- к месту перелома приложить “холод” (резиновый пузырь со льдом, грелку с холодной водой, холодные примочки и т.п.) для уменьшения боли.
Запрещаются любые попытки самостоятельного сопоставления костных отломков или вправление вывихов.
При травме головы (могут наблюдаться: головная боль, потеря сознания, тошнота, рвота, кровотечение из ушей) необходимо:
- уложить пострадавшего на спину;
- зафиксировать голову с двух сторон мягкими валиками и наложить тугую повязку;
- при наличии раны наложить стерильную повязку;
- положить “холод”;
- обеспечить покой;
- при рвоте (в бессознательном состоянии) повернуть голову пострадавшего набок.
При ушибах (характерны боль и припухлость в месте ушиба) необходимо:
- приложить холод к месту ушиба;
- наложить тугую повязку;
- создать покой.
При растяжении связок необходимо:
- зафиксировать травмированную конечность при помощи бинтов, шин, подручных материалов и т.п.;
- обеспечить покой травмированной конечности;
- приложить “холод” к месту травмы.
При сдавливании пострадавшего тяжестью необходимо:
- освободить его из-под тяжести;
- оказать помощь в зависимости от повреждения.
Первая помощь при ожогах.
Ожоги различают:
- термические ожоги – вызванные огнем, паром, горячими предметами, солнечными лучами, кварцем и др.;
- химические ожоги- вызванные действием кислот и щелочей;
- электрические ожоги – вызванные воздействием электрического тока.
По степени тяжести ожоги подразделяются на:
- ожоги 1 степени – характеризуются покраснением и отеком кожи;
- ожоги 2 степени – образуются пузыри на коже;
- ожоги 3 степени – характеризуются образованием струпов на коже в результате омертвения поверхностных и глубоких слоев кожи;
- ожоги 4 степени – происходит обугливание тканей кожи, поражение мышц, сухожилий и костей.
Оказывающий первую помощь пострадавшим при термических и электрических ожогах обязан:
- вывести пострадавшего из зоны действия источника высокой температуры;
- потушить горящие части одежды (набросить любую ткань, одеяло и т.п. или сбить пламя водой);
- дать пострадавшему болеутоляющие средства;
- на обожженные места наложить стерильную повязку, при обширных ожогах прикрыть ожоговую поверхность чистой марлей или проглаженной простыней;
- при ожогах глаз делать холодные примочки из раствора борной кислоты (1/2 чайной ложки кислоты на стакан воды);
- доставить пострадавшего в медпункт.
Оказывающий первую помощь при химических ожогах обязан:
- при попадании твердых частичек химических веществ на пораженные участки тела удалить их тампоном или ватой;
- немедленно промыть пораженное место большим количеством чистой холодной воды (в течение 10 – 15 мин.);
- при ожоге кожи кислотой делать примочки (повязку) с раствором питьевой соды (1 чайная ложка соды на стакан воды);
- при ожоге кожи щелочью делать примочки (повязку) с раствором борной кислоты (1 чайная ложка на стакан воды) или со слабым раствором уксусной кислоты (1 чайная ложка столового уксуса на стакан воды);
- при попадании жидкости или паров кислоты в глаза или полость рта промыть их большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды (1/2 чайной ложки на стакан воды);
- при попадании брызг или паров щелочи в глаза или полость рта промыть пораженные места большим количеством воды, а затем раствором борной кислоты (1/2 чайной ложки на стакан воды);
- при попадании кислоты или щелочи в пищевод дать выпить не более 3 стаканов воды, уложить и тепло укрыть пострадавшего;
- в тяжелых случаях доставить пострадавшего в медпункт или любое лечебное учреждение.
Запрещается:
- касаться руками обожженных участков тела;
- смазывать мазями или присыпать порошками обожженные участки кожи и слизистых поверхностей;
- вскрывать пузыри;
- удалять приставшие к обожженному месту различные вещества (мастика, канифоль, смолы и др.);
- срывать одежду и обувь с обожженного места.
Первая помощь при отравлениях
При отравлении газами (ацетилен, угарный газ, пары бензина и т.п.) пострадавшие ощущают: головную боль, “стук в висках”, “звон в ушах”, общую слабость, головокружение, сонливость; в тяжелых случаях может быть возбужденное состояние, нарушение дыхания, расширение зрачков.
Оказывающий помощь должен:
- вывести или вынести пострадавшего из загазованной зоны;
- расстегнуть одежду и обеспечить приток свежего воздуха;
- уложить пострадавшего, приподняв ноги (при отравлении угарным газом – строго горизонтально);
- укрыть пострадавшего одеялом, одеждой и т.п.;
- поднести к носу пострадавшего ватку, смоченную раствором нашатырного спирта;
- дать выпить большое количество жидкости;
- при остановке дыхания приступить к искусственному дыханию;
- срочно вызвать квалифицированную медицинскую помощь.
При отравлении хлором необходимо:
- промыть глаза, нос и рот раствором питьевой соды (1/2 чайной ложки на стакан воды);
- дать пострадавшему пить небольшими глотками теплое питье;
- направить пострадавшего в медпункт.
При отравлениях испорченными продуктами (могут возникать головные боли, тошнота, рвота, боли в животе, общая слабость) необходимо:
- дать выпить пострадавшему 3 – 4 стакана воды или розового раствора марганцовокислого калия с последующим вызовом рвоты;
- повторять промывание 2 – 3 раза;
- дать пострадавшему активированный уголь (таблетки);
- напоить пострадавшего теплым чаем;
- уложить и тепло укрыть пострадавшего;
- при нарушении дыхания и остановке сердечной деятельности приступить к проведению искусственного дыхания и наружного массажа сердца;
- доставить пострадавшего в медпункт.
Первая помощь при отравлении едкими веществами.
При отравлении крепкими кислотами (серная, соляная, уксусная) и крепкими щелочами (едкий натр, едкий калий, нашатырный спирт) происходят ожоги слизистой оболочки полости рта, глотки, пищевода, а иногда и желудка.
Признаками отравления являются: сильные боли во рту, глотке, желудке и кишечнике, тошнота, рвота, головокружение, общая слабость (вплоть до обморочного состояния).
При отравлении кислотой необходимо:
- давать пострадавшему внутрь через каждые 5 минут по столовой ложке раствора соды (2 чайные ложки на стакан воды) или 10 капель нашатырного спирта, разведенного в воде;
- дать пить пострадавшему молоко или взболтанный в воде яичный белок;
- при нарушении дыхания делать искусственное дыхание;
- доставить пострадавшего в медпункт.
При отравлении крепкой едкой щелочью пострадавшему необходимо:
- понемногу давать пить холодную воду, подкисленную уксусной или лимонной кислотой (2 столовые ложки 3% раствора уксуса на стакан воды);
- дать внутрь растительное масло или взболтанный с водой яичный белок;
- приложить горчичник к подложечной области;
- доставить пострадавшего в медпункт.
Первая помощь утопающему.
Вытащив пострадавшего из воды, надо снять или срезать с него мокрую одежду, очистить обернутыми чистым платком или марлей пальцами рот и глотку от грязи, тины и земли и удалить из дыхательных путей и желудка воду.
Для удаления воды надо встать на одно колено, положить пострадавшего поперек другого своего колена и, осторожно надавливая на спину, сжимать его грудь. После того как вода будет удалена, пострадавшего следует уложить на теплую подстилку, сделать ему искусственное дыхание, избегая надавливания на живот, чтобы остатки воды из желудка не попали в дыхательные пути. Когда, пострадавший придет в сознание, надо надеть на него сухое белье, потеплее укрыть, напоить горячим чаем или кофе и отправить в лечебное заведение.
Искусственное дыхание производят с помощью резиновой трубки, один конец которой вставляют в нос или рот пострадавшего, другой находится во рту оказывающего помощь. Если резиновой трубки нет, воздух можно вдыхать непосредственно ртом в рот пострадавшего, проложив между губами несколько слоев марли или чистый носовой платок.
Движения, производящие вдох, надо повторять спокойно, размеренно, согласно частоте дыхания пострадавшего (у детей дошкольного возраста примерно 22—26 раз в минуту).
Искусственное дыхание следует проводить непрерывно и долго, иногда несколько часов, пока пострадавший не начнет дышать самостоятельно.
Одновременно с искусственным дыханием пострадавшего по возможности надо хорошо укрыть, обложив грелками, растирать его тело, давать ему нюхать нашатырный спирт.
Источник
Ïîíÿòèå, ñóùíîñòü è ñïåöèôèêà îáìîðîæåíèÿ, ïðè÷èíû åãî âîçíèêíîâåíèÿ è õàðàêòåðèñòèêà âîçìîæíîé ñòåïåíè. Îïèñàíèå è çíà÷åíèå ïðàâèë îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè. Ëå÷åíèå ïðè îáìîðîæåíèè, ïîäãîòîâêà îðãàíèçìà ÷åëîâåêà ê âûõîäó íà óëèöó â õîëîäíîå âðåìÿ ãîäà.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Îáìîðîæåíèå— ýòî ïîâðåæäåíèå òêàíåé òåëà, âûçâàííîå âîçäåéñòâèåì íèçêèõ òåìïåðàòóð. ×àùå âñåãî îò îáìîðîæåíèÿ ñòðàäàþò óøè, íîñ, ùåêè ïàëüöû ðóê è íîã.
Ïî÷åìó ïðîèñõîäèò îáìîðîæåíèå?
Ïðè äëèòåëüíîì âîçäåéñòâèè íèçêèõ òåìïåðàòóð â îðãàíèçìå ñîêðàùàåòñÿ ïîäà÷à êðîâè ê ñîñóäàì, íàõîäÿùèìñÿ áëèçêî ê ïîâåðõíîñòè òåëà. Òàêèì îáðàçîì, òåïëî ñîõðàíÿòñÿ îêîëî æèçíåííî âàæíûõ âíóòðåííèõ îðãàíîâ. Íî ïðè ýòîì òêàíè, ðàñïîëîæåííûå ó ïîâåðõíîñòè, ìîãóò ñèëüíî ïåðåîõëàäèòüñÿ. Ïðè òÿæåëûõ ôîðìàõ îáìîðîæåíèÿ â òêàíÿõ íà÷èíàþò îáðàçîâûâàòüñÿ êðèñòàëëû ëüäà, òêàíè òâåðäåþò, ÷åëîâåê ïåðåñòàåò ÷óâñòâîâàòü îáìîðîæåííûå ó÷àñòêè.  ðåçóëüòàòå âîçìîæíû îòìèðàíèå ó÷àñòêîâ òåëà è äàæå ñìåðòåëüíûé èñõîä.
Îáû÷íî îáìîðîæåíèå ïðîèñõîäèò ïðè òåìïåðàòóðå âîçäóõà íèæå -10oÑ. Íî ýòî ìîæåò ñëó÷èòüñÿ äàæå, åñëè çà îêíîì íåáîëüøîé ïëþñ(ïîòåðÿ êðîâè ïðè ðàíåíèè, ãîëîä, îïüÿíåíèå). Ñèëüíûé âåòåð è âûñîêàÿ âëàæíîñòü ìîãóò ñïîñîáñòâîâàòü îáìîðîæåíèþ.
Ñòåïåíè îáìîðîæåíèÿ
Ïåðâàÿ ñòåïåíü îáìîðîæåíèÿ
Íà ýòîé ñòàäèè îáìîðîæåíèÿ êîæà íà ïîâðåæäåííîì ó÷àñòêå áëåäíååò, à ïîñëå ïîïàäàíèÿ â òåïëî íàîáîðîò êðàñíååò. Óòðà÷èâàåòñÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü, ÷åëîâåê ÷óâñòâóåò îíåìåíèå â ïîñòðàäàâøåì ó÷àñòêå òåëà. Âîçìîæíû çóä, ææåíèå, áîëü. ×åðåç 5-7 äíåé îáìîðîæåííûå ó÷àñòêè ïîëíîñòüþ âîññòàíàâëèâàþòñÿ.
Âòîðàÿ ñòåïåíü îáìîðîæåíèÿ
 ñëó÷àå îáìîðîæåíèÿ âòîðîé ñòåïåíè òå æå ñèìïòîìû, ÷òî è â ïåðâîì ñëó÷àå ìîãóò ïðîÿâëÿòüñÿ ñèëüíåå. Êðîìå òîãî ÷åðåç íåñêîëüêî äíåé íà ïîâðåæäåííîì ó÷àñòêå ïîÿâëÿþòñÿ ïóçûðè, íàïîëíåííûå ïðîçðà÷íîé æèäêîñòüþ. Ïðè ýòîé ñòàäèè îáìîðîæåíèÿ íà âûçäîðîâëåíèå ìîæåò ïîíàäîáèòüñÿ íåñêîëüêî íåäåëü.
Òðåòüÿ ñòåïåíü îáìîðîæåíèÿ
Íàñòóïàåò ïðè äëèòåëüíîì âîçäåéñòâèè õîëîäîì. Ïóçûðè, êîòîðûå îáðàçóþòñÿ â ýòîì ñëó÷àå, íàïîëíåíû êðàñíîâàòîé æèäêîñòüþ. Ïîâðåæäåííàÿ êîæà ïîëíîñòüþ îòìèðàåò, è íà ìåñòå ïóçûðåé îáðàçóþòñÿ ðóáöû. Çàæèâëåíèå ïðîèñõîäèò â òå÷åíèå ìåñÿöà.
×åòâåðòàÿ ñòåïåíü îáìîðîæåíèÿ
Ýòî ñàìàÿ îïàñíàÿ ñòàäèÿ. Õàðàêòåðíîé îñîáåííîñòüþ ÿâëÿåòñÿ ñèíþøíûé öâåò ïîñòðàäàâøåãî ó÷àñòêà è ñèëüíûé åãî îòåê ïðè ïîïàäàíèè òåëà â òåïëî. Ýòà ñòàäèÿ ÷àñòî ñî÷åòàåòñÿ ñî 2 è 3 ñòàäèÿìè. Ïðè ÷åòâåðòîé ñòàäèè îáìîðîæåíèÿ âîçäåéñòâèå õîëîäà íàèáîëåå àãðåññèâíî è ïðèâîäèò ê îìåðòâåíèþ òêàíåé, ïðè÷åì ïîñòðàäàòü ìîãóò íå òîëüêî ìûøöû è êîæà, íî è ñóõîæèëèÿ è êîñòè.
 óñëîâèÿõ äëèòåëüíîãî ïðåáûâàíèÿ ïðè íèçêîé òåìïåðàòóðå âîçäóõà âîçìîæíû íå òîëüêî ìåñòíûå ïîðàæåíèÿ, íî è îáùåå îõëàæäåíèå îðãàíèçìà . Ïîä îáùèì îõëàæäåíèåì îðãàíèçìà ñëåäóåò ïîíèìàòü ñîñòîÿíèå, âîçíèêàþùåå ïðè ïîíèæåíèè òåìïåðàòóðû òåëà íèæå 34oÑ.
Íàñòóïëåíèþ îáùåãî îõëàæäåíèÿ ñïîñîáñòâóþò òå æå ôàêòîðû, ÷òî è ïðè îáìîðîæåíèè: âûñîêàÿ âëàæíîñòü âîçäóõà, îòñûðåâøàÿ îäåæäà, ñèëüíûé âåòåð, ôèçè÷åñêîå ïåðåóòîìëåíèå, ïñèõè÷åñêàÿ òðàâìà, ïåðåíåñ¸ííûå çàáîëåâàíèÿ è òðàâìû.
Ðàçëè÷àþò ë¸ãêóþ, ñðåäíþþ è òÿæ¸ëóþ ñòåïåíè îáùåãî îõëàæäåíèÿ.
˸ãêàÿ ñòåïåíü: òåìïåðàòóðà òåëà 32-34oÑ. Êîæíûå ïîêðîâû áëåäíûå èëè óìåðåííî ñèíþøíûå, ïîÿâëÿþòñÿ «ãóñèíàÿ êîæà», îçíîá, çàòðóäíåíèÿ ðå÷è. Ïóëüñ çàìåäëÿåòñÿ äî 60-66 óäàðîâ â ìèíóòó. Àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå íîðìàëüíî èëè íåñêîëüêî ïîâûøåíî. Äûõàíèå íå íàðóøåíî. Âîçìîæíû îáìîðîæåíèÿ I-II ñòåïåíè.
Ñðåäíÿÿ ñòåïåíü: òåìïåðàòóðà òåëà 29-32oÑ, õàðàêòåðíû ðåçêàÿ ñîíëèâîñòü, óãíåòåíèå ñîçíàíèÿ, áåññìûñëåííûé âçãëÿä. Êîæíûå ïîêðîâû áëåäíûå, ñèíþøíûå, èíîãäà ñ ìðàìîðíîé îêðàñêîé, õîëîäíûå íà îùóïü. Ïóëüñ çàìåäëÿåòñÿ äî 50-60 óäàðîâ â ìèíóòó, ñëàáîãî íàïîëíåíèÿ. Àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå ñíèæåíî íåçíà÷èòåëüíî. Äûõàíèå ðåäêîå — äî 8-12 â ìèíóòó, ïîâåðõíîñòíîå. Âîçìîæíû îáìîðîæåíèÿ ëèöà è êîíå÷íîñòåé I — IV ñòåïåíè.
Òÿæ¸ëàÿ ñòåïåíü: òåìïåðàòóðà òåëà íèæå 31oÑ. Ñîçíàíèå îòñóòñòâóåò, íàáëþäàþòñÿ ñóäîðîãè, ðâîòà. Êîæíûå ïîêðîâû áëåäíûå, ñèíþøíûå, õîëîäíûå íà îùóïü. Ïóëüñ çàìåäëÿåòñÿ äî 36 óäàðîâ â ìèíóòó, ñëàáîãî íàïîëíåíèÿ, èìååò ìåñòî âûðàæåííîå ñíèæåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ. Äûõàíèå ðåäêîå, ïîâåðõíîñòíîå — äî 3-4 â ìèíóòó. Íàáëþäàþòñÿ òÿæ¸ëûå è ðàñïðîñòðàí¸ííûå îáìîðîæåíèÿ âïëîòü äî îëåäåíåíèÿ.
Ïðàâèëà ïåðâîé ïîìîùè
Âñåì, êòî ïåðèîäè÷åñêè ïîïàäàåò â óñëîâèÿ ñíåæíîé è ìîðîçíîé çèìû, à çíà÷èò, âðåìÿ îò âðåìåíè ïîäâåðãàåòñÿ âîçäåéñòâèþ íèçêèõ òåìïåðàòóð, íóæíî çíàòü ïðàâèëà ïåðâîé ïîìîùè ïðè îáìîðîæåíèÿõ. Òîãäà â ñëó÷àå íåîáõîäèìîñòè âû ñìîæåòå îêàçàòü ïîñòðàäàâøåìó ïåðâóþ ïîìîùü.
· Ïåðåíåñòè ïîñòðàäàâøåãî â òåïëî.Ïåðâîå ÷òî íóæíî ñäåëàòü — óáðàòü íåãàòèâíî âîçäåéñòâóþùèé ôàêòîð, ò.å. õîëîä.
· Ñíÿòü ïðîìåðçøèå âåùèêóðòêó, áðþêè, îáóâü, íîñêè, âàðåæêè.
· Èñêëþ÷èòü ðåçêîå ïðîãðåâàíèå.Ïðè ïåðâîé ñòàäèè îáìîðîæåíèÿ äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ êðîâîîáðàùåíèÿ ìîæíî ðàñòåðåòü çàìåðçøèå ÷àñòè òåëà. Íî ïðè âñåõ îñòàëüíûõ ñòàäèÿõ ýòî ìîæåò íàíåñòè âðåä, òàê êàê õîëîä ïðèâåë ê çíà÷èòåëüíûì ïîâðåæäåíèÿì òêàíåé. Ïîýòîìó ëó÷øå äàòü òåëó ïîñòåïåííî ïðîãðåâàòüñÿ è âîññòàíîâèòü êðîâîîáðàùåíèå â ïîñòðàäàâøèõ ó÷àñòêàõ.
· Íàëîæèòü ïîâÿçêè è çàôèêñèðîâàòü èõ.×òîáû íå ïîâðåäèòü ïîñòðàäàâøèå ó÷àñòêè òåëà, èõ ïîêðûâàþò ïîâÿçêàìè è ôèêñèðóþò. Ïðè íàëîæåíèè ïîâÿçêè îáû÷íî èñïîëüçóþò âàòó è ìàðëþ, êîòîðûå ñâåðõó ïîêðûâàþò òåïëîèçîëèðóþùåé òêàíüþ: êëååíêîé, ïðîðåçèíåííîé òêàíüþ.
· Íàïîèòü òåïëûì ÷àåì —ýòî ïîìîæåò ïîâûñèòü îáùóþ òåìïåðàòóðó òåëà, è áóäåò ñïîñîáñòâîâàòü íîðìàëèçàöèè êðîâîîáðàùåíèÿ.
· Âûçâàòü âðà÷à.Ýòî îáÿçàòåëüíûé ïóíêò ïðè îêàçàíèè ïîìîùè ÷åëîâåêó, ïîñòðàäàâøåìó îò îáìîðîæåíèÿ.
Íå ðåêîìåíäóåòñÿ ðàñòèðàòü áîëüíûõ ñíåãîì, òàê êàê êðîâåíîñíûå ñîñóäû êèñòåé è ñòîï î÷åíü õðóïêè è ïîýòîìó âîçìîæíî èõ ïîâðåæäåíèå, à âîçíèêàþùèå ìèêðîññàäèíû íà êîæå ñïîñîáñòâóþò âíåñåíèþ èíôåêöèè. Íåëüçÿ èñïîëüçîâàòü áûñòðîå îòîãðåâàíèå îáìîðîæåííûõ êîíå÷íîñòåé ó êîñòðà, áåñêîíòðîëüíî ïðèìåíÿòü ãðåëêè è òîìó ïîäîáíûå èñòî÷íèêè òåïëà, ïîñêîëüêó ýòî óõóäøàåò òå÷åíèå îáìîðîæåíèÿ. Íåïðèåìëåìûé è íåýôôåêòèâíûé âàðèàíò ïåðâîé ïîìîùè — âòèðàíèå ìàñåë, æèðà, ðàñòèðàíèå ñïèðòîì òêàíåé ïðè ãëóáîêîì îáìîðîæåíèè.
Ïðè îáùåì îõëàæäåíèè ë¸ãêîé ñòåïåíè äîñòàòî÷íî ýôôåêòèâíûì ìåòîäîì ÿâëÿåòñÿ ñîãðåâàíèå ïîñòðàäàâøåãî â ò¸ïëîé âàííå ïðè íà÷àëüíîé òåìïåðàòóðå âîäû 24oÑ, êîòîðóþ ïîâûøàþò äî íîðìàëüíîé òåìïåðàòóðû òåëà. îáìîðîæåíèå ëå÷åíèå îðãàíèçì ñòåïåíü
Ïðè ñðåäíåé è òÿæ¸ëîé ñòåïåíè îáùåãî îõëàæäåíèÿ ñ íàðóøåíèåì äûõàíèÿ è êðîâîîáðàùåíèÿ ïîñòðàäàâøåãî íåîáõîäèìî êàê ìîæíî ñêîðåå äîñòàâèòü â áîëüíèöó.
Ëå÷åíèå ïðè îáìîðîæåíèè
Ïðè îáìîðîæåíèÿõ II ñòåïåíè ïîêðûøêè ïóçûðåé âñêðûâàþò è óäàëÿþò ïî âñåì ïðàâèëàì àñåïòèêè. Êîæó âîêðóã ïóçûðåé îáðàáàòûâàþò ñïèðòîâûìè ðàñòâîðàìè áîðíîé èëè ñàëèöèëîâîé êèñëîòû. Íàêëàäûâàþò ïîâÿçêè ñ àíòèáàêòåðèàëüíûìè ìàçÿìè, ïðåïàðàòàìè äëÿ ñòèìóëÿöèè ïðîöåññîâ ðåãåíåðàöèè: Äåðìàçèí, Ëåâîìèêîëü. ×åðåç 5-10 äíåé íàçíà÷àþòñÿ ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèå ïðîöåäóðû: ýëåêòðîñâåòîâûå âàííû, óëüòðàôèîëåòîâîå îáëó÷åíèå íà÷èíàÿ ñ ñóáýðèòåìíûõ äîç, ÓÂ×-òåðàïèÿ, ìåòîä äàðñîíâàëèçàöèè. Äëÿ ïðîôèëàêòèêè âòîðè÷íîé èíôåêöèè íàçíà÷àþò âíóòðèìûøå÷íî àíòèáàêòåðèàëüíûå ñðåäñòâà (ïåíèöèëëèí)
Ïðè îáìîðîæåíèÿõ III ñòåïåíè ïîñëå óäàëåíèÿ ïóçûðåé è îïðåäåëåíèÿ ãðàíèö îìåðòâåíèÿ êîæè èñïîëüçóþòñÿ ïîâÿçêè ñ ãèïåðòîíè÷åñêèì ðàñòâîðîì NaCl.  òå÷åíèå ïåðâîé íåäåëè ëå÷åíèÿ óäàëÿþò ìåðòâûå òêàíè. Äëÿ óëó÷øåíèÿ çàæèâëåíèÿ ðàíû òàê æå èñïîëüçóþòñÿ ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèå ìåòîäû ëå÷åíèÿ. Èíîãäà äëÿ îãðàíè÷åíèÿ ïîäâèæíîñòè êîíå÷íîñòè íàêëàäûâàþò ãèïñîâóþ ïîâÿçêó.
Ïðè îáìîðîæåíèÿõ IV ñòåïåíè ïðîâîäÿò èññå÷åíèå îìåðòâåâøåé òêàíè, àìïóòàöèè êîíå÷íîñòåé.
 ëå÷åíèè õðîíè÷åñêîãî äåðìàòèòà, âûçâàííîãî äëèòåëüíûì âîçäåéñòâèåì íà êîæó íèçêèõ òåìïåðàòóð èñïîëüçóþòñÿ îáùåóêðåïëÿþùèå è âèòàìèííûå ÷àè è ñðåäñòâà óëó÷øàþùèå ïåðèôåðè÷åñêîå êðîâîîáðàùåíèå. Ïàöèåíòó ñ îáìîðîæåíèÿìè â äèåòå íåîáõîäèìî óñèëèòü áåëêîâî-âèòàìèííûå èíãðåäèåíòû. Èç ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèõ ïðîöåäóð íàèáîëüøåå çíà÷åíèå èìååò óëüòðàôèîëåòîâîå îáëó÷åíèå â ñóáýðèòåìíûõ äîçàõ.
Èñõîä è ïðîãíîç îáìîðîæåíèé íà ïðÿìóþ çàâèñèò îò ñòåïåíè ïîðàæåíèÿ òêàíåé. Ïðè ë¸ãêèõ îáìîðîæåíèÿõ, ïîñëå âîññòàíîâëåíèÿ ïîâðåæäåííîé êîæè íåîáõîäèìî ê íåé áåðåæíî îòíîñèòüñÿ. Ïîâòîðíîå îáìîðîæåíèå, ðàíåå ïîñòðàäàâøåé êîæè, ìîæåò ïðîèçîéòè ãîðàçäî áûñòðåå. Ðåçóëüòàòîì òÿæ¸ëûõ îáìîðîæåíèé ìîãóò áûòü íå òîëüêî ïîòåðÿ êîíå÷íîñòè, íî ëåòàëüíûé èñõîä.
Êàê óæå ãîâîðèëîñü âûøå, ôàêòîðîâ óâåëè÷èâàþùèõ âîçìîæíîñòü îáìîðîæåíèé â õîëîäíîå âðåìÿ ãîäà î÷åíü ìíîãî, ïîýòîìó íåîáõîäèìî î÷åíü ñåðü¸çíî ïîäõîäèòü ê âîïðîñó ïîäãîòîâêè âûõîäà íà óëèöó â ñòîëü íåïðîñòîé äëÿ îðãàíèçìà ïåðèîä.
· Îäåâàéòåñü ïî ïîãîäå.Ïðè ìèíóñîâûõ òåìïåðàòóðàõ íóæíî îäåâàòüñÿ «êàê êàïóñòà». ×åì áîëüøå ñëîåâ îäåæäû íà âàñ áóäåò îäåòî, òåì òåïëåå âàì áóäåò, âåäü ìåæäó òêàíüþ áóäóò îáðàçîâûâàòüñÿ âîçäóøíûå ïðîñëîéêè.
· Îáóâü íà ðàçìåð áîëüøå. Çèìíþþ îáóâü ëó÷øå ïîêóïàòü íà ðàçìåð áîëüøå. Ýòî äàñò âîçìîæíîñòü ïîäîäåòü äîïîëíèòåëüíûé íîñîê, è îñòàâèòü ïðè ýòîì âîêðóã íîãè âîçäóøíóþ ïðîñëîéêó.
· Íå îäåâàéòå ìåòàëëè÷åñêèå óêðàøåíèÿ.  ìîðîç ìåòàëë áûñòðî îñòûâàåò è «õîëîäèò» òåëî.
· Íå ïåéòå àëêîãîëüíûå íàïèòêè. Èõ ðàñïèâàíèå íå òîëüêî ïðèâåäåò ê èçëèøíåé ïîòåðå òåïëà, íî è óõóäøèò êîíöåíòðàöèþ âíèìàíèÿ. È òîãäà âû ìîæåòå íå çàìåòèòü ïåðâûå ïðèçíàêè îáìîðîæåíèÿ.
· Íå êóðèòå íà óëèöå. Êóðåíèå óõóäøàåò êðîâîñíàáæåíèå êîíå÷íîñòåé.
· Õîðîøî ïèòàéòåñü.Çèìîé îðãàíèçìó íóæíî áîëüøå ýíåðãèè. ×òîáû åå îáåñïå÷èòü, íóæíî ïðàâèëüíî ïèòàòüñÿ è óïîòðåáëÿòü äîñòàòî÷íî êàëîðèéíóþ ïèùó.
· Íå íàõîäèòåñü íà ìîðîçå ñëèøêîì äîëãî.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник