Первая помощь при ожогах доу
Ирина Чернышова
Конспект занятия «Первая помощь при ожогах»
Пояснительная записка к НОД.
•Позиция педагога: дошкольное детство – важный период, когда дети осваивают правила поведения в социуме и, в том числе, правила безопасного поведения в бытовых ситуациях. Кроме того, у старшего дошкольника активно формируются предпосылки к логическому мышлению и знаково-символическая функция головного мозга. На мой взгляд, важно не просто сформулировать правило, но и помочь детям разобраться в свойствах объектов и явлений, лежащих в его основе. Воспроизводство правил в виде знаков помогает более осознанному их запоминанию и выполнению. Результат продуктивной деятельности данного занятия – памятка – способствует формированию единых требований к поведению ребенка в опасных бытовых ситуациях, как в дошкольном учреждении, так и в семье.
•Тема НОД: «Ожог. Правила поведения. Первая помощь»
•Образовательные области: познание, безопасность, здоровье.
•Цель: уточнение знаний направленных на обеспечение безопасной жизнедеятельности детей при ожогах.
•Задачи:
Образовательные
• продолжать учить детей выделять опасные для здоровья ситуации и находить способы их предотвращения;
• активизировать жизненный опыт детей в плане сохранения своего здоровья;
• уточнить правила оказания первой помощи при ожогах.
Развивающие
• развивать умения делать выводы и умозаключения;
• развивать произвольность поведения;
• закреплять умение действовать по заданному алгоритму.
Воспитательные
• формировать коммуникативную, информационную и здоровьесберегающую компетентности детей;
• воспитывать сочувствие и внимательное отношение к себе и к окружающим.
•Место мероприятия: групповое помещение.
•Тип: углубленно-познавательное
•Используемое оборудование: ноутбук, проектор, доска (экран, лист бумаги формат А-4 сложенный втрое, простые и красные карандаши по числу детей.
Содержательная часть:
Конспект НОД
Номер слайда Деятельность воспитателя Деятельность детей
Слайд 1 Воспитатель привлекает внимание детей к экрану, сообщает, что доктор Айболит пришел к ним в очередной раз и сегодня снова даст им свои советы, но сначала просит ребят отгадать его загадки. Рассаживаются полукругом перед экраном для просмотра презентации, настраиваются на отгадывание загадок.
Слайд 2
Загадывает загадку:
«Из горячего колодца
Через нос водица льется». Отгадывают загадку.
(чайник)
Выход объекта на слайд после ответа детей Обращает внимание на изображение Получают подтверждение правильности своего ответа.
Слайд 3
Загадывает загадку:
«Он красив и ярко-красен,
Но он жгуч, горяч, опасен». Отгадывают загадку.
(огонь)
Выход объекта на слайд после ответа детей Обращает внимание на изображение Получают подтверждение правильности своего ответа.
Слайд 4
Загадывает загадку:
«В полотняной стране
По реке простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать». Отгадывают загадку.
(утюг)
Выход объекта на слайд после ответа детей Обращает внимание на изображение Получают подтверждение правильности своего ответа.
Слайд 5 Воспитатель предлагает детям посмотреть на все три отгадки и подумать, что их объединяет (почему они заключены в красные круги).
Подводит детей к выводу, что красный круг – предостережение об опасности.
Предлагает детям высказать свое предположение, чем опасны эти три предмета.
Просит детей вспомнить, какие предметы домашнего обихода могут так же привести к ожогам. Дети рассуждают и приходят к выводу, что красный цвет, предупреждает об опасности.
Излагают свои предположения.
(можно обжечься)
Возможные ответы детей:
(газовая плита, включенный утюг, розетка и т. д.)
Слайд 6-7
Правильный ответ по щелчку мыши Предлагает детям игру «Четвертый лишний». На экране 4 картинки иллюстрирующие опасные бытовые ситуации. Предлагает детям выбрать ситуацию, которая опасна, но не приводит к ожогу. Дети рассматривают картинки, называют ту, которая по их мнению лишняя и объясняют свой выбор.
Слайд 8 Правильный ответ по щелчку мыши Предлагает обратную игру: из 4 опасных ситуаций выбрать ту, которая приведет к ожогам. Дети рассматривают картинки, выбирают нужную ситуацию, объясняют свой выбор.
Слайд 9
Иллюстрации к рассказу воспитателя появляются последовательно по щелчку мыши -Доктор Айболит спрашивает, знаете ли вы, как оказать помощь, пострадавшему, который получил ожог.
Выслушивает ответы детей, рассказывает им о том какую помощь необходимо оказать человеку, получившему ожог (на основе презентации). Ответы детей.
Дети слушают и рассматривают картинки.
Слайд 10 Иллюстрации к рассказу воспитателя появляются последовательно по щелчку мыши — Доктор Айболит знает, что ожог дети могут получить не только дома, но и в детском саду, если не будут соблюдать правила. Предлагает детям подумать, в каких ситуациях они могут получить ожог в группе. Дети высказывают свои предположения.
(во время обеда и подготовки к нему)
Слайд 11-13
Переход к слайдам по щелчку мыши последовательно в процессе обсуждения знаков Предлагает детям разработать правила безопасного поведения в группе, которые помогут им избежать ожогов, и записать их с помощью знаков.
Организует беседу, активизирует детей, задает наводящие вопросы. В процессе обсуждения демонстрирует знаки, с помощью которых можно записать правила. Дети предлагают свои варианты правил безопасного поведения и предлагают варианты их записи с помощью знаков.
(Нельзя бегать вокруг накрытых столов, подходить близко к младшему воспитателю, который накрывает на стол или несет кастрюли с пищей и т. д.)
— — Доктор Айболит приготовил для вас памятки для правил, но они пока пустые. Предлагает детям перейти к столам, где приготовлены бумага и карандаши и зарисовать, по одному из трех правил, на каждой части сложенной втрое бумаги. Организует самостоятельную деятельность детей по зарисовке знаков в свои памятки по безопасности. Дети делают зарисовки знаков в свои памятки.
Слайд 14 Предлагает детям объединиться в пары и проверить друг у друга правильность выполнения задания.
Поручает дежурным собрать памятки для проверки Айболитом и объясняет, что Доктор на всех правильно заполненных памятках поставит свою печать.
Обмениваются памятками и проверяют правильность выполнения задания друг у друга.
Собирают памятки.
Переход к игровой деятельности
После проведения НОД оценивает работу детей, приклеивая печати в памятки. (Приложение)
Использованные ресурсы:
1. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений /под ред. О. М. Дьяченко. — М,: Гном-пресс, 1999.
2.Иллюстрации к презентации: https://images.yandex.ru/
Источник
По просьбам некоторых девочек напишу про ожоги.
Еще одно распространенное травмирование: ожоги.
Ожог-травматические повреждения покровов тела человека в результате воздействия на кожу (слизистые) различных факторов:
—термических — 90-95% всех ожогов
—химических
—электрических
—лучистой энергии (облучение)
Тяжесть состояния определяется площадью и глубиной поражения, локализацией, а также есть ли ожег дыхательных путей, отравление угарным газом и травма.
Выделяют 4 степени ожогов:
1 ст.-покраснение и отек кожи. Через 2—4 дня происходит выздоровление.
2 ст.-образование пузырей с жидкостью. Полностью заживают за 1—2 недели.
3 А ст.-некроз (омертвение) верхних слоев кожи. Болевая чувствительность снижена. Обширные волдыри, раны.
3 Б ст.-полный некроз всей толщи кожи. Возможно самостоятельное восстановление поверхности кожи, если ожог не осложнится инфекцией и не произойдёт вторичного углубления раны.
4 ст.-некроз кожи и более глубоких тканей (сухожилия, мышцы, кости)
Площадь поражения определяют в процентах при помощи правила «девяток», подробнее описывать не буду.
Первая помощь тоже зависит от типа ожога. При термическом ожоге — первая помощь состоит в прекращении действия поражающего фактора.
Если ожог охватывает большую площадь поверхности тела, развивается ожоговый шок, в начале которого ребенок резко возбужден, а затем заторможен. При этом отмечается бледность кожных покровов, поверхностное дыхание, учащенный пульс, снижение артериального давления. У детей раннего возраста шок может развиться при поражении ожогом даже 3—5 % поверхности тела.
1. При ожогах пламенем следует потушить горящую одежду, при ожогах горячими жидкостями– быстро удалить одежду с области ожогов, обмыть его прохладной водой, чтобы быстро охладить пораженный участок тела, в течение 15—20 мин, что вызывает сужение сосудов и препятствует образованию пузырей. Такое же действие оказывает повязка с раствором перманганата калия (марганцовки), которая «дубит» кожу. Необходимо помнить, что у маленьких детей длительное охлаждение может вызывать опасную для жизни гипотермию.
2. Обезболить
3. Обработать спиртом или водкой.
4. Наложить сухую стерильную (чистую) повязку.
При обширных ожогах завернуть в чистую ткань или простыню и немедленно доставляют в больницу.
5. НЕЛЬЗЯ на обожженную поверхность сразу после ожога накладывать различные мази, жир, Пантенол, т.к. они сильно загрязняют рану, затрудняют ее дальнейшую обработку и определение глубины поражения.
Нельзя обрабатывать пораженную поверхность каким- либо жиром, вазелином, другими мазями, которые только навредят заживлению. Здесь рассказывается только о первой помощи при незначительных ожогах, а большие требуют лечения в условиях стационара!!!
Маленького ребенка во всех случаях срочно доставляют в стационар!!! Перед транспортировкой необходимо дать обезболивающие средства, согреть ребенка.
Отдельно хочу обратить внимание насолнечные ожоги, они являются разновидностью термического. Он развивается при длительном пребывании ребенка под прямыми солнечными лучами. Малыш становится вялым, плохо спит, теряет аппетит. На коже появляются резкая краснота, болезненность, припухлость, в ряде случаев — пузыри. Повышается температура тела. Следует немедленно прекратить пребывание на солнце, дать пострадавшему обильное питье, создать покой. Пораженную поверхность кожи смазывают детским кремом, растительным маслом, защищают от солнца пока не исчезнут все симптомы. При образовании пузырей можно приложить повязку с раствором перманганата калия на 5—10 мин. Вскрывшиеся пузыри лечат асептическими мазями по назначению врача.
Химические ожоги поражают не только кожу, но также и полость рта, носа, гортани, а также трахею, бронхи, пищевод и другие органы. Они бывают легкие и очень тяжелые.
Оказание первой помощи на дому зависит от того, что именно выпил ребенок или что попало на его кожу.
Если это кислота-пораженную поверхность надо обливать большим количеством воды в течение 10—15 мин, а затем смыть слабым раствором щелочи (1 столовая ложка пищевой соды на стакан воды), мыльной водой.
А при ожогах щелочами — поверхность также промывают большим количеством воды (10—15 мин), затем смачивают слабым раствором (1—2%) уксусной или лимонной кислоты.
Хуже, если химическое вещество попаловнутрь организма. В таком случае вызывают скорую помощь немедленно. До ее прибытия дайте ребенку выпить 2-3 стакана холодного молока, два сырых яйца, положите больного в постель, под голову и верхнюю часть туловища- высокую подушку.
Электроожоги возникают при воздействии электротока (открытые розетки, оголенный провод), а также при поражении молнией. Дети наиболее чувствительны к электрическому току. Электроожог возникает не только на месте непосредственного воздействия тока, но и по пути его прохождения через организм. Наиболее уязвимы лицо, ладони, зона промежности.
При этом возникают: -знаки тока (в поверхностных слоях кожи)
-контактные ожоги и термические ожоги, которые повреждают все слои мягких тканей и кости.
Площадь и глубина поражения зависят от величины напряжения тока. Ожоги, вызванные электротоком, обладают одной особенностью — они безболезненны. Но при этом у ребенка развиваются более выраженные общие явления — может быть обморок, остановка дыхания, судороги и даже шоковое состояние. При тяжелом поражении может наступить мгновенная смерть.
Патологические эффекты электрического тока зависят от линии его прохождения через тело пострадавшего. Наиболее часто встречающиеся пути прохождения тока: рука – рука, рука – голова, рука – нога, нога – нога. Электротравмы, возникающие при поражении электрическим током, в 25% случаев заканчиваются смертью пострадавшего. При прохождении электрического тока через мозг наступает мгновенная смерть. При прохождении тока через сердце возникают различные нарушения ритма сердца вплоть до фибрилляции желудочков сердца. Для менее тяжелых поражений характерны расстройства сосудистого тонуса. Тонические сокращения мышц скелета и сосудов сопровождаются сильнейшим болевым синдромом, приводящим к шоку.
Электрический ток, соприкасаясь с телом ребенка, оказывает также и тепловое действие, причем в месте контакта возникают ожоги 3 степени.
Первая помощь заключается в немедленном изолировании ребенка от воздействия электротока (надо выключить рубильник, вывернуть пробку). Если ток не отключен, нельзя прикасаться к пострадавшему голыми руками. Надо надеть резиновые перчатки, обмотать руки шелковой или шерстяной материей или воспользоваться сухой деревянной палкой. Стоять надо на сухой доске, стекле или в резиновых сапогах. После освобождения от воздействия тока уложить ребенка на горизонтальную поверхность, освободить грудную клетку от стесняющей одежды. Затем пострадавшему при необходимости делают искусственное дыхание, дают вдыхать нашатырный спирт, растирают одеколоном, согревают. Когда ребенок после проведения искусственного дыхания придет в сознание, его следует напоить большим количеством жидкости (чай, минеральная вода). Его следует прикрыть одеялом и как можно скорее доставить в лечебное учреждение. Характерной особенностью электроожогов является их безболезненность вследствие деструкции чувствительных нервных окончаний. На место ожога накладывают стерильную повязку. Ребенка необходимосрочно, доставить в лечебное учреждение.
После электротравмы в течение длительного времени у детей наблюдается повышенная нервозность, раздражительность, пугливость, плохой сон, быстрая утомляемость. Эти дети требуют особого внимания и бережного отношения.
Источник
Ломтева Юлия
Конспект занятия для детей 7–11 лет «Оказание первой помощи при порезах, ссадинах, ожогах»
Конспект занятия по праграмме «Азбука здоровья» Оказание первой помощи при порезах, ссадинах, ожогах
Возрастная категория детей 7-11 лет
Цель: формирование навыков оказания первой помощи при ожоге, порезе и ссадине.
Задачи:
1. Воспитать чувство ответственности за свою и чужую жизнь, чувство взаимовыручки и взаимопомощи.
2. Усвоить основные правила оказания первой помощи пострадавшим.
Ход занятия
Дорогие ребята! Взрослые всегда волнуются за вас, когда вы остаётесь без них дома или выходите одни на улицу. Забота ваших родителей и педагогов часто кажется вам излишней. Но беспокойство взрослых вовсе не следует воспринимать только как опеку старших над маленькими. Взрослые остро чувствуют свою ответственность за вашу жизнь и здоровье, и тревоги их не напрасны. К сожалению, несчастные случаи довольно часто происходят не только с детьми, но и с очень осторожными взрослыми. Вот почему вам нужно не только быть всегда внимательными, но и суметь не растеряться в неожиданных обстоятельствах и помочь тем, кто попал в беду.
Твои родители часто напоминают тебе о том, чего делать нельзя.Ты только и слышишь со всех сторон каждый день: «Не горбись!», «Вымой руки!», «Не сиди долго перед компьютером!», «Отодвинься от телевизора подальше!», «Не грызи ногти!» А задумывался ли ты когда-нибудь, почему так настойчиво твои любящие родственники изо дня в день повторяют подобные советы и запреты? (Ответы детей)
1. Общие советы и рекомендации
Когда с нами случается беда, очень часто мы зависим от того, кто в этот момент находится с нами рядом. Постарайтесь запомнить, как необходимо поступить в различных ситуациях, когда может потребоваться ваша помощь. И совсем не исключено, что эти знания когда-нибудь помогут вам спасти чью-то жизнь.
Если произошёл несчастный случай с тобой или с тем, кто находится с тобой рядом, конечно же, самое лучшее, что ты можешь сделать, — вызвать скорую медицинскую помощь или позвать кого-нибудь из взрослых. Но если случилось так, что поблизости из взрослых никого нет, тогда тебе придётся оказать первую помощь самостоятельно.
— Ребята, кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на занятии «Гигиена здоровья!» (Ответ детей)
Сегодня мы поговорим о том, как оказать помощь себе самому и своим друзьям. Все вы, и мальчишки и девчонки, любите бегать, прыгать, догонять друг друга. И иногда ваши игры заканчиваются ссадинами, порезами и другими травмами. Вы узнаете, что необходимо сделать, если вы порезались, упали, ушиблись, обожглись и т. д.
Порезы и ссадины
— Промой ранку чистой проточной водой с мылом. Удали загрязнения с помощью ваты, салфетки или туалетной бумаги.
— Неглубокие порезы и ссадины обработай раствором йода, спирта или перекисью водорода. Обязательно наложи на место пореза бактерицидный пластырь.
— Даже неглубокие ранки могут сильно кровоточить. Не пугайся, даже если тебе кажется, что крови очень много. Из большинства порезов кровь идёт несколько минут. Кровотечение легко остановить, сильно прижав к ране чистый носовой платок. Надавливай на ранку несколько минут, не отпуская.
— Если рана большая и глубокая, нужно закрыть её чистой повязкой, носовым платком или полотенцем и обратиться к врачу -может быть, понадобится накладывать швы.
— Не забывай, что если даже в самую маленькую ранку попадёт грязь, может начаться серьёзное воспаление.
Иллюстрация «Ожог».
Что необходимо предпринять, если ты получил ожог.
Ожоги
Ожоги могут появиться на отдельных участках кожи после длительного пребывания на солнце. Ожоги можно получить при неосторожном обращении с огнём, с различными химическими веществами, с электрическими приборами. Можно обвариться кипящей жидкостью или паром. Даже самые незначительные ожоги очень болезненны, вызывают покраснение и отёк кожи.
— Место ожога необходимо охладить под струёй воды.
— С не сильными ожогами — ожогами первой степени — не обязательно обращаться к врачу. Чтобы обожжённая кожа не слишком пересохла, её нужно смазать специальной мазью или растительным маслом. Возникшие на месте ожога пузыри нельзя трогать. Если их необходимо вскрыть, то лучше обратиться к врачу — в пузырь, вскрытый неправильно, может попасть инфекция.
Просмотр видеосюжета «Приключения Юли и Ромы – порезы, ссадины, ушибы, растяжения, переломы».
2. Домашняя аптечка
В каждом доме должны быть средства первой помощи. Набор таких средств удобно держать в специальном ящичке или коробке. Для того чтобы не растеряться, если вдруг произойдёт несчастный случай, детям нужно знать не только, где хранятся, но и для каких целей предназначено то или иное средство.
— Ребята, а у кого ещё должна быть обязательно аптечка?
(У водителя – автомобильная аптечка, чтобы и в дороге все необходимое для оказания первой помощи было под рукой)
Вот что необходимо иметь в домашней аптечке:
— стерильный перевязочный пакет в бумажной упаковке накладывают на раны, порезы, ссадины и ожоги, чтобы в поражённое место не попала инфекция;
— марлевые бинты и лейкопластырь -используют для при крепления перевязочного пакета к ране;
— вата -ватными тампонами удаляют загрязнения с ран, порезов и ссадин;
— бактерицидный лейкопластырь -наклеивают на небольшие порезы, ссадины и царапины;
— небольшой пинцет -им можно вытаскивать занозы;
— раствор перекиси водорода -используют для очистки и дезинфекции повреждённых участков кожи;
— йод -применяется для прижиганий, дезинфекции и обеззараживания ран, порезов и царапин;
— мазь, содержащая антибиотик -применяется для снятия воспалений на коже;
— палочки с накрученной на них ватой -применяются для смазывания и протирания;
— эластичный бинт -накладывается на запястье или голеностоп при растяжении связок;
— флакон одеколона или спирта — применяется для удаления загрязнений с кожи. Помни, ЧТО ЛИТЬ СПИРТ на открытую рану нельзя -можно получить сильный ожог;
— пузырь для льда -прикладывается на ушибленное место;
— большая клеёнка -используется для различных процедур (например, для приготовления компрессов). Клеёнку подкладывают под больного, чтобы во время процедуры не намочить постель;
— термометр -используется для измерения температуры тела;
— таблетки фурацилина -применяются для приготовления обеззараживающего раствора, который используется для обработки различных ран;
— перманганат калия (марганцовка) -используется для приготовления дезинфицирующего раствора;
— питьевая сода -раствор питьевой соды помогает при изжоге и несварении желудка;
— таблетки активированного угля -применяются при пищевых отравлениях;
— болеутоляющие лекарства (анальгетики) -используются при головной или зубной боли.
Оздоровительная минутка:
Я гуляю по дорожке (шаги на месте)
А кузнечик скачет рядом (подскоки на месте)
Наклонюсь, возьму в ладошки (наклониться «взять кузнечика»)
Здесь скакать ему не надо (погрозить пальчиком)
Пусть сидит он лучше в травке (шаги на месте, ладошки «держат кузнечика»)
Там с ним будет все в порядке (наклониться «отпустить кузнечика»)
Заключение
Ты должен знать своё тело,
Знать и любить.
Самое первое дело —
В мире с ним жить.
Каждую клеточку тела
Нужно понять,
Пользоваться умело
И охранять!
спасибо!
Источник