Первая помощь при ожогах и обморожениях урок 8 класс
развивающие — продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, рисунками и ответов на вопросы;
— развивать умение устанавливать взаимосвязь между несоблюдением правил гигиены и образованием повреждений кожных покровов;
между закаливанием и здоровьем человека;
— развить умения оказывать первую помощь при обморожении и ожогах кожи. .
воспитательные — создать условия, способствующие формированию позитивной мотивации и росту интереса к предмету и теме урока; — воспитывать социально значимые качества личности. Оборудование к уроку: ИКТ, презентации детей
1. бинт ; 2. пузырьки «спирт» ; 3. пакет « холод» ; 4. ножницы ; 5. Стаканчики.6. цветные мелки – 2 шт. (розовый, синий); 7. коробочки; 8. вата ; 9. марлевые салфетки ;10. обезболивающие таблетки (муляж).
Предварительная подготовка учащихся:
— разработать презентации по оказанию первой помощи при ожогах и обморожениях;
— подобрать дополнительную литературу по изучаемой теме.
Ход урока1 этап – Организационный – отмечаются отсутствующие в классе, напоминается тема предыдущего урока, ставятся цели на этот урок, распределение учащихся по группам.^ (НА ПЕРВЫЙ ЭТАП ОТВОДИТСЯ 2-3МИНУТЫ )
2 этап – Контроль знаний по теме прошлого урока : «Кожные заболевания.» .
Актуализация знаний .
На предыдущих уроках мы с вами подробно изучили строение, функции, роль кожи для нашего организма. Сегодня на уроке мы поговорим о повреждениях кожи, а именно: как наша кожа реагирует на высокие и низкие температуры, какие ожоги бывают кроме известных нам термических, какие различают степени ожогов и обморожений. Познакомимся, как оказать первую помощь при повреждениях кожи.
3 этап – ^ Изучение нового материала
В повседневной жизни, думаю, каждый из нас испытал на себе неприятные ощущения ожога, а может быть, кто-то сталкивался и с обморожением.
Поэтому наша задача сегодня научиться быстро и главное правильно оказывать помощь в таких ситуациях.
Отметьте в тетради тему урока :
«Повреждения кожных покровов. Первая помощь при ожогах и обморожениях.»
и внимание на экран.
1. Познакомимся с понятием «Ожог», классификацией и степенями ожогов
( Презентация «Ожог»)
В тетради сделайте краткие записи.
2. Следующее распространённое повреждение кожи — «Обморожение».
(
Презентация «Обморожения»)
3. Если человек получает ожог или обморожение, то обязательно нужно обратиться к врачу, но до прихода врача важно оказать первую помощь пострадавшему.
Каждый из вас должен знать, как правильно это сделать.
Итак, что нужно предпринять в случае ожога?
Показ презентации (Первая помощь при ожогах) , комментарии учителя с опорой на знания учащихся.
А теперь давайте на практике повторим шаг за шагом наши действия при ожоге.
На экране инструкция.
Вы сидите по парам, один из вас будет условно пострадавший, а второй верным другом, оказывающим помощь.
Ваши действия проговаривайте вслух.
( Пострадавший сидит, а оказывающий помощь встаёт к нему лицом. В коробочке цветные мелки, бинт, марлевая салфетка, пакеты со льдом (мел), пузырьки с надписью «спирт», стакан с водой, обезболивающие таблетки (муляж), вата).
4. Теперь посмотрим, как нужно действовать при обморожениях.
Показ презентации (Первая помощь при обморожениях), комментарии учителя с опорой на знания учащихся..
Попробуем повторить на практике оказание первой помощи при обморожении.
На экране инструкция.
Внимательно смотрите на экран. В парах поменяйтесь ролями и проговаривайте вслух все этапы помощи.
Вы хорошо справились с заданием, а полученные сегодня знания и опыт вам всегда пригодится в жизни.
4 этап – Закрепление и первичная проверка знаний (тест по теме).
Наш урок подходит к концу и сейчас вам необходимо вспомнить, повторить, проанализировать все, что вы увидели, услышали, проделали за урок.
С практической частью вы справились хорошо, а теперь выполните короткую тестовую работу. Читайте внимательно вопрос и выберите верный ответ.
Тестовое задание к уроку «Первая помощь при повреждениях кожи» 1. Ожог возникает при:
а) воздействии низких температур; б) воздействии огня; в) ушибах.
Ответ:____2. Если появились волдыри в результате ожога, то необходимо:
а) не трогать ; б) проколоть; в) смазать кремом.
Ответ:____3. Обмороженный участок кожи необходимо :
а) растереть снегом; б) растереть тканью; в) обложить льдом.
Ответ:_____4. Повязка при ожоге должна быть:
а) лёгкая, асептическая; б) согревающая; в) тугая, фиксирующая.
Ответ:____5. При обморожении пострадавшего нужно:
а) оставить в покое, ждать врача;
б) приложить холодный компресс и дать прохладное питьё;
в) обеспечить тепло и дать горячее питьё.
Ответ:____^ 6. Какая степень обморожения и ожога самая тяжёлая?
а) I ; б) II ; в) IV ; г) III .
Ответ:______
Подводя итог нашего занятия, давайте вернёмся целям нашего урока.
Как вы считаете, мы справились с поставленными задачами?
Что вы узнали нового? Чему научились? Пригодятся ли полученные знания и умения вам в жизни?
Сегодня на уроке вы заработали по две оценки.
За практические умения в оказании первой помощи получили ………….
За тестовую работу оценки объявлю завтра и, конечно, будет учтена работа учащихся над презентациями.
5 этапД/з. Повторить темы: «Кожа», «Выделение».
Обучающиеся получают памятки: «
Первая помощь при обморожениях», «Первая помощь при ожогах».
повязку.
больницу.
( для ожога I – II ст.) .
повязки.
больницу.
Источник
Урок биологии 8 класс
Тема: Закаливание . Оказание первой помощи при перегревание , ожогах и обморожении»
Цель: Дать понятие о роли кожи как органа теплорегуляции.
Задачи: 1. Сформировать у учащихся знания о функциях кожи, связанных с регуляцией постоянства внутренней среды организма.
2. Учить оказывать первую помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
3. Коррекция речи, памяти, мышления.
Оборудование:
Табл. «Кожа»
Одеколон, раствор марганцевокислого калия, вата, противоожоговая мазь, стерильная повязка, термос, стакан, вода в стакане, лекарства, перевязочные средства.
Словарная работа:
Теплорегуляция, ожог, обморожение.
Структура и основное содержание урока.
Оргмомент.
Повторение изученного материала.
Беседа по вопросам. Работа у доски по таблице «Кожа».
Каково значение кожи?
Из каких слоёв состоит кожа?
Какое строение имеет наружный слой кожи?
Какое строение имеет внутренний слой кожи?
Расскажите о подкожной жировой клетчатке.
Работа по индивидуальным карточкам.
Объяснение нового материала.
Сегодня на уроке мы будем говорить о роли кожи в теплорегуляции, об оказании первой помощи при тепловом, солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Презентация «Роль кожи в теплорегуляции. Профилактика при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении ».
Слайд 1.Роль кожи в теплорегуляции. Профилактика при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Работа с оглавлением учебника.
Задание. Откройте «Содержание». Какую страницу надо открыть, чтобы прочитать статью «Рол кожи в теплорегуляции, об оказании первой помощи при тепловом, солнечных ударах, ожогах и обморожении».
Изучение нового материала
Актуализация знаний
В середине XVII в. в богатых итальянских городах любили устраивать пышные праздники. Вельможи стремились превзойти друг друга в изысканности и пышности. В 1646 г. в Милане состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик» — олицетворение «Золотого века». Тело ребёнка было покрыто золотой краской. Праздник удался.
Мальчик же вскоре после шествия стал никому не нужен и был забыт. Всю ночь он провёл в холодном замке. Он сильно мёрз: золотая краска, покрывавшая тело, вызвало резкое расширение сосудов кожи, в результате он потерял много тепла, температура его тела резко понизилась. Мальчик заболел и вскоре умер.
Долгое время никто не мог объяснить причину гибели ребёнка. Предполагали, что золотая краска нарушила потоотделение, поступление в организм воздуха. Только значительно позже, в XIX в., опыт, проделанный над двумя мужчинами, которых покрыли лаком, показал, что причина в нарушении теплорегуляции организма.
Рассказ учителя
Кожа – орган теплорегуляции.
Чтение текста « Кожа – орган теплорегуляции» в учебнике.
Тест для учащихся.
Задание: Выберите правильный ответ.
1. Температура тела у человека:
а) постоянная;
б) она зависит от температуры окружающей среды.
2. При повышении температуры воздуха сосуды:
а) не изменяются;
б) расширяются;
в) сужаются.
3. Что происходит с кровеносными сосудами в холодную погоду:
а) не изменяются;
б) расширяются;
в) сужаются.
4. Где расположены потовые железы?
а) в подкожной жировой клетчатке,
б) во внутреннем слое коже?
5. В сильную жару, при физической работе:
а) увеличивается отделение пота;
б) не изменяется;
в) при испарении пота кожа и всё тело охлаждаются.
6. Регуляция температуры тела достигается:
а) сужением и расширением кровеносных сосудов кожи;
б) потоотделением;
в) контролируется нервной системой.
Рассказ учителя.
Слайд 2. Тепловой удар.
Рассматривание рисунка в учебнике
«Первая помощь при солнечном ударе».
Слайд 3. Солнечный ожог.
Самостоятельная работа с текстом учебника, статьи «Первая помощь при тепловом и солнечных ударах», «Оказание первой помощи при ожогах», «Оказание первой помощи при обморожении» .
Учащиеся разбиваются на 3 группы.
Задание: Прочитав текст учебника, рассказать о последовательности оказания первой помощи.
1 группа — Укажите порядок оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах.
2 группа — Укажите порядок оказания первой помощи при ожогах.
3 группа — Укажите порядок оказания первой помощи при обморожении.
На доске вывешивается последовательность оказания первой помощи.
Рассказ ученика.
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах:
Больного переносят в прохладное место.
Освобождают от стягивающей одежды.
Голову приподнимают.
Кладут на лоб и сердце холодные компрессы.
Дают прохладное питьё.
Вызывают врача.
Если необходимо, сделать искусственное дыхание или массаж сердца.
Беседа: Ребята, некоторые из вас ходили в туристический поход в Кузнецкое Алатау. Что вы делали, чтобы не допустить перегревания в летнее время?
Слайд 4. Профилактические средства.
Задание.
Выберите, что вам понадобится для оказания первой медицинской помощи (одеколон, раствор марганцевокислого калия, вата, противоожоговая мазь, стерильная повязка, термос, стакан, вода в стакане,лекарства, перевязочные средства).
Слайд 13. Первая помощь при тепловом ударе.
Рассказ учителя «Оказание первой помощи при ожогах».
Слайд 5. Ожоги.
Слайд 6-7-8-9. Термические ожоги.
Слайд 10. Классификация ожогов.
На доске вывешивается последовательность оказания первой помощи.
Рассказ ученика.
Оказание первой помощи при ожогах.
Обожжённый участок кожи охлаждают под струёй воды.
Протирают одеколоном или слабым раствором марганцевокислого калия.
Накладывают повязку с дезинфицирующей мазью.
Доставляют в больницу.
Беседа1.На уроках штукатурно – малярного дела вы говорили о первой помощи при попадании на кожу извести. Если известь попала на кожу, что нужно сделать?
2. Почему нельзя прокалывать пузыри на коже?
Слайд 11-12. Первая помощь при ожогах.
Практическое задание:
Выберите, что вам понадобится для оказания первой медицинской помощи.
На доске вывешивается последовательность оказания первой помощи.
Рассказ ученика.
Оказание первой помощи при обморожениях.
Побелевшие нос, уши, щёки растирают рукой.
Доставляют в тёплое помещение.
Конечность укутывают ватой, шерстью.
Дают согревающее питьё.
Беседа
1. Почему нельзя обмороженные участки тела растирать снегом?
2. Где мы можем ещё прочитать об оказании первой помощи при обморожениях? (В журналах, газетах, интернете).
Задание.
Выберите, что вам понадобится для оказания первой медицинской помощи (Одеколон, раствор марганцевокислого калия, вата, противоожоговая мазь, стерильная повязка, термос, стакан, вода в стакане, лекарства, перевязочные средства).
Практическое задание:
Покажите, как делать искусственное дыхание и наружный массаж сердца.
Закрепление изученного материала
Беседа:
? 1. Каково значение потоотделения?
2. Как изменяются кровеносные сосуды кожи в зависимости от окружающей среды?
3. Как оказать первую помощь при обморожении?
4. Каковы меры первой помощи при обморожении?
5. Как предохранить себя от солнечного и теплового ударов?
6. Задание на дом:
Дифференцированное задание:
1 группа: Читать и пересказывать текст.
2 группа: Читать текст и отвечать на вопросы.
Источник
Урок: Первая помощь при несчастных случаях (обморожение).
Цели деятельности учителя:
Коррекционно-образовательная:
1. систематизировать знания о безопасных действиях при сильных морозах.
2. формировать умения действовать в случае пребывания на морозе.
3. формировать у учащихся понятие о причинах возникновения несчастных случаев, их разновидности. Учить оказывать первую помощь пострадавшему при обморожении.
коррекционно-развивающая:
активизация мыслительных процессов учащихся; коррекция и развитие произвольного внимания.
Коррекционно-воспитательная:
воспитывать культуру безопасной жизнедеятельности.
Здоровьесберегающая:
Профилактика обморожений
Тип урока: освоение нового материала.
Методы и приёмы обучения: рассказ, беседа, мыслительная деятельность, дифференцированная работа.
Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: компьютер; видео ролик; карточки-памятки; загадки, пословицы, вата и бинт.
- Организационный момент
Здравствуйте ребята! Сегодня мы начинаем занятия со слов министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу: «Сколько жизней можно было бы спасти, окажись на месте происшествия хотя бы один человек, владеющий навыками первой доврачебной помощи».
В вашей жизни ребята может наступить момент, когда не надеясь на поддержку взрослых, в сложной ситуации, вам придётся самим принимать решения, быстро делать выбор, от которого порой будут зависеть и ваше здоровье, и ваша жизнь, и жизнь пострадавшего человека.
Чтобы поступить правильно, действовать быстро, надо много уметь и много знать.
- Актуализация знаний
Сообщение темы, целей урока
- Познакомимся с причинами обморожения
- Рассмотрим степени обморожения
- И научимся оказывать первую помощь при обморожениях
- Освоение нового материала
Беседа:
-никто из нас, к сожалению не застрахован от несчастного случая, аварии, поражения электрическим током, ожога, отравления или обморожения.
Мы с вами живём в Сибири и не по наслышке знаем о сильных морозах. К сожалению, в таких условиях многие люди становятся подвержены переохлаждению и обморожению, что может иметь очень серьёзные последствия для здоровья. О том, как правильно распознать признаки обморожения, предохраниться от обморожения и оказать первую помощь – мы с вами и изучим на этом уроке.
Что такое обморожение?
Обморожение – это повреждение какой-либо части тела по воздействием низких температур.
К обморожению на морозе приводят:
- Тесная и влажная одежда и обувь;
- Физическое переутомление;
- Вынужденное длительное неподвижное и неудобное положение;
- Предшествующая холодовая травма;
- Ослабление организма в результате перенесённых заболеваний;
- Голод;
- Потливость ног;
- Хронические заболевания;
- Курение и пр.причины.
Статистика свидетельствует, что почти все тяжёлые обморожения, приведшие к ампутации конечностей, произошли в состоянии сильного алкогольного опьянения!
Рассмотрим степени обморожения. Выделяют 4 степени обморожения:
I степень – происходит побледнение участка кожного покрова, которое после согревания переходит в покраснение, поражённый участок немеет, утрачивает чуствительность, возможны жжение, зуд, боли.
II степень — симптомы те же, что и первой степени, но через несколько дней на поражённом участке появляются пузыви, заживление происходит в течении 1-2 недель.
III степень – омертвление тканей, пузыри наполнены тёмным кровянистым содержимым, заживают такие травмы около месяца, образуя рубцы.
IV степень – пузыри образуются на наименее обмороженных участках кожи, наиболее поражённый участок имеет резко синюшный цвет, сильно отекает после согревания. При обморожении IV степени поражаются все мягкие ткани, возможно поражение суставов и костей.
Первая помощь при обморожениях.
Действия при оказании первой медицинской помощи различаются в зависимости от степени обморожения. Первое, что нужно сделать при первых признаках обморожения – доставить пострадавшего в ближайшее тёплое помещение, снять промёрзшую обувь, носки, рукавицы. Одновременно с проведением мероприятий первой помощи необходимо срочно вызвать врача, скорую помощь для оказания врачебной помощи.
При обморожении I степени охлаждённые участки следует согреть до покраснения тёплыми руками, лёгким массажем, дыханием, а затем наложить ватно-марлевую повязку. Учитель на ученике показывает на практике наложение ватно-марлевой повязки: слой марли, толстый слой ваты, вновь слой марли, а сверху клеёнку или полиэтиленовый пакет. В качестве теплоизолирующего материала можно использовать ватники, фуфайки, шерстяную ткань и пр.
При обморожении II – IV быстрое согревание, массаж или растирание делать не следует. Наложить на поражённую поверхность теплоизолирующую повязку. Пострадавшим дают горячее питьё, горячую пищу, по таблетке аспирина, анальгина, «но-шпа».
Почему нельзя растирать замёрзшие участки кожи снегом?
Кровеносные сосуды кистей и стоп очень хрупки и поэтому возможно их повреждение, а возникающие микроссадины на коже способствуют внесению инфекции.
Нельзя использовать быстрое согревание обмороженных конечностей у костра, бесконтрольно применять грелки и тому подобные источники тепла,, поскольку это ухудшает течение обморожения. Нельзя втирать масла, жиры, растирать спиртом при глубоком обморожении.
Почему нельзя согревать обмороженную конечность у открытого огня, батареи, обогревателя? Чувствительность таких поражённых тканей снижена. Возможен случай дополнительного поражения кожи, но уже в форме термального ожога.
- Физминутка
А сейчас я предлагаю вам выполнить вместе со мной несколько упражнений, которые помогут вам усилить кровообращение на замерзающем участке тела и тем самым согреться.
- Если мёрзнуть ноги, нужно попрыгать.
- Если замерзают руки, выполняйте энергичные махи руками от плеча, а так же сжимайте и разжимайте пальцы рук.
- При замерзании лица нужно вызвать прилив крови к лицу, для этого сделайте 10-15 глубоких наклонов.
Профилактика обморожений (карточка – памятка №1)
Есть несколько простых правил, которые позволят вам избежать обморожений на сильном морозе:
- Не пейте спиртного – алкогольное опьянение на самом деле вызывает большую потерю тепла, в то же время вызывая иллюзию тепла.
- Не курите на морозе – курение уменьшает циркуляцию крови, и таким образом делает конечности наиболее уязвимыми.
- Носите свободную одежду – это способствует нормальной циркуляции крови. Одевайтесь как «капуста» — при этом между слоями одежды всегда есть прослойки воздуха, отлично удерживающие тепло.
- Тесная обувь, отсутствие стельки, сырые грязные носки часто служат основной предпосылкой для обморожения.
- Не выходите на мороз без варежек, шапки и шарфа.
- Не носите на морозе металлических украшений – колец, серёжек и т.п. металл остывает гораздо быстрее тела, вследствии чего возможно «прилипание» к кожи с болевыми ощущениями.
- Пользуйтесь помощью друга – следите за лицом друга, особенно за ушами, носом и щеками, за любыми изменениями в цвете, а он или она будут следить за вашими.
- Не позволяйте обмороженному месту снова замёрзнуть – это вызовет куда более сильные повреждения кожи.
- Не снимайте на морозе обувь с обмороженных конечностей – они распухнут и вы не сможете снова одеть обувь. Необходимо как можно скорее дойти до тёплого помещения. Если замёрзли руки – попробуйте отогреть их под мышками. Прячьтесь от ветра, вероятность обморожений на ветру значительно выше.
- Перед выходом на мороз нужно поесть – вам понадобиться энергия.
Карточки-памятки раздаются ученикам и вклеиваются в тетрадь.
Наконец, ребята помните, что лучший способ выйти из неприятного положения – это в него не попадать. Если вы не любите экстримальные ощущения, в сильный мороз старайтесь не выходить из дому без особой на то необходимости.
- Закрепление изученного материала.
-отгадайте мои загадки, а их отгадки станут вам подсказкой.
- сижу верхом, не ведаю на ком (шапка)
- чтоб не мёрзнуть, пять ребят в печке вязанной сидят (варежка).
- Весь в шерсти, а кожи нет (валенок).
- Два брата не могут расстаться: утром – в дорогу, ночью – к порогу (сапоги).
- Зимой протянулся, а летом свернулся (шарф).
-Как это всё называется? (одежда и обувь).
-да, действительно, от одежды и обуви зависит многое.
ребята, а что греет лучше комбинезон или 2-3 свитера? И почему?
Работа с пословицами.
В давние времена люди не изучали разные ситуации, но, используя свой жизненный опыт, неплохо их преодолевали и в виде пословиц, поговорок, сказок передавали это всё следующему поколению.
— На доске записаны пословицы, но слова в них перепутаны. Вам нужно составить пословицу и определить чему она учит.
( Да не велит стоять Мороз невелик)
Мороз невелик, да стоять не велит.
(ленивого хватает, а перед за нос шапку снимает Мороз проворным)
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
( и железо рвёт, Мороз птицу бьёт и на лету)
Мороз и железо рвёт, и на лету птицу бьёт.
( Два – мороз да вьюга друга)
Два друга – мороз да вьюга.
- Подведение итогов. Видео ролик как итог урока
-Закончите предложения, написанные на доске:
Если человек ещё дрожит от холода, значит, дело…(не так уж плохо).
Нельзя замёрзшего человека усаживать…(близко к огню).
Выживание при низких температурах зависит от состояния…(одежды и обуви).
- Выставление оценок.
- Домашнее задание. Дифференцированное.
Нарисовать убежище или сочинить сказку, описав в ней способы выживания при сильных морозах.
Прочитать родителям памятки по профилактике обморожений.
Человек способен выжить в любых самых трудных условиях, если он умеет грамотно и решительно действовать.
А я желаю вам, чтобы вы никогда в жизни не подвергались подобным ситуациям.
Источник