Первая помощь при ожогах и обморожениях урок обж

Первая помощь при ожогах и обморожениях урок обж thumbnail

Тема: Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при ожогах, обморожениях.

Приветствие: Добрый день ребята. Я с удовольствием смотрю на ваши симпатичные лица. У нас впереди интересный урок. Мы сегодня с вами будем узнавать много интересного и нового.

А сейчас сядьте правильно, расправьте плечи. Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровни груди ладонями вверх. Закройте глаза и представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко, которое дарит вам свое тепло, энергию для работы и хорошее настроение. Сделайте глубокий выдох. Думаю вы все положительно настроены на урок. Начнем.

1 минута.

1.Выведение темы урока.

Каждый возьмите лист А4 который лежит у вас на парте, это ваша инструктивная карточка на урок, подпишите их. Класс ФИО. Здесь задания, которые мы будем выполнять в течение урока. Все задания выполняем на этих листочках.

На карточке есть первое задание, которое вам необходимо выполнить.

Задании1.

Из предложенного списка характеристика кожи выберете, что относится к эпидермису, а что относится к собственно коже: ( при этом подумайте все ли характеристики кожи относятся либо к эпидермису, либо собственно коже)

ХАРАКТЕРИСТИКА КОЖИ

  1. Содержит пигмент меланин А) Эпидермис

  2. Состоит из ороговевших клеток

  3. Вызывает ожог и обморожения Б) Собственно кожа

  4. Содержит потовые и сальные железы

  5. Содержит рецепторы и кровеносные сосуды

Что лишнего вы нашли в ответе?

Вызывает ожог и обморожения это лишняя характеристика.

(ответ АА-ББ)

А теперь выполняем второе задание:

Задание 2.

Вычеркните в ниже записанных словах все буквы а,л,к и прочитайте что у вас получилось:

аапкааолмкаощллкаь

паркиалла

оакжаоллгккеаа

каик

кокаблкалмлолараколккажаеланклиаикал

помощь при ожоге и обморожении

Что у вас получилось? Значит какую тему мы с вами будем изучать?

( говорят дети – спрашиваю того кто поднимает руки)

Напишите на ваших карточках сегодняшнее число и тему урока. ( написать и на доске.

З минуты

2. актуализация знании:

Ребята скажите пожалуйста, а что такое обморожение и ожог? ( послушать нескольких, конкретно тот кто поднимает руки).

А какие бывают ожоги и обморожения?( если есть ответы слушаем, если нет продолжаем)

Я вижу что вы затрудняетесь с ответами, поэтому мы с вами выполним третье задание в ваших карточках. (или если есть ответы, сказать вы молодцы, но а для того чтоб еще раз вспомнить все что вы знаете и систематизировать ваши знания) Данный вид работы является одним из задании огэ по биологии, географии, истории, обществознанию – работа с текстом.

Задание 3

Ваша задача прочитать текст и ответить на вопрос. Каждый в своих карточках.

Текст обморожения.

Текст ожоги.

У нас семь групп поэтому семь разных вопросов.

Стол№1,2,3 работают с текстом обморожения.

Стол№4,5,6,7 работают с текстом ожоги.

Текст обморожения.

Обморожение – это повреждение кожи по воздействием низких температур ( мороза). К обморожению на морозе приводят: тесная и влажная одежда и обувь; вынужденное длительное  неподвижное и неудобное положение тела; одежда по не погоде; алкогольное опьянение. Рассмотрим степени обморожения. Выделяют 4 степени обморожения: I степень – происходит побледнение участка кожного покрова, поражённый участок немеет, утрачивает чувствительность, возможны жжение, зуд, боли. II степень — симптомы те же, что и первой степени, но через некоторое время на поражённом участке появляются пузыри. III степень – омертвление тканей, пузыри наполнены тёмным кровянистым содержимым. IV степень – поражённый участок имеет резко синюшный цвет, сильно отекает, после согревания.

1стол. Что такое обморожение?

Обморожение – это повреждение кожи по воздействием низких температур ( мороза).

2 стол. Причины обморожения?

К обморожению на морозе приводят:

  • Тесная и влажная одежда и обувь;

  • Вынужденное длительное  неподвижное и неудобное положение тела;

  • Одежда по не погоде;

  • Алкогольное опьянение;

3 стол . Степени обморожения и их признаки?

Рассмотрим степени обморожения. Выделяют 4 степени обморожения:

I степень – происходит побледнение участка кожного покрова, поражённый участок немеет, утрачивает чувствительность, возможны жжение, зуд, боли.

II степень — симптомы те же, что и первой степени, но через некоторое время на поражённом участке появляются пузыри.

III степень – омертвление тканей, пузыри наполнены тёмным кровянистым содержимым.

IV степень – поражённый участок имеет резко синюшный цвет, сильно отекает, после согревания.

Текст Ожоги.

Ожог – это повреждение тканей, вызванное перегреванием организма в результате длительного воздействия высоких температур окружающей среды. Причинами ожогов могут быть огонь, горячие жидкости, химические вещества (кислоты, щелочи и другие), электрический ток, горячий дым, солнечное излучение.  Ожоги бывают термические- при воздействии высоких температур, электрические- при поражении действием электрического тока, химические- поражение кожи кислотами, щелочами и солями некоторых металлов. Ожоги бывают разной степени: 1 степени — проявляются покраснением за счет расширения кровеносных сосудов и отеком кожи; 2 степени – характеризуются появлением пузырей, заполненных прозрачной желтоватой жидкостью; ожоги 3 степени – характеризуются омертвлением кожи и потерей чувствительности; 4 степени – сопровождается омертвлением не только кожи, но и тканей, расположенных глубже ее: мышцы, сосуды, сухожилия, кости.

4 стол. Что такое ожог? Ожог – это повреждение тканей, вызванное перегреванием организма в результате длительного воздействия высоких температур окружающей среды.

5стол. Причины ожогов кожи? Причинами ожогов могут быть огонь, горячие жидкости, химические вещества (кислоты, щелочи и другие), электрический ток, горячий дым, солнечное излучение. 

6 стол. Типы ожогов и их причины? Ожоги бывают термические- при воздействии высоких температур, электрические- при поражении действием электрического тока, химические- поражение кожи кислотами, щелочами и солями некоторых металлов.

7 стол .Степени ожогов? Ожоги 1 степени — проявляются покраснением за счет расширения кровеносных сосудов и отеком кожи.

Ожоги 2 степени – характеризуются появлением пузырей, заполненных прозрачной желтоватой жидкостью.

Ожоги 3 степени – характеризуются омертвлением кожи и потерей чувствительности.

Ожоги 4 степени – сопровождается омертвлением не только кожи, но и тканей, расположенных глубже ее: мышцы, сосуды, сухожилия, кости.

На выполнение задания 2 минуты.

Задание 4

Теперь работаем в группах (объяснить работу с менеджметом).

Вам необходимо по очереди прочитать ответ на ваш вопрос. У вас в ваших группах у всех один вопрос. Отвечать начинает участник №1далее 2.3 и4.. На выполнение задания 1 минута. (Структура Раунд робин- задаем вопрос, ученики по очереди отвечают на данный вопрос, учитель объявляет номер ученика который начинает отвечать.)

Задание 5

Теперь ваши вопросы и ответы необходимо озвучить всем нам. Из вашей группы участник №2 читает вопрос, а участник №3 отвечает. Для этого встаем. Громко чтоб все ваши ответы услышали.

Начинает стол1 и так все семь. Семь групп на каждую группу 1-2 минуты итого 15 минут.

Молодцы у вас все хорошо получается. Пришло время и немножко отдохнуть.

Физминутка

Все встаем ,пожалуйста. Я предлагаю вам выполнить вместе со мной  несколько упражнений, которые помогут  вам усилить кровообращение , эти же упражнения вы можете делать и на холоде, на замерзающем участке тела и тем самым согреться.

  • Если мёрзнуть ноги, нужно попрыгать.

  • Если замерзают руки  сжимайте и разжимайте пальцы рук.

  • При замерзании лица нужно вызвать прилив крови к лицу, для этого сделайте 10-15 глубоких наклонов.

3 этап изучение темы:

Ребята что такое ожоги и обморожения, причины, их степени и типы мы с вами повторили.

В повседневной жизни, думаю, каждый из нас испытал на себе неприятные ощущения ожога, а может быть, кто-то сталкивался и с обморожением.

А как же оказывать первую помощь при ожогах и обморожениях, чтоб ответить на этот вопрос мы в карточках выполним следующее задание.

Задание 6

Вам предлагаются несколько утверждений, ваша задача в колонке таблицы с названием до поставить + если вы согласны с утверждением, а если нет -. Третья колонка пока пустая, вы там ничего не пишите.

1. Прочтите утверждения.

2. В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением.

3. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.

На выполнение задания 2 минуты.

1.При обморожении пораженный участок надо растереть маслом или спиртом.

2.При обморожении не надо отводить в теплое помещение, помощь можно оказать прямо на улице.

3. При обморожении надо на пораженный участок наложить сухую повязку.

4. При обморожении пострадавшему надо дать горячий чай.

5. Пузырь который образовался в процессе ожога надо проколоть.

6.Ожог легкой степени подержать под холодной проточной водой.

7.На поверхность ожога надо наложить стерильную повязку.

4. Давайте просмотрим видео ролики. 5 минут

5. Теперь, по завершению просмотра, еще раз прочтите все утверждения.

6. В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением.

7. Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ».

Теперь давайте с соседом по плечу поменяемся листочками и проведем взаимопроверку, правильно вы выполнили задания после.

Правильные ответы на экране.

.

1.При обморожении пораженный участок надо растереть маслом или спиртом.

_

2.При обморожении не надо отводить в теплое помещение, помощь можно оказать прямо на улице.

_

3. При обморожении надо на пораженный участок наложить сухую повязку.

+

4. При обморожении пострадавшему надо дать горячий чай.

+

5. Пузырь который образовался в процессе ожога надо проколоть.

_

6.Ожог легкой степени подержать под холодной проточной водой.

+

7.На поверхность ожога надо наложить стерильную повязку.

+

Поставим соседу оценку:

«5»- все ответы правильные (7 баллов)

«4»- правильных ответов 6,5

Если у вас только 4 и менее правильных ответа оценку пока мы не поставим, это новая тема и к следующему уроку вы все еще раз повторите.

Кто получил «5» ….; «4»…..,

На выполнение задания после видео 2 минуты

4 этап .закрепление изученного материала:

Ситуационные задачи. Работа в группах.

Задача 1. Во время прогулки я нашел неизвестный баллончик. Мне стало интересно, и я бросил его в костер. Баллончик взорвался, огонь опалил мне руки. На руках появились волдыри, было очень больно. (ожог второй степени)

Задача 2. Я катался на лыжах. Дул сильный ветер, шел мокрый снег. У меня промокли варежки. Сначала руки замерзли, появилась небольшая боль и покалывание. Потом кожа на пальцах побледнела. (Обморожения, первой степени.)

задача 1 стол №1,3,5,7

задача 2 стол №2,4,6

Задание 7

Прочитайте задачу и выполните задания в группе

1. определить тип и степень повреждения кожи.

2. вспомнить, как можно оказать помощь и какие нужны для этого средства из аптечки

3. участнику группы №4 подойти и выбрать из аптечки, что вам нужно для оказания помощи.

4. в этой же карточке описать план как вы будете оказывать помощь, и показать какие средства будете использовать.

5. подготовиться к устному выступлению

На выполнение задания 3 минуты.

Задание8. Выступление 2 групп, по каждой задаче, одна группа, но если другая группа не согласна послушать и их.

Первая помощь при обморожении .

  1. Прекратить воздействие холода на кожу, отвести в тепло.

  2. Если обморожение не сильное первой степени можно участок растереть , а если 2,3,4 степени накладываем сухую, стерильную повязку.

3.    Дать горячее питье.

4.     Если обморожения сильное обязательно госпитализация.

Нельзя растирать снегом, льдом, маслом, спиртом.

Первая помощь при ожоге

1.Прекратить воздействие на кожу того что вызвала ожог

2.При ожогах 1-й, 2-й степени поливать струйкой холодной воды.

3.Наложить асептическую повязку.

4.Дать обезболивающие.

5.При ожогах 3 и 4 степени госпитализация.

Нельзя протирать спиртом, маслом, льдом, покрывать ватой.

Выступление на все группы 3 минуты

Д/З.Молодцы на уроке вы отлично поработали. А дома вам необходимо выполнить следующее задание: повторить еще раз , все то что мы изучали, а также подумать над вопросом и написать в тетрадях. Участники №1и 3 профилактикаобморожении; Участники 2 и 4 профилактика ожогов. ( написать на доске)

Возвращаемся к нашим карточкам, где вы найдете последнее задание, с названием рефлексия. После выполнения задания, ваши карточки со всеми выполненными заданиями вы сдаете мне. Я их проверяю и возвращаю вам, через вашего учителя.

Задание 9 Этап рефлексия.

Ребята спасибо вам за урок. Мне было очень хорошо и комфортно работать с вами, Желаю вам дальнейших успехов. Урок окончен.

Источник

Создайте Ваш сайт учителя

Курсы ПК и ППК
Видеоуроки

Олимпиады
Вебинары для учителей

  1. Главная
  2. ОБЖ
  3. Уроки
  4. Первая помощь при ожогах и обморожениях

Цели занятия: 1.Изучить классификацию ожогов, обморожений их причины и                         признаки.
2. .Научиться оказывать первую помощь при ожогах и обморожении  кожи.
 

Оборудование: ноутбук, проектор

Тип занятия: комбинированный

Содержание:

  1. Организационный момент (2)
  2. Актуализация знаний (5)
  3. Сообщение нового материала (10)
  4. Физминутка (8)
  5. Закрепление (15)
  6. Итог занятия (5)

Ход занятия:

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

На прошлом занятии мы с вами начали изучать медицину.

Сегодня  мы поговорим о повреждениях кожи, а именно: как наша кожа реагирует на высокие и низкие температуры, какие ожоги бывают, какие различают степени ожогов и обморожений. Познакомимся, как оказать первую помощь при повреждениях кожи.

3.Сообщение нового материала

     В повседневной жизни, думаю, каждый из нас испытал на себе неприятные ощущения ожога,  а может быть, кто-то сталкивался и с обморожением.

 Поэтому наша задача сегодня научиться быстро и главное правильно оказывать помощь в таких ситуациях.

1)  Познакомимся с понятием «Ожог», классификацией и степенями ожогов ( Презентация «Ожог»)

  В тетради сделайте краткие записи.

 2)  Следующее распространённое повреждение кожи — «Обморожение».

           ( Презентация «Обморожения»)

4.Физминутка

5.Закрепление

  Сейчас вам необходимо вспомнить, повторить, что вы увидели, услышали.

  1.  

Задания к кроссворду и кроссворд раздаются учащимся с последующей проверкой.

По горизонтали: 1. Повреждения тканей тела из-за высокой температуры. 2. Средство пожаротушения. 3. Какой орган защища­ет ватно-марлевая повязка при пожаре? 4. Остановка пожара на пу­тях его распространения.

По вертикали: 1. Признак ожога 4-й степени. 2. Ожог, вызван­ный пламенем. 3. Признак ожога 2-й степени. 4. Как называется плотная обуглившаяся кожная ткань, образовавшаяся от ожога 3-й степени? 5. Способ прекращения горения веществ и материалов.

  1. Тест «Первая помощь при повреждениях кожи»            

         Читайте внимательно вопрос и выберите верный ответ.

        Тестовое задание к занятию  «Первая помощь при повреждениях кожи»            

     1. Ожог возникает при:

    а)  воздействии низких температур;    б)  воздействии огня;   в)  ушибах.     Ответ:____

     2. Если появились волдыри в результате ожога, то необходимо:

      а) не трогать ;     б) проколоть;     в)  смазать кремом.                                    Ответ:____

    3.  Обмороженный участок  кожи необходимо :

      а) растереть снегом;    б) растереть тканью;    в)  обложить льдом.              Ответ:_____

    4.  Повязка при ожоге должна быть:

     а) лёгкая, асептическая;  б) согревающая;  в)  тугая, фиксирующая.             Ответ:____

    5.  При обморожении пострадавшего нужно:

    а) оставить в покое, ждать врача;

    б)  приложить холодный компресс и дать прохладное питьё;

    в)  обеспечить тепло и дать горячее питьё.                                                        Ответ:____

    6.  Какая степень обморожения и ожога самая тяжёлая?

    а)   I  ;       б)    II   ;        в)   IV ;      г)   III .                                                         Ответ:______                                

6.Итог занятия

Что вы узнали нового?

Чему научились?

Пригодятся ли полученные знания и умения вам в жизни?

  Первая помощь при   обморожениях

  1. Растереть сухой тканью.
  2. Поместить в тёплую воду.
  3. Растереть спиртом.
  4. Наложить теплоизолирующую       

    повязку.

  1. Дать горячее питьё.
  2. Предложить обезболивающее.
  3. Вызвать врача или доставить в

    больницу.

   Первая помощь при ожогах

  1. Устранить поражающий фактор.
  2. Охладить водой

( для ожога I – II ст.) .

  1. Наложить асептическую повязку.
  2. Обеспечить охлаждение поверх

 повязки.

  1. Предложить обезболивающее.
  2. Предложить прохладное питьё.
  3. Вызвать врача или доставить в

больницу.

Просмотр содержимого документа

«Первая помощь при ожогах и обморожениях »

Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая
аудитория: 4 класс

Автор: Пономаренко Валентина Николаевна

Дата: 16.06.2014

Номер свидетельства: 105904

Источник

Тема урока:

«Термические ожоги.  

Оказание первой медицинской помощи при ожогах.»

Тема урока:  «Термические  ожоги.   Оказание первой медицинской помощи при ожогах .»

Цели урока:  познакомить учащихся со степенями ожогов, овладеть приемами оказания помощи при ожогах .

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

  1. Проверка  домашнего задания учащихся за компьютерами.  (компьютерное тестирование 2 варианта с помощью программы  MyTestX ) https://mytest.klyaksa.net/htm/download/index.htm ссылка на закачку программы
  1. Объяснение нового материала.

I. При воздействии высоких температур у человека возникают ожоги. От пламени, кипятка и горячего пара они называются термическими. При воздействии на кожу и слизистые оболочки крепких кислот и щелочей возникают химические ожоги. При попадании на кожу и слизистые оболочки возникают радиационные ожоги. (слайд 3)

Тяжесть ожогов зависит не только от глубины поражения тканей, но и от площади ожога. В зависимости от глубины поражения кожи и тканей различают 4 степени ожогов: легкую (I), средней тяжести (II), тяжелую (III), крайне тяжелую (IV). (слайд 4—7  )

1  степень — на пораженном участке возникают покраснение и болезненные ощущения, отеки кожи. При оказании помощи необходимо освободить пострадавшую часть тела от одежды и подержать обожженное место под струей холодной воды до 10 мин. Можно приложить марлю, смоченную слабым раствором марганцевокислого калия. Затем на место ожога накладывают стерильную повязку. Поверхностные ожоги легко излечиваются на 3 или 4 день, начинается слущивание верхнего слоя кожи, и через несколько дней она приобретает нормальный вид.

2 степень — на обожженном месте появляются волдыри, заполненные тканевой жидкостью.

3  степень — происходит повреждение кожи и образуется струп (плотная обуглившаяся кожная ткань).

4 степень — обугливается не только кожа, но и подлежащие ткани: подкожно-жировая клетчатка, мышцы, сухожилия и даже кости.

Лечить ожоги 2, 3, 4 степени необходимо только в больнице. 

Оказывается, наш «второй хлеб», наша «палочка-выручалочка» в домашнем меню, любимая наша картошка — еще и чудодейственное лекарство от ожогов. Если ребенок перегрелся на солнце, возьмите пару картофелин, натрите их на мелкой терке и мажьте тонким слоем обгоревшие места. Если ожоги не солнечные, а более тяжелые, прикладывайте к обожженному месту чистые тряпочки, смазанные густым слоем картофельной массы, периодически меняя ее на свежеприготовленную. Эффективно лечит ожоги также настойка крапивы, ее нужно приготовить заранее и держать дома на всякий случай. Итак, собираем и измельчаем свежую траву жгучей крапивы: один стакан на 0,5 л водки, настаиваем 2 месяца. Если понадобится, смачиваем в этой настойке кусок чистого бинта и прикладываем к месту ожога.

Для излечения даже самых тяжелых ожогов будет достаточно 3-4 повязок из такого снадобья: хорошо прокипяченных вместе со 100 г еловой живицы столько же свиного сала и пчелиного воска. Ожог сначала нужно промыть известковой водой (столовая ложка негашеной извести на литр кипяченой воды), а затем наложить повязку с приготовленной мазью.

И еще одно народное средство от ожога: кашица из свежего каланхоэ, предварительно чисто вымытого и тщательно размятого. Она снимает боль, способствует быстрому заживанию.

Размеры ожоговой поверхности выражают в процентах от общей поверхности кожного покрова.

Для взрослых поверхность головы и шеи принимают равной 9% (от всей поверхности тела), поверхность одной верхней конечности — 9%, поверхность груди и живота — 18%, задняя поверхность туловища — 18%, поверхность одной нижней конечности — 18%, поверхность промежности и наружных половых органов -1%.

При обширных, занимающих 10-15% поверхности тела ожогах II-III степени возникает тяжелое общее поражение организма ожоговая болезнь, которая иногда осложняется ожоговым шоком.

Ожоговая болезнь характеризуется: острой интоксикацией, нарушением в организме процессов водного и солевого обмена, часто осложняется воспалением легких, поражением печени, почек, острыми язвами желудочно-кишечного тракта.

При оказании помощи: (слайд 8)

1) Прежде всего надо погасить горящую одежду, для чего на пораженного набрасывают пальто, одеяло и гасят пламя.

2) Обожженную часть тела освобождают от одежды, обрезая ее вокруг, оставляя на месте прилипшие к ожогу.

3) Нельзя вскрывать пузырьки, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром, мазью и другими веществами.

4) На ожоговую поверхность накладывают стерильную повязку.

5) Провести все мероприятия по предупреждению шока и срочно транспортировать в медицинское учреждение.

Чего категорически нельзя делать при ожогах: (слайд 9 )

  1. отрывать одежду от тела; куски ткани следует оставить; вскрывать волдыри, возникающие на коже, и отслаивать кожу;
  2. рану на месте лопнувшего волдыря обрабатывать йодом, зеленкой, другими жгучими жидкостями (это дополнительный ожог);
  3. накладывать на ожоги бактерицидный лейкопластырь — снимая его, ты можешь отслоить обожженную кожу и усилить травму;
  4. место ожога смазывать лосьонами, мазями (кроме специальных), маслом, присыпать порошками, так как все это способствует удержанию тепла в обожженном месте и тем самым может усилить ожог.

Для закрепления Кроссворд (слайд 10 )

Задания к кроссворду и кроссворд раздаются учащимся с последующей проверкой на экране.

По горизонтали: 1. Повреждения тканей тела из-за высокой температуры. 2. Средство пожаротушения. 3. Какой орган защищает ватно-марлевая повязка при пожаре? 4. Остановка пожара на путях его распространения.

По вертикали: 1. Признак ожога 4-й степени. 2. Ожог, вызванный пламенем. 3. Признак ожога 2-й степени. 4. Как называется плотная обуглившаяся кожная ткань, образовавшаяся от ожога 3-й степени? 5. Способ прекращения горения веществ и материалов.

Литература и ресурсы.

  1. https://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BE%D0%B6%D0%BE%D0%B3%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D1%8C&stype=image
  2. Павлова О. В., Попова Г П. Пожарная безопасность. Конспекты занятий и классных часов в 5—11 классах. Волгоград. 2006 г
  3. Митрофанов А. М., Аделев А. И., Киселев Ю. П. ОБЖ. 5 класс. Учебное пособие, Тамбов, 2002 г
  4. Завьялов В.Н., Гоголев М.И. Медико-санитарная подготовка учащихся. М, Просвещение. 1986 г
  5. Программа  MyTestX. Адрес для закачки программы: https://mytest.klyaksa.net/htm/download/index.htm
  6. Тесты по основам медицинских знаний, ПДД. Газета. Полоса безопасности. Февраль, 2006 г, №2 (32).

Источник