Первая помощь при ожогах учебник обж

Первая помощь при ожогах
Ожоги достаточно частое явление в чрезвычайных ситуациях.
Они возможны при массовых пожарах, землетрясениях, поражениях электрическим током и молнией, лучистой энергией, при авариях и катастрофах с химическими веществами.
Ожогом называют повреждение живых тканей, вызванное воздействием высокой температуры, химическими веществами, электрической или лучистой энергией. В зависимости от поражающего фактора различают термические, химические, электрические и лучевые.
В быту и в чрезвычайных ситуациях наиболее часто встречаются термические ожоги.
Причины ожогов:
• действие пламени,
• расплавленного металла,
• пара,
• горячей жидкости,
• контакт с нагретым металлическим предметом.
Чем выше температура воздействующего на кожу вредного фактора и продолжительнее время, тем серьёзнее поражения. Особенно опасны для жизни ожоги кожных покровов, сочетающиеся с ожогами слизистых оболочек верхних дыхательных путей. Такие сочетания возможны, если пострадавший дышал горячим дымом и воздухом, что обычно происходит при пожаре в закрытом помещении. Ожоги кожи и слизистых при пожаре иногда могут быть в комбинации с отравлением окисью углерода.
Химические ожоги происходят от действия концентрированных кислот, едких щелочей и других химических веществ. Ожоги кислотами и щелочами могут быть и на слизистой оболочке рта, пищевода, желудка, вследствии случайного или ошибочного их употребления.
Электрические ожоги возникают при действии электрического тока или молнии. Как следствие, количество тепла, образующегося в тканях, настолько велико, что разрушению могут подвергнуться глубоко расположенные ткани, кровеносные сосуды и нервы.
Лучевые ожоги бывают от солнца.
Тяжесть состояния пострадавшего зависит от глубины, площади и места расположения ожога (табл. 1);
Таблица 1
Характеристика ожогов
Степень | Характеристика |
I | Покраснение и припухлость кожи, сильная боль |
II | Краснота и отек кожи выражен сильнее, образуются пузыри, наполненные прозрачным содержимым |
III | На фоне покраснения и вскрытых пузырей видны участки белой («свиной») кожи |
IV | Возникновение обугливания тканей |
Степени ожогов
Состояние пострадавшего также зависит от обширности ожогов. Если их площадь превышает 10 – 15 % поверхности тела (у детей 10 %), развивается ожоговая болезнь. Примерную площадь можно определить, сравнивая ее с площадью ладони. Она составляет около 1 % площади поверхности тела человека.
Первая помощь при ожогах:
— принять меры для быстрейшего прекращения воздействия высокой температуры или другого поражающего фактора;
— вывести или вынести обожженного из зоны пожара;
— в течение нескольких минут орошать место ожога струей холодной воды или прикладывать к нему холодные предметы. Это способствует быстрейшему предотвращению воздействия высокой температуры на тело и уменьшению боли;
— на ожоговую поверхность наложить стерильную повязку с помощью перевязочных средств можно использовать чистую ткань, простыню, полотенце, нательное бельё. Материал, накладываемый на поверхность можно смочить разведенным спиртом или водкой;
— при оказании первой помощи, абсолютно противопоказано производить какие – либо манипуляции на ожоговой поверхности. Вредно накладывать повязки, с какими – либо мазями, жирами и красящими веществами. Они загрязняют поврежденную поверхность, а красящее вещество затрудняет определение степени ожога. Применение порошка соды, крахмала, мыла, сырого яйца также нецесообразно, так как эти вещества, помимо загрязнения, вызывают образование трудноснимаемой с ожоговой поверхности пленки;
— в случае обширного ожога пострадавшего лучше завернуть в чистую простыню и срочно доставить в лечебное заведение или вызвать медицинского работника;
— при химических ожогах следует в течение не менее 15 – 20 мин. Обмывать пораженный участок струей воды. Эффективность первой помощи оценивают по исчезновению характерного запаха химического вещества;
— после тщательного обмывания при ожоге кислотой на пораженную поверхность накладывают повязку, пропитанную 5 %- м раствором питьевой соды, а при ожогах щелочами – пропитанную слабым раствором лимонной, борной или уксусной кислоты. При ожогах известью полезны примочки с 20 % — м раствором сахара;
— для уменьшения болей пострадавшего дают обезболивающее средство (анальгин, пенталгин, седалгин и др.). По возможности напоить горячим чаем, кофе или щелочной минеральной водой. Можно также развести в одном литре воды половину чайной ложки питьевой соды и одну чайную ложку поваренной соли и давать пить. В случаях тяжелых ожогов принять срочные меры для доставки пострадавшего в лечебное учреждение.
Основной источник: Краткий курс лекций по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».: Учебное пособие для студентов колледжей.
// Составители: Кислицина З.В., Коленникова О.В. – Омск: ФГОУ СПО «ОмКПТ», 2008. — с.156.
Источник
Ожоги в большинстве случаев вызываются воздействием на кожные покровы высокой температуры. Такие ожоги называются термическими. Различают три степени этих ожогов: легкую, среднюю и тяжелую.
Кроме того, неосторожное обращение со щелочами и кислотами может повлечь за собой химические ожоги. Ультрафиолетовое излучение солнца может привести к солнечным ожогам.
Оказывая первую медицинскую помощь при термическом ожоге, необходимо:
- — удалить с поверхности тела источник ожога;
- — в течение 5—10 мин охладить пакетами со льдом (холодной водой) обожженную поверхность;
- — здоровую кожу вокруг ожога обработать раствором спирта (зеленки, марганцовки);
- — наложить стерильную повязку;
- — при необходимости дать пострадавшему обезболивающее средство;— доставить пострадавшего в лечебное учреждение.
Недопустимы: удаление с поврежденной кожи остатков одежды, грязи; обработка ожога спиртом, йодом, жиром, мазями, порошками; наложение тугих повязок.
При солнечном ожоге кожу следует смазать увлажняющим кремом (простоквашей, кефиром). Можно приложить холодные примочки.
При попадании на кожу щелочи или кислоты необходимо:
- — снять одежду, пропитанную химикатом;
- — промыть кожу проточной водой;
- — промыть поврежденное место (при ожогах щелочью— 1—2%-ным раствором уксусной кислоты, при ожогах кислотой — 2% -ным раствором питьевой соды);
- — дать пострадавшему обезболивающее средство и направить его в лечебное учреждение.
Профилактика ожогов заключается в соблюдении правил противопожарной безопасности, обращения с кислотами и щелочами, выполнении мер безопасности при нахождении в местах, где используются высокие температуры и применяются агрессивные среды (горячие производства, химические предприятия, научно-исследовательские учреждения), при проведении сварочных, кузнечных, паяльных работ и в быту. Чтобы избежать солнечных ожогов, следует строго дозировать продолжительность солнечных ванн и воздерживаться от их приема в дни повышенной активности солнца.
Первая помощь при ожоге зависит от его вида и степени поражения.
Различают ожоги: термические (воздействие пламени, пара, горячей жидкости и металлических предметов); электрические (поражение током);
химические (агрессивными веществами).
Для оценки степени ожогов обычно применяется классификация,
предусматривающая I — IV степени поражения:
I степени — боль, покраснение кожи, отек;
II степени — боль, покраснение кожи, отек, пузыри;
III степени — крупные пузыри с кровянистой жидкостью, серые или желтоватые струпья;
IV степени — коричневые или черные плотные струпья, обугливание кожи, мышц, сухожилий, костей.
При ожоге III — IV степени, захватывающем 10 — 40 % поверхности кожи, наступает ожоговый шок. Ожог IV степени площадью 50 % и более смертелен
Термический ожог
Не допускайте, чтобы человек, на котором загорелась одежда, бежал.
Ветер раздувает пламя и усиливает ожог. Накиньте на пострадавшего брезент, пальто или одеяло, попытайтесь сбить пламя водой или песком.
Вынесите пострадавшего из зоны огня. Нельзя касаться обожженного участка кожи, смазывать его мазями, жирами и т.п.
Запрещается вскрывать пузыри, удалять приставшие к обожженному месту мастику, канифоль и другие смолистые вещества. С обожженного места одежду и обувь срывать нельзя, их нужно аккуратно разрезать и осторожно удалить.
При ожоге I степени обливайте пораженный участок холодной водой не менее 10 минут, а затем положите стерильную синтетическую повязку.
Если обгоревшая одежда прилипла к месту ожога, ее не удаляют, а стерильную навязку накладывают поверх.
При тяжелых и обширных ожогах заверните пострадавшего в чистую простыню, тепло укройте и создайте покой в ожидании врача.
Если нет рвоты, пострадавшему нужно дать обильное солевое питье (по 0,5 чайной ложки питьевой соды и соли на 1 л воды), а также сладкий чай, кофе.
Электрический ожог (поражение током)
Приближаясь к человеку, пораженному электрическим током, необходимо принять соответствующие меры предосторожности, чтобы самому не стать очередной жертвой. Если возможно, необходимо отключить ток. Если такой возможности нет, то необходимо изолировать себя прежде, чем прикасаться пострадавшего. Для этого необходимо надеть резиновые перчатки, резиновые сапоги или стать на резиновый коврик. Электрические провода можно отодвинуть от пострадавшего деревянной палкой, стулом или иным не проводящим электричество предметом. После этого нужно проверить есть ли у пострадавшего дыхание и сокращения сердца.
Если пострадавший не дышит, необходимо немедленно приступить к искусственному дыханию.
При остановке сердца необходимо делать непрямой массаж. Вызвать помощь. Если пострадавший дышит, необходимо охладить обожженные участки тела холодной водой и закрыть их чистой не ворсистой тканью. Электрические ожоги следует лечить так же, как и термические. Лечение должно включать применение обезболивающих средств, профилактику и устранение шока, а также борьбу с инфекцией.
Электрическим ожогам могут сопутствовать паралич, дыхательного центра, потеря сознания и мгновенная смерть.
Химический ожог
Важно как можно быстрее уменьшить концентрацию химического вещества и время его воздействия. Разрежьте и удалите клочки одежды.
Пораженное место промойте большим количеством проточной холодной воды в течение 15 — 20 минут. Старайтесь, чтобы отработанная вода не попала на другие участки тела или самого спасателя, зону ожога обработайте нейтрализующим раствором (примочка), просушите тампоном и наложите стерильную повязку. Нейтрализующие растворы при ожогах:
- ? кислотами — 1 чайная ложка питьевой соды на стакан воды;
- ? щелочами — 1 чайная ложка борной кислоты на стакан воды или столовый уксус пополам с водой.
При попадании на кожу фосфорорганических соединений обильно промойте ее 2 — 3 % раствором соды.
Химический ожог глаз. Чистыми пальцами раскройте веки пострадавшего. Осторожно, чистым тампоном, удалите химическое вещество (без каких-либо усилий). Обильно промойте глаз, не допуская, чтобы использованная вода попадала на другие части лица. Наложите стерильную повязку и срочно отправьте в лечебное учреждение.
Химический ожог пищевода. Немедленно вызовите врача. Не промывайте желудок. При рвоте дайте пострадавшему выпить не более 2 — 3 стаканов чистой воды. Полезно пить молоко, яичные белки, растворенный крахмал.
Источник
1.2. Применение современных образовательных технологий
Тема: Ожоги
Цель занятия: сформировать представления о видах ожогах и оказании первой медицинской помощи
Задачи:
- Обучающие – расширить и углубить знания о видах ожогов; обобщить знания о причинах различных ожогов; сформировать представления о задачах первой медицинской помощи
- Развивающие — развивать познавательный интерес учащихся, умение работать с учебником, таблицами, слайдами, делать выводы, уметь использовать изученный ранее материал.
- Воспитательные — воспитывать интерес к урокам ОБЖ, толерантно относиться к людям, пострадавшим в ЧС.
Методическая цель: использование ИКТ – как одного из способов развитие интереса обучающихся, развитие информационной и коммуникативной компетенций.
Уровень усвоения знаний: частично-поисковый.
Межпредметные связи: биология.
Учебно-методическое обеспечение:
- учебник «Основы безопасной жизнедеятельности 11 кл.» М.П. Фролов;
- раздаточный материал (карточки с таблицами);
- презентация по теме: «Виды ожогов».
Материально-техническое обеспечение: рабочее место преподавателя, компьютер, широкоформатный телевизор, рабочие места обучающихся.
- Введение в изучение новой темы
Рассказ учителя:
Ребята, сегодня мы пройдем новую тему – ожоги (слайд №1). От чего могут возникнуть ожоги? Дети отвечают (от кипятка, пара, огня, солнечные ожоги). Правильно. Вы сейчас перечислили ожоги, возникающие при воздействии высокой температуры, однако, это не единственная причина. На самом деле ожоги возникают также под воздействием некоторых химических веществ и электрического тока (слайд №2)
По ходу рассказа, дети заполняют таблицу (слайд №3)
Причины ожогов | Виды ожогов |
Обычно при ожогах поражается кожа, но иногда могут быть обожжены и подкожные ткани, а также внутренние органы, причем даже при отсутствии поражения кожи. Так, при употреблении внутрь очень горячей жидкости или едкого вещества (например, кислоты) может произойти ожог пищевода и желудка, а вдыхание дыма и горячего воздуха (например, при пожаре) может привести к ожогу легких.
Итак, ожог — повреждение ткани вследствие воздействия тепла, химических веществ или электричества (слайд №4)
Чаще всего, нам приходится сталкиваться с термическими и солнечными ожогами, о них мы сегодня и поговорим. О других видах ожогов вы узнаете на следующем уроке.
- Изучение новой темы
Часть 1. Термический ожоги
А) Термические ожоги появляются вследствие попадания на тело горячей жидкости, пламени или соприкосновения кожи с раскаленными предметами. В зависимости от температуры и длительности ее воздействия на кожу образуются ожоги разной степени.
Слайд №5 (работа с рисунком и текстом учебником). Составить таблицу или схему по степеням ожогов и их характеристикам.
Проверка выполненного задания. Слайд №6
Дополнения учителя.
Ожоги I и II степени называют поверхностными. Такие ожоги способны к самопроизвольному заживлению.
Заживление глубоких ожогов (III и IV степени) невозможно без врачебной помощи.
Слайд №7
Мотивационный момент
Проанализируйте ситуацию. В ожоговый центр поступило 10 человек, четверо из которых страдали ожогами 3 степени тяжести с поражениями кожных покровов небольшой площади. Больные были госпитализированы в стационар и через 5 дней они были переведены на амбулаторное лечение с ежедневным посещением больницы для перевязки и других необходимых процедур. А у остальных 6 пострадавших ожоги 2 степени тяжести, но площадь ожогов значительно больше. За этими больными был больничный уход в течение 12-14 дней. Объясните, какие еще причины, кроме степени тяжести, могут являться угрозой жизни при ожогах?
Дети называют причину (площадь поражения кожи).
Дополнения учителя
Общая площадь поверхности кожи у взрослого человека составляет 1,5 – 2 м2.
Площадь ожога определяют по «правилу девяток» (голова — 9%, рука — 9%, передняя поверхность туловища — 9% х 2, нога — 18%). Слайд №8.
Или по «правилу ладони», помня, что площадь ладони составляет приблизительно 1% площади поверхности кожи. Слайд №9
При обширных, даже неглубоких ожогах возникает шок, в обожженных местах образуются токсические вещества, которые, проникая в кровь, разносятся по всему организму. На обожженные участки попадают микроорганизмы; ожоговые раны, как правило, начинают нагнаиваться. Уже при ожоге II степени, охватившем одну треть поверхности тела, возникает серьезная опасность для жизни пострадавшего.
Изучение правил оказания помощи при термических ожогах с использование текста учебника, презентации и раздаточного материала.
Задание. Ученикам необходимо разложить карточки по порядку действий, а затем записать действия в тетрадь.
Проверка выполненного задания (слайд №10)
Правила поведения детей при пожаре
Часть 2. Солнечные ожоги
Рассказ учителя. После длительного пребывания на солнце без одежды нередко появляются ожоги кожи. Обычно это ожоги I степени, ожоги отдельных участков бывают II степени (слайд № 11).
Назовите признаки солнечного ожога? (Ученики отвечают – покраснение кожи, жжение, боль и др.). Признаками солнечного ожога являются резкая краснота, боли, отек и пузыри беспокоят пострадавшего 3–5 дней. Признаки ожога кожи иногда дополняются признаками общего перегревания тела.
Оказание помощи при солнечных ожогах.
Информацию об оказание помощи учащиеся записывают самостоятельно при просмотре фрагмента передачи «Здорово жить с Елей Малышевой».
Проверка выполненного задания
Дополнение учителя (слайд №12)
Три правила лечения солнечных ожогов
1. Поверхность кожи следует оберегать от проникновения бактерий;
2. Для устранения боли следует охлаждать поверхность;
3. Для предотвращения шелушения и отслоения эпидермиса следует проводить обработку питательными составами, раствором алое и витамина Е.
3. Итог урока
Краткое повторение материала.
Учитель раздает карточки с таблицей для заполнения их учащимися.
Виды ожогов | Признаки ожогов | Первая помощь |
Термические 1 степени | ||
Термические 2 степени | ||
Термические 3 степени | ||
Термические 4 степени | ||
Солнечные ожоги |
Проверка выполненного задания (слайд №13)
4. Выводы
Сегодня мы узнали виды ожогов, критерии оценки степени тяжести ожогов и оказание первой медицинской помощи.
Умение квалифицированно и своевременно оказать первую помощь позволит уменьшить страдания потерпевшего, предупредит развитие возможных осложнений, облегчит тяжесть течения болезни и спасет жизнь пострадавшему.
Источник
Тема урока: Термические ожоги. Оказание первой медицинской помощи при ожогах
Класс: 6 класс
Цель: формировать представления учащихся об ожогах, научить оказанию доврачебной помощи при ожогах.
Задачи:
Обучающие: актуализировать теоретические знания терминологии ПМП; выяснить причины, приводящие к ожогам: научить применять теоретические знания в практической деятельности (умение накладывать повязки и т.д.);
Развивающие: развивать навыки предвидения и анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации.
Воспитывающие: воспитывать ответственное и бережное отношение у учащихся за свою жизнь и жизнь окружающих.
Тип урока – ознакомление с новым материалом.
По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)
По результатам выполнения – практический
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор.
Материалы: презентация к уроку, перевязочный материал, карточки с заданиями, аптечка первой помощи.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Определение темы и целей урока.
- Работа над новым материалом.
- Практическая работа.
- Закрепление нового материала.
- Подведение итогов.
Ход урока:
I.Организация начала урока.
II.Актуализация опорных знаний.
Разгадывание кроссворда по теме: «Медико-санитарная подготовка».(СЛАЙД 2)
Вопросы:
1.Материал, используемый для обёртывания или наложения на рану, для фиксации тампона, салфетки или шины (Повязка)
2.Ткань, покрывающая всю поверхность тела (Кожа)
3.Критическое состояние, при котором система кровообращения не в состоянии снабжать все органы насыщенной кислородом кровью (Шок)
4.Табельное средство остановки крови (Жгут)
5.Материал, используемый для оборачивания повреждённой части тела или закрепления повязки или шины (Бинт).
-Какое ключевое слово нашли? (Ожоги)
III.Определение целей и темы урока.
-О чём пойдёт речь на уроке?
-Что такое ожог? У кого был подобный случай?
-Сможете ли вы в случае опасности оказать необходимую помощь?
-Какие поставим для себя цели?
IV.Работа над новым материалом.
1.Объяснение материала.
Ожог- это повреждение кожи, слизистой оболочки, а также подлежащих тканей в результате воздействия высоких температур. (СЛАЙД 3)
-От чего возникают ожоги?
При воздействии высоких температур у человека возникают ожоги. Ожоги, возникшие от пламени, кипятка и горячего пара называются термическими.
При воздействии на кожу и слизистые оболочки крепких кислот и щелочей возникают химические ожоги. Ожоги, получаемые от электротока, называются электрическими, а получаемые в результате ионизирующего излучения – лучевые ожоги.(СЛАЙД Ы 4-6)
Тяжесть ожогов зависит не только от глубины поражения тканей, но и от площади ожога.
В зависимости от глубины поражения кожи и тканей различают
4 степени ожогов: легкую (I), средней тяжести (II), тяжелую (III), крайне тяжелую (IV). (СЛАЙД 7)
2. Работа в парах.
-Попробуйте самостоятельно определить степень ожога по его характеристике.( работа по заранее подготовленным карточкам)
1.Поверхностный ожог, затрагивающий лишь верхний слой кожи, кожа покрасневшая и сухая.- 1 степень
2.Относительно глубокий ожог, затрагивающий оба слоя кожи, кожа покрывается волдырями, становится покрасневшей и мокрой.- 2 степень
3.Глубокий ожог, затрагивающий оба слоя кожи и ткани, расположенные ниже, кожа может выглядеть обуглившейся.- 3 степень
4. Обугливается не только кожа, но и подлежащие ткани: подкожно-жировая клетчатка, мышцы, сухожилия и даже кости.- 4 степень
-Проверим себя.
3.Практическая работа.
(СЛАЙД 8)
1 степень — на пораженном участке возникают покраснение и болезненные ощущения, отеки кожи. При оказании помощи необходимо освободить пострадавшую часть тела от одежды и подержать обожженное место под струей холодной воды до 10 мин. Можно приложить марлю, смоченную слабым раствором марганцевокислого калия. Затем на место ожога накладывают стерильную повязку. Поверхностные ожоги легко излечиваются на 3 или 4 день, начинается слущивание верхнего слоя кожи, и через несколько дней она приобретает нормальный вид.
2 степень — на обожженном месте появляются волдыри, заполненные тканевой жидкостью.
-Ожоги 1-2 степени лечатся самостоятельно, а ожоги 3-4 степени лечат только в больницах, но мы должны уметь оказывать помощь до приезда врачей или до отправки пострадавшего в больницу.
(СЛАЙД 9)
3 степень — происходит повреждение кожи и образуется струп (плотная обуглившаяся кожная ткань).
4 степень — обугливается не только кожа, но и подлежащие ткани: подкожно-жировая клетчатка, мышцы, сухожилия и даже кости.
(Во время выполнения практической работы ученики после объяснения учителя и просмотра нужных слайдов презентации делятся по парам: пострадавший – спасатель. Пары тренируются в оказании помощи при ожогах. Первая пара – 1 степень, вторая пара – 2 степень и т.д. После тренировки учащиеся демонстрируют навыки перед классом в очерёдности по степени ожога.
Вовремя учителем и другими учениками исправляются ошибки, если они имеются).
4.Понятие об ожоговой болезни.
При обширных, занимающих 10-15% поверхности тела ожогах II-III степени возникает тяжелое общее поражение организма ожоговая болезнь, которая иногда осложняется ожоговым шоком.
Ожоговая болезнь характеризуется: острой интоксикацией, нарушением в организме процессов водного и солевого обмена, часто осложняется воспалением легких, поражением печени, почек, острыми язвами желудочно-кишечного тракта.
При оказании помощи:
1) Прежде всего надо погасить горящую одежду, для чего на пораженного набрасывают пальто, одеяло и гасят пламя.
2) Обожженную часть тела освобождают от одежды, обрезая ее вокруг, оставляя на месте прилипшие к ожогу.
3) Нельзя вскрывать пузырьки, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром, мазью и другими веществами.
4) На ожоговую поверхность накладывают стерильную повязку.
5) Провести все мероприятия по предупреждению шока и срочно транспортировать в медицинское учреждение.
5. Что нельзя делать при ожогах (СЛАЙД 10)
- отрывать одежду от тела; куски ткани следует оставить; вскрывать волдыри, возникающие на коже, и отслаивать кожу;
- рану на месте лопнувшего волдыря обрабатывать йодом, зеленкой, другими жгучими жидкостями (это дополнительный ожог);
- накладывать на ожоги бактерицидный лейкопластырь — снимая его, ты можешь отслоить обожженную кожу и усилить травму;
- место ожога смазывать лосьонами, мазями (кроме специальных), маслом, присыпать порошками, так как все это способствует удержанию тепла в обожженном месте и тем самым может усилить ожог.
V. Подведение итогов урока.
-Смогли ли решить поставленные задачи?
-Где могут пригодиться полученные знания?
-Можно ли избежать беды? Что для этого нужно делать?
VI.Постановка домашнего задания.
- Прочитать материал в учебнике, запомнить основное.
- Подобрать дополнительный материал о лечении ожогов народными методами.
- Ответить на вопрос: может ли народная медицина заменить лечение ожогов медицинскими препаратами. За и против.
Источник