Первая помощь при ожогах в дет саду

Рейтинг опасных причин, заблуждения и советы врача
06.06.2017, 07:45Здоровье
Летние каникулы — самое долгожданное время для каждого ребенка. Но вместе с солнцем, пикниками у озера и прочими радостями в летнюю благодать может ворваться беда. Поджог сухой травы, попытка взорвать пистоны, другие ребячьи шалости и даже неудачная попытка ребенка самому поджечь газ или включить в розетку утюг могут привести к травмам, последствия которых иногда остаются на всю жизнь. Что нужно делать, если ребенок получил термическую травму, а чего ни в коем случае делать нельзя? Советы родителям дает заведующий отделением термическими поражениями Амурской областной клинической больницы, врач-хирург высшей категории, кандидат медицинских наук Андрей Брегадзе.
ТекстФото 2
Слезы горя и боли
В подавляющем большинстве случаев, когда маленькие дети получают термические травмы, виноваты родители, уверены в отделении термических поражений главной областной клиники, где за жизнь пациентов борется команда самых разных специалистов — травматологи-ортопеды, хирурги, анестезиолог-реаниматолог, терапевты, педиатры, пульмонологи. Ведь взрослых и детей сюда доставляют с самыми разными ожогами: химическими, термическими, электрическими, лучевыми.
«Жалко всех пациентов, когда видишь, как они, бедненькие, мучаются, а маленьких детей так особенно», — говорят опытные медицинские сестры. И вся беда по маминому недосмотру. А печальных примеров — хоть отбавляй.
«Я постоянно нахожусь рядом с сыночком. Он у нас долгожданный», — оправдывалась мама полуторагодовалого малыша, вспоминая день, когда произошло несчастье. — Муж позвонил, что уже едет домой. Я разогрела ужин, вскипятила чайник. Всегда так делаю. Сашенька был тут же в ходунках. Буквально на минуту отвернулась к плите и услышала резкий крик. Оборачиваюсь — чайник лежит на столешнице и из него льется кипяток на сына, — на глазах женщины слезы. — Я схватила его, сняла маечку и побежала в комнату. Там догадалась снять памперс и носочки. К сожалению, я не знала, что надо было полить ребенка холодной водой».
350
операций в год проводится в ожоговом отделении областной больницы. По 10—15 ожоговых пациентов в неделю оперируют хирурги
По словам амурчанки, она настолько растерялась, что не могла даже вспомнить, как вызвать скорую помощь. Хорошо, что муж быстро приехал и на машине ребенка повезли в больницу. «Муж вспомнил народный рецепт: вроде бы при ожогах рану нужно смазать маслом или яичным белком, — продолжила мама пострадавшего малыша. — Он уже даже руки смочил подсолнечным маслом, но побоялся притронуться к сыночку. С него прямо на наших глазах слезла кожа…»
— И хорошо, что родители не успели заняться самолечением обожженного ребенка, — говорит Андрей Брегадзе. — Если бы намазали место ожога маслом или яичным белком, как хотели, то только навредили бы. В таком случае возникает парниковый эффект, раны становятся глубже, из-за чего значительно ухудшается состояние пострадавшего.
Что только не используют люди порой, пытаясь облегчить ситуацию. Кладут на место ожога зубную пасту, посыпают содой, смазывают противовоспалительным кремом, гусиным жиром, облепиховым маслом… Ничего этого делать категорически нельзя! Это все только углубляет ожог и утяжеляет течение болезни.
Чем меньше ребенок, тем тяжелее он переносит ожог
По словам медиков, в домашних условиях можно лечить ожоги I—II степени. Если с первой все понятно — это болезненность и покраснение, а как разобраться с тем, вторая это еще степень или уже третья?
— При ожогах первой степени повреждаются только поверхностные слои кожи и восстановление обычно быстрое — от недели до 10 дней. Если нарушения общего состояния малыша нет, то можно обойтись домашними средствами. Например, небольшой ожог утюгом с покраснением кожи без волдырей надо промыть под холодной проточной водой, затем обработать охлаждающим гелем (Пантенол, Пантестин), чтобы уменьшить боль и ускорить заживление кожи, — советует Андрей Анатольевич. — При второй степени на коже появляются пузыри, потому что отслаивается верхний слой эпидермиса. Болезненность при этом очень сильная.
150
детей ежегодно находятся на лечении в ожоговом центре, из них около сорока процентов ребятишек — с глубокими ожогами, которым приходится выполнять по несколько операций
Ожоги первой и второй степени часто бывают на коже, если мы переусердствуем на отдыхе, забывая укрывать спину и плечи, когда солнце в самом зените. Самое опасное время — промежуток между 12 и 16 часами, когда в солнечных лучах преобладают инфракрасные лучи. И загара как такового нет, а есть ожог. Повреждения кожи при первой и второй степени имеют обратимый характер.
— Вот если цвет поврежденной кожи темно-красный или бледно-серый, то это уже третья степень, при которой наступает омертвление кожи, — пояснил опытный комбустиолог. — Поэтому боли ребенок почти не ощущает. В таком случае медлить нельзя. Надо срочно в больницу! В детском возрасте важна не только глубина, но и площадь ожога. Чем она больше, тем хуже прогноз травмы.
Опасность ожогов у детей представляют не только последующий косметический дефект, но и развитие тяжелых нарушений функции всех органов и тканей.
— Это состояние называется «ожоговый шок». Детский организм быстро теряет жидкость, изменяется состав крови, нарушается ее свертываемость… У грудных детей резервные возможности организма значительно меньше, поэтому в младенческом возрасте ожоговый шок возникает часто и быстро — даже при ожогах второй степени, — констатирует доктор Брегадзе. — Чтобы годовалый малыш получил ожог от кипятка при температуре 60 °С, достаточно 10 секунд воздействия, а новорожденному — всего 3—4 секунды. Чем выше температура повреждающего предмета, тем более глубоким и обширным будет ожог у ребенка.
Что делать и чем мазать?
Много несчастных случаев связано с медикаментами, химическими растворами, с ожогами, когда дети падают в костер или обливаются горючей жидкостью. Успешность лечения во многом зависит от правильно и быстро оказанной первой помощи.
— Ожог — это гибель тканей на определенную глубину, и оживить клетки невозможно никакими средствами. Поэтому самая эффективная первая помощь — это прекратить действие повреждающего предмета, — советует хирург Брегадзе. — Надо убрать раскаленный предмет или отбросить электропровод, а затем снять одежду. Если ожог сильный, то надо срезать ткань вокруг травмы — не снимайте ее самостоятельно с поверхности ожога! Третий шаг — срочно охладите обожженный участок, чтобы не дать углубиться ожогу, потому что подкожная клетчатка обладает высокой теплоемкостью и повреждающий фактор еще длительное время продолжает оказывать свое разрушительное действие. Поливайте место ожога холодной водой. Это снимет боль и снизит поражающий фактор, то есть глубину ожога на целую степень! При обширной травме дайте ребенку любое обезболивающее средство — анальгин, ибупрофен, парацетамол — и любым доступным способом быстро транспортируйте в ожоговый центр.
1. Кипяток или любая другая горячая жидкость — опрокинутая кастрюля с супом, купание в слишком горячей воде;
2. Раскаленные предметы — конфорка электроплиты, щипцы для завивки, утюг и другие включенные электроприборы (в этом случае ожог часто сочетается с электротравмой);
3. Пламя, когда дети более старшего возраста экспериментируют с огнем, воспламеняющимися жидкостями, зажигалками, петардами;
4. Химические реагенты — растворители, лакокрасочные изделия, минеральные удобрения, которые вызывают не только термическое повреждение, но и отравление всего организма. Ожоговое повреждение развивается не только при действии на кожные покровы, но и на слизистые (проглатывании горячей или агрессивной жидкости). В результате отмечается ожог языка или всей ротовой полости, наихудший вариант — химический ожог пищевода.
МОЖНО: Охладите обожженное место прохладной водой в течение 5—15 минут, но не используйте сильный напор воды в кране. Затем место ожога накройте смоченной в холодной воде марлевой повязкой. Если под рукой нет марли, можно использовать бактерицидный пластырь. Это защитит рану от инфицирования.
НЕЛЬЗЯ: Не используйте лед, снег, замороженные продукты для охлаждения ожога. Низкие температуры могут быстро вызвать обморожение, поскольку кожа в месте ожога уже повреждена и не выполняет свою защитную функцию.
МОЖНО: Ожоги первой степени или небольшие ожоги второй степени после охлаждения водой можно лечить сертифицированными спреями от ожогов. Но подобные средства должны быть изготовлены строго на водной основе. Можно применять аэрозоли «Пантенол», «Левизоль», «Левиан» или гелевые салфетки, особенно для ожогов II степени.
НЕЛЬЗЯ: Никогда не смазывайте ожоги растительным маслом, барсучьи или гусиным жиром, медвежьим салом или любым другим жиром, включая жирные кремы. Масляная пленка удерживает тепло внутри кожи и делает ожог более глубоким.
МОЖНО: Обязательно поите ребенка водой дробно. Можно сделать раствор: на литр воды чайная ложка соли и ложка соды. Поить этим раствором ребенка или минеральной водой.
НЕЛЬЗЯ: Не вскрывайте самостоятельно пузыри, оставшиеся от ожога — так вы рискуете занести инфекцию. Ожоги склонны к воспалению и развитию нагноения чаще, чем другие травмы.
НАДО:
Дать болеутоляющее средство. Если ожог вызывает сильные боли, озноб или лихорадку — немедленно вызывайте врача.
Ирина Ворошилова
Амурская правда
от 08.06.2017
Материалы по теме
Источник
Первая помощь при ожогах у детей – это перечень последовательных действий, который оказывается в случае повреждения тканей в организме в результате воздействия электрического тока, некоторых химикатов или высокой температуры. Согласно статистике, каждый третий пациент в ожоговом отделении – ребенок. По сравнению со всеми хирургическими пациентами доля больных детей составляет 8,5%. В результате подобных повреждений ребенок может остаться инвалидом или погибнуть. Важно вовремя начать лечение.
Каким ожогам чаще всего подвержены дети
Согласно данным статистики, специалисты возводят данный вид повреждений в приоритет и заставляют пристально следить за факторами, провоцирующими ожог.
По механизму развития ожоговые травмы разделяют на:
- солнечные – поражения в результате длительного нахождения на солнце;
- электрические – от удара током;
- химические – развиваются при контакте с кислотами или щелочами;
- термический – вызван воздействием горячей жидкости, открытого огня и нагретого предмета.
В 70 случаях из 100 у детей наблюдается солнечный ожог. На втором месте находятся поражения термического характера – это 20-25 обращений. Электрические ожоги встречаются у 5-10 детей из сотни.
Чаще всего страдают дети в возрасте 1 – 3 года.
Что является причиной данной термической травмы? Это кипяток или другая горячая жидкость, пролитая на ручку, ножку или тело, горячий утюг, плита, духовой шкаф, газовая кухонная плита или другие раскаленные предметы.
Электрические повреждения возникают в результате неисправности электроприборов или розеток. Часто дети случайно касаются оголенных проводов, оставленных без присмотра в момент ремонта. Нередко тяжелые повреждения с летальным возникают после игр на подстанциях и трансформаторных будках.
Малая доля приходится на химические поражения. Произойти они могут при неаккуратном обращении с агрессивной бытовой химией, кислотами, щелочами. Малыши могут перепутать уксус с водой и выпить его. Это опасно, так как возникает тяжелый ожог пищевода, кишечная непроходимость и другие опасные последствия.
Также часто дети могут обжигаться растениями, растущими на садовых участках: крапива, борщевик. Они не опасны, но, отправляясь в сад, обследуйте его территорию.
Оказание первой помощи при ожогах ребенку
Детский травматизм связан с тяжелыми последствиями. Он может испортить дальнейшую жизнь, оставив уродливые рубцы, а обожженные ткани теряют эластичность. Это заставляет ребенка испытывать физический и психический дискомфорт. Поэтому, с целью исключения тяжелых последствий, первая помощь при ожоге маленькому ребенку должна оказывать правильно и современно.
Термические ожоги
Утюг, плита и кипяток – самые частые причины ожоговых повреждений у малышей. Для глубокого поражения достаточно воздействия жидкости температурой 70 градусов на протяжении всего 1 секунды.
Что необходимо делать в первые минуты?
- Прекратить влияние термического агента.
- Снять мокрую одежду с тела.
- Охлаждать поврежденный участок холодной водой или льдом на протяжении 15 минут. При этом следует учитывать вероятность обморожения. При тяжелых ожогах – продолжать охлаждение до прибытия медиков.
- Дать болеутоляющий препарат.
- Наложить на рану салфетку из хлопчатобумажной ткани.
- В случае необходимости обратиться в больницу.
Данный алгоритм разрешен только при ожогах 1 или 2 степени.
Образовавшийся волдырь нельзя покалывать, закрывать пластырем или смазывать кремами. Лечение, в таких случаях, назначается только врачом.
Помощь при химических ожогах
В данном случае действуйте быстро, так как это один из самых опасных видов травм.
Что необходимо делать?
- Найти источник и ликвидировать его.
- Если химическое вещество попало на вещи – быстро снять их.
- Обожженная рана промывается под краном с холодной водой.
- Немедленно вызвать врачей.
Нельзя промывать ожоги, вызванные воздействием соединений алюминия, извести или серной кислоты.
При ожогах пищевода у детей первую помощь оказывают медицинские специалисты. Старайтесь уберечь ребенка от рвоты, желудок необходимо промывать только зондом.
Если химикаты попали на слизистую глаза, их промывают, направляя струю от внутреннего края глаза к наружному. Запрещено прикасаться и протирать поврежденные ткани.
Доврачебная помощь при электрическом ожоге
Пока медицинский персонал не приехал, необходимо оказать первую помощь, которая позволит спасти человека:
- Первый и самый важный шаг – отключить источник электричества. Для спасения ребенка также можно использовать изделия из резины, пластмассы или дерева.
- При потере сознания проверьте пульс и дыхание. Если они отсутствуют, следует начать реанимационные мероприятия – искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
- Вызвать скорую помощь.
- Освободить пораженную зону от одежды и закройте ее чистой салфеткой.
- Налейте ребенку теплой воды с 10 каплями седативного средства, в том числе и валерианы.
Солнечный ожог
Обжечься прямыми солнечными лучами легко и часто это происходит из-за того, что малыш увлекается игрой в воде или песке на пляже.
Как помочь ребенку:
- спрятать в помещении или тени;
- обнаженные участки закрыть дышащей тканью;
- дать теплой воды в небольшом количестве;
- наложить прохладный компресс и смазывать пантенолом.
Эффективные средства для обработки
Оптимальное лечебное воздействие поврежденные участки оказывают антисептики и ранозаживляющие средства, которые можно купить в любой аптеке без рецепта врача. Фармакологическая продукция данных категорий представлена в широком ассортименте, вы можете выбрать любой эффективный спрей, мазь или гель.
Домашний уход за травмой осуществляется при помощи кремов и мазей. Самые популярные – Спасатель, Повидон-йод, Левомеколь, Апполо, Пантенол. Данные средства используются только при незначительных повреждениях. Гели быстрее очищают рану, помогают быстрее слезть некротическим тканям при серьезных повреждениях.
Что нельзя делать при ожогах и дальнейший уход
Важно правильно оказать первую помощь ребенку. Многие взрослые действуют ошибочно и усугубляют положение.
Что запрещено делать:
- При ударе током – не двигать ребенка, не удостоверившись в наличии дыхания, пульса и исключения переломов.
- Не очищать рану самостоятельно, при помощи нестерильных бинтов.
- Не смазывать ожоги сметаной и маслом.
- Не накладывать повязку, если не уверены в этом.
- Накладывать жгут при кровотечениях необходимо, но только на определенное время. В противном случае кожа отомрет, и рука или нога будут ампутированы.
- Не отдирать прилипшую одежду.
- Не прокалывать пузыри из-за риска инфекции.
Как действовать в дальнейшем:
- Правильно сушить.
- Защищать от инфекции.
- Снимать воспаление.
- Обрабатывать мазями для регенерации.
Ожоговая травма болезненна и опасна и с психологической точки зрения. Она может нанести непоправимый вред здоровью, поэтому важно, чтобы родители умели правильно и своевременно оказывать первую помощь. Приобретению соответствующих навыков способствуют памятки и профилактические беседы. Берегите детей, ограждайте их от опасности.
Статья проверена редакцией
Источник
Ирина Чернышова
Конспект занятия «Первая помощь при ожогах»
Пояснительная записка к НОД.
•Позиция педагога: дошкольное детство – важный период, когда дети осваивают правила поведения в социуме и, в том числе, правила безопасного поведения в бытовых ситуациях. Кроме того, у старшего дошкольника активно формируются предпосылки к логическому мышлению и знаково-символическая функция головного мозга. На мой взгляд, важно не просто сформулировать правило, но и помочь детям разобраться в свойствах объектов и явлений, лежащих в его основе. Воспроизводство правил в виде знаков помогает более осознанному их запоминанию и выполнению. Результат продуктивной деятельности данного занятия – памятка – способствует формированию единых требований к поведению ребенка в опасных бытовых ситуациях, как в дошкольном учреждении, так и в семье.
•Тема НОД: «Ожог. Правила поведения. Первая помощь»
•Образовательные области: познание, безопасность, здоровье.
•Цель: уточнение знаний направленных на обеспечение безопасной жизнедеятельности детей при ожогах.
•Задачи:
Образовательные
• продолжать учить детей выделять опасные для здоровья ситуации и находить способы их предотвращения;
• активизировать жизненный опыт детей в плане сохранения своего здоровья;
• уточнить правила оказания первой помощи при ожогах.
Развивающие
• развивать умения делать выводы и умозаключения;
• развивать произвольность поведения;
• закреплять умение действовать по заданному алгоритму.
Воспитательные
• формировать коммуникативную, информационную и здоровьесберегающую компетентности детей;
• воспитывать сочувствие и внимательное отношение к себе и к окружающим.
•Место мероприятия: групповое помещение.
•Тип: углубленно-познавательное
•Используемое оборудование: ноутбук, проектор, доска (экран, лист бумаги формат А-4 сложенный втрое, простые и красные карандаши по числу детей.
Содержательная часть:
Конспект НОД
Номер слайда Деятельность воспитателя Деятельность детей
Слайд 1 Воспитатель привлекает внимание детей к экрану, сообщает, что доктор Айболит пришел к ним в очередной раз и сегодня снова даст им свои советы, но сначала просит ребят отгадать его загадки. Рассаживаются полукругом перед экраном для просмотра презентации, настраиваются на отгадывание загадок.
Слайд 2
Загадывает загадку:
«Из горячего колодца
Через нос водица льется». Отгадывают загадку.
(чайник)
Выход объекта на слайд после ответа детей Обращает внимание на изображение Получают подтверждение правильности своего ответа.
Слайд 3
Загадывает загадку:
«Он красив и ярко-красен,
Но он жгуч, горяч, опасен». Отгадывают загадку.
(огонь)
Выход объекта на слайд после ответа детей Обращает внимание на изображение Получают подтверждение правильности своего ответа.
Слайд 4
Загадывает загадку:
«В полотняной стране
По реке простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать». Отгадывают загадку.
(утюг)
Выход объекта на слайд после ответа детей Обращает внимание на изображение Получают подтверждение правильности своего ответа.
Слайд 5 Воспитатель предлагает детям посмотреть на все три отгадки и подумать, что их объединяет (почему они заключены в красные круги).
Подводит детей к выводу, что красный круг – предостережение об опасности.
Предлагает детям высказать свое предположение, чем опасны эти три предмета.
Просит детей вспомнить, какие предметы домашнего обихода могут так же привести к ожогам. Дети рассуждают и приходят к выводу, что красный цвет, предупреждает об опасности.
Излагают свои предположения.
(можно обжечься)
Возможные ответы детей:
(газовая плита, включенный утюг, розетка и т. д.)
Слайд 6-7
Правильный ответ по щелчку мыши Предлагает детям игру «Четвертый лишний». На экране 4 картинки иллюстрирующие опасные бытовые ситуации. Предлагает детям выбрать ситуацию, которая опасна, но не приводит к ожогу. Дети рассматривают картинки, называют ту, которая по их мнению лишняя и объясняют свой выбор.
Слайд 8 Правильный ответ по щелчку мыши Предлагает обратную игру: из 4 опасных ситуаций выбрать ту, которая приведет к ожогам. Дети рассматривают картинки, выбирают нужную ситуацию, объясняют свой выбор.
Слайд 9
Иллюстрации к рассказу воспитателя появляются последовательно по щелчку мыши -Доктор Айболит спрашивает, знаете ли вы, как оказать помощь, пострадавшему, который получил ожог.
Выслушивает ответы детей, рассказывает им о том какую помощь необходимо оказать человеку, получившему ожог (на основе презентации). Ответы детей.
Дети слушают и рассматривают картинки.
Слайд 10 Иллюстрации к рассказу воспитателя появляются последовательно по щелчку мыши — Доктор Айболит знает, что ожог дети могут получить не только дома, но и в детском саду, если не будут соблюдать правила. Предлагает детям подумать, в каких ситуациях они могут получить ожог в группе. Дети высказывают свои предположения.
(во время обеда и подготовки к нему)
Слайд 11-13
Переход к слайдам по щелчку мыши последовательно в процессе обсуждения знаков Предлагает детям разработать правила безопасного поведения в группе, которые помогут им избежать ожогов, и записать их с помощью знаков.
Организует беседу, активизирует детей, задает наводящие вопросы. В процессе обсуждения демонстрирует знаки, с помощью которых можно записать правила. Дети предлагают свои варианты правил безопасного поведения и предлагают варианты их записи с помощью знаков.
(Нельзя бегать вокруг накрытых столов, подходить близко к младшему воспитателю, который накрывает на стол или несет кастрюли с пищей и т. д.)
— — Доктор Айболит приготовил для вас памятки для правил, но они пока пустые. Предлагает детям перейти к столам, где приготовлены бумага и карандаши и зарисовать, по одному из трех правил, на каждой части сложенной втрое бумаги. Организует самостоятельную деятельность детей по зарисовке знаков в свои памятки по безопасности. Дети делают зарисовки знаков в свои памятки.
Слайд 14 Предлагает детям объединиться в пары и проверить друг у друга правильность выполнения задания.
Поручает дежурным собрать памятки для проверки Айболитом и объясняет, что Доктор на всех правильно заполненных памятках поставит свою печать.
Обмениваются памятками и проверяют правильность выполнения задания друг у друга.
Собирают памятки.
Переход к игровой деятельности
После проведения НОД оценивает работу детей, приклеивая печати в памятки. (Приложение)
Использованные ресурсы:
1. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений /под ред. О. М. Дьяченко. — М,: Гном-пресс, 1999.
2.Иллюстрации к презентации: https://images.yandex.ru/
Источник