Первая помощь при тепловом и солнечном ударах при ожогах и отморожениях

Первая помощь при тепловом и солнечном ударах при ожогах и отморожениях thumbnail

Инфоурок

ОБЖ
›Презентации›Оказание первой помощи при тепловом, солнечном ударе, ожоге и отморожении.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Первая помощь при тепловом и солнечном ударах при ожогах и отморожениях

2 слайд

Составьте предложение, из набора слов, определяющее тему нашего урока: 1.	 со

Описание слайда:

Составьте предложение, из набора слов, определяющее тему нашего урока: 1. солнечный удар 2. ожог 3. отморожение 4. тепловой удар 5. оказание 6 . первая медицинская помощь

3 слайд

оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге.

Описание слайда:

оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге.

4 слайд

Цель УРОКА: 1. Узнать чем тепловой удар отличается от солнечного. 2. Как оказ

Описание слайда:

Цель УРОКА: 1. Узнать чем тепловой удар отличается от солнечного. 2. Как оказать ПМП при тепловом и солнечном ударах; 3. Как оказать ПМП при ожогах и отморожении

5 слайд

Признаки *Покраснение лица *сильная головная боль *тошнота *головокружение *п

Описание слайда:

Признаки *Покраснение лица *сильная головная боль *тошнота *головокружение *потемнение в глазах *рвота Солнечный удар – это состояние, возникающее из-за сильного перегрева головы прямыми солнечными лучами, под воздействием которых мозговые кровеносные сосуды расширяются и происходит прилив крови к голове.

6 слайд

Тепловой удар-Болезненное состояние , вызванное перегревом тела. признаки *В

Описание слайда:

Тепловой удар-Болезненное состояние , вызванное перегревом тела. признаки *Вялость *Усталость *Головокружение *Покраснение лица *Повышение температуры тела *Сонливость *Ухудшение слуха

7 слайд

Первая помощь при тепловом и солнечном ударах при ожогах и отморожениях

8 слайд

Признаки *Ощущение холода, дрожь. *Покраснение кожи и резкая бледность. Потер

Описание слайда:

Признаки *Ощущение холода, дрожь. *Покраснение кожи и резкая бледность. Потеря чувствительности Отморожение – это поражение тканей тела человека, возникающее в результате воздействия низкой температуры.

9 слайд

Признаки *Отек, боль *волдыри Ожог (термический ожог) – это травма, которая в

Описание слайда:

Признаки *Отек, боль *волдыри Ожог (термический ожог) – это травма, которая возникает в результате воздействия на человека открытого огня, теплового излучения, соприкосновения тела с раскаленными предметами, жидкостями.

10 слайд

Первая помощь при тепловом и солнечном ударах при ожогах и отморожениях

11 слайд

Первая помощь при тепловом и солнечном ударах при ожогах и отморожениях

12 слайд

Эл. учебник 137-142. Записать в тетради определения. Домашнее задание.

Описание слайда:

Эл. учебник 137-142. Записать в тетради определения. Домашнее задание.

Выберите книгу со скидкой:

Первая помощь при тепловом и солнечном ударах при ожогах и отморожениях

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Первая помощь при тепловом и солнечном ударах при ожогах и отморожениях

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель основ безопасности жизнедеятельности

Первая помощь при тепловом и солнечном ударах при ожогах и отморожениях

Курс повышения квалификации

Первая помощь при тепловом и солнечном ударах при ожогах и отморожениях

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-024389

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»

1. 

Что происходит в организме человека при солнечном ударе?

Мозговые кровеносные сосуды расширяются и кровь приливает к голове

Зрение ослабевает, учащается пульс

Перестают поступать импульсы из головного мозга к жизненно важным органам

2. 

Что не является признаками солнечного удара?

Покраснение лица, сильные головные боли

Тошнота, головокружение, рвота

Острая сердечная боль

3. 

Какие действия являются профилактикой солнечного удара?

Прием таблеток

Вакцинация

Ношение головного убора, обильное питье воды

4. 

В каких случаях возникает тепловой удар?

При ударе о горячий предмет

При нарушении теплообмена в организме

При отравлении химическим веществом

5. 

Укажите необходимые действия в случае возникновения теплового удара.

Перенести пострадавшего в прохладное место

Расстегнуть или снять одежду

Обтереть тело полотенцем, смоченным холодной водой

Все вышеуказанные процедуры необходимы

6. 

Если пострадавший от теплового удара потерял сознание, какие действия необходимо предпринять?

Хлопать по лицу

Дать понюхать нашатырный спирт

Сделать массаж сердца

7. 

Укажите визуальные признаки отморожения.

Кожа покрывается волдырями

Кожа краснеет, затем бледнеет

Кожа облезает

8. 

Что необходимо сделать при любой стадии отморожения?

Напоить горячим чаем

Сделать укол

Обработать зеленкой

9. 

Какое внешнее действие провоцирует термический ожог?

Укус термитов

Воздействие на человека открытого огня

Отравление химикатами

10. 

Какая степень термического ожога требует срочной госпитализации?

Первая

Вторая

Третья и четвертая

Источник

Обморок
– кратковременная потеря сознания. Он
случается при психических травмах,
болевом раздражении, больших кровопотерях,
при инфекционных заболеваниях, при
недостатке кислорода в помещении и т.д.

Симптомами
обморока являются:

  • Обморок
    развивается постепенно (реже внезапно).

  • Больной
    ощущает головокружение, тошноту; у него
    темнеет в глазах, наступает потеря
    сознания. При этом лицо больного бледное,
    зрачки расширены и слабо реагируют на
    свет.

  • Дыхание
    поверхностное, пульс едва прощупывается,
    артериальное давление понижено; возможны
    судороги.

  • Приступ
    длится от 20 секунд до нескольких минут.
    Затем
    сознание полностью восстанавливается.

Действия
по оказанию первой помощи:

  • Придайте
    больному лежачее положение.

  • Расстегните
    тесную одежду на шее и груди.

  • Обеспечьте
    доступ в помещение свежего воздуха.

  • Дайте
    понюхать нашатырный спирт.

Дальнейшие
действия:

  • Госпитализации,
    как правило, не требуется.

  • При
    длительном обмороке вызовите больному
    скорую медицинскую помощь (тел. 03).

  • После
    прекращения приступа больному необходимо
    посетить участкового терапевта.

Отморожение
/ обморожение, холодовая травма,
повреждение тканей организма в результате
действия холода. Чаще возникает
отморожение нижних конечностей, реже
— верхних конечностей, носа, ушных раковин
и др. Иногда обморожение наступает при
небольшом морозе (от -3 до -5 град. С) и
даже при плюсовой температуре, что
обычно связано с понижением сопротивляемости
организма (потеря крови при ранении,
голод, опьянение и т.п.). Возникновению
обморожения способствуют ветреная
погода и повышенная влажность воздуха.

На
холодовое воздействие организм реагирует
рефлекторным спазмом периферических
кровеносных сосудов. Кроме того, холод
действует на ткани непосредственно,
понижая их температуру и нарушая местный
обмен веществ; развивающиеся изменения
тканей зависят от длительности и
интенсивности воздействия холода.
Различают 4 степени отморожения. При
отморожении. 1-й степени покраснение
соответствующего участка тела сменяется
его побледнением; исчезает чувствительность,
иногда появляется ощущение покалывания
или пощипывания; после отогревания
пораженный участок кожи краснеет и
припухает, отмечается небольшая боль,
жжение, через 2-3 сут все симптомы полностью
исчезают. При отморожении 2-й степени
возникают более выраженные расстройства
кровообращения, однако изменения в
сосудах обратимы; кожа резко бледнеет,
при отогревании приобретает багровую
окраску, отечность распространяется
дальше отмороженных участков, появляются
пузыри со светлой или кровянистой
жидкостью. При длительном охлаждении
или действии очень низких температур
возникает обморожение 3-й степени: резко
нарушается кровообращение, кожа после
отогревания становится сине-багровой,
иногда чёрной, пузыри заполнены кровяной
жидкостью темно-бурого цвета; в первые
дни на участке обморожения обнаруживается
полная потеря чувствительности, затем
появляются сильные боли. Отморожение
4-й степени сопровождается омертвением
не только мягких тканей, но и костей.

Первая
помощь при обморожении / отморожении:

  • убрать
    с холода (на морозе растирать и греть
    бесполезно и опасно);

  • закрыть
    сухой повязкой (для уменьшения скорости
    отогревания);

  • медленное
    согревание в помещении;

  • обильное
    теплое и сладкое питье (согреваем
    изнутри).

Признаки
и симптомы обморожения:

  • потеря
    чувствительности;

  • ощущение
    покалывания или пощипывания;

  • побеление
    кожи — 1 степень обморожения;

  • волдыри
    — 2 степень обморожения (видно только
    после отогревания, возможно проявление
    через 6-12 часов);

  • потемнение
    и отмирание — 3 степень обморожения
    (видно только после отогревания, возможно
    проявление через 6-12 часов).

Чего
не следует делать при обморожении:

  • игнорировать;

  • растирать
    (это приводит к омертвению кожи и
    появлению белых пятен на коже);

  • резко
    согревать;

  • пить
    спиртное.

Что
делать дальше:

  • Отслеживать
    общее соcтояние
    и место обморожения в течении суток.

  • Доставить
    пострадавшего к врачу.

Причиной
возникновения теплового удара является
перегревание тела при одновременной
низкой его теплоотдаче.

Тепловой
удар может возникнуть, например, при
усиленном физическом труде в помещениях
с высокой температурой и влажностью
воздуха, также к тепловому удару может
привести нахождение при выской температуре
в «недышащей» синтетической одежде
и при недостаточном употреблении
жидкости, из-за чего снижается
потоотделение, что, в свою очередь,
приводит к перегреванию организма.

При
тепловом ударе появляются слабость,
головокружение, тошнота, головная боль,
часто случается рвота.

Дыхание
при этом учащается, иногда может
возникнуть носовое кровотечение, а в
тяжелых случаях — потеря сознания, кома.

При
оказании первой помощи при тепловом
ударе пострадавшего необходимо быстро
перенести в прохладное помещение или
в тень, положить на спину, подложить под
голову подушку или сложенное одеяло,
освободить от мешающей нормальному
дыханию одежды.

Пострадавшему
дают пить холодную воду, на голову
накладывают компресс из смоченного в
холодной воде полотенца или салфетки,
протирают тело холодной водой. При
необходимости получившему тепловой
удар делают искусственное дыхание,
закрытый массаж сердца.

Солнечный
удар возникает при длительном пребывании
без головного убора (панамы, сомбреро
и т.д.) под прямыми лучами солнца. У
получившего солнечный удар появляются
шум в ушах, головная боль, тошнота, иногда
возникают рвота, головокружение.

Часто
вместе с солнечным ударом человек
получает и ожоги кожи 1-2-й степени.

Первую
помощь при солнечном ударе оказывают
также, как и при тепловом ударе.

Если
образовался ожог, то наносят на пораженное
место какой-либо косметический крем,
вазелин, можно применить и растительное
масло.

Образовавшиеся
на месте ожога пузыри вскрывать
запрещается, во избежание попадания
инфекции.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Ðèñê âîçíèêíîâåíèÿ ïåðåãðåâàíèÿ ó ëèö, ñòðàäàþùèõ ñåðäå÷íîñîñóäèñòûìè çàáîëåâàíèÿìè, íåâðîëîãè÷åñêèìè áîëåçíÿìè è ó äåòåé. Îñíîâíûå ñèìïòîìû òåïëîâîãî è ñîëíå÷íîãî óäàðà. Äîâðà÷åáíàÿ ïîìîùü ïîñòðàäàâøåìó è ïðîôèëàêòèêà íàðóøåíèÿ òåðìîðåãóëÿöèè îðãàíèçìà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ãîñóäàðñòâåííîå áþäæåòíîå îáùåîáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå âûñøåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèå

«Ðÿçàíñêèé ãîñóäàðñòâåííûé ìåäèöèíñêèé óíèâåðñèòåò èìåíè àêàäåìèêà È.Ï.Ïàâëîâà»

Ðåôåðàò

«Ñîëíå÷íûé è òåïëîâîé óäàðû, ïåðâàÿ ïîìîùü»

Òîéëûåâà Àéíóð

Ïëàí

Ââåäåíèå

1. Ïîíÿòèå òåïëîâîãî è ñîëíå÷íîãî óäàðà

2. Ïðè÷èíû òåïëîâîãî è ñîëíå÷íîãî óäàðà

3. Ñèìïòîìû òåïëîâîãî è ñîëíå÷íîãî óäàðà

4. Äîâðà÷åáíàÿ ïîìîùü

5. Ïðîôèëàêòèêà

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

Ââåäåíèå

Ïðî îïàñíîñòü ñîëíå÷íîãî óäàðà çíàþò è âçðîñëûå, è äåòè. Òåì íå ìåíåå, äàæå ïðè ïàëÿùèõ ëó÷àõ ñîëíöà ìîæíî óâèäåòü, êàê ïî ìíîãó ÷àñîâ îòäûõàþùèå ëåæàò íà ïëÿæàõ èëè êóïàþòñÿ, íå äóìàÿ îá îïàñíîñòè. Äàæå ïðîñòî äëèòåëüíîå ïðåáûâàíèå íà ñîëíöå ñ íåïîêðûòîé ãîëîâîé ïðèâîäèò ê ðåçêîìó ïåðåãðåâó ãîëîâíîãî ìîçãà è âîçíèêíîâåíèþ òàêîãî äîâîëüíî îïàñíîãî ñîñòîÿíèÿ, êàê ñîëíå÷íûé óäàð. Ïðè ýòîì ñîëíå÷íûé óäàð ìîæåò ïðîèçîéòè êàê âî âðåìÿ íåïîñðåäñòâåííîãî ïðåáûâàíèÿ ïîä ïðÿìûìè ñîëíå÷íûìè ëó÷àìè, òàê è ñïóñòÿ 6-8 ÷àñîâ ïîñëå ýòîãî.  ðåçóëüòàòå ïåðåãðåâà âñåãî îðãàíèçìà íåðåäêî ìîæåò ñëó÷èòüñÿ òåïëîâîé óäàð, êîòîðûé ïðîÿâëÿåòñÿ ïî÷òè òàê æå, êàê è ñîëíå÷íûé. Êðîìå òîãî, ê ïåðåãðåâó ïðèâîäÿò âûñîêàÿ òåìïåðàòóðà âîçäóõà, ñëèøêîì òåïëàÿ îäåæäà (îñîáåííî èç èñêóññòâåííîé òêàíè), ÷òî çàäåðæèâàåò èñïàðåíèå âëàãè èç ïîâåðõíîñòè òåëà, ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà, à òàêæå íåäîñòàòîê âëàãè â îðãàíèçìå (åñëè ÷åëîâåê ìàëî ïüåò). Òåïëîâîé óäàð ÷àùå âñåãî ïðîèñõîäèò â æàðêóþ áåçâåòðåííóþ ïîãîäó, îñîáåííî ó ëþäåé, ïëîõî ïåðåíîñÿùèõ æàðó èëè çàíèìàþùèõñÿ òÿæåëîé ôèçè÷åñêîé ðàáîòîé (íàïðèìåð, ðàáîòà íà ñòðîèòåëüíûõ ïëîùàäêàõ, óñèëåííàÿ õîäüáà). Âîçíèêíîâåíèþ òåïëîâîãî óäàðà ñïîñîáñòâóåò òàêæå òåìíàÿ îäåæäà, ïëîõî îòðàæàþùàÿ ñîëíå÷íûå ëó÷è, èëè ïëîòíàÿ îäåæäà, íå ïðîïóñêàþùàÿ âîçäóõ è çàäåðæèâàþùàÿ èñïàðåíèÿ òåëà.

È â òîì, è â äðóãîì ñëó÷àå â îðãàíèçìå íàðóøàþòñÿ ïðîöåññû òåïëîâîãî îáìåíà, êèñëîòíî-ùåëî÷íîãî ðàâíîâåñèÿ, è ñêàïëèâàþòñÿ òîêñè÷åñêèå ïðîäóêòû ðàñïàäà. Óëüòðàôèîëåòîâûå ëó÷è, âîçäåéñòâóÿ íà öåíòðàëüíóþ íåðâíóþ ñèñòåìó, óñèëèâàþò îòðàâëåíèå îðãàíèçìà.

1. Ïîíÿòèå òåïëîâîãî è ñîëíå÷íîãî óäàðà

ïåðåãðåâàíèå òåïëîâîé è ñîëíå÷íûé óäàð

Òåïëîâûì óäàðîì íàçûâàåòñÿ áûñòðî ðàçâèâàþùååñÿ ïàòîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå, îáóñëîâëåííîå ïåðåãðåâàíèåì îðãàíèçìà â ðåçóëüòàòå äëèòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ âûñîêîé òåìïåðàòóðû. Ïðè æàðå îðãàíèçì íå â ñîñòîÿíèè ïîääåðæèâàòü íîðìàëüíóþ òåìïåðàòóðó òåëà, íåâîçìîæíîñòü àäåêâàòíîé òåðìîðåãóëÿöèè ïðèâîäèò ê ñåðüåçíûì íàðóøåíèÿì. Òåïëîâîé óäàð ìîæåò âûçâàòü òÿæåëûå ïîñëåäñòâèÿ äëÿ ëþäåé, ñòðàäàþùèõ ñåðäå÷íîñîñóäèñòûìè çàáîëåâàíèÿìè, âïëîòü äî îñòàíîâêè ñåðäöà. Êîãäà ïåðåãðåâàíèå ïðîèñõîäèò â ðåçóëüòàòå ïðÿìîãî è ïðîäîëæèòåëüíîãî ïîïàäàíèÿ ñîëíå÷íûõ ëó÷åé íà ãîëîâó, âñëåäñòâèå ÷åãî ïðîèñõîäèò ïåðåãðåâàíèå ãîëîâíîãî ìîçãà, â òàêèõ ñëó÷àÿõ ïðèíÿòî ãîâîðèòü î ñîëíå÷íîì óäàðå.

Ñîëíå÷íûé óäàð — áîëåçíåííîå ñîñòîÿíèå, ðàññòðîéñòâî ðàáîòû ãîëîâíîãî ìîçãà âñëåäñòâèå ïðîäîëæèòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ ñîëíå÷íîãî ñâåòà íà íåïîêðûòóþ ïîâåðõíîñòü ãîëîâû. Çà÷àñòóþ, ñîëíå÷íûé óäàð ðàññìàòðèâàþò êàê îñîáóþ ôîðìó òåïëîâîãî óäàðà.

2. Ïðè÷èíû òåïëîâîãî è ñîëíå÷íîãî óäàðà

Ðèñê âîçíèêíîâåíèÿ ïåðåãðåâàíèÿ ïîâûøåí, ïðåæäå âñåãî, ó ëèö, ñòðàäàþùèõ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûìè çàáîëåâàíèÿìè (èøåìè÷åñêàÿ áîëåçíü ñåðäöà, àðòåðèàëüíàÿ ãèïåðòåíçèÿ), íåâðîëîãè÷åñêèìè áîëåçíÿìè (âåãåòî-ñîñóäèñòàÿ äèñòîíèÿ, âåðòåáðî-áàçèëëÿðíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü, äèñöèðêóëÿòîðíàÿ ýíöåôàëîïàòèÿ) è ó äåòåé, îñîáåííî â âîçðàñòå äî 1 ãîäà. Âåðîÿòíîñòü ïîëó÷èòü òåïëîâîé óäàð âîçðàñòàåò, åñëè ÷åëîâåê íàõîäèòñÿ â äóøíîì, ïëîõî ïðîâåòðèâàåìîì ïîìåùåíèè ñ ïîâûøåííîé âëàæíîñòüþ è îäåò â îäåæäó, êîòîðàÿ ïðåïÿòñòâóåò ïîòîîòäåëåíèþ è íàðóøàåò òåðìîðåãóëÿöèþ. Íàõîæäåíèå ïîä ïàëÿùèì ñîëíöåì ñ íåïîêðûòîé ãîëîâîé, òÿæåëàÿ ôèçè÷åñêàÿ ðàáîòà â óñëîâèÿõ âûñîêîé òåìïåðàòóðû îêðóæàþùåé ñðåäû, íàðóøåíèå ïèùåâîãî è ïèòüåâîãî ðåæèìîâ, ìîãóò îêàçàòüñÿ ïðè÷èíîé ñîëíå÷íîãî óäàðà.

Ïðåäâåñòíèêàìè íàñòóïëåíèÿ òåïëîâîãî èëè ñîëíå÷íîãî óäàðà ìîãóò áûòü ïîâûøåííàÿ ñóõîñòü âî ðòó, ñèëüíàÿ æàæäà, âûðàæåííàÿ ãîëîâíàÿ áîëü èëè ãîëîâîêðóæåíèå, ðåçêàÿ íåìîòèâèðîâàííàÿ ñëàáîñòü, òîøíîòà. ×åëîâåê, îùóòèâ ïîäîáíûå ñèìïòîìû, äîëæåí ðàññòåãíóòü âîðîòíèê èëè îñëàáèòü ãàëñòóê, à òî è ñíÿòü ñ ñåáÿ ëèøíþþ îäåæäó, îáåñïå÷èòü ñåáå äîñòóï ñâåæåãî âîçäóõà, ïîñòàðàòüñÿ íàéòè ïðîõëàäíîå ïîìåùåíèå, ïî âîçìîæíîñòè ïðèíÿòü äóø ëèáî îõëàäèòü òåëî îáðûçãèâàíèåì âîäîé. Öåëåñîîáðàçíî íàìî÷èòü ïîëîòåíöå èëè ñàëôåòêó è ïðèëîæèòü õîëîäíûé êîìïðåññ íà îáëàñòü ëáà.

3. Ñèìïòîìû òåïëîâîãî è ñîëíå÷íîãî óäàðà

Âíà÷àëå äëÿ òåïëîâîãî è ñîëíå÷íîãî óäàðà íàèáîëåå òèïè÷íû òàêèå ñèìïòîìû, êàê íàðàñòàþùàÿ âÿëîñòü, îùóùåíèå óñòàëîñòè, ãîëîâíàÿ áîëü, ó÷àùåíèå ïóëüñà è äûõàíèÿ, îùóùåíèå ìó÷èòåëüíîé æàæäû è íåõâàòêè âîçäóõà, ïîêðàñíåíèå ëèöà. Çàòåì ê íèì ïðèñîåäèíÿþòñÿ ãîëîâîêðóæåíèå, øóì â óøàõ, áîëè âî âñåì òåëå, èíîãäà ïîÿâëÿþòñÿ òîøíîòà è ðâîòà, óñèëèâàåòñÿ ïîòîîòäåëåíèå, ìîæåò áûòü íîñîâîå êðîâîòå÷åíèå, ïîòåìíåíèå â ãëàçàõ, ðàñøèðåíèå çðà÷êîâ, íåòî÷íîñòü äâèæåíèé, øàòêàÿ ïîõîäêà, âîçìîæåí îáìîðîê, ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû òåëà äî 38-40 °Ñ.

Âîçíèêàþò ñåðäå÷íàÿ ñëàáîñòü è âûðàæåííûå ðàññòðîéñòâà äûõàíèÿ. ×åëîâåê òåðÿåò ñîçíàíèå,  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ìîãóò áûòü ñóäîðîãè, èíîãäà íà÷èíàåòñÿ áðåä, ïîÿâëÿþòñÿ ãàëëþöèíàöèè. Òåìïåðàòóðà òåëà ñïîñîáíà ïîâûøàòüñÿ äî 41-42°Ñ.

Õàðàêòåðíûé ïðèçíàê òÿæåëîé ñòåïåíè ïåðåãðåâàíèÿ — ïðåêðàùåíèå ïîòîîòäåëåíèÿ. Åñëè â ýòîò ìîìåíò íå îêàçàòü ÷åëîâåêó ïåðâóþ ïîìîùü, ìîæåò íàñòóïèòü ñìåðòü îò ÿâëåíèé ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé íåäîñòàòî÷íîñòè è ïàðàëè÷à äûõàòåëüíîãî öåíòðà.

Âîò êàê îïèñûâàþò ñîâå ñîñòîÿíèå òå, êòî ïåðåæèë òåïëîâîé èëè ñîëíå÷íûé óäàð:

· «Ñóòêè òåìïåðàòóðà 39-40, ãîëîâà áîëèò òàê, ÷òî åé äåéñòâèòåëüíî íåâîçìîæíî øåâåëèòü, íå òî ÷òîáû âñòàòü èç ïîëîæåíèÿ ëåæà, îùóùåíèå, ÷òî ìîçã øåâåëèòñÿ âñ¸ âðåìÿ è ýòî ïðè÷èíÿåò áîëü óæàñíóþ, òîøíèò, ÷åðåç êàæäûå ïîë÷àñà òåáÿ ðâ¸ò, äàæå êîãäà óæå â æåëóäêå íåò åäû, òî æåë÷üþ è êðîâüþ. Âûïèâàåøü ãëîòîê âîäû — îí ñðàçó æå âûõîäèò èç òåáÿ, è òàê îêîëî ñóòîê, â êîòîðûå òû íå çàñí¸øü íèêàê»

· «Øåë ïî óëèöå, â æàðó. Ïî÷óâñòâîâàë ÷òî ìíå ñòàíîâèòñÿ î÷åíü ïëîõî (åùå ÷óòü-÷óòü è ïîòåðÿþ ñîçíàíèå). Ëåã íà ëàâêó, äðóçüÿ âîäîé íåìíîãî îáëèëè, äîâåëè äî äîìà. Òàì ÿ óñíóë. Ïðîñíóëñÿ ñ âûñîêîé òåìïåðàòóðîé»

· «Ãîëîâà áîëèò, ðâåò è î÷åíü ñèëüíàÿ ñëàáîñòü»

Äåòè ìëàäøåãî âîçðàñòà, â ñèëó íåçðåëîñòè êîìïåíñàòîðíî-ïðèñïîñîáèòåëüíûõ ðåàêöèé îðãàíèçìà, ïîäâåðæåíû âîçíèêíîâåíèþ òåïëîâîãî óäàðà â áîëüøåé ìåðå, ÷åì âçðîñëûå ëþäè, äà è ñàìî ïåðåãðåâàíèå ïðîòåêàåò ó ìàëûøåé òÿæåëåå. Ó ïåðåãðåâøåãîñÿ ðåáåíêà âîçíèêàåò ïîêðàñíåíèå, à çàòåì áëåäíîñòü ëèöà. Îí âîçáóæäåí, ïëàêñèâ, ðàçäðàæèòåëåí, íî âñêîðå ýòî ñîñòîÿíèå ñìåíÿåòñÿ âÿëîñòüþ è ñîíëèâîñòüþ. Ïîÿâëÿåòñÿ õîëîäíûé ïîò, çåâîòà, îòðûæêà, ðàññòðîéñòâî ñòóëà, òîøíîòà, âîçìîæíà íåîäíîêðàòíàÿ ðâîòà. Êàê ïðàâèëî, îòìå÷àåòñÿ ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû òåëà; èíîãäà ðàçâèâàåòñÿ ñóäîðîæíûé ñèíäðîì.

4. Äîâðà÷åáíàÿ ïîìîùü

Ïîñòðàäàâøåãî íåîáõîäèìî óëîæèòü íà ñïèíó, ïðèïîäíÿâ íåìíîãî íîãè, îñâîáîäèòü îò îäåæäû, îáåñïå÷èòü åìó ïîëíûé ïîêîé è äîñòàòî÷íûé äîñòóï ñâåæåãî âîçäóõà. Åñëè ÷åëîâåê â ñîçíàíèè, äàòü âûïèòü êðåïêîãî ÷àþ èëè õîëîäíîé âîäû, ëó÷øå ñëåãêà ïîäñîëåííîé (0,5 ÷àéíîé ëîæêè ñîëè íà 0,5 ë âîäû). Êàê ïðàâèëî, äëÿ âîñïîëíåíèÿ âîäíûõ è ñîëåâûõ ïîòåðü äîñòàòî÷íî 1-2 ëèòðà òàêîãî ðàñòâîðà. Äàâàòü ïèòü ïîñòðàäàâøåìó ëåäÿíûå æèäêîñòè íåëüçÿ. Âî-ïåðâûõ, ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê áûñòðîìó ðàçâèòèþ àíãèíû, áðîíõèòà èëè äàæå ïíåâìîíèè. À, âî-âòîðûõ, îðãàíèçìó ïîñòðàäàâøåãî íå íóæíà äîïîëíèòåëüíàÿ íàãðóçêà íà öåíòð òåðìîðåãóëÿöèè, êîòîðûé è òàê ïåðåâîçáóæäåí. Çàòåì ñìî÷èòü ãîëîâó õîëîäíîé âîäîé èëè ïîëîæèòü íà íåå õîëîäíîå âëàæíîå ïîëîòåíöå,

 áîëåå òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ ïîñòðàäàâøåãî ìîæíî îáåðíóòü ïðîñòûíåé, ñìî÷åííîé â õîëîäíîé âîäå, ëèáî ïðîñòî îáëèòü âîäîé, íî äåëàòü ýòî ñëåäóåò îñòîðîæíî è íå äëèòåëüíî (òåìïåðàòóðà òåëà ïîñòðàäàâøåãî íå äîëæíà áûòü íèæå 38 ãðàäóñîâ). Åñëè åñòü âîçìîæíîñòü, íà ãîëîâó, ïàõîâûå, ïîäêîëåííûå è ïîäìûøå÷íûå îáëàñòè, ãäå ñîñðåäîòî÷åíî ìíîãî êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ, ïîëîæèòü ëåä èëè áóòûëêè ñ õîëîäíîé âîäîé.

 îñîáî òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ íåîáõîäèìî ñðàçó îáðàòèòü âíèìàíèå íà õàðàêòåð äûõàíèÿ ïîñòðàäàâøåãî. Ïðîâåðèòü, íå íàðóøåíà ëè ó íåãî ïðîõîäèìîñòü äûõàòåëüíûõ ïóòåé. Îáíàðóæèâ, ÷òî ÿçûê çàïàë, à âî ðòó ðâîòíûå ìàññû, íàäî ïîâåðíóòü ãîëîâó ïîñòðàäàâøåãî íàáîê è î÷èñòèòü ïîëîñòü ðòà áèíòîì èëè íîñîâûì ïëàòêîì, íàêðó÷åííûì íà ïàëåö.

Íåîáõîäèìî íàáëþäàòü çà òåì, äûøèò ëè áîëüíîé. Åñëè äûõàíèå îòñóòñòâóåò, íà÷èíàòü èñêóññòâåííîå äûõàíèå.

Ïðîâåðÿòü ïóëüñ. Ïðè îñòàíîâêå êðîâîîáðàùåíèÿ ïðèñòóïàòü ê íåïðÿìîìó ìàññàæó ñåðäöà.

Ïðè ïîòåðå ñîçíàíèÿ, íî íàëè÷èè ó ïîñòðàäàâøåãî ïóëüñà è äûõàíèÿ, óëîæèòü åãî â ïðàâèëüíîå ïîëîæåíèå, êîòîðîå ïîçâîëèò ñâîáîäíî äûøàòü è ïðåäóïðåäèò âîçìîæíîñòü óäóøüÿ èëè âäûõàíèÿ ðâîòíûõ ìàññ. Òàêèì ïîëîæåíèåì ÿâëÿåòñÿ ïîëîæåíèå ëåæà íà æèâîòå, ãîëîâà íà áîê. Îíî íåîáõîäèìî ïîñòðàäàâøåìó òîëüêî â òîì ñëó÷àå, åñëè ó íåãî åñòü ïóëüñ è ñîõðàíåíî äûõàíèå.

Åñëè ó ïîñòðàäàâøåãî íà÷àëèñü ñóäîðîãè, íåîáõîäèìî ïîñòàðàòüñÿ ñäåëàòü òàê, ÷òîáû ïîñòðàäàâøèé íå ïîëó÷èë òðàâì (óáðàòü âûñòóïàþùèå è îñòðûå ïðåäìåòû), óëîæèòü åãî íà ðîâíóþ ïîâåðõíîñòü, ïîâåðíóòü ãîëîâó íà áîê

Ïðè óëó÷øåíèè îáùåãî ñîñòîÿíèÿ ïîñòðàäàâøåãî íóæíî êàê ìîæíî áûñòðåå äîñòàâèòü â áëèæàéøåå ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå, à ê ïîòåðÿâøåìó ñîçíàíèå ÷åëîâåêó ñðî÷íî âûçâàòü áðèãàäó «ñêîðîé ïîìîùè».

×òî íåëüçÿ äåëàòü ïðè ñîëíå÷íîì è òåïëîâîì óäàðå:

· Äàâàòü ïîñòðàäàâøåìó àëêîãîëüíûå íàïèòêè è íàïèòêè, ñîäåðæàùèå êîôåèí.

· Áûñòðî è ðåçêî îõëàæäàòü ïîñòðàäàâøåãî (îêóíàòü â õîëîäíóþ âàííóþ)

5. Ïðîôèëàêòèêà

 î÷åíü æàðêèå äíè ïðè ïîâûøåííîé âëàæíîñòè ïîÿâëÿòüñÿ íà ñâåæåì âîçäóõå æåëàòåëüíî äî 11 óòðà èëè ïîñëå 6-7 ÷àñîâ âå÷åðà. Ïîêèäàÿ ïîìåùåíèå, îáÿçàòåëåí ãîëîâíîé óáîð. Ñëåäóåò âîçäåðæèâàòüñÿ îò äîëãîãî ïðåáûâàíèÿ ïîä ïðÿìûìè ñîëíå÷íûìè ëó÷àìè, à òàêæå â ñëèøêîì äóøíîì ïîìåùåíèè. Ïî âîçìîæíîñòè ñëåäóåò îãðàíè÷èòü ôèçè÷åñêèå íàãðóçêè, âïðî÷åì, êàê è ëþáûå âèäû àêòèâíîãî îòäûõà. Îòäûõàþùèì ãðàæäàíàì, ìàìàì ñ äåòüìè ëó÷øå âûáèðàòü äëÿ ïðîãóëîê òåíèñòóþ ìåñòíîñòü.

Ïåðåä áîëåå èëè ìåíåå äëèòåëüíîé õîäüáîé â æàðêóþ ïîãîäó íå ñëåäóåò ïåðåãðóæàòü æåëóäîê ïèùåé è ïèòü âèíî, äëÿ óòîëåíèÿ æàæäû ïîäîéäåò îñòóæåííûé ÷àé; íåëüçÿ ñïàòü íà ñîëíöå.

Ïðåäïî÷òåíèå â îäåæäå íóæíî îòäàâàòü ëåãêèì, ñâîáîäíûì è ñâåòëûì èçäåëèÿì èç õëîï÷àòîáóìàæíûõ òêàíåé, íàäåâàòü ãîëîâíîé óáîð (ñîëîìåííóþ øëÿïó, ïàíàìó) èëè ïîâÿçûâàòü ãîëîâó ñâåòëîé êîñûíêîé. Èìåííî òàêàÿ îäåæäà ñïîñîáñòâóåò óëó÷øåíèþ òåðìîðåãóëÿöèè îðãàíèçìà. Òàêæå ñëåäóåò íîñèòü ëåãêóþ îáóâü. Æåíùèíàì è äåâóøêàì íå ðåêîìåíäóåòñÿ çëîóïîòðåáëÿòü êîñìåòè÷åñêèìè ñðåäñòâàìè, îñîáåííî êðåìàìè, òàê êàê îíè çàòðóäíÿþò ïðîöåññ ïîòîâûäåëåíèÿ. Ýòî êàñàåòñÿ è òàê íàçûâàåìûõ òâåðäûõ äåçîäîðàíòîâ, øàðèêîâûõ (ðîëèêîâûõ) àíòèïåðñïèðàíòîâ. Ýòî ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òî ïîñðåäñòâîì êîæè âûäåëÿåòñÿ äî òðåòè âîäû èç îðãàíèçìà, çàäåðæêà êîòîðîé ÷ðåâàòà ïåðåãðåâàíèåì.

Íà ïðîèçâîäñòâå, ãäå âîçìîæíî ïåðåãðåâàíèå, ïîëåçíî âî âðåìÿ ïåðåðûâîâ ïðèíèìàòü ïðîõëàäíûé äóø èëè äåëàòü îáëèâàíèå

Ïîòðåáëåíèå æèäêîñòè äîëæíî ïðåâûøàòü îáû÷íûé ïèòüåâîé ðåæèì (1,5-2,0 ë) â 1,5-2 ðàçà, êîíå÷íî, ïðè îòñóòñòâèè òÿæåëîé ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ïàòîëîãèè. Îáû÷íóþ âîäó ìîæíî çàìåíèòü ïîäêèñëåííûì èëè ïîäñëàùåííûì õîëîäíûì ÷àåì, õëåáíûì êâàñîì, êëþêâåííûì ìîðñîì, êîìïîòàìè èç ñóõîôðóêòîâ, âèøåí, ÿáëîê. Íåæåëàòåëüíî óïîòðåáëÿòü ñëàäêèå ãàçèðîâàííûå âîäû, òàê êàê îíè, â áîëüøèíñòâå ñâîåì, ñîäåðæàò æàæäîóñèëèòåëè. Êðàéíå íåãàòèâíî ìîæåò ñêàçàòüñÿ íà ñàìî÷óâñòâèè ñïèðòíîå. Àëêîãîëü ïðèâîäèò ê äåãèäðàòàöèè (îáåçâîæèâàíèþ) òêàíåé, à ïèâî, êðîìå òîãî, îáëàäàåò ìî÷åãîííûì ýôôåêòîì. Ïîýòîìó ïðåäñòàâëåíèå î ïèâå êàê î íàïèòêå, óòîëÿþùèì æàæäó, íå áîëåå ÷åì çàáëóæäåíèå.

 ðàöèîí ñëåäóåò ââåñòè ëåãêèå îâîùíûå èëè ôðóêòîâûå áëþäà, ñóïû; îãðàíè÷èâàåòñÿ æèðíàÿ, æàðåíàÿ, êîï÷åíàÿ, ñîëåíàÿ ïèùà, ïðèâû÷íóþ ìÿñíóþ åäó ëó÷øå çàìåíèòü èëè ðàçíîîáðàçèòü ìîðåïðîäóêòàìè. Îñíîâíîé ïðèåì ïèùè æåëàòåëüíî ïåðåíåñòè íà âå÷åðíèå ÷àñû, íî íå áîëåå ÷åì çà äâà ÷àñà äî îòõîæäåíèÿ êî ñíó.

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

1. Ðàåâñêèé Ð.Ò. Ñòóäåí÷åñêèé ïîõîä âûõîäíîãî äíÿ; ýíöèêëîïåäèÿ íà÷èíàþùåãî òóðèñòà-ïåøåõîäíèêà: ó÷åáíî-ñïðàâî÷íîå ïîñîáèå./Ð.Ò.Ðàåâñêèé, Ñ.Â.Õàëàéäæè; ïîä îáù.ðåä. ïðîô. Ð.Ò.Ðàåâñêîãî — Î.: Íàóêà è òåõíèêà, 2010. Ñòð. 101

2. Áîëüøàÿ ýíöèêëîïåäèÿ. Æèçíü è çäîðîâüå æåíùèíû / Èçîòîâà Ì.À., Ìàòþõèíà Þ.À., Ìèöüî Â.Ï. è äð. — Ì.: ÎËÌÀ Ìåäèà Ãðóïï, 2007, ñòð. 303-304

3. Óæåãîâ Ã.Í. Ïîëíàÿ ýíöèêëîïåäèÿ äîâðà÷åáíîé ïîìîùè. Ì.: ÎËÌÀ Ìåäèà Ãðóïï, 2006, ñòð.35-36

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник