План ухода при крупозной пневмонии
Сестринский процесс при пневмонии предполагает организацию ухода за человеком с воспалительными изменениями легочной паренхимы. Он состоит из нескольких этапов, зависящих от степени тяжести болезни.
Особо важен план сестринского ухода за пациентами с крупозной пневмонией. Заболевание поражает оба легких и склонно к быстрому прогрессированию. Время его излечения и скорость развития осложнений значительно зависит от сестринского ухода.
Какие состояния требуют сестринского вмешательства
Сестринское вмешательство необходимо при следующих видах воспаления легкого:
- Очаговое – участок воспаления размерами меньше 1 см у детей раннего возраста;
- Очагово-сливное – у детей раннего возраста, где воспалительный процесс захватывает участки легочной ткани;
- Долевое – воспалительный процесс захватывает целую долю легкого и сопровождается интоксикационными симптомами. Чаще встречается у детей старшего возраста;
- Интерстициальное – микоплазменная или пневмоцистная пневмония, сопровождающаяся интерстициальным воспалительным процессом с дальнейшим развитием дыхательной недостаточности.
Не осложненную пневмонию можно лечить в амбулаторных условиях у детей старшего возраста на дому. В таком случае предварительно составляется план сестринского ухода: количество и кратность посещения пациента на дому.
Чтобы оказать качественную сестринскую помощь, необходима этапность процедур.
Основные этапы доврачебной коррекции воспалительного процесса
Первый этап доврачебной коррекции воспаления легких – сбор анамнеза. При первичном обращении пациента следует обратить внимание на следующие жалобы:
- Повышение температуры с ознобом, влажный или сухой кашель, одышкаа, появление ржавой мокроты, боль в грудной клетке;
- Бледная кожа, плохое самочувствие, стонущее дыхание, участие в дыхании мускулатуры.
В амбулаторной карте можно обнаружить признаки воспалительного процесса: увеличение лейкоцитов и СОЭ, нейтрофилез, рентгенографические данные об инфильтрации.
Второй этап сестринского ухода – анализ состояния.
При наличии патологического процесса в легких у пациента появляются вторичные симптомы:
- Снижение аппетита;
- Головная боль;
- Головокружение;
- Повышение частоты сокращений сердца (тахикардия);
- Обострение хронических болезней;
- Недомогание.
Наличие вторичных симптомов корректирует план сестринского вмешательства. При наличии вышеописанных признаков пациента необходимо поместить в стационар.
План ухода в стационаре со стороны среднего медперсонала
План ухода в стационаре должен быть ориентирован на предотвращение осложнений процесса. Медицинская сестра обеспечивает следующие вмешательства:
- Постельный режим до улучшения общего состояния больного;
- Организует молочно-растительную диету;
- Контролирует потребление пациентом жидкости;
- Обеспечивает прием разжижающих и отхаркивающих средств;
- Обеспечивает симптоматическую терапию, рекомендованную врачом;
- Контролирует активное посещение медицинским персоналом больного.
Этап госпитального ухода требует сестринского вмешательства и динамическую оценку состояния здоровья пациента.
На протяжении времени нахождения пациента в стационаре медицинская сестра должна контролировать положение больного в постели, прием лекарственных препаратов и процедур, назначенных врачом.
Если пневмония наблюдается у ребенка, сестринский уход расширяется до следующих процедур:
- Обучение малыша правильному дыханию;
- Практические занятия с родителями относительно техники вибрационного массажа;
- Создание пациенту дренажного положения (с опущенной головой);
- Рассказывает о домашнем ведении ребенка после излечения пневмонии: как делать горчичное обертывание, проводить профилактические процедуры;
- Проводит беседы о профилактике осложнений.
Этапы при крупозной пневмонии
Крупозная пневмония является серьезным состоянием, требующим постоянной коррекции множества факторов. Сестринский уход при нем является обязательным и незаменимым.
План ведения крупозной пневмонии медицинской сестрой:
- Обеспечивать контроль над охранительным режимом;
- Следить, чтобы головной конец кровати был поднят;
- Проводить постуральный дренаж 2-3 раза в день;
- Рекомендовать родителям чаще брать малыша на руки;
- Контролировать процесс питания пациента;
- Обеспечивать комфортные условия для лечения больного.
При крупозном воспалении легких со стороны сестринского персонала обязательны независимые вмешательства. Они предполагают контроль потребления пациентом фруктов, овощей, углеводов и объема жидкости.
Медсестра должна объяснять родителям, как правильно кормить малыша при пневмонии или проводить профилактические беседы с взрослыми.
План помощи может корректироваться средним персоналом с согласия врача. К примеру, если амбулаторная карта пациента имеет множество заболеваний, рационален перевод из терапевтического отделения в специализированное. Он осуществляется после коррекции острого воспаления.
При переводе больного сестринский уход не прекращается. Персонал контролирует течение крупозной пневмонии до полного ее разрешения (11-14 дней).
Если амбулаторная карта больного не имеет развернутого анамнеза, медицинская сестра должна обратить внимание на необходимость выполнения обязательных исследований: флюорография, прививки.
Доврачебная помощь больному воспалением легких предполагает создание комфортных условий. При необходимости медицинский персонал обеспечивает чистое сменное белье, гигиенические принадлежности.
Перечень процедур при воспалении легких
Сестринская помощь включает ряд зависимых процедур:
- Обеспечение приема лекарств;
- Проведение инфузий;
- Контроль состояния больного после введения инъекций и приема таблеток.
Медицинская сестра может обратить внимание врача на то, что диагноз заболевания изменился. Она может первая заметить специфические симптомы патологии у человека.
В Америке существует даже особое понятие – «сестринский диагноз». Оно закреплено законодательно и означает, что медицинская сестра должна обосновать свои предположения относительно состояния здоровья человека.
Установка сестринского диагноза осуществляется на 2 этапе процесса ведения пациента. Средний медицинский персонал вправе самостоятельно решить, может ли пациент оставаться дома или его необходимо обследовать и показать врачу. Такой подход применяется в США относительно людей, вызывающих скорую помощь.
В нашей стране патологический процесс ведет врач, а средний персонал должен разграничивать норму и патологию.
Оценка эффективности лечения
При правильной организации процесса лечения пневмонии и сестринской помощи, избавление от болезни наступает на 10-14 день. Если заболевание затягивается, очевидно, что нарушена тактика ухода или неправильно подобраны лекарства.
Терапия заболевания – задача врача. Сестринская помощь должна учитывать лишь коррекцию режима питания, физической активности или постельного режима.
Помощь среднего медперсонала ускоряет выздоровление при пневмонии. Без нее сложно обеспечить идеальные условия для комфортного лечения человека. Независимо от того, какой диагноз у человека, сестринский уход необходим!
Источник
Больных крупозной пневмонией следует
госпитализировать. Назначают строгий
постельный режим. Помещение, где находится
больной, должно проветриваться и быть
теплым. Больному показана щадящая диета
с достаточным количеством витаминов.
Пища должна быть полужидкой, питательной.
В первые дни болезни, когда обеспечивается
строгое наблюдение дежурного персонала
за больным, его кормят. Кормить больного
нужно понемногу и чаще, чем обычно.
Полезно обильное питье: клюквенный
морс, фруктовые соки, чай с лимоном,
минеральные воды.
С первых часов заболевания больному
проводят антибактериальную терапию
антибиотиками или сульфаниламидами;
назначают сосудистые средства: кофеин,
камфора; при сердечной недостаточности
— строфантин, препараты дигиталиса.
Падение температуры тела до нормы не
является основанием для отмены
антибактериальной терапии. Необходим
рентгенологический контроль. Положительное
воздействие оказывает кислородная
терапия с помощью специальной маски,
кислородной палатки. Из симптоматических
средств применяют при сильном кашле в
начале заболевания кодеин, в период
разрешения пневмонии — отхаркивающие
средства (термопсис, ипекакуана, обильное
щелочное питье и пр.). Хорошо действуют
горчичники и банки. Во избежание
раздражения после банок и горчичников
необходимо насухо вытереть кожу и
сделать легкий массаж.
Необходимо постоянное наблюдение за
больным в первые два периода заболевания.
Для профилактики поражения полости рта
следует протирать десны, слизистые
оболочки неба, щек, языка 2% раствором
гидрокарбоната натрия или слабым
раствором перманганата калия. При
появлении в углах рта, на крыльях носа
герпетических высыпаний эти участки
нужно смазать цинковой мазью. Важно
следить за деятельностью кишечника;
при запорах ставят очистительную клизму.
С момента снижения температуры тела
больной должен заниматься дыхательной
гимнастикой. В первые дни ее проведения
методист занимается с больным в палате.
Правильное лечение приводит к полному
выздоровлению. При несвоевременном
лечении и невыполнении больным врачебных
рекомендаций возможно развитие абсцесса
легкого.
4)Сестринский уход при острой очаговой пневмонии:
Большое значение имеет тщательный уход
за кожей и полостью рта. Для профилактики
заболеваний полости рта следует протирать
десны, слизистую оболочку неба, щек,
языка 2%-ным раствором бикарбоната натрия
или слабым раствором перманганата
калия. При появлении в углах рта, на
крыльях носа герпеса эти участки нужно
смазывать цинковой мазью.
Больному надо помогать периодически
менять положение, садиться, активно
откашливать мокроту, собирая ее в банку
с плотно закрывающейся крышкой.
Пища должна быть питательной, богатой
витаминами и химически щадящей.
Рекомендуется обильное теплое питье:
чай с малиной или липовым цветом,
клюквенный морс, молоко с гидрокарбонатом
натрия и медом, минеральная вода. Очень
важно следить за функцией кишечника и
не допускать метеоризма и запоров. При
необходимости ухаживающий должен
поставить больному очистительную
клизму.
В медикаментозном лечении большое
значение имеет антибактериальная
терапия.
Антибиотиками резерва с широким спектром
действия остаются цефалоспорины:
цефалоридин, цефалексин, цефрадин,
цефотаксим, цефазолин, цефамандол. В
последнее время внедрены в клиническую
практику и другие полусинтетические
пенициллины широкого спектра действия:
пиперациллин, азлоциллин, мезлоциллин;
аминогликозидные антибиотики третьего
поколения: тобромицин, амикацин и др.
Длительность применения антибиотиков
устанавливается индивидуально (в среднем
от 5 до 15 дней). Кроме обычных методов
введения антибиотиков (внутримышечное,
внутривенное), более широко стали
использовать эндобронхиальное,
внутриплевральное, внутрилегочное и
эндолимфатическое введение.
ля восстановления дренажной функции
бронхов применяют бронхорасширяющие
средства: эуфиллин, адреналин, эфедрин.
При вязкой, трудно отделяющейся мокроте
рекомендуются отхаркивающие средства:
бромгексин, солутан, лазальван, препараты
термопсиса и алтея и др.
Если имеется сухой, изнуряющий кашель,
применяют противокашлевые средства:
глаувент, тусупрекс, либексин, кодеин.
Для усиления эффективности отхаркивания
мокроты применяют физические способы
лечения: дыхательная гимнастика, массаж
грудной клетки, позиционный дренаж.
В качестве противовоспалительных
средств назначают антипирин, индометацин
(описаны случаи быстрого исчезновения
клинических симптомов пневмонии при
добавлении индометацина к обычной
терапии), этимизол, оказывающий
противовоспалительное, антигистаминное
и спазмолитическое действие
При стихании острых симптомов заболевания
постепенно расширяют режим больного,
назначают лечебную физкультуру и
физиотерапию. С целью предотвращения
пневмосклероза показан электрофорез
с рассасывающими лекарственными
препаратами: лидазой, ронидазой,
панкреатином.
Банки и горчичники чаще применяют при
лечении больных на дому, более целесообразно
назначать их при сопутствующем бронхите,
особенно обструктивном.
Критериями выздоровления являются
нормализация температуры тела, улучшение
самочувствия и состояния больного,
исчезновение клинических, лабораторных
и рентгенологических признаков
воспалительного процесса.
Комплекс реабилитационных мероприятий
включает лечебную гимнастику, полноценное
питание, соблюдение режима труда и
отдыха, климатотерапию. Чрезвычайно
важно прекращение курения. Реконвалесценты
должны находиться под диспансерным
наблюдением терапевта в течение года.
Соблюдение двигательного режима, и
режима питания.
При повышение температуры — уход как за
лихорадочным больным.
Объяснить больному как и когда применяются
лекарства.
Индивидуальная плевательница
Обучить больного дренажным положением,
для лучшего отхождения мокроты.
Следить за частотой дыхания, пульсом,
АД.
Следить за кол-вом и характером отделяемой
мокроты.
Следить за гигиеническим состоянием
палаты
Контролировать питание больного
При стоматите протирать ротовую полость
2% р-р гидрокарбоната натрия.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
12.02.201526.5 Mб27Ostroverkhov_G_E__Bomash_Yu_M__Lubotsky_D_N.djvu
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà îñòðîé ïíåâìîíèè. Àíàëèç ïðè÷èí, êëèíè÷åñêîé êàðòèíû, ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè êðóïîçíîé ïíåâìîíèè. Ïðè÷èíû, êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà, ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà î÷àãîâîé ïíåâìîíèè. Õàðàêòåðèñòèêà ýòàïîâ ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà ïðè ïíåâìîíèè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÀìÈÆÒ — ôèëèàë ÄÂÃÓÏÑ â ã.Ñâîáîäíîì
Ôàêóëüòåò ÑÏÎ — ìåäèöèíñêîå ó÷èëèùå
Îòäåëåíèå ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè
Öèêë: «Ñåñòðèíñêîå äåëî â òåðàïèè»
Òâîð÷åñêàÿ ðàáîòà
ÒÅÌÀ:«Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè ïíåâìîíèè»
Èñïîëíèòåëü:
Àôàíàñüåâà
Íàòàëüÿ
Âèêòîðîâíà
2008 ã.
ÀìÈÆÒ — ôèëèàë ÄÂÃÓÏÑ â ã.Ñâîáîäíîì
Ôàêóëüòåò ÑÏÎ — Ñâîáîäíåíñêîå ìåäèöèíñêîå ó÷èëèùå
Îòäåëåíèå ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè
Ðåöåíçèÿ íà òâîð÷åñêóþ ðàáîòó
Ô.È.Î. èñïîëíèòåëÿ:Àôàíàñüåâà Íàòàëüÿ Âèêòîðîâíà
Òåìà ðàáîòû: «Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè ïíåâìîíèè»
Êà÷åñòâî îôîðìëåíèÿ_______________________________________
___________________________________________________________
__________________________________________________________
Îáú¸ì ðàáîòû: âñåãî ïå÷àòíûõ ëèñòîâ _________________________
Ðàñêðûòèå òåìû ____________________________________________
Èñïîëüçîâàíèå ëèòåðàòóðíûõ äàííûõ _________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Îáùåå çàêëþ÷åíèå ïî ðàáîòå: _________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Ðåêîìåíäàöèè:________________________________________________
_________________________________________________________
Ðåöåíçåíò Ô.È.Î.:______________________________________________
__________________________________________________________
Äîëæíîñòü: _______________________________________________
Îöåíêà:___________________________________________________
Äàòà:_________________________________________________________
Ïëàí
Ââåäåíèå
1. Êðóïîçíàÿ ïíåâìîíèÿ: ïðè÷èíû, êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà, ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà
2. Î÷àãîâàÿ ïíåâìîíèÿ: Ïðè÷èíû, êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà, ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà
3. Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè ïíåâìîíèè
Èñïîëüçóåìàÿ ëèòåðàòóðà
Ââåäåíèå
Ïíåâìîíèÿ — îñòðîå âîñïàëåíèå ëåãêèõ, âîçíèêàþùåå ñàìîñòîÿòåëüíî èëè êàê îñëîæíåíèå äðóãèõ çàáîëåâàíèé, îáúåäèíÿþùåå ãðóïïó ðàçëè÷íûõ ïî ýòèîëîãèè è ïàòîãåíåçó âîñïàëèòåëüíûõ (÷àùå èíôåêöèîííûõ) ïðîöåññîâ, ëîêàëèçóþùèõñÿ â áðîíõèîëàõ, àëüâåîëàõ èðàñïðîñòðàíÿþùèõñÿ íà èíòåðñòèöèàëüíóþ òêàíü ñ âîâëå÷åíèåì ñîñóäèñòîé ñèñòåìû ëåãêèõ.
Îñòðàÿ ïíåâìîíèÿ çàíèìàåò çíà÷èòåëüíîå ìåñòî ñðåäè âñåõ çàáîëåâàíèé âíóòðåííèõ îðãàíîâ. Íà çàáîëåâàåìîñòü ïíåâìîíèåé èçâåñòíîå âëèÿíèå îêàçûâàåò âðåìÿ ãîäà: ÷àñòîòà åå íàðàñòàåò â ÿíâàðå — ìàðòå è óìåíüøàåòñÿ â àïðåëå — îêòÿáðå. Çàáîëåâàåìîñòü ïîâûøàåòñÿ òàêæå âî âðåìÿ âñïûøåê ãðèïïà è ñåçîííûõ ðåñïèðàòîðíûõ âèðóñíûõ èíôåêöèé. Çàáîëåâàþò ÷àùå ìóæ÷èíû; ó äåòåé è â ñòàð÷åñêîì âîçðàñòå ïíåâìîíèÿ ïðîòåêàåò îñîáåííî òÿæåëî.
 ðàçâèòèè ïíåâìîíèè îñíîâíóþ ðîëü èãðàåò èíôåêöèÿ: áàêòåðèàëüíàÿ, âèðóñíàÿ, ðåæå ãðèáêîâàÿ.  çàâèñèìîñòè îò ðàñïðîñòðàíåííîñòè ïðîöåññà ðàçëè÷àþò ïíåâìîíèþ, ïîðàæàþùóþ äîëþ, — ýòî êðóïîçíàÿ, èëè ïëåâðîïíåâìîíèÿ, è ïîðàæàþùóþ îãðàíè÷åííûé ó÷àñòîê (äîëüêó), — ýòî î÷àãîâàÿ, èëè áðîíõîïíåâìîíèÿ. Î÷àãè âîñïàëåíèÿ ìîãóò áûòü åäèíè÷íûìè è ìíîæåñòâåííûìè; âîçìîæíî èõ ñëèÿíèå (ñëèâíàÿ ïíåâìîíèÿ); îíè ìîãóò ëîêàëèçîâàòüñÿ îäíîâðåìåííî è â ðàçíûõ ó÷àñòêàõ îáîèõ ëåãêèõ, ïðåèìóùåñòâåííî â íèæíèõ îòäåëàõ.
1. Êðóïîçíàÿ ïíåâìîíèÿ: ïðè÷èíû, êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà, ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà
Êðóïîçíàÿ ïíåâìîíèÿ
Êðóïîçíàÿ ïíåâìîíèÿ — ýòî îñòðûé âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ, çàõâàòûâàþùèé âñþ äîëþ ëåãêîãî èëè åå çíà÷èòåëüíóþ ÷àñòü; õàðàêòåðèçóåòñÿ îïðåäåëåííîé öèêëè÷íîñòüþ ïàòîìîðôîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé è ñòàäèéíîñòüþ êëèíè÷åñêîãî òå÷åíèÿ.
 ïîñëåäíåå âðåìÿ êðóïîçíàÿ ïíåâìîíèÿ â òèïè÷íîé ôîðìå âñòðå÷àåòñÿ ðåäêî, íî ïî-ïðåæíåìó îòëè÷àåòñÿ êëèíè÷åñêèì òå÷åíèåì.
Ïðè÷èíû
Âîçáóäèòåëåì ÷àùå âñåãî ÿâëÿåòñÿ îñîáûé ïíåâìîêîêê (Ôðåíêåëÿ — Âåêñåëüáàóìà), ðåæå äðóãàÿ áàêòåðèàëüíàÿ ôëîðà: ïàëî÷êà Ôðèäëåíäåðà, ñòðåïòîêîêê, ñòàôèëîêîêê è ïð.
Íàèáîëåå ÷àñòî êðóïîçíîé ïíåâìîíèåé áîëåþò ëþäè îñëàáëåííûå, ïîäâåðæåííûå ðàçëè÷íîãî õàðàêòåðà âðåäíûì âîçäåéñòâèÿì. Ñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü ñ íàðóøåíèåì êðîâîîáðàùåíèÿ â ìàëîì êðóãå, îñòðûå è õðîíè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé, àâèòàìèíîçû è ïð. ñëóæàò ôàêòîðàìè, ñïîñîáñòâóþùèìè åå ðàçâèòèþ.  êà÷åñòâå ïðåäðàñïîëàãàþùèõ ìîìåíòîâ áîëüøîå çíà÷åíèå èìåþò ðåçêèå êîëåáàíèÿ òåìïåðàòóðû îêðóæàþùåãî âîçäóõà, ïåðåîõëàæäåíèå.
Êëèíèêà
Òèïè÷íàÿ êàðòèíà êðóïîçíîé ïíåâìîíèè õàðàêòåðèçóåòñÿ îñòðûì íà÷àëîì: ïîòðÿñàþùèé îçíîá, ñèëüíàÿ ãîëîâíàÿ áîëü, ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû òåëà äî 39-40°Ñ. Óæå âî âðåìÿ îçíîáà èëè âñêîðå ïîñëå íåãî íà÷èíàåò áåñïîêîèòü íîþùàÿ áîëü â ãðóäíîé êëåòêå, óñèëèâàþùàÿñÿ ïðè âäîõå è êàøëå. Îáû÷íî, íî íå âñåãäà òàêàÿ áîëü ëîêàëèçóåòñÿ â íèæíèõ îòäåëàõ. Îñîáî ñëåäóåò ïîìíèòü, ÷òî áîëü íå âñåãäà ñîîòâåòñòâóåò ëîêàëèçàöèè ïðîöåññà. Èíîãäà ïðè íèæíåäîëåâîé ïíåâìîíèè áîëü âîçíèêàåò â îáëàñòè æèâîòà, ñèìóëèðóÿ îñòðûé àïïåíäèöèò, ïðèñòóï æåë÷íîêàìåííîé èëè ïî÷å÷íîé êîëèêè. Ðàíî ïðèñîåäèíÿåòñÿ îäûøêà. Êàøåëü â íà÷àëå ñóõîé, à ÷åðåç 1-2 äíÿ ïîÿâëÿåòñÿ êðîâÿíèñòàÿ («ðæàâàÿ») ìîêðîòà.
Ïðè îáùåì îñìîòðå â ýòîé ñòàäèè — ñòàäèè íà÷àëà çàáîëåâàíèÿ — îòìå÷àåòñÿ ãèïåðåìèÿ ùåê (ðóìÿíåö), áîëåå âûðàæåííàÿ íà ñòîðîíå ïîðàæåíèÿ; íåðåäêî íà ãóáàõ è êðûëüÿõ íîñà ìîæíî çàìåòèòü âûñûïàíèÿ — ãåðïåñ. Ïðè äûõàíèè îòìå÷àåòñÿ îòñòàâàíèå ïîðàæåííîé ïîëîâèíû ãðóäíîé êëåòêè, âûñëóøèâàþòñÿ îñëàáëåííîå âåçèêóëÿðíîå äûõàíèå è òàê íàçûâàåìàÿ íà÷àëüíàÿ êðåïèòàöèÿ. Ïåðêóòîðíûé çâóê íàä ïîðàæåííîé äîëåé èìååò òèìïàíè÷åñêèé îòòåíîê, òàê êàê â àëüâåîëàõ èìåþòñÿ îäíîâðåìåííî è âîçäóõ, è æèäêîñòü.
Âî âòîðîé ñòàäèè — ñòàäèè ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ — àëüâåîëû çàïîëíÿþòñÿ ýêññóäàòîì è ñâåðíóâøèìñÿ ôèáðèíîì, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ëåãêîå óïëîòíÿåòñÿ. Ñ ýòîãî ìîìåíòà íàðàñòàåò òóïîñòü íàä ïîðàæåííûì ó÷àñòêîì ëåãêèõ, à ïðè àóñêóëüòàöèè âûñëóøèâàåòñÿ áðîíõèàëüíîå äûõàíèå. Îáùåå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî òÿæåëîå, ÷òî îáúÿñíÿåòñÿ íå òîëüêî ðàçìåðàìè âûêëþ÷åííîé èç äûõàíèÿ ÷àñòè ëåãêîãî, íî è âûðàæåííûìè ÿâëåíèÿìè èíòîêñèêàöèè. Íàáëþäàþòñÿ ó÷àùåííîå ïîâåðõíîñòíîå äûõàíèå (äî 30-40 â ìèíóòó), ñåðäöåáèåíèå (100-200 â ìèíóòó), ìîæåò ñíèæàòüñÿ àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå. Àïïåòèò ó áîëüíîãî ïàäàåò èëè èñ÷åçàåò âñëåäñòâèå âûñîêîé òåìïåðàòóðû òåëà è îáùåãî òÿæåëîãî ñîñòîÿíèÿ. ßçûê ñóõîé è îáëîæåí ñåðûì íàëåòîì. Êèøå÷íèê ôóíêöèîíèðóåò âÿëî, îáû÷íî áûâàåò çàïîð.
Ñòðàäàåò íåðâíàÿ ñèñòåìà: íàðóøàåòñÿ ñîí, â òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ ìîãóò ïîÿâèòüñÿ ãàëëþöèíàöèè è áðåä, îñîáåííî ó ëèö, ñòðàäàþùèõ àëêîãîëèçìîì. Áîëüíîé èñïûòûâàåò ñòðàõ, æåëàíèå êóäà-òî áåæàòü, ìîæåò âûïðûãíóòü â îêíî. Äåæóðíûé ïåðñîíàë äîëæåí áäèòåëüíî ñëåäèòü çà òàêèì áîëüíûì.
Ïîñëå êðèçèñà ñîñòîÿíèå áîëüíîãî óëó÷øàåòñÿ, îí íà÷èíàåò áûñòðî ïîïðàâëÿòüñÿ. Íà÷èíàåòñÿ çàêëþ÷èòåëüíàÿ ñòàäèÿ òå÷åíèÿ êðóïîçíîé ïíåâìîíèè — ñòàäèÿ ðàçðåøåíèÿ. Óâåëè÷èâàåòñÿ êîëè÷åñòâî ìîêðîòû. Ðàçæèæàåòñÿ ýêññóäàò, âîçäóõ ñíîâà íà÷èíàåò ïðîíèêàòü â àëüâåîëû, âñëåäñòâèå ÷åãî ïðèòóïëåíèå ïåðêóòîðíîãî çâóêà óìåíüøàåòñÿ, ïîÿâëÿåòñÿ òèìïàíè÷åñêèé îòòåíîê åãî. Áðîíõèàëüíîå äûõàíèå îñëàáåâàåò, âíîâü íà÷èíàåò âûñëóøèâàòüñÿ êðåïèòàöèÿ. Åñëè â ïðîöåññ âîâëåêàåòñÿ ïëåâðà (ó 1/4 áîëüíûõ), òî âûñëóøèâàåòñÿ øóì òðåíèÿ ïëåâðû. Ïëåâðèò ïðè êðóïîçíîé ïíåâìîíèè, ëå÷åííîé àíòèáèîòèêàìè, ïðîòåêàåò ëåã÷å, íå ïðèâîäèò ê íàãíîèòåëüíûì ïðîöåññàì. Îñëîæíåíèÿ êðóïîçíîé ïíåâìîíèè â íàñòîÿùåå âðåìÿ âñòðå÷àþòñÿ ðåäêî, õîòÿ íå èñêëþ÷àåòñÿ ðàçâèòèå ìèîêàðäèòà, î÷àãîâîãî íåôðèòà è ìåíèíãèòà ïðè òÿæåëîì òå÷åíèè çàáîëåâàíèÿ.
Òàêàÿ æå ñòàäèéíîñòü îòìå÷àåòñÿ â ðåíòãåíîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèÿõ â ëåãêèõ: âíà÷àëå óñèëåíèå ëåãî÷íîãî ðèñóíêà, çàòåì ïîÿâëåíèå î÷àãîâ çàòåìíåíèÿ, êîòîðûå ñëèâàþòñÿ, è îáðàçîâàâøàÿñÿ òåíü îáû÷íî ñîîòâåòñòâóåò äîëå ëåãêîãî. Âîññòàíîâëåíèå íîðìàëüíîé ïðîçðà÷íîñòè ëåãêèõ ïðîèñõîäèò ïîñòåïåííî èäëèòñÿ äî 2-3 íåä.
Ëå÷åíèå
Áîëüíûõ êðóïîçíîé ïíåâìîíèåé ñëåäóåò ãîñïèòàëèçèðîâàòü. Íàçíà÷àþò ñòðîãèé ïîñòåëüíûé ðåæèì. Ïîìåùåíèå, ãäå íàõîäèòñÿ áîëüíîé, äîëæíî ïðîâåòðèâàòüñÿ è áûòü òåïëûì. Áîëüíîìó ïîêàçàíà ùàäÿùàÿäèåòà ñ äîñòàòî÷íûì êîëè÷åñòâîì âèòàìèíîâ. Ïèùà äîëæíà áûòü ïîëóæèäêîé, ïèòàòåëüíîé.  ïåðâûå äíè áîëåçíè, êîãäà îáåñïå÷èâàåòñÿ ñòðîãîå íàáëþäåíèå äåæóðíîãî ïåðñîíàëà çà áîëüíûì, åãî êîðìÿò. Êîðìèòü áîëüíîãî íóæíî ïîíåìíîãó è ÷àùå, ÷åì îáû÷íî. Ïîëåçíî îáèëüíîå ïèòüå: êëþêâåííûé ìîðñ, ôðóêòîâûå ñîêè, ÷àé ñ ëèìîíîì, ìèíåðàëüíûå âîäû.
Ñ ïåðâûõ ÷àñîâ çàáîëåâàíèÿ áîëüíîìó ïðîâîäÿò àíòèáàêòåðèàëüíóþ òåðàïèþ àíòèáèîòèêàìè èëè ñóëüôàíèëàìèäàìè; íàçíà÷àþò ñîñóäèñòûå ñðåäñòâà: êîôåèí, êàìôîðó; ïðè ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè — ñòðîôàíòèí, ïðåïàðàòû äèãèòàëèñà.
Èç àíòèáèîòèêîâ ïðåæäå âñåãî ïîêàçàí áåíçèëïåíèöèëëèí. Ïðåïàðàò ââîäÿò âíóòðèìûøå÷íî â ñóòî÷íîé äîçå 2000000-3000000 ÅÄ â 4-6 ïðèåìîâ. Ýôôåêòèâíû ïîëóñèíòåòè÷åñêèåïåíèöèëëèíû: àìïèöèëëèí, îêñàöèëëèí, àìïèîêñ; ïðè íåïåðåíîñèìîñòè ïåíèöèëëèíà — ïðåïàðàòû èç ãðóïïû öåôàëîñïîðèíîâ (êåôçîë, öåïîðèí è äð. ïî 2 ã â ñóòêè â 2 ïðèåìà).
Èç ñóëüôàíèëàìèäíûõ ïðåïàðàòîâ ëó÷øå íàçíà÷àòü ïðîëîíãèðîâàííûå ñðåäñòâà (ñóëüôàäèìåòîêñèí) èëè êîìáèíèðîâàííûå (áèñåïòîë). Ïàäåíèå òåìïåðàòóðû òåëà äî íîðìàëüíîé íå ÿâëÿåòñÿ îñíîâàíèåì äëÿ îòìåíû àíòèáàêòåðèàëüíîé òåðàïèè. Íåîáõîäèì ðåíòãåíîëîãè÷åñêèé êîíòðîëü.
Ïîëîæèòåëüíîå âîçäåéñòâèå îêàçûâàåò êèñëîðîäíàÿ òåðàïèÿ ñ ïîìîùüþ ñïåöèàëüíîé ìàñêè, êèñëîðîäíîé ïàëàòêè. Èç ñèìïòîìàòè÷åñêèõ ñðåäñòâ ïðèìåíÿþò ïðè ñèëüíîì êàøëå â íà÷àëå çàáîëåâàíèÿ êîäåèí, â ïåðèîä ðàçðåøåíèÿïíåâìîíèè — îòõàðêèâàþùèå ñðåäñòâà (òåðìîïñèñ, èïåêàêóàíà, îáèëüíîå ùåëî÷íîå ïèòüå è äð.). Õîðîøî äåéñòâóþò ãîð÷è÷íèêè è áàíêè. Âî èçáåæàíèå ðàçäðàæåíèÿ ïîñëå áàíîê è ãîð÷è÷íèêîâ íåîáõîäèìî íàñóõî âûòåðåòü êîæó è ñäåëàòü ëåãêèé ìàññàæ.
Íåîáõîäèìî ïîñòîÿííîå íàáëþäåíèå çà áîëüíûì â ïåðâûå äâà ïåðèîäà çàáîëåâàíèÿ. Äëÿ ïðîôèëàêòèêè ïîðàæåíèÿ ïîëîñòè ðòà ñëåäóåò ïðîòèðàòü äåñíû, ñëèçèñòûå îáîëî÷êè íåáà, ùåê, ÿçûêà 2% ðàñòâîðîì ãèäðîêàðáîíàòà íàòðèÿ èëè ñëàáûì ðàñòâîðîì ïåðìàíãàíàòà êàëèÿ. Ïðè ïîÿâëåíèè â óãëàõ ðòà, íà êðûëüÿõ íîñà ãåðïåòè÷åñêèõ âûñûïàíèé ýòè ó÷àñòêè íóæíî ñìàçàòü öèíêîâîé ìàçüþ. Âàæíî ñëåäèòü çà äåÿòåëüíîñòüþ êèøå÷íèêà; ïðè çàïîðàõ ñòàâÿò î÷èñòèòåëüíóþ êëèçìó. Ñ ìîìåíòà ñíèæåíèÿ òåìïåðàòóðû òåëà áîëüíîé äîëæåí çàíèìàòüñÿ äûõàòåëüíîé ãèìíàñòèêîé.  ïåðâûå äíè åå ïðîâåäåíèÿ ìåòîäèñò çàíèìàåòñÿ ñ áîëüíûì â ïàëàòå. Ïðàâèëüíîå ëå÷åíèå ïðèâîäèò ê ïîëíîìó âûçäîðîâëåíèþ. Ïðè íåñâîåâðåìåííîì ëå÷åíèè è íåâûïîëíåíèè áîëüíûì âðà÷åáíûõ ðåêîìåíäàöèé âîçìîæíî ðàçâèòèå àáñöåññà ëåãêîãî.
Ïðîôèëàêòèêà
Êïðîôèëàêòè÷åñêèì ìåðîïðèÿòèÿì îòíîñÿòñÿ çàêàëèâàíèå îðãàíèçìà, ðàöèîíàëüíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà. Íåîáõîäèìî èçáåãàòü ïåðåîõëàæäåíèé, ñîáëþäàòü ãèãèåíó òðóäà, îñîáåííî íà ïðåäïðèÿòèÿõ ñòàëåëèòåéíîé è õèìè÷åñêîé ïðîìûøëåííîñòè. Äèñïàíñåðíîå íàáëþäåíèå çà áîëüíûìè îñóùåñòâëÿåòñÿ â òå÷åíèå ãîäà.
2. Î÷àãîâàÿ ïíåâìîíèÿ: ïðè÷èíû, êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà, ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà
Î÷àãîâàÿïíåâìîíèÿ
Ïîä òåðìèíîì «î÷àãîâàÿ ïíåâìîíèÿ» îáúåäèíÿþòñÿ ðàçíîîáðàçíûå ïî ñâîåìó ïðîèñõîæäåíèþ è êëèíè÷åñêèì ïðîÿâëåíèÿì ôîðìû ïíåâìîíèè, îòëè÷èòåëüíîé îñîáåííîñòüþ êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ âîâëå÷åíèå â âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ îòäåëüíûõ ó÷àñòêîâ ëåãêîãî â ïðåäåëàõ ñåãìåíòà, äîëüêè èëè àöèíóñà. Î÷åíü ÷àñòî î÷àãîâàÿ ïíåâìîíèÿ íà÷èíàåòñÿ ñ ïîðàæåíèÿ áðîíõîâ, ÷òî äàëî ïîâîä íàçûâàòü åå áðîíõîïíåâìîíèåé.
Î÷àãîâàÿ ïíåâìîíèÿ ìîæåò âîçíèêíóòü êàê ñàìîñòîÿòåëüíîå çàáîëåâàíèå (ïåðâè÷íàÿ ïíåâìîíèÿ) èëè ðàçâèòüñÿ íà ôîíå ðàçëè÷íûõ ïàòîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ (âòîðè÷íàÿ ïíåâìîíèÿ).  íàñòîÿùåå âðåìÿ âñòðå÷àåòñÿ ÷àùå, ÷åì êðóïîçíàÿ.
Ïðè÷èíû
 êà÷åñòâå âîçáóäèòåëÿ áðîíõîïíåâìîíèè ìîæåò âûñòóïàòü ñàìàÿ ðàçíîîáðàçíàÿ áàêòåðèàëüíàÿ ôëîðà.  îòíîñèòåëüíî áîëüøîì ïðîöåíòå ñëó÷àåâ îñòðàÿ î÷àãîâàÿ ïíåâìîíèÿ âûçûâàåòñÿ âèðóñàìè (ïíåâìîíèè ïðè ãðèïïå, îðíèòîçå). Íåðåäêî ïðè÷èíîé ïíåâìîíèè ÿâëÿþòñÿ ñî÷åòàíèÿ âèðóñîâ è áàêòåðèé. Âñå áîëüøåå çíà÷åíèå â âîçíèêíîâåíèè î÷àãîâîé ïíåâìîíèè ïðèîáðåòàþò ìèêîïëàçìû (ôèëüòðóþùèåñÿ àãåíòû, íå îòíîñÿùèåñÿ íè ê áàêòåðèÿì, íè ê âèðóñàì) è ãðèáû (êàíäèäû, àñïåðãåëëû è äð.).
 ïîñëåäíèå ãîäû â êà÷åñòâå âîçáóäèòåëÿ ïíåâìîíèè ïðè òàê íàçûâàåìîé áîëåçíè ëåãèîíåðîâ âûäåëåíà ëåãèîíåëëà; ïðè÷èíîé ñìåðòè áîëüíûõ ÑÏÈÄîì ÿâëÿåòñÿ ÷àùå âñåãî ïíåâìîíèÿ, âûçâàííàÿ ïðîñòåéøèìè — ïíåâìîöèñòàìè.
Î÷àãîâàÿ ïíåâìîíèÿ âîçíèêàåò ÷àùå ó ëèö, ñòðàäàþùèõ äðóãèìè îñòðûìè èëè õðîíè÷åñêèìè áîëåçíÿìè, âêëþ÷àÿ îïóõîëè è äèàáåò, ó ïåðåí¸ñøèõ îïåðàöèè, òðàâìû.  ñâÿçè ñ äëèòåëüíûì âûíóæäåííûì ïîëîæåíèåì áîëüíîãî íà ñïèíå (ïðè ïåðåëîìàõ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé, èíôàðêòå ìèîêàðäà, èíñóëüòå) âñëåäñòâèå íàðóøåíèÿ âåíòèëÿöèè ëåãêèõ è çàñòîéíûõ ÿâëåíèé â íèõ ìîæåò ðàçâèòüñÿ ãèïîñòàòè÷åñêàÿ (çàñòîéíàÿ) ïíåâìîíèÿ.
×àñòî î÷àãîâàÿ ïíåâìîíèÿ âîçíèêàåò íà ôîíå õðîíè÷åñêèõ áîëåçíåé ëåãêèõ (õðîíè÷åñêèé áðîíõèò, áðîíõîýêòàòè÷åñêàÿ áîëåçíü è äð.). Ñóùåñòâåííóþ ðîëü èãðàåò çàêóïîðêà ñëèçèñòûìè èëè ãíîéíûìè ïðîáêàìè ìåëêèõ áðîíõîâ ñ ïîñëåäóþùèì ðàçâèòèåì àòåëåêòàçîâ â ëåãî÷íîé òêàíè, ïðèâîäÿùèõ ê î÷àãîâîé ïíåâìîíèè.
Íåðåäêî î÷àãîâîé ïíåâìîíèè ïðåäøåñòâóåò êàòàðàëüíîå ñîñòîÿíèå âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé: èíôåêöèÿ, ðàñïðîñòðàíÿé íà ðàñïîëîæåííûå íèæå îòäåëû äûõàòåëüíûõ ïóòåé, ïðèâîäèò ê áðîíõîïíåâìîíèè.
Êëèíèêà
Íà÷àëî çàáîëåâàíèÿ óñòàíîâèòü íå óäàåòñÿ.  òèïè÷íûõ ñëó÷àÿõ, îñîáåííî ó ìîëîäûõ ëþäåé, çàáîëåâàíèå íà÷èíàåòñÿ îñòðî: òåìïåðàòóðà òåëà ïîâûøàåòñÿ äî 38-38,5° Ñ, ïîÿâëÿåòñÿ èëè óñèëèâàåòñÿ êàøåëü ñ íåáîëüøèì êîëè÷åñòâîì ìîêðîòû; âîçìîæíà îäûøêà. Ëèõîðàäêà îáû÷íî êðàòêîâðåìåííàÿ (2-4 ñóò), èìååò íåïðàâèëüíûé õàðàêòåð.
Äàííûå ôèçèêàëüíîãî èññëåäîâàíèÿ ãðóäíîé êëåòêè çàâèñÿò îò ðàñïîëîæåíèÿ î÷àãà. Ïðè öåíòðàëüíîì ðàñïîëîæåíèè î÷àãà èëè íåáîëüøèõ ïåðèôåðè÷åñêè ðàñïîëîæåííûõ î÷àãàõ íå íàáëþäàåòñÿ ñóùåñòâåííûõ èçìåíåíèé ãîëîñîâîãî äðîæàíèÿ è óêîðî÷åíèÿ ïåðêóòîðíîãî çâóêà. Åñëè î÷àã ðàñïîëîæåí ïîâåðõíîñòíî, íà ñîîòâåòñòâóþùåì ó÷àñòêå ãðóäíîé êëåòêè ïðîñëóøèâàþòñÿ áîëåå æåñòêîå äûõàíèå, âëàæíûå ìåëêî-ïóçûð÷àòûå çâîíêèå õðèïû. Ïðè ñîïóòñòâóþùåì áðîíõèòå âûñëóøèâàþòñÿ è ñóõèå õðèïû. Èçìåíåíèÿ â äðóãèõ îðãàíàõ, êàê ïðàâèëî, îòñóòñòâóþò.  êðîâè îáû÷íî óìåðåííûé ëåéêîöèòîç ñ ïàëî÷êîÿäåðíûì ñäâèãîì, èíîãäà (îñîáåííî ïðè âèðóñíîé èíôåêöèè) íàáëþäàåòñÿ ëåéêîïåíèÿ.
Ðåíòãåíîëîãè÷åñêàÿ êàðòèíà ïðè î÷àãîâîé ïíåâìîíèè ìîæåò áûòü ðàçíîîáðàçíîé. Êàê ïðàâèëî, èìåþòñÿ ÷åòêèå î÷àãè çàòåìíåíèÿ (ðèñ. 15), íåðåäêî ìíîæåñòâåííûå. Ïðè îãðàíè÷åííîé ìåëêîî÷àãîâîé ïíåâìîíèè âûðàæåííûõ èçìåíåíèé ìîæåò íå áûòü; îòìå÷àåòñÿ ëèøü èçìåíåíèå ëåãî÷íîãî ðèñóíêà.
Òå÷åíèå î÷àãîâîé ïíåâìîíèè è å¸ èñõîäû ÷ðåçâû÷àéíî ðàçíîîáðàçíû è çàâèñÿò îò ìíîãèõ óñëîâèé, ñðåäè êîòîðûõ âàæåí õàðàêòåð âîçáóäèòåëÿ, à äëÿ âòîðè÷íîé ïíåâìîíèè — õàðàêòåð çàáîëåâàíèÿ, íà ôîíå êîòîðîãî îíà ðàçâèâàåòñÿ. Î÷àãîâàÿ ïíåâìîíèÿ îáû÷íî ïðîòåêàåò áîëåå äëèòåëüíî è âÿëî, ÷åì êðóïîçíàÿ.  ïîñëåäíèå ãîäû îñîáåííî ÷àñòî âñòðå÷àåòñÿ çàòÿæíîå òå÷åíèå îñòðîé ïíåâìîíèè. Ïðè ïíåâìîíèè, âûçâàííîé ñòàôèëîêîêêàìè, âîçìîæíî ðàçâèòèå òàêîãî îñëîæíåíèÿ, êàê àáñöåäèðîâàíèå.
Ëå÷åíèå
Ïðè ëå÷åíèè î÷àãîâûõ ïíåâìîíèé ñëåäóåò ïðèäåðæèâàòüñÿ òåõ æå ïðèíöèïîâ, ÷òî è ïðè ëå÷åíèè êðóïîçíîé ïíåâìîíèè. Áîëüøóþ ðîëü, ÷åì ïðè êðóïîçíîé ïíåâìîíèè, â âûáîðå àíòèáàêòåðèàëüíîé òåðàïèè èãðàþò âûäåëåíèå âîçáóäèòåëÿ è îïðåäåëåíèå ÷óâñòâèòåëüíîñòè ê íåìó øèðîêîãî ñïåêòðà àíòèáèîòèêîâ. Òàê, ïðè ïíåâìîíèè, âûçâàííîé ìèêîïëàçìàìè, ýôôåêòèâåí ýðèòðîìèöèí èëè òåòðàöèêëèí. Ïíåâìîíèÿ ïðè áîëåçíè ëåãèîíåðîâ ïîääàåòñÿ ëå÷åíèþ ýðèòðîìèöèíîì èëè ðèôàìïèöèíîì.
Ïðîôèëàêòèêà
Ïðåæäå âñåãî, íóæíà ïðîôèëàêòèêà ãðèïïà, áðîíõèòà; ïðîâåäåíèå ìåðîïðèÿòèé, ïîâûøàþùèõ îáùóþ ñîïðîòèâëÿåìîñòü îðãàíèçìà. Ïðåäóïðåæäåíèå ãèïîñòàòè÷åñêîé ïíåâìîíèè çàêëþ÷àåòñÿ â òùàòåëüíîì óõîäå çà áîëüíûìè, ñòðàäàþùèìè òÿæåëûìè òåðàïåâòè÷åñêèìè è õèðóðãè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè, íàõîäÿùèìèñÿ â ïàññèâíîì ïîëîæåíèè.
3. Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè ïíåâìîíèè
Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç îñíîâíûõ è íåîòúåìëåìûõ ïîíÿòèé ñîâðåìåííûõ ìîäåëåé ñåñòðèíñêîãî äåëà.
Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ âêëþ÷àåò â ñåáÿ îáñóæäåíèå ñ ïàöèåíòîì è (èëè) åãî áëèçêèìè âñåõ âîçìîæíûõ ïðîáëåì (î íàëè÷èè íåêîòîðûõ èç íèõ ïàöèåíò è íå ïîäîçðåâàåò), ïîìîùü â èõ ðåøåíèè â ïðåäåëàõ ñåñòðèíñêîé êîìïåòåíöèè.
Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ñîñòîèò èç 5 ýòàïîâ:
ñåñòðèíñêîå îáñëåäîâàíèå (ñáîð èíôîðìàöèè î ïàöèåíòå);
ñåñòðèíñêàÿ äèàãíîñòèêà (îïðåäåëåíèå ïîòðåáíîñòåé);
îïðåäåëåíèå öåëåé è ïëàíèðîâàíèå óõîäà;
ðåàëèçàöèÿ ïëàíà óõîäà;
îöåíêà è êîððåêöèÿ óõîäà â ñëó÷àå íåîáõîäèìîñòè.
I ýòàï
Ñåñòðèíñêîå îáñëåäîâàíèå.
Îöåíêà îáùåãî ñîñòîÿíèÿ è æèçíåííî âàæíûõ ôóíêöèé: ñîçíàíèÿ, äûõàíèÿ (òàõèïíîý), êðîâîîáðàùåíèÿ.
Âèçóàëüíàÿ îöåíêà ìîæåò âûÿâèòü:
— áëåäíîñòü êîæíûõ ïîêðîâîâ;
— àêðîöèàíîç;
— ãåðïåòè÷åñêèå âûñûïàíèÿ;
— îòñòàâàíèå ïîðàæ¸ííîé ñòîðîíû ãðóäíîé êëåòêè â àêòå äûõàíèÿ.
Èññëåäîâàíèå ïóëüñà, àóñêóëüòàöèÿ ñåðäöà, ïîäñ÷åò ×ÑÑ (òàõèêàðäèÿ).
Èçìåðåíèå ÀÄ (ìîæåò áûòü àðòåðèàëüíàÿ ãèïîòåíçèÿ).
Èññëåäîâàíèå ë¸ãêèõ ìîæåò âûÿâèòü:
— óêîðî÷åíèå (òóïîñòü) ïåðêóòîðíîãî çâóêà íàä ïîðàæ¸ííûì ó÷àñòêîì ë¸ãêèõ;
— óñèëåíèå áðîíõîôîíèè è ãîëîñîâîãî äðîæàíèÿ;
— àóñêóëüòàòèâíî — îñëàáëåíèå äûõàíèÿ íà îãðàíè÷åííîì ó÷àñòêå, ëîêàëüíî âûñëóøèâàåìîå áðîíõèàëüíîå äûõàíèå, ìåëêîïóçûð÷àòûå õðèïû èëè èíñïèðàòîðíàÿ êðåïèòàöèÿ.
Èçìåðåíèå òåìïåðàòóðû (õàðàêòåðíà ëèõîðàäêà >38 °Ñ).
Èçìåðåíèå ÀÄ.
Ñîáèðàåì ñâåäåíèÿ î ïðèíèìàåìûõ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòàõ.
II ýòàï
Äèàãíîñòèðîâàíèå èëè îïðåäåëåíèå ïðîáëåì ïàöèåíòà: ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû, ãîëîâíàÿ áîëü, îçíîá, áîëü â ãðóäíîé êëåòêå, êàøåëü, ìîêðîòà, îäûøêà, ïîòëèâîñòü, ïëîõîé ñîí, ïëîõîé àïïåòèò.
Íà äîãîñïèòàëüíîì ýòàïå: ñíèæåíèå òåìïåðàòóðû, ïîñòåëüíûé ðåæèì, îáèëüíîå ïèòü¸.
III ýòàï
Ïëàíèðîâàíèå ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ.
1. Îáåñïå÷èòü ñîáëþäåíèå áîëüíûì ïðåäïèñàííîãî ðåæèìà.
2. Ïðè ïîâûøåííîé òåìïåðàòóðå — óõîä çà ëèõîðàäÿùèì áîëüíûì.
3. ׸òêî è ñâîåâðåìåííî âûïîëíÿòü íàçíà÷åíèÿ âðà÷à.
4. Ñëåäèòü çà ÷àñòîòîé è õàðàêòåðîì äûõàíèÿ, ïóëüñîì è ÀÄ.
5. Ñëåäèòü çà êîëè÷åñòâîì è õàðàêòåðîì ìîêðîòû.
6. Ñëåäèòü çà ðåãóëÿðíîé ñìåíîé áåëüÿ.
7. Êîíòðîëèðîâàòü êà÷åñòâî è ðåæèì ïèòàíèÿ ïàöèåíòà.
8. Îáó÷èòü áîëüíîãî äûõàòåëüíûì è äðåíàæíûì óïðàæíåíèÿì.
Ìîòèâàöèÿ: äëÿ îáëåã÷åíèÿ ñîñòîÿíèÿ áîëüíîãî è ýôôåêòèâíîãî ëå÷åíèÿ.
IV ýòàï
Îñóùåñòâëåíèå ñåñòðèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ ïî ñîñòàâëåííîìó ïëàíó.
Öåëü: 1. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà áîëüíîãî.
2. Ïðîôèëàêòèêà è áîðüáà ñ îñëîæíåíèÿìè.
3. Ðåæèì, äèåòà, âûïîëíåíèå âñåõ íàçíà÷åíèé âðà÷à.
V ýòàï
Íà ïÿòîì ýòàïå ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà ìåäèöèíñêàÿ ñåñòðà îöåíèâàåò ýôôåêòèâíîñòü ñåñòðèíñêîãî âìåøàòåëüñòâà è ñòåïåíü äîñòèæåíèÿ ïîñòàâëåííîé öåëè è ïðè íåîáõîäèìîñòè ïðîèçâîäèò êîððåêòèðîâêó.
Ìåäèöèíñêàÿ ñåñòðà ñîîáùàåò ïàöèåíòó ðåçóëüòàò îöåíêè: îí äîëæåí çíàòü, íàñêîëüêî óñïåøíî ñïðàâèëñÿ ñ ïîñòàâëåííîé çàäà÷åé.
Îöåíêà îñóùåñòâëÿåòñÿ ñåñòðîé íåïðåðûâíî, èíäèâèäóàëüíî. Åñëè ïðîáëåìà ðåøåíà, ñåñòðà äîëæíà îáîñíîâàííî óäîñòîâåðèòü â ñåñòðèíñêîé èñòîðèè áîëåçíè. Åñëè öåëè íå óäàëîñü äîñòèãíóòü, ñëåäóåò âûÿñíèòü ïðè÷èíû íåóäà÷è è âíåñòè íåîáõîäèìóþ êîððåêòèðîâêó â ïëàí ñåñòðèíñêîé ïîìîùè.  ïîèñêàõ îøèáêè íåîáõîäèìî åùå ðàç ïîýòàïíî ïðîàíàëèçèðîâàòü âñå äåéñòâèÿ ìåäñåñòðû.
Èñïîëüçóåìàÿëèòåðàòóðà
1. Ó÷åáíîå ïîñîáèå «Âíóòðåííèå áîëåçíè» Í.È.Ôåäþêîâè÷ 2000ã.
2. È.À.Áåðåæíîâà «Ñïðàâî÷íèê ìåäñåñòðû» 2005ã.
3. Â.È.Ìàêîëêèí, Ñ.È.Îâ÷àðåíêî, Í.Í.Ñåìåíêîâ «Âíóòðåííèå áîëåçíè»
4. Â.È.Ìàêîëêèí, Ñ.È.Îâ÷àðåíêî, Í.Í.Ñåìåíêîâ «Ñåñòðèíñêîå äåëî â òåðàïèè» 2002ã.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник