Пневмонии объект исследования предмет исследования

Содержание
I. Введение………………………………………………………………………………..3
1.2. Этиология, факторы риска………………………………………………….7
1.3. Патогенез…………………………………………………………………….8
1. Актуальность темы……………………………………………………………..4
2. Объект и предмет исследования………………………………………………4
3. Цели и задачи исследования………………………………………………….4
4. Методы исследований…………………………………………………………5
5. Практическаязначимость…………………………………………………….5
II. Основная часть……………………………………………………………….6
1. Теоретические основы…………………………………………………………7
1.1. Определение заболевания…………………………………………………..7
1.4. Клиника………………………………………………………………………8
1.5. Диагностика исследования………………………………………………….9
1.6. Осложнения…………………………………………………………………10
1.7. Дифференциальный диагноз………………………………………………10
1.8.Лечение……………………………………………………………………..11
1.9. Профилактика заболевания……………………………………………….12
1.10. Диспансеризация…………………………………………………………13
1.11. Особенности сестринского ухода ………………………………………13
III. Заключение…………………………………………………………………17
2.1. Выводы, рекомендации…………………………………………………….18
IV. Список литературы……………………………………………………….22
V. Приложения…………………………………………………………………25
I. ВВЕДЕНИЕ
1. Актуальность темы
Ежегодно в России пневмонией заболевают 1,5млн. человек, причем правильный диагноз ставится у 1/3 больных.
Широкое распространение острых пневмоний представляет большую опасность для детей. Своевременная правильная
диагностика острых пневмоний у детей, оценка тяжести течения болезни с учетом сопутствующих заболеваний, правильный выбор антибактериальной терапии позволяет полному выздоровлению детей от пневмонии, снижению осложнения илетальности, поэтому данная тема является актуальной и современной.
2. Объект и предмет исследования
Объект исследования: сестринский уход в лечении острой пневмонии у детей.
Предмет исследования: углублённое изучение лечения и профилактики острой пневмонии у детей.
3. Цели и задачи исследования:
Цель исследования: показать значимость медицинской сестры при лечении острой пневмонии у детей.
Задачи исследования:
-определить понятие пневмонии
— выявить причины ее возникновения
— охарактеризовать основные симптомы при пневмонии
— провести классификацию пневмонии
— рассмотреть меры профилактики
— определить роль сестринского персонала в профилактике и уходе
— сформулировать реализацию и оценку эффективности проделанной работы в терапевтическом отделении
4. Методы исследований
1. Анализ литературы
2.Статистический
3. Описательный
5. Практическая значимость
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по сестринскому уходу в лечении острой пневмонии у детей.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Теоретические основы
1.1. Определение заболевания
Острая пневмония – это острое воспалительное заболевание легких инфекционной природы с преимущественным и обязательным поражением респираторныхотделов (альвеол и терминальных бронхиол).
Заболеваемость острой пневмонией остается высокой: в группе неспецифических заболеваний легких на ее долю приходится 29,3% случаев, а в структуре общей заболеваемости она составляет в среднем 0,33%.
Острая пневмония у детей при неадекватной диагностике и лечении может привести к ряду тяжелых осложнений, в отдельных случаях – к смерти. Острая пневмония у новорожденныхдетей носит летальный характер в 30% случаев.
1.2.
Этиология, факторы риска
Возбудителями пневмонии могут стать:
1. Бактерии (стрептококки, стафилококки, кишечная палочка);
2. Вирусы (аденовирус, парагрипп, риновирус);
3. Внутриклеточные паразиты (хламидии, микоплазмы);
4. Грибы (кандида).
Причиной острой пневмонии может стать лежачее положение больного. Также бывают случаи возникновениявоспаления при переломах костей.
Факторы риска:
1. Родовые травмы
2. Внутриутробная асфиксия и гипоксия плода
3. Врожденные пороки развития (особенно сердца, легких, иммунной системы)
4. Врожденные и приобретенные иммунодефицитные состояния у ребенка
5. Гипотрофия, недоношенность, морфофункциональная незрелость
6….
Источник
Пневмонией называют воспаление легких. Это острое инфекционное заболевание, которое может иметь разную природу: бактериальную, вирусную, грибковую, аспирационную. Наиболее часто болезнь вызывает бактерия пневмококк.
Главный симптом пневмонии – удушье на фоне высокой температуры тела. При вдохе человек чувствует боль в груди, кашляет с обильным выделением гнойной мокроты, истекает потом, его знобит. У пожилых людей, лежачих больных, при поражении незначительной части легких клиническая картина может быть стертая.
Чтобы поставить диагноз, нужно обратиться к врачу терапевту (педиатру) или пульмонологу. Диагностика пневмонии включает в себя рентген грудной клетки, исследование мокроты, анализ крови. В догоспитальный период проводится сбор жалоб и аускультация – выслушивание легких фонендоскопом для определения шумов и хрипов.
По каким симптомам можно распознать пневмонию?
Самым первым основанием подозревать воспаление легких является характерная для болезни клиническая картина. Распознавать пневмонию позволяют следующие симптомы:
- озноб и повышенное потоотделение;
- жар, температура тела 38-40 градусов;
- удушающий кашель;
- затрудненное дыхание, особенно вдох;
- боль в груди;
- отделение при кашле мокроты желтого, зеленого, розового, красно-бурого цвета;
- побледнение губ, ногтей, пальцев – симптом кислородного голодания;
- одышка;
- ломота в теле;
- усталость, потеря аппетита.
Внимание! Воспаление легких можно вылечить, если своевременно обратиться в больницу. Обнаружив симптомы пневмонии, следует вызвать врача на дом или позвонить в скорую помощь. Заболевание быстро прогрессирует. По статистике, более 50% случаев смерти от пневмонии приходится на тех, кто занимался самолечением или не смог своевременно распознать болезнь. Нередко диагноз «пневмония» устанавливает уже судмедэксперт.
Картина болезни у взрослых, пожилых и детей
Проявления пневмонии могут быть нетипичными. Иногда заболевание протекает практически бессимптомно, без высокой температуры и изнурительного кашля. Однако неизменно присутствуют 3 признака:
- немотированная слабость, сонливость;
- легкий жар – температура 37-37,5;
- сильное потоотделение во время сна.
Скрытый воспалительный процесс характерен для людей с ослабленным иммунитетом, лежачих больных, новорожденных детей и пожилых лиц старше 65 лет. Пожилой человек также может жаловаться на спутанность сознания. В среднем, дети до 5 лет и старики болеют пневмонией в 2-3 раза чаще, чем взрослый человек в расцвете сил. Диагностировать болезнь у них сложнее.
Диагностика
Наиболее часто воспалению легких предшествует заболевание верхних дыхательных путей – ОРЗ, простуда, грипп, трахеит и другие. Одна болезнь плавно перетекает в другую, и даже врачу не всегда удается «словить» этот момент. Поэтому важно повторно прийти на консультацию, если лечение простудного заболевания не помогает, и улучшений нет. Для диагностики пневмонии первично проводят следующие мероприятия.
1. Сбор анамнеза. Пациент опрашивается на предмет жалоб, продолжительности болезни, наличие сопутствующих заболеваний, принимаемом лечении. Врач задает ряд вопросов. «Начинаете ли вы часто дышать или задыхаетесь, когда отдыхаете? Когда впервые появился кашель, и как он изменился со временем? Откашливаете ли вы желтую, розовую или зеленую мокроту? При вдохе или выдохе ощущаете или нет боль в области груди?».
2. Выслушивание легких. Следующим шагом проводится аускультация. Врач просит оголить верхнюю часть тела и правильно, глубоко дышать. С помощью фонендоскопа он будет слушать, как раскрываются легкие, и какой при этом получается звук. При подозрении на пневмонию выслушивание проводится особенно тщательно, обязательно спереди и сзади. Врач может постукивать по спине, засекать секундомером время вдоха и выдоха. На воспаление легких указывает поверхностное бронхиальное дыхание и отставание пораженной стороны. Кроме того, отчетливо слышны мелкопузырчатые хрипы, шумы, скрежет. Простукивание позволяет примерно определять зону поражения – непосредственно над ней отзвук короткий, глухой.
3. Диагностическое исследование. Чтобы подтвердить диагноз и установить причину воспаления легких, врач назначит ряд анализов. Выявление пневмонии может включать в себя разный набор тестов.
Основные методы
Наиболее доступным и достоверным способом диагностировать пневмонию является проведение рентгенографии грудной клетки или флюорографии, если пациент старше 15 лет. Снимок позволяет увидеть очаги воспаления, которые называют «затемнениями». На деле они представляют собой белые пятна, потому как изображение – это негатив. Диагностика проводится в комплексе с лабораторно-инструментальными исследованиями, что позволяет отличать воспаление легких от схожих по симптоматике болезней. Стандартный набор анализов, необходимый для постановки диагноза включает в себя:
- рентген грудной клетки (флюорография);
- лабораторный анализ мокроты;
- общий анализ крови.
На пневмонию указывают очаговые затемнения на снимке. При этом также наблюдается деформация и усиление сосудисто-легочного рисунка. Пятна могут иметь разный диаметр: до 3 мм считаются мелкоочаговыми, 4-7 мм – среднеочаговыми, 8-12 – крупноочаговыми. Если воспалением легких болеет ребенок, то вовлекаются нижние отделы, а размер затемнений составляет 1-2 мм.
Кровь при пневмонии имеет следующие отклонения от нормы: повышается количество лейкоцитов, СОЭ, нейтрофилов, наблюдается сдвиг лейкоцитарной формулы влево. Мокрота имеет воспалительный характер – в ней появляются лейкоциты. В выделениях обнаруживаются спирали Куршмана, эпителиальные клетки, элементы крови, кристаллы Шарко-Лейдена, альвеолярные макрофаги. Посев мокроты на питательные среды позволяет выявить возбудителя и правильно выбрать антибиотик для лечения.
Внимание! При воспалении легких рентген делают как минимум дважды: при поступлении в больницу и при выписке.
Дополнительные методы
При подозрении на осложнения пневмонии (абсцесс, отек легких, плеврит, обструкция и другие) назначаются дополнительные анализы и исследования. Кроме того, они необходимы, если нужно провести дифференциальный анализ. Пневмония имеет схожие клинические проявления с рядом других заболеваний дыхательной системы. Важно исключить туберкулез и раковые опухоли.
1. КТ, МРТ (компьютерная томография, магнитно-резонансная томография). Оба исследования дают объемное изображение легких и других органов. Это позволяет обнаруживать различные осложнения, новообразования, инородные предметы. При КТ используются рентген лучи, которые более эффективны для диф-диагностики туберкулеза. При МРТ сканирование электромагнитное, и лучше показывает состояние мягких тканей, сосудов, суставов. Его могут назначить для дифференциации пневмонии и опухоли.
2. Бронхоскопия. Эндоскопический метод исследования, позволяющий узнавать о наличии опухолей, воспалений, инородных тел в бронхолегочной системе.
3. Микроскопия мазков мокроты. При подозрении на атипичного возбудителя или туберкулез, мазки окрашивают по Цилю-Нильсену. Чтобы дифференцировать пневмококки, стрептококки, стафилококки, окраску проводят по Грамму.
4. Биохимический анализ крови, УЗИ сердца. Назначаются для исключения осложнений со стороны других органов.
В заключение, диагноз «воспаление легких» должен основываться на результатах рентгенологического и лабораторно-инструментального исследования.
Имеет значение установление этиологии заболевания. Пневмония бывает пневмококковая, стрептококковая, стафилококковая, вирусная, аспирационная (наиболее часто при проглатывании инородных тел детьми, попадании рвотных масс в дыхательные пути).
Диагностика также позволяет выявлять степень и характер поражения легких: очаговая, крупозная, долевая, сегментарная пневмония. Лечение назначается соответственно типу воспаления. Зачастую требуется госпитализация пациента. Антибиотики при таком диагнозе вводятся внутривенно либо внутримышечно. Домашний режим лечения возможен, если диагностирована начальная стадия воспаления, и человек берет всю ответственность за здоровье на себя.
Источник
ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ «ПРИЗВАНИЕ»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
КУРСОВАЯ РАБОТА
по профессиональному модулю ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
Выполнила
обучающаяся
3курсаС303-09группы
Кашежева Карина Ахмедовна
Руководитель курсовой работы: Фамилия Имя Отчество
Курсовая работа защищена с оценкой _________________________________
(цифрой и прописью)
Подписи преподавателей __________________________ /_______________________________/
__________________________ /_______________________________/
__________________________ /_______________________________/
Г. Нальчик
Г.
АД
ЧСС
ЧДД
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в широкой распространенности данного заболевания как в нашей республике, так и в стране. В России за год пневмонией заболевают примерно 1,5 млн человек. Наиболее часто болеют лица моложе 5 лет и старше 75 лет. С возрастом риск заболевания пневмонией увеличивается (летальность 2 — 3 %).
Ошибки в диагностике пневмоний достигают 25%, диагноз пневмония впервые 3 дня болезни устанавливается у 37% заболевших. Необходимость изучения данного заболевания обусловлена тем, что исход этого заболевания и трудоспособность больных в дальнейшем в большой мере зависят не только от ранней диагностики и адекватно проведенной терапии, но и от организации сестринского ухода за больными пневмонией в условиях стационара. Эта работа во многом зависит от эффективной деятельности медицинской сестры, ее профессионализма, умения найти общий язык с пациентом. Такие пациенты нуждаются в организации лечебно – охранительного режима. Именно поэтому тема моей курсовой работы «Особенности сестринского ухода за пациентами с внебольничной пневмонией».
Цель исследования: изучение роли медицинской сестры в организации ухода за пациентами с внебольничной пневмонией в условиях стационара.
Объект исследования:деятельность медицинской сестры при уходе за больными с внебольничной пневмонией в условиях стационара.
Предмет исследования:роль медицинской сестры в организации ухода за пациента с внебольничной пневмонией в условиях стационара.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты внебольничной пневмонии;
2. Выявить особенности сестринского ухода за больными в условиях стационара;
3. Разработать памятку для пациентов по профилактике респираторных заболеваний
Методы исследования: теоретический обзор литературы по проблеме исследования, эмпирическое исследование: наблюдение, опрос, анкетирование. пневмония больной медицинская сестра
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕБОЛЬНИЧНОЙ ПНЕВМОНИИ
Пневмони́я, воспаление лёгких — воспаление лёгочной ткани, как правило, инфекционного происхождения с преимущественным поражением альвеол (развитием в них воспалительной экссудации) и интерстициальной ткани лёгкого.
Внебольничная пневмония – заболевание дыхательной системы, не связанное с пребыванием больного в медицинском учреждении
Классификация:
1. Виды пневмонии:
· внегоспитальные (внебольничные, первичные) пневмонии;
· госпитальные (внутрибольничные) пневмонии;
2. По этиологии:
· пневмококковые;
· микоплазма;
· клебсиелла;
· кишечная палочка и т.д.
3. По локализации:
· долевые;
· сегментарные;
· очаговые.
4. По степени тяжести:
· легкие;
· тяжелые.
5. По осложнениям:
· легочные (гангрена легких, плеврит, абсцесс, острая дыхательная недостаточность);
· внелегочные (острое легочное сердце, миокардит, психозы и т.д.).
Этиология.Причиной пневмонии могут быть все известные в настоящее время инфекционные агенты, однако на практике подавляющее большинство случаев пневмонии вызывается ограниченным количеством видов микроорганизмов. Типичными бактериальными возбудителями внебольничных пневмоний является пневмококк, гемофильная палочка, микоплазма.
Предрасполагающими условиями к развитию острых пневмоний являются различные химические и физические факторы, которые снижают защитные силы организма ( переохлаждение, алкоголь, травмы, гипоксия и т.д.
Методы диагностики и лечения пневмонии.
Для постановки диагноза внебольничной пневмонии первично проводят следующие мероприятия:
1. Сбор анамнеза. Пациента опрашивают на предмет жалоб, длительности заболевания, наличие сопутствующих болезней и т.д. Врач задает определенные вопросы: «Начинаете ли вы задыхаться и дышать часто, когда ваше состояние в покое? С какого момента появился кашель, изменялся ли со временем? Мокрота желтая, розовая или зеленая? При вдохе или выдохе ощущаете в области груди боль?».
2. Выслушивание легких. Врач проводит аускультацию, заранее просит оголить верхнюю часть тела и глубоко дышать. С помощью фонендоскопа будет выслушиваться, как раскрываются легкие, и какой при этом получается звук. Выслушивание проводится особенно тщательно, обязательно спереди и сзади. Врач может постукивать по спине, проследить время вдоха и выдоха. На воспаление легких указывает поверхностное бронхиальное дыхание и отставание пораженной стороны. Помимо этого, отчетливо слышны мелкопузырчатые хрипы, шумы, скрежет. Простукивание позволяет примерно определять зону поражения – непосредственно над ней отзвук короткий, глухой.
3. Диагностическое исследование. Для подтверждения диагноза и установлении причины воспаления, врач назначает ряд анализов.
Основные методы
Более достоверным и доступным способом диагностики пневмонии считается проведение рентгенографии грудной клетки или флюорографии, если пациент старше 15 лет. Диагностика проводится в комплексе с лабораторно-инструментальными исследованиями, чтобы отличать воспаление легких от схожих с ним болезней. Обычно назначают следующие анализы:
· рентген грудной клетки (флюорография);
· лабораторный анализ мокроты;
· общий анализ крови.
На пневмонию указывают очаговые «затемнения» на снимке. При этом наблюдается деформация и усиление сосудисто-легочного рисунка. Пятна могут иметь разный диаметр: до 3 мм считаются мелкоочаговыми, 4-7 мм – среднеочаговыми, 8-12мм – крупноочаговыми.
Кровь при пневмонии имеет следующие отклонения от нормы:
· повышается количество лейкоцитов, СОЭ, нейтрофилов;
· наблюдается сдвиг лейкоцитарной формулы влево.
В мокроте проявляется воспалительный характер – в ней обнаруживаются лейкоциты. В выделениях обнаруживаются спирали Куршмана, эпителиальные клетки, элементы крови. Посев мокроты на питательные среды позволяет выявить возбудителя и правильно выбрать антибиотик для лечения. При воспалении легких рентген делают как минимум дважды: при поступлении в больницу и при выписке.
Дополнительные методы
При подозрении на осложнения пневмонии (абсцесс, отек легких, плеврит, обструкция и другие) назначаются дополнительные анализы и исследования. Кроме того, они необходимы, если нужно провести дифференциальный анализ. Пневмония имеет схожие клинические проявления с рядом других заболеваний дыхательной системы. Важно исключить туберкулез и раковые опухоли.
1. КТ, МРТ (компьютерная томография, магнитно-резонансная томография). Оба исследования дают объемное изображение легких и других органов. Это позволяет обнаруживать различные осложнения, новообразования, инородные предметы. При КТ используются рентген лучи, которые более эффективны для диф-диагностики туберкулеза. При МРТ сканирование электромагнитное, и лучше показывает состояние мягких тканей, сосудов, суставов. Его могут назначить для дифференциации пневмонии и опухоли.
2. Бронхоскопия. Эндоскопический метод исследования, позволяющий узнавать о наличии опухолей, воспалений, инородных тел в бронхолегочной системе.
3. Микроскопия мазков мокроты. При подозрении на атипичного возбудителя или туберкулез, мазки окрашивают по Цилю-Нильсену. Чтобы дифференцировать пневмококки, стрептококки, стафилококки, окраску проводят по Грамму.
4. Биохимический анализ крови, УЗИ сердца. Назначаются для исключения осложнений со стороны других органов.
В заключение, диагноз «воспаление легких» должен основываться на результатах рентгенологического и лабораторно-инструментального исследования.
Имеет значение установление этиологии заболевания. Пневмония бывает пневмококковая, стрептококковая, стафилококковая, вирусная, аспирационная (наиболее часто при проглатывании инородных тел детьми, попадании рвотных масс в дыхательные пути).
Диагностика также позволяет выявлять степень и характер поражения легких: очаговая, крупозная, долевая, сегментарная пневмония. Лечение назначается соответственно типу воспаления. Зачастую требуется госпитализация пациента. Антибиотики при таком диагнозе вводятся внутривенно либо внутримышечно. Домашний режим лечения возможен, если диагностирована начальная стадия воспаления, и человек берет всю ответственность за здоровье на себя
Источник