Пневмония у детей для детских садов

Пневмония у детей для детских садов thumbnail

Пневмония у детей для детских садов

Карантин в детских учебных заведениях – вынужденная мера, которую применяют в исключительных случаях. Причинами изоляции группы детского сада или класса могут быть разные инфекционные заболевания, в том числе пневмония. В этой статье мы подробно расскажем о вирусной внебольниичной пневмонии в детском саду и школе.

Что это за недуг?

Пневмония (воспаление легких) – это воспалительное заболевание инфекционного характера нижней части легких. Спровоцировано оно может быть разными факторами:
Объявили карантин. Вирусная внебольничная пневмония в детском саду и школе

  • грибковыми инфекциями;
  • грамположительными бактериями (стрептококками, стафилококками и пневмококками);
  • вирусами (гриппа, герпеса и другими);
  • микоплазмами;
  • грамотрицательными бактериями (энтеробактериями, гемофильной палочкой и другими);
  • неинфекционным поражением (травмой, интоксикацией и другими).

Симптомы пневмонии зависят от формы и тяжести заболевания.

Основные Сопутствующие Атипичные
  • повышенная температура;
  • затяжной сухой кашель;
  • слабость;
  • отдышка;
  • боль в груди.
  • боль в мышцах;
  • повышенная утомляемость;
  • посинение губ.
  • тяжелое дыхание;
  • отсутствие аппетита.

Так как это заболевание чаще всего передается воздушно-капельным путем, то заразится можно от прямого контакта с больным или от вещей, с которыми он контактировал.

Лечение пневмонии будет зависеть от ее формы. Во время терапии назначают следующие препараты:

  • антибиотики (при любой форме болезни);
  • серосодержащие препараты (в случае грибковой инфекции);
  • противовирусные лекарства (при инфекционном поражении).

Объявили карантин. Вирусная внебольничная пневмония в детском саду и школеПри отсутствии своевременного лечения пневмония может привести к нежелательным последствиям, таким как:

  • астма;
  • образование рубцов на легких;
  • абсцесс (загноение тканей легкого);
  • нарушение работы сердца;
  • отдышка;
  • летальный исход.

Внебольничное вирусное воспаление легких

Внебольничная пневмония – форма заболевания, при которой не требуется госпитализация. Лечение в этом случае проходит амбулаторно. Эта форма воспаления легких чаще всего возникает на фоне вирусных инфекций, при своевременном лечении протекает легко и не дает осложнений.

В каких случаях вводится карантин и как это должно происходить читайте в отдельном материале.

В каких случаях и как закрывают школы и детские сады?

Закрытие школ и детских садов на карантин происходит на основании приказа руководителя организации. Поводом к этому становится заболевание более 20% детей по всему учреждению или выявление 2-х и более больных детей в группе. Родителям в этом случае сообщаются сроки и необходимые меры профилактики.

В СанПиНе четко прописаны правила проведения мероприятий в школах и детских садах во время карантина по пневмонии.

В них входит:

Объявили карантин. Вирусная внебольничная пневмония в детском саду и школе

  • выявление заразившихся путем обследования всех находившихся в зоне риска у инфекциониста и педиатра;
  • госпитализация или изоляция всех, у кого выявлены любые инфекционные заболевания легких и верхних дыхательных путей;
  • выявление лиц с хроническими заболеваниями легких;
  • проведение профилактических мер со всеми детьми, находящимися в контакте с больными;
  • полная дезинфекция помещений, вентиляционных ходов, водопровода;
  • усиленный режим кварцевания;
  • проведение информационной работы с родителями, детьми и педагогами;
  • запрет на кабинетную систему;
  • дополнительное обучение медицинских работников, закрепленных за учреждением;
  • пересмотр меню и оценка работы пищеблока;
  • установление факторов, спровоцировавших формирование очага заболевания.

Какие мероприятия проводятся?

Во время карантина по пневмонии проводится ряд мероприятий, направленных на уничтожение инфекции и на профилактику заболевания.

В них входит:

Объявили карантин. Вирусная внебольничная пневмония в детском саду и школе

  • проведение вакцинации;
  • проверка наличия медицинских книжек у педагогов и обслуживающего персонала;
  • дезинфекция всех помещений учреждения;
  • организация назначения всем контактным лицам витаминных и иммуномоделирущих препаратов;
  • гигиеническая оценка помещений, предназначенных для длительного пребывания детей (группы, классы).

Сколько дней длится?

Пневмония – инфекционное заболевание с небольшим инкубационным периодом – до 3 дней. Развитие болезни происходит довольно стремительно. Для выявления всех заразившихся требуется немного времени, поэтому карантин по пневмонии длится 7 дней.

Обязательно ли ребенок заболеет?

Пневмония передается воздушно-капельным путем, поэтому вероятность того, что ребенок, посещающий учебное учреждение, заразится, очень высока.

Заражение не произойдет в том случае, если ребенку проводилась вакцинация или контакт не был близким и длительным.

Ходят ли малыши в сад?

Если руководством детского сада было принято решение закрыть все учреждение, то посещать его можно будет только после окончания карантина. В том случае, если закрыта только 1 группа, то никаких ограничений для детей, посещающих другие группы, нет.

К ограничениям, для закрытой на карантин группы, относятся:

  • запрет на участие в массовых мероприятиях;
  • все занятия, в том числе музыкальные и физкультурные, проводятся в группе;
  • прогулки осуществляются только на площадке, закрепленной за группой.

Могут ли отказать в выдаче листка нетрудоспособности?

На основании федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ отказать в предоставлении больничного на время карантина в поликлинике не имеют права.

Можно ли посещать кино, магазин, театр?

Объявили карантин. Вирусная внебольничная пневмония в детском саду и школеПосещать с ребенком общественные места во время вспышки пневмонии и карантина крайне не рекомендуется. Так как, даже если ребенок не заболел, он может являться носителем инфекции. Но не стоит беспокоиться, если ребенок во время выявления первого заболевшего не посещал детский сад. В этом случае, никакой опасности для окружающих он не представляет.

Меры профилактики в ДОУ

Чтобы уберечь себя и своего ребенка от заражения пневмонией следует соблюдать меры профилактики.

К ним относятся:

  • регулярная гигиена рук;
  • соблюдение здорового образа жизни;
  • полноценное питание;
  • занятия физической культурой на свежем воздухе;
  • своевременная вакцинация;
  • соблюдение режима дня;
  • регулярное проветривание и влажная уборка помещений;
  • использование медицинской маски в случае контакта с больным;
  • промывание/полоскание носа и рта специальными препаратами (например, «Аква») минимум 1 раз в день.

Чтобы избежать такого заболевания как пневмония, достаточно соблюдать меры профилактики и внимательно следить за здоровьем ребенка. Даже при малейшем недомогании, необходимо обратиться за медицинской помощью. Следует помнить, что самолечение может привести к нежелательным последствиям.

Источник

Содержание:

  • Причины пневмонии у детей
  • Признаки пневмонии у детей
  • Профилактика пневмонии у детей
  • Лечение пневмонии

Пневмония у детей — опасное заболевание, которое большинству известно как воспаление легких. Пневмонию необходимо своевременно диагностировать и лечить, чтобы она не привела к тяжким последствиям. Как определить симптомы пневмонии и каковы меры профилактики, рассказывает врач-педиатр клиники «Будь Здоров» Светлана Корнюшко.

Причины пневмонии у детей

Пневмония или, как мы часто говорим, воспаление легких — это заболевание, развивающееся в одном или в обоих легких, при котором поражаются альвеолы. Так называют мельчайшие воздушные мешочки, из которых состоит легочная ткань, в их стенках осуществляется газообмен.

Чаще всего пневмония поражает детей. Причиной заболевания могут быть вирусы, бактерии и даже грибы. Для каждой возрастной группы выделяют наиболее часто встречающиеся возбудители инфекции. Так, для детей до пяти лет наиболее часто возбудителями пневмонии становятся пневмококк и гемофильная палочка. В старшем возрасте пневмонию могут вызывать микоплазма и хламидия.

Чаще всего инфекция попадает из внешней среды в легкие воздушно-капельным путем, но возможна и аспирационная пневмония, когда инфекция оказывается в легких, например, с рвотными массами. Предрасполагающими факторами для развития пневмонии, как правило, являются переохлаждение организма, снижение иммунитета, хронические обструктивные заболевания легких.

Также негативным фактором является пассивное курение, которое может быть у ребенка в семье, где курят взрослые, что оказывает токсическое действие на его легкие и снижает поступление кислорода в детский организм.

Чем младше ребенок, тем, к сожалению, выше риск развития пневмонии. Дело в том, что у малышей есть особенности строения дыхательной системы. Их дыхательные пути более узкие, легочная ткань незрелая, менее воздушна, что снижает газообмен. Слизистые в дыхательных путях легко ранимы, имеют много кровеносных сосудов, быстро отекают при воспалении. Реснички эпителия слизистых незрелые, не справляются с удалением мокроты из дыхательных путей при воспалении. Также у детей преобладает брюшной тип дыхания. Все это в совокупности еще больше затрудняет газообмен и способствует частому возникновению и хроническому течению процесса.

Признаки пневмонии у детей

В большинстве случаев пневмония развивается как осложнение вирусной инфекции, при этом вначале у ребенка повышается температура, появляется насморк, снижается аппетит, малыш становится плаксивым. Температура при пневмонии удерживается три дня, затем возможно, но не обязательно — мнимое улучшения состояния, когда температура может нормализоваться на один-два дня. И вновь она повторно внезапно повышается, появляется учащение дыхания, кашель, бледность кожных покровов, потливость, одышка, общее нарушение самочувствия.

Кашель, вопреки распространенному мнению, не основной симптом пневмонии, его может не быть совсем. Если же такой симптом присутствует, то он может быть разным: поверхностный или глубокий, приступообразный, сухой или влажный. Нарастают симптомы интоксикации. У ребенка могут появиться жалобы на головную боль, возникнуть головокружение, рвота, вялость, боль и вздутие живота, понос.

Характерного именно для пневмонии какого-то одного симптома не существует. Определить заболевание на основании жалоб, сроков течения болезни, динамики ее развития может только врач. При осмотре малыша доктор может получить много информации: признаки интоксикации, дыхательной недостаточности, наличие или отсутствие хрипов в легких.

У маленьких детей, особенно первого года жизни, клинических проявлений может быть мало, но интоксикация и дыхательная недостаточность помогут врачу заподозрить пневмонию. В раннем возрасте пневмонию «видно лучше, чем слышно»: одышка, втяжение вспомогательной мускулатуры, посинение носогубного треугольника, отказ от еды могут свидетельствовать об этой болезни.

Профилактика пневмонии у детей

Советую родителям закаливать детский организм с первых дней жизни, позаботиться о рациональном, полноценном питании, обязательно обеспечить качественный уход за ребенком: ежедневное пребывание на свежем воздухе, профилактика острых заболеваний, своевременная санация очагов инфекции. Существует также вакцинация против гемофильной инфекции, пневмококка, гриппа.

Промывайте солевым раствором нос ребенку после прихода с улицы или из общественных мест, чтобы удалить вирусы и бактерии с поверхности слизистой оболочки. Также приучите его мыть руки после прогулки, перед едой и соблюдать правила гигиены (например, при пользовании кулером не пить воду из одного стаканчика с кем-то, даже если это лучший друг).

Лечение пневмонии

Пневмония — тяжелое заболевание, которое может угрожать жизни ребенка, особенно в раннем возрасте. Успешное применение антибиотиков значительно снизило смертность от пневмонии, однако несвоевременное обращение к врачу, запоздалая диагностика и позднее начало лечения воспаления легких могут привести к развитию тяжелых осложнений, даже приводящих к инвалидности. Поэтому в случае простудного заболевания не следует самим пытаться ставить диагноз ребенку, а тем более лечить его. Своевременное обращение к врачу и четкое выполнение всех его назначений убережет ребенка от неприятных последствий заболевания.

Источник

Пневмония у детей — острый инфекционно-воспалительный процесс различной этиологии. Механизмы развития заболевания связаны с преимущественным поражением респираторных отделов легких.

Респираторными отделами легких являются анатомические структуры, расположенные за терминальными бронхами, — респираторные, альвеолярные ходы и альвеолы. Заболеваемость пневмонией у детей на первом году жизни составляет 15-20 на 1 000 детей, от 1 года до 3 лет — 5-6 на 1000 детей.Предрасполагающими факторами у детей могут быть следующие заболевания: перинатальная патология аспирации, гипотрофия, врожденный порок сердца с недостаточностью кровообращения, иммунодефицитные состояния.

У более старших детей предрасполагающими факторами являются очаги хронической инфекции, пассивное и активное курение, переохлаждение организма.

По этиологии острые пневмонии подразделяют на:

  • бактериальные;
  • вирусные;
  • микоплазменные;
  • риккетсиозные;
  • грибковые;
  • аллергические;
  • пневмонии, возникающие при инвазиях гельминтами;
  • пневмонии, возникающие при воздействии физических и химических факторов.

Различают семь форм бактериальной пневмонии:

  • пневмококковая;
  • фридлендеровская;
  • синегнойная;
  • гемофильная;
  • стрептококковая;
  • стафилококковая;
  • группа пневмоний, вызванных протеем и кишечной палочкой.

Из вирусных пневмоний чаще всего встречаются:

  • гриппозная пневмония;
  • аденовирусная пневмония;
  • парагриппозная пневмония;
  • респираторно-синтициальная пневмония.

В соответствии с причинами и механизмами возникновения различают первичные и вторичные пневмонии. Последние возникают на фоне обострений хронических заболеваний бронхо-легочной системы и других соматических заболеваний ребенка.

Для возникновения пневмонии у ребенка, кроме бактериальных или вирусных агентов, необходим определенный комплекс факторов:

  • попадание слизи в легкие из верхних дыхательных путей — аэрогенный путь;
  • попадание микроорганизма в бронхи;
  • разрушение защитных механизмов дыхательных путей;
  • гематогенный, лимфогенный пути распространения инфекции.

При возникновении пневмонии у детей нарушаются вентиляция легких и газообмен, снижается питание миокарда желудочков. По протяженности поражения пневмонии могут быть сегментарными, долевыми, тотальными, одно- и двусторонними. В механизме развития пневмонии большую роль играет гипоксия с гиперкапнией, развивающиеся в результате нарушения как внешнего, легочного, так и тканевого дыхания.

Клинические симптомы пневмонии зависят от вида пневмонии, величины и распространенности процесса. При очаговой пневмонии (бронхопневмонии) процесс идет остро или подостро и развивается на 5-7-й день острого респираторного заболевания в виде его второй волны.

Характерными являются следующие симптомы:

  • повышение температуры;
  • слабость;
  • головная боль;
  • боль в груди или под лопатками;
  • кашель;
  • усиление интоксикации.

Над зоной поражения отмечается укорочение перкуторного звука, при аускультации — бронхофония, ослабленное дыхание, иногда крепитация. Рентгенологически определяется усиление легочного рисунка между очагами воспаления и корнями легкого. В анализе крови определяется нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, повышение СОЭ.

Сегментарная пневмония

В случае гематогенного пути распространения поражаются один или несколько сегментов легкого. Обычно чаще поражаются правые сегменты. Сегментарная пневмония начинается остро с повышения температуры, обычно выражены симптомы интоксикации, появляются боли в области грудной клетки, иногда — в животе, кашель — редкий. Появляются симптомы дыхательной недостаточности, объективные данные выражены слабо. Вторичная сегментарная пневмония развивается на фоне протекающей респираторной инфекции, при этом симптомы интоксикации выражены слабо. Сегментарная пневмония рентгенологически проявляется в отдельных очагах, которые сливаются, а затем захватывают целый сегмент.

Крупозная пневмония

Воспалительный процесс захватывает долю легкого или его часть и плевру. Встречается редко. Часто вызывается пневмококком. Начало острое. Заболевание начинается с головокружения, ухудшения самочувствия, резкой головной боли. Отмечается температура до 40-41 °С, часто больные жалуются на озноб. Кашель в первые три дня редкий, сухой, затем — с выделением ржавой мокроты. Быстро появляются цианоз, одышка. Часто у детей появляется абдоминальный синдром, проявляющийся болями в области пупка, метеоризмом, рвотой. Различают четыре стадии в течении крупозной пневмонии.

При первой стадии — стадии прилива, — определяется укорочение перкуторного звука с тимпаническим оттенком, ослабленное дыхание, периодически прослушивается крепитация. Во второй стадии развивается гиперемия лица, часто — на стороне поражения, тяжелое состояние. На стороне поражения определяются укорочение перкуторного звука, бронхиальное дыхание, бронхофония. Хрипы не прослушиваются. Третья стадия развивается на 4-7-й день — усиливается кашель, температура падает, часто критически. Перкуторный звук принимает тимпанический оттенок, появляется крепитация.

В четвертой стадии — стадии разрешения, — снижается температура, появляется частый кашель, появляются обильные разнокалиберные хрипы. На рентгенограммах также определяется стадийность процесса: в первой стадии — усиление сосудистого рисунка, ограничение подвижности диафрагмы; во второй стадии появляются плотные тени, соответствующие долям с вовлечением корня и плевры; в третьей и четвертой стадиях инфильтрация исчезает постепенно.

При крупозной пневмонии отмечается резкий нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, ускорение СОЭ. Атипично протекает крупозная пневмония у детей раннего возраста. Обычно нечетко выражены основные симптомы заболевания. Под влиянием антибактериальной терапии укорачиваются стадии воспалительного процесса. В случае нерациональной терапии возникает затяжное течение заболевания.

Интерстициальная пневмония

Интерстициальная пневмония возникает при вирусной, микоплазменной, пневмоцистной, грибковой и стафилококковой инфекциях. Чаще эта пневмония регистрируется у недоношенных и новорожденных детей, а также на фоне дистрофии, иммунодефицитных состояний у детей. Заболевание может сопровождаться выраженной интоксикацией, возможно падение артериального давления, кроме этого, часто отмечаются изменения со стороны центральной нервной системы, а также желудочно-кишечного тракта. Отмечается изнурительный кашель со скудной пенистой мокротой. При интерстициальной пневмонии отмечается вздутие грудной клетки. Перкуторно — тимпанит. Прослушиваются единичные крепитирующие и сухие хрипы на фоне ослабленного дыхания. Рентгенологически выявляются эмфизема, перебронхиальная инфильтрация, ячеистость интерстициально-сосудистого рисунка. Со стороны крови выявляется лейкоцитоз, повышение СОЭ.

Диагностика пневмонии

Диагностика проводится на основании клинико-рентгенологических данных.

Клиническими симптомами являются:

  • температурная реакция;
  • признаки дыхательной недостаточности: одышка, цианоз, участие в дыхании вспомогательной мускулатуры;
  • стойкие аускультативные и перкуторные отклонения со стороны легких;
  • рентгенологически — очаговые, сегментарные, лобарные инфильтративные тени;
  • со стороны крови: лейкоцитоз, нейтрофилез, повышение СОЭ;
  • эффект от проводимой этиологической терапии.

Течение пневмоний у детей зависит от этиологии, возраста и наличия различных сопутствующих заболеваний. Особенно тяжело протекают пневмонии, вызванные госпитальными штаммами золотистого стафилококка или грамотрицательными бактериями. Течение пневмоний в этих случаях характеризуется ранним абсцедированием, быстрым прорывом воспалительного очага в плевру и возникновением пиопневмоторакса с бурным течением заболевания.

В периоде новорожденности пневмония имеет серьезный прогноз. Различают приобретенные и внутриутробные пневмонии новорожденных. Внутриутробные пневмонии возникают в результате инфицирования плода во время беременности или аспирации инфицированными околоплодными водами, при этом аспирация может быть как внутриутробной, так и интранатальной. У новорожденных пневмонии часто сопровождаются ателектазами, а также деструкцией легочной ткани.

Важную роль в развитии пневмонии могут играть предрасположенность к аллергическому воздействию внешних факторов и возникновение катарального воспаления слизистых оболочек. При данных пневмониях характерным является присоединение астматического синдрома. Течение пневмонии в этих случаях принимает рецидивирующий характер. У детей, страдающих рахитом, пневмония развивается чаще и имеет затяжное течение. У детей с гипотрофией возникает чаще в связи со значительным снижением иммунитета, отмечается слабая выраженность симптомов пневмонии.

Лечение пневмонии у детей

В случае среднетяжелых и тяжелых форм дети подлежат стационарному лечению. Дети первого года жизни — при любых формах.

Лечение пневмоний проводится комплексно и состоит в:

  • применении этиотропных средств;
  • оксигенотерапии при развитии дыхательной недостаточности;
  • назначении средств, улучшающих бронхиальную проводимость;
  • применении средств и методов, обеспечивающих транспорт кислорода крови;
  • назначении препаратов, улучшающих процессы тканевого дыхания;
  • использовании средств, улучшающих обменные процессы в организме.

Питание ребенка должно соответствовать возрасту и потребностям детского организма. Однако в период интоксикации пища должна быть механически и химически щадящей. В связи с кашлем из рациона исключаются продукты, содержащие частицы, которые могут аспирироваться. Назначается дополнительно жидкость в виде питья. Для этого используются отвары шиповника, черной смородины, соки.

Сразу после поступления в стационар производятся забор мокроты, смывы для бактериологического обследования, затем назначается этиотропное лечение, которое проводят под контролем клинической эффективности, в последующем — с учетом полученных результатов чувствительности мокроты к антибиотикам. В случае внебольничной пневмонии назначаются макролиды нового поколения. В случае внутрибольничных пневмоний назначают цефалоспорины второго, третьего поколений и антибиотики группы резерва.

При пневмониях у детей, возникших в результате внутриутробной инфекции, назначают новое поколение макролидов — спиромицин, рокситромицин, азитромицин. В случае пневмонии у детей с иммунодефицитами назначаются цефалоспорины третьего, четвертого поколений. При смешанной инфекции, взаимодействии возбудителя гриппа и стафилококка наряду с введением антибиотиков широкого спектра действия вводится противогриппозный у-глобулин по 3-6 мл.

Антибиотики применяют комплексно по следующей схеме:

  • цефалоспорины;
  • цефалоспорины плюс аминогликозиды.

Назначаются муколитическая терапия, бронхолитические средства, физиотерапия, иммунокоррегирующее лечение. При скоплении секрета в дыхательных путях необходимо удалять содержимое носоглотки, гортани, крупных бронхов. При выраженных симптомах дыхательной недостаточности применяется оксигенотерапия.

При признаках сердечной недостаточности назначают сердечные гликозиды — строфантин, а также сульфокамфокаин. Применяются и средства иммунотерапии. При лечении пневмонии проводят симптоматическую и посиндромную терапии. В периоде выздоровления большое значение имеют дыхательная гимнастика, физиотерапевтические методы лечения. Для улучшения дренажной функции бронхов применяются средства, способствующие повышению секреции мокроты или ее разжижению.

Отхаркивающие средства:

  • Натрия бензоат
  • Аммония хлорид
  • Калия йодид
  • Бромгексин
  • Терпингидрат
  • Термопсис
  • N-ацетилцистин
  • Мукалтин
  • Пертусин
  • Корень алтея
  • Лакричный корень
  • Эликсир грудной
  • Плод аниса
  • Листья мать-и-мачехи

Применяются средства, уменьшающие спазм бронхов. К ним относится эуфиллин.

Прогноз

Прогноз при своевременном применении антибактериальной терапии благоприятный. Выписанные из стационара в период клинического выздоровления берутся на диспансерный учет. После выписки из стационара 2-4 недели ребенок не должен посещать детские учреждения. Дети до шести месяцев первый месяц осматриваются раз в неделю, затем — два раза в месяц; с шести до двенадцати месяцев — раз в десять дней в течение первого месяца, затем — раз в месяц. После одного года до трех лет — раз в первый месяц, затем — раз в три месяца.

Дети осматриваются отоларингологом и пульмонологом после трехлетнего возраста — через месяц после выписки из стационара, затем — раз в квартал. Оптимальной является реабилитация в отделениях больниц или в санаториях. Режим назначается с максимальным использованием свежего воздуха. Назначаются ежедневно дыхательная гимнастика, ЛФК с постепенным повышением физических нагрузок. Питание должно быть рациональным для соответствующего возраста. Медикаментозная реабилитация осуществляется по индивидуальным показаниям. Стимулирующая терапия проводится повторными 2-3-недельными курсами: нуклеинат натрия, метилурацил, дибазол, женьшень, алоэ, настой элеутерококка, витамины B этих целях используется и фитотерапия. Она применяется для санации бронхов и успокаивающего влияния на центральную нервную систему: корень алтея, лист мяты перечной, трава шалфея, корень девясила, мать-и-мачеха, липовый цвет, сосновые почки, чабрец и др. У детей, склонных к аллергическим реакциям, применяется с большой осторожностью. Широко используется физиотерапия. Применяются горчичники, щелочные и фитоингаляции, компрессы, озокеритовые аппликации на грудную клетку. Широко применяется массаж грудной клетки. После пневмонии рекомендуется санаторное лечение в местных санаториях, а также на курортах Гагра, Нальчик, Геленджик, Новый Афон, Южного берега Крыма.

Противопоказаниями к санаторному лечению являются:

  • активность воспалительного процесса в бронхо-легочной системе;
  • признаки астматического состояния;
  • наличие «легочного сердца».

К первичной профилактике относятся здоровый образ жизни родителей, исключающий воздействие вредностей на плод во время беременности, рациональное вскармливание детей, закаливающие процедуры.

 Вторичная профилактика включает:

  • профилактику и лечение ОРВИ;
  • раннюю госпитализацию больных пневмонией детей с отягощенным преморбидным фоном;
  • своевременное лечение гипотрофии, рахита, иммунодефицитных состояний;
  • санацию хронических очагов инфекции.

Источник…

Источник