Пневмония у детей с дцп

Пневмония у детей с дцп thumbnail

 Первое, что нам необходимо сделать перед обсуждением вопроса, определиться, что же такое пневмония и почему она возникает.

Содержание

  1.  Причины пневмонии у особенных детей
  2. Как развивается пневмония?
  3. Симптомы пневмонии у «лежачего» ребёнка с особенностями психофизического развития
  4. Кашель
  5. Повышение температуры тела, или лихорадка
  6. Одышка
  7. Интоксикация
  8. Несколько слов о лечении
  9. Как предотвратить развитие пневмонии у детей особенных и возможно ли это сделать?
  10. Заключительное слово

Пневмонией называется воспалительные изменения, возникающие в легочной ткани. При этом увеличивается вероятность развития дыхательной недостаточности, приводящей к серьёзным последствиям, вплоть до смерти, при отсутствии лечения.

лёгкие Мы говорим о детях, а дети это определённая каста людей, которые очень отличаются от взрослых. Организм ребёнка работает совершенно по-другому и нередко чрезвычайно подвержен различным респираторным инфекционным заболеваниям, которые могут быстро распространиться от самых верхних отделов дыхательной системы к нижним. При таком распространении и происходит развитие пневмонии.

Причины пневмонии у особенных детей

Существует несколько механизмов развития пневмонии у детей и все эти механизмы обусловлены   общим состоянием особенного ребёнка. Из основных причин стоит выделить:

  • Острые респираторные вирусные и бактериальные инфекции, которые прогрессируют и приводят к ухудшению состояния и вовлечению в   патологический процесс ткани лёгкого;
  • Гиподинамия, то есть сниженную двигательную активность ребёнка. Эта причина часто имеет место у детей, страдающих детским церебральным параличом и неспособных самостоятельно переворачиваться в   постели, передвигаться;
  • Заброс желудочного содержимого из пищевода в дыхательные пути. Эта причина приводит к развитию аспирационных пневмоний. Такими формами заболевания страдают также лежачие дети с особенностями психофизического развития;
  • Снижение иммунитета. Организм особенных «лежачих» детей постоянно работает в условиях ненормальных, патологических вследствие этого происходят изменения в течение обменных процессов, работы эндокринной и иммунной системы, причём изменения эти в большинстве отрицательные;
  • Неспособность произвести эффективный кашлевой толчок. Эта причина всегда будет присутствовать у детей с недостатком массы тела, вялым тонусом скелетной мускулатуры.

Эти причины, конечно же, не единственные, но эти причины наиболее часто встречающиеся. Именно из-за них происходит развитие пневмонии у детей относящихся к категории «лежачих».

Как развивается пневмония?

При попадании в организм агрессивного микроорганизма через верхние дыхательные пути   происходит формирование первичной реакции иммунной системы местно, то есть в слизистой оболочке носа или рта происходит синтез иммуноглобулинов, защитных биохимических соединений, действие которых направлено на борьбу с инфекционными и иными агрессорами. При сниженном иммунитете происходит   быстрое проникновение возбудителя в нижние отделы дыхательных путей. Развивается воспаление, которое представляет собой отёк слизистой оболочки бронхов крупного, среднего и мелкого калибра, усиливается выделение слизи.

Слизистая оболочка дыхательных путей выстлана мерцательным эпителием, содержащим реснички, служащие для выведения излишков мокроты и инородных тел из нижних дыхательных путей в верхние. При большом количестве мокроты эффективность их работы значительно снижается, и реснички практически останавливаются. Такие процессы часты у детей, которые постоянно лежат в   постели.изменения  в  бронхах

Воспалительный процесс усиливается и постепенно происходит закрытие просвета мелких или средних бронхов. Формируется участок в лёгких без оттока мокроты. В этом участке активно развивается микроорганизм, приводя к образованию очага пневмонии, который прекрасно будет виден при рентгенографии.

При постоянном забросе желудочного содержимого из пищевода в трахею также развивается воспаление легочной ткани, поскольку желудочное содержимое быстро инфицируется, раздражает стенки бронхиального дерева, вызывает выработку секрета, который способен приводить к закупорке просвета бронха.

При невозможности самостоятельно двигаться, при невозможности эффективно откашлять скопившуюся в дыхательных путях мокроту также происходит её инфицирование и в дальнейшем распространение инфекции на лёгкие.

Эти механизмы намного сложнее и многограннее, чем мы описали, однако наше описание отображает то, что происходит в лёгких «лежачего» ребёнка изо дня в день. Как не допустить и можно ли не допустить развитие пневмонии у таких детей мы поговорим чуть ниже. А сейчас несколько слов стоит сказать о симптомах.

Симптомы пневмонии у «лежачего» ребёнка с особенностями психофизического развития

Большинство из нас начитанны в области здоровья наших детей и многие ассоциируют возникновение пневмонии с   появлением сухого надсадного кашля с повышением температуры тела. Это так, но не совсем.

Кашель

пневмония  на  рентгенограмме Кашель, конечно, будет являться основным симптомом пневмонии в самом начале её формирования у детей обычных, здоровых, у детей, которые могут самостоятельно ходить, бегать и прыгать. У «лежачих» детей с данным симптомом всё немного сложнее. Он может быть, а может и отсутствовать, что происходит в большинстве случаев.

Повышение температуры тела, или лихорадка

Основным проявлением пневмонии у детей в самом начале болезни может быть только повышение температуры тела и более ничего. Повышение температуры может возникать при многих инфекционных заболеваниях, которые не будут сопровождаться кашлем. Что же делать? Понять, что дело в пневмонии можно по повышенной температуре до определённых цифр. В основном это 38-39С. При этом подозревать пневмонию может лишь опытный врач с опытным взглядом или же очень внимательный родитель, прекрасно знающий особенности своего ребёнка.

Читайте также:  Правосторонняя нижнедолевая очаговая пневмония что это такое

Таким образом, повышенная температура может только натолкнуть на мысль, что у вашего ребёнка может возникнуть пневмония.

Одышка

Ещё одним симптомом пневмонии является появление одышки, затруднения дыхания, тяжести во время дыхания. Этот симптом в трёх обличьях также нередко отсутствует у «лежачих» детей. Однако, если он появляется, спутать его с чем бы то ни было уже почти нельзя, хотя шансы всегда есть. При возникновении одышки ребёнок начинает активно набирать воздух в лёгкие, отчего частота его дыхания усиливается, малыш становится беспокойным. Если вы посмотрите на его грудную клетку, то увидите такую картину: вся грудная клетка поднимается и опускается с повышенной частотой, межрёберные промежутки всасываются во время вдоха и значительно расширяются. Это говорит о том, что стандартной дыхательной мускулатуры ребёнку недостаточно, чтобы доставить кислород в лёгкие. Он использует дополнительную мускулатуру. При этом крылья носа тоже будут раздуваться.

Не ждите долго и не занимайтесь самолечением дальше при появлении данного симптома, поскольку можете потерять ребёнка за считанные часы. Вызывайте скорую помощь или участкового врача в зависимости от ваших возможностей. Все мы живём в разной приближённости к медицинским учреждениям.

Интоксикациятемпература  у  ребёнка

При развитии пневмонии увеличивается интоксикация, которая становится следствием жизнедеятельности болезнетворных микроорганизмов и распада тканей. Эти вещества попадают в кровь и разносятся по всему организму, поражая головной мозг. Интоксикация проявляется вялостью ребёнка, он отказывается от еды, может возникать рвота, после которой на некоторое время больному, а вместе с ним и родителям, становится легче.

Наш совет: Если вы не уверены в собственных силах, вызывайте специалиста при первых же проявлениях острого заболевания. Не стоит ждать, пока состояние ребёнка станет ещё более тяжёлым.

Мы рассказали об основных симптомах при пневмонии, на которые стоит обратить внимание и которые могут оказаться коварными.

Несколько слов о лечении

Мы считаем, что не в праве давать подробные рекомендации по лечению, поскольку всё адекватное лечение должен назначать врач-педиатр или пульмонолог, поэтому отметим только, что целью лечения пневмонии является уничтожение болезнетворного микроорганизма (если это бактерия, назначают антибактериальные средства, если же это вирус, пользуются противовирусными препаратами), применение отхаркивающих препаратов (амброксол, ацетилцистеин), противовоспалительная терапия, дабы снизить отёк и воспаление слизистой оболочки дыхательных путей. При тяжёлых формах   помимо данных групп препаратов используются препараты симптоматического лечения, гормональные лекарственные средства и др.

Как предотвратить развитие пневмонии у детей особенных и возможно ли это сделать?

больной  лежачий  ребёнок Несомненно, у «лежачих» детей невозможно избежать всех эпизодов пневмонии, но большинство можно предотвратить. Как это сделать:

  • Обеспечить достаточную двигательную активность;
  • Обеспечить правильное кормление и питание, а это разные вещи;
  • Обеспечить адекватный режим прогулок на свежем воздухе;
  • Обеспечить хорошее санитарное состояние комнаты пребывания «лежачего» особенного ребёнка;
  • обеспечить занятость и эмоциональное разнообразие, конечно же, с преобладанием   положительных эмоциональных реакций (отрицательные, непременно, тоже должны быть).

Заключительное слово

В данной статье мы кратко попытались обозначить основные аспекты проблемы, однако всё в полной мере охватить не представляется возможным, поэтому просим вас задавать вопросы, открывать новые темы на нашем форуме, дабы прояснить все тёмные моменты для себя и многих других, у   кого есть дети с особенностями психофизического развития.

Источник

Пневмония у детей — острый инфекционно-воспалительный процесс различной этиологии. Механизмы развития заболевания связаны с преимущественным поражением респираторных отделов легких.

Респираторными отделами легких являются анатомические структуры, расположенные за терминальными бронхами, — респираторные, альвеолярные ходы и альвеолы. Заболеваемость пневмонией у детей на первом году жизни составляет 15-20 на 1 000 детей, от 1 года до 3 лет — 5-6 на 1000 детей.Предрасполагающими факторами у детей могут быть следующие заболевания: перинатальная патология аспирации, гипотрофия, врожденный порок сердца с недостаточностью кровообращения, иммунодефицитные состояния.

У более старших детей предрасполагающими факторами являются очаги хронической инфекции, пассивное и активное курение, переохлаждение организма.

По этиологии острые пневмонии подразделяют на:

  • бактериальные;
  • вирусные;
  • микоплазменные;
  • риккетсиозные;
  • грибковые;
  • аллергические;
  • пневмонии, возникающие при инвазиях гельминтами;
  • пневмонии, возникающие при воздействии физических и химических факторов.

Различают семь форм бактериальной пневмонии:

  • пневмококковая;
  • фридлендеровская;
  • синегнойная;
  • гемофильная;
  • стрептококковая;
  • стафилококковая;
  • группа пневмоний, вызванных протеем и кишечной палочкой.

Из вирусных пневмоний чаще всего встречаются:

  • гриппозная пневмония;
  • аденовирусная пневмония;
  • парагриппозная пневмония;
  • респираторно-синтициальная пневмония.

В соответствии с причинами и механизмами возникновения различают первичные и вторичные пневмонии. Последние возникают на фоне обострений хронических заболеваний бронхо-легочной системы и других соматических заболеваний ребенка.

Для возникновения пневмонии у ребенка, кроме бактериальных или вирусных агентов, необходим определенный комплекс факторов:

  • попадание слизи в легкие из верхних дыхательных путей — аэрогенный путь;
  • попадание микроорганизма в бронхи;
  • разрушение защитных механизмов дыхательных путей;
  • гематогенный, лимфогенный пути распространения инфекции.
Читайте также:  Кашля нет мокрота есть что это после пневмонии

При возникновении пневмонии у детей нарушаются вентиляция легких и газообмен, снижается питание миокарда желудочков. По протяженности поражения пневмонии могут быть сегментарными, долевыми, тотальными, одно- и двусторонними. В механизме развития пневмонии большую роль играет гипоксия с гиперкапнией, развивающиеся в результате нарушения как внешнего, легочного, так и тканевого дыхания.

Клинические симптомы пневмонии зависят от вида пневмонии, величины и распространенности процесса. При очаговой пневмонии (бронхопневмонии) процесс идет остро или подостро и развивается на 5-7-й день острого респираторного заболевания в виде его второй волны.

Характерными являются следующие симптомы:

  • повышение температуры;
  • слабость;
  • головная боль;
  • боль в груди или под лопатками;
  • кашель;
  • усиление интоксикации.

Над зоной поражения отмечается укорочение перкуторного звука, при аускультации — бронхофония, ослабленное дыхание, иногда крепитация. Рентгенологически определяется усиление легочного рисунка между очагами воспаления и корнями легкого. В анализе крови определяется нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, повышение СОЭ.

Сегментарная пневмония

В случае гематогенного пути распространения поражаются один или несколько сегментов легкого. Обычно чаще поражаются правые сегменты. Сегментарная пневмония начинается остро с повышения температуры, обычно выражены симптомы интоксикации, появляются боли в области грудной клетки, иногда — в животе, кашель — редкий. Появляются симптомы дыхательной недостаточности, объективные данные выражены слабо. Вторичная сегментарная пневмония развивается на фоне протекающей респираторной инфекции, при этом симптомы интоксикации выражены слабо. Сегментарная пневмония рентгенологически проявляется в отдельных очагах, которые сливаются, а затем захватывают целый сегмент.

Крупозная пневмония

Воспалительный процесс захватывает долю легкого или его часть и плевру. Встречается редко. Часто вызывается пневмококком. Начало острое. Заболевание начинается с головокружения, ухудшения самочувствия, резкой головной боли. Отмечается температура до 40-41 °С, часто больные жалуются на озноб. Кашель в первые три дня редкий, сухой, затем — с выделением ржавой мокроты. Быстро появляются цианоз, одышка. Часто у детей появляется абдоминальный синдром, проявляющийся болями в области пупка, метеоризмом, рвотой. Различают четыре стадии в течении крупозной пневмонии.

При первой стадии — стадии прилива, — определяется укорочение перкуторного звука с тимпаническим оттенком, ослабленное дыхание, периодически прослушивается крепитация. Во второй стадии развивается гиперемия лица, часто — на стороне поражения, тяжелое состояние. На стороне поражения определяются укорочение перкуторного звука, бронхиальное дыхание, бронхофония. Хрипы не прослушиваются. Третья стадия развивается на 4-7-й день — усиливается кашель, температура падает, часто критически. Перкуторный звук принимает тимпанический оттенок, появляется крепитация.

В четвертой стадии — стадии разрешения, — снижается температура, появляется частый кашель, появляются обильные разнокалиберные хрипы. На рентгенограммах также определяется стадийность процесса: в первой стадии — усиление сосудистого рисунка, ограничение подвижности диафрагмы; во второй стадии появляются плотные тени, соответствующие долям с вовлечением корня и плевры; в третьей и четвертой стадиях инфильтрация исчезает постепенно.

При крупозной пневмонии отмечается резкий нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, ускорение СОЭ. Атипично протекает крупозная пневмония у детей раннего возраста. Обычно нечетко выражены основные симптомы заболевания. Под влиянием антибактериальной терапии укорачиваются стадии воспалительного процесса. В случае нерациональной терапии возникает затяжное течение заболевания.

Интерстициальная пневмония

Интерстициальная пневмония возникает при вирусной, микоплазменной, пневмоцистной, грибковой и стафилококковой инфекциях. Чаще эта пневмония регистрируется у недоношенных и новорожденных детей, а также на фоне дистрофии, иммунодефицитных состояний у детей. Заболевание может сопровождаться выраженной интоксикацией, возможно падение артериального давления, кроме этого, часто отмечаются изменения со стороны центральной нервной системы, а также желудочно-кишечного тракта. Отмечается изнурительный кашель со скудной пенистой мокротой. При интерстициальной пневмонии отмечается вздутие грудной клетки. Перкуторно — тимпанит. Прослушиваются единичные крепитирующие и сухие хрипы на фоне ослабленного дыхания. Рентгенологически выявляются эмфизема, перебронхиальная инфильтрация, ячеистость интерстициально-сосудистого рисунка. Со стороны крови выявляется лейкоцитоз, повышение СОЭ.

Диагностика пневмонии

Диагностика проводится на основании клинико-рентгенологических данных.

Клиническими симптомами являются:

  • температурная реакция;
  • признаки дыхательной недостаточности: одышка, цианоз, участие в дыхании вспомогательной мускулатуры;
  • стойкие аускультативные и перкуторные отклонения со стороны легких;
  • рентгенологически — очаговые, сегментарные, лобарные инфильтративные тени;
  • со стороны крови: лейкоцитоз, нейтрофилез, повышение СОЭ;
  • эффект от проводимой этиологической терапии.

Течение пневмоний у детей зависит от этиологии, возраста и наличия различных сопутствующих заболеваний. Особенно тяжело протекают пневмонии, вызванные госпитальными штаммами золотистого стафилококка или грамотрицательными бактериями. Течение пневмоний в этих случаях характеризуется ранним абсцедированием, быстрым прорывом воспалительного очага в плевру и возникновением пиопневмоторакса с бурным течением заболевания.

В периоде новорожденности пневмония имеет серьезный прогноз. Различают приобретенные и внутриутробные пневмонии новорожденных. Внутриутробные пневмонии возникают в результате инфицирования плода во время беременности или аспирации инфицированными околоплодными водами, при этом аспирация может быть как внутриутробной, так и интранатальной. У новорожденных пневмонии часто сопровождаются ателектазами, а также деструкцией легочной ткани.

Важную роль в развитии пневмонии могут играть предрасположенность к аллергическому воздействию внешних факторов и возникновение катарального воспаления слизистых оболочек. При данных пневмониях характерным является присоединение астматического синдрома. Течение пневмонии в этих случаях принимает рецидивирующий характер. У детей, страдающих рахитом, пневмония развивается чаще и имеет затяжное течение. У детей с гипотрофией возникает чаще в связи со значительным снижением иммунитета, отмечается слабая выраженность симптомов пневмонии.

Читайте также:  Нужно ли снижать температуру при пневмонии

Лечение пневмонии у детей

В случае среднетяжелых и тяжелых форм дети подлежат стационарному лечению. Дети первого года жизни — при любых формах.

Лечение пневмоний проводится комплексно и состоит в:

  • применении этиотропных средств;
  • оксигенотерапии при развитии дыхательной недостаточности;
  • назначении средств, улучшающих бронхиальную проводимость;
  • применении средств и методов, обеспечивающих транспорт кислорода крови;
  • назначении препаратов, улучшающих процессы тканевого дыхания;
  • использовании средств, улучшающих обменные процессы в организме.

Питание ребенка должно соответствовать возрасту и потребностям детского организма. Однако в период интоксикации пища должна быть механически и химически щадящей. В связи с кашлем из рациона исключаются продукты, содержащие частицы, которые могут аспирироваться. Назначается дополнительно жидкость в виде питья. Для этого используются отвары шиповника, черной смородины, соки.

Сразу после поступления в стационар производятся забор мокроты, смывы для бактериологического обследования, затем назначается этиотропное лечение, которое проводят под контролем клинической эффективности, в последующем — с учетом полученных результатов чувствительности мокроты к антибиотикам. В случае внебольничной пневмонии назначаются макролиды нового поколения. В случае внутрибольничных пневмоний назначают цефалоспорины второго, третьего поколений и антибиотики группы резерва.

При пневмониях у детей, возникших в результате внутриутробной инфекции, назначают новое поколение макролидов — спиромицин, рокситромицин, азитромицин. В случае пневмонии у детей с иммунодефицитами назначаются цефалоспорины третьего, четвертого поколений. При смешанной инфекции, взаимодействии возбудителя гриппа и стафилококка наряду с введением антибиотиков широкого спектра действия вводится противогриппозный у-глобулин по 3-6 мл.

Антибиотики применяют комплексно по следующей схеме:

  • цефалоспорины;
  • цефалоспорины плюс аминогликозиды.

Назначаются муколитическая терапия, бронхолитические средства, физиотерапия, иммунокоррегирующее лечение. При скоплении секрета в дыхательных путях необходимо удалять содержимое носоглотки, гортани, крупных бронхов. При выраженных симптомах дыхательной недостаточности применяется оксигенотерапия.

При признаках сердечной недостаточности назначают сердечные гликозиды — строфантин, а также сульфокамфокаин. Применяются и средства иммунотерапии. При лечении пневмонии проводят симптоматическую и посиндромную терапии. В периоде выздоровления большое значение имеют дыхательная гимнастика, физиотерапевтические методы лечения. Для улучшения дренажной функции бронхов применяются средства, способствующие повышению секреции мокроты или ее разжижению.

Отхаркивающие средства:

  • Натрия бензоат
  • Аммония хлорид
  • Калия йодид
  • Бромгексин
  • Терпингидрат
  • Термопсис
  • N-ацетилцистин
  • Мукалтин
  • Пертусин
  • Корень алтея
  • Лакричный корень
  • Эликсир грудной
  • Плод аниса
  • Листья мать-и-мачехи

Применяются средства, уменьшающие спазм бронхов. К ним относится эуфиллин.

Прогноз

Прогноз при своевременном применении антибактериальной терапии благоприятный. Выписанные из стационара в период клинического выздоровления берутся на диспансерный учет. После выписки из стационара 2-4 недели ребенок не должен посещать детские учреждения. Дети до шести месяцев первый месяц осматриваются раз в неделю, затем — два раза в месяц; с шести до двенадцати месяцев — раз в десять дней в течение первого месяца, затем — раз в месяц. После одного года до трех лет — раз в первый месяц, затем — раз в три месяца.

Дети осматриваются отоларингологом и пульмонологом после трехлетнего возраста — через месяц после выписки из стационара, затем — раз в квартал. Оптимальной является реабилитация в отделениях больниц или в санаториях. Режим назначается с максимальным использованием свежего воздуха. Назначаются ежедневно дыхательная гимнастика, ЛФК с постепенным повышением физических нагрузок. Питание должно быть рациональным для соответствующего возраста. Медикаментозная реабилитация осуществляется по индивидуальным показаниям. Стимулирующая терапия проводится повторными 2-3-недельными курсами: нуклеинат натрия, метилурацил, дибазол, женьшень, алоэ, настой элеутерококка, витамины B этих целях используется и фитотерапия. Она применяется для санации бронхов и успокаивающего влияния на центральную нервную систему: корень алтея, лист мяты перечной, трава шалфея, корень девясила, мать-и-мачеха, липовый цвет, сосновые почки, чабрец и др. У детей, склонных к аллергическим реакциям, применяется с большой осторожностью. Широко используется физиотерапия. Применяются горчичники, щелочные и фитоингаляции, компрессы, озокеритовые аппликации на грудную клетку. Широко применяется массаж грудной клетки. После пневмонии рекомендуется санаторное лечение в местных санаториях, а также на курортах Гагра, Нальчик, Геленджик, Новый Афон, Южного берега Крыма.

Противопоказаниями к санаторному лечению являются:

  • активность воспалительного процесса в бронхо-легочной системе;
  • признаки астматического состояния;
  • наличие «легочного сердца».

К первичной профилактике относятся здоровый образ жизни родителей, исключающий воздействие вредностей на плод во время беременности, рациональное вскармливание детей, закаливающие процедуры.

 Вторичная профилактика включает:

  • профилактику и лечение ОРВИ;
  • раннюю госпитализацию больных пневмонией детей с отягощенным преморбидным фоном;
  • своевременное лечение гипотрофии, рахита, иммунодефицитных состояний;
  • санацию хронических очагов инфекции.

Источник…

Источник