Почему можно умереть от ожога

Почему можно умереть от ожога thumbnail

В большинстве случаев оценка действительного механизма смерти очень затруднена. В этой связи следует вспомнить высказывание Cohenheim, который сказал, что люди не умирают от отека легких, наоборот, отек легких развивается у них потому, что они при смерти.
Часто уставловление причины смерти скорее основывается на субъективном суждении лечащего врача, чем объективных показателях, и в большинстве случаев выбор какой-либо единственной причины смерти ожогового больного является нелегкой и не всегда выполнимой задачей. Единственными патогномоничными ожоговыми повреждениями являются нарушения, происходящие в тканях при непосредственном воздействии термического источника (кожа и/или слизистая оболочка). Если период жизни больного после травмы довольно длителен, то результаты аутопсии отражают скорее осложнения, развившиеся у него, чем картину самого ожога. В этих случаях, составляющих значительное большинство, смерть больного может быть приписана многим причинам, которые часто очень трудно объяснить (полиорганные повреждения). Более того, результаты прижизненных и патологоанатомических исследований не всегда позволяют правильно объяснить течение болезни, а патофизиологические нарушения, приводящие к смерти, часто протекают без видимых морфологических изменений.
В табл. 55 в качестве причин смертельных исходов перечислены повреждения, которые считаются основным определяющим фактором смерти и, как правило, сопровождаются сепсисом (гемокультуры с наличием роста и проникновение микроорганизмов в жизнеспособные ткани). Анализ осложнений, которые могут влиять на исход ожоговой болезни, по результатам аутопсий, будет представлен ниже.

Причины смерти больных с ожоговыми ранами

По данным, представленным в табл. 55, наиболее уязвимым органом при ожоговой болезни являются легкие. Таким образом, причины смерти можно классифицировать на связанные и не связанные с легкими. Из 146 больных в 115 наблюдениях (79%) имели место серьезные патологические повреждения легких, которые явились основной причиной смерти. Сепсис был диагностирован у 90 больных (78%). У остальных 31 больного (21%) причина смерти была связана с другими факторами. Однако у 24 больных этой группы (77%) летальные нарушения также сопровождались сепсисом.
Строка «респираторный дистресс-синдром» включает в себя наибольшее число осложнений легких (43%). Легкие имеют ограниченные компенсаторные возможности и, как правило, следствием действия различных типов повреждений является развитие сходных анатомопатологических ответных реакций. В связи с этим, понятие «респираторный дистресс-синдром» объединяет повреждения, описанные в литературе как шоковое легкое, посттравматическая легочная недостаточность, прогрессирующая консолидация легких, застойный ателектаз, травматический отек легких, искусственно вентилируемые легкие, болезнь Да Нанга и др.
Классическая пневмония или бронхопневмония (гематогенного или воздушно-капельного генеза) как исход воспалительного процесса в легких является основной причиной смерти в 36,5% наблюдений.

Причины смерти в зависимости от времени, прошедшего после ожога

Смерть в первые 48 ч после ожога

Среди 10 детей, погибших в первые 48 ч после ожога, 5 умерли от нарушения водного баланса или «шокового легкого», 3 — от термоингаляционного поражения дыхательных путей, 1 — от аспирационной пневмонии и 1 — от тромбоэмболии легочной артерии. В этой группе был зарегистрирован один случай сепсиса у ребенка с тяжелым ингаляционным повреждением дыхательных путей.

Смерть в период 3—7 сут после ожога

Из 31 больного (22% от общего числа), умершего в этот период, 17 пострадавших имели «респираторный дистресс-синдром». Среди них было зарегистрировано 4 больных с термоингаляционным поражением дыхательных путей, 2 — с диссеминированным внутрисосудистым свертыванием, 2 — с бронхопневмониями, 2—с дисбалансом водно-электролитного обмена и по одному пациенту с аспирацией, тромбоэмболией легочной артерии, острой почечной недостаточностью и массивным ателектазом в результате неправильного введения интубационной трубки. У 58% больных этой группы названная патология сочеталась с сепсисом.

Смерть в течение 2-й нед после ожога

В течение 2-й недели умерло 22 пациента (16%). Из них 9 имели повреждения, сходные с «респираторным дистресс-синдромом», 5 — бронхопневмонию, 2 — термоингаляционные поражения дыхательных путей, 2 — желудочно-кишечные кровотечения и 1 — аспирационную пневмонию, 1 — послеоперационный шок, 1 — острую сердечную недостаточность и 1 больной имел панкардит. У 59% этих больных нарушения сопровождались сепсисом.

Смерть через 3 нед после ожога

За период с 14 по 21-е сутки после ожога умерло 83 больных (57%). Среди них было зарегистрировано 35 больных с бронхопневмонией и 23—с «респираторным дистресс-синдромом». Остальные больные умерли в результате других осложнений, перечисленных в табл. 55. В этой группе согласно результатам аутопсии сопутствующий сепсис был обнаружен в 93% случаев.

Распределение причин смерти в зависимости от возраста

Для 35 детей в возрасте до 2 лет основной причиной смерти явился «респираторный дистресс-синдром» (10 случаев). У остальных детей в качестве причины смерти была зарегистрирована в 8 случаях пневмония, в 5 — нарушение водно-электролитного баланса, в 3 — повреждение дыхательных путей, в 3 — аспирационная пневмония, в 2 — послеоперационный шок и по одному случаю диссеминированного внутрисосудистого свертывания, желудочно-кишечного кровотечения, острой сердечной недостаточности и септического энцефалита. В этой группе больных сепсис был установлен в 56% наблюдений.
В группе от 2 до 4 лет (47 больных) было зарегистрировано 33 случая пневмонии и 2 повреждения дыхательных путей. Сепсис наблюдался у 77% больных.
Осложнения со стороны легких явились наиболее распространенной причиной смерти и среди детей в возрасте от 5 до 16 лет (47 из 63 пациентов). Одна 18-летняя девушка умерла от тяжелой формы отека легких, сопровождавшейся сепсисом. В группе больных старше 5 лет 90% осложнений сочеталось с сепсисом.

Распределение причин смерти в зависимости от прогностических индексов

Прогностический индекс, определяющий риск для жизни больного, рассчитывается, исходя из возраста, общей площади обожженной поверхности тела, выраженной в процентах, и площади ожогов III степени (также выраженной в процентах). Как и предполагалось, осложнения со стороны легких являлись наиболее распространенным фактором, приводящим к смерти больных во всех группах. Бронхопневмония/пневмония (40% от всех наблюдений) была основной причиной смерти у 45 больных с прогностическим индексом менее 30. Затем следует «респираторный дистресс-синдром» (20% всех наблюдений). У 34 больных с прогностическим индексом от 31 до 69 на первом месте стоял «респираторный дистресс-синдром», отмеченный в 36% наблюдений, на втором — бронхопневмония/пневмония, наблюдавшаяся у 24% пациентов. У 67 больных с прогностическим индексом свыше 70 основной причиной смерти в 43% наблюдений был «респираторный дистресс-синдром», а в 24% — бронхопневмония/пневмония. Сепсис был установлен у 66% больных с прогностическим индексом, не превышавшим 30; у 82% больных с прогностическим индексом от 31 до 60 и у 80% больных с прогностическим индексом более 70.

Источник

Влияние
на
организм
высокой
температуры
может
быть
общим
и
местным,
когда
возникают
ожоги,
что
в
судебно-медицинской
практике
встречается
значительно
чаще.
Примерно
75% —
это
ожоги
от
действия
пламени,
в
10—
15% от
горячей
жидкости,
реже
могут
наносить
повреждения
горячие
газы
или
пар,
а
также
накаленные
предметы
или
вещества
при
их
контактном
действии.

Ожоги
более
40—50%,
а
у
детей
и
при
значительно
меньшей
поверхности,
не
совместимы
с
жизнью.
Для
определения
площади
поражения
пользуются
правилом
«девятки».
В
соответствии
с
ним,
голова
и
шея
составляют
9%, передняя
и
задняя
поверхности
туловища
по
18% (две
девятки),
площадь
верхней
конечности,
бедра,
голени
со
стопой

по
9%. Если
же
не
вся
поверхность
указанных
областей
повреждена,
то
примерный
подсчет
можно
сделать
с
помощью
ладони
с
раскрытыми
пальцами,
что
составляет
1,1% тела
взрослого
человека.
При
описании
мелких
ожогов
их
измеряют
в
обычном
порядке
с
помощью
линейки.

Ожоги,
выявленные
на
теле
человека
или
трупе,
требуют
установления
не
только
площади,
но
и
глубины
поражения,
которое
делится
на
4 степени
и
имеет
значение
для
определения
прогноза.

Первая
степень
характеризуется
покраснением
и
припуханием
кожи.
На
трупе
цвет
изменяется,
становится
незаметным,
кожа
слегка
шелушится.
Нередко
такие
ожоги
на
трупе
не
устанавливаются.

Вторая
степень
сопровождается
острым
воспалением
кожи
с
образованием
пузырей,
наполненных
жидкостью.
Пузыри
лопаются,
оставляя
овальные
или
круглые
пятна,
напоминающие
ссадины.
После
заживления
какие-либо
следы
обнаружить
не
удается.

Третья
степень
поражения
приводит
к
омертвению
(некрозу)
эпидермиса
и
самой
кожи
по
ее
поверхности
(III
степень),
либо
к
омертвению
всех
слоев
кожи
(111-6 степень).
После
отторжения
тканей
в
течение
2—3
недель
такие
ожоги
оставляют
рубцы.

Четвертая
степень
характеризуется
омертвением
всех
тканей:
кожи,
мышц,
сухожилий,
костей.
На
поверхности
обычно
образуется
обугливание
ткаьей.
При
заживлении

гнойные
раны
с
дефектами,
а
на
их
месте
рубцы,
стягивающие
мягкие
ткани
и
ограничивающие
подвижность
конечностей,
обезображивающие,
что
требует
оперативного
вмешательства.

Обнаруженные
повреждения
заносятся
на
схемы
тела
человека,
затем
заштриховываются
условными
обозначениями
в
соответствии
со
степенью
ожога.

Если
потерпевший
со
II—IV
степенью
ожога
не
умер
сразу,
то
развивается
ожоговая
болезнь,
нередко
осложняемая
ожоговым
шоком,
септикопиемией
(заражением
и
сгущением
крови)
с
интоксикацией
всего
организма,
воспалением
легких,
гнойными
абсцессами
и
флегмонами,
ожоговым,
истощением.

Зависимость
между
площадью
ожога
и
его
степенью
определяет
и
причиненный
вред
здоровью.
В
частности,
к
тяжкому
вреду
здоровью
по
признаку
опасности
для
жизни
относятся
термические
ожоги
III—IV
степени
с
площадью
поражения
свыше
15%, ожоги
III
степени

более
20% поверхности
тела,
ожоги
II
степени,
превышающие
30% поверхности
тела.

В
ранние
сроки
смерть
при
действии
высокой
температуры
наступает
от
действия
ожогового
шока.
В
поздние
сроки

от
ожоговой
болезни,
острой
почечной
недостаточности,
острых
язв
желудочно-кишечного
тракта
и
различных
инфекций
(пневмонии,
септикопиемии
и
др.).
При
тяжелых
ожогах
через
значительное
время
может
наступить
смертельное
истощение
организма.

Перед
судебно-медицинским
экспертом
часто
ставят
вопрос
о
происхождении,
источнике
ожогов.
Для
обваривания
характерны
образование
ожогов
в
виде
потеков
от
отекания
горячей
жидко­сти,
а
также
отсутствие
изменений
волос
на
обожженном
участке.
На
одежде
соответственно
ожогу
и
вокруг
него
можно
обнаружить
остатки
или
составные
части
вещества,
каким
произведено
обваривание
(молоко,
суп
и
т.д.).
При
захватывании
горячих
предметов
ожоги
локализуются
в
области
кистей
рук.
При
непосредственном
контакте
с
раскаленными
предметами
нередко
на
частях
тела
образуются
ожоги,
повторяющие
форму
этих
предметов.
Труднее
отличить
ожоги
пламенем
от
повреждения
кислотами.
Химические
ожоги
не
сопровождаются
образованием
пузырей,
а
струпы
имеют
различную
окраску
в
зависимости
от
особенностей
кислоты.
Для
установления
химического
вещества,
вызвавшего
ожог,
необходимо
подвергнуть
судебно-химическому
исследованию
пораженные
ткани
трупа
и
одежду.

Признаками
прижизненного
происхождения
ожогов
являются
артериальные
тромбы
в
поврежденных
областях,
краевое
расположение
и
миграция
лейкоцитов.
Другой
показатель
прижизненности
ожогов

жировая
эмболия
сосудов
легких,
обнаружение
части
угля
в
кровеносных
сосудах
внутренних
органов.
Показателем
прижизненного
пребывания
в
пожаре
может
быть
обнаружение
карбоксигемоглобина
в
крови.

При
обгорании
трупа
происходят
испарение
влаги,
свертывание
белка,
уплотнение
и
укорочение
мышц,
что
придает
трупу
своеобразную
«позу
боксера».
Эта
поза
посмертного
происхождения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Âñåì çäðàâñòâóéòå )

ìîÿ ïåðâàÿ ïîïûòêà ÷òî-ëèáî íàïèñàòü..ïîýòîìó íå ñóäèòå ñòðîãî )

Äîñèæèâàÿ ñâîé î÷åðåäíîé áîëüíè÷íûé â ýòîì áåñêîíå÷íîì ãîäó, ðåøèëà ïîäåëèòüñÿ ñâîåé èñòîðèåé. Ó÷èòûâàÿ òî, ÷òî ìíå (âñåãî) 38 ëåò, ìîæåò áûòü, êîãî-òî îíà íàïóãàåò, êîãî-òî —  ïðåäóïðåäèò, à êîìó-òî – ïîìîæåò..

 ñåðåäèíå àïðåëÿ ýòîãî ãîäà ÿ ïîåõàëà ïî ðàáî÷èì äåëàì â ñîñåäíèé ðàéîí ãîðîäà. Áûëà íå íà ìàøèíå â òîò äåíü. Ïîîáùàëàñü, îáìåíÿëèñü äîêóìåíòàìè, ñìîòðþ ïî êàðòå, êàê äîéòè äî áëèæàéøåé ñòàíöèè ìåòðî è – ïîíèìàþ, ÷òî ñîðâàëñÿ ñåðäå÷íûé ðèòì.. Ó ìåíÿ ïðèñòóïû àðèòìèè íåñêîëüêî ëåò êàê, áûëà ïîïûòêà îïåðàöèè – íåóäà÷íàÿ, ïîòîì ïðèñòóïû ñòàëè ïîðåæå, è òàáëåòêè ïîñòîÿííî íå ïèëà, äóìàëè — ìîæåò, âîîáùå âñ¸ ïðîéäåò ñàìî ñîáîé (òàê æå, êàê è íà÷àëîñü â îäèí íå î÷åíü ïðåêðàñíûé äåíü). Ñåðäöå ïðîâàëèëîñü è çàïðûãàëî, ñòàëî ïåðåõâàòûâàòü äûõàíèå, îùóùåíèÿ – êàê ïîñëå ñòîìåòðîâêè íà âðåìÿ. Ïðèñåëà íà ñêàìåå÷êó âî äâîðå, äîñòàëà òàáëåòêè, ðàçæåâàëà, ïîä ÿçûê. Ïóëüñ ñîñ÷èòàòü íå ñìîãëà – ñëèøêîì ÷àñòûé è ñ ïðîâàëàìè. Ïîêà òàáëåòêè äåéñòâóþò, ïûòàþñü ñîîáðàçèòü, ÷òî äåëàòü. Ïîíèìàþ, ÷òî ãäå-òî ñîâñåì ðÿäîì çäåñü 33ÿ áîëüíèöà – íó âîò ïðÿìî íà ñîñåäíåé óëèöå. 10 ìèíóò..15..20.. íåò, ëó÷øå íå ñòàíîâèòñÿ, òîëüêî áóõàåò ÷óòü ïîðåæå. À ñîëíöå-òî êàêîå âûêàòèëîñü àïðåëüñêîå…îõ, ãóëÿòü áû ñåé÷àñ ñ ñûíîì ïîñëå øêîëû, à íå ïîìèðàòü â ýòîì áåçëþäíîì äâîðèêå. Ïîíèìàþ, ÷òî íàäî âñòàòü è èäòè. Âñòàëà. Ïîøëà. Ãîëîâà êðóæèòñÿ, íîãè äâèãàþòñÿ ñ òðóäîì, êàê áóäòî ïî ïîÿñ â âîäå èäó. Íó âîò æå áîëüíè÷êà íàêîíåö, óðà.. ñèëû êîí÷èëèñü ó øëàãáàóìà. Ñåëà íà çàáîð, ãëàçà çàêðûëà, äûøàòü ñîâñåì íåâìîãîòó. «..âóøêà, âû â ïîðÿäêå?» Ïàðåíü, òðîãàåò ìåíÿ çà ðóêó. Ãîâîðþ, äà, íåìíîæêî ïëîõî, ïîìîãèòå äîéòè äî ïðèåìíîãî. Ïîøëè, îí ìåíÿ äåðæèò. Ñåáå âíóòðè êàê ìàíòðó: äåðæèñü, äåðæèñü, íå ñðóáàéñÿ, íàäî îáÿçàòåëüíî ñêàçàòü äèàãíîç è âñ¸ ïðî ìîè ëåêàðñòâà âðà÷àì. Ñèëû îïÿòü çàêîí÷èëèñü óæå íà ïàíäóñå. Ïðîâàë. È ñíîâà èäåì, âîò äâåðè ïðèåìíèêà. Ñàíèòàð âûêàòûâàåò êðåñëî-êàòàëêó íàâñòðå÷ó. Áëàãîäàðþ ïàðíÿ è æåíùèíó êàêóþ-òî, êîòîðàÿ òîæå ïîìîãàëà ìíå äîéòè. Âðà÷è îêðóæàþò: «÷òî ñëó÷èëîñü?» ïûòàÿñü ïðîäûøàòüñÿ, ãîâîðþ, ÷òî ïàðîêñèçì àðèòìèè, ñèíäðîì âïâ, ïðèíÿëà 3 ïðîïàíîðìà ïîä ÿçûê ìèíóò 40 êàê, ýôôåêòà íåò. Ñ÷èòàþò ïóëüñ…- ìíîãî. «Ìîæåò, â ðåàíèìàöèþ?…» íåååò, ìíå áû ïðîñòî êàïåëüíèöó, ðèòì âîññòàíîâèòñÿ, è ÿ äîìîé… äàâëåíèå ïîíèæå ïðèâû÷íîãî, íî ïîêà äåðæó, è ýòî õîðîøî. «Ñìîæåøü êóðòêó ñíÿòü è íà êóøåòêó, ñíèìåì ÝÊÃ?» êîíå÷íî, ñìîãó, ÿ æå ñèëüíàÿ äåâî÷êà.. ðàññòåãèâàþñü…ïðîâààààë…ÿ íà êðåñëå ïåðåä çàêðûòîé äâåðüþ, ñâåðõó ãðîçíàÿ íàäïèñü ÐÅÀÍÈÌÀÖÈß, ïèêïèê – äâåðü îòêðûëàñü, áåãîì ïî÷åìó-òî âíóòðü. Âðà÷-äåâóøêà, êîòîðàÿ ìåíÿ âåçåò, áûñòðî è ãðîìêî ãîâîðèò: «ÔÏ, áûñòðàÿ, ìîæåò âñòàòü». Çàâîçÿò â áëîê, ðàçäåâàþò, ó ìåíÿ åñòü ñèëû áîðîòüñÿ çà òðóñû, ÷òîá èõ îñòàâèëè ) è äàæå ñåðäöå óæå êàê-òî íå áåñïîêîèò ñèëüíî, à âîò äûøàòü ñîâñåì òÿæêî. Ïðèñîñêè ìîíèòîðà íà ãðóäü, êèñëîðîä ÷åðåç òðóáî÷êè â íîñ..êàòåòåð â âåíó – íå ÷óâñòâóþ âîîáùå, òåëî êàê ðåçèíîâîå. Ïðèøåë âðà÷ èç ïðèåìíîãî, ãîâîðèò, áûëà ó íàñ, ïîìíþ…ó íåå êëèíè÷åñêàÿ ñìåðü â àíàìíåçå (áûëî òàêîå..). Îïÿòü ïðîâàëèëàñü íåìíîæêî… Ïîäõîäÿò-óõîäÿò âðà÷è, äåâî÷êè-ìåäñåñòðû. Äåëàþò âñ¸ î÷åíü áûñòðî, íèêàêèõ ëèøíèõ ñëîâ. ×òî-òî ââåëè â âåíó, ñìîòðÿò ðèòì íà ìîíèòîðå, âåøàþò êàïåëüíèöó. Äåâóøêå-äîêòîðó íå íðàâèòñÿ, êàê ÿ äûøó. Âêëþ÷àåò ñáîêó àïïàðàò ÈÂË, ïðîñèò ìåäñåñòðó ïðèãîòîâèòü òðóáêó. Êðè÷ó (íó, èëè ìíå òàê êàæåòñÿ) – íå íàäî òðóáêó, ïîæàëóéñòà, ÿ èõ áîþñü, ÿ ñàìà áóäó äûøàòü!.. âìåñòî èâë íàäåëè ìíå ìàñêó âî âñå ëèöî, êîòîðàÿ äîäûõèâàåò çà òåáÿ, åñëè ñâîåãî äûõàíèÿ íå õâàòàåò, è ïèùèò áàñîâèòî, åñëè çàáûâàåøü äûøàòü.  íåé òÿæåëî, êàê â ìàñêå ïîä âîäîé, çàòî íàäåæíî. Ëåæó, äûøó. Ïîëó÷øå âðîäå. Ïðîøó – ïîçâîíèòå ìóæó, òåëåôîí â ñóìêå, îí íå çíàåò, ãäå ÿ… à òåëåôîí áûë íà áëîêèðîâêå, ñàìà ïîñòàâèëà..â îáùåì, ïîçâîíèòü íå ñìîãëè. Ìóæ íàøåë ìåíÿ ïîçæå ñàì, îáçâîíèâ ïî 2 ðàçà âñå áîëüíèöû è óñïåâ íàïèñàòü çàÿâëåíèå â ïîëèöèþ î ìîåé ïðîïàæå… Âå÷åð. Ðèòì âîññòàíîâèëñÿ, ìàñêó óáðàëè. ß ðâóñü äîìîé. Î÷åíü íå ëþáëþ áîëüíèöû, íå ìîãó â íèõ ñïàòü âîîáùå, èçìàòûâàþñü. Ãîâîðþ, îòïóñòèòå, ó ìåíÿ æå òàêîå íå ïåðâûé ðàç, äîìà ïîåì, ïîñïëþ, è çàâòðà êàê îãóðåö áóäó. Âðà÷ – «íåò óæ, ëåæè! Íàñìîòðåëàñü ÿ íà òåáÿ..» êàê ÷óâñòâîâàëà îíà..à ìîãëà áû è îòïóñòèòü, ìåñòî â ðåàíèìàöèè â ñóòêè ñòîèò áîëüøå 10òð, è êàíäèäàòîâ òàì ïîëåæàòü â áîëüøîé áîëüíèöå âñåãäà íàâàëîì.. ìåíÿ íàøåë ìóæ è åãî ïóñòèëè êî ìíå íåíàäîëãî, ñ÷àñòüå êàêîå!.. Ãëàçà øàëüíûå, çàïàâøèå..äåðæèìñÿ çà ðóêè, åãî ðóêà ïîäðàãèâàåò..ïðîñòè ìåíÿ, ìîé õîðîøèé, íå óñïåëà ïîçâîíèòü-ïðåäóïðåäèòü, äóìàëà – ñàìà âûêàðàáêàþñü.. îñòàþñü íî÷åâàòü â ðåàíèìàöèè.. ïîâåðíóëàñü íàáîê ïîóäîáíåå, ñìîãëà äàæå çàñíóòü. Ñêâîçü ñîí ÷óâñòâóþ – îõ, êàê áîëèò ãîëîâààà…îòõîäíÿê ÷òî-ëè ïîñëå ñòðåññà èëè ëåêàðñòâ? Áîëèò î÷åíü ñèëüíî è ïî÷åìó-òî òîëüêî ñïðàâà. Ïûòàþñü ïîâåðíóòüñÿ íà äðóãîé áîê è..÷òî çà ôèãíÿ? Ïî÷åìó-òî íå ìîãó ïîøåâåëèòü ëåâîé ðóêîé è ëåâîé íîãîé. Ïðîñòî íå ÷óâñòâóþ èõ, õîòÿ âîò æå îíè, æèâûå è òåïëûå. Ñòðàõà íåò, âñå ýìîöèè êàê-òî ïðèòóïèëèñü. Çîâó Àíþ (ìåäñåñòðó). Îíà çîâåò âðà÷à. Òà âûñëóøèâàåò ìîè æàëîáû è çîâåò äðóãîãî âðà÷à, âìåñòå îñìàòðèâàþò ìåíÿ. «ïîäíèìè ðóêè…ïîäíèìè íîãè..ñîâñåì íå ìîæåøü? Ãîëîâà êàê áîëèò? Óëûáíèñü..ïîêàæè ÿçûê..êîëåì èãîëêîé âîò òàê – ÷óâñòâóåøü?…» óáåæàëè. Àíÿ íàïðÿãëàñü, ïîãðóñòíåëà.. ãîâîðèò «..à äàâàé-êà ïîñòàâèì òåáå âñå æå êàòåòåð ìî÷åâîé». Ïðîøëî ñêîëüêî-òî âðåìåíè, íà ÷àñàõ áûëî îêîëî ïîëóíî÷è. Âðà÷ ïîäõîäèëà êî ìíå, çâîíÿ êóäà-òî, ñïðàøèâàëà, íå õóæå ëè, íå òÿæåëåå ëè äûøàòü (ÿ ïîòîì óæå óçíàëà, ÷òî íå õîòåëè äàâàòü ìàøèíó ñðåäè íî÷è, ÷òîá îòâåçòè ìåíÿ â 13óþ..è â 13îé ÿ íå î÷åíü áûëà íóæíà…ìîÿ âðà÷ çâîíèëà-ðóãàëàñü, îáúÿñíÿëà, ÷òî ïàöèåíòêà ìîëîäàÿ, òÿæåëàÿ, ñ÷åò èäåò íà ìèíóòû…). Áàõ! Âêëþ÷èëè ÿðêî ñâåò, çàøëè âðà÷è, è äâîå ñî ñêîðîé â ñèíåì, êàòàëêà. Ó Àíè òèõîíüêî ñïðàøèâàþ – «êóäà ìåíÿ? ×òî ïðîèñõîäèò?» Ãîâîðèò, íå âîëíóéñÿ, ñåé÷àñ ñâîçèì òåáÿ â 13óþ áîëüíèöó íà Àâòîçàâîä íà êîíñóëüòàöèþ. Ìåíÿ ïåðåêëàäûâàþò íà êàòàëêó, çàáîòëèâî óêóòûâàþò îäåÿëîì, âåçóò, ãðóçÿò â ðåàíèìîáèëü. Õìóðûå è íåðàçãîâîð÷èâûå ñêîðÿêè óñòðàèâàþòñÿ â ñàëîíå ðÿäîì ñî ìíîé, êàê áîëüøèå ñèíèå óñòàëûå âîðîáüè. Åäåì, ìîë÷èì. Ìíå ïî-ïðåæíåìó íå ñòðàøíî..è äàæå íå î÷åíü èíòåðåñíî, ÷òî áóäåò äàëüøå. Âèäèìî, ÷òî-òî òèïà øîêà, à ìîæåò, ïðîñòî ïîâðåæäåííûé ìîçã òàê òîðìîçèë.. Åäåì áûñòðî. Êîãäà âûâîçÿò èç ìàøèíû, ñ òåìíîãî íî÷íîãî íåáà ìíå íà ëèöî ïàäàåò íåñêîëüêî êàïåëü òåïëîãî âåñåííåãî äîæäÿ. «Îé», ãîâîðþ, «äîæäèê!..» «Äîæäèꅻ — ïåðåãëÿíóëèñü ñêîðÿêè.  ïðèåìíîì 13îé òåìíî è ïóñòî. Ïîñðåäè íî÷è íàì íèêòî íå ðàä. Íåñêîëüêî ðàç çâó÷èò «ïî äîãîâîðåííîñò腻. Ïðèõîäèò î÷åíü íåäîâîëüíàÿ ïîæèëàÿ âðà÷-íåâðîëîã, îñìàòðèâàåò ìåíÿ åùå ðàç, ïîäðîáíî. Âåçóò íà ÊÒ (òàì âñå ñïÿò, ïîòîì ðàçîãðåâàþò àïïàðàò), ïîòîì íà ðåíòãåí (èñòîðèÿ ïîâòîðÿåòñÿ). Ïðèâîçÿò îáðàòíî â ïðèåìíèê. Íà ÊÒ âñå ÷èñòî, íî òàêîå ìîæåò áûòü â ñàìîì íà÷àëå, à êëèíèêà î÷åíü äàæå õàðàêòåðíàÿ. Ñêîðÿêè ñïðàøèâàþò – «âåçåì îáðàòíî?» «Íó óæ íåò», îòâå÷àåò íåâðîëîã, «ÿ ïîòîì ñèäåòü íå õî÷ó…». Ìåíÿ äîëãî-äîëãî âåçóò ïåðåõîäàìè, êîðèäîðàìè, ëèôòàìè ïî ýòîé áåñêîíå÷íîé áîëüíèöå, ïðèâîçÿò â äëèííîå òåìíîå ïîìåùåíèå ñ ïðèãëóøåííûì ñâåòîì. Íåéðîðåàíèìàöèÿ. 12 êîåê â ðÿä, 1 çàïàñíàÿ ñáîêó, áóäåò ìîÿ… Ïîïèñêèâàþò ïðèáîðû, îãîíå÷êè â òåìíîòå. Ëþäè íà ãðàíè…Êòî ñïèò ñàì, êîìó ïîìîãàþò â ýòîì ëåêàðñòâà è àïïàðàòû. Ìåäáðàò áóäèò âðà÷à, òîò òîëüêî ïðèëåã, ÷óâñòâóåòñÿ…óñòàëûé, âçúåðîøåííûé.. Ñìîòðÿò ìîè áóìàãè, íåäîâåð÷èâî ïîäõîäÿò – «ðàññêàçûâàé, êàê äåëî áûëî». Ðàññêàçûâàþ. Ýìîöèé ïî-ïðåæíåìó íåò. Êà÷àåò ãîëîâîé. «ó ìåíÿ íå ñêëàäûâàåòñÿ â ãîëîâå! – âàø âîçðàñò è âñå âàøè..çàáîëåâàíèÿ…» ãîâîðþ — «ÿ íè÷åãî íå ïðèäóìûâàþ…» Âðà÷ ñîñðåäîòî÷åííî î ÷åì-òî äóìàåò, åùå ðàç ñìîòðèò ìîè áóìàãè. Êàê áû ïðî ñåáÿ «à ðå÷ü-òî âñå-òàêè íàðóøåíà…» Ïîäõîäèò åùå êòî-òî èç ïåðñîíàëà, ïåðåãîâàðèâàþòñÿ, íå ñëûøó, î ÷åì. Ïîòîì âðà÷ ãîâîðèò «ïî ïðîòîêîëó – ïðÿìûå ïîêàçàíèÿ, íî áóäåò î÷åíü îáèäíî ïîòîì óâèäåòü â ãîëîâå êðîâü..» (çäåñü ðåøàëñÿ âîïðîñ î òðîìáîëèçèñå – ïðîöåäóðå ðàñòâîðåíèÿ òðîìáà ñ ïîìîùüþ ââåäåíèÿ ñïåöèàëüíîãî ëåêàðñòâà ÷åðåç âåíó. Äîëæíî âûïîëíÿòüñÿ î÷åíü ìíîãî óñëîâèé îäíîâðåìåííî, ÷òîáû ýòó ïðîöåäóðó ìîæíî áûëî âûïîëíèòü, íî, ò.ê. õàðàêòåð èíñóëüòà áûë íà òîò ìîìåíò äî êîíöà íåïîíÿòåí, òî áûë ðèñê, ÷òî åñëè èíñóëüò ãåìîððàãè÷åñêèé, ò.å. ñâÿçàí ñ êðîâîèçëèÿíèåì â ìîçã, òî òðîìáîëèçèñ ìîã óñóãóáèòü ïîâðåæäåíèÿ, ò.ê. óñèëèâàåò êðîâîòå÷åíèå. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, åñëè èíñóëüò èøåìè÷åñêèé, ò.å. âûçâàí çàêóïîðêîé ñîñóäà â ãîëîâå èç-çà ïðèëåòåâøåãî òóäà òðîìáà, òî òðîìáîëèçèñ ïîçâîëèë áû áûñòðî ðàñòâîðèòü ýòîò òðîìá, è ïîÿâëÿëàñü íàäåæäà íà ïîëíîå âîññòàíîâëåíèå. Ìåíÿ âåëè êàê èøåìè÷åñêèé èíñóëüò, íî ðèñê áûë, è âðà÷ äîëæåí áûë ïðèíÿòü íåïðîñòîå ðåøåíèå..) Ìíå ïîñòàâèëè êàïåëüíèöó ñ ïðåïàðàòîì..ïåðåíåñëà åå íå î÷åíü õîðîøî, îïÿòü ñòàëî òÿæåëåå äûøàòü..ìåäáðàò ñèäåë ðÿäîì ñî ìíîé, äåðæàë çà ðóêó, óñïîêàèâàë..÷åãî-òî åùå êîëîëè..â ïîëóìðàêå ðåàíèìàöèè êòî-òî ñòîíàë, êòî-òî êðÿõòåë, êòî-òî ïîíåìíîæêó ñèäåë íà êðîâàòè (ñ÷àñòëèâ÷èêè..), êòî-òî ëåæàë íåäâèæíî, ïðèêîâàííûé ê êðîâàòè ñâîèì ñîñòîÿíèåì è òðóáêîé èâë.. íåñëûøíî, ñëîâíî òåíè, õîäèëè ìåäñåñòðû, ïèêàëè è ïîïèñêèâàëè ïðèáîðû. Ìåíÿ ïîòèõîíüêó ñòàëî íàêðûâàòü íàêîíåö-òî, ïîÿâèëèñü ýìîöèè..ñïðîñèëà ó ìåäáðàòà «÷òî ñî ìíîé?» «ó òåáÿ èíñóëüò. Âèäèìî, èç-çà ïðèñòóïà àðèòìèè òðîìá óëåòåë â ìîçã è çàêóïîðèë òàì ñîñóä. Íå âîëíóéñÿ..òåáÿ âîâðåìÿ ïðèâåçëè, ìû òåáÿ ïîëå÷èì è ïîïðàâèøüñÿ!» ïîòîì íàñòóïèëî ñåðîå óòðî, íåéðîðåàíèìàöèÿ îæèëà, ïîÿâèëàñü íîâàÿ ñìåíà ïåðñîíàëà, âñå ïîêàòèëîñü, êàê îáû÷íî – óòðåííÿÿ óáîðêà, òóàëåò, àíàëèçû, îñìîòðû, ïðîöåäóðû… Êîãî-òî – ñòàáèëüíîãî – ïåðåâîäèëè â îòäåëåíèå, êîãî-òî óâîçèëè â ìîðã.. è íå âñåãäà èñõîä çàâèñåë îò óñèëèé âðà÷åé. Ó ìåíÿ ê îáåäó ïîÿâèëñÿ ïðîãðåññ – ñìîãëà íåìíîæêî øåâåëèòü áîëüøèì ïàëüöåì íà ëåâîé íîãå. ß îáðàäîâàëàñü ýòîìó íåèìîâåðíî, ïîñòîÿííî ñìîòðåëà íà ïàëåö, øåâåëèëà èì, è êàæäîìó ïðîõîäÿùåìó ðàäîñòíî ïîâòîðÿëà –«øåâåëèòñÿ, ñìîòðèòå!…» ëþäè óëûáàëèñü…  îòäåëåíèå äëÿ áîëüíûõ ÎÍÌÊ ìåíÿ ïåðåâåëè íà ñëåäóþùåå óòðî. ß áûëà ñòàáèëüíàÿ, õîòÿ è íå áåç ïðèêëþ÷åíèé çà âðåìÿ íàõîæäåíèÿ â ðåàíèìàöèè, è ó ìåíÿ áûë ïðîãðåññ – ìîãëà øåâåëèòü ïîíåìíîãó âñåìè ïàëüöàìè íà íîãå, íåìíîãî ïîäíèìàòü íîãó. Ïîÿâèëàñü ÷óâñòâèòåëüíîñòü è â ðóêå, õîòÿ è íå òàê âûðàæåííî. Äàëüøå 2 íåäåëè â ïåðâîì íåâðîëîãè÷åñêîì îòäåëåíèè, ãäå ëåæàëè òîëüêî ïîñëå èíñóëüòà. Ëþäè ðàçíûõ âîçðàñòîâ, õîòÿ, êîíå÷íî, â îñíîâíîì ïîæèëûå. Ìîåãî âîçðàñòà +/- íå áûëî ïðàêòè÷åñêè íèêîãî. Ðàçíîé òÿæåñòè èíñóëüòû, è âñå ëþäè ïî-ðàçíîìó âîññòàíàâëèâàëèñü. Êòî-òî ñêàòûâàëñÿ â äåïðåññèþ, êòî-òî íàñòðàèâàëñÿ áîðîòüñÿ çà ñåáÿ. Î÷åíü áûëî âèäíî, åñëè ÷åëîâåêà äåðæàò è ïîääåðæèâàþò â ýòîé æèçíè ðîäíûå èëè êàêàÿ-òî öåëü – òàêèå áûñòðåå âñòàâàëè, îõîòíåå çàíèìàëèñü ãèìíàñòèêîé, ÷àùå óëûáàëèñü è ðàäîâàëèñü ïðîñòûì æèòåéñêèì ìîìåíòàì. Çà 2 íåäåëè ÿ ïðàêòè÷åñêè âåðíóëàñü â ïðåæíåå ñîñòîÿíèå – âðà÷è ýòî íàçâàëè «ïîëíîñòüþ îáðàòèìûé íåâðîëîãè÷åñêèé äåôèöèò ïîñëå óñïåøíî ïðîâåäåííîãî òðîìáîëèçèñà». Íåìíîãî îñòàëèñü ïðîáëåìû â ðóêå, íî ýòî ìåëî÷è…Ñêàçàëè, ÷òî ÿ ñ÷àñòëèâ÷èê. Ìíîãî ðàç ñ÷àñòëèâ÷èê. ×òî äîøëà äî áîëüíèöû, à íå óïàëà ãäå-íèáóäü ïîä çàáîðîì. ×òî íå óøëà äîìîé ïîñëå âîññòàíîâëåíèÿ ðèòìà è îñòàëàñü â áîëüíèöå. ×òî âîâðåìÿ ñìîãëà ñêàçàòü îá óõóäøåíèè, à âðà÷è âîâðåìÿ îòðåàãèðîâàëè è ïðèëîæèëè âñå óñèëèÿ, ÷òîáû êàê ìîæíî áûñòðåå äîñòàâèòü ìåíÿ â ñïåöèàëèçèðîâàííîå îòäåëåíèå è íà÷àòü ëå÷åíèå. ×òî ïîïàëà èìåííî â 13óþ áîëüíèöó, â ðåãèîíàëüíûé ñîñóäèñòûé öåíòð, ñïåöèàëèçèðóþùèéñÿ íà èíôàðêòàõ è èíñóëüòàõ…

Çà÷åì ÿ âñå ýòî íàïèñàëà? ß õîòåëà, âî-ïåðâûõ, ïîáëàãîäàðèòü âñåõ âðà÷åé. È â 33åé, è â 13îé áîëüíèöå, è âî âñåõ îñòàëüíûõ áîëüíèöàõ, è ðàáîòàþùèõ íà ñêîðîé. Ýòî àäñêèé òðóä, ïîâåðüòå. Àáñîëþòíî èçìàòûâàþùèé, è ìîðàëüíî, è ôèçè÷åñêè. Òðàâìèðóþùèé ïñèõèêó, óáèâàþùèé çäîðîâüå â íîëü. Ðàáîòàòü â öåéòíîòå, ïîñòîÿííî ïðèíèìàÿ ðåøåíèÿ, îò êîòîðûõ çàâèñèò æèçíü è çäîðîâüå äðóãèõ ëþäåé. Äà, â íàøèõ ðîññèéñêèõ ðåàëèÿõ ÷àñòî áûâàåò òàê, ÷òî ôàêò âûçäîðîâëåíèÿ èëè îñëîæíåíèé è äàæå ñìåðòè ïàöèåíòà çàâèñèò ìíîãî îò ÷åãî, è ïîõîæ íà ëîòåðåþ..óâû..íî áåç âðà÷åé âñ¸ ýòî ïðèîáðåëî áû õàðàêòåð õàîñà…

È âòîðîå. Áîðèòåñü çà ñåáÿ è ñâîèõ ðîäíûõ. È ñëåäèòå çà ñâîèì çäîðîâüåì! Âñå áîëÿ÷êè ñåé÷àñ êàòàñòðîôè÷åñêè ìîëîäåþò. Ñî ìíîé â ïàëàòå ëåæàëà äåâî÷êà 32õ ëåò. Ïîñëå òÿæåëåííîãî ãåìîððàãè÷åñêîãî èíñóëüòà. Êðîâü â ãîëîâå, ãåìàòîìà 6ñì. Íå ïüåò, íå êóðèò, áëàãîïîëó÷íàÿ ñåìüÿ, ëþáÿùèé ìóæ, ñûí-ïåðâîêëàøêà. Ñêîðàÿ, êîãäà ïðèåõàëà ê íèì íà ñóäîðîãè è ïîòåðþ ñîçíàíèÿ, ñíà÷àëà ïðåäïîëîæèëà, ÷òî íàêóðèëèñü èëè øèðíóëàñü ÷åì-òî. Ïîòîì ïîíÿëè, ÷òî äåëî ïëîõî…äîì÷àëè..äîëãî-äîëãî âûõàæèâàëè, íàäåæäû íå áûëî…ñïàñëè..äåâî÷êà ñåé÷àñ ïîòèõîíüêó âîçâðàùàåòñÿ ê æèçíè, ïðîáóåò õîäèòü..íåñêîëüêî êóðñîâ ðåàáèëèòàöèè..ýòî âñ¸ òÿæåëî, íî âîçìîæíî…è ìîãëî áûòü ãîðàçäî õóæå.

Ìîæåò áûòü, ìîÿ èñòîðèÿ äàæå íåìíîãî ðîæäåñòâåíñêàÿ )

Äîáðà âñåì.

È ÇÄÎÐÎÂÜß!

Источник