Презентация на тему лфк при пневмонии
1.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВО СВФУ им. М.К.Аммосова
Медицинский институт
Кафедра « Пропедевтическая и факультетская терапия
с эндокринологией и ЛФК»
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ ПНЕВМОНИИ
Выполнила: студентка 1 курса
группы МПД-17 Гаврильева А.М.,
Проверила: зав. курсом к.м.н.,
Доцент кафедры «ПиФТсЭиЛФК»
Винокурова С.П.
2.
Введение
Лечебная физическая культура играет важную роль
при проведении комплексной терапии
заболеваний органов дыхания. Она строится
индивидуально с учетом характера основного
процесса и его патогенетических механизмов,
осложнений и сопутствующих заболеваний.
3.
Анатомия легких
Легкие – это органы,
обеспечивающие дыхание
человека. Эти парные органы
расположены в грудной
полости, прилегают слева и
справа к сердцу. Легкие имеют
форму полуконусов,
основанием прилежащих к
диафрагме, верхушкой
выступающих выше ключицы на
2-3 см. Правое легкое имеет три
доли, левое – две.
4.
Физиология легких
Важнейшей функцией легких
является газообмен — снабжение
гемоглобина кислородом, вывод
углекислого газа. Поступление
обогащенного кислородом
воздуха и вывод насыщенного
углекислотой осуществляется
благодаря активным движениям
грудной клетки и диафрагмы, а
также сократительной
способности самих легких.
5.
Пневмония
Пневмония – острое
инфекционно-воспалительное
заболевание легких с
вовлечением всех структурных
элементов легочной ткани с
обязательным поражением
альвеол и развитием в них
воспалительной экссудации.
Бывает очаговая – когда
воспален отдельный участок
легочной ткани, и крупозная поражающая целую долю или
все легкое.
6.
Этиология
Часто причиной является
бактериальная флора, в
особенности Streptococcus
pneumoniae. Бактериальная
пневмония может развиться после
инфекции верхних дыхательных
путей, например простуды или
гриппа. Примерно в 50% случаев
возбудителем пневмонии является
вирус. Вирусная пневмония чаще
встречается зимой и обычно не
носит такой острый характер как
бактериальная пневмония.
7.
Симптомы
«Типичная» пневмония характеризуется резким
подъемом температуры, кашлем с обильным
выделением гнойной мокроты, одышкой и в
некоторых случаях болями в грудной клетке.
«Атипичная» пневмония характеризуется
постепенным началом, сухим, непродуктивным
кашлем, преобладанием в клинической картине
второстепенных симптомов — головной боли,
миалгии, боли и першения в горле, слабости и
недомогания при минимальных изменениях на
рентгенограмме.
8.
Диагностика
Основным методом диагностики
пневмонии является рентгенография
грудной клетки. К другим
обязательным обследованиям можно
отнести общий и биохимический
анализ крови.
В условиях стационара также
проводят микроскопическое
исследование и посев мокроты,
общий анализ мочи, анализ крови на
наличие антител к различным
инфекционным агентам, которые
могли вызвать заболевание.
9.
Задачи ЛФК при пневмонии
1) усилить крово-и
лимфообращение
в легких, чтобы
быстрее
рассосался
экссудат и
выделялась
мокрота;
2) предупреждать
осложнение
(атеросклероз
легких, спайки в
полости плевры);
4) восстановить
нормальное
дыхание и
приспособить
организм к
физическим
нагрузкам;
3)нормализовать
тканевый обмен
для ликвидации
интоксикации
организма;
5) улучшить
нервнопсихическое и
общее
состояние.
10.
Лечебная физкультура при пневмонии — цель проведения
Лечебная физкультура при пневмонии направлена на
активацию лимфо- и кровообращения, более быстрое и
полноценное рассасывание экссудата в альвеолах,
улучшение дренажа мокроты. Лечебная физкультура при
пневмонии способствует восстановлению оптимального
ритма дыхания, увеличению физиологических
дыхательных объемов (дыхательный объем, жизненная
емкость легких, остаточный объем легких и т.д.),
нормализации нарушенной легочной вентиляции,
обеспечивает адекватную дренажную функцию
дыхательных путей, улучшает экскурсию диафрагмы.
11.
Лечебная физкультура при пневмонии: комплекс
упражнений
Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Спокойное
дыхание. Число повторений 40-60. Темп средний.
Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Супинация и
пронация кистей; дыхание произвольное. Число повторений 6-8.
Темп средний.
Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Поднять руки
вверх к спинке кровати – вдох; принять исходное положение –
выдох; дыхание слегка углубленное. Число повторений 3-4. Темп
медленный.
Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Сгибание и
разгибание стоп; дыхание произвольное. Число повторений 8-10.
Темп средний.
12.
Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Развести
руки в стороны – вдох; принять исходное положение – выдох.
Число повторений 3-4. Темп медленный.
Исходное положение: лежа, руки на поясе. Сгибание
поочередно правой и левой ноги в коленном суставе, пятка
скользит по постели; дыхание произвольное. Число
повторений 3-4. Темп медленный.
Исходное положение: лежа, руки согнуты в локтях. Сделать
упор локтями и затылком, прогнуться в грудной части
позвоночника – вдох, принять исходное положение – выдох.
Число повторений – 2-3. Темп медленный.
Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Спокойное
дыхание. Число повторений 40-60. Темп средний.
13.
Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Кисти в
«замок», поднять руки вверх, ладонями повернуть от себя –
вдох, принять исходное положение 0 выдох. Число повторений
3-4. Темп средний.
Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса.
Попеременное отведение ног в стороны, дыхание
произвольное. Число повторений 2-3. Темп медленный.
Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Спокойное
дыхание. Число повторений 30-40. Темп медленный.
Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Поочередно
правой и левой рукой достать предмет на тумбочке; дыхание
произвольное. Число повторений 2-3. Темп медленный.
14.
Исходное положение: лежа, руки согнуты в локтях, кисти
приведены к плечам. Развести плечи в стороны – вдох, принять
исходное положение – выдох. Число повторений 3-4. Темп
медленный.
Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Спокойное
дыхание. Число повторений 30-40. Темп медленный.
Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Поднять
поочередно правую и левую ногу вверх, опустить на кровать;
дыхание произвольное. Число повторений 2-3. Темп медленный.
Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Поднять руки
вверх, достать до спинки кровати – вдох, принять исходное
положение – выдох. Число повторений 3-4. Темп медленный.
Исходное положение: лежа, руки вдоль корпуса. Спокойное
дыхание. Число повторений 40-60. Темп медленный.
15.
Заключение
Лечебная физкультура при пневмонии может
иметь не меньшее терапевтическое значение, чем
медикаментозное лечение. Результатом
пренебрежения возможностями целительного
движения становится увеличение сроков
выздоровления.
Источник
- <number>
- Витько Никиты
- 5 класс м
восстановление и приспособительная перестройка
- восстановление и приспособительная перестройка
- нейрогуморальной регуляции дыхания
- <number>
Средства
:
- Средства:
- дыхательные упражнения
- специальные гимнастические упражнения
- дренажные положения
- <number>
Дыхательные
упражнения
- Дыхательные упражнения
- восстанавливают согласованную работу дыхательных мышц
- улучшают альвеолярную вентиляцию, диффузию газов в легких, лимфо- и кровоснабжение легочной ткани, бронхиальную проходимость, дренажную функцию бронхов и эвакуацию (удаление) мокроты
- повышают коэффициент использования кислорода
- уменьшают застойные явления в легких
- <number>
На эффективность оказывают влияние
исходные положения – И.П.
- На эффективность оказывают влияние исходные положения – И.П.
- для активизации дыхания в пораженных отделах легких – на здоровом боку.
- для уменьшения вентиляции пораженной стороны – на больном боку
- для усиления экскурсии верхних отделов легких — переключение тяжести пояса верхних конечностей на тазовый (руки в упоре на бедрах) или на опору (руки в упоре на стуле или кровати).
- при распространенных очаговых процессах и для усиления дренажной функции бронхиального дерева — частая смена и.п.
- <number>
- <number>
- Лечебная гимнастика
- назначается с первых дней заболевания,
- методика строится в соответствии с лечебными задачами на основе назначенного лечебно-охранительного режима.
- В разгаре клинических проявлений, на постельном режиме, ведущими задачами лечебной физкультуры являются
- компенсировать дыхательную недостаточность,
- уменьшить застойные явления в легких,
- нормализовать эмоциональный тонус ребенка и активизировать его защитных сил.
- <number>
- <number>
- простые гимнастические упражнения для средних мышечных групп, выполняемые в медленном темпе и из облегчающих исходных положений.
- Эти упражнения приводят к преобразованию ритма дыхательных движений, углублению и урежению дыхания.
- Возникающая при пневмонии защитная реакция детского организма — одышка — обеспечивает гипервентиляцию преимущественно за счет учащения дыхания и приводит к маятникообразным движениям воздуха в дыхательных путях, не сопровождаясь адекватным увеличением альвеолярной вентиляции. Кроме того, при одышке вовлекается в работу дыхания большое количество вспомогательных мышц, резко увеличивая потребление кислорода. Перестройка дыхательных движений под влиянием физических упражнений не только увеличивает эффективность дыхания, но и уменьшает излишний расход энергии на дыхательный акт.
- Наряду с этим включение упражнений обеспечивает улучшение и восстановление нарушенных патологическим процессом взаимоотношений между легочной вентиляцией и легочным кровотоком
- При значительных нарушениях дыхания могут использоваться пассивные гимнастические упражнения в медленном темпе, выполняемые инструктором.
- При дыхательной недостаточности I и II степени, если ребенок может согласовывать движения с дыханием, эффективно раннее включение в методику занятий дыхательных упражнений.
- <number>
дыхательные
упражнения в медленном темпе, без сопротивления дыханию и его форсирования,
статического и динамического
(с включением малых и средних групп мышц) из исходных положений на спине, на боку с их частой сменой.
- дыхательные упражнения в медленном темпе, без сопротивления дыханию и его форсирования, статического и динамического (с включением малых и средних групп мышц) из исходных положений на спине, на боку с их частой сменой.
- Улучшение кровоснабжения легких и уменьшение застойных явлений достигаются как за счет всех видов применяемых на постельном режиме упражнений, так и за счет преимущественно связанных с лимфо- и кровоснабжением легких упражнений для мышц верхних конечностей и грудной клетки.
- Исходные положения для большинства упражнений — лежа и сидя.
- Длительность занятий не превышает 12—15 мин, физическая нагрузка — слабая и ниже средней.
- <number>
При удовлетворительном состоянии, нормальной температуре и компенсированной дыхательной недостаточности или ее отсутствии ребенок переводится на
палатный
режим.
- При удовлетворительном состоянии, нормальной температуре и компенсированной дыхательной недостаточности или ее отсутствии ребенок переводится на палатный режим.
- В этом периоде заболевания ведущими задачами лечебной физкультуры являются
- закрепить достигнутый компенсаторный эффект
- улучшить показатели внешнего дыхания и расширить его резервных возможности,
- ускорить рассасывание воспалительных инфильтратов в легочной ткани,
- нормализовать функции сердечно-сосудистой системы,
- восстановить и улучшить двигательные навыки ребенка,
- приспособить организм к физическим нагрузкам в пределах палатного режима.
- <number>
- Применяются общеразвивающие гимнастические упражнения, упражнения прикладного типа, выполняемые из всех исходных положений, игры средней подвижности.
- <number>
- В качестве специальных используются дыхательные упражнения (все варианты), в том числе и дыхание с сопротивлением, упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки, дренажные упражнения.
- Важную роль играют исходные положения, способствующие активизации дыхания в пораженном сегменте и доле легкого.
- Физическая нагрузка— средняя.
- Кроме занятий лечебной гимнасткой, можно использовать утреннюю гигиеническую гимнастику, элементы лечебной гимнастики во время прогулок (дозированная ходьба, подвижные игры), для детей школьного возраста — самостоятельно выполняемые индивидуальные назначения.
- <number>
При переводе детей на
общий
режим, в периоде остаточных явлений и выздоровления
задачами
лечебной физкультуры являются
- При переводе детей на общий режим, в периоде остаточных явлений и выздоровления задачами лечебной физкультуры являются
- восстановить и нормализовать внешнее дыхание,
- увеличить резерв дыхания, достаточный для обеспечения любых нагрузок,
- восстановить двигательную сферу и физическую работоспособность в соответствии с возрастными особенностями,
- повысить неспецифическую сопротивляемость детского организма.
- <number>
Ведущую роль в
методике
лечебной физкультуры играют
общеразвивающие
упражнения для всех мышечных групп из всех исходных положений,
упражнения прикладного и спортивного характера, игры средней и большой подвижности
.
- Ведущую роль в методике лечебной физкультуры играют общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп из всех исходных положений, упражнения прикладного и спортивного характера, игры средней и большой подвижности.
- Специальные виды гимнастических упражнений — дыхательные, в расслаблении, дренажные
- Физическая нагрузка— средняя и выше средней за счет увеличения длительности выполнения упражнений, включения отягощения, сопротивления.
- Допускается выполнение упражнений из исходных положений, затрудняющих дыхание: лежа на животе, в упоре на руки и т. п.
- Длительность специальных занятий для детей школьного возраста достигает 35—40 мин, для дошкольников 25 — 30 мин.
- <number>
Контроль за эффективностью применяемой ЛФК проводится
- Контроль за эффективностью применяемой ЛФК проводится
- по динамике клинической картины,
- изменениям функциональных показателей внешнего дыхания в покое,
- по результатам наблюдений во время занятий — оцениваются индивидуальная переносимость физической нагрузки, изменение отдельных показателей дыхания до и после занятий, скорость восстановления и т. п.
- Данные наблюдений позволяют своевременно вносить коррективы в содержание занятий.
- <number>
Выздоравливающие дети проходят восстановительное лечение в
поликлинике
.
- Выздоравливающие дети проходят восстановительное лечение в поликлинике.
- Занятия лечебной гимнастикой проводятся 3 раза в неделю и сочетаются с домашним выполнением заданий по индивидуальной методике
- Задачи:
- обеспечить восстановление всех показателей дыхания до возрастной нормы,
- полностью адаптировать к обычным условиям жизни, учебы и занятий физкультурой и спортом,
- восстановить двигательные навыки и умения,
- нормализовать другие функциональные системы,
- <number>
Методика занятий постепенно приближается к методике физического воспитания здорового ребенка, основное содержание занятий составляют
общеразвивающие упражнения, упражнения прикладного характера, упражнения с предметами и на снарядах.
- Методика занятий постепенно приближается к методике физического воспитания здорового ребенка, основное содержание занятий составляют общеразвивающие упражнения, упражнения прикладного характера, упражнения с предметами и на снарядах.
- Решение поставленных задач возможно лишь при постоянном тренирующем воздействии физической нагрузки, поэтому она поддерживается на уровне средней и выше средней с учетом возрастающей адаптации организма ребенка.
- <number>
И.п. – О.с. Ходьба на месте, с высоким подниманием бедра и активной работой рук.
- И.п. – О.с. Ходьба на месте, с высоким подниманием бедра и активной работой рук.
- И.п.- стойка, ноги врозь, руки в стороны
- 1 – поворот вправо
- 2 – и.п.
- 3-4 то же влево
- И.п. — стойка, ноги врозь, руки на пояс
- 1 – наклон вправо, правая вниз
- 2 – и.п.
- 3-4 – то же влево
- И.п. — стойка, ноги врозь, руки в стороны
- 1 – наклон вперед, согнув руки
- 2 – и.п.
- И.п. — сидя, руки на пояс
- 1 – правая вперед, руки вперед
- 2 – и.п.
- 3-4 – то же левой
- <number>
- И.п. – сидя
- 1- руки в стороны
- 2 – наклон вперед, согнув руки
- 3 – руки в стороны
- 4 – и.п.
- И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс
- 1 – наклон вправо, левая рука вверх
- 2 – и.п.
- 3-4 – то же влево
- И.п.- стойка ноги врозь, согнув руки
- 1-4 – круговое движение руками вперед
- 5-8 то же назад
- <number>
Источник
1
Медицинская реабилитация при пневмонии Выполнил студент VI курса МИ СВФУ им.М.К.Аммосова Тарасова Анна Группа ЛД
2
В настоящее время во всём мире заболеваемость пневмониями продолжает занимать ведущие позиции в классе болезней органов дыхания, который, в свою очередь, является одним из лидирующих по заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Помимо указанного, наблюдается большая доля (до 25% случаев) и рост числа осложнений пневмоний.
3
Пневмония – группа различных по этиологии, патогенезу, морфологической характеристике острых инфекционных (преимущественно бактериальных) заболеваний, характеризующихся очаговым поражением респираторных отделов легких с обязательным наличием внутри альвеолярной экссудации. Эпидемиология. Пневмония — одно из наиболее распространенных заболеваний органов дыхания. Заболеваемость составляет случаев на населения.
4
5
6
7
Критерии диагноза При наличии у больного рентгенологически подтвержденной очаговой инфильтрации легочной ткани Двух клинических признаков из перечисленных: 1. Острая лихорадка в начале заболевания (t>38 C) 2. Кашель с мокротой 3. Физические признаки (крепитация, мелко-пузырчатые хрипы, жесткое дыхание, укорочение перкуторного звука 4. Лейкоцитоз >10 х 10/9 или п/я сдвиг >10%
8
Медицинская реабилитация
9
I этап – стационарный Цель: ускорения рассасывания воспалительного экссудата и предупреждения осложнения Задачи: 1. профилактика возможных осложнений заболевания, гиподинамии, застойных явлений в кардио-респираторной системе; 2. восстановление дыхательного акта с целью поддержания равномерной вентиляции, выработка правильного соотношения дыхательных фаз; 3. повышение насыщения артериальной крови кислородом путем снижения напряжения дыхательной мускулатуры; развитие компенсаторных механизмов, обеспечивающих увеличение вентиляции легких и повышение газообмена путем укрепления дыхательной мускулатуры и увеличения подвижности грудной клетки;
10
Программа реабилитации
11
Физиотерапия Электрическое поле УВЧ. Индуктотермия. Дециметрововолновая терапия. Магнитотерапия. Аэрозолетерапия или ингаляции. Ультрафиолетовое облучение. Биоптронтерапия. Лазеро- или магнитолазеротерапия. Дыхательная гимнастика
12
Электрическое поле УВЧ Электромагнитное поле УВЧ способствует уменьшению экссудации в тканях, снижает их отечность, восстанавливает микроциркуляцию.
13
Индуктотермия Приводит к усилению микроциркуляции и лимфооттока, уменьшению бронхоспазма, улучшению отделения мокроты и вентиляционно-дренажной функции бронхов. Индуктотермия повышает обмен веществ, расслабляет гладкие и поперечно- полосатые мышцы, оказывает противовоспалительное и антисептическое действие.
14
Дециметроволновая терапия Обладает выраженным противовоспалительным эффектом, улучшает тканевой метаболизм и кровообращение в очаге поражения, заметно ускоряет рассасывание воспалительных элементов. Назначается на межлопаточную область, зону проекции воспалительного очага и область проекции надпочечников соответственно сегментам Th10 — L3
15
Аэрозольтерапия Назначаются для увеличения площади контакта лекарственных веществ со слизистой оболочкой дыхательных путей и альвеол,, ускоряет рассасывание воспалительного процесса и, параллельно, улучшает функцию аппарата внешнего дыхания, потенцирует бактерицидное или бактериостатическое действие фармакологических препаратов
16
ЛФК На постельном режиме (3-5 дней)
17
ЛФК на палатном режиме (5-7 дней)
18
Свободный режим
19
II этап — долечивания Цель: достижения полной стабилизации состояния и увеличение продолжительности ремиссии Задачи: 1. Дальнейшая тренировка и интенсификация функции внешнего дыхания, газообмена, кровообращения в малом круге и организме в целом. 2. Укрепление адаптационных механизмов, повышение резистентности организма, снижение метеолабильности
20
Дыхательная гимнастика
21
Массаж
22
III этап — Амбулаторно- поликлинический На амбулаторно-поликлиническом этапе основной целью реабилитации является предупреждение развития хронической бронхолегочной патологии, обеспечение максимально полного морфологического и функционального восстановления органов дыхания. Задачи: Диспансерное динамическое наблюдение; Поддержание трудоспособности больного; Рациональное трудоустройство; Профилактика прогрессирования заболевания.
23
Из физиотерапевтических процедур применяют: инфракрасное облучение грудной клетки тепловлажные ингаляции с настоями лекарственных средств (багульник, мать-и-мачеха, ромашка и др.) фонофорез с гидрокортизоном УВЧ-терапию аппликации парафина или озокерита на грудную клетку. Тепловые и аэрозольные процедуры сочетаются с лечебной физкультурой. При выявлении очагов инфекции, требующих хирургической санации, последняя должна проводиться в плановом порядке в условиях стационара.
24
IV этап – санаторно-курортное Санаторно-курортное лечение проводится с целью ликвидации остаточных изменений в легочной ткани, повышения общей резистентности организма, а также предупреждения возможных обострений воспалительного процесса. Задачи: Поддержание трудоспособности больного; Профилактика рецидивов заболевания; Обеспечение больного санаторно-курортным лечением.
25
Аэротерапия
26
Лечебная гимнастика
27
Водные процедуры
28
Показания больным с остаточными воспалительными явлениями, очаговыми изменениями типа пневмосклероза Физические методы лечения рассасывающего характера: УВЧ Индуктотермия ДМВ-терапия тепловые аппликации
29
Показания больным с остаточными изменениями обструктивного типа тепловлажные ингаляции морской водой аэрозоли бронхолитических средств аэрозоли муколитических средств
30
Показания больным с явлениями астении и вегетоневроза массаж грудной клетки гальванизация воротниковой зоны лекарственный электрофорез гидротерапия по показаниям — седативного или тонизирующего типа, соответственно углекислые или радоновые ванны. по показаниям можно назначать морские, шалфейные, кислородные, жемчужные ванны.
31
Показания больным с остаточными изменениями не полностью рассосавшегося инфильтрата УВЧ-терапия комплексный метод внутриорганного электрофореза ингаляционное введение лекарственного аэрозоля электрофорез кальция хлорида на межлопаточную область или проекцию пораженной доли легкого
32
Спасибо за внимание!
Источник