Противопоказания к назначению лфк при острой пневмонии

Противопоказания к назначению лфк при острой пневмонии thumbnail

Пневмония — это заболевание, характеризующееся воспалением всех структур легочной ткани. Тяжесть и продолжительность пневмонии во многом зависит от типа возбудителя и реакции организма. Воспаление легочной паренхимы охватывает дистальную часть терминальных бронхиол, дыхательные бронхиолы, альвеолярные ходы, альвеолярные мешочки и альвеолы, что влечет за собой ограничение дыхательной поверхности легких. Воспалительный процесс часто не ограничивается легочной паренхимой и распространяется на близлежащие бронхи, сосуды и плевру — тогда можно говорить о сопутствующем бронхите, васкулите, плеврите.

В основу современной классификации пневмоний положен этиологический фактор. Выяснение этиологии пневмонии имеет значение не только для правильного выбора медикаментозного лечения, в частности антибиотика, но и для своевременного назначения ЛФК, физиотерапии. Знание морфологических изменений в тканях легких и бронхов при пневмонии, вызванной тем или иным возбудителем, формы и стадии заболевания способствует правильному и своевременному назначению лечебной физкультуры и выбору адекватных средств.

ЛФК принадлежит важная роль в комплексной терапии пневмонии. Раннее использование специальных дыхательных упражнений с учетом показаний и противопоказаний заметно ускоряет выздоровление больных.

Лечебное действие физических упражнений при заболеваниях дыхательного аппарата основывается прежде всего на возможности произвольного регулирования глубины и частоты дыхания, его задержки и форсирования. С помощью специальных статистических и динамических дыхательных упражнений можно переводить поверхностное дыхание на более глубокое, удлинять или укорачивать фазы вдоха и выдоха, улучшать ритм дыхания, увеличивать вентиляцию легких. Занятия лечебной гимнастикой при рациональном сочетании общеукрепляющих физических упражнений со специальными дыхательными упражнениями и разными фазами дыхания усиливают лимфо-и, кровообращение в легких и этим способствуют более быстрому и полному рассасыванию инфильтратов и экссудата в легких и в плевральной полости, предупреждению образования в ней спаек и других включение лечебной гимнастики в комплексное лечение острых заболеваний органов дыхания значительно увеличивает его эффективность и сохраняет у больных в дальнейшем работоспособность. При хронических заболеваниях легких с помощью физических упражнений можно добиться нормализации нарушенной дыхательной функции.

Задачи ЛФК:

  • 1. восстановление или повышение функции внешнего дыхания;
  • 2. укрепление дыхательной мускулатуры;
  • 3. увеличение экскурсии грудной клетки и диафрагмы;
  • 4. способствовать растяжению плевральных спаек и очищению дыхательных путей от патологического секрета.
  • 5. восстановление равномерности вентиляции легких;
  • 6. устранение мышечного дисбаланса;
  • 7. улучшение деятельности нейрогуморальных механизмов регуляции функции внешнего дыхания;
  • 8. улучшение вентиляционно-перфузионных отношений (устранение диссоциации между альвеолярной вентиляцией и легочным кровотоком);
  • 9. улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и защитных свойств организма;
  • 10. повышение психологического статуса и толерантности к физическим нагрузкам.

Физические упражнения способствуют увеличению вентиляции легких, которое достигается при повышении подвижности нижнего легочного края и экскурсии легких, устранении краевых ателектазов, ускорении рассасывания в очаге воспаления благодаря активизации лимфотока и кровотока по системе бронхиальной артерии, дренированию бронхов. Используют упражнения: статические (локализованное дыхание), динамические дыхательные, дренирующие и растягивающие спайки. Улучшение трофических процессов в ткани легких способствует профилактике пневмофиброза.

Дыхательные упражнения и движения для мышц шеи, плечевого пояса, рук и ног влияют на деятельность сердечно-сосудистой системы, повышая функциональные резервы миокарда, увеличивая мышечный кровоток, снижая общее периферическое сосудистое сопротивление, повышая оксигенацию крови и утилизацию кислорода.

Противопоказания к назначению лечебной гимнастики:

  • 1. острая стадия болезни (высокая температура, астматический приступ);
  • 2. злокачественные новообразования легких;
  • 3. острые гнойные воспаления;
  • 4. опасность возникновения кровотечения.
  • 5. тяжелая сердечная и легочная недостаточность.

Общие критерии назначения ЛФК: улучшение общего состояния, снижение температуры до субфебрильных или нормальных цифр, уменьшение лейкоцитоза, исчезновение острофазных реакций периферической крови. Определению срока назначения ЛФК в конкретном случае помогает знание возбудителей заболевания, морфологических и патофизиологических нарушений, которые они вызывают в организме.

Комплекс № 1. Упражнения для больных острой пневмонией (постельный режим)

ИП — лежа на спине

  • 1. Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе.
  • 2. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе — опустить. Выдох вдвое длиннее вдоха.
  • 3. На вдохе отвести прямую ногу в сторону, на выдохе вернуться в ИП.
  • 4. Руки согнуты в локтях. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе руки опустить.
  • 5. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе колени подтянуть к животу руками.

ИП — лежа на боку

  • 6. На вдохе руку отвести назад с поворотом туловища назад, на выдохе вернуться в ИП, руку положить на эпигастральную область.
  • 7. Руку положить на нижние ребра, на вдохе, надавливая на нижние ребра ладонью, создать сопротивление.
  • 8. Ладонью охватить шею сзади, создав статическое напряжение мышц плечевого пояса. При выполнении глубокого дыхания «акцент « приходится на нижнюю долю. Закончить комплекс в положении лежа на спине диафрагмальным дыханием.

Комплекс № 2. Упражнения для больных острой пневмонией (палатный режим)

ИП — сидя на стуле

  • 1. Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе.
  • 2. Руку поднять вверх, наклон в противоположную сторону, на выдохе руку опустить.
  • 3. Отвести локти назад, вдох, на выдохе вернуться в ИП.
  • 4. Руками повторять движения пловца брассом. Вдох — в ИП, выдох — руки развести в стороны.
  • 5. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе «обнять» себя за плечи.

ИП — стоя

  • 6. В руках гимнастическая палка. На вдохе поднять руки вверх, прогнуться, ногу отвести назад, поставить на носок.
  • 7. Круговые движения руками — «гребля».
  • 8. В руках булаву. На вдохе руки в стороны, булавы параллельны полу.

На выдохе наклон, булавы поставить на пол.

  • 9. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе приседание, руки в упоре о пол.
  • 10. Палка сзади заведена за локтевые сгибы, на вдохе прогнуться назад, на выдохе наклон вперед.

Закончить комплекс в ИП сидя. Общее количество упражнений в процедуре лечебной гимнастики — 20-25.

Комплекс № 3. Упражнения для больных острой пневмонией (общий режим)

ИП -*- стоя

Ходьба по залу ЛФК, ходьба на носках, пятках, наружной и внутренней стороне стоп (3-5 мин).

  • 1. Подняться на носки, плечи поднять, пальцы в кулак, на выдохе вернуться в И П.
  • 2. На вдохе руки вверх, голову поднять, прогнуться, на выдохе — приседание, кисти рук на коленях.
  • 3. «Насос». На вдохе поочередные наклоны в стороны, рука скользит по бедру вниз. На выдохе вернуться в ИП.
  • 4. В руках медицинбол, руки перед грудью. На вдохе повороты в стороны, на выдохе вернуться в ИП.
  • 5. Ходьба с высоким подниманием бедра и активной работой рук (3-5 мин).
  • 6. ИП — стоя, палка лежит на стуле. Вдох — руки поднять, на выдохе наклониться, взять палку. Следующий вдох с палкой в руках. На выдохе палку положить на сиденье.
  • 7. Стоя боком к гимнастической стенке. Рукой держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе отклониться от стенки, на выдохе вернуться в ИП.
  • 8. Стоя лицом к гимнастической стенке. На вдохе поднять руки вверх, тянуться руками к верхней ступеньке, на выдохе руками держаться за перекладину на уровне пояса, легкое приседание.
  • 9. В руках гимнастическая палка, руки опущены. На вдохе руки вверх, на выдохе колено поджать к животу с помощью палки.
  • 10. Руки перед грудью, на вдохе руки в стороны, поворот туловища в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

Закончить процедуру ЛГ ходьбой в среднем темпе с переходом на медленный.

Источник

Ïîêàçàòåëè, õàðàêòåðèçóþùèå ïíåâìîíèþ — çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ âîñïàëåíèåì âñåõ ñòðóêòóð ëåãî÷íîé òêàíè. Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ è íàçíà÷åíèÿ ê ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêå. Îáúåêòèâíûå ïðèçíàêè óëó÷øåíèÿ ñîñòîÿíèÿ ïî îêîí÷àíèè êóðñà êîìïëåêñíîãî ëå÷åíèÿ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðåôåðàò

Ëå÷åáíàÿôèçè÷åñêàÿêóëüòóðàïðèîñòðîéïíåâìîíèè

ËÔÊïðèîñòðîéïíåâìîíèè

Ïíåâìîíèÿ — ýòî çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ âîñïàëåíèåì âñåõ ñòðóêòóð ëåãî÷íîé òêàíè. Òÿæåñòü è ïðîäîëæèòåëüíîñòü ïíåâìîíèè âî ìíîãîì çàâèñèò îò òèïà âîçáóäèòåëÿ è ðåàêöèè îðãàíèçìà. Âîñïàëåíèå ëåãî÷íîé ïàðåíõèìû îõâàòûâàåò äèñòàëüíóþ ÷àñòü òåðìèíàëüíûõ áðîíõèîë, äûõàòåëüíûå áðîíõèîëû, àëüâåîëÿðíûå õîäû, àëüâåîëÿðíûå ìåøî÷êè è àëüâåîëû, ÷òî âëå÷åò çà ñîáîé îãðàíè÷åíèå äûõàòåëüíîé ïîâåðõíîñòè ëåãêèõ. Âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ ÷àñòî íå îãðàíè÷èâàåòñÿ ëåãî÷íîé ïàðåíõèìîé è ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà áëèçëåæàùèå áðîíõè, ñîñóäû è ïëåâðó — òîãäà ìîæíî ãîâîðèòü î ñîïóòñòâóþùåì áðîíõèòå, âàñêóëèòå, ïëåâðèòå.

 îñíîâó ñîâðåìåííîé êëàññèôèêàöèè ïíåâìîíèé ïîëîæåí ýòèîëîãè÷åñêèé ôàêòîð. Âûÿñíåíèå ýòèîëîãèè ïíåâìîíèè èìååò çíà÷åíèå íå òîëüêî äëÿ ïðàâèëüíîãî âûáîðà ìåäèêàìåíòîçíîãî ëå÷åíèÿ, â ÷àñòíîñòè àíòèáèîòèêà, íî è äëÿ ñâîåâðåìåííîãî íàçíà÷åíèÿ ËÔÊ, ôèçèîòåðàïèè. Çíàíèå ìîðôîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé â òêàíÿõ ëåãêèõ è áðîíõîâ ïðè ïíåâìîíèè, âûçâàííîé òåì èëè èíûì âîçáóäèòåëåì, ôîðìû è ñòàäèè çàáîëåâàíèÿ ñïîñîáñòâóåò ïðàâèëüíîìó è ñâîåâðåìåííîìó íàçíà÷åíèþ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû è âûáîðó àäåêâàòíûõ ñðåäñòâ.

ËÔÊ ïðèíàäëåæèò âàæíàÿ ðîëü â êîìïëåêñíîé òåðàïèè ïíåâìîíèè. Ðàííåå èñïîëüçîâàíèå ñïåöèàëüíûõ äûõàòåëüíûõ óïðàæíåíèé ñ ó÷åòîì ïîêàçàíèé è ïðîòèâîïîêàçàíèé çàìåòíî óñêîðÿåò âûçäîðîâëåíèå áîëüíûõ.

Ëå÷åáíîå äåéñòâèå ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé ïðè çàáîëåâàíèÿõ äûõàòåëüíîãî àïïàðàòà îñíîâûâàåòñÿ ïðåæäå âñåãî íà âîçìîæíîñòè ïðîèçâîëüíîãî ðåãóëèðîâàíèÿ ãëóáèíû è ÷àñòîòû äûõàíèÿ, åãî çàäåðæêè è ôîðñèðîâàíèÿ. Ñ ïîìîùüþ ñïåöèàëüíûõ ñòàòèñòè÷åñêèõ è äèíàìè÷åñêèõ äûõàòåëüíûõ óïðàæíåíèé ìîæíî ïåðåâîäèòü ïîâåðõíîñòíîå äûõàíèå íà áîëåå ãëóáîêîå, óäëèíÿòü èëè óêîðà÷èâàòü ôàçû âäîõà è âûäîõà, óëó÷øàòü ðèòì äûõàíèÿ, óâåëè÷èâàòü âåíòèëÿöèþ ëåãêèõ. Çàíÿòèÿ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé ïðè ðàöèîíàëüíîì ñî÷åòàíèè îáùåóêðåïëÿþùèõ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé ñî ñïåöèàëüíûìè äûõàòåëüíûìè óïðàæíåíèÿìè è ðàçíûìè ôàçàìè äûõàíèÿ óñèëèâàþò ëèìôî-è, êðîâîîáðàùåíèå â ëåãêèõ è ýòèì ñïîñîáñòâóþò áîëåå áûñòðîìó è ïîëíîìó ðàññàñûâàíèþ èíôèëüòðàòîâ è ýêññóäàòà â ëåãêèõ è â ïëåâðàëüíîé ïîëîñòè, ïðåäóïðåæäåíèþ îáðàçîâàíèÿ â íåé ñïàåê è äðóãèõ âêëþ÷åíèå ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè â êîìïëåêñíîå ëå÷åíèå îñòðûõ çàáîëåâàíèé îðãàíîâ äûõàíèÿ çíà÷èòåëüíî óâåëè÷èâàåò åãî ýôôåêòèâíîñòü è ñîõðàíÿåò ó áîëüíûõ â äàëüíåéøåì ðàáîòîñïîñîáíîñòü. Ïðè õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ ëåãêèõ ñ ïîìîùüþ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé ìîæíî äîáèòüñÿ íîðìàëèçàöèè íàðóøåííîé äûõàòåëüíîé ôóíêöèè.

Çàäà÷èËÔÊ:

1. âîññòàíîâëåíèå èëè ïîâûøåíèå ôóíêöèè âíåøíåãî äûõàíèÿ;

2. óêðåïëåíèå äûõàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû;

3. óâåëè÷åíèå ýêñêóðñèè ãðóäíîé êëåòêè è äèàôðàãìû;

4. ñïîñîáñòâîâàòü ðàñòÿæåíèþ ïëåâðàëüíûõ ñïàåê è î÷èùåíèþ äûõàòåëüíûõ ïóòåé îò ïàòîëîãè÷åñêîãî ñåêðåòà.

5. âîññòàíîâëåíèå ðàâíîìåðíîñòè âåíòèëÿöèè ëåãêèõ;

6. óñòðàíåíèå ìûøå÷íîãî äèñáàëàíñà;

7. óëó÷øåíèå äåÿòåëüíîñòè íåéðîãóìîðàëüíûõ ìåõàíèçìîâ ðåãóëÿöèè ôóíêöèè âíåøíåãî äûõàíèÿ;

8. óëó÷øåíèå âåíòèëÿöèîííî-ïåðôóçèîííûõ îòíîøåíèé (óñòðàíåíèå äèññîöèàöèè ìåæäó àëüâåîëÿðíîé âåíòèëÿöèåé è ëåãî÷íûì êðîâîòîêîì);

9. óëó÷øåíèå äåÿòåëüíîñòè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû è çàùèòíûõ ñâîéñòâ îðãàíèçìà;

10. ïîâûøåíèå ïñèõîëîãè÷åñêîãî ñòàòóñà è òîëåðàíòíîñòè ê ôèçè÷åñêèì íàãðóçêàì.

Ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ ñïîñîáñòâóþò óâåëè÷åíèþ âåíòèëÿöèè ëåãêèõ, êîòîðîå äîñòèãàåòñÿ ïðè ïîâûøåíèè ïîäâèæíîñòè íèæíåãî ëåãî÷íîãî êðàÿ è ýêñêóðñèè ëåãêèõ, óñòðàíåíèè êðàåâûõ àòåëåêòàçîâ, óñêîðåíèè ðàññàñûâàíèÿ â î÷àãå âîñïàëåíèÿ áëàãîäàðÿ àêòèâèçàöèè ëèìôîòîêà è êðîâîòîêà ïî ñèñòåìå áðîíõèàëüíîé àðòåðèè, äðåíèðîâàíèþ áðîíõîâ. Èñïîëüçóþò óïðàæíåíèÿ: ñòàòè÷åñêèå (ëîêàëèçîâàííîå äûõàíèå), äèíàìè÷åñêèå äûõàòåëüíûå, äðåíèðóþùèå è ðàñòÿãèâàþùèå ñïàéêè. Óëó÷øåíèå òðîôè÷åñêèõ ïðîöåññîâ â òêàíè ëåãêèõ ñïîñîáñòâóåò ïðîôèëàêòèêå ïíåâìîôèáðîçà.

Äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ è äâèæåíèÿ äëÿ ìûøö øåè, ïëå÷åâîãî ïîÿñà, ðóê è íîã âëèÿþò íà äåÿòåëüíîñòü ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, ïîâûøàÿ ôóíêöèîíàëüíûå ðåçåðâû ìèîêàðäà, óâåëè÷èâàÿ ìûøå÷íûé êðîâîòîê, ñíèæàÿ îáùåå ïåðèôåðè÷åñêîå ñîñóäèñòîå ñîïðîòèâëåíèå, ïîâûøàÿ îêñèãåíàöèþ êðîâè è óòèëèçàöèþ êèñëîðîäà.

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿêíàçíà÷åíèþëå÷åáíîéãèìíàñòèêè:

1. îñòðàÿ ñòàäèÿ áîëåçíè (âûñîêàÿ òåìïåðàòóðà, àñòìàòè÷åñêèé ïðèñòóï);

2. çëîêà÷åñòâåííûå íîâîîáðàçîâàíèÿ ëåãêèõ;

3. îñòðûå ãíîéíûå âîñïàëåíèÿ;

4. îïàñíîñòü âîçíèêíîâåíèÿ êðîâîòå÷åíèÿ.

5. òÿæåëàÿ ñåðäå÷íàÿ è ëåãî÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü.

Îáùèå êðèòåðèè íàçíà÷åíèÿ ËÔÊ: óëó÷øåíèå îáùåãî ñîñòîÿíèÿ, ñíèæåíèå òåìïåðàòóðû äî ñóáôåáðèëüíûõ èëè íîðìàëüíûõ öèôð, óìåíüøåíèå ëåéêîöèòîçà, èñ÷åçíîâåíèå îñòðîôàçíûõ ðåàêöèé ïåðèôåðè÷åñêîé êðîâè. Îïðåäåëåíèþ ñðîêà íàçíà÷åíèÿ ËÔÊ â êîíêðåòíîì ñëó÷àå ïîìîãàåò çíàíèå âîçáóäèòåëåé çàáîëåâàíèÿ, ìîðôîëîãè÷åñêèõ è ïàòîôèçèîëîãè÷åñêèõ íàðóøåíèé, êîòîðûå îíè âûçûâàþò â îðãàíèçìå.

Êîìïëåêñ ¹ 1. Óïðàæíåíèÿ äëÿ áîëüíûõ îñòðîé ïíåâìîíèåé (ïîñòåëüíûé ðåæèì)

ÈÏ — ëåæà íà ñïèíå

1. Äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå, ðóêè äëÿ êîíòðîëÿ ëåæàò íà ãðóäè è æèâîòå.

2. Íà âäîõå ïîäíÿòü ðóêè ââåðõ, íà âûäîõå — îïóñòèòü. Âûäîõ âäâîå äëèííåå âäîõà.

3. Íà âäîõå îòâåñòè ïðÿìóþ íîãó â ñòîðîíó, íà âûäîõå âåðíóòüñÿ â ÈÏ.

4. Ðóêè ñîãíóòû â ëîêòÿõ. Íà âäîõå ðóêè ðàçâåñòè â ñòîðîíû, íà âûäîõå ðóêè îïóñòèòü.

5. Íà âäîõå ðóêè ðàçâåñòè â ñòîðîíû, íà âûäîõå êîëåíè ïîäòÿíóòü ê æèâîòó ðóêàìè.

ÈÏ — ëåæà íà áîêó

6. Íà âäîõå ðóêó îòâåñòè íàçàä ñ ïîâîðîòîì òóëîâèùà íàçàä, íà âûäîõå âåðíóòüñÿ â ÈÏ, ðóêó ïîëîæèòü íà ýïèãàñòðàëüíóþ îáëàñòü.

7. Ðóêó ïîëîæèòü íà íèæíèå ðåáðà, íà âäîõå, íàäàâëèâàÿ íà íèæíèå ðåáðà ëàäîíüþ, ñîçäàòü ñîïðîòèâëåíèå.

8. Ëàäîíüþ îõâàòèòü øåþ ñçàäè, ñîçäàâ ñòàòè÷åñêîå íàïðÿæåíèå ìûøö ïëå÷åâîãî ïîÿñà. Ïðè âûïîëíåíèè ãëóáîêîãî äûõàíèÿ «àêöåíò « ïðèõîäèòñÿ íà íèæíþþ äîëþ. Çàêîí÷èòü êîìïëåêñ â ïîëîæåíèè ëåæà íà ñïèíå äèàôðàãìàëüíûì äûõàíèåì.

Êîìïëåêñ ¹ 2. Óïðàæíåíèÿ äëÿ áîëüíûõ îñòðîé ïíåâìîíèåé (ïàëàòíûé ðåæèì)

ÈÏ — ñèäÿ íà ñòóëå

1. Äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå, ðóêè äëÿ êîíòðîëÿ ëåæàò íà ãðóäè è æèâîòå.

2. Ðóêó ïîäíÿòü ââåðõ, íàêëîí â ïðîòèâîïîëîæíóþ ñòîðîíó, íà âûäîõå ðóêó îïóñòèòü.

3. Îòâåñòè ëîêòè íàçàä, âäîõ, íà âûäîõå âåðíóòüñÿ â ÈÏ.

4. Ðóêàìè ïîâòîðÿòü äâèæåíèÿ ïëîâöà áðàññîì. Âäîõ — â ÈÏ, âûäîõ — ðóêè ðàçâåñòè â ñòîðîíû.

5. Íà âäîõå ðóêè ðàçâåñòè â ñòîðîíû, íà âûäîõå «îáíÿòü» ñåáÿ çà ïëå÷è.

ÈÏ — ñòîÿ

6.  ðóêàõ ãèìíàñòè÷åñêàÿ ïàëêà. Íà âäîõå ïîäíÿòü ðóêè ââåðõ, ïðîãíóòüñÿ, íîãó îòâåñòè íàçàä, ïîñòàâèòü íà íîñîê.

7. Êðóãîâûå äâèæåíèÿ ðóêàìè — «ãðåáëÿ».

8. Â ðóêàõ áóëàâó. Íà âäîõå ðóêè â ñòîðîíû, áóëàâû ïàðàëëåëüíû ïîëó.

Íà âûäîõå íàêëîí, áóëàâû ïîñòàâèòü íà ïîë.

9. Íà âäîõå ïîäíÿòü ðóêè ââåðõ, íà âûäîõå ïðèñåäàíèå, ðóêè â óïîðå î ïîë.

10. Ïàëêà ñçàäè çàâåäåíà çà ëîêòåâûå ñãèáû, íà âäîõå ïðîãíóòüñÿ íàçàä, íà âûäîõå íàêëîí âïåðåä.

Çàêîí÷èòü êîìïëåêñ â ÈÏ ñèäÿ. Îáùåå êîëè÷åñòâî óïðàæíåíèé â ïðîöåäóðå ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè — 20-25.

Êîìïëåêñ ¹ 3. Óïðàæíåíèÿ äëÿ áîëüíûõ îñòðîé ïíåâìîíèåé (îáùèé ðåæèì)

ÈÏ -*- ñòîÿ

Õîäüáà ïî çàëó ËÔÊ, õîäüáà íà íîñêàõ, ïÿòêàõ, íàðóæíîé è âíóòðåííåé ñòîðîíå ñòîï (3-5 ìèí).

1. Ïîäíÿòüñÿ íà íîñêè, ïëå÷è ïîäíÿòü, ïàëüöû â êóëàê, íà âûäîõå âåðíóòüñÿ â È Ï.

2. Íà âäîõå ðóêè ââåðõ, ãîëîâó ïîäíÿòü, ïðîãíóòüñÿ, íà âûäîõå — ïðèñåäàíèå, êèñòè ðóê íà êîëåíÿõ.

3. «Íàñîñ». Íà âäîõå ïîî÷åðåäíûå íàêëîíû â ñòîðîíû, ðóêà ñêîëüçèò ïî áåäðó âíèç. Íà âûäîõå âåðíóòüñÿ â ÈÏ.

4. Â ðóêàõ ìåäèöèíáîë, ðóêè ïåðåä ãðóäüþ. Íà âäîõå ïîâîðîòû â ñòîðîíû, íà âûäîõå âåðíóòüñÿ â ÈÏ.

5. Õîäüáà ñ âûñîêèì ïîäíèìàíèåì áåäðà è àêòèâíîé ðàáîòîé ðóê (3-5 ìèí).

6. ÈÏ — ñòîÿ, ïàëêà ëåæèò íà ñòóëå. Âäîõ — ðóêè ïîäíÿòü, íà âûäîõå íàêëîíèòüñÿ, âçÿòü ïàëêó. Ñëåäóþùèé âäîõ ñ ïàëêîé â ðóêàõ. Íà âûäîõå ïàëêó ïîëîæèòü íà ñèäåíüå.

7. Ñòîÿ áîêîì ê ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêå. Ðóêîé äåðæàòüñÿ çà ïåðåêëàäèíó íà óðîâíå ãðóäè. Íà âäîõå îòêëîíèòüñÿ îò ñòåíêè, íà âûäîõå âåðíóòüñÿ â ÈÏ.

8. Ñòîÿ ëèöîì ê ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêå. Íà âäîõå ïîäíÿòü ðóêè ââåðõ, òÿíóòüñÿ ðóêàìè ê âåðõíåé ñòóïåíüêå, íà âûäîõå ðóêàìè äåðæàòüñÿ çà ïåðåêëàäèíó íà óðîâíå ïîÿñà, ëåãêîå ïðèñåäàíèå.

9.  ðóêàõ ãèìíàñòè÷åñêàÿ ïàëêà, ðóêè îïóùåíû. Íà âäîõå ðóêè ââåðõ, íà âûäîõå êîëåíî ïîäæàòü ê æèâîòó ñ ïîìîùüþ ïàëêè.

10. Ðóêè ïåðåä ãðóäüþ, íà âäîõå ðóêè â ñòîðîíû, ïîâîðîò òóëîâèùà â ñòîðîíó, íà âûäîõå âåðíóòüñÿ â ÈÏ.

Çàêîí÷èòü ïðîöåäóðó Ëà õîäüáîé â ñðåäíåì òåìïå ñ ïåðåõîäîì íà ìåäëåííûé.

ËÔÊïðèêðóïîçíîéïíåâìîíèè

Ïðè êðóïîçíîé ïíåâìîíèè (ïðè îòñóòñòâèè ïðîòèâîïîêàçàíèé) ËÔÊ íàçíà÷àþò íà 3-7-é äåíü çàáîëåâàíèÿ. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü êóðñà íå ìåíåå 4-6 íåäåëü. Ïðè îñòðûõ ïíåâìîíèÿõ, âûçâàííûõ äðóãèìè áàêòåðèàëüíûìè è âèðóñíî-áàêòåðèàëüíûìè âîçáóäèòåëÿìè, ËÔÊ íàçíà÷àþò â áîëåå ïîçäíèå ñðîêè — ïðèìåðíî íà 7-10-é äåíü, à ïðè çàòÿæíûõ ïíåâìîíèÿõ — íà 14-é äåíü è ïîçæå; êóðñ ëå÷åíèÿ — 5-8 è áîëåå íåäåëü.

I ýòàï — ùàäÿùèé äâèãàòåëüíûé ðåæèì (2-4 äíÿ): ñòàöèîíàð, ïîëèêëèíèêà. Âåñü êîìïëåêñ óïðàæíåíèé íåîáõîäèìî ïîâòîðÿòü 2-3 ðàçà â äåíü. Çàíÿòèÿ ïðîâîäÿò â èñõîäíîì ïîëîæåíèè ëåæà íà ñïèíå, âêëþ÷àþò îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ, ñïîñîáñòâóþùèå äâèæåíèÿì ãðóäíîé êëåòêè â ðàçíûõ íàïðàâëåíèÿõ, äëÿ ìûøö áðþøíîãî ïðåññà è äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ.

II ýòàï — ùàäÿùå-òðåíèðóþùèé ðåæèì (6-9 äíåé): ñòàöèîíàð — ïîëèêëèíèêà — ðåàáèëèòàöèîííûé öåíòð. Ïðè òÿæåëîì òå÷åíèè çàáîëåâàíèÿ çàíÿòèÿ ËÔÊ ïðîâîäÿò â è.ï. ëåæà è ñèäÿ, â îñòàëüíûõ ñëó÷àÿõ — ëåæà, ñèäÿ, ñòî.  çàíÿòèÿ âõîäÿò óïðàæíåíèÿ ñ ïðåäìåòàìè (ðåçèíîâûé ìÿ÷ è ãèìíàñòè÷åñêàÿ ïàëêà).

Ëîêàëèçîâàííîå äûõàíèå âûïîëíÿþò íå òîëüêî äëÿ óëó÷øåíèÿ âåíòèëÿöèè â íåïîðàæåííûõ îòäåëàõ ëåãêèõ (â ïåðâûå äíè ëå÷åíèÿ), íî è íåïîñðåäñòâåííî â ó÷àñòêå âîñïàëåíèÿ.

Ñòàòè÷åñêèå è äèíàìè÷åñêèå äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþò ñ óäëèíåííûì âûäîõîì è ïîñòåïåííûì óãëóáëåíèåì âäîõà.

Óâåëè÷èâàþò êîëè÷åñòâî äðåíèðóþùèõ óïðàæíåíèé.

Âûïîëíÿþò óïðàæíåíèÿ äëÿ ìåëêèõ, ñðåäíèõ è êðóïíûõ ìûøå÷íûõ ãðóïï êîíå÷íîñòåé, êîòîðûå îêàçûâàþò áëàãîòâîðíîå âëèÿíèå íà ýêñòðàêàðäèàëüíûå è êàðäèàëüíûå ôàêòîðû êðîâîîáðàùåíèÿ.

Åñëè ïíåâìîíèÿ îñëîæíåíà ïëåâðèòîì, íåîáõîäèìî ñâîåâðåìåííî ââåñòè â êîìïëåêñ ËÃ óïðàæíåíèÿ äëÿ ðàñòÿãèâàíèÿ ñïàåê, ïîêà âîçìîæíà èõ ëèêâèäàöèÿ èëè ðàñòÿãèâàíèå.

Äûõàòåëüíûå è äðåíèðóþùèå óïðàæíåíèÿ öåëåñîîáðàçíî ÷åðåäîâàòü ñ óïðàæíåíèÿìè äëÿ êîíå÷íîñòåé è â ðàññëàáëåíèè ìûøö ïëå÷åâîãî ïîÿñà, øåè, ëèöà, ðóê, íîã è òóëîâèùà â ñîîòíîøåíèè 2:1:1:1.

Ïðè âûïîëíåíèè óïðàæíåíèé ìîæíî èñïîëüçîâàòü ðàçëè÷íûå ïðåäìåòû, à ïðè ëåãêîì òå÷åíèè è õîðîøåé ôèçè÷åñêîé ïîäãîòîâêå ïàöèåíòà — ëåãêèå ñíàðÿäû (íàïðèìåð, ãàíòåëè 1-3 êã) è òðåíàæåðû (âåëîòðåíàæåð). Çàíÿòèÿ ãðóïïîâûå. Êîìïëåêñ óïðàæíåíèé ïîâòîðÿþò 2-3 ðàçà âäåíü (îäèí ðàç ñ èíñòðóêòîðîì, îñòàëüíûå — ñàìîñòîÿòåëüíî). Êðîìå òîãî, ïàöèåíòó ðåêîìåíäóþò ïðîãóëêè íà ñâåæåì âîçäóõå (â òåïëîå âðåìÿ ãîäà) ïî 30-40 ìèí â ñóò, âîçäóøíûå âàííû è òåïëûå îáòèðàíèÿ.

III ýòàï — òðåíèðóþùèé ïåðèîä (15-20 è áîëåå çàíÿòèé) — ðåàáèëèòàöèîííûé öåíòð — ïîëèêëèíèêà — ñàíàòîðèé. Çàíÿòèÿ ËÔÊ ïðîâîäÿò îäèí ðàç â äåíü, íî ïàöèåíò îáÿçàí íåîäíîêðàòíî â òå÷åíèå äíÿ ñàìîñòîÿòåëüíî âûïîëíÿòü ðåêîìåíäîâàííûå åìó äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ.

Ôèçè÷åñêèåóïðàæíåíèÿâûïîëíÿþòâëþáûõèñõîäíûõïîëîæåíèÿõ:

1. ñòàòè÷åñêèå è äèíàìè÷åñêèå äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ ñ óãëóáëåííûì âäîõîì;

2. äðåíèðóþùèå óïðàæíåíèÿ;

3. óïðàæíåíèÿ, ðàñòÿãèâàþùèå ïëåâðàëüíûå ñïàéêè;

4. åñëè ó ïàöèåíòà åñòü ïðèçíàêè íàðóøåíèÿ áðîíõèàëüíîé ïðîõîäèìîñòè, åìó ðåêîìåíäóþò äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ ñ óäëèíåííûì âûäîõîì;

5. óïðàæíåíèÿ äëÿ ìûøö êîíå÷íîñòåé è òóëîâèùà ìîæíî âûïîëíÿòü ñ îòÿãîùåíèÿìè è íà òðåíàæåðàõ.

Ïðîäîëæèòåëüíîñòü çàíÿòèÿ — 30-40 ìèí; ïëîòíîñòü — îò 60-70 äî 70-80%; ×ÑÑ — îò 55 äî 75% ìàêñèìàëüíîãî âîçðàñòíîãî ïóëüñà. Ðåêîìåíäóþòñÿ äîçèðîâàííàÿ õîäüáà (îò 1500 äî 3000 ì è áîëåå â ñóò), ïîñòåïåííîå ñíèæåíèå òåìïåðàòóðû âîäû ïðè îáòèðàíèÿõ, çàòåì ïåðåõîä ê áîëåå àêòèâíûì çàêàëèâàþùèì ïðîöåäóðàì ñ ó÷åòîì âðåìåíè ãîäà è ðåàêòèâíîñòè îðãàíèçìà (îáëèâàíèå, áàíÿ, ïëàâàíèå).

 III ïåðèîäå (òðåíèðîâî÷íûé) óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþò â ðàçëè÷íûõ èñõîäíûõ ïîëîæåíèÿõ, ñ ïðåäìåòàìè è áåç íèõ, íà ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêå, âî âðåìÿ õîäüáû. Ðåêîìåíäóþòñÿ ïðîãóëêè, èãðû — âîëåéáîë, òåííèñ, íàñòîëüíûé òåííèñ, ãðåáëÿ.

È.ï. — ñèäÿ, íîãè íà øèðèíå ïëå÷, ñòóïíè íà ïîëó, ðóêè îïóùåíû. Ïîäíÿòü ðóêè ââåðõ, ïîëîæèòü êèñòè íà êîëåíè è ñêîëüçèòü èìè ê íîñêàì. Ïîâòîðèòü 2-4 ðàçà. Òåìï ìåäëåííûé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå.

È.ï. — òî æå, ðóêè íà ïîÿñå. Ïîâåðíóòü òóëîâèùå íàïðàâî è áåç îñòàíîâêè íàëåâî. Ïîâòîðèòü ïî 2-4 ðàçà â êàæäóþ ñòîðîíó. Òåìï ìåäëåííûé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå.

È.ï. — òî æå. Ïîäíÿòü ïëå÷è ââåðõ — âäîõ, îïóñòèòü — âûäîõ. Ïîâòîðèòü 3 ðàçà. Òåìï ìåäëåííûé.

È.ï. — ñèäÿ, íîãè íà øèðèíå ïëå÷, ðóêè â ñòîðîíû. Ïîäíÿòü ñîãíóòóþ â êîëåíå ïðàâóþ íîãó è ðóêàìè ïðèæàòü åå ê ãðóäè, çàòåì âåðíóòüñÿ â è.ï. Òî æå ëåâîé íîãîé. Ïîâòîðèòü ïî 2-4 ðàçà êàæäîé íîãîé. Òåìï ñðåäíèé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå.

È.ï. — òî æå, ðóêè îïóùåíû. Íàêëîíèòüñÿ ìàêñèìàëüíî âïåðåä, ñãèáàÿñü â òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ è îäíîâðåìåííî ïîäíÿòü ðóêè ââåðõ íàçàä, çàòåì âåðíóòüñÿ â è.ï. Ïîâòîðèòü 2-6 ðàç. Òåìï ñðåäíèé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå.

È.ï. — ñèäÿ, íîãè íà øèðèíå ïëå÷. Ïîäíÿòü ðóêè ÷åðåç ñòîðîíû ââåðõ, ñîåäèíèòü ëàäîíè òûëüíûìè ñòîðîíàìè âìåñòå — âäîõ, îïóñòèòü — âûäîõ. Ïîâòîðèòü 3 ðàçà. Òåìï ìåäëåííûé.

È.ï. — ñòîÿ, íîãè íà øèðèíå ïëå÷, â ðóêàõ ðåçèíîâûé ìÿ÷. Ïîäíÿòü ìÿ÷ íàä ãîëîâîé, ïðîãíóòüñÿ è îïóñòèòü ê íîñêàì íîã. Ïîâòîðèòü 2-4 ðàçà. Òåìï ìåäëåííûé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå.

È.ï. — ñòîÿ, ðóêè ñ ìÿ÷îì ïîäíÿòû íàä ãîëîâîé. Êðóãîâûå äâèæåíèÿ òóëîâèùåì ïî ÷àñîâîé è ïðîòèâ ÷àñîâîé ñòðåëêè. Ïîâòîðèòü ïî 4-6 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó. Òåìï ñðåäíèé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå.

È.ï. — òî æå. Îïóñòèòü ðóêè ñ ìÿ÷îì ê ïðàâîìó êîëåíó, íàêëîíèâ òóëîâèùå âïðàâî — âûäîõ, âåðíóòüñÿ â è.ï. — âäîõ. Òî æå â ëåâóþ ñòîðîíó. Ïîâòîðèòü ïî 2 ðàçà â êàæäóþ ñòîðîíó. Òåìï ìåäëåííûé.

È.ï. — ñòîÿ, ðóêè âäîëü òóëîâèùà. Íàêëîíèòüñÿ âïðàâî, ñêîëüçÿ ïðàâîé ðóêîé ïî òóëîâèùó âíèç, à ëåâîé — ââåðõ ê ïîäìûøå÷íîé âïàäèíå. Òîæå â äðóãóþ ñòîðîíó. Ïîâòîðèòü 2-4 ðàçà. Òåìï ñðåäíèé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå.

È.ï. — ñòîÿ, â îïóùåííûõ ðóêàõ ïàëêà. Ïðèñåñòü, ïîäíèìàÿ ïàëêó ïåðåä ãðóäüþ — âûäîõ, âñòàòü — âäîõ. Ïîâòîðèòü 2-4 ðàçà. Òåìï ìåäëåííûé.

È.ï. — ñòîÿ, ïàëêà çàæàòà ñçàäè â ëîêòåâûõ ñóñòàâàõ. Íàêëîíÿòüñÿ âïðàâî, âëåâî. Ïîâòîðèòü ïî 4-6 ðàç. Òåìï ñðåäíèé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå.

Ñïîêîéíàÿ õîäüáà 1-2 ìèí., ïîëíîñòüþ ðàññëàáü ìûøöû ðóê è òóëîâèùà.

Ìàññàæ ãðóäíîé êëåòêè (êëàññè÷åñêèé ëå÷åáíûé, ñåãìåíòàðíûé, àïïàðàòíûé — âèáðàöèîííûé) ñ èñïîëüçîâàíèåì âñåõ ïðèåìîâ íàçíà÷àþò â êîíöå 2-ãî — íà÷àëå 3-ãî ïåðèîäà ëå÷åíèÿ (ïðè âûðàæåííûõ îáñòðóêòèâíûõ ïðîÿâëåíèÿõ íå èñïîëüçóþò ïðåðûâèñòóþ âèáðàöèþ âïëîòü äî êóïèðîâàíèÿ ýòîãî ñîñòîÿíèÿ).

Îñîáîå âíèìàíèå ïðè ìàññàæå îáðàùàþò íà óñòðàíåíèå ïàòîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé â êîæå è ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè ïðèåìàìè ðàñòèðàíèÿ â îáëàñòÿõ íàä è ïîä êëþ÷èöàìè, íàä ãðóäèíîé è ëîïàòêàìè, â ïàðàâåðòåáðàëüíûõ îáëàñòÿõ, íàä íèæíåé ðåáåðíîé äóãîé è â ìåñòàõ ïðèêðåïëåíèÿ ðåáåð ê ãðóäèíå. Îñîáåííî òùàòåëüíî íåîáõîäèìî âûïîëíÿòü ïðèåìû ïîëóêðóæíîãî ðàçìèíàíèÿ è ðàñòÿæåíèÿ ïðè ìàññàæå ìûøö ïàðàâåðòåáðàëüíîé îáëàñòè íà ñòîðîíå âîñïàëåíèÿ ëåãî÷íîé òêàíè.

Îáúåêòèâíûå ïðèçíàêè óëó÷øåíèÿ ñîñòîÿíèÿ ïî îêîí÷àíèè êóðñà êîìïëåêñíîãî ëå÷åíèÿ: èñ÷åçíîâåíèå êëèíè÷åñêèõ, ðåíòãåíîëîãè÷åñêèõ, ëàáîðàòîðíûõ ïðîÿâëåíèé ïíåâìîíèè; óëó÷øåíèå âåíòèëÿöèîííîé ôóíêöèè ëåãêèõ; óìåíüøåíèå èëè èñ÷åçíîâåíèå îáñòðóêöèè áðîíõîâ; óìåíüøåíèå èçìåíåíèé â êîæå è ìèîôàñöèàëüíûõ ñòðóêòóðàõ; ïîâûøåíèå òîëåðàíòíîñòè ê ôèçè÷åñêèì íàãðóçêàì

ïíåâìîíèÿ ëåãî÷íûé ëå÷åáíûé ãèìíàñòèêà

Ëèòåðàòóðà

1. Åïèôàíîâ Â. À. //Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà è ñïîðòèâíàÿ ìåäèöèíà//- Â. À.Åïèôàíîâ Ì. Ìåäèöèíà 1999 139, 140 ññ

2. Êàëàøíèêîâà À. //Êíèãà î ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèÿõ è õîðîøåì ñàìî÷óâñòâèè. //À.Êàëàøíèêîâà 1996 ã.-156-159 ññ

3. Ïîïóëÿðíàÿ ìåäèöèíñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ.

4. Òîëêà÷åâ Á.Ñ. /»Ôèçêóëüòóðíûé çàñëîí» ÎÐÇ / Á.Ñ Òîëêà÷åâ 1992 ã.- 45,46ññ

5. Òðàíêâèëëèòàòè À.Í./ «Âîññòàíîâèòü çäîðîâüå» /À.Í. Òðàíêâèëëèòàòè 1992 ã. ñòð 66

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник