Психологическая помощь ребенку при ожоге

Психологическая помощь ребенку при ожоге thumbnail

Ожоги I, II и III А степени не оставляют последствий в виде шрамов и контрактур. Ожоги III Б и IV степени, даже если они были прооперированы и на раны накладывалась аутокожа (лоскуты собственной кожи больного), оставляют изменения в виде рубцов, иногда резко гипертрофированных или келлоидных.

Это значит, что на коже, где был ожог, появляются выросты и углубления, втягивания кожи или, наоборот, разросшиеся узелки розового или красного цвета, нередко плотные на ощупь. Это происходит потому, что ростковый слой кожи поврежден, и организм ребенка, компенсируя дефект, начинает продуцировать замену в виде коллагеновой ткани, которая вырастает быстро и укладывается беспорядочно в виде узелков и уплотнений, иногда вовлекая в процесс окружающие ткани, тем самым образуя стягивания и углубления.

Видимый рост рубцов начинается не сразу после ожога, и, к сожалению, не очень заметен после операции. Но через 3-4 недели (иногда после выписки из больницы) родители начинают замечать, что кожа ребенка над местом ожога становится припухшей, красной и бугристой. Рост ткани становится гипертрофическим, рубцы выглядят воспаленными, иногда болезненными при ощупывании.

Нередко в области особенно тонкой рубцовой ткани появляются пузыри, наполненные красноватым и светлым содержимым. Это послеожоговые флегтемы, которые лопаются, в результате чего появляется раневая поверхность. Иногда кожа рубца шелушится, трескается, зудит. Созревание рубцов продолжается в течение 1-3 лет.

Если ожоги располагался над суставами, которые часто находятся в естественном согнутом состоянии (например, во время сна), то может возникнуть контрактура — невозможность полного разгибания сустава, и может развиться нарушение нормальной двигательной активности больного.

Деформации кожи на лице после ожоговой травмы приводят к возникновению трудностей с речью, приемом пищи. Пересадка кожного лоскута на область ожога способна ограничить этот неконтролируемый рост соединительной ткани, но, как правило, вокруг кожного лоскута и под ним все-таки идет процесс рубцевания. Чтобы предотвратить все эти нежелательные последствия ожоговой травмы, ребенок должен находиться под наблюдением врачей-реабилитологов и выполнять все рекомендации по восстановительной терапии. Как правило, при соблюдении пациентами рекомендаций в полном объеме можно обойтись без повторных пластических операций или же свести необходимое хирургическое вмешательство к минимуму.

Для предотвращения появления резко гипертрофированных или келлоидных рубцов применяется компрессионная одежда. Раннее ее назначение, длительное ношение не только предотвращает рост рубцов, но и ускоряет процесс их созревания, а также уменьшает зуд кожи и улучшает эмоциональное состояние ребенка.

Родителям важно понять, что в настоящее время не существует полного излечения от шрамов, т.е. на месте ожога III Б и IV степени кожа уже никогда не будет такой, как прежде, но согласованными действиями родителей, врачей и медсестер можно улучшить вид рубца, избежать повторных пластических операций.

Очень важным этапом является выполнение лечебной гимнастики не только в период нахождения в стационаре, но и после выписки домой, в течение всего времени роста рубцов. Специальная гимнастика, назначенная врачом-реабилитологом, позволит растянуть рубцы (особенно находящиеся в области суставов) ровно настолько, насколько это необходимо для нормального движения. Гимнастика также помогает снижению уплотнений в рубце, способствует его размягчению и обратному развитию. Но никогда не делайте упражнение насильно — это принесет ребенку только боль и страх перед любыми движениями. Пусть он привыкнет к тому, что вы прикасаетесь к нему мягко, с любовью. Любые упражнения, даже самые тяжелые, ребенок легко может выполнить, если вы будете делать их в игровой форме.

Врач-реабилитолог назначит противорубцовую терапию и будет корректировать ее в течение всего времени, пока пострадавший ребенок наблюдается в консультативной поликлинике.

В вашей жизни произошел несчастный случай — ваш ребенок получил сильный ожог и сейчас находится в больнице. Семейная и повседневная жизнь нарушена. Как родители вы сталкиваетесь со множеством проблем и трудностей. Вы совершенно растеряны и не знаете, что вам делать, как помочь вашему ребенку.

Маленькому ребенку непросто осмыслить то, что с ним произошло. Некоторые дети не понимают случившегося, другие, напротив, все ясно осознают. Но все испытывают страх, сильную боль и более чем когда-либо нуждаются в вас, в вашей поддержке, спокойствии и оптимизме. То, как вы, родители, сможете помочь ребенку пережить это тяжелое время, имеет огромное значение для его и вашей дальнейшей жизни.

Постарайтесь успокоить ребенка, объясните ему, что с ним все дет хорошо, что ему обязательно помогут. Говорите ему столько раз, сколько это необходимо, что вы будете рядом с ним и будете о нем заботиться, — он должен убедиться, что вы любите его, как прежде, и что для вас он не изменился.

Маленький ребенок переживает такие же сильные чувства по поводу случившегося, как и вы. У некоторых детей такие переживания могут возникнуть сразу же после ожога, у других — спустя некоторое время.

Большинство детей могут испытывать чувство вины за произошедшее, их сбивают с толку внезапные изменения в привычной жизни, боль и беспомощность. Некоторые дети не могут сами себя обслуживать и нуждаются в постоянной помощи в элементарных ситуациях, которые прежде не составляли для них никакого труда. Это может сделать их легко возбудимыми или же плаксивыми, трудными в общении, капризными и раздражительными. Даже дети из одной семьи по-разному реагируют на ситуацию травмы. Это трудное время как для детей, так и для родителей. Но родители могут помочь ребенку справиться со своими чувствами, возникшими после травмы.

Читайте также:  Народные средства от ожогов металлом

Какой бы ни была реакция ребенка, пожалуйста, помните, что в данной ситуации для него совершенно нормально и естественно проявлять свои тяжелые переживания.

После ожога некоторые дети могут:

  • огорчаться при отсутствии любимых игрушек (все погибло во время пожара);
  • беспричинно злиться на родителей, пытаться их ударить, толкаться и кусаться, бросать вещи или другими способами проявлять свой гнев;
  • стать более активными и беспокойными;
  • многократно задавать один и тот же вопрос: «Это случится опять?»;
  • беспокоиться о том, выживут ли они, что случится с ними дальше, как они выглядят сейчас и как они будут выглядеть потом;
  • бояться оставаться в одиночестве, требовать, чтобы вы были при них неотлучно;
  • беспокойно спать или вообще не спать всю ночь, им могут сниться страшные сны;
  • вести себя так, как будто они младше, чем на самом деле: опять сосать соску, проситься на руки, перестать говорить, страдать недержанием мочи;
  • у детей может быть тошнота и рвота, головные боли, отсутствие аппетита и высокая температура;
  • дети могут стать тихими и молчаливыми, не желать говорить о том, что произошло, и не помнить событий, произошедших до или после травмы;
  • могут легко огорчаться и плакать;
  • чувствовать вину за свое поведение, или остро сочувствовать вам, если вы считаете, что несчастье произошло по вашей вине;
  • пугаться ситуаций, напоминающих о несчастном случае: запаха гари или бензина, открытого огня или электричества.

Некоторые дети могут вообще не проявлять описанных чувств и как будто не чувствовать никакого огорчения. Однако случается и так, что переживания проявляются позднее, спустя несколько недель или месяцев после ожога.

+ Разговаривайте со своим ребенком, отвечайте на его вопросы, обязательно говорите правду, не старайтесь приукрасить действительность.

+ Внимательно прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок и как он это говорит: нет ли в его словах страха, тревоги, беспокойства? Разговаривайте с ребенком о его чувствах и ощущениях, не отделывайтесь поверхностными утешениями. Диалог, при котором родители вместе с ребенком проговаривают его «отрицательные» ощущения, помогают ребенку правильно их пережить. Детям определенного возраста свойственно испытывать страх, а у ожоговых детей, которые уже встретились с трагедией, чувство страха возрастает многократно.

Родители могут поговорить с ребенком о его страхах, например, так:

Ребенок: «Не выключай свет, мне страшно»

Родитель: «Ты боишься, что в темноте может что-то случиться?»

Ребенок: «Да, тут живет злое чудовище, оно на всех кидается»

Родитель: «Что же с ним случилось, кто его так разозлил?»

Ребенок: «Я не знаю, мне страшно…»

Родитель: «Хочешь, возьми меня за руку… Интересно, а Злое Чудовище боится чего-нибудь?» и т.д.

+ Объясните, что иметь подобные чувства нормально и естественно, говорите с вашим ребенком и о своих собственных чувствах — все это поможет и родителю, и ребенку лучше выразить себя и понять друг друга.

+ Не уставайте уверять ребенка: «Мы вместе. Мы заботимся о тебе. Мы всегда будем заботиться о тебе». Возможно, вам придется повторять эти уверения многократно. Почти бесконечно.

+ Дотрагивайтесь до ребенка, обнимайте его как можно чаще. Такие прикосновения очень важны для ребенка в этот период.

+ Не жалейте времени на разговоры и игры с ребенком. Наблюдайте за ребенком, когда он играет. Прислушайтесь к его играм и фантазиям. Часто именно в игре ребенок проявляет свои чувства страха и агрессии. Дети могут начать сочинять фантастические истории или страшные сказки. Могут постоянно играть в одну и ту же игру, например, в «пожар», «автомобильную катастрофу», «несчастный случай» или «войну». Способствуйте этим играм, они снижают напряжение.

+ Если вы чувствуете, что ребенку необходимо выплеснуть свою агрессию, не препятствуйте этому, а направьте агрессивное поведение ребенка в безопасное для него и окружающих русло. Так, мягкая подушка не пострадает от ударов и не причинит вреда детским кулакам, а рвать лучше всего старый блокнот или ненужную тетрадку. Не запрещайте ребенку проявлять свои эмоции, позвольте ему грустить и плакать, если он потерял или сломал свою любимую игрушку.

+ Выражению чувств ребенка помогают не только слова и игра, но и занятия творчеством. Ребенку необходимо предлагать разные материалы. Именно разнообразие материала помогает ребенку выразить свои чувства с различной степенью глубины и интенсивности.

Надо учесть, что такие предметы как простой карандаш и шариковая ручка слишком скудны для полноценного выражения чувств ребенка. Гораздо эффективнее пластилин и глина, краски и цветные карандаши. Выбор материала в значительной степени зависит от того, чего вы хотите в данный момент добиться. Если, например, гуашь позволяет раскрепоститься и расслабиться, то цветные карандаши, наоборот, могут помочь возбужденному ребенку успокоиться.

Глина и пластилин, требуя определенных физических затрат, способствуют созданию трехмерных образов, связанных с целостностью тела и организма. Оба этих материала позволяют выражать чувства и конструктивно (с помощью создания различных образов), и деструктивно, когда ребенок, как будто бесцельно разминает или делит кусок пластилина на маленькие части. Такая деструктивная работа тоже эффективна и полезна с психологической точки зрения. Выбор типа работы зависит от состояния ребенка.

Гуашь активизирует фантазию, и работа с ней не требует больших усилий.

Работа с фломастерами также развивает фантазию, и вместе с тем способствует укреплению сосредоточенности и усидчивости.

От восковых мелков и цветных карандашей ребенок быстро устает — штриховка, раскрашивание рисунков требует большого расхода энергии. Однако эти инструменты предоставляют большие возможности для выражения чувств.

Выбор бумаги, на которой рисует ребенок, тоже должен быть продуман. Стеснительным закрепощенным детям лучше предлагать большие листы, на которых можно «развернуться», беспокойным же, напротив, имеет смысл предложить бумагу маленького размера, которая потребует от них сосредоточенности в продумывании того, как уместить на листочке свой рисунок.

С помощью аппликации можно создавать различные композиции — как сюжетные, так и бессюжетные. Материалом может быть не только цветная бумага и картон, но и старые журналы. Просто вырезая, ребенок действует деструктивно, затрачивая минимум усилий. Создание же композиций уже является конструктивной работой. (При создании аппликаций и любой работе с ножницами, помните, что ножницы должны быть с тупыми закругленными концами).

В заключение стоит сказать, что нельзя позволять больному ребенку манипулировать его болезнью. Вы должны быть его помощником, но не слугой. Не давайте ему поблажек, не старайтесь относиться к нему, как к больному.

Другие статьи по теме

  • Как помочь детям при ожогах. Ожоги. Первая помощь. Меры предосторожности.

Источник: https://www.clinik.ru/seminar.php#1

Источник

Считается, что от ожога в быту не застрахован никто. Можно ли избежать беды? Что родителям надо знать об ожогах у детей? И какими средствами сегодня располагает столичная медицина для того, чтобы избавить маленького пациента от тяжелых последствий такой травмы?

Лечение ожогов у детей

Случайность или безответственность?

Ожог относится к травмам, представляющим угрозу жизни для человека. По статистике Департамента здравоохранения Москвы, каждое 3-е ожоговое поражение диагностируют у ребенка, чей возраст не достиг 3 лет.

  • Ожоги делятся на типы:
  • 1. Термические (воздействие высокой температуры).
  • 2. Химические (контакт с агрессивным химическим веществом).
  • 3. Лучевые (поражение радиацией).
  • 4. Электрические (удар электротоком).

Чаще всего встречаются термические ожоги у детей: это горячий чай, который мама оставила на столе, а малыш перевернул на себя, или первое «знакомство» с плитой, на которой готовится еда. Когда речь идет об ожогах у детей, в 90% случаев в них виноваты родители: не досмотрели.

Какие наиболее опасные последствия ожогов для ребенка можно выделить?

Главная опасность ожоговой раны — большой риск нагноения после попадания частичек грязной одежды и т.п. К тому же стоит помнить, что при ожоге страдает не только кожный покров: нарушается его барьерная функция, что влечет за собой сбой в работе всего организма. Чем младше ребенок, тем серьезнее будут последствия. Особенно, если имело место термоингаляционное поражение: ожог слизистых верхних дыхательных путей может привести к асфиксии.

Что касается видимых косметических дефектов после ожога, то это контрактуры и рубцы, которые потребуют длительного лечения.
И еще хочу обратить внимание: любой ожог — огромная боль и стресс для ребенка. Поэтому мамы и папы должны помнить, что профессия «родитель» — это работа 24 часа 7 дней в неделю. Если вы собираетесь вместе с ребенком на дачу, на пикник, к морю, то не расслабляйтесь: следите за тем, чтобы малыш был максимально дистанцирован от опасных предметов, могущих стать причиной ожога.

Внимание! Быстро и правильно оценить степень ожога и риск потенциальных осложнений может только врач!

Л.И. Будкевич, д.м.н.,  профессор, руководитель ожогового центра ДГКБ им. Г.Н. Сперанского

Степени ожогов у детей

Степень тяжести ожога у ребенка определяется тем, насколько глубоко пострадали ткани. Различают три. При этом ожоги 1 – 2 степени считаются поверхностными, а 3-й — глубокими.

1 степень

Характеризуется поражением верхнего слоя кожи — эпидермиса. Проявляется болезненностью в конкретной точке, покраснением и чувством жжения. В течение 5 дней проходит самостоятельно, не оставляя следа, либо легкую пигментацию.

2 степень

Отмирание эпидермиса и повреждение верхнего слоя дермы. Боль и покраснение выражены сильно. Появляются пузыри с прозрачным содержимым, которое загустевает через пару дней. Заживление занимает не менее 2-х недель.

3 степень

Глубокое поражение кожи с образованием струпа бурого или черного цвета без выраженного болевого синдрома из-за повреждений нервных окончаний. При таком сильном ожоге у ребенка страдает не только кожа, но и подкожная жировая клетчатка, иногда мышцы и кости. Самостоятельное заживление — около 2-х месяцев с возникновением на местах ожога грубых рубцов.

Степени ожогов у детей

Как помочь ребенку при ожоге?

Если несчастье все же произошло, какой должна быть тактика родителей? Прежде всего, никакой паники: ребенок и так испуган, поэтому ваш страх и слезы только ухудшат его эмоциональное состояние. Важно помнить, что категорически нельзя делать при ожогах:

  • — прикасаться руками к зоне поражения;
  • — трывать одежду, если она прилипла к ожоговой ране;
  • — вскрывать пузыри;
  • обрабатывать рану растительным маслом, содой, кисломолочными продуктами, спиртом, любыми кремами и мазями.
  • Как оказать первую помощь ребенку при ожоге?

    Мы регулярно становимся свидетелями того, что подавляющее большинство родителей, столкнувшись с ожогом у своего ребенка, не могут оказать ему адекватную первую помощь. Что необходимо сделать? Во-первых, обезболить обожженное место под струей прохладной воды в течение 5 – 7 минут. Во-вторых, изолировать поврежденную поверхность от потенциальных микробов, накрыв чем-то чистым (полотенцем, простыней и т.д.). В-третьих, вызвать скорую или самостоятельно привезти ребенка в ближайшую больницу. И все! Убедительная просьба к родителям: забудьте о «целебных» свойствах уринотерапии и «проверенных» народных рецептах. Ваша задача — как можно скорее передать пострадавшего в руки профессионалов.

    Л.И. Будкевич, д.м.н.,  профессор, руководитель ожогового центра ДГКБ им. Г.Н. Сперанского

    Как помочь ребенку при ожоге?

    Методы лечения ожогов у детей

    Если ребенок вовремя доставлен в ожоговый стационар, за его здоровье можно не волноваться. Современная отечественная медицина располагает всеми средствами* для быстрого и эффективного лечения ожогов разной степени тяжести. Например, в ДГКБ им. Г.Н. Сперанского с этой целью применяют следующее:

    «Умные повязки»

    Перевязочный материал с ионами серебра, обладающий антибактериальными свойствами, который не нуждается в смене чаще, чем раз в неделю.

    Противоожоговая кровать

    Не доставляет боли ребенку, благодаря флуодизирующей подушке. Он находится как бы в «подвешенном» состоянии, не ощущая веса собственного тела.

    Скальпели нового поколения

    Вместо традиционных скальпелей используются гидрохирургический и электрический, которые позволяют удалить обожженные ткани с малой потерей крови.

    Терапия отрицательным давлением

    Благодаря вакуум-эффекту рана в месте ожога быстрее очищается от мертвых тканей, что ускоряет заживление в зоне ожога.

    Пластические операции

    Если у пациента не хватает донорской кожи, то для того чтобы восстановить утраченный кожный покров, используют последние достижения комбустиологии (отрасли медицины, изучающей ожоги) — современные биологические и синтетические материалы.

    Фармафорез

    Адресная доставка лекарств в рубцово-измененную ткань на месте «бывшего» ожога без поступления в кровоток. По сравнению с классическими физиотерапевтическими методами, эффективнее улучшает косметические и функциональные результаты.

    В чем особенность Ожогового центра при ДГКБ им. Г.Н. Сперанского?

    Центр существует более 50-ти лет и остается на сегодняшний день единственным в России, где оказывают специализированную помощь детям при различных ожоговых травмах абсолютно бесплатно, по системе ОМС.

    Помимо высокотехнологичной медицины, мы гордимся своим коллективом настоящих профессионалов: все врачи с высшей квалификационной категорией и большим стажем работы. Среди наших специалистов преобладают те, кто успешно защитил докторские и кандидатские диссертации. Также у нас работают воистину героические люди — те, кто приобрел уникальный опыт оказания медицинской помощи детям с термической травмой, пострадавшим в природных и техногенных катастрофах.

    Медицинский персонал больницы регулярно повышает свою квалификацию. Группа врачей и медсестер специализировалась в ведущих ожоговых центрах Великобритании и Соединенных Штатов Америки. Мы готовы к потенциальному «часу Х» 24 часа в сутки.

    А.А. Корсунский, д.м.н., профессор, главный врач ДГКБ им. Г.Н. Сперанского

    Последствия ожогов у детей

    Лечение ожогов у детей не заканчивается выпиской из стационара. Важно, чтобы ребенок как можно скорее смог вернуться к привычному образу жизни. Если пострадали конечности, надо заново научить его ходить, бегать, прыгать. Если в результате ожога пострадало лицо, главное — преодоление психологических комплексов, связанных с изменением внешнего вида ребенка, чтобы свести к нулю насмешки сверстников и полностью социализироваться. Это длительный кропотливый процесс, в котором вместе с пациентом должны участвовать, как родственники, так и врачи. Ребенка нельзя оставлять один на один со своей проблемой: он должен знать, что на этой травме, какой бы тяжелой она не была, жизнь не заканчивается!

    Какими возможностями для реабилитации располагает Ожоговый центр при детской городской клинической больнице имени Сперанского?

    В этом отношении нам повезло. Для детей, перенесших тяжелую ожоговую травму, 2 раза в год (зимой и летом) организовываются поездки в реабилитационные лагеря, где они могут отдохнуть и набраться сил под контролем лучших специалистов. Это стало возможно благодаря тому, что в 2001 году мы создали благотворительный Фонд «Детская больница» при ДГКБ имени Сперанского. Его задача — не только помощь семьям в приобретении дорогостоящих лекарственных средств, но и социально-психологическая реабилитация детей. Этим занимаются квалифицированные педагоги и психологи. При Фонде успешно функционирует детский клуб, в рамках которого для ребят проводят познавательные экскурсии и различные спортивно-развлекательные мероприятия. Все это в комплексе помогает ребенку вернуться к обычной жизни, не чувствуя себя неполноценным.

    А.А. Корсунский, д.м.н., профессор, главный врач ДГКБ им. Г.Н. Сперанского

    *Обращаем внимание на то, что решение о выборе того или иного метода лечения принимается врачами, в зависимости от индивидуальных показаний и противопоказаний конкретного пациента.

    Материал подготовлен совместно с экспертами: Анатолием Александровичем Корсунским, д.м.н., профессором,
    главным врачом ДГКБ им. Г.Н. Сперанского

    Людмилой Иасоновной Будкевич, д.м.н., профессором,
    руководителем ожогового центра ДГКБ им. Г.Н. Сперанского

    Источник: информационный проект
    «Москва — столица здоровья»

Источник